О принципах и об организации ансамблевой застройки

Анкета журнала „Строительство Москвы“ (начало в № 1 — 1939 г.)
История градостроительства знает два случая образования ансамблей. Ансамбли могут складываться, во-первых, в какой-то длительный период времени без заранее разработанного проекта.
Классическим примером может служить Париж. Районы Парижа создавались на про
тяжении столетий, и все же образовался единый ансамбль не только отдельных улиц, но и всего города в целом. Точно так же отдельные отрезки улиц, набережных, площадей Ленинграда застраивались разновременно и все же превратились в совершенные ансамбли.
Образование таких ансамблей оказалось возможным потому, что застройка растяги
валась на длительные периоды, причем оп
ределенные традиции, сложившиеся как в практике строительства, так и в архитектур
ной школе, подчиняли себе деятельность различных архитекторов.
Другой метод образования ансамблей — застройка части города в более короткие сроки по единому замыслу. Примеры такой застройки являет улица Зодчего Росси в Ленинграде, отдельные узлы Твери, проекты которых разрабатывал М. Ф. Казаков, созданные в 80-х годах бульвары Парижа и др.
В наше время, когда в условиях планового, социалистического хозяйства перед советскими архитекторами стоит грандиозная задача застроить в кратчайший срок целые районы и магистрали города, единственным возможным и приемлемым является второй метод создания ансамблей.
За необходимость предварительной разработки идеи застройки магистрали или площади говорит и многообразие творческих те
чений в советской архитектуре. Без заранее определенного архитектурного замысла за
стройки добиться единого ансамбля оказалось бы невозможным.
Мне кажется, что первым этапом работы над застройкой магистрали или площади должно быть составление форпроекта. Группа архитекторов, которой поручается состав
ление форпроекта, должна дать в нем первое приближенное решение магистрали или площади. В форпроекте даются основные принципы этажности, отступов от красных линий, группировки главных объемов, верти
кальных габаритов застройки. Разработку форпроектов желательно вести в планировочных организациях.
Далее, на основе принципиальных установок, данных в форпроекте, должна вестись разработка ансамблей отдельных отрезков магистрали или площади. На этой стадии работы должны быть учтены основные положения форпроекта. Кроме того, при прора
ботке отдельных отрезков следует уточнять вопросы, связанные с общим характером ар
хитектуры этого отрезка. Сюда относится масштаб отдельных элементов зданий, рас
пределение основных пятен на плоскости стены, месторасположение и характер трактовки отдельных сооружений, места разрывов и въездов в квартал, принципы вертикальных и горизонтальных членений фасадов.
Форпроекты отрезков магистрали и площади могут разрабатываться в отдель
ных мастерских. Желательно привлекать к одновременной работе над этими форпроектами несколько архитекторов в порядке открытых или закрытых конкурсов.
Разработка технических проектов отдельных зданий должна вестись различными авторами. Желательно, однако, чтобы проек
тирование домов, входящих в определенный отрезок магистрали или площади было сосредоточено в, одной мастерской.
Авторы домов должны работать в тесном контакте друг с другом, согласованно решая как архитектурные, так и производственные вопросы.
Проектирование и сооружение зданий, возводимых на магистрали в один и тот же строительный период, должны быть органи
зованы таким образом, чтобы обеспечить возможность максимальной стандартизации и индустриализации производства.
Необходимо, чтобы конструктивное решение домов было в своих главных элементах едино образно, чтобы проекты предусматривали применение одних и тех же стандартных деталей (перекрытия, столярка, обли
цовочные материалы и т. д.). Руководить строительством всех домов на данном отрезке магистрали должен один начальник работ.
Арх. Г. Я. ВОЛЬФЕНЗОН
При ансамблевой застройке магистралей и площадей можно добиваться единства различными путями. Можно подчинять отдель
ные объемы одному композиционному центру, до известной степени повторяя отдельные архитектурные элементы. С другой стороны, ансамбль может быть основан на прин
ципе многообразия архитектурных приемов, при котором каждое здание совершенно не
похоже на соседнее, имеет другие объем и силуэт. В этом случае единство достигается подчинением отдельных зданий одной и той же системе членений, единством масштабности в обработке отдельных элементов.
Мне кажется, что все эти принципы организации ансамбля могут и должны быть применены в застройке столицы. Однако, вы
бор того или иного архитектурного приема должен определяться характером и местоположением магистрали или площади.