СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

АВГУСТ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

Больше внимания озеленению Москвы

Зеленые насаждения являются важным элементом благоустройства, оздоровления и архитектурно
го оформления города. Санитарно-гигиеническое значение насаждений очень велико. Зелень благо
творно влияет на температурный режим в городе, предохраняя улицы и тротуары от чрезмерного нагрева солнечными лучами и являясь прекрасной защитой от ветра. Насаждения весьма эффективно за
щищают от пыли и шума, от вредных газообразных отходов промышленных предприятий, дыма и копо
ти. Использование зелени в качестве материала для архитектурного оформления города открывает ши
рокие возможности. Цветы, кустарники и деревья, при умелом их использовании, улучшают архитектуру зданий, придавая ей радостный и живой отте
нок. Богатая и сочная палитра красок растений в сочетании с цветовым решением других элементов города позволяет создавать интересные и разнообразные решения ансамбля города. Но едва ли не самым главным свойством насаждений является то, что они служат наиболее благоприятной средой для отдыха. Все эти качества зеленых насаждений широко известны, и зелень пользуется всеобщим вниманием и заботой. Но только в условиях социалистического города зелень может занять подобаю
щее ей место. В капиталистических городах скорее готовы построить многоэтажный доходный дом, чем расходовать средства и предоставлять дорого стоя
щую землю под скверы, бульвары и парки. Там только богатые и аристократические районы города насыщены зелеными насаждениями. На рабочих
окраинах деревья, кустарники, газоны и цветники - явление редкое и случайное.
В наших условиях картина резко меняется. Достаточно беглого взгляда на генеральный план Мо
сквы, чтобы убедиться, как равномерно насыщен весь город зелеными массивами. Густая сеть неболь
ших парков, скверов, внутриквартальных садов и бульваров дополняется крупными массивами парков, органически увязанными с грандиозным лесо
парковым поясом, охватывающим город со всех сторон.
Это цельное и стройное решение явилось результатом того большого повседневного внимания, ка
кое партия, правительство и лично товарищ Сталин оказывали и оказывают вопросам зеленого строи
тельства. И ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своих реше
ниях неоднократно давали указания в отношении озеленения Москвы.
В этом году Горисполком созвал совещание, в работе которого приняли участие до 300 специа
листов. Совещание подвело итоги проведенной за последние годы работы и наметило пути ее улуч
шения. Много внимания было уделено зелени на пленуме Союза советских архитекторов, посвящен
ном реконструкции Москвы. И основной докладчик, председатель Мосгорисполкома товарищ В. П. Пронин, и многие из выступавших в прениях констатировали отставание этого участка в московском городском хозяйстве. К такому же выводу пришел и секретарь МК и МГК ВКП(б) товарищ А. С. Щербаков в своем докладе, посвященном пятилетию со дня по
становления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о генеральном плане реконструкции Москвы.
И действительно, наряду с известными достижениями, в зеленом хозяйстве Москвы очень много недостатков. Возьмем для примера систему парков Москвы. Можно утверждать, что Москва обладает такими замечательными по своим природным качествам и размерам парками, как ни один из крупнейших городов Европы и Америки.
В Москве за последние годы создан новый по содержанию тип парка - парк культуры и отдыха. Это подлинно социалистическое культурно-просветительное учреждение стало местом массовой культурной работы и проведения важнейших политиче
ских кампаний. Парки вошли в быт москвичей и пользуются заслуженной популярностью. Сотни ты
сяч посетителей ежедневно отдыхают в основных парках Москвы.
Многое сделано в области благоустройства парков и строительства в них различных сооружений. В парке им. Горького построена замечательная гранитная набережная, красивый розариум с майоли
ковым фонтаном в центре, грандиозный «Зеленыйтеатр, павильоны для выставок, лекций, бесед и прочих форм культурно-просветительной работы, многочисленные площадки для физкультурных упраж
нений, танцев и игр, занимательные аттракционы, станции гребли и плавания, проложены дороги с усовершенствованным покрытием, устроены газоны
и богатые цветники на очень большой площади, - словом, создан один из красивейших уголков Москвы. В парке им. Дзержинского за один только 1939 год построена детская лыжная станция, водная станция и проведено на несколько миллионов рублей работ по озеленению, дорожному строительству, водопроводу, канализации и освещению территории. Сотни тысяч рублей ежегодно вкладыва
ются в благоустройство парка «Сокольники», парка им. Сталина и др.
И все же состояние парков Москвы внушает серьезные опасения. Крупнейшие зеленые массивы города и лесопаркового защитного пояса запущены,
насаждения в них пришли в упадок, количество отмирающих деревьев ежегодно возрастает. При нормальном отпаде деревьев в 1,5 - 2 куб. м на один гектар, за последние три года усыхание и связанная с ним вырубка деревьев возросли до 22 - 26 куб. м с гектара. Это имеет место в Лосино
островском лесничестве, в Сокольниках, в несколько меньшем масштабе - в парке им. Сталина и почти во всех остальных зеленых массивах.
Такое состояние насаждений объясняется в первую очередь неудовлетворительной работой ряда организаций, ведающих этим делом. Отдел лесо
паркового хозяйства Мосгорисполкома не сумел понастоящему возглавить борьбу за сохранение зеле
ных массивов и не обеспечил проведение ряда мероприятий по сохранению зелени (аэрация и удобрение почвы, борьба с вредителями и т. д.), в то время как нужда в таких мероприятиях очень велика, особенно после двухлетней засухи. Недо
статочную инициативу и оперативность проявило и Управление культурно-просветительных предприя
тий, в ведении которого находятся общегородские парки культуры и отдыха. Директора парков до сих пор не понимают, что сохранение и благо