зам архитекторов других национальных республик и областей, в том числе и москов
скому. Не свободно от них и центральное правление Союза архитекторов.
В работе Украинского союза отмечается отрыв правления от местных организаций. Совершенно недостаточна творческо-воспитательная работа союза среди массы архи
текторов. Делегаты с мест жаловались, что не видят у себя мастеров архитектуры, ко
торые могли бы помочь молодежи своей критикой и указаниями.
Местные отделения союза не сумели завоевать достаточный авторитет. Вина за это падает и на местные партийные и советские организации, которые не поняли еще роли и задач союза и игнорируют его местные организации. В результате, реконструкция крупнейших украинских городов проходит почти без участия архитектурной общественности.
Не может Союз архитекторов Украины похвастать и творческой работой (в частно
сти на фронте национальной архитектуры) по критическому освоению наследия прошлого.
В деле творческого освоения наследия прошлого немало навредили враги народа — троцкистско-бухаринские шпионы и буржуаз
ные националисты, пробравшиеся на ряд ответственных участков архитектурной ра
боты Украины. Враги в основном разоблачены, но последствия вредительства ликвидируются медленно.
Вторая конференция московских архитекторов обсудила вопрос об архитектурно-пла
нировочной практике и проблемах реконструкции Москвы.
Столица Советского Союза за последние годы преобразилась до неузнаваемости. Но
вые сооружения характеризуют большое продвижение советской архитектуры по пути социалистического реализма.
Но, наряду с успехами, имеются и значительные недочеты в выполнении генераль
ного плана реконструкции столицы. Грязные лапы ныне разоблаченных вредителей попытались и здесь напакостить. Вредители запутывали планирование, распыляли средства и омертвляли капитал, нарушали регулятивные красные линии и ансамблевую за
стройку площадей и магистралей. Проекты зданий не отвечали основным культурно-бы
товым требованиям и характеризовались многими излишествами.
Необходимо в кратчайший срок ликвидировать последствия вредительства. Нужно осуществить основной принцип партии и правительства — строить быстро, дешево и хорошо, создавая архитектурные ансамбли, достойные Сталинской эпохи.
Архитектурно-проектные и планировочные организации Моссовета не справились с воз
ложенными на них задачами. Сейчас всей планировочной и архитектурно-проектной работой будет руководить Архитектурнопланировочная комиссия, которая должна навести порядок в архитектурно-проектных
мастерских, изгнать оттуда элементы делячества и халтуры, разукрупнить их и при
крепить для глубокой архитектурно-проектной работы каждую мастерскую к отдель
ной магистрали, площади, кварталу и т. д. Это усилит ответственность мастерских и ликвидирует обезличку в их работе.
Необходимо покончить с полукустарными методами работы, непомерно затягивающи
ми сроки и удорожающими строительство. Вопрос о скоростном строительстве, осно
ванном на индустриализации производства отдельных элементов зданий, их стандарти
зации и стахановских методах труда, был поставлен т. А. Г. Мордвиновым на конференции со всей конкретностью. Он убедительно доказывал, что богатство архитек
турного творчества совершенно не умаляется при использовании строительных стандар
тов. Конференция горячо откликнулась на предложение т. Мордвинова — построить поточным скоростным методом в течение этого года 23 дома.
Отчет о работе московского отделения Союза архитекторов и прения по нему показали, что союз мало занимался творческой работой. Он не сумел вовлечь в свой актив крупных мастеров для помощи архи
тектурной молодежи в ее исканиях. Союз стоял почти в стороне от генеральной реконструкции столицы. А ведь это — основ
ная задача московского отделения Союза архитекторов. Последствия такого «невме
шательства» сказались самым отрицательным образом на практических работах по реконструкции Москвы (постройка домов на Мещанской ул., на Можайском шоссе и т. д.).
Союз архитекторов недооценивал роль конкурсов в росте архитектурной молодежи и выдвижении талантливых архитекторов.
В дальнейшем открытые архитектурные кон
курсы должны стать важнейшим звеном в творческой работе Союза архитекторов.
И на пленуме, и на конференции много говорилось о все еще наблюдающемся отрыве архитектора от строительства. Архи
тектор должен наконец установить тесный контакт с инженером-строителем.
Новое правление Московского отделения Союза советских архитекторов, избранное на конференции, должно ликвидировать эти существеннейшие пробелы в деятельности московской организации.
IV пленум правления Союза советских архитекторов и II конференция московских архитекторов прошли на высоком уровне большевистской самокритики. Они явились свидетельством большого творческого и идейно-политического роста советских архитекторов.
Советский народ уверен, что архитекторы, уже создавшие прекрасные памятники великой Сталинской эпохи, в своих новых произведениях дадут еще более яркие, прав
дивые, идейно насыщенные художественные образы в сочетании с полным удовлетворе
нием современных технических, культурных и бытовых требований к жилым, культурно-бытовым, общественным зданиям и сооружениям.