ё апреля 1950 г., четверг, № 82 (3495)
			ФЛ
	от
	КРАСНЫ
			Г]оток приветствий
	ГИ
1X
	‚Болхозники и, ВолхоЗниВы = ЛХ
имени Пархоменко, Голобекого района, Во-
лынской области;

Коллектив медицинских работников 96.
лазтной глазной больницы г, Вологды;

Ружанский райком №П(6) Бедоруссни,
	В связи с сомидесятилетием товари”
И. В. Сталина приветствия © сердечных

пожеланиями доброго здоровья и Долг
	лет жизни товарищу Сталину прислали.
Научные работники, инженеры, техни-
	ШС:

ки и рабочие Северо-Кавказекой экспеди- Брестекой области;

ини Московекого института ‘инженеров Члены сельхозартели «Расцвет», Рудов-

землеустройства: ского района, Тамбовской области:
Колхозники и  Колхознины — 602х03а — (талинский райком ВЕС) и  райкоу

«Красный доброволец»,  Избердеевского вльСм Сталинградекой области;

района, Тамбовской области: Обыее собрание рабочих и влужащих
Комеомольцы. ‘Пионеры, Учащиеся ШКо-   улобокомбината г. Нового Оскола, Куркой
	и учащиеся   Эстонской ССР:
	области;
 Колхезники и КОЛХОЗНИЦЫ КОЛХо34

«Путь Ленина», Чаадаевского района, Пен
зенекой области;

’Колхозники сельхозартели «Кяру», Ви-
румаского уезда, Эстонской ССР;

Колхозники  сельхозартени  «Кинхлус»,
Харьюмаского уезда, Эстонекой ССР:

Воллектив рабочих и служащих льнооб.
рабатывающей фабрики «Большевик» }
г. Мыйзакюла Эстонской ССР;

Коллектив медицинских работников no.
ликлиники № 32 Ждановеком района
г. Ленинграда:

Члены колхоза имени Калинина, Расейл-
ското уезла, Литовской ССР;

Работники искусства Эстонской ССР:

Собрание трудящихел женшин г. Тарту.
	Воллектив рабочих и служащих плозо-
консервного завола’ т. Каменел-Полольска’
	пы № 8 г. Славянека, Сталинской области;
Коллектив рабочих, служащих, инженер-
но технических работников Пугачевокого
	 во-технических  радштнивюе 2
`‘иехзавота. Саратовской области;
	Колхозники ий колхозцицы колхоза имени
«Завота комбайнов», Макаровского района,
	Саратовской области:

Коллектив воспитателей и д
ских яслей № 22 Артемовекого
г. Ворошиловграда;
	Президиум КВиргизекого республиканского
	комитета
	профсоюза угольщиков,
	Волжский райкох ВВ) и исполком
эайонного Совет» депутатов. трудящихся
	Марийской АСХР:
	Мелведевский райком ВКП(б) и исполком
районного Совета депутатов. трудящихся
Марийской АССР:
	Вомсомольцы, пионеры
	Усть-Уйской средней школы Куртанокон
	Правильная дисциплинарная
практика—основа успехов
		эффективной, необходимо к HOH тшатель-
Ho готовиться. При этом надо учиты-
вать характер, наклонности, = наестрое-
ние матроса, в которым . предполагается
беседовать. В беседе следует напомиить
наруптивитему дисциплину о его ответет-
венности ‘за’ свою службу перед Родиной,
партией и правительством, о его  воин-
ском долге и присяге. Офицер должен
раз’явнить матросу, что любое нарушение
воинской лиецинляны отрицательно звли-
чет на боеспособность полразлеления,
	Диспиплинарная практика офицера не
должна отраничиваться ‹ только наложе-
нием взысканий. Для укрепления дисцип-
лины следует максимально использовать
BCH систему поощрений. Но поотрять на-
До только тотла, когда подчиненный дей-
ствительно достигнет успеха в учебе, в
службе, в работе. Тогда и благодарность
будет очень дорога вонну. Он почувствует,
что проявленные им инициатива и усер-
ane замечены командиром. Поэтому офи-
церу очень важно предусмотреть, кзкое
влияние окажет на подчиненного поопе-
ние: послужит ли оно толчком к дальней-
шему соверщенствованию или приведет к
зазнайству, к самоуслокоению,
	Воспитание воинов в духе уставной
дисциплины немыслимо без гласности.
Bor почему очень важно поощрять и на-
казывать перед строем, освещать поступ-
ки отличников и бичевать нерадивых в
печати. на собрачиах.
	Не меньшее значение в повышении
дисциплины, организованности и порядка
имеет отеческая забота офицера 0 лич-
ном составе. Высокая  требовательноеть
дает результаты только при чутком отно-
шении офицера к нуждам и запросам под-
чиненных. И. конечно, одним из главных
условий должного уставного порядка в
подразделении является личный пример,
диспиплинированность ‘@амого офицера.
	. Опорой офицера являются партийная и
комеомольская организации. Среди комму-
нистов и комсомольцев больше веего от-
личников учебы. Надо шире использовать
опыт отличников боевой ип политической
подготовки, привлекать их к воспитанию
отдельных матросов ‘и старшин, требовать
примерности в борьбе за организованность
и порядок в подразделении. Партийная
организация должна помочь офицеру в
воспитании у личного состава принципи-
альности, коллективизма, развивать боль-
шевистекутю критику и  самокритику в
подразделении, добиваться непрерывного
роста рядов отличников боевой и полити-
ческой подготовки.

Старший лейтенант П. АНИСИМОВ,
		это время находилея главный старина
Говоров. Здесь он был ‘смертельно ранен...
А вот эти знаки, — товорит мичман, по-
казывая на следы повреждений в рубке, —
напоминают о стойкости и отваге стариги-
ны второй статьи Лаврешникова, главного
старшины Дубкова, старшего матроса Бу-
нина. В боевом походе наш корабль подор-
Baca на мине. Потоки воды хлынули в
трюм. Аварийная группа, возглавляемая
т. Дубковым, в исключительно тяжелых
условиях быстро заделала пробоины, yer-
ранила повреждение.
	Далее бывалый моряк рассказывает в
том, как экипаж героически  боролея 3a
жизнь своего корабля. Эти рассказы вос-
питывают у воинов чуветво гордости 38
своих старших  товаринюй, стремление
быть похожими на них.
	Мичман Силаков пользуется большим
авторитетом среди личного состава кораб-
ля. Он избран заместителем секретаря ко-
рабельной партийной организации. Когда
педавно  исполнилоеь  доеятилетие ero
сверхерочной службы, Григорий Никоно-
вич обратилея с проеьбой оставить ем на

флоте еще на десять лет.
(Корр. «Красного Флота»).
	Для того чтобы правильно вести воепи-
талельную работу © подчиненными и лдей-
ственно использовать евои права, записан-
ные в Диспиплинарном . уставе, офицеру
необходимо глубоко знать каждого подчи-
пенного. Он должен учитывать Bee слабо-.
сти и недостатки подчиненного, его залат-
ки и способности, быть в курсе его семей-
HOH жизни итт
	Воли же офицер не изучит личный со-
став, то как бы он ни был требователен,
как бы ни боролея за высокую воинскую
дисциплину, В©е равно дОжного результа-
та в воспитательной работе OH HUROTAG He
добьется.
	Ярким ноказателем  дисциилинирован-
ности военнослужащего является его по-
ведение на берегу, в отпуску. Иной това-
риш ведет свбя на корабле вполне диеци-
илинированно. Он тактичен © начальни-
ками и: товарищами, одет по форме, а уво-
ливигись на берег, нередко sabnipaer о. пра-
вилах повеления.
	Старитий матрос Буданов был на хоро-
тем счету у офицера Скорятина. Он ста-
рательно работал, был внешне диспипли-
нирован и вежлив со старшима, а на 0е-
регу совернгил дисцинлинарный простулок.
В сожалению, офицер Скорятин’ не учел,
что его подчиненный еще не проникся чув-
ством ответственности 38 свое поведение
на берегу. Через некоторое время он вновь
уволил т. Буланова на берег. И матрос по-
вторил тот же самый проступок, за 9то и
понес строгое ваказание.
	Этот случай свидетельствует © TOM, что
у офицера Скорятина нет глубокого знания
своих подчиненных, что он не умеет пра-
Вильно влиять на каждого из них в отдель-
ности.
	Что же все-таки требуетея для Toro,
чтобы устранить у некоторых офицеров
подобный пробел в воспитании подчинен-
ных?
	Основываясь на личном опыте и Прак-
тике передовых офицеров, могу сказать,
что для этого прежде всего необходимо
позбедневно воспитывать у подчиненных
чувство воинекого долга, стремление образ-
цово выполнять военную присягу. Офицер
должен настойчиво прививать матросам и
старнгинам сознание высокой ответетвен-
ности за порученное дело, чувство воин-
ского долга перед социалистической Роди-
ной, партией, перед великим Сталиным.
	Серьезную помощь офицеру в насажде-
нии высокой дисциплины, организованно-
сти и порядка оказывают коммунисты п
хомеомольны.
	Остановимея на вопросах, связанных ©
увольнением на берег. Это тем более необ-
XOJHMO, что некоторые молодые офицеры
	Научная конференция
курсантов
	В нодразделении офицера Осадчего (Воен-
но-морское училище им. Фрунзе) органи-
зовано отделение научного общества кур-
сантов. На-днях здесь проводилась первая

научная курсантекая конференция по опре-
деленной теме из опыта Великой Отечест-

венной войны.
	Члены научного общества тт. Дмитренко,
Прокофъев, Гницевич, Сотеков, Елагин вы-
ступили в содержательными докладами по
отдельным вопросам данной темы. Высокое
качество выступлений курсантов во многом
об’ясняется тем, что они своевременно по-
лучили квалифинированную помошь препо-
давателей тт. Зефирова, Демидова, Шикина
и других. Активное еодейетвие оказали до-
кладчикам партийная и комсомольская ор-
ганизации полразделения.
	Хорошо подготовленная конференция вы-
звала большой интерес курсантов к работе
научного общества, организуемото на до-
бровольных началах.

Мичман

М. СИНОЛАЛЬН

Заметки командира
корабельного подразделения
~~
	не придают им должного значения. Нема-
лую роль в достижении высокой диецинли-
НЫ ереди увольняющихея играет организа-
	ция увольнения. Вот, например, ках, дхелает-

‘ся это на корабле Н. Со всем старшинским
	и рядовым составом эдесь изучены глава
13, пункты 1 и 3 Корабельного устава
(часть п) и статьи 219—222 Устава вну-
тренней службы. Старшинекий состав пре-
хупреждаетсея 0б ответственности за пове-
дение полчиненных на берегу. Это повы-
тает требовательность старшин в матросам.
Ни один матрос не увольняется на берег
без ведома старшины отделения. Оформле-
ние увольнительных записок происходит в
полном соответствии © требованиями Кора-
бельного устава, строго. соблюдается время
увольнения.

Перед увольнением с отдельными под-
чиненными беседуют как старшины, так
и офицеры, а с некоторыми — замести-
тель командира по политической части
или помошник командира корабля, От всех
увольняющихеся на берег требуют соблю-
	дения формы одежды, объазцового внеш-
		Молодой офицер-комсомолец лейтенант
	И, Пилипенко много ‘работает над
совершенствованием своего мастерства
	и обучения подчиненных. Ца снимке:
лейтенант И. Пилипенко и отличник
боевой и — политической подготовки
	старший  матрос рулевой’ Н. ‚Сергиенко
на босвом посту.
	Фотз В. Николаева.
	Совещания сотрудников
газеты с ‘читателями
и военкорами
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. (Корр, «Красного
Флота»). В комнате политиросветработы
собрались читатели, военкоры и работники
редакции печатной газеты соединения.
Старший лейтенант Baran и старшина
1-й статьи Чечин провели собеседование
на тему <«Отличники боевой и политиче-
ской подготовки -—— золотой фонд полразде-
лений». Тов. Бакин рассказал, какую боль-
шую помощь командованию могут оказать
печатная и стенные газеты в деле восни-
тания отличников учебы. Военкоры задали
много вопросов и выступили ¢ критиче-
скими замечаниями по содержанию пе-
чатной и стенных газет.
	_ Собеседования и совещания сотрудников
редакции с читателями и военкорами газе-
та проводит 3-—4 раза в месян. На ко-
рабле Н. редавция организовала беседу на
ТЕМУ «Воспитательная роль газеты». В
одном из подразделений бых обсужден план
работы редакции. Старщины и матросы
внесли много ценных предложений, Ha-
правленных на тлучшевие газеты.
	Встреча с участником
Цусимского боя
	На-днях в городе Гусь-Хрустальный,
Владимирской области, состоялась ветреча
досфлотовцев с участником Цусимекого боя
Александром Антиповичем Валатушкиным,
поделимнимея евоими воспоминаниями о
службе в старом русском флоте. Тов. Ва-
латуикин рассказал о похоле 2-й Тихо-
океанской эскадры адмирала Рожеествен-
ского в 1904—1905 гг., о Цусимеком

foe, © своей ветрече с писателем Новико-
вым-Прибоем,
	затем выступил старшина 2-й статьи
Мальцев, находящийся в отпуску. Он го-
ворил о Совелеком Военно-Мореком Флоте,
о наших боевых кораблях и военных мо-
ряках, мужественно сражавшихся с вра-
том в готы Великой Отечественной войцы.
	В заключение предеедатель фабричного
комитета т. Колобкова поблагодарила
тт. Валатушкина и Мальцева за беседу.
Она заверила их в том, что досфлотовцы
города Гусь-Хрустальный станут еще луч-
ше изучать морское дело, будут стоемить-
ся вывести городскую организацию ДОС-
ФЛОТ в число ‘передовых в области,
	В. ЛЮБИМОВ.
	  Гусь-Хрустальный.

области:
Коллектив рабочих и служащих Yepena-

новското  райпотребсоюз» Новосибирской
области;

Коллектив учителей и учацихся Заморе-
новской школы,  Валуйского района,
Курской области;

Рабочие и служашие Новосибирской

ane eee   EE Nae BR A NI ANE TE IN Bd

Рабочие, служапие и  травтористы
Островской МТС, Даниловского района,
Оталинградекой области:

Колхозники и  колхознипы — колхоза
имени Куйбышева, Пугачевского района,
Саратовской области;

Коллектив рабочих и служащих Ново

Aa И О Е ВЫ М DN О
	конторы Металлургснаб Министерства ме
таллургической промышленности;

Учителя, учащиеся, служащие Ленин
ского педагогического училиша Сталин
градекой области;
	Пионеры дружины им. Сергея Тюденина
мужекой семилетней школы №6 190.
		¥ NAH-J 19%

Коллектив рабочих и служащих Алабуг
ского маслодельного завода Новосибироко:
области:

Жоллектив рабочих и ‘служащих рыб

Анненского кирпичного завода, Оталинграл.
ской области:

Коллектив рабочих и служащих Козин»
ского райнотребсоюза Ровенской области:

Колхозники и колхозницы = колхоза
«Красный гигант», Ново-Апненсвото райо-
на, Сталинградекой области;

Волхозники и колхозницы колхоза
имени Лецина, Клетского района, Сталин-
градекой области;

Колхозники и  колхознины = колхоза
имени Тельмана, Лозно-Алексапдровског
района. Ворошиловградекой области:
	На этом корабле любой проступок, 6о-
вершенный военным моряком, не проходит
незамеченным. Причем командир подразде-
ления взыскание приводит в исполнение в
полном соответствии с указаниями Диеци-
плинарноге устава.
	№08-кто из молодых офицеров порой
ненравильно использует свои  дисципли-
нарные нрава. Для того чтобы ноказать
свою непримиримость к недостаткам,
неопытный офицер начинает «рубить ©
плеча» и иногда выносит взыскание, He
вникая как бледует в суть дела и в 00-
стоятельства, повлекшие за с060й просту-
пой.
	Некоторые офицеры впадают в другую
крайность. Опасаясь, что их подразделе-
ние может оказаться на плохом счету и
начальство взыщет с них за низкую дис-
циплину среди подчиненных, они стара-
тея не замечать проступки матросов или
старшин. А вели и замечают, то назначают
HE соответствующие тяжести проступка
взыскания, причем не веегла даже вносят
их в карточки взыеканий и поонфений.

Большую роль в укреплении дисципли-
ны играет систематическое проведение бе-
	сед в подчиненными. Для того чтобы Oe-
седла офицера с матросом была наиболее
	Возле рубки, на которой изображена
звезла < цифрой «10», окруженный матро-
	‘сами и старшинами, стоит мичман Григо-
	рий Никонович Силаков. Он рассказывает
06 истории корабля.

— Наш краснознаменный корабль по-
топил в годы Великой Отечественной вой-
ны десять вражеских судов общим водоиз-
мощением более 60 тысяч тонн. Во всех
боевых похолах экипаж действовал муже-
ственно и умело.

Моряки с. интересом глушают рассказ
бывалого воина коммуниста Силакова,
Свыше пятнадцати лет служит Григорий
Никонович на этом корабле. Он учаетво-
вал в ого строительстве, во всех походах,
здесь вступил в ряды  большевиетекой
партии. Тов. Силажов награжден четьрь-
мя орденами и цесколькими медалями, Он
неизменно чиелитея в рядах отличников
боевой и политичеекой полготовки, прояв-
ляет постоянную заботу о чистоте и о по-
рядке на корабле, умело обучает нподчи-
ценных.

Тов. Силаков часто рассказывает моря-
кам © боевых походах.

— Видите на рубке заплаты? — епра-
шивает он. — В 1943 году вблизи борта
разорвалея вражеский снарях. На посту в

инУкенео
	р т У Г

завода Сабирабадекого района  А3ер-   Цолхозники и колхозницы — колхоза

байджана: „  имени Ленина, Рожищенского района, Во-
Коллектив воспитателей и детей ясзей   лынской области:
	завола «Ленинская кузница». Киев:
	Собрание партийного актива’ У варовского
района, Тамбовской области:

Студенты и профессорюко-пренодаватель-
ский коллектив Азербайджанекого государ-
ственного педагогического института иност-
ранных языков:

Коллектив преподавателей и слушателей
	Ноллектив студентов и преподавателей
тинекого  зооветтехникума Азербайд-
	Шушинекого
жанекой ССР:
	Колхозники и колхозницы колхоза «12
лет Октября»,  Зачепиловоком района,
Харьковской области:

Колхозники и колхозницы, сельхозартели
«Искра», Шацкото района, Волынской %-
ласти;

Коллектив артели «Ударник», Отрешин-
ского района, Гомельской области;

Коллектив рабочих и служащих Раш-
ковской МТС. Моллавекой ССР:
		Колхозники сельхозартели  «Врасное
знамя», Вязовском района, Сталинград
ской области;

«Красная Армия», Руловского района,
Тамбовской области;

Колхозники и  колхозпипы — колхоза
	«9 января», Змиевского района, Харьков-
ской области:

Волхозники и  колхозкипы = колхоза
имени Октябрьской революции. Подвысоп-
кого района, Кировоградской облаети:
	Коллектив работников Министерства
местной промышленности — Азербайджан-
екой ССР:

Коллектив рабочих и служащих Man-
цевекой МТС, Юрловекого района, Тамбов-
ской области;

Члены артели «Точная механика» №7.
Таганрога;

Коллектив работников Хорезускогм 96-
ластного ратлиокомитета*
	Вюллектив рабочих и служащих Даугав-
пилеского сельхозенаба”
	Коллектив работников Брестской област-
ной копторы Заготживеырье*
	Волхозники и  колхозпицы = колхоза
имени Фрунзе, Боровского района, Харь-
вовекой области;

Колхозники и  колхозницы = колхоза
имени Калинина, Порашенского района,
Нахичеванской АССР.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).

Воллектив работников редакции Тростя-
недкой районной газеты «Ленинекая прав-
	да», Сумокой области;

ВКолхозники и колхозницы колхоза
«ВБраеный партизан», Курганинекого райо-
на, Краснодарского края:

Собрание колхозников колхоза «Память
Ленина», Михайловского сельсовета, Шуль-
гинского района, Тамбовской области:

Колхозники и  колхозницы колхоза
	«Араесная Ольховка», Козельского района,
Калужекой области:
	Рабочие и работницы, зоотехники, вет-
врачи, агрономы и наездники’ Сибирекого
	треста конных заводов и Новосибирского
областного ипподрома’
	Алтайский крайком профсоюза работни-
ков начальной и средней школы:
	Члены колхоза «Новая жизнь», Андреев-
ского района, Новосябирской области:
	Боллектив работников Курского област-
ного комитета по делам физической куль-
туры и спорта:
	(Собрание специалистов сельского хозяй-
ства Макаровекого района, Саратовской 06-
ласти:
	Колхозники и колхозницы колхоза «Про-
буждение», Красноярского района, Куйбы-
шевской области:
	Волхозники и  колхозницы — колхоза
имени Талы Вулиева, Закатальского района,
Азербзйлжанекой CCP:

Рассказы бывалого воииа

Это было время, когда жадная свора ино-
земных неучей в поисках легких хлебов
нахлынула в Россию. Петровская токарная
мастерская вместе со всеми станками и
штатом была передана Акдлемии наук, ко-
торую возглавлял немец Шумахер. Нартов,
етавший вторым советником зкадемической
канцелярии и управляющим «механической
экспедицией», вел жестокую борьбу е Шу-
махером, смело выступая против его зло-
употреблений я своеволия. По требованию
Нартова Шумахер был в конпе концов
смещен. Руководство всеми зэкадемическими
делами было поручено Нартову, Не покла-
дая рук работал он, чтобы вывести акда-
демию из того печального состояния, в ко-
тором она находилась при Шумахере. Нар-
тов укрепил финансовую базу академии,
уволил всех не владевших русским языком
преполавателей-немпев и назначил на их
место русских ученых, в том числе Михаила
Васильевича Ломоносова.
	Работая в академии, Нартов продолжал
плодотворную деятельность в области усо-
вершенствования артиллерийского оружия.
В сохранившихся документах говорится,
что он сделал рял крупных изобретений,

«касающихся до артиллерийского военного
‘очаряда...». $

Еще в 1741 году Нартов изобрел. скоро-
стрельную батарею, состоявшую из 44 не-
больших мортирок, расположенных на 0со-
бом горизонтальном круговом станке, укре-
наенном Ha лафете. Мортарки стреляли
трехфунтовыми гранатами ий были распре-
делены. на группы, которые вели залповый
огонь. После залпа круг поворачивалея, ме-
ето выстреливших мортир занимали заря-
женные, д отетрелявшие тем временем з8-
ряжались. Помимо скорострельности, бата-
рея Нартова обладала свойством раесеи-
вать огонь по фронту, что было чрезвы-
чайно важно, так как в то время во веех
армиях было принято линейное построение.
Нз это свойство батареи указывал вам изо-
бретатель, ппеавший: «А полезность в ней
состоять будет таковая, понеже против
		карных и других механических дел». Нар-
тов посетил Англию, Францию и Германию,
Сохранились донесения, которые он регу-
лярно посылал на родину. В марте 1719
года Нартов писал из Лондона Петру о том,
что «здесь таких токарных мастеров, ко-
торые превзошли российских мастеров, не
нашел, и чертожи машинам, которые ваше
парекое величество приказал здесь сделать,
я мастерам казал, и оные сделать по ним
не могут...». Мололой русский механик,
	впервые попав за границу, быстро узнал.
	истинную цену технической культуры за-
`пада и горячо выступил в защиту русской
техники. Из Лонлона Нартов отправилея в
Париж, но и там не нашлось мастеров, бо-
лее искуеных, чем русские.
	Нартов вернулся в Петербург в конце
1720 года и стал начальником токарной
мастерской Петра Т, которая, по существу,
была пехом, лабораторией и одновременно
школой. Здесь пол руководством Нартова
обучались будущие мастера, среди которых
особенно выделялись впоследствии Алек-
canip Жураковский и Семен Матвесв. Нар-
‚тов обучал их не только товарному искуе-
cTBY, HO й математике, механике, астроно-
MOP.
	  Нартов неоднократно сопровождал Пе-
‚тра Г в его поездках по стране. В одну из
‚таких цоезлок они привезли на Исетекай
‘завол токарный станок. На заводе Нартов
He только точил на станке, но и делал
опыты нал пушечным аитьем. В этому вре-
мени и относится начало его долголетней
работы в области артиллерии. Однако свои
многочисленные и паиболее значительные
артиллерийские изобретения Нартов сделал
позднее — в сороковых пивт, уже посае
смерти Петра.
	лов. До Нартова пушечные папфы обычно
опиливались вручную, неточно, что отрица-
тельно сказывалось на меткости стрельбы.
танок Нартова значительно способствовал
повышению точности веления орня.
	Придавая огромное значение отливке и
обработке канала ствола орулий, Нартов
предложил ряд способов улучшения техни-
ви артиллерийского производства. Он раз-
работал процесс литья пушек без прелваря-
тельной формовки канала, предложил но-
вый метод отливки орудий на медную тру-
бу, изобрел под’емный винт с делениями
для придания орудиям требуемого угла воз-
вышения. Прежде необходимый для стрель-

бы угол возвышения достигалея путем под-
кладывания клиньев под орудие.
	А, В. Нартов участвовал не только в ра-

ботах «Канцелярии глазной артиллерии и
Фертификации», но и в заседаниях при

адмиралтейской коллегии и в прочих ме-
стах — всюду, где нужны были глубокие
познания в технике. В 1747 году on был
послан в Кронштадт, гле разладилась ра-
бота доковых шлюзов. Нартов перестроил
шлюзовые ворота в доках по своему про-
	сьгу, сделав для них 060бые пятники и
NOINATHUARG.
	Инженер-новатор, крупный ученый,
Андрей Константинович Нартов внес пен.
цый. вклад в развитие русской и мировой
науки и техники. Встолу, где приходилось
вму работать, появлялись новые машины,
станки, приспособления, облегчавшие труд
человека, развивавшие и лвигавшие вперел
технику. широте интересов и кругозоре
этого выдающегося человека свилетельет-
вует тот факт, что именно ему приналле-
	ит проект. учреждения Академии худо-
жеств.
	Советский народ чтит память вылающе-
roca русского инженера-новатора, вышед-
шего из среды народа и отлавиего весь
	свой талант делу развития отечественной
науки и техиики.
	Подполновник П, НОРЗИНКИН.
	неприятельекого фрунта может бросать гра-
наты в роеширность линеи». ‘

К числу других крупных военных изо-
бретений Нартова принадлежит разработка
с1060ба, как «из пушек, мортар и мелкого
ружья вне калибра большими ядрами стре-
лять». Нартов предложил помещать снаряд.
в раструбе дульного среза или в слелаяном
На последнем специальном приспособлении.
Таким образом, ему иринадлежит также
приоритет в изобретении гранатомета; в том
чиеле и ружейного.

Способ Нартова был испытан и дал от-
личные результаты. — Стрельба велась
6-фунтовыми гранатами из пушек, расечи-
танных на З-фунтовый снаряд. 12-фунто-
вая пушка стреляла лвухпудовыми бомба:
ми, а гаубица (калибр ее не указан) —
трехпудовыми. При этом расхоловалось
обычное количество пороха, а снаряды не
только долетали до мишеней, но иногда и
_перелетали через них. «Такой повоиздан-
‘пой огненной инвенции, — говоритея в
‘документе о результатах испытания, —
не слыхано ни в России, ни в других го-
сударетвах».

Вольшое распространение получил пред-
ложенный Нартовым метод заделки раковин,
образующихся при литье орудийных ство-
лов. Только за период е 1745 по 1755 год
этим снособом было исправлено 825 медных
й чугунных пушек, мортир a rayéun. В
октябре 1746 года высшая административ-
но-артиллерийская инстанция того време-
ни — «Канцелярия главной артиллерии и
фортификации»,-—отзываязь о работах Нар-
това по заделке раковин ‘в пушечном литье,
писала; «Вак в России, так нигде еще в
‘европейских академических  диссертациях

всему ученому совету о таковом прелолез-

HOM государству новом с10с0бе публикова-
во не было».
	Нартовым была изобретена специальная
машина для обточки цапф орудийных ство-
	ыдающийся руссик
	Андрей Константинович Нартов принадле-
жит к той славной плеяде деятелей отече-
ственной техники, чьи труды еще в дав-
ние времена прославили русскую науку и
технику. Нартову «пювезло» больше, чем
Кулибину и Молзунову: его изобретения
нашли пирокое практическое применение
еще при жизни изобретателя.
	Однако и Нартову, начавшему свой
творческий путь в петровекую эпоху,
немало сил и энергии пришлось отдать
борьбе с иностранными неучами и прохо-
димпами, наводнявшими Россию. В этой
борьбе руеский токарь Нартов. выдающий-
ся инженер-новатор своего времени, оста-
BACH верным сыном родины, глубоким па-
триотом, умело и с достоинством отстаивав-
шим интересы русской культуры, интересы
своего народа.
	История не сохранила сведений о детстве
и юноптестве Нартова; в те времена не при-
нято было интересоваться людьми, вышед-
шими из парода. Известно только, что ро-
дилея он в Москве 7 апреля 1680 года.
Впервые имя Нартова встречается в доку-
ментах 1709 гола, котла он работал в то-
карной мастерской «Школы математиче-
ских и навигапких наук», помещавтейся
в Сухаревой башне. Нартов облахал «золо-
тыми руками», 3 в те времена руки для’!
товаря означаля все; суппорт (механиче-
ский резпедержатель) изобретен еще не
был. В токарной мастерской школы произо-
шла встреча Нартова с Петром  , который.
обратил внимание на способного токаря,
запомнил его, а через три года вызвал в
Петербург.

В петровской «токарне» у Нартова заро-
дилась и была им осуществлена смелая
идея создания еще невиланных в мире то-
	К 270-летию со дня рождения
	варнНо-вопировальных станков с механиче-
ским резцедержателем (суппортом).
Вуржуазные историки утверждают, что
первый металлообрабатывающий станок е
суппортом был построен англичанином
Генри Модели в 1794 году. Но не Англия,
& Россия является страной, открывшей до-
рогу точному машиностроению. В Ленин-
граде, в Госуларственном Эрмитаже, до сих
пор хранится несколько токарно-копиро-
вальных етанков с суппортами, изготовлен-
ных в Россия. Ha олном из них четко
	видна налпись: «Начало произвожления к
	строению махины 1718-го, решена 1729
году. Механик Андрей Нартов».

Таким образом, не англичанин Генри
Модели, а русский изобретатель Андрей
Нартов, скромно называвший себя механи-
ком, является подлинным творцом первого
в мире точного металлообрабатывающего
станка с суппортом. Изобретение Нартова
имело огромное значение для всего после-
дующего развития машиностроения: его
резцедержатель позволил изготовлять изде-
лия с исключительной быстротой и точно-
стью. Революционизирующее значение суп-
порта в развитии техники подчеркнул Карл
Марке, указав, что суппорт позволил про-
изволить детали машин с такой легкостью,
	‚быстротой и точностью, «которой никакая
	опытноеть не могла бы доставить руке
искуснейнего рабочего».

Нартов не только опередил Модели почти
на вемь десятков лет. Английские ставки
поэволяли производить лишь детали про-
стейтих геометрических очертаний. To-
карно-копировальные станки Нартова были
несравненно совершеннее: они вытачивали
сложные детали.

Оценив спесобности Нартова, Петр по-
слал его за границу «для проемотрения то-