сом является 9-этажный широкий торец нового дома, никак не гармонирующий с существующими домами.
Запроектированное напротив 11-этажной башни размещение клуба с высотой выступающих крыльев в три этажа нужно при
знать в основном правильным, но здание
клуба может казаться приниженным, несколько немасштабным и растянутым, при длине его бокового фасада в 160 м. Кроме того, прием открытого двора в данном случае не совсем уместен.
Из произведенной уже застройки довольно удачно поставлен корпус «Г», прикрыв
ший собой старые «грехи» так называемой строчной застройки. Протянувшийся на 135 м фасад хорошо завершает целый квар
тал 5-этажных жилых домов. Застройка противоположного корпуса «А» с проездом, сдвинутым на 3 м с оси проезда корпуса «Г», уже хуже увязывается с новым корпу
сом «Б» по Авиамоторной улице, который имеет 70-метровый дворовый корпус. В об
щем надо отметить, что если для корпуса «Г» строгая ось симметрии по проезду оправдана уже существующей застройкой 6 торцовых корпусов жилого квартала, то для корпуса «А» сдвиг оси лишен всякой логики. В первом случае квартал завершает
ся, а во втором, из-за случайного дворового крыла корпуса «Б» и стоящего рядом зда
ния пожарного депо, квартал совершенно не организован и проезд этого дома со столбом в середине никуда не ведет.
Необходимо также указать, что стоящие друг против друга симметричные дома с центральными проездами совершенно не вя
жутся между собой по принципу разрешения их фасадов. Корпус «Г» решен в вертикальных членениях, корпус «А»—в горизонтальных. При помощи такой явной надуманности нельзя логично решить даже небольшой отрезок магистрали.
Однако самым тяжелым моментом объемной композиции надо признать У-этажный корпус «В» с его башней. Трудно предста
вить себе его увязку даже с построенными и оформленными углами пересечения Цент
рального проезда и Авиамоторной улицы с шоссе Энтузиастов. Решение всего квартала, оформленного корпусом «В», ослож
няется недавно построенным внутри него зданием детского сада. Во всяком случае застройка здесь должна предусматривать раскрытие внутриквартального озелененного пространства на Центральный проезд и железную дорогу.
Низкая застройка клуба на противоположной стороне может быть, пожалуй, единственным решением для смягчения создав
шейся объемно-планировочной неурядицы. Возражением этому может служить только резко несимметричное восприятие объемов зданий при симметричности планировки и удалении красных линий от виадука.
Детальный разбор выстроенных жилых домов начинаем с корпуса «А» (шоссе Энтузиастов, № 111 — 113; автор арх. В. Б. Орлов)
Нижний этаж дома отведен под магазины в виде выступающего из основного тела
стены стилобата с закругленными торцевыми частями. Магазины решены с ленточными витринами и сильно развитыми центральными входами. Сплошное остекление плохо увязывается с монументальными наличниками входов. Выступающий стилобат в виде стеклянной ленты витрин зрительно вос
принимается, как очень хрупкое основание для громадной массы вышележащей стены. В решении фасада чувствуется только слегка обогащенный конструктивизм.
Два выступающих крыла, делящие фасад на три равные части, дополнительно раз
дроблены раскрепованными экранами с явно выраженными горизонтальными членениями. Характерные для конструктивизма сплош
ные «коробчатые» угловые балконы 3, 4 и 5-го этажей еще более подчеркивают горизонтальность композиции.
Тем более странно выглядят объединенные вертикальные наличники окон 7-го и 8-го этажей с опять-таки горизонтальной линией балконов 8-го этажа и лоджий 6-го этажа.
Центральная часть дома решена еще слабее крыльев. Проезд высотой в два этажа со
столбом посередине совершенно не увязан с верхними этажами и выходит из преде
лов одноэтажного стилобата. Высокий лоб здания увенчан только на боковых крыльях карнизом с фризовой тягой в виде вертикальных кессонов.
Средняя часть имеет гладкий парапет с очень малой полочкой. Центральная архи
тектурная ось с проездом плохо выражена. Фактически вся архитектурная «игра» фаса
да основана на комбинации четырех типов балконов одинакового рисунка, но разных размеров, и на беспомощном применении объединяющих окна рамок. Все профили крайне грубого рисунка и плохого качества работ.
Архитектура дома производит впечатление какой-то странной смеси неорганизованных и различных по форме и величине выступов. Образ жилого дома автором не найден. Скорее это дом для конторских помещений.
Входы в дом запроектированы со двора и ведут прямо под площадки двухмаршевых лестниц. Лифты встроены в площади квар
тир. Двухкомнатная квартира, площадью в 34 м2, имеет светлую ванную и весьма большую (14 м2), плохо организованную кухню. Довольно большая передняя произ
водит неуютное впечатление. Трехкомнатная квартира, площадью в 58 м2, имеет меньшую кухню (12 м2), но очень большую переднюю со многими углами. Как правило, встроенных шкафов в квартирах нет, даже случай
но получившиеся ниши в передних не оформлены шкафами и служат для скопле
ния пыли и грязи. Переходные пространства
в санузлы и кухни не использованы под антресоли.
Вообще надо сказать, что решение интерьера недоработано. Случайно выступающие конструктивные балки и вентиляционные ко
роба не скрыты в подшивке или обтяжке карнизов и прорезают потолки в различных направлениях. Все эти детали не украшают