Большую роль в реконструкции магистралей столицы призвана сыграть застройка набережных. Опыт 5-й архитектурной мастерской Моссовета, проектировавшей строительство на Котельнической набережной, позволяет сделать отдельные выводы о принципах организации ансамбля набережных.
Набережная существенно отличается от обычной магистрали рядом особенностей. Прежде всего, разрыв (между двумя противоположными линиями, застройки очень велик: в магистраль, образуемую двумя расположенными друг против друга набережными, входит также и река.
Далее, архитектурная композиция набережной должна особенно хорошо восприни
маться с реки и с противоположного берега. Это заставляет применять композиционные приемы, отличные от принятых при проек
тировании обычных ансамблей магистралей, рассчитанных на восприятие по продольной оси улицы.
Все это обусловливает определенные приемы застройки. Мне кажется, что, во-первых, объемы зданий, сооружаемых на столь широ
кой магистрали, как набережные, должны быть больше, чем объемы домов, возводимых на обычных улицах. Поэтому принятый для Котельнической набережной принцип террас
ной застройки многоэтажными домами является вполне правильным для рельефа бе
регов Москва-реки. При этом первая линия, расположенная непосредственно у реки, застраивается 6 — 7-этажными зданиями, а вто
рая линия, проходящая сзади и несколько выше первой, — более крупными домами в 9 — 11 этажей.
Такой прием можно считать вполне целесообразным и оправданным, так как он по
зволяет получить при обозрении ансамбля с самых различных точек зрения весьма интересные перспективы. Большая ширина магистрали и необходимость противопоста
вить ей определенную застройку первого плана заставляют предпочесть для набережных строительство, осуществляемое в основном по красной линии. Устройство отдельных курдонеров и западов следует при
Огромную роль в создании подлинного ансамбля набережной играет единство архитек
турного замысла. Это общее архитектурное единство должно быть дополнено опреде
ленным стилевым единством в застройке отдельных кварталов, входящих в ансамбль. Достигнуть такого единства можно лишь в том случае, если работы по проектированию всей набережной будет вести определенный коллектив архитекторов под руководством одного мастера.
Именно так была организована работа над Котельнической набережной. Это внушает нам уверенность, что после окончания строитель
ства мы получим комплекс зданий, подчиненных единой архитектурной идее.
Единство архитектурного руководства проектированием и застройкой магистрали должно стать непременным законом. Более того, я считаю, что в один ансамбль, как в части стилевого единства, так и в части прин
ципов застройки, должны быть увязаны обе стороны реки. Поэтому одной и той же мастерской следует поручать проектирование на определенных отрезках обеих расположенных друг против друга набережных.
Наконец, исключительное значение для удешевления и ускорения строительства имеет единство инженерно-строительного руко
водства. Это единство руководства, позво
ляющее максимально индустриализовать и рационализовать заготовку деталей и строи
тельные работы, должно быть осуществлено при застройке всех крупных магистралей столицы.
Арх. П. Н. ТЕРНАВСКИЙменять главным образом для акцентирования наиболее важных узлов. Так, Котельническая набережная, застраиваемая по красной линии, имеет центральный узел, подчеркнутый курдонером и замыкаемый 14-этажным домом.
Вторая терраса застройки имеет внутриквартальные проезды, проходящие непосредственно у зданий. Остальное пространство занято озелененными дворами, среди ко
торых располагаются детские и бытовые учреждения. Правильная постановка внутри
квартальных учреждений, которые также вписываются в систему ансамблей набережных, имеет исключительно важное значение.