при одинаковом расходе бетона. Количество отдельных элементов перекрытия умень
шится в пять раз, что позволит значительно ускорить и упростить монтаж.
б) Ввиду больших размеров железобетонных плит для санитарных узлов, приходится из условий транспортабельности, армировать их двойной сеткой, что повышает расход ме
талла до недопустимо высокой цифры —- 200 кг/м3. Санитарный узел должен перекрываться также пустотелым настилом.
в) Наряду с развитием производства облицовочного кирпича необходимо освоить производство прессованных облицовочных плит с фактурой из белых известняков. Эти плиты весьма эффективны в архитектурном и экономическом отношении.
г) Для строек внутреннего каркаса рацио
нально применить центрифугированный железобетон.
д) Дверные полотна, наличники, галтели, внутрикомнатные карнизы, оконные откосы и т. п. должны изготовляться из целотекса
методом прессования под давлением 70 — 80 кг/см2 на заводе сухой органической штукатурки. Это даст громадную экономию дефицитного пиломатериала.
Необходимо уничтожить разрыв между сметными ценами строительства и ценами промышленности стройдеталей. За счет рационализации производства, бережного расходования сырья и поднятия производительности труда промышленность стройматериа
лов и стройдеталей должна в текущем 1939 г. снизить себестоимость не менее чем на 20%, пересмотрев к концу года свои отпускные цены.
Инж. м. п. элинзон

Отделочный высокопрочный гипс

Общесоюзный стандарт на гипсовые вяжущие — ОСТ 5051 — предусматривает пять разновидностей гипса: штукатурный гипс,
формовочный гипс, ангидритовый цемент, гипсовый цемент и эстрих-гипс. Однако в настоящее время у нас производится лишь один штукатурный гипс, формовочный же получают просевом через частое сито обыч
ного штукатурного гипса. Остальные виды гипса вообще отсутствуют.
Между тем в странах Западной Европы, и особенно в США, производится большое количество различных гипсовых вяжущих, в том числе и высокопрочные. Так, в Герма
нии производится 7 разновидностей гипса, в том числе 2 высокопрочных (квасцовый или мраморный гипс и эстрих-гипс); во Франции — 5; в США насчитывают 16 видов гипсовых вяжущих, разделенных на 6 основных классов.
СССР располагает наиболее богатым как в количественном, так и в качественном отношении гипсовым сырьем, но по производ
ству гипсовых вяжущих СССР сильно отстал от других стран. Между тем строительство промышленных, общественных и жилых сооружений, особенно развивающееся скорост
ное строительство, требует колоссального количества гипсовых вяжущих, обладающих различными свойствами, в зависимости от места и условий применения.
Еще в первой пятилетке были сделаны попытки применить в нашем строительстве гип
совые изделия в виде перегородочных плит и накатов. Однако, широкому применению стандартных гипсовых изделий помешало слабое развитие производства гипсовых вя
жущих и полное отсутствие прочных сортов гипса.
В настоящее время гипс имеет огромное значение, так как производство стандартных деталей легче всего организовать на. базе гипса. Для широкого развития такого произ
водства, помимо обычного полугидратного гипса, необходим гипс с повышенной прочностью.
Вся деталировка фасадов конца XVIII, XIX и начала XX веков основана на гипсовых леп
ных изделиях. Только появившийся в 90-х годах XIX века широко разрекламированный портланд-цемент, свойства которого в отделке фасадов переоценивались, вытеснил гипс.
Попытки советских архитекторов ввести гипс в фасадную технику, как пластичный, дешевый и легкий материал, упираются сейчас в отсутствие гипса с высокими физикомеханическими свойствами. Гипс у нас при
меняется преимущественно для штукатурок и лепных работ и реже для производства искусственного оселкового мрамора. Из гип
са возможно и целесообразно производить перегородочные и другие плиты для внут
ренних и наружных облицовок; плиты для утепления междуэтажных перекрытий, арми
рованные детали для несущих конструкций, детали для санитарных узлов и т. п. Из гипса и извести можно приготовлять на заво
дах сухие штукатурные растворы, блоки для зданий, дешевый кирпич. Наконец, из гипса можно отливать целые дома.
В настоящее время по приказу наркома коммунального хозяйства от 26 февраля 1939 г. при наркомате создано, под руководством инж. И. Е. Гайсинского, экспери
ментальная группа по внедрению в практику основных результатов исследований советских институтов и лабораторий как в области гипсовых вяжущих, так и архитектурно