Разнобой, характерный сейчас для застройки большинства магистралей и площадей столицы, объяняется, прежде всего, коренными недостатками в организации проектных работ. Авторы соседних домов проектируют, как правило, в отрыве один от друго
го и, в результате, создают совершенно самостоятельные объекты, архитектурно не связанные друг с другом. Конечно, ни о ка
ком ансамбле в этих условиях не может быть и речи.
Организацию проектирования магистралей и площадей Москвы необходимо решительно перестроить.
Вряд ли следует сейчас предрешать вопрос о том, должна ли вся магистраль (или площадь) проектироваться работниками одной мастерской, или отдельные отрезки лучше распределить между различными коллек
тивами. Это не столь важно и может быть решено в каждом конкретном случае. Но необходимо, чтобы архитекторы, проектирующие магистраль или площадь, решали основные принципы застройки коллективно.
Работу над проектированием магистрали или площади я представляю себе следующим образом.
Авторы-архитекторы, осуществляющие застройку, прежде всего, совместно разрабаты
вают основную идею, которая должна быть положена в основу ансамбля. Эта идея, за
висящая от месторасположения магистрали или площади, ее назначения и даже назва
ния, определяет и связывает воедино все проектируемое здесь строительство.
Из основной идеи магистрали (площади) вытекает и принципиальный характер за
стройки. Коллективная работа авторов-архи
текторов над решением характера застройки должна явиться следующим этапом проектирования.
Принципы архитектурной композиции: силуэтность застройки, высотные точки, замы
кающие перспективу, пересечения и повороты, отступы и курдонеры, должны быть кол
лективно решены до начала проектных работ над отдельными объектами.
Магистрали столицы имеют обычно большую протяженность. Естественно, что ха
рактер архитектуры на отдельных отрезках магистралей будет меняться. Эти постепенные изменения застройки должны быть глу
боко продуманы. Нужно, чтобы ближе к центру, к главным площадям архитектура становилась более монументальной, более выразительной, чтобы человек ощущал при
ближение центра, приближение большой площади.
Площади, пересекаемые магистралью, должны решаться различно, в зависимости от их назначения и названия. Скажем, пло
щадь Маяковского не может быть решена так же, как площадь Пушкина, и обе они будут глубоко отличны от Советской площади. Соответственно различны по архитек
туре должны быть и отрезки магистралей, примыкающие к площадям и подготовляю
щие человека к восприятию архитектурного ансамбля этих площадей. Переходы от одной площади к другой также представляют сложную архитектурную задачу, которая должна быть разрешена коллективом авторов при предварительной работе над характером застройки магистрали.
Координирование всей этой работы и руководство ею должен осуществлять Отдел планировки Московского совета в лице его главного архитектора.
Лишь после тщательной проработки идеи и характера застройки может быть начато проектирование отдельных зданий, которые будут различны между собой, дополнят друг друга и создадут единый архитектурный ансамбль.
До сих пop в практике застройки магистралей и площадей столицы не уделялось почти никакого внимания архитектуре внутриквартальных фасадов. Более того, архитектурную обработку дворовых фасадов нередко рассматривают как излишество. В ре
зультате, внутриквартальное пространство, где среди зелени должны быть сооружены школы, детские учреждения, спортивные площадки и т. п., оказывается окруженным безобразными голыми стенами. Ни о какой архитектурно-художественной продуманности внутреннего ансамбля квартала в этих условиях не может быть и речи.
При проектировании застройки магистрали или площади необходимо разрабатывать и архитектуру дворовых фасадов. Дворовый фасад здания может, конечно, существенно отличаться от фасада, выходящего на улицу. Он будет более интимным, но и он дол
жен быть глубоко продуман, чтобы в его архитектуре была отражена счастливая, радостная жизнь советского человека.
Сейчас у нас часто можно наблюдать, когда два дома, расположенные рядом на од
ной и той же улице, сооружаются разными строительными организациями. Каждая из этих организаций завозит на стройку свои механизмы, которые зачастую недоиспользуются, возводит свои подсобные сооруже
ния, создает бетонное хозяйство и т. д. Все это ложится тяжелым накладным расходом на стоимость здания.
Между тем, застраивая магистраль или площадь рядом крупных зданий, можно было бы объедивить все строительные хозяйство в одной организации. Это позволило бы значи
тельно рациональнее использовать рабочую силу, механизмы, материалы, подсобные сооружения. Поэтому представляется необхо
димым, наряду с единым архитектурным руководством застройкой магистрали или площади, осуществить также единое хозяй
ственное и инженерное руководство всеми строительными работами. Это даст возмож
ность значительно удешевить строительство, сократить его сроки и повысить качество.
Арх. К. И. ДЖУС