Арх. А. В. ЮЗЕПЧУК

Площади по улице Горького

Исстари улица Горького являлась одной из центральных артерий города. Историче
ское прошлое торгового тракта, соединяв
шего Москву с Тверью, роль, которую она играла как въезд в Москву из Петербурга, выделяли бывш. Тверскую улицу из ряда других московских магистралей.
Расположенные здесь общественные учреждения, культурные центры и магазины всег
да привлекали к себе значительные людские и транспортные потоки. В наши дни на ули
це Горького расположен ряд выдающихся по своему значению зданий: Дом СНК СССР, Центральный телеграф и Наркомат связи, Моссовет, Музей Революции, Наркомлес, несколько театров, Белорусско-Балтийский вокзал и др.
Вбирая в себя транспортные потоки Ленинградского шоссе (речной вокзал, стадион «Динамо», Аэропорт, Ипподром и пр.) и вли
ваясь непосредственно в Красную площадь, эта улица по существу является главнейшим радиусом Москвы. Крупное значение улицы Горького подчеркнуто в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) о генеральном плане ре
конструкции г. Москвы включением ее в один из основных диаметров (Всехсвятское— завод им. Сталина) и полной ее реконструкцией путем спрямления и расширения.
Все без исключения площади, расположенные по трассе улицы Горького, согласно тому же постановлению, подлежат реконструкции и первоочередной застройке.
Сейчас на улице Горького реконструктивные работы в полном разгаре. На значитель
ных отрезках она строится заново, спрямляется, расширяется, приобретает более спокойный рельеф. Площади, образованные пе
ресечениями улицы Горького с кольцевыми магистралями и долженствующие играть крупнейшую как архитектурную, так и транспортную роль, представляют, однако, крайне непривлекательную картину и весьма да
леки от завершения своей реконструкции. Между тем «первоочередная их застройка хорошими по архитектуре зданиями», как сказано в постановлении партии и правитель
ства, является четким и ясным указанием, которое пора претворять в жизнь.
Что же сделано московскими организациями по реконструкции площадей Горьковской магистрали?
Рассматривая реконструктивные работы, выполненные в натуре, раздельно от запроектированных, надо указать, что, кроме сно
са строений бывш. Страстного монастыря на площади Пушкина и постройки жилого дома на площади Белорусско-Балтийского вокзала, не сделано ничего.
Что касается имеющихся проектных решений, то основным и единственным материалом, кроме находящегося в работе проекта
оформления площади Маяковского, является проект красных линий, разработанный Отделом планировки Моссовета и мастерской районного архитектора. Эти красные линии, намечая конфигурацию площадей, во многом предопределяют объемный характер и назначение будущей застройки.
Ввиду отсутствия форпроектов площадей, не говоря уже о проектах конкретных объектов, на рассмотрении этих красных линий следует остановиться подробнее.
Почти на прямой ленте улицы Горького расположены пять площадей, по своему зна
чению являющихся основными площадями столицы. Мы говорим о площадях Белорус
ско-Балтийского вокзала, Маяковского, Пушкина, Советской и Манежной.
Первая из них проектируется трапецоидальной, с приближением к полукругу. Га
бариты ее можно представить уже сейчас, если знать, что северная ее часть оформля
ется зданием вокзала и симметричным ему сооружением по другую сторону улицы Горького, а южная сторона образуется пар
ными домами, вводящими в улицу Горького (первая очередь одного из этих домов уже построена по проекту арх. М. И. Синявского).
Сама по себе эта наметка будущей площади вполне отвечает архитектурному и транс
портному значениям, какие площадь будет иметь в плане реконструированной Москвы. Большие размеры площади, ее конфигура
ция, свободная развязка движения как по ныне существующим улицам, так и по новым магистралям (площадь Белорусско-Бал
тийского вокзала — Комсомольская площадь и площадь Белорусско-Балтийского вокзала — площадь Киевского вокзала) — все эти положительные качества говорят о принципиальной правильности намеченного планового решения площади. К сожалению, только этим и ограничилась работа отделов Моссовета над проектированием всего комплек
са вопросов, связанных с созданием новой площади.
Объемного решения зданий, оформляющих площадь, нет, так же как нет и реальных за
стройщиков. Архитектурная реконструкция фасадов Белорусско-Балтийского вокзала не проектируется. Перспективы упорядочения рельефа площади крайне неопределенны. Практическое завершение идеи парных до
мов, образующих как бы въезд в Москву по улице Горького, необъяснимо затянулось. До сих пор не внесена надлежащая ясность в вопрос о строительстве дома по левой стороне улицы Горького, архитектурно отве
чающего выстроенному уже дому № 122. Казалось бы, что не должно быть никаких причин, задерживающих осуществление этого строительства, однако оно не начато, подготовка к нему не ведётся и даже не реше