За оперативность и деловитость хозяйственного руководства

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР, принятый XVIII съездом ВКП(б) по докладу товарища В. Молотова, развертывает перед многомиллионным народом нашей страны величе
ственную перспективу небывалого по своим мас
штабам нового строительства во всех отраслях промышленности, всего народного хозяйства. Строители столицы, в частности, призваны:
«Обеспечить дальнейшее развитие и реконструкцию Москвы... в соответствии с принятыми планами. Закончить строительство третьей очереди метро в Москве.
Закончить к концу третьей пятилетки основные строительные работы по сооружению Дворца Советов».
План великих работ, вместе с тем, мобилизует строителей на дело «решительного внедрения в практику скоростных методов строительства, для чего требуется развитие строительной индустрии, всемерное укрепление территориальных строительных организаций, превращение строительной индустрии из отстающей в передовую отрасль народного хозяйства, с широким развитием ком
плексной механизации и применением стандартных строительных деталей и конструкций, построив необходимые для этого предприятия».
Для успешного выполнения грандиозной программы строительных работ строители обязаны обес
печить «рост производительности труда в строительстве на 75 процентов и снижение стоимости строительных работ к концу третьей пяти
летки на 12 процентов против уровня конца второй пятилетки».
Нужно ли доказывать, насколько велика ответственность строителей столицы за успешное выполнение возложенных на них столь почетных задач?
Сталинский план реконструкции Москвы, превращающий столицу в самый красивый, самый благоустроенный и культурный город мира; постановле
ние СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. об улучшении строительного дела и об удешевле
нии строительства; наконец, резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова о третьем пятилетием плане развития народного хозяйства, четко сформулировавшая стоящие перед строителями дальнейшие задачи, — таковы исторические этапы развития строительной индустрии.
Освоив опыт и достижения первых сталинских пятилеток, строители, бесспорно, шагнули далеко вперед по пути окончательного перехода к мощной строительной индустрии, опирающейся на новую,
передовую технику. Об этом красноречиво говорят новые красивые дома; об этом говорят построенные только за три года 300 новых четырехэтажных школ и многие десятки других культурно-бытовых учреж
дений, пуск первой и второй очередей метро, пуск
величественного канала Москва — Волга, миллионы квадратных метров усовершенствованных мостовых, сотни километров новых сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения и т. д.
Значительно выросла строительная промышленность и окрепла ее материально-техническая база. Вырос и обогатился новыми типами парк строитель
ных машин и подъемно-транспортных механизмов. Создана база для развития индустриального произ
водства сборных конструкций и стройдеталей. На основе этих достижений появились новые формы
коллективного стахановского труда — комплексный метод и скоростное строительство.
Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на отставание нашего строительства, на серьезнейшие не
достатки в руководстве строительством и в его планировании, на отставание промышленности строи
тельных материалов, тормозящие выполнение плана жилищного и культурно-бытового строительства. Наряду с ликвидацией последствий вредительской деятельности врагов народа, решительное устране
ние этих недостатков является основным условием успешного осуществления директив партии. К со
жалению, борьба с этими недостатгсами ведется еще слишком слабо.
Генеральный план реконструкции столицы определил первоочередную застройку и целостное архитектурное оформление основных магистралей, центральных площадей и набережных. Новые жи
лые массивы, возникшие в начале улицы Горького и на шоссе Энтузиастов, показывают, какой огром
ный эффект в изменении внешнего облика столицы может дать и дает ансамблевая застройка основных магистралей. Однако, большинство новых до
мов, построенных в Москве за последние годы, расположено не компактными группами, дающими целостное архитектурное оформление важней
ших реконструируемых участков города, а вразброс по отдельным точкам основных магистралей, а также по многочисленным переулкам и второстепенным улицам.
Об ансамблевой застройке основных магистралей, площадей и набережных в строительных и архитектурных организациях много говорят, но прак
тически в этом отношении делается очень мало. Московский совет и его отделы, регулирующие строительство, не ведут решительной бсрьбы против близорукой политики застройщиков, предпочитающих строить новые дома в переулками подаль
ше от центра города, где легче освоить участки, а не на основных магистралях, площадях и набереж
ных, где строительство связано со значительными работами по сносу старых домов. Московский со
вет должен принять решительные меры к тому, чтобы уже в этом году участки для новой застройки (включая и застройку 1939 г.) отводились, главным образом, на важнейших отрезках реконструируемых магистралей, набережных и площадей.
В работах по реконструкции застроенных магистралей очень важную роль играет четкое планирование деятельности Треста по передвижке зда
ний, между тем, трест не имеет ясной программы и обычно заранее не знает, какие объекты и в ка
кие сроки ему предстоит сносить или передвигать. Штурмовщина — обычный стиль работы этого тре
ста. Тресту предстоит выполнить немалый объем срочных работ, связанных с поточно-скоростным строительством 23 домов. Однако, объекты этих ра
бот, их объемы и сроки Управлением жилищного строительства не уточнены.
Управление жилищного строительства Моссовета (начальник т. Гальперин) весьма беззаботно отно
сится к планированию программы подчиненных ему трестов. Планирование ведется «с потолка», без вся
кого учета равномерной загрузки трестов и создания поточности в их работе, без увязки с материальным снабжением строительства. Это порож
дает лихорадочный график работ, с «пиками» и провалами, создает диспропорцию в рабочей силе и текучесть кадров. Такая практика планирования характерна не только по отношению к трестам с годовой программой в 10 — 15 млн. руб., но и по отношению к такому крупному тресту, как Мосжилстрой, программа которого в 1939 г. достигает 75 млн. руб.
Такому уровню планирования сопутствует самое беспризорное состояние финансирования строительства. Хронические перебои в финансировании строительства, нарушая нормальный ход работ, чрезвычайно болезненно отражаются на выполнении строи
тельной программы. Таков результат беспечного отношения руководителей Управления к точному и своевременному оформлению технической и финансовой документации, к соблюдению основных директив партии и правительства в вопросах сметнофинансовой дисциплины.
Строительство ряда крупнейших жилых массивов, как например по Можайскому шоссе (правая и левая стороны), испытывает серьезные затруднения лишь потому, что совершенно не упорядочено дело оформления участков и освобождения стройплощадок для нормального развертывания строительных