за нашу Советскую Родину! ie
		ЦЕНА 20 КОП,
	ВОЕННО-МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА СССР
	‚ 4 марта 1950 г., суббота
	Совет Министров Союза ССР присудил Сталинские
премии за. ‚выдающиеся работы в области науки
и изобретательства.

Военные моряки вместе со всем советским народом
	от всего сердца приветствуют лауреатов Сталинских
премий — славных новаторов советской науки и техники.

СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
	О присуждении Сталинских премий
за выдающиеся работы в области науки
и изобретательства за 1949 год
		Совет Министров Союза ССР постановил присудить Сталин-
	ские премии за выдающиеся
		научные работы, выдающиеся
	изобретения и коренные усовершенствования методов производз
ственной работы за 1949 год:

Зоржество
нсуки м
	Сеголня публикуется Постановление
Совета Министров СССР о присуждении
Сталинских премий в области науки и
изобретательства за 1949 год. В этом заме-
чательном документе советские люди уви-
дят еще одно яркое свидетельство раету-
щих сил страны социализма, торжество
перздовой советекой науки и техники,
новое локазательство величайшей  жиз-
	ненной мощи ий превосходства социалисти-
	ческого строя.

Присуждение Сталинских премий, выра-
хающее военародное признание ценнейших
работ наших ученых, изобретателей, нова-
TOPOS производства, является крупным и
радостным событием. Всех трудящихся на-
шой страны глубоко радуют великоленные
достижения советской научно-технической
мысли, чудесные плоды  вдохновенного
трорчества передовых соотечественников.
Весь народ с уважением и гордостью чест-
вует новый отряд лауреатов Сталинских
премий, заслуживших это почетное и высо-
коз звание самоотверженным трудом на
благо Родины.
	Никогда еще наука и техника в нашей
стране не достигали такого бурного разви-
тия, как в послевоенный период. Это вновь
убедительно подтверждается обширным
перечнем научных работ, изобретений и
копечных  усовершенствований методов
производства, удостоенных Сталинских пре-
MN

( каждым годом все обильнее становятся
результаты плодотворной деятельности на-
ших многочисленных научных кадров,
влохновляемых партией Ленина— Сталина.
( каждым нашим шагом по пути к комму-
низму наука все глубже проникает в раз-
нообразные области  сопиалистического
строительства, являясь могучим фактором
техническом  прогресезх ‘и неуклонного
под’ема хозяйства, культуры, благосостоя-
пия советского народа.

Только при социализме возможен такой
расцвет науки в интересах ` трудящихся.
\ нае в стране полностью сбылйвь про-
роческие слова Ленина © том, что после
свержения власти капитала, «все чудеса
тохники. все завоевания культуры станут
обиенародным достоянием и отныне ни-
когда человеческий ум и гений не будут
обращены в средства насилия, в средет-
ва эксплуатации». Советская наука нераз-
зырно связана с народом. Руководствуясь
	й

великой сталинской программой строи-
тельства коммунизма, она открывает
беспредельные возможности использования

- ™ So
	ге ЗИ А ВЕ ЕЕ Г +3)

неисчислимых богатств нашей Родины,
содействует росту производительных сил
и укреплению могущества социалистиче-
ского государства.

Источник творческого вдохновения И
силы советской науки состоит в том, что
ее развитие направляет по правильному
руслу коммунистическая партия, вождь и
учитель народа, величайший корифей нау-
ки товарищ Сталин. Руководящие идей
товарища Сталина служат путеводной
звездой для наших ученых. Большевиет-
ская партня и Советское государство с03-
дают самые благоприятные условия для
научного творчества, для роста народных
талавтов и дарований, для широкого ис-
пользования научных открытий и доетиже-
ний в производстве.

Передовая советская наука занимает
достойное место в борьбе‘ нашего народа
за постепенный переход от социализма &
коммунизму. Она успешно выполняет ис-
торическую задачу, которую поставил пе-
ред нею товарищ Сталин: «...не только
догнать, но и превзойти в ближайшее вре-
мя достижения науки за пределами нашей
страны». Этот сталинский Hakas стал
знаменем и программой наших научных
талров. которые уверенно идут, в авангар-
де мировой науки, непрестанно обогащая
духовную сокровищницу советского наро-
да, укрепляя социалистическую экономи-
ку. «Советская наука, служащая интере-
сам народа, добилась серьезных Успехов,
— говоритея в Обращении Центрального
Комитета ВКП(б) к избирателям. — Co-
ветские ученые овладели секретом полу:
чения атомной энергии. Новаторы совет-
ской науки, окруженные вниманием и 33-
ботой партии и правительства, помогают
развитию социалистической промышлен-
ности и сельского хозяйства».

Замечательным . подтверждением Этих
слов являются многочисленные научные
труды, увенчанные Стелинскими премиями.
Эти работы представляют вее отрасли Ha-
уки. Здесь и выдающиеся теоретические
открытия в астрофизике и математике и
	Вручение верительных гра
Президиума Верховного
ee з}
	3 марта в Кремле Заместитель —
теля Президиума Верховного Сове!

М. С. Гречуха принял Чрезвычай
Потзомочного Посла Республики
	пительные грамоты OT
		тель Предсела-
‚ Совета СССР
звычайног И
(блики Инлии
	№ 54 (3461)

советской
TRTECT IARC EA
	US gab hd Ud

глубокие исследования в области химни и
биотогии, медицины,  геолого-географиче-
ских и историко-филологических наук.
Высокую оценку и признание получи-
ли успехи советских ученых в области
технических и сельскохозяйственных на-
ук, имеющие огромное значение для про-
‘мышаенности и земледелия. Впервые в
‘этом тоду присуждены Сталинские премии
‘за работы по истории науки и техники.
Научные труды, отмеченные высокой
наградой, отличаются смелым новаторет-
‘вом. органической связью е жизненными
потребностями народа. Сочетая разработку
важнейших теоретических проблем с pe-
шением практических задач народного хо-
зяйства, советские ученые внесли драго-
ценный вклад в общее дело коммунисти-
ческого строительства. Ученые — лауре-
аты Сталинских премий являют собой
пример единства науки и жизни. Творче-
ское содружество науки с производством
все более крепнет и усиливается, оказы-

вая могучее и благотворное влияние на
развитие народного хозяйства.
Глинство социалистической науки и
	социалистического производства, теории и
практики находит яркое выражение в том,
что Сталинские премии присвоены наря-
ду с учеными большой группе практиче-
ских работников — передовых рабочих-
стахановцев, инженеров, конструкторов,
командиров производства. Рука 06 руку ©
учеными эти новаторы производства про-
	клалыватт новые пути в Науке и техни-
	ке, создают новые технические средства,
новые методы труда.

С чувством глубокого удовлетворения
ветретят военные моряки в списке лауреа-
тов Сталинских премий имена конструЕто-
ров и специалистов, удостоенных отличия
за работы в области вооружения, военной
техники и кораблестроения. .

Среди лауреатов — инициаторы новых
форми  социалистического соревнования:
помощник мастера В. Й. Ворошин, прялиль-
	нина М. И. Рожнева. ткачиха 1. Ф. Воно-
	ненко и другие стахановцы, разработавитие
рациональные методы организации труда и
производства в легкой промышленности,
обоспечившие улучшение качества продук-
ций и экономию сырья и материалов. В
числе лауреатов — токари С. А. Батраков
и Г. С. Нежевенко, добившиеся исключи-
тельно высоких. екороетей резания металла
и обработки деталей, маетер-нефтяник А. А.
Багиров, значительно ускоривший процесс
добычи нефти, рыбак-стахановец Ф. Т. Бе-
леницин, осуществивший коренное усо-
вершенствование лова рыбы, передовые
люди промышленноети и сельского хозяй-
ства. создавшие новые методы высоко-
производительного труда. В достижениях
прославленных Новаторов производства
проявляется культурно-технический под’ем
	нантего табочего клаеса и крестьянства. На
	примере лучших стахановцев особенно ясно
видно, как в процессе строительства
коммунизма в нашей стране стираются
трани между умственным и физическим
	трудом.
Присуждение Сталинских премий — под-

длинный праздник социалистической куль-
туры, науки и техники. Такого  под’ема
науки и культуры нет и не может быть в
капиталистических странах, где все откры-
тия науки и техники служат целям реак-
ции, являются орудием усиления эксилуа-
тации, порабощения и истребления наро-
дов. Там научное творчество сковано реак-
ционной капиталистической системой, ко-
торая беспощадно душит таланты и даро-
вания. У нас, в стране социализма, от-
крыты безграничные просторы для смелого
творчества и дерзаний во всех областях
науки и техники.

В своем Обрашении к избирателям ЦЕ
ВКП(б) указывает, что партия будет 60-
роться за новые достижения советской
науки, за неуклонный технический про-
гресс в промышленности, на транспорте,
в сельском хозяйстве. Все советские люди
кровно ‘заинтересованы в дальнейшем раз-
витии научной мысли, в новых успехах
техники и производства. В руках совет-
ского народа, руководимого коммунистиче-
ской партией и великим Сталиным, наука
и техника служат могучим средством, уско-
ряющим победоносное движение нашей
страны вперед, к коммунизму. Голосуя на
предстоящих выборах в Верховный Совет
СССР за кандидатов блока коммунистов и
беспартийных, советские люди будут го-
логовать за дальнейший расцвет советской
науки и техники, за укрепление могуще-
ства нашей Ролины, за новые победы ком-
	MYVHU3Ma.
		_ алинение преим за выдающиеея научные работы в области
	а. Физико-математических наук
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Амбарцумяну Виктору Амазасповичу,
члену-корреспонденту Академии ‘ наук
СССР. президенту Академии наук Армян-
ской CCP, директору Бюроканской астро-
физической обсерватории. Маркаряну Бе-
	ской ССР, директору Бюроканекой аетро-
физической обсерватории, Маркаряну Бе-
нямину Егишевичу, старшему научному
сотруднику той же обсерватории, — 38
открытие и изучение нового типа звездных
систем («звезлных ассоциаций»). изложен-
ные в серии статей, опубликованных В
журналах: «Сообщения Бюроканской обсер-
ватории». «Доклады Академии наук Ар-
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Векуа Илье Несторовичу, члену-кор-
респонденту Академии ays СССР, дей-
ствительному члену Академии наук Гру-
зинской ССР, профессору  Тбилиеского
государетвенного ‘Университета имени
И. В. Сталина.—за монографию «Новые
методы решения эллиптических  уравне-
ний». опубликованную в 1948 году.
	2. Вольненштейну Михаилу Бладимиро-
вичу, профессору Ленинтрадекого государ-
ственного университета имени А. А. Жда-
‚нова, Ельяшевичу Михаилу Александрови-
  чу, профессору Ленинградекого института
точной механики и оптики, Степанову Бо-
рису Ивановичу, старшему научному с0-
труднику Государственного оптического ин-
От ‚—за монографию «Колебания мо-
‘лекул» в двух томах, опубликованную В

`1949 голу.
	3. Иваненко Дмитрию Дмитриевичу, Со-
‘нолову Арсению Александровичу, професео-
		в размере 200.000 рублей
	мянской ССР» и «Астрономический жур-
нал», в 1949 году.

2. Шайну Тригорию Абрамовичу, акале-
хику., директору Крымекой астрофизиче-
ской обсерватории, —за спектральные ис-
следования звезлных атмосфер, заверигив-
пгиеся открытием в них аномального содер-
жания тяжелого изотопа ‘углерода, изло-
женные в серии сталей, опубликованных
в журналах: «Известия Крымекой астрофи-
зической обсерватории» и «Доклады Ака-
демии натк СССР» в 1948—1949 годах,
	в размере 100.009 рублей
	‘рам Московското государственного универ-
‘ситета имени М. В. Ломоносова, Померан-
чуку Юзику Яковлевичу. доктору физико-
‘математических наук, заведующему секто-
‚ром теплотехнической лаборатории Акаде-
мии наук СССР, — за работы по теории
«светящегося» электрона и по совоеменным
проблемам электродинамики, изложенные в
‘монографии «Классическая теория поля»,
спубтикованной в 1949 году.

4. Погорелову Алексею Васильевичу,
доктору физико-математических наук, за-
‘велующему отделом теометрии Научно-их-
следовательекого института математики И
`механики при Харьковском государственном.
университете имени А. М. Горькото, — за
работы: по теории выпуклых поверхностей,
изложенные в статье «Однозначная опреде-
ленность выпуклых поверхностей» и в
серии статей. опубликованных в журнале
«Доклады Академии наук. СССР» в 1948—
1949 толах.

Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.000 рублей
	1. Дубинину Михаилу Михайловичу,
академику, — за научные исследования
явлений адсорбции и ‘изучение структур
сорбентов, опубликованные в журналах:
«Доклады Академии наук СОСР» и «Жур-
нал физической химии» в 1947—1949 го-

дах.
	2. Иванову Константину Ивановичу,
профессору, заведующему лабораторией
Веесоюзного тенлотехнического научно-ие-
следовательского института имени Ф. 9.
Дзержинекого — за исследования в области
реакций автоокиеления углеводородов и раз-
работку метода получения и выделения орга-
нических перекисей, изложенные в моно-
графии «Промежуточные продукты и проме-
жуточные реакции автоокисления углеводо-
родов», опубликованной в 1949 году.
	3. Наргину Валентину Алексеевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
CCCP, завехующему лабораторией Научно-
 исследовательского физико-химического ин-
етитута имени 1. Я. Варпова, — за иселе-
дования в области физической химии выс-
кополимерных веществ, опубликованные в
журналах: «Доклады Академии наук СССР»
и «Журнал физической химии» в 1948—
1949 rozax. .

4. Предводителеву Александру Сазвичу,
члену-корреспонденту ^ Академии наук
‘СССР, профессору Московского  государ-

ственного университета имени М. В. Иомо-
носова, Гродзовскому Мотелю КВалмановичу,
профессору, заведующему лабораторией Вее-
союзного научно-иеследовательекого инети-
тута подземной газификации углей, Нолод-
цеву Христофору Иосифовичу, старшему
научному сотруднику Веесоюзного тенлотех-
нического научно-иселедовательского инсти-
тута имени Ф. 9. Дзержинского, Хитпину
Льву Николаевичу, старшему научному
сотруднику Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова, Цу-
хановой Ольге Александровне, старшему на-
учному сотруднику Энергетического инети-
тут& имени Г. М. Вржижановекого Акаде-
мии наук СССР — за теоретические и экс-
периментальные исследования процесса
торения углерода, изложенные в моногра-
фии «Горение углерода», опубликованной
в 1949` году. .

5. Чибисову Константину Владимирови-
чу, члену-корреспонденту Академии наук
СССР, научному консультанту Научно-
исследовательского вино-фотоинститута,
Михайловой Александре Алексеевне, Титову
Алексею Алексеевичу, старшим научным
сотрудникам того же инетитута, —за& ис-
следования природы светочувствительности
и: механизма: процессов, протекающих при.
синтезе фотографических эмульсий, изло-
женные в журнале «Труды НИВФИ» в
1948 году.
		г. Геолого-географических наук
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	1. Обручеву Владимиру Афанасьевичу,   вичу, действительному члену Академии на-
стае за МНОТОТОмНыЫЙ Научный труд! ук Армянской СОР. профессору Весесоюзно-
	«История геологического исследования Си- го научно-исследовательекого  геологиче-
бири», опубликованный в 1981—1949 го-  ского института, — за ваучный труд
тах. «Геолотия. Армении», опубликованный. в
	2 Паффенгольцу Константину Николае- 1948 году.
	0. Технических наук
	в. Химических наук
	рае. 2 ~ - т в
научному сотруднику  Научно-иселелоза- учные исследования по нитрованию угле-
	водородов и их производных, опубликован-
ные в журналах: «Доклалы Академии“ наук
	тельского института, —— за теоретические
исследования В области органической хи-
		J. Bnaccsy Василию огахаровичу,. про-
фессору, заведующему отделом строительной
механики Инетитута механики Академии
паук СОСР, — за ‘научные труды: «Общая
теория оболочек» и «Строительная меха-
ника тонкостенных пространственных си-
стем», опубликованные в 1949 году.

2. Данилову Виталию Ивановичу, члену-
корреспонденту Академви наук Украинской
ССР, научному руководителю лаборатории
кристаллизации Центрального  научно-ис-
следовательского института черной метал-
лургяи Министерства металлургической
промышленноети СССР, — за работы в 0б-
пасти кристаллизации жидкостей, обобщен-
ные в статьях: «Некоторые вопросы кине-
тики кристаллизации жидкостей» и «0 за-
рождении центров кристаллизации в пере-
охлажденной жидкости», опубликованных в
1949 году. co
	Премии ПЕРВОЙ степени

1. Номкову Ивану Петровичу, старшему
	3. Корноухозу Николаю Басильевичу,
члену-корреспонденту Академии наук Укра-
инской ССР, заведующему отделом Инсти-
тута строительной механики ‘Академии наук
УССР, — за научный труд «Прочность и
‘устойчивость стержневых систем», опубли-
кованный в 1949 году.

4. Тимроту Дмитрию Львовичу,  про-
`фессору, заведующему сектором  Везсоюз-
‘ного тенлотехнического научно-исследова-
тельекого института имени Ф. 9. Дзер-
жинского, Варгаштину Натану Борисовичу,
‘старшему научному сотруднику того же
инетитута, — за научные  иселедования
тепловых свойств водяного пара при высо-
ких давлениях и температурах, результаты
которых изложены в серии’ статей, опубли-
кованных в журнале «Известия Всесоюзно-
го теплотэхнического института имени Фе-
ликса Дзержинского» в 1948—1949 годах.

ские исследования вулканотенных горных
пород Грузии, обобщенные в научном тру-
ле «Домиоценовый эффузивный вулканизм
Грузии». опубликованном в 1948 голу.
	3. Соболеву Владимиру Степановячу,
профессору Львовского государственного
университета имени Ивана Франко, — за
НАУЧНЫЙ Труд «Введение в минералотию
силикатов». опубликованный в 1949 голу.
	4. Тронову Михаилу Владимировичу, до-
центу Томского государственного унивет-
ситета имени В. В. Куйбышева, — за на-
учные труды: «Современное оледенение
Алтая» и «Очерки оледенения Алтая»,
опубликованные в 1948—1949 голах,
	1. Громову Валерьяну Иннокентьевичу,
доктору . теолото-минералогических наук,
заведующему отделом Института теологи-
ческих наук Академии uayr CCCP, — за
геолого-палеонтологические исследования и
разработку новой методики расчленения
четвертичных отложений, обобщенные в
научном труде «Цалеонтологическое и ат-
хеологическое обоснование стратиграфии
континентальных отложений четвертично-
го периода на территории СССР», опубли-
кованном в 1948 году.

2. Дзоценидзе Георгию  Самсоновичу,
профессору, завехующему лабораторией Ин-
ститута теологии и минералогии Академии
наук Грузинской СОР,;—за петрографиче-
	д. Биологических наук
	в размере 200.000 рублей Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	‘штаты имени №. Е. Вороптилова, — за на-  1 Павловекому Евтению Никаноровичу,   2. Скрябину Вюнстантину Ивановичу,
	академику, —3а научный труд «Гремато-
ды животных и человека» в трех томах,
опубликованных в 1947—1949 годах.
	Е. Н. Павловский,
	аАКалеЕмиИкК,
	1. Павловскому Евтению Никаноровичу,
академику, директору Зоологического ин-
ститута Академии наук СССР, — за науч-
ный труд «Руководство по паразитология
человека с учением о переносчиках тране-
	2. Титову Александру Ивановичу, про- СССР» и «Журнал общей химии» в 1946— уиссивных болезней», опубликованный в
фессору Военной Академии химической за-11949 годах. 1948 году.
	Н, А. Богораз,
профессор.
	В. А. Обручев,
	академик,
	J] A V PE

A T Db
	CTA AUHCKUX ПРЕМИЙ
	К, И. Скрябин,
	AKATOMHK,
		мот Заместителю Председателя
Совета СССР. М. С. Гречухе
	С. Радхакришнаном
	При вручении верительных грамот при-
сутствовали Заместитель Министра Иност-
‘ранных Дел СССР В. А. Зорин, Секретарь
Президиума Верховного Совета СССР А. Ф.
Горкин, Заведующий Отделом Юто-Восточ-
‘пой Азии МИД СССР К. А. Михайлов, 3а-
меститель Заведующего Протокольным Or-
делом МИД СССР.П. А. Бушуев.

После вручения верительных грамот
М. С. Гречуха имел беседу с г. С. Ралхак-

‚ишнаном. `В беседе принял участие В. А.
‘Зорин. (ТАСС),
	Республики. -
[-на Ратхакришнана сопровождали Пер

дл TA
	Уха: уе.
вые (ехлетари Посольства Г. Р. П. Вапур и

г Х Гопаль, атташе Посольства Г.
Кауль и г. В. К. АХулжа, которые были

прелетавлены М. С. Гречухе Поваом.
	ВОСЕМНАДЦ
	АТЫЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ В. И. ЛЕНИНА
НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ
	выпустило   Украинским филиал
	ний В. И. Ленина на Украинском языке.
Перевод © русского издания осуществлен
Venaanpeny филиалом Института Маркеа—
	ЕЕ

нгельса—Ленина при ЦК Bhil(6)
	КИЕВ. 3 марта. (TACC). Государ-

ственное издательство политической ли-
тературы Украинской ССР выпустило
в ср восемнадцатый TOM Сочико-