вания троса с барабана лебедки и позволило увеличить скорость движения 1.
Следует упомянуть и о других интересных работах треста. К 21-й годовщине
Октябрьской революции трест выправил крен железобетонного элеватора недалеко от г. Грозного (станция Ермоловская). По
добный случай имел место в г. Виннипеге (Канада), но там выправление крена элеватора производилось сотнями ручных винтовых кранов. Наш коллектив произвел аналогичную работу с помощью нескольких десятков мощных гидравлических домкратов.
В феврале 1938 г. в весьма сложных зимних условиях нами была произведена передвижка на 150 м четырех больших облицо
ванных камнем деревянных павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Всего передвинуто за три года 11 каменных домов, 23 деревянных здания и упомя
нутые 4 павильона. В настоящее время наш коллектив проводит работы по передвижке здания Моссовета (рис. 10).
Интересно напомнить о первой и единственной передвижке двухэтажного каменного здания в Москве, произведенной в 1897 г. на бывш. Каланчевской площади под руководством известного инженера того времени — проф. Федоровича.
Все жильцы покинули дом, забрав с собой мебель и вещи. В здании были сломаны все внутренние устройства. На линии фунда
мента дом был перепилен вручную двумя рабочими с помощью скрученной втрое телеграфной проволоки. Ценой больших усилий и весьма примитивными способами зда
ние было передвинуто на 100 м. Больше таких опытов московская купеческая дума делать не решалась.
Техника передвижки зданий, осуществляемая нашим трестом, значительно отличается от способов передвижки, применяемых в США (в других странах передвижка зданий почти не производилась).
Метод передвижки зданий, применяемый у нас и предложенный автором этих строк, заключается в следующем (рис. 11): во всех стенах здания, в местах среза фундаментов, пробиваются штрабы, в которые вводятся рандбалки из двутавровых прокатных балок. Для связи со стенами здания производится заливка бетона за стенки рандбалок до вы
соты верхней полки. Промежуток в 5 см между верхней полкой балки и выбитой
Сверху вниз: Рис. 1. Здание фидерной подстанции у пл. Маяковского (на трассе Горьковского радиуса метро), поднятое на домкратах и шпальных клетках, перед посадкой на ходовые катки.
Рис. 2. Дом № 77 по Садовнической ул. до передвижки.
Рис. 3. Дом № 77 по Садовнической ул. после передвижки.
Рис. 4. Передвижка дома № 77 по Садовнической ул., справа видны концы ходовых балок и высту
пающие за пределами балок электродомкраты; слева виден участок пройденного пути.
1 См. «Строительство Москвы» за 1939 г. № 3 — 4, статью автора «Передвижка дома на Б. Пионерской улице».