Больше четкости, требовательности и организованности!

Ход выполнения плана жилищного строительства в Москве попрежнему неудовлетворителен. Об этом отчетливо сказал происходивший 1 июля пленум МГК ВКП(б). Об этом свидетельствуют цифры: за пять месяцев годовой план выполнен на 13,4%.
Жилищное строительство в столице, как и во всей стране, ведется в огромных, никогда и нигде не виданных масштабах. В этом факте, как в зер
кале, отражается вся сущность социалистического строя, ставящего во главу угла заботу о людях. В успешном ходе жилищного строительства кровно заинтересованы широчайшие массы рабочих, служащих, интеллигенции. От выполнения планов строи
тельства жилых домов не в малой мере зависит разрешение генеральных задач, поставленных пар
тией и советской властью перед промышленностью, перед всей страной. Именно поэтому хозяйственно
политическое значение жилищного строительства поистине огромно.
Строители отчетливо представляют себе почетность и ответственность возложенных на них задач. Это не раз доказано делом, замечательными стахановскими достижениями сотен и тысяч рабо
чих всех строительных профессий. Рабочие и их руководители горят желанием по-большевистски вы
полнить и перевыполнить план жилстроительства. Таков несомненный факт.
Почему же и в этом году мы вновь являемся свидетелями резкого недовыполнения плана?
Одна из коренных причин состоит в том, что для успешного выполнения запланированного на 1939 г. огромного размаха жилищного строительст
ва еще не созданы необходимые организационные предпосылки. Это надо признать и исправить.
В самом деле, разве можно рассчитывать на успешное выполнение программы, например, ведом
ственного жилстроительства в Москве, если оно ведется подрядным и хозяйственным способом бо
лее чем сотней организаций!? Ничего, кроме вред
нейшего распыления сил и средств, влекущего за собой систематическое невыполнение планов, такая раздробленность руководства жилищным строительством дать не может.
Наркоматские и ведомственные стройорганизации (тресты и конторы), которых в Москве насчитывается 33, крайне слабы и хилы. Их обеспечен
ность кадрами и особенно механизмами совершенно недостаточна, количество подсобных предприятий у них ничтожно. 370 рабочих и ни одного меха
низма — такова «мощность» жилищно-строительной
конторы Наркомлеса. Одна безгаражная стоянка— таков «обширный» перечень подсобных предприя
тий треста «Жилстрой» Наркомчермета. Кран-укосина — единственный механизм на стройке жило
го дома по Русаковской улице, которую ведет трест «Мосзаготстрой». На многих наркоматских и ведомственных стройках все работы, включая вер
тикальную и горизонтальную транспортировку стройматериалов, производятся поистине прадедов
скими методами — вручную. Производительность труда на этих постройках чрезвычайно низка.
Невнимание наркоматов к своим строительным трестам, плохая организация труда и отсутствие индустриальных методов строительства — вот основная причина того, что план жилищного строи
тельства наркоматами и ведомствами за первые пять месяцев выполнен только на 10,4%.
Необходимо решительно исправить этот коренной организационный недостаток. Вместо обилия мелких и слабых стройорганизаций, в системе Наркомстроя должно быть создано четыре-пять крупных трестов, полностью оснащенных механизмами
Нужно решительно пресечь продолжающуюся еще практику антигосударственного распыления стройматериалов и средств, отпускаемых наркома
тами множеству предприятий и строек. В частности, необходимо изменить планирование Моссовета и производить снабжение стройматериалами не нар
коматов и ведомств, а конкретных, и притом первостепенных, строительных объектов.
Несколько лучше, но тоже неутешительны итоги пятимесячной работы строительных трестов Моссовета. Годовая программа жилстроительства выполнена ими только на 19,5%. И здесь причина преж
де всего в недочетах организационной подготовки к огромному развороту строительства.
В самом деле, тресты Моссовета не могут пожаловаться на нехватку механизмов, подсобных пред
приятий и квалифицированных кадров строителей. Деятельность этих трестов не лимитируется нелепым распылением средств и стройматериалов, кото
рое наблюдается в ведомственном строительстве. Руководство всем строительством, ведущимся эти
ми трестами, строго централизовано, чего нет в ведомственном строительстве. Наконец, вся система стройорганизаций Моссовета занимается исклю
чительно строительством жилых домов, культурнобытовых и общественных зданий, но отнюдь не промышленным строительством, которое является основным для стройорганизаций наркоматов и ведомств.
Таким образом, стройорганизации Моссовета в борьбе за выполнение годового плана жилстрои
тельства имеют больше возможностей оказаться на высоте поставленных перед ними ответственных за
дач, чем ведомственные организации. Тем не менее, первые очень недалеко ушли от вторых, позорно не выполняющих план.
Так случилось, прежде всего, потому, что ошибки прошлых лет повторяются и в этом году: попрежнему отвод участков сопровождался бюрокра
тической волокитой, производился с опозданием; как и в прошлом году, многие стройки не были своевременно обеспечены проектами и сметами; типизация и стандартизация жилищного строительства и в этом году еще не получили должного раз
маха; не изжиты на ряде строек кустарщина и неорганизованность и т. д.
Комплексная механизация, — это одна из основ индустриальности строительства. Тресты Моссовета располагают огромным парком механизмов. Однако, на большинстве строек комплексная механизация еще не осуществляется. Больше того, зачастую ме
ханизмы простаивают из-за нераспорядительности, несвоевременной доставки стройматериала, плохой постановки ремонта механизмов. Даже на поточно
скоростном строительстве по Б. Калужской улице, к которому приковано внимание всей советской общественности, имеется немало фактов нераспоря
дительности и. просто безалаберщины. Достаточно сказать, что некоторые работники треста «Мосжилстрой» настолько беззаботны, что засылают строительный материал и стройдетали не туда, куда сле
дует. Одним этим «промахом» они срывают график, дезорганизуют все строительство, дискредитируют замечательное, новаторское явление в строительном производстве — совмещение скоростных методов с поточностью строительства.
Организаторы, руководители всех производственных процессов на наших стройках — от мала до велика — люди, горячо желающие образцово вы
полнить возложенные на них обязанности. Но не всегда эти люди умеют правильно работать, правильно руководить, не все они обладают достаточ
ными организационными навыками и способностями. Задача состоит в том, чтобы неустанно воспитывать эти кадры, поднимать их на высшую ступень овладения большевистским стилем в работе.
Необходимо усилить проверку исполнения во всех звеньях строительного аппарата. Необходимо настойчиво прививать всем руководящим работникам строительства, от бригадира и мастера до на
чальников строительных управлений Моссовета, умение пользоваться этим испытанным методом большевистского руководства.
Больше четкости, больше требовательности, больше чувства ответственности в работе, и годовое задание по жилстроительству будет выполнено!