поставляет объем павильона пространству площади Колхозов.
Высотность композиции в Казахском павильоне строится повышением центральной его части и связанной с ней пилонообразной двадцатипятиметровой башней, облицованной белым мрамором.
Здесь уместно напомнить, что направление входной аллеи вы
ставки ориентировано в ближайшем плане на грандиозную, шести
десятипятиметровую башню Главного павильона со скульптурной группой тракториста и колхозни
цы, а в отдалении - на силуэт конной статуи Чапаева, венчающей башню павильона Поволжья.
Контрастное сопоставление величин обеих башен, их местоположение и наличие перспективы со
здают ясное чувство масштаба и расстояний и увлекают взор посетителей в глубь территории выставки.
Наличие же 25-метровой башни Казахского павильона «под боком» Главного павильона с его башней не способствует лучшей организа
ции ансамбля площади Колхозов. Поэтому стремление к «высотно
сти» и излишняя центрированность в композиции Казахского павильо
на воспринимается в натуре, в лучшем случае, как моменты весьма спорные.
Архитектура Казахского павильона свидетельствует о желании ав
торов «дойти» до торжественной силы и представительности Главного павильона. Спорить с мажор

ной архитектурой Главного па

вильона, главного не только по содержанию, но и по своей архитектурной значительности, не следовало. В этом отношении, напри
мер, лирическая архитектура Узбекского павильона, контрастиру
ющая с архитектурой Главного павильона, более убедительно ре
шает задачу органического включения данного павильона в ансамбль площади Колхозов.
Но если с точки зрения ансамбля площади Колхозов некоторые моменты в решении павильона Казахстана спорны, то многое в архитектуре павильона весьма интересно.
Павильон покоится на мощном стилобате с лестницами парадно решающими антре. По-новому звучит декоративный витраж колос
сального портала, напоминающий в своей обработке, выполненной в виде резьбы по камню, мотив казахского ковра. Ажурный, просве
чивающий и легкий портал весьма выразителен и создает своеобразную промежуточную среду между площадью и интерьером павильона. Над порталом, по всему периметру центрального возвышающе
гося объема запроектирован фриз из майолики. На золотистом фоне между коралловой росписью размещены фигуры животных. Глав
ный карниз увенчан кустиками хлопка, создающими логичный переход от объема павильона к воз
духу и обогащающими верхнюю линию силуэта сооружения. Жест
кость декорации главного фасада смягчается тем, что плоскость сте
ны решена с учетом пластических моментов - чередованием элементов выступающих вперед и западающих (выступающие крылья павильона, западающие части портала, выступ пилонообразной башни), что дает игру светотени.
Венчающая пилонообразную башню скульптурная композиция оли
цетворяет изобилие и включает плоды, снопы пшеницы, а также герб Казахской республики и эм
блемы серпа и молота (с боков). Эта композиция хорошо нарисована, но при прямоугольности фасадных плоскостей должна была получить большую тонкость и сложность силуэта.
Между входами, у основания башни стоит вознесенная на пьеде
стал 4-метровая статуя акына Джамбула, воспевающего языком векового эпоса мудрость социа
лизма. Скульптура удачна, полна жизненности, конкретности. Образ народного певца значителен. Акын стоит выпрямившись, как бы ски
нув давившее его ранее бремя угнетения. Вся фигура акына выражает уверенное движение, пол
ное глубокого достоинства, а по лицу, на котором запечатлены остатки некоторой суровости - след пережитого, - видно, что помолодевший акын полон воли к

Статуя Джамбула у главного входа в павильон Казахской ССР.