Рис. 5. Дом № 5/16 по ул. Серафимовича после передвижки.
штрабой в стене забивается полусухим раствором. Забивка производится ударами кувалды по торцу доски, вставляемой в этот зазор. Такого рода заклинкой получается плотное примыкание заводимой балки к кирпичной стене здания.
Рандбалки в порядке очередности заводятся во все капитальные стены как с внутренней, так и с внешней их стороны. Ранд
балки образуют жесткую форму типа «Виренделя» в основании бескаркасного кирпичного здания.
После установки рандбалок под ними, с помощью отбойных молотков, пробивают
ся сквозные отверстия для устройства путей
(четных номеров). Рандбалки защищают кирпичную кладку стен от разрушения. Расстояние между осями каждого четного пу
ти диктуется допускаемыми напряжениями на грунтовые напластования. Ширина сквозных отверстий для одного пути соответствует размеру шпалы в 1,35 м.
Под пробитым в каменной стене гнездом для установки ходовой конструкции четно
го номера пути обычно остается каменная кладка фундамента на глубине не менее 0,5 м, что диктуется необходимостью предупреждения выпирания грунта из-под фундаментов. Необходимо отметить, что пробив
кой сквозных гнезд шириной в 1,40 — 1,50 м несколько увеличивается напряжение в кладке. Однако, обычно в четырехэтажных и даже шестиэтажных зданиях величина напряжения в кладке, особенно на уровне земли, всегда ниже допускаемой величины; по
этому некоторое увеличение напряжения от пробивки гнезд не вызывает в кладке опасных перенапряжений.
Напряжения на грунтовые напластования увеличиваются незначительно, так как ниже пробитого гнезда обычно остается фундаментная кладка высотой не менее 0,5 м. Поскольку напряжение в кладке распределяется под углом в 45°, то при ширине проема в 1,5 м только средняя часть его (по длине в 0,5 м) не будет рабочей, т е. не будет передавать нагрузки на грунтовые напластования. По отношению к ленточному фундаменту всего здания нерабочая часть, образующаяся от пробивки гнезд для четных но
меров путей, уменьшит, согласно произведенным нами расчетам, площадь передачи нагрузки на грунт примерно на 14%.
Обычно здания, подлежащие передвижке, построены много десятков лет назад, и грунтовые напластования под их фундаментами настолько уплотнились, что 14% до
полнительного напряжения не влияют на прочность сооружения. Это подтвердилось практикой выполненных работ по передвижке зданий.
После пробивки гнезд для всех четных путей производится укладка шпал на щебеночной подготовке. По шпалам в направле
нии движения здания укладываются рельсы через каждые 0,5 м. Горизонтальность верх
ней плоскости головки рельсов проверяется нивелиром. На рельсовый путь накатываются катки, представляющие собой металлические цилиндры. По этим каткам вдоль четных рельсовых путей под здание затаски
ваются посредством электролебедки ходовые балки (рис. 11). Для удобного затаскивания ходовых балок предусматривается некоторый зазор (около 1 см) между верхом ходовой балки и низом рандбалки.
Ходовые балки одного пути принято делать из двух балок, расставленных на рас
стоянии 0,60 — 0,90 м. Для прочной связи ходовых балок каждого пути между ними устанавливаются диафрагмы. После устройства четных путей и заводки ходовых ба
Рис. 6. Передвижка дома № 5/16 по ул. Серафимовича. Впереди видны мощные гидравлические домкраты типа «Перпетуум». Над ними — рандбалки, заведенные в капитальные стены здания.