Навести большевистский порядок на жилищных стройках

За годы сталинских пятилеток коренным образом изменился облик Москвы. По существу за эти годы в пролетарской столице создано новое социалисти
ческое городское хозяйство. В Москве построены и лучший в мире метрополитен им. Л. М. Кагановича, и 10 крупнейших в Европе мостов, и первоклассная судоходная магистраль — канал Москва — Волга, полностью разрешивший проблему водоснабжения столицы, и сотни новых благоустроенных домов, школ, клубов и т. д. Только за последние три го
да (1936 — 1938) построено 512 жилых домов, 278 школ, 60 яслей, 135 детских садов, 11 родильных домов и много других зданий для больниц, клубов, кинотеатров и т. д.
Осуществляя сталинский генеральный план реконструкции, строители выполнили большую работу. Сделано много, но еще больший объем работ предстоит впереди, особенно по жилищному строительству, которое резко отстает от заданий, установленных генеральным планом реконструкции Москвы.
Необходимо мобилизовать все силы и средства для улучшения работы жилищных строек. Выполнение плана жилищного строительства — дело че
сти всего многотысячного коллектива московских строителей.
В 1939 г. в Москве находится в строительстве около 1 300 тыс. м2 жилой площади. В этом году Московский совет должен построить и сдать в эксплоатацию около 193 тыс. м2 новой жилой пло
щади, наркоматы и ведомства — свыше 500 тыс. м2. Как выполняется этот план?
За первые пять месяцев этого года Московский совет сдал в эксплоатацию лишь 49 тыс. м2 новой жилой площади, а наркоматы и ведомства — 110,5 тыс. м2. Результаты явно неудовлетворительные, особенно если учесть, что в основном (в первую очередь это относится к строительным органи
зациям наркоматов и ведомств) в эксплоатацию сданы дома, начатые строительством 3 — 4 года назад.
Наряду со строительством большого 48-квартирного дома для учителей (Ленинградское шоссе, 57), осуществленным в 62 рабочих дня, в Москве имеются стройки, начатые несколько лет назад и до сих пор далекие от завершения. Кто является хозяином этих отстающих и переходящих из года в год строек? — Различные наркоматы и ведомства. В конце мая в Москве насчитывалось 89 неза
вершенных жилых строек, начатых наркоматами и ведомствами еще в 1935 г. и даже в 1934 г. Тем не менее значительная часть этих строек имеет техни
ческую готовность не свыше 50 — 60%. Темпы прироста готовности на многих ведомственных перехо
дящих стройках составляют лишь 3 — 4% в месяц. Такое положение можно объяснить только безнадзорностью ведомственных строек, отсутствием порядка в жилищном строительстве Москвы.
На долю наркоматов и ведомств приходится 3/4 и на Московский совет 1/4 всего жилищного строи
тельства. Московский совет, руководя работой своих строек, не оказывает существенного влияния на ход жилищного строительства, выполняемого наркоматами и ведомствами. А наркоматы, занятые в основном руководством работой своих заводов и фабрик, также не уделяют достаточного внимания положению своих жилищных строек. Необходимо,
чтобы Московский совет, отвечающий за общее выполнение генерального плана реконструкции, осуществлял единое руководство всем жилищным строительством в столице.
Это важнейшее мероприятие будет содействовать наведению большевистского порядка на стройках. На наших стройках до сих пор плохо используются механизмы, слабо внедряются скоростные методы работ.
По данным городского управления народнохозяйственного учета в марте из 80 бетономешалок, находившихся в распоряжении 9 московских строительных трестов, в эксплоатации находилось толь
ко 27, из 88 транспортеров (у 7 трестов) в работе было только 43. Примерно также были использованы растворомешалки, камнедробилки, экскаваторы. Эти цифры лишний раз показывают, что мощ
ный парк механизмов, которым располагают стройки, во многих случаях не используется. А ведь широкое и культурное применение механизмов (комплексная механизация) является важнейшим усло
вием успешного перехода к скоростным методам строительства.
Товарищ Молотов в докладе о третьем пятилетнем плане сказал:
«Теперь перед нами стоит задача решительного внедрения в практику скоростных методов строительства. В этом отношении у нас есть уже весьма поучительные примеры, когда осуществля
лась параллельность ведения ряда строительных работ и самого монтажа оборудования, когда работа строго шла по заранее продуманному, четко
му графику. Это возможно, когда механизация в строительстве применяется культурно, по заранее составленному плану, когда технологический про
цесс строительства заблаговременно продуман до конца, когда заранее заготовлены на соответствующих заводах стройматериалы, детали и конструкции, когда работа коллектива строителей организо
вана не кое-как и не как-нибудь, а слажена, как к хорошем механизме».
Заблаговременная заготовка на соответствующих заводах и подсобных предприятиях готовых строительных деталей, конструкций и целых систем ото
пления, водопровода и канализации является базой скоростных методов строительства. Обслуживающие московское строительство заводы деталей и кон
струкций весьма малочисленны и маломощны. Их действующая производственная мощность в настоящее время может покрыть лишь потребности скоростного строительства 24 домов.
Необходимо в кратчайшие сроки укрепить существующие заводы стандартных деталей и строительных материалов и использовать эти предприя
тия на их полную мощность. Но этого мало — надо теперь же, в соответствии с указаниями XVIII съезда ВКП(б), приступить к строительству новых оснащенных современной техникой заводов стандартных деталей и конструкций.
Партия и правительство уделяют строительству жилищ огромное внимание. В распоряжении строи
телей имеются огромные средства и материалы. Необходимо четко организовать единое руковод
ство жилищным строительством столицы, бороться за большевистский порядок на стройках. От этого зависит успешное выполнение плана 1939 г.