8 апреля 1950 г., суббота, № 84 (3497)
	КРАСНЫЙ
	ФЛОТ

надо добиться, чтобы каждый  подчинен-
ный в воверенстве владел боевой техни-
кой, дорожил ею, в точности и всегда, при
любых обетоятельствах выполнял все ин-
струкции и наставления. С тех пор не
было случая, чтобы, отдав приказание, он
не проверил его исполнения. Постоянный
контроль и жесткая требовательноеть ста-
ли естественными и неот’емлемыми каче-
‘ствами молодото командира.
		Поток приветствий -
	Собрание колхозников И коллозниц кол.
хоза имени Сталина, Варташенекого рай-
на, Азербайджанской ССР;

Рабочие и служащие совхоза Корнешты,
Корнепиекого района, Молдавской CCP;

Коллектив рабочих и служащих Муган-
‘стой опытно-мелиоративной станции Азер-
‘байлжанской ССР;

Собрание. колхозников и колхозниц кол.
хоза имени Ленина, Кюовельского района,
Волынской области;
  Рабочие. и служащие Тырновской МТС,
Молдавской ССР;

Собрание колхозников и колхозниц кол-
хоза имени Буденного, Солодчинског райо-
на, Сталинградской области;

Колхозники и колхозницы колхоза имени
Щореа, Сенкевичевского района, Волын-
ской области;

Коллектив работников Ленинградского
центрального телеграфа;

8 марта, Владимир-Вюлынското района, Во-
лынской области;

Собрание колхозников и колхозниц кол»
хоза имени Тельмана, Вадинского района,
Пензенской области;

Рабочие и служащие Вязовекй МТС,
Вязовского района, Сталинградской ofza-
сти;

Воллектив работников Управления по
делам мер и измерительных приборов при
Совете Министров BOCP;

хоза имени Котовского, Бульбокского райо-
на. Молдавской OCP;

Ломоносова, Вадинского района, Пеноен-
ской области;

Члены артели «Обувщик» Ждановекого
района г. Ленинграда;

Коллектив медицинских ‘работников Вур-
ской областной клинической больницы;

Колхозники и колхозницы — колхоза
пмени Молотова,  Валковского района,
Харьковской области;

Коллектив рабочих, служащих и науч-
ных работников Башкирской полеводчеекой
опытной станции:

Колхозники и колхозницы колхоза «Удо-
conoso», Мингисениекого района, Ления-
градской области;

Ленина, Ламского района, Тамбовской ob.
ласти:

Волхозники и колхозницы колхоза именя
Сталина, Кюрдамирского района, Азербай-
цжанекой ССР:
	Болхозники и  колхозницы = колхоза
«Большевик», Ивановского района, Пин-
ской области;

Колхозники и  колхознипы © Ronxoy
	«Ударник полей», Промышиленновского рай-
она, Кемеровской области:

Колхозники и  колхозницы = колхоза
«Ленинский прогресс»,  Близнецовского
района, Харьковской области:

Колхозники и колхозницы колхоза ямени
М. И. Ульяновой, Возельского района, Ба-
лужекой области;

имени Оталина, Гуднянекого района, Смо-
ленской области;

Члены колхоза им. Калинина, Нижне-
Чирекого района, Оталинградской области:

Собрание колхозников  сельхозартели
«Комсомол», Кубатлинского района, Азер-
байджанской CCP;

Колхозники и волхозницы колхоза имени
30-летия Украины, Овадновского района,
	Волынской области;
Члены колхоза «Луч свободы», Егорьев-
	ского района, Алтайского края:
	Собрание колхозников колхоза «Искра»,
	Детчинского района, Калужской области:
	Волхозники и  колхознипы = колхоза
	Ольховского района,
	«Красное Знамя», Оль
Сталинтрадекой области:
	Вюлхозники колхоза «Путь к коммуниз-
	My», Балковского района, Харьковской o6-
ласти:
	hoaxo3 ИКИ и RKORKOBIMNLI колхоза
	им. Шевченко, Вовельского района, Волын-
екой области:
	Колхозники и ‘RARIXOSITHILLI КОЛХОЗА
	им. Арущева, Вовельского района, Золын-
ской облаети.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).

немецких
	общий успех операций против
падволных кораблей».
	Отдельные бой между английскими и ne-
	мецкими . кораблями автор квалифицирует
как сражения (бой немецкого линейного
корабля «Шарнхорет» с английскими ко-
раблями 26 декабря 1943 года у Нордкана).
Более того, автор дазже считает, что «унич-
тожение «Шарнхорста» измепило стратеги-

ческое. положение на Северном  морстом
театре».
	Таким образом, отдельный корабль. Bo-
	преки логике и здравому смыслу, в отрыве

a a
	от общей обстановки на советеко-герман-
ском фронте возводится автором в страте-

гический фактор. Поистине, странное от-
крыгию!

Уместно привести ещё один пример, сви-
детельствующий о непонимании автором
сталинекого учения о том, что судьбы со-
временной войны решаются не одними толь-
ко материальными возможностями, а 60во-
вупностью всех постояйно действующих
факторов. Автор говорит, что немцы отор-
вали теорию от «материального фагтора,
играющего решаютщую роль в современных
войнах». Преувеличение значения «мате-
риального фактора» в отрыве от других по-
стоянио действующих факторов имеет-
ся и в других местах книги (стр. 21, 143).

В книге много оптибох технического ха-
Таклера: К ним следует отнести: опечатки,
загруженность схем лишними данными
(стр. 38); ‘несоответствие данных схем и
текста (стр. 41, 157, 158, 162), негра-
мотные выражения, вроде «продольный
бой», «разрыв охвата» (стр. 49, 5Q), «no-
топил 99.000 т. торгового транспорта»
(стр. 62), неудачные обороты речи. Име-
‚ЮТСЯ в книге таке гюсьма спорные и дале-
ко не соответствующие действительности
данпые, в частности относящиеся к дей-
CTBUAM английских «картиковых» позвол-
	ных лодок (стр. 171. 172. 173)
	Таковы серьезные недостатки этой кня-
	ги. В итоге можно сказать. что автор
не сумел дать правильный анализ собы-
тий при описании действий германских

надводных кораблей против английских
коммуникаций.
	В. ВАЛЕНТИНОВ.
	  В связи е сфмидесатилетием товарища
	Й. В. Сталина привететвия © сердечными
мпетопалиями  тоброто StODOBBA и лОлГиИхХ
	пожеланиями доброго здоровья и Долгих
лет жизни товарищу Оталину прислали:
Колхозйиви и колхозницы колхоза HM.
	Ватутина, Межиричекоть района, Ровен-

ской области;

«Неопобехимый».  Ржаксинского района,
	Тамоовекой области:
	Коллектив рабочих и служащих  Шибд-
	  ряевской МТС, Тамбовской области;
Колхозники и колхознины колхоза Им.
Молотова, ВБродовского района, Львовекой

бладти;
  Экииаж теплохода «Академик Комаров»;

Рабочие и служащие Ищимекото арто-
прицетеното завода. Тюменской области;

Рабочие, инженерно-технические работ-
ники и служашие Махачкалинекого нефте-
промысла;

Собрание коллектива работников Ураль-
ского хлебокомбината Западно-Казахетан-
ской области:

Рабочие. инженерно-технические работ-
ники и служащие Шуйского ликеро-водоч-
ного завола Ивановской области;
	Учителя и учащиеся семилетней школы
имени Кирова Борисовского района, Кур-
ской области:

Коллектив рабочих и служащих Демин-
ской MTC, Ново-Анненского  файона,
Оталинградекой области;

Колхозники И  колхозницы — К0лхо3а
«Новая жизнь», Неверкинского района,
Пензенской области:

Рабочие, служащие. инженерно-техни-
ческие работники Дорогинского завода
керамиковых труб Новосибирской области;

Коллектив работников КБурекого треста
«Сельхозмукомолье»;

Коллектив работников ансамбля песни и
пляски Центрального Дома культуфы же-
лезнодорожников;

Собрание колхозников колхоза «Поле-
вод», Игорьевского района, Алтайского
края;

Колхозники и о колхозницы — колхоза
«Новая жизнь», Пихтовекого района, Ново-
сибирской области;

Колхозники и кКолхозницы — колхоза
«Новый быт», Адамовского района, Чка-
ловской области: ,

Собрание колхозников колхоза «Труже-
ник», ПНоимского района, Пензенской
области:

Рабочие и служащие совхоза «Алатеки-
ви» Тартумаского уезда, Эстонской ССР;

Рабочие и служащие, инженерно-техни-
ческие работники Чикойского кожезенного
	завота Бурят-Монгольской АССР:
ники и служащие управления треста «Мо-
лотовутоль» комбината «Кузбассутоль»;

Колхозниюи и колхозницы колхоза имени
Дзержинского,  Сарненекого paitona, Po-
венской области;

Волхозники и колхозницы колхоза имени
Андреева, Ковельского района,  Волын-
ской области;

Рабочие. работницы, инженерно-техни-
	ческие работники и служащие Волпашев-
ского рыбоконсервного завода Томской об-
	тасти

$
	олхозники и колхознипы колхоза «Пек-
	ра», Эльховекого района, Оталинградекой
области:
	Колхозники и  колхозн ИЦЫ ЮолхоЗза
	им. Чапаева, Вовельского района, Волын-
ской области:
	Волхозники сельхозартели имени
Сталина, Воченевекого района, Новосибир-
	ской области:
	Большевистской
Сталингралекой.
	[[исьма в редакиию
	‚ блужить
на гвардейсном корабле —
больная честь
	В суровые дни Великой Отечественной
войны родилась гвардия, советских морей.
Экипажи кораблей, проявившие в боях за
Рохину геромзм, отвагу, стойкость, муже-
ство, дисциплину и организованность, бы-
ли удостоены почетного звания  гвардей-
СКИХ.
	Личный состав гвардейских кораблей и
частой в послевоенный перйод, естественно,
обновился. На смену гетеранам войны, за-
вэевавшим своим кораблям высокую слазу,
пришли молодые матросы, стариины, офи-
церы. Они становятся наследниками этой
боевой славы, им предстоит продолжать и
умножать героические гвардейские тради-
ЦИИ.

Возникает законный вопрос: каждый ли
матрос, старшина, офицер может быть
назначен на такой почетный корабль?
	Право плавать под боевым гвардейским
флагом, носить гвардейскую ленточку, на-
грудный знак «Гварлия» — болыпая честь
для советского военного моряка. Мне ка-
жется, что право быть назначенным на
твардейский корабль нужно завоевать; мо-
лодым матросам и курсантам — отличной
учебой и примерной  дисциплинированно-
стью, военным морякам, которых переволят
	с других кораблей, — примерной службой
на этих кораблях. Благородное стремление
матросов, старшгин и офицеров служить на
гвардейском корабле должно быть веяче-
ски использовано для укрепления диецип-
лины и организованности на флоте,
	Было бы очень полезно издать сцециаль-
ное «Положение ® гвардейских кораблях в
	мирное время». В этом Положении должен
быть, в частности, установлен порядок, вру-
чения твардейских ленточек и нагрудных
знаков «Гвардия».
	Опыт показывает, TI торжественное
вручение молодым матросам гвардейских
знаков швышает их ответственность 34а
почетное звание. Церемониал вручения
гвардейской ленточки перед строем матро-
сов, одетых в парадную форму, стоящих
под твардейским флагом, надолго остается
в памяти воинов.
	Славные гвардейские традиции должны
продолжаться и умножатьзя и в мирное
время. Служить на гвардейском корабле—
большая честь. Претендовать на эту честь
может тот военный моряк, который отлич-
ными успехами в учебе, образцовой дис-
циплиной завоевал право называться пе-
редовым воином флота.
	Капитан 3 ранга А. ГОЧТАЕВ.
	GMOTD Mpoeenlu,..
00 участниках.
забыли
	He Tak давно наш коллектив художест-
венной самодеятельности принял участие
	во флотеком смотре самодеятельности. Вы-
ступление было удачным, В заключитель-
HOM концерте от налией части участвова-
до 120 человех. С успехом выступил хор,
	‘заслуживитий славу одното из лучших на
	флоте.

_ В числе других Hall коллектив пюлу-
чил отличную оценку. Накануне нашего
от’езда по подразделениям офицер Юшщин
собрал весь коллектив, наскоро поблатода-
рил нас от имени командования, пожелал
дальнейших успехов. И добавил:

— По прибытии в подразделение доло-
жите, что вы получили благодарноеть от
командования, а я приказ пришлю.

Однако прошло уже более месяца, &
приказа нет, как нет и грамот; которыми
нае обещали наградить»за успетаное уча-
стие во флотеком смотре. Повидимому, о
нае забыли.

Начиная самостоятельную службу, ин-
женер-лейтенант Забиров не рассчитывал,
что ому будет легко, не прельщал себя
розовыми надеждами. Он знал, что будет
трудно, и приготовилея к этому. На необ-
ходимоеть упоретва в достижении поетаз-
ленной цели указал молодому офицеру ето
первый непосредственный начальние стар-
ший инженер-лейтенант Щербинин. Бесе-
дуя се вновь прибывшим, опытный офи-
пер, хорошю знающий жизнь и службу,
предупредил его:

— На легкий уепех не рассчитывай-
те. Придется поработать. И много — по
всем направлениям. Не один, конечно, бу-
дете. Я вам помогу. Помогут старослужа-
щие — мичман Вакуленко, старшина 1-й
статьи Влянчин; коммуниеты и KOMCO-
мольцы поддержат. В общем, не забъывай-
те, что вы в коллективе, но в первую оче-
редь рассчитывайте, конечно, на себя, на
свои силы и знания.
	Трудности пришли в тот же день. Не
без горечи обнаружил молодой офицер, что
боевую технику, которой ему нужно было
управлять отныне, он еще не изучил в
совершенстве, что людей, которыми ему
предстояло командовать, юн COBCeEM He
знает. А время не ждало, жизнь и служба
шли своим чередом, нужно было и коман-
девать людьми и управлять техникой. Вот
тут-то и пришли на помощь Забирову его
трудолюбие, упоретво, готовность преодо-
леть любые преграды во имя служения
народу. советской Родине.
	Инженер-лейтенаят горячо взялся 8a
дело. Главные усилия молодой офицер на-
правил вначале на учебу. Днем он при
содействии бывалого моряка мичмана Ва-
куленко и старшины Влянчина’ практиче-
ски изучал устройство механизмов и сие-
тем корабля. Ночью занимался в каюте:
чертил схемы, составлял  конепекты и
планы. Векоре он подготовился и едал за-
чет на рахтенного механика.
	Это было первое достижение инженер-
лейтенанта Забирова на самостоятельной
службе. Однако нь этом он не успокоился.
Сама жизнь толкала его вперед, давала ему
урок за уроком. Й чего греха таить, бы-
вали досадные случаи, которые заставляли
т. забирова вновь и вновь вносить коррек-
тивы в практику своей служебной дея-
тельности.
	Олин из таких уроков особенно памятен
молодому офицеру. Корабль  готовилея к
походу. Командир вызвал инженер-лейте-
нанта Забирова и поставил перед ним за-
дачу.

— Не забудьте подготовить запаеные
водомерные колонки,—в заключение ска-
зал командир, — на походе важно всегда
иметь их наготове.
	— Ноть.
	мательно наблюдал за деятельностью моло-
дого старшины и быстро уловил у него
неверный тон во взаимоотношениях е лич-
ным составом. Офицер побеседовал: е Маль-
гичевым, раз’яснил ему, что общение стар-
шины с подчиненными должно быть тес-
ным и постоянным, что старшина — пер-
вый воспитатель матросов — обязан бы-
стро и правильно резгировать на вее по-
CTYNERN подчиненных.
	После этого разговора старшина 2-й
статьи Мальгичев стал внимательнее от-
носиться к исполнению своих командир-
ских обязанностей, но впал в другую
крайность — допустил искажение дис-
циплинарной практики.
	Инженер-лейтенант Забиров снова выз-
вал старшину Мальгичева и побеседовал с
ним © принципах и практике советекого
воинекого воспитания.
	— Советский командир, — раз’яенял
Забирев, — должен быть не только требо-
вательньым, но и справедливым,  заботли-
вым начальником. Вала ошибка состояла
в том, что вы поступили с подчиненным
несправедливо, наказали ето сгоряча, ве-
обдуманно. Такой подход противоречит
принципам советской воинской дисципли-
пы, которая прежде воего основывается HA
выеокюй сознательности воинов и справел-
ливой требовательности начальников.
	Неоднократные беседы с командиром по-
могли старшине 2-й статьи Мальгичеву
	правильно понять свою роль в воспитании
и обучении военных моряков. Сейчае он
является старшиной, надежной  опо-
рой командира. Вее свои обязанноети он
выполняет хоропю. Это не значит, од-
Tako, что инженер-лейтенант  Забиров
больше не заботитея о его росте. Hampo-
тив, офицер и поныне немало внимания
уделяет своему  воспитаннику. помогает
	ему, вонтротирует, строго и неослабно тре-
бует с него поддержания дисциплины и по-
рядка в подразделении, обеспечения высо-
кой боевой вытчки подчиненных.
		Основное внимание‘ и большую часть.
времени инженер-лейтенант Забиров уде-
ляет воспитанию личного состава подраз-
деления. Руководетвуяеь указаниями стар-
ших командиров, опираясь на старшин, в
помощью партийной и комсомольской ор-
танизаций он настойчиво борется за прев-
раацение своего пюдразлеления в отличное.
Офипер Забиров заботливо воспитывает и
растит каждого подчиненного ему стариеи-
ну и матроса.

Матрое Мальгичев обратил на себя вни-
мание командира с первого. дня пребыва-
ния на корабле. Он выделялея исполни-
тельностью, глубокими знаниями, неуетан-
ным стремлением к  совершенствованию
своето боевото мастерства.

В таких случаях иногда бывает, что
командир только со стороны наблюдает 3a,
успехами своего подчиненного, не вмеши-
ваяеь активно в его служебную деятель-
ность, не прикладывая рук в воспитанию
его. «Он и так отличник, зачем его вос-
питывать?», — рассуждает обычно такой
командир.

Инженер-лейтенант Забиров стремится
воспитывать каждого подчиненного в 0т-
дельности, в зависимости от его личных
качеств. Принцип у него простой: если
человек отстает, надо его подтянуть, ис-
празить; если он отличник, надо развить
его способности дальше, чтобы он смог
принести обществу наибольшую пользу.

Так получилось и на этот раз. Забиров
заметил любовь матроса  Мальгичева к
технике, к военно-морскому делу, подлер-
жал в нем стремление к новым знаниям.
Подчиненный почувствовал в = своем
командире заботливого воспитателя, опыт-
ного наставника,  чуткого,  отзывчивого
старшего товарища по службе. Когда у
матроса Мальгичева возникал неясный
вопрос, он, но стесняясь, шел к инженер-
лейтенанту Забирову.

Много часов провели они в дружеских
деловых беседах, еклоняеь над чертежом,
схемой, производя сложные теоретические
расчеты. Постепенно Мальгичев овладел
специальностями слесаря, сварщика, лег-
ководолаза. Заинтересовала его теория ко-
рабля. И в этом деле инженер-лейтенант
Забиров помот подчиненному. Офицер тер-
пеливо раз’яснял матросу разделы елож-
ной науки. Знания и опыт Мальгичева
быстро росли. Он давно уже стал отлич-
ником боевой и политической подготовки.
Командир начал привлекать ето к проведс-
нию бесед и занятий в личным составом
подразделения. Й в этом деле матрое Маль-
гичев` показал себя с положительной ето-
роны. Он умело передавал морякам-соету-
живцам свои знания и навыки.
	Векоре Мальгичев был назначен crap-
шиной подразделения, ему было присвое-
по звание старитины 2-й статьи. И за но-
вые обязанности он взялся с присущими ему
энергией и настойчивоетьмю.
	Но кому не известно, что для командо-
вания людьми, воспитания их необходимы
такие качества, как требовательность, вни-
мание, забота, умение переделывать ха-
равтеры. Мастерство воспитания долго. не
давалось старшине Мальгичеву. Олно вре-
мя он оказался совсем беспомощным. Не
зная, как строить взаимоотношения с под-
чиненными, которые до сих пор были для
него товарищами по совместной корабель-
ной службе, он стал мало общительным,
	заменулея в работу по специальности.
	Как всегда, на помощь ему пришел ин-
женер-лейтенант Забиров. Командир вни-

Большую роль в становлении молодого
офицера играют старшие  командиры-вос-
питатели. От их чуткости; от их требова-
тельности и заботы во многом зависит по-
ложительное решение вопрога: быть мо-
олому офицеру настоящим, самостоятель-
ным и умелым командиром или ае’ быть?

Быстрый рост инженер-лейтенанта За
бирова об’яеняетея тем, что ближайшие
командиры и начальники молодого офи-
цера приложили немало стараний для
ето воспитания. У командира корабля —
передового офицера флота — он училея и
учится требовательноети, пунктуальности,
твердости в решениях, морекой культуре.

Бывший  непоередетвенный начальник
молодого офицера старигий инженер-лейте-
нант Щербинин помог подчиненному в
изучении специальноети, делился е ним
богатым опытом экеплуатации и сбереже-
ния техники, накопленным в годы Вели-
кой Отечественной войны, много рассказы-
вал о дальних походах советских Kopad-
лей. У него инженер-лейтенант Забиров
научился любовному отношению к боовой
технике корабля, научилея ценить и под-
держивать постоянную боевую готовность
подразделения.
	Ножалуй, самым  отрадным в востита-
нии инженер-лейтенанта Забирова был тот
факт, что ему всегда и во всем предостав-
лялась по возможности максимальная га-
мостоятельноеть. Это приучало ето пра-
Вильно и хладнокровно мыслить, анализи-
ровать и обобщать факты, искать и устра-
нять причины недостатков. У него быстро
накапливалея опыт воспитания и обуче-
ния, вырабатывалиеь черты и качества,
столь необходимые офицеру: принципиаль-
ность, умение ориентироваться в обетанов-
ке, стойкость и упоретво в преодолении
	преград.
	А. ВОРОНЦОВ.
	Окончив беседу с командиром, молодой
офицер дал задание старшине М. под-
TOTOBHTh запасные водомерные ` колонки.
Инженер-лейтенант Забиров очень доверял
опытному стадупине М. Эта доверчивость
и послужила причиной того, чо он не
проверил выполнения  отданного распоря-
жения, а понадеялея, что подчиненный   не
полвелет его.
	У старштины М., действительно, не было
ни малейшего желания подводить команди-
ра, но он не успел заняться водомерными
колонками, а доложить 0б этом постеснял-
ся. Репгил: сойдет, мол, и так — все рав-
ню этими запасными колонками никогда
пользоваться не приходится, He нонадо-
бятся онии на сей раз.

вых one OTK eee eee в
	Олнаюо старттина оптибся. На, самом на-
пряженном этапе похода лопнуло водомер-
ное стекло. И вся порочность метода нод-
тотовки к походу в подразделении офицера
Забирова сразу обнаружилась. Лишь бла-
годаря большюй опытности и высокому во-
инскому мастерству личного состава уда-
лось избежать неприятности, которую
могло вызвать отсутетвие запасной водо-
мерной колонки.
	этот факт многому научил офицера За-
бирова. Он понял, что мало хорошо знать
	технику самому, мало уметь распоряжать-
ci, — надо обеспечить точное и своевре-
менное выполнение своих распоряжений.
					Рабочие и служащие
С Вязовского района,
	МТС Вязовского
области:
	ники и служащие Андреевекого спиртоза-
вода Уржумского района, Кировской обла-
сти:
	Коллектив редакции газеты «Ленинский
	путь» Бедно-Демьяновского района, Пен-
зенекой области:
	Волхозники и  колхозницы — колхоза
имени Багирова, ‹ Закатальского района,
Азербайджанекой ССР:

Северный флот, март 1950 г.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	коммуникаций, так как эти корабли теперь
целиком предназначались для ударов по се-
верным коммуникациям COOP. Это, естест-
венно, полностью соответетвовало антисо-
ветекой политике Черчилля.
	Следовательно, нет основания об’яснять
«прорыв» немецких кораблей только «упу-
щениями» английского адмиралтейства, ю-
корно выполнявшего волю своих хозяев.
Тем более нельзя об’яснять успешность
«прорыва», происходившего, по существу,
в условиях отсутетвия эффективного и хо-
ропю организованного противодействия CO
стороны англичан, «правильной оценкой
обстановки терманоким командованием»,
«достижением скрытности подготовки и вы-
холма кораблей», «внезашностью их появле-
ния», «решительным движением»,  «орга-
низацией мощного воздушного прикрылия»
ит. x. Подобные дифирамбы никак me
залужены фашистским  команлованием,
При известной заинтересованноети англий-
ских правящих кругов в проходе немец-
вих кораблей вея эта аргументация авто-
ра преувеличена и заимствована из не
заслуживающих = доверия иностранных.
Источников.

Врупнейший недостаток книги состоит в
том, что в ней не показано обстоятельно и
полно решающее влияние боевых действий
Советской Армии на деятельность вооружен-
ных сил Англии и гитлеровской Германии.
Слеланные автором попытки в этой области
нельзя считать достаточными. Более того,
некоторые сго формулировки являются глу-
фоко опгибочными, по существу перепеваю-
щими жалкие доводы англо-американских
‘империалистических пропагандистов, безна-
дежно пытающихся умалить решающую
рель СССР в завоевании победы над Гер-
манией. Именио с этой нелью англо-амери-
канские фальсификаторы истории всемерно
преувеличивают значение отдельных боев,
которые вели их корабли, возводят эти бон

в ранг решалоптих стратегических сражений
  Второй мировой войны.

Автор, правильно считая, что выход
«Бисмарка» в Атлантический окезн нахо-
	дился в прямой связи C подготовкой фа-
	шистокой Термании к войне против СССР,
в дальнейшем делает совершенно непра-
ВИЛЬНЫЙ ВЫВОД © Том, что якобы потеря его
«предопределиль дальнейшее снижение
активности немецких надводных кораблей
в операциях на коммуникациях». Нет не-
обходимости доказывать, что не потеря ли-
нейитого корабля прелопределила снижение
активности немцев, & проведение ими ити-
реких мерориятий по непосредственной
подготовке в войне в ССОР, а в дальней-
ем — война против Советского Corsa.
Аналогичную непоследовательность про-
	являет автор и при 96’яснении причин, по-
	будивших немцев вывести линейные кораб-
ли «Нарнхорст» и «Гнейзенау» из Бреста
в воды Германии. Здесь автор, правильно
указав, что этот «прорыв» был попыткой
усилить немецкие возможности на северном
участке советеко-германекого фронта, в по-
следующем сводит на-нет свое утверждение,
ставя причину «прорыва» в зависимость.
от вступления в войну США и увеличения
численности ий автивности английской
авиации в Атлантике. Известно, что после
вероломного нападения на CCCP гитлеров-
ское командование было вынуждено бросить
овои основные силы на Восточный фронт.
Это привело к почти полному прекращению
деятельности немецких вооруженных сил
на Западе.

Несеръезное отношение к формулировкам
приводит автора м в другим серьезных
онибкам. Он утверждает, что исход «опе-
	рации» по проводке конвоя из Англии
в СССР в июле 1942 года) но оказал «pe-
шающего (подчеркнуто нами. — В. В.)
	влияния на боеспособноеть Советекой Ар-
мии... не снизил оборонительной уетой-
чивости и ударной мощи Советской Ар-
мии». Из этого утверждения следует, что
другой исход проводки конвоя мог бы ока-
зать решающее влияние на боестособноеть
Советской Армии.

Автор явно преуменьшает значение Co-
ветских вооруженных сил. Korda вместо
убедительного показа их решающей роли в
ходе и исходе второй мировой войны гово
рит © том, что вооруженные силы Совет-
ского Союза были лишь «значительной по-

МОЩЬЮ», лишь «существенню важным Ув-
д №9

а даа
	‘ловием, обеспечившим английским силам
	ерьезные недостатки одной книги

снята угроза для
	ла почти полностью
Англии.
	рактером и направленностью боевых дейст-
вий английского флота.
	Совершенно правильно указывая, что
Черчилль использовал разгром немцами в
июле 1942 года одного из конвоев, ‚напра-
влявшихея в СССР, как «повод к замедле-
нию поставок Советскому Союзу», автор
вместе с тем считает нужным заниматься
поиском причин, якобы оправдывающих по-
рочную организацию английского конвоя.
Большие потери конвоя, по мнению автора,
об’ясняются «ошибками»,  допущенными
английским адмиралтейством. В подобным
«ошибкам» он относит широкую рекламу
срока выхода конвоя, отправление его без
авианосного сопровождения, выбор хорошо
известного противняку маршрута перехода,
& также приказание о прекращении эскор-
тирования, о возвращении кораблей охра-
нения и рассредоточении конвоя. Не елиш-
ком ли много было этих «commer»? Ав-
	тору надо было более серьезно в них ра-
зобраться.
	Нет в книге последовательности и в
оценке истянных намерений англичан при
так называемом прорыве пемецких лн-
нейных кораблей из Бреста в Гельго-
ланд в феврале 1942 года. Отмечая связь
Этого «прорыва» с положением на решаю-
щем, советско-германском фронте, автор
правильно о указывает, что германское
командование считало задачу нарушения
северных советских коммуникаций несом-
ненно более важной, чем создание угрозы
нарушить подвоз в Англию. Однако, осве-
Wad основные факторы,  обеспочитание
«прорыв», автор вилит их только в дефек-
тивности английекой разведки, недостатках
радиолокационного вооружения самолетов,
в неблагоприятных метеорологических усло-
виях и т. п. Между тем совершенно оче-
видно, что прорыв немецких кораблей. по
	существу, снимал угрозу aaa английских
	Б арсенале пропагандистских средств
аигло-американских поджигателей новой
войны видное’ место занимает фальсифика-
ция истории второй мировой войны. При
этом прилагаются вее усилия к тому, что-
бы затушевать, умалить решающую роль
Советекого Союза и его вооруженных сил
	в разгроме фашистекой Германии и импе-  Г
		риалистической Японии и одновременно
раздуть значение действий армий и 060-
бенно флотов США и Англии. А, как изве-
стно, действия флотов капиталистических
государств, участвовавиких в войне, поч-
ти не влияли на хол и исход войны.
	Авторы советских книг, освещающих
боевую деятельность флотов, обязаны под-
ходить к оценке ее в позиций сталин-
ской военной науки, подвергая серьезному
критическому анализу сведения, приводи-
мые на страницах иностранной пресёы.

Выпущенная Воениздатом книга Л. М.
Еремеева «Некоторые итоги крейсерских.
операций терманского флота»”) не отве-
чает этому основному требованию. Автор
часто некритически повторяет доводы, вы-
сказываемые англо-американекой пропаган-
дой по поводу событий на море в период
второй мировой войны. И это помешало ему
дать правильную оценку этим событиям.

Известно, что деятельность немецких
крупных надводных кораблей на англий-
ских коммуникациях в Атлантике в период,
предшествовавший вероломному нападению
фаптистекой Германии на Советский Союз,
носила ограниченный характер.
	После нападения фалтистской Германии
на Советский Союз ее основные силы, в том
числе и военно-морской флот, были бро-
шены на Восточный фронт. Тем самым бы-
	*) Л. М. Еремеев. «Некоторые итоги
крейсерских операций германского флота».
и. 1949 г. 212 стр. Цена 6 р.

к.
	Действия немецких вооруженных сил
против Англии, как и ответные меро-
приятия Англии, не влияли ‘и He могли
влиять на боевые действия, происходившие
на решающем, советско-германском фронте.
, сожалению, автор рецензируемой книги
не смог это убедительно показать.
	Говоря 0 «теоретических» взглядах гер-
манского морского командования, автор
не подвергает основательной критике эти
	взгляды, не разоблачает их порочность и
несостоятельность.
	Приведенные во введении к книге изре-
чения фаптистских мракобесов сопровожда-
ются весьма общими и туманными paccyx-
дениями, отнюдь не ‘помогалощими читателю
правильно оценить авантюристические воз-

зрения и планы немецкого военно-морского
команхования.
	Автор книги относит тактические по
своему существу и содержанию боевые дей-
ствия немецких и английских кораблей к
разряду операций. Эта ошибка является
следствием некритического подхода к опре-
делениям, которые приводились и приво-
дятся в иностранных источниках. Изолиро-
ванные, авантюристические по своей сущ-
ности действия отдельных немецких над-
водных кораблей, не связанные с задачами,
выпоянявшимися другими родами войск,
почему-то об’являются автором <согласо-
ванными операциями».
	Приходится сожалеть, что автор рецензи-
руемой работы не в достаточной мере су-
мел вокрыть тот факт, что боевым дейст-
виям немецкого флота во многом  благо-
приятствовала реакционная политика Чер-
чилля, пренятетвовавшего открытию в1о-
	рого фронта, старавитегося добитьея ослаб-
ления Советского Союза. Автор не сумел
обстоятельно показать связь вероломной по-
	литики правящих английских кругов © ха-