работ. Невозмутимость и самоуспокоенность характерны для руководителей Управления жилищного строительства также в деле своевременного обеспечения строительства проектами: на Можайском
шоссе (дома № 32 — 56) полным ходом развернулись строительные работы, хотя строителям пришлось работать не имея законченного проекта. Совершен
но неудовлетворительно организовано обслуживание строек тяжелой механизацией. Специальный трест «Мосжилмеханизация», обслуживающий жилищное строительство экскаваторами и башенными крана
ми, работает без продуманной методологии и, как правило, без проектов организации работ. Парк ба
шенных кранов не имеет в достаточном количестве необходимого специального инвентаря, специальной тары и захватных приспособлений. Земляные работы выполняются неудовлетворительно, причем объем ручной «зачистки» достигает 25 и больше процентов от общего объема земляных работ.
Такое руководство строительными трестами не может быть совместимо с задачами по осуществле
нию плана 1939 г. вообще и в частности боевой программы поточно-скоростного строительства 23 домов, которые впервые должны быть построены но этому методу в нынешнем году трестами обоих строительных управлений Моссовета.
Коллектив архитектурной мастерской т. Мордвинова и Управление жилищного строительства, вместе с руководителями треста «Мосжилстрой» и Управления промышленности стройматериалов и стройдеталей Моссовета, должны твердо усвоить огромную политическую важность этого строитель
ства. Закончить составление проекта во всем его комплексе, обеспечить во всех деталях четкое финансирование этого строительства, провести тща
тельным образом все подготовительные работы, обеспечить строительство всеми материалами, полуфабрикатами и стройдеталями в точном соответствии с поточным графиком работ — таково основ
ное условие успешного осуществления поточного строительства и дальнейшего успешного перевода всей жилищно-строительной программы на поточно-скоростные методы производства работ.
Плохо выполняются директивы партии и правительства об улучшении строительного дела также и
по линии культурно-бытового строительства. Это строительство в значительной своей части ведется без законченной технической документации, без твердых договоров, без утвержденных смет. Пло
хая организация работ, неупорядоченная система снабжения, отсутствие поточности, длительные застои, сменяющиеся штурмовщиной, слабое исполь
зование механизмов являются характерными для всей системы, объединяемой Управлением культурно-бытового строительства.
Управление культурно-бытового строительства располагает значительной материально-технической базой в виде ряда деревообделочных и механиче
ских заводов, заводов по индустриальной заготовке элементов санитарно-технических узлов и т. д. Од
нако, эта база работает не на полную мощность. Деревообделочные заводы, например, загружены лишь в 70 — 80% своей мощности, при этом значи
тельную часть работ они выполняют на сторону, а в то же время на стройках нередко процветает кустарщина, слабо внедряется стандартизация стройдеталей и индустриализация их производства.
В историческом постановлении от 11 февраля 1936 г. партия и правительство обязывали руководителей строительной индустрии опереться в сво
ей работе «на крупное промышленное производство строительных деталей, полуфабрикатов и конструк
ций». Едва ли нужно доказывать исключительную роль и огромное значение организации такого про
изводства для дела индустриализации строительства и внедрения скоростных методов. Однако, промыш
ленность стройматериалов Моссовета, добившаяся некоторых достижений в организации ряда новых
производств, все еще работает чрезвычайно слабо. Основная задача — организация производства широ
кого ассортимента железобетонных стройдеталей, доброкачественных стеновых, перегородочных и облицовочных материалов — остается до сих пор неразрешенной.
Для обеспечения скоростного строительства перегородочными плитами типа «диферент» необходимо усовершенствовать технологию производ
ства в сторону предельного уменьшения допусков, необходимо провести ряд экспериментальных работ с новыми образцами плит. Но Управление промышленности стройматериалов с разрешением этой задачи не спешит. На долгие месяцы затянулась так
же организация производства облицовочных плит
исключительно из-за беспечного отношения к столь важному делу со стороны руководителей завода мозаичных плиток и руководителей Управления промышленности стройматериалов и стройдеталей Моссовета (начальник т. Суворов).
Недопустимо затянулось строительство заводов № 5 и 6 железобетонных конструкций и стройдета
лей, проектирование и строительство Сталиногорского гипсового завода, рассчитанного на полное покрытие потребностей московского строительства в гипсе, алебастре и гипсовых стройдеталях. Нако
нец, промышленность стройдеталей Моссовета не имеет ясного перспективного плана своего разви
тия, который ориентировал бы строителей в вопро
сах дальнейшей организации и индустриализации строительства.
«...XVIII съезд ВКП(б) требует от всех партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных организаций:
а) живой оперативности и деловитости хозяйственного руководства, сосредоточения работы руководителей на правильном подборе кадров, на повседневной фактической проверке исполнения установленных партией и правительством заданий» 1.
Притупление, а порой и отсутствие этих ценнейших качеств и, в первую очередь, «живой оперативности и деловитости хозяйственного руковод
ства» является основной причиной наиболее крупных недостатков нашего строительства. Живая оперативность и деловитость хозяйственного руководства, наряду с сосредоточением внимания на правильном подборе кадров и повседневной проверке исполнения, — это в конечном счете главное, что требуется для успешной ликвидации последствий вредительства, для улучшения планирования строительства, для дальнейшего поднятия его индустри
ально-технического уровня, для улучшения работы промышленности стройматериалов, для четкой организации снабжения и для выполнения и перевыполнения строительной программы.
В 1939 году — историческом году созыва XVIII съезда ВКП(б) — строители должны добиться реши
тельного перелома в деле ликвидации позорного отставания строительства, в деле массового внедре
ния скоростных методов, решительного поднятия производительности труда, поднятия уровня строи
тельной техники и культурно-технического уровня строительных работ.
От успешной работы строителей в немалой степени зависит успешное выполнение третьего пяти
летнего плана развития народного хозяйства СССР. Многотысячная армия строителей столицы пришла к XVIII съезду ВКП(б) преисполненная сознанием того, что «От всех нас, от руководителей и рядо
вых рабочих, служащих и колхозников, требуется, в первую голову, сознательное отношение к своим обязанностям, честный труд и помощь отстающим для того, чтобы третий пятилетний план победил, чтобы Советский Союз сделал новый гигантский шаг по пути к полному торжеству коммунизма» 1.
1 Из резолюции по докладу товарища Молотова
на XVIII съезде ВКП(б).