Точно выполнять генплан реконструкции

XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии поставил перед московскими большевиками, перед советскими организациями, инженерами, архитекто
рами и всеми рабочими-строителями ответственную задачу: «обеспечить дальнейшее развитие и рекон
струкцию Москвы... в соответствии с принятыми планами». Решения XVIII съезда партии обязывают московских строителей с еще большим упорством и настойчивостью бороться за осуществление сталинского генерального плана реконструкции пролетарской столицы.
Одним из основных элементов генерального плана является огромная программа жилищного строительства. План намечал следующий объем жилищного строительства: в 1936 г. — 800 тыс. м2, в 1937 г. — 1 млн. м2, в 1938 г. — 1 200 тыс. м2 и в пе
риод 1939—1945 гг. —12 млн. м2. В 1936 г. в Москве было построено и сдано в эксплоатацию только 210 тыс. м2, в 1937 г. — 258 тыс. м2 и в 1938 г.— 277 тыс. м2, что в итоге составляет лишь 25% программы, намеченной генеральным планом на трехлетний период 1936 — 38 гг.
Чем объясняется невыполнение плана жилищного строительства?
Несомненно, что враги народа, орудовавшие в строительных организациях, нанесли немалый вред жилищному строительству. Они распыляли отпускаемые государством на жилищное строительство средства между огромным количеством строек, дезорга
низовывали снабжение строительными материалами, затягивали окончание работ на стройках и тем омертвляли вложенные в них государственные сред
ства. Однако, невыполнение плана объясняется не только этим, но и недопустимой расхлябанностью и неорганизованностью, укоренившимися на жилищ
ных стройках. Этим широко пользовались враги народа для маскировки своей гнусной, подрывной деятельности.
Московский совет, являющийся хозяином города, до сих пор не оказывал существенного влияния на ход и размещение жилищного строительства, осуществляемого различными наркоматами и ведом
ствами. Моссовет своими силами и средствами выполняет лишь 25 — 30% общей программы жилищно
го строительства столицы, а 70 — 75% жилых домов, т. е. основную массу нового строительства, осущест
вляют в столице наркоматы и ведомства. Тем не менее, Московский совет не уделял достаточного внимания жилищному строительству, выполняемому наркоматами и ведомствами.
Застройку 1-й Мещанской улицы производили Наркомлес, Наркомсвязь и ряд других наркоматов. Проектировщики не получили от Моссовета единого плана архитектурного оформления этой важ
ной магистрали. В результате, вместо целостного ансамбля, на 1-й Мещанской улице возникли разно
типные, архитектурно не увязанные между собой жилые дома, создающие впечатление пестрой застройки.
Наркоматы и ведомства, пренебрегая принципами социалистического градостроительства, возводили новые, многоэтажные дома не на основных маги
стралях, набережных и площадях, как этого требует генеральный план реконструкции, а в переулках и на второстепенных улицах. Застройщики выбирали для нового строительства главным образом такие участки, где не приходилось выполнять дорогих ра
бот по сносу существующих строений и связанному с этим переселению жильцов. Этим объясняется появление многоэтажных домов в таких узких переулках центра, как Брюсовский (дом Большого теа
тра), Глинищевский (дом Художественного театра) и т. д.
В результате того, что сотни новых домов, построенных за последние три года, расположены вразброс по всей Москве, у нас до сих пор нет ни одной, полностью архитектурно оформленной и реконструированной магистрали и набережной.
Прямой обязанностью Московского совета является общее руководство всем строительством
Москвы, независимо от того, кто является застройщиком: управления и тресты Моссовета или наркоматы и ведомства. Это руководство Моссовет должен осуществлять в точном соответствии с указаниями генерального плана реконструкции о первоочередной ансамблевой застройке главных магистралей, набережных и площадей.
Строительные организации Московского совета и особенно наркоматов и ведомств систематически не выполняют планов жилищного строительства. В прошлом году наркоматы и ведомства выполнили план строительства жилищ в Москве на 50% и Мос
ковский совет — на 62%. В результате невыполнения плана, свыше 250 жилых домов в 1938 г. остались незаконченными, и строительство их перешло на 1939 г.
1939 год должен быть годом радикального улучшения работы всех строительных организаций. Все условия для этого имеются. Стройки Москвы рас
полагают крепкими кадрами строительных рабочих, в их числе имеются сотни и тысячи замечательных стахановцев — подлинных мастеров высокопроизводительного социалистического труда.
Строители Москвы располагают огромным парком машин, позволяющих механизировать все наиболее трудоемкие процессы работы. При правиль
ной, большевистской постановке работы, широком применении оправдавших себя на деле стахановских методов труда, при поточной организации работ
планы строительства будут не только выполнены, но и перевыполнены.
В этом году в Москве поточно-скоростными методами будут построены 24 больших жилых дома. Осуществление этого строительства является серьез
ным экзаменом для всех рабочих, архитекторов и
инженеров, занятых в строительстве Москвы. От этого зависит успех широкого внедрения новых методов во всю работу по осуществлению сталин
ского плана реконструкции столицы. Поточно-скоростные методы строительства позволяют в крат
чайшие сроки осуществлять ансамблевую застройку магистралей, площадей и набережных.
Генеральный план реконструкции столицы необходимо выполнить полностью и в точном соответ
ствии с установленными сроками. В связи с этим, жилищное строительство в Москве, являющееся сейчас отстающим участком, приобретает особое значение. Московский совет, выступивший застрельщиком скоростных методов жилищного строитель
ства в столице, должен содействовать внедрению этих методов и на жилищных стройках наркоматов
и ведомств, а также наладить согласованную и дружную работу всех строительных организаций Москвы для успешной реализации генерального плана реконструкции города. Скоростные методы строительства — основа всей работы по осуществлению сталинского плана реконструкции Москвы.
«Теперь перед нами стоит задача решительного внедрения в практику скоростных методов строительства. В этом отношении у нас есть уже весьма поучительные примеры, когда осуществлялась параллельность ведения ряда строительных ра
бот и самого монтажа оборудования, когда работа строго шла по заранее продуманному, четкому графику. Это возможно, когда механизация в строи
тельстве применяется культурно, по заранее соста
вленному плану, когда технологический процесс строительства заблаговременно продуман до конца, когда заранее заготовлены на соответствующих за
водах стройматериалы, детали и конструкции, когда работа коллектива строителей организована не коекак и не как-нибудь, а слажена, как в хорошем ме
ханизме. При скоростных методах мы ускорим и удешевим строительство, а рабочие и инженернотехнические работники будут зарабатывать значи
тельно больше. Скоро только такая работа будет
считаться настоящей большевистской работой на стройках»1 .
1 Молотов. Из доклада на XVIII съезде ВКП(б).