устройство зеленого массива - не менее важная их обязанность, чем организация культурно-массовой работы. Два года назад один из замечательных московских парков, «Кузьминки», был передан Цен
тральному комитету союза автопромышленности для организации парка культуры и отдыха. За два года ЦК союза не принял никаких мер по благоустройству этого ценнейшего массива, - насаждения при
шли в упадок, парк запущен. Весной этого года Горисполком был вынужден изъять, парк из ведения ЦК союза и передать его Лесопарковому отделу.
В качестве другого примера следует привести безответственное отношение администрации Акаде
мии им. Тимирязева к своему парку. В результате, насаждения и благоустройство парка академии на
ходятся в очень плохом состоянии. Горисполком, специально обсудив этот вопрос, указал дирекции академии на недопустимость ее отношения к зеленому массиву и обязал осуществить ряд организационных и хозяйственных мероприятий по приведению парка в порядок.
Зеленый фонд Москвы, наряду с парками и лесопарками, включает громадное количество внутригородской зелени в виде скверов, бульваров, внут
риквартальных насаждений и посадок на улицах. Некоторые из них запущены, лишены надлежащего ухода и нуждаются в коренной реконструкции.
Районные исполнительные комитеты не уделяют вопросу сохранения и создания зеленых насажде
ний должного внимания, забывая о санитарногигиеническом значении насаждений, о громадных возможностях использования зелени в целях оздоровления своего района и его архитектурно-художественного оформления. И вовсе не требуется сотен тысяч и миллионов рублей для приведения зе
леного хозяйства района в порядок. Сретенский бульвар, сквер у Ржевского вокзала и другие объекты, изъятые из ведения районных организаций и переданные городскому Тресту зеленого строительства, в несколько недель преобразились до неузна
ваемости. Качество их декоративного оформления, состояние газонов и дорожек находятся на уровне лучших образцов (на ВСХВ и в парке им. Горького). Это свидетельствует о том, что московские специалисты зеленого строительства могут хорошо рабо
тать. Ими нужно только правильно руководить и, главное, повседневно заботиться о насаждениях, не считая их второстепенным и «сезонным» делом.
Генеральный план реконструкции Москвы предусматривает громадный рост зеленого хозяйства столицы. Это требует своевременной планомерной подготовки как в части проектирования, так и планирования. Такая подготовка пока еще не прове
дена. Не зная, какие растения придется высаживать на улицах Москвы, что потребуется для озеленения кварталов, какие породы предусматривают
ся для парков, невозможно составить план работы питомников и, следовательно, подготовить посадочный материал. А до сих пор ни по городу в це
лом, ни по одному из крупных парков, и даже ни по одной из магистралей не имеется утвержденного проекта озеленения.
Одной из основных причин отставания зеленого строительства в Москве является организационная нечеткость. Делами озеленения города занимаются многие организации. Единого органа, планирующего и регулирующего все дело озеленения столицы, нет. Учтя все это, Горисполком решением от 5 августа постановил создать специальное Управление зеленого строительства.
Перед вновь создаваемым управлением, перед уже существующими организациями и всем коллективом работников «зеленого» фронта стоят большие и ответственные задачи.
Прежде всего, необходимо разработать серьезный, обоснованный план развития зеленого строительства. Первое место в этом плане должны за
нять мероприятия по сохранению существующих насаждений. Система ухода за почвой, вопросы борьбы с вредителями, поливка, стрижка, индиви
дуальное лечение деревьев - все это должно найти себе место в определенной последовательности и в органической взаимосвязи.
Необходимо коренным образом улучшить охрану насаждений.
Много лет существующее Общество содействия зеленому строительству еще не занимает того ведущего места, какое должна занять эта обществен
ная организация. А без привлечения широкой общественности к делу зеленого строительства и к охране существующих насаждений положительных результатов добиться трудно. Это должны усвоить руководители общества.
Большую работу по сохранению насаждений надо проводить в школах, прививая школьникам любовь к зелени и воспитывая в них бережное отношение к насаждениям.
К зеленому строительству необходимо привлечь крупные научные силы. Нельзя мириться с тем, что Академия наук, Академия им. Тимирязева, Академия коммунального хозяйства и другие научно-ис
следовательские учреждения не принимают участия в озеленении Москвы. А работы для них очень много: необходимо установить причины усыхания на
саждений в Москве и выработать мероприятия для предупреждения этого явления, разработать конкретные способы борьбы с короедами и другими вредными насекомыми, которыми заражены многие зеленые массивы Москвы, и т. д. Управление зеле
ного строительства должно организовать научноисследовательскую и опытную станцию для прове
дения опытов. Задача станции - поиски новых путей развития зеленого строительства и разрешение ряда практических вопросов.
Одной из первоочередных задач является создание в Москве крупной производственной базы зеленого строительства на высокой технической основе. Элементы такой базы - питомники для подготовки деревьев и кустарников нужного ассорти
мента и стандарта, оранжереи для выращивания цветов, солидный парк механизмов для посадки и ухода за насаждениями и т. п.
В ближайшее время в Москве будут развернуты работы по озеленению реконструированных магистралей. Б. Калужская, Можайское шоссе, 1-я Мещанская, Садовое кольцо, набережные реки Москвы и Яузы будут оформлены зелеными посадка
ми. Параллельно с этими грандиозными работами нужно по-большевистски взяться за приведение в порядок имеющегося фонда. Горисполком принял специальное решение, в силу которого с 1941 г. ни один проект застройки в Москве не будет утверж
ден, если не будет запроектировано озеленение участка. Нужно добиться, чтобы каждый двор, каж
дый пустырь, каждый освобожденный от застройки участок были превращены в уютные цветущие уголки.
Для развития зеленого строительства в Москве созданы все необходимые условия. От активности, инициативы и любви к делу работников зеленого строительства и руководителей районных и общегородских организаций зависит успешное озеленение столицы.
Задача, поставленная генеральным планом реконструкции Москвы, - превратить нашу столицу в самый цветущий и благоухающий город мирадолжна быть выполнена в кратчайший срок.