74 япреля 1950 г., пятница, № 89 (3502)
	‚ ВА

2 КРАСНЫЙ ФЛОТ в —
Первые помошники

Молодой офицер т. Новиков хорошо
освоил свое заведывание и умело вос-
	питывает подчиненных. Па снимке;
инженер-лейтенант Л. Новиков прово-
дит занятие с главным старшиной
А, Журавлевым и старшиной 2-й статьи
Е. Харюковым по изучению материаль-
ной части.

Фото Н. Веринчука.
	Молодежный
вечер
	Но инициативе комсомольской организа-
ции в Н-ской части проведен молодежный
вечер на тему «3a что я люблю свою Ру-
хину». С докладом выступил коммунист
Трифонов. Он рассказал о том. как измени-
лась наша советская Родина 35 последние
три десятилетия, как под руководством
большевистской партии, великого вождя
товарища Сталина народы нашей страны
построили социализм, разгромили фалиист-
ских захватчиков и японских империали-
смв и уверенно идут кв полной побеле
коммунизма;

Затем выступали комсомольцы.

На трибуну поднимается тов. Осокин.
Он говорит о том, какие великие пра-
ва даны советокому человзку Сталин-
ской Вонституциюй, как радостно жить в
нашей стране, где труд из бремени и неволи
превратился в дело чести, хело славы, доб-
лести и геройства, где трух облагораживает
человека, делают его жизнь радостной и
прекрасной. ~
	— 6B Сталинской Вонетитуции записано,
— заканчивает он. — что защита Отече-
ства есть священный долг каждого гражда-
нина СОСР. Да, у нас есть что защищать
—щ нашу великую Родину! Наша армия и
флот зорко стоят на страже мирного сози-
хательного труда.
	Вее выступавшие на, вечере комсомольцы
говорили о величайшем счастье советских
людей, живущих в сталинекую эпоху, of
их священном долге и обязанностях Teper
	‘Ролиной.
	pb. ИРТЬИШИ

CHHH.
	Музыкальные
среды
	Рижском нахимовском училище регу-
лярно по ередам проводятся вечера, поевя-
щенные отечественной музыке. Эти вечера
так и называются: «Музыкальные среды».
Часто темы таких вечеров связываются с
важнейпгими событиями жизни страны.

На-днях состоялась очередная «среда»
на тему: «Советская музыка — подлинно
народное, прогрессивное искусство». Док-
лад о под’еме советской музыки поеле по-
становления ЦК ВЕП(б) об опере Мурадели
«Великая дружба» сделал капитан Зава-
руев. В обсуждении доклада приняли уча-
стие многие старшины, матросы и нахи-
мовцы. В заключение был дан большой
концерт артистов Рижекой филармонии.
		офицера
	вал он, Например, и шоетить госпиталь,
Te лежал подчиненный ему комендот.

Первое время молодому офицеру прихо-
длилось нелегко. Но он не естеснялея посо-
ветовалься © опытным  старшиной-сверх-
срочникоюм Головиным о том, как лучше
организовать занятия в подразделении,
HOMO поставить первым наводчикюм, кому
поручить шпаклевку шлюнки. и по многим
другум вотроеам.
	( помощью етаршин мололюй офицер
	‘узнал много не известных ему правктичо-
‘оких приемов, способствовавших  повыше-
нию качества боевой подготовки в полраз-
делении. Одновременно лейтенант занялся
повьмшением теоретических знаний crap-
ИИ.
	Олнажлы командир корабля спросил 7
лейтенанта:

— Uro-m Bb так много спорите с
старихнами? Смотрите, не допуюкайте пре-
реканий подчиненных © вами.

— Товарищ командир, мы не спорим. Я
им рассказывал теорию устройства прибо-
ров. Они мне тоже многое пораосказали.
А споров це было.
	— Если так, то правилыно поступаете.
У наших старитин есть чему поучиться,

Спустя некоторое время подразделение
лейтенанта Варика стало заметно выделять-
ся боле высокой боевой выучкой и орга-
низованностью.

Вак-то вечером в каюту лейтенанта, за-
шел 60 товарищ по училищу, тоже лейте-
нант. т. Пепеляев. Тов. Варик стал рах-
сказывать другу © своей работе, о планах
на будущее, < горлостью отзывалея о пох-
чиненных;, oO Их  старательнюсти. Гость
слушал ето внимательно, а потом стал жа-
ловаться На то, что вот у него в подраз-
делений не ладится деле © бозвой подго-
	тозкОЙй и ЛИСНИПЛИНоОЙ и ЧТо У него по-
	рюй возникает желание просить юомандо-
вание о переводе на береговую службу.
	— То-еть, как это проситься на, бере-
повую службу? Дз rer aro? Такой ко-
рабль... — Тов. Варик, не дюжончив BBI-
eCRASLIBATH в00 мыель ветал из-за стола
	и сел рядом © другом на диван. В это
втемя в каюту вошел старшина 1-й статьи.
	Изумов.

—= Разрешите доложить, матросы Ива-
нов и Казицкий нормативы перевытюлняют,
—- ралостне доложил он лейтенанту.
	—- Вот видите, — сказал ему т. Варик.
— Я же говорил вам, что при  надлежа-
щей тренировке эти матросы будут рабо-
тать не хуже друших. Толькю упорства
больше нужно, товарищ Изумов. А как у
них теперь с дисциплиной?

— Сейчаю на них жаловаться не при-
хотитея. товарищ лейтенант.
	Старшина ушел. Дейтенант Бафик pac-
сказал своему другу о елучае c матроса-
ми Ивановым и Вазицким. Однажды‘ стар-
шина просил его списать этих матросов
из своего отделения за недостаточную дис-
цинлинированноеть и нежелание как сле-
дует изучать специальноеть. Но т. Варик
не согласилея © мнением старшины и
предложил ему обратить большее внимание
на матросов. серьезнее воспитывать и oby-
	чать их. Офицер начал повседневно помо-
	Отличные успехи в учебе и службе
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Рассказы © героях Шысхако
	подал заявление в партию. Но парторга
батальона убило бомбой, и заявление Ле-
мешко не разобрали. Прошу вас, чтобы Те-
мешко посмертно приняли в партию и ечи-
тали, что он погиб коммунистом. А когда
жене его будете писать, то так и напипгите,
что воевал и погиб, как коммуниет» (рас-
сказ «Это было в апреле»).
	В самые трудные минуты боя герои Мыс-
хакю думали о Родине, большевистской пар-
тии, горячо любимом товарише Сталине. В
этом они чернали силы для своих ратных
подвигов. Отправляяеь на катерах се «Боль-
пюй земли» на Мысхако, солдаты и матросы
подписывали клятву под портретом И. В.
Сталина — не щадя своей жизни, всю
кровь, каплю за каплей, отдать за «еча-
стье нашего народа, за тебя, горяче люби-
мая Родина, за великого полководца, отца,
нашего друга, мудрого Сталина... С именем
Сталина мы идем в наступление! Мы побе-
дим!» («Одна ночь»). В этом же рассказе
ефуейтор морекой пехоты Семен Калюжный,
	‚ узнав от Вуникова о гибели своего то-
		варища Михаила Кюрницкого, дает елово
жестоко метить врагу. Перед боем он напи-
сал заявление в партийную организацию
батальона автоматчиков с просьбой принять
ето в ряды ВЁЬПСб). Когда к нему обра-
тилея в вопросом матрое Степкин, может
ли и он вступить в партию, Калюжный
дружески обнял воина и тепло сказал ему:

— По-моему, можно. Воевал ты отлично,
как коммунист, точь в точь как мой дру-
жок Миша Ворницкий...
	Б наиболее удачном рассказе книги —
«Морской Закон»—франеный матрое-комму-
нист’ Горский уступает спасательный круг
плохо плавающему лейтенанту, хотя cam
находится на волоске от смерти. В госпи-
тале Горский ветретился с лейтенантом, ко-
торый ему растроганно сказал; «Спасибо,
дружище!,. Ты епае мне жизнь, & сам едва
не погиб. Большое сердце у тебя!» На это
матрос ответил: «Такой наш морекой за-
кон: сам погибай, а товарища выручай...»
Заметив. что в кармане гимнастерки нет
	партийного билета, Торекий побледнел.
Лейтенант успокоил его:
	Автор этой небольшой по 00’ему кни-
ти *) — активный участник описываемых
в ней событий и легендарных боевых под-
витов воветеких воинов на Мысхако. На-
звание книги —— «Огненная земля» —

пеликом отражает ее солержание.
	‚ В штормовую ночь 1943 года, с 3 на
Д февраля, отряд морской пехоты под
командованием Цезаря Вуникова подошел
на катерах к причалу рыбозавода около ме-
стечка Станичка, юго-замаднее Hozopoc-
сийска, и внезапно обрушилея на врага.
Так был создан небольшой  плапдарм в
тылу у фашистов. Через несколько дней на
отвоеванный клочок земли (ширина 6 ки-
лометров — от Станички до горы Колдун,
глубина 4 километра — от моря до пюссе)
высалились наши чаети.
	^ Началась знаменитая семимесячная эпо-
пея боев за Мысхако. Враг яростно атако-
вал. советских чудо-богатырей, пытаясь
опрокинуть их в море. Тысячи авиабомб,
десятки тысяч снарядов и мин вепахивали
эту узкую полоску земли. Были дни, когда
неиды совершали на «Малую землю» до
двух тысяч самолетовылетов. После интен-
сивной . артиллерийской подготовки враже-
ские солдаты переходили в атаку, но вея-
кий раз откатывалиеь назад.
	Советские воины стояли насмерть, они
Hé только не отступали, но сами навязы-
вали бой. переходили в решительные атаки.
	0 пенреклонной воле к победе, беспри-
мерном мужестве и OTBATe наших солдат,
матросов и офицеров, © высоком чувстве
холга и безграничной любви к Родине co-
ветских люлей повествует в своих расска-
зах Г Соколов. }
	После одного из кровопролитных 00ев в
разбитый” бомбой блиндаж командира под-
разделения пришюлз боец Бурханов. Он е
болью в сердце сообщил о гибели своего
лруга Якова Лемешко: «<...Перед боем он
	*} Г. Соколов. «Огненная земля». Расска-
	зы. Краевое книгоиздательство. Краснодар.
1949. Стр. 94. Цена 4 руб.
	сея Новикова. Александра Наталиева. На
зачетах по специальности и военно-мор-
скому делу они показали глубокие зна-
ния. высокую натренированность и с00б-
разительноеть. О0тличных уенехов в Учебе
и службе добивается коммунист матрос
Артемьев. За образцовое выполнение слу-
жебных обязанностей он получил несколь-
ко благодарностей от командира.

Опыт передовых моряков широко про-
патандируется в местных радиопередачах,
стенных газетах и боевых листках.
	Паррийная и комсомольская  оотанизация
	гать старпгине в воспитании этих Матро-
COB, :
	— Лело, как видишь. выправилююь,—
	с удовлетворением отметил т. Варик.
	— J¥ тебя старшины хорошие, — ©то-
звался гость,

— Хорошие — это правда. Но чем же
плохи твои?’ Ты, видимо, плохо еще
знаешь своих старшин, вот и жалуешься.
Скажи пю правде, ты с ними за это вре-
мя хотя бы pas oo душам толковал?
Нет. А ты собери их и поговори © ни-
ми запросто, без крика и рутани, посо-
ветуйся © ними 06% всем — полезное
дело, на себе испытал. Постарайся выяс-
нить причину неполадок. дай им пючув-
ствовать, что ты на них  опираошься.
Наши старшины — замечательные по-
мотники офицера, я многому от них на-
учился.
	Друзья говорили еще долго. Лейтенант
Пепеляев призналея.^что проситься ему о
переводе ‹ корабля не хочется, но неполад-
ки портят настроение.
	На следующий день т. Варик зашел к
секретарю корабельной партийной opm-
низации т. Миронову. Он часто обращался
в партийную организацию 38 помощью и
советом. Но на этот раз зашел в секре-
тарю по другому поводу. Шобеселовав с
ним © делах своего подразделения, т. Вз-
риЕ сказал:
	—- Был у меня вчера лейтенант Цепе-
ляев, жаловалея, неважне дела У него
дут. Помочь ему нужно. У него со стар-
птинами работа не лалится,

Тов. Миронов ` поблаголарил и.
за совет и обешал в ближайшие же дни
помючь т. Пепеляевт.
	Секретарь партийной организации вВнНи-
мательню изучил организацию учебы,
стояние дисциплины, веепитательной ра-
боты в подразделении. Не раз т. Мировюв
заходил посоветоваться в команлиру  ко-
рабля, пололту беседовал е лейтенантом
Пелеляевым.

Олнажды вечером опти собрали старлиин.
Простой задушевный разговюр co отарии-
нами мото дал молодому офицеру. Тов.
Пепеляев записал все предложения
‘стариотн. Секретарь партийной ортаниза-
ции в 06806м выступлении подчеркнул,
Что такой коллектив опытных  старатин
способен вывести подразделение на пер-
‘вое место. В результате пришли в выво-
AY — всем дружио взяться за исправле-
ние недочетов в учебе и дисциплине, ш-
мотать друг другу. Старшины разопотиеь
в твермым желанием добиться  реши-
‘тельного перелома в жизни полразхеления.

Прошло некоторое время. Вак-то, нахо-
ims на вахте, лейтенант Варик принял
семафор. Он гласил: «За отличные  ре-
зультаты лейтенанту Пелоляеву a ero
подразделению об’являю благодарность».

— Поздравляю, от души  позаравляю,
— крепко пожимая руку товарищу, ска-
зал т. Варик лейтенанту Пепеляеву. №
ним подошел т. Миоонов. Они долго Gete-
довали. И не хотелось расходиться, хотя
уже совсем стемнело.
	Мапитан 2 ранга
	Г. ГОДЛЕВСНИИ.
	` Лейтеналжт Валик собрал старптин своето
подразделения. Все они © интересом емот-
рели. на евоего нового командира. Что-то
он им скажет? Ааков он в службе, в ра-
боте? Ведь от этого во многом зависит их

уепех,
	В каюте было тесновато.
	манскую Демократическую Республику sep.
новые, жиры, черные и цветные металлы,
грузовые автомашины, алатит-концентрат,
марганцевую руду, Нефтешрюлукты, кокс,
хлопок и другие товары, в которых нуж-
даетея Германская Демократическая Рес-
публика для развития своего народного хо-
зяйетва.

Германская Демократическая Республи-
ка будет поставлять в Советский Cong
промышленное оборудование и малины,
цемент, калийную соль, химикаты, утоль-
ные брикеты и другие товары.

Сотланение подиисали: с Советской Сло.
роны — Министр внешней торговли М, А,
Меньшиков, © Германской Стороны — Ma.
нистр внутритерманекой торговли, внены
ней торговли и материального обеспечения
	г-н Г. Азндке.
(TACC).
	В результате переговоров между Мини-
стерством внешней торговли Союза ССР и
Торговой делегацией Германской Демокра-
тической” Республики, протекавших B aT-
мосфере дружественного взаимопонимания,
12 апреля с. г. в Москве подписано Co-
тлашение о товарообороте и платежах меж-
ду Союзом ССР и Германской Лемократи-
ческой Республикой.

Руководствуясь желанием способетво-
вать хозяйственному развитию обеих страй
и создать более тесные и прочные друже-
ственные отношения между обоими наро-
дами расширением и’ углублением взаим-
ных торговых отношений, Стороны догово-
рилиеь о значительном увеличении товаро-
оборота в 1950 году, который возрастет 60-
лее чем на 35 проц. по сравнению C TO-
варооборотом в 1949 году.

Советский Союз будет поставаять в Гер-
	— Я <0брал вас, товарищи, чтобы по-
знакомиться с вами, уточиить яапти теку-
шие задачи, -— начал лейтенант Варик.
	И у лейтенанта и У старшин оказалось

мого самых разнообразных и неотложных
вопросов. Севещание затянулось ло пюздне-
го часа. Блокнот молодото офицера пе-
стрел заметками. °
Олин из старшин пожаловалея, что с
шестерки,  прикрепленной к подразделе-
нию, разобрали большую чаеть  вооруже-
ния, она ларю требует ремонта, a 905 этом
никто не заботится.
	— А ко за нее отвечает? — вопробом
ответил лейтенает,
	Выяснилось. что за шлюпку отвечал
тот самый отарптина, который и задал во-
пос.

— Так в чем же дело? Вак же вы до-
пустили, чо шлюнка пришла в такое
состояние? Следовательно. вы сами вино-
ваты. Примите меры, приведите ее в по-
рядок.

Хозяин шлюпки пыталея оправдаться,
но лейтенант твердо Заявил ему, чо ни-
каких оправданий не принимает и впредь
будет требовать уставного порядка во вся-
ком леле.
	Уточнив суточный план Ha следую-
щий день, т. Варик отнуктил старшин на
OTILIX и на прощанье пожелая им уюлеха
в работе.

Сталлтины ему понравились. «Инициа-
тивные, дело ©вое энают, © такими рабо-
тать можно. — подумал он, просматря-
вая свои записи в блокноте. — Командир
корабля был прав, что посоветовал смелее
опиратеея на сталин»,
	Вю время под’ема флага офицер обратил.
внимание на то, что матросы его подраз-
деления — в чистом. наглаженном рабочем
платье, подтануты. А ведь только вчера
был разтовор со старшинами о форме одеж-
хы. «Молодцы старшины, десять раз на-
поминать им не нужно», — подумал лей-
тенант.
	У лейтенанта Варика служба ва корадб-
ле с первых лней пошла хоропю. Матросы
и старшины © радостью встретили молодо-
го офицера. Лейтенант был требователен,
имел спокойный характер, каждое решение
принимал продуманно, не горячилея, ни
на кого не кричал, но унорно и настойчи-
во лобивалея поставленной цели. Это вы-
вывало к нему уважение со стороны под-
чиненных, и они © желанием выполняли
кажлое поиказание офицета,.
	В полразделении наладилась планюмер-
ная учеба, заметно крепла воинская дис-
циплина. Большую помошь молодому офи-
перу оказывали опытные старины.
	Лейтенант Варих оказался общлительным
и заботливым командиром. Он мното ухе-
лял времени для бесед с матросами, лля
	организации шлюпочных гонок, Не забы-
	Всенародный трудовой под’ем, вызван-
ный подготовкой к празднованию 1 Мая,
влохновляет воинов-североморцев на новые
успехи в боевой и политической подготов-
ке. Моряки деятельно готовятся к между-
народному празднику трудящихся.

Коммунисты и комсомольцы показыва-
тот пример того, как нужно выполнять
требования уставов и военной присяги,
служить народу, любимой Родине. Широ-
хо известны имена  пезедовых  воинов-
	комсомольцев Николая Басова, Владимира
Тетаттечто Алексаллра Токучаера  Алек-
	Улучшить руководство _
агитаторами
	Hama лни полны волнующих событий...
	Изо лня в день советекие люди добиваются,
	все новых и новых успехов в выполнении
послевоенной сталинской пятилетки. Натта
Родина твердо стоит на страже мира во
всем мире, ерывая коварные планы англо-
американских поджигателей войны.

Все эти события глубоко волнуют и
интересуют наших воинов, стоящих на
охране мирного труда советского народа.
Отсюда понятно, насколько важна, почетна
и ответственна роль агитаторов, призван-
ных раз’яенять матросам и старшинам по-
литику большевистской партии и советского
правительства, знакомить с международным
и внутренним положением натней страны.

- Успех агитаторов в большой мере зави-
сит от того, насколько умело и системати-
чески работает с агитаторами партийная
организация, какую оказывает она им прак-
тическую помошь.

Ha отчетно-выборном партийном coipa-
нии нашего корабля коммунисты резко, но
справедливо критиковали партийное бюро за
то, что оно елабо руководило агитаторами:
редко и на низком идейном уровне прово-
длились семинары, не все атитаторы были
отличниками боевой и политической подго-
товки, почти что не привлекались к этой,
важной работе коммунисты-офицеры.

Новый состаз партийного бюро, возгла-
вляемый офицером Ф. БРарабиным, учтя’
критику коммуниетов и решение отчетно-
выборного партийного собрания, на одном
из своих первых заседаний обсудил состоя-
ние работы агитаторов. Было решено пере-
смотреть состав агитаторов. Сейчае в числе
агитаторов — лучшие люди корабля. От-
личники боевой и политической подготовки
старшина 2-й статьи Гришин, старшие ма-
тросы Савенко, Закора, Музыченко и дру-
гие агитируют не только еловом, но и лич-
ным своим примером безупречной службы
Родине.

Атитаторы прилежно учатея: тт. Музы-
ченко, Каюткин, Гринин являются слуша-
телями партийной школы, тт. Закора, Ёль-
ников учатся в кружке повышенного типа
по изучению истории ВАН(б).

На семинарах агитаторов только за по-
следнее время были прочитаны лекции:

«Преимущества Советского государства пе-
ред государством буржуазным», «Уставы
вооруженных сил ОСОСР — основа воспита-
ния военнослужащих», «Забота советского
правительства и партии большевиков о
под’еме материального и культурного го
ня жизни граждан нашей страны» и др
Выполняя решение отчетно-выборного
партийного собрания, бюро добилоеь Toro,
	что вся агитационная работа стала теснее
увязываться © задачами, которые решает
личный состав корабля. Командиры подраз-
делений держат тесную связь с агитатора-
ми, информируют их, выступают на семи-
нарах.

Значительно расширились и формы зги-
тационной работы: кроме групповых и ин-
дивидуальных бесед, агитаторы стали вы-
ступать на комеомольско-молодежных вече-
рах, на собраниях личного состава и рзз-
личных совещаниях.

На комеомольско-молодежном вечере, 10-
священном дружбе и товариществу, ати-
татор т. Музыченко рассказал собравитимея
о великой дружбе В. И. Ленина и И. В.
Сталина. На вечере «Чао лала советстая
власть молодежи» агитатор т. Закора сде-
Aad сообщение 0 жизни молодежи в кат.
талистических странах.
	В своих беседах агитаторы начали чаще
пользоваться письмами, получаемыми aa-
тросами и старшинами из родных мест. Ву-
татый фактический материал этих писом
служит им убедительной иллюстрацией в
рассказам о замечательных трудовых побе-
дах рабочих и колхозников. Агитаторы
не забывают при этом налюминать, что Co-
ветские военные моряки обязамы ответить
на эти победы народа новыми успехами в
боевой и политической подготовке. Нередко
агитатора дополняют сами матросы и ста
шины, вернувниеся из отпуска или полу-
чивигие письма от своих родных.
	Агитаторы стали сейчас частыми гоетя-
ми в корабельном радиоузле. Пожалуй, ни
одна радиогазета или другая местная радио-
передача не проходит без их учаетия.
	Это, однако, не означает, что партийное
бюро нашего корабля уже полностью вы-
полнило решения отчетно-выборного Tap-
тийного собрания, касающиеся работы в
агитаторами. Одип из главных недостат-
ков, который и до сих пор имеет месть,
это — слабый обмен опытом работы наших
агитаторов. Мы не сумели добиться такого
положения, чтобы все лучшее, что доетиг-
нуто тем или иным товарищем, тотчае ета-
новилось достоянием всего агитколлектива.
Это нам предетоит сделать в ближайшее
	ремя.
Второй, не менее существенный недоста-

TOK состоит в том, что партийное бюро
не сумело организовать постоянную мето-
дическую помощь агитаторам. Задачей пар-
тийного бюро является теперь закрепить
достигнутые успехи и быстро, оперативно

исправить допущенные оптибки.
	Старший лейтенант А. МЯСНИНОРВ.
	развернули большую массовую работу. В.
матросских кубриках проводятся беседы о
богатетвах нашей Родины, о трудовых
подвигах советского народа в годы пос-
левоенной сталинской пятилетки, о силе и
могуществе Советской Армии и Военно-
Морского Флота. Коллектив  матросекой.
художественной самодеятельности под ру-
коволетвом т. Малец roropyr большой

праздничный концерт.
	Северный флот.
	Лейтенант Ю. ГАДАЛЕВ.
	Творчество XY MOMHANOB-EOnSHOR
	закрылась выставка картин художников  пия зарисовки © натуры т. Голоевича <
	военно-морских учебных заведений. льюрия
ленинградского отделения Союза советеких
	порту Таллмн», композиция т. Андреева
«В море», т. Козлова «Торпедный ка-
тер» и другие. Интересную композицию
«Шторм», исполненную сепией, предста-
вил офицер Инфантъев.
	SHOP отметило акварольные пейзажи
офицера Муравьева. Слабее у автора жи-
вопись маслом. Среди нескольких хоротих
рисунков, выставленных т. Давыдовым,
особенно выделяется «Голова ловочки».
	В этом году на выставке впервые была
представлена  самоделтельность жен вови-
нослуязицих = вышивание пволком. Рабо-
та т. Лазаревой «Ленин в Разливе» ав.
	ллется образцом высококачественного Dpo-
изведения_
	Следует порекомендовать руковолителям
самодеятельности в военно-морских учебных
заведениях как можно шире привлекать

членов семей военнослужащих к участию
в изобразительном иеклеетвю.
	Выставка показала, что самодеятельни
изобразительное искусство личного состава
военно-морских учебных заведений из гола
В Год растет. 06 этом красноречиво поворит
большое число представленных — работ
(евышо’ 400), а также высокое хуложеет-
венное достоинство многих произведений,
Особенно большое количество работ пред
ставили молодые художники Высшего poe
	по м РОВ инженерного училиша имени
Дзержинского.
	Задача состоит в том, чтобы наладить
кружковую работу в этой области, ценре-
рывно повьшшать политический и культур
ный уровень молодых художников-куреан-
тов. Для этого необходимо птирокю исполь-
зовать  возможлтости пребывания курозитов
в, Ленинграде — городе, в котором гоере-
доточены такие крупнейнеие сокровищии-
цы изобразительного искусства, как Госу-
дарственный Эрмитаж и Русский музой,

Хочется ПоЖелать молоты wereneenoray
	ое,” ОМИ МОЛОДЫМ Художник
военно-морских учебимх ол ue.

3m я вынул ветские воины думали только о побеле. художников под председательством заслу-
	Боевые друзья Борзенков и Зуев, приелу-
шиваясь К артиллерийскому грохоту, вели
такой разговор:

«— Лежу вот и думаю, какой будет
наша «Малая земля» через пять лет? Рас-
цветет этот уголок,  политый нашей
кровью... У подножья Колдуна раскинется
детский лагерь. Места лучшего не подбе-

решь — море, лее, воздух. Чуть поодаль
опять вырастет поселок виносовхоза. А вот
там, — указывает Зуев на берег, — ры-

баки снова отетроят свой поселок. И Ста-
ничку после войны не узнаешь. Траншеи
и землянки сравняют, появятея зеленые са-
хочки, а среди них белые домишки» («Два
друга»).
	Война давно ушла в прошлое. HM вот
автор книги уже в мирные дни посетил
«Огненную землю». Все, о чем мечтали
Берзенков, Зуев и многие другие герои” ми-
нувигих боев, советские люди претворили в
жизнь. В Станичке, которая была сожжена
немцами дотла, теперь уже выстроены уют-
ные белые домики рыбаков. В колхозе
«Путь к социализму» растет сочный вино-
град. Восетановлен и виносовхоз (ему при-
евоено название «Малая земля»), входящий
в комбинат «Абрау-Дюрсо». А директор еов-
хоза, старый партизан И. П. Велюх, с увле-
чением рассказывает автору книги:
	— 346сь начнетея такое строительство,
что держись! На строительство ассигнованы
десятки миллионов рублей. Скоро «Малую
землю» не узнаете. У подножья горы Кол-
дун, куда во время войны приставали мото-
боты, будет сооружен городок. В нем будут
сто жилых домов, детясли, больница, баня,
икола-семилетка, стадион, водная станция,
клуб, универмаг, автобусная станция...
Винотрадниками мы займем площадь в 304
гектара, а до войны совхоз имел 150 тек-
таров... («Пять лет епустя»).

Наблюдая шатающих по улице школьни-
ков, автор, обращаясь к т. Велюху, говорит:

— Как приятно сознавать, что мы от-
стояли их счастье. Их песни, смех, их го-
вор — награда за все, что пришлось испы-
тать зхесь в дни боев.
	Несмотря на отдельные неточности и ли-
терзтурные шероховатости, ветречающиеся
в книге. раесказы «Огненная земля» чи-
	таются © интересом.
И. ЖИГАЛОВ.
	Menon деятеля искусств М. И. Авилова
сдинюдушно пришло к выводу, что ныне-
няя выставка произведений живопием и
рисунка военных моряков значительно от-
личается от предыдущей более высоким ка-
чеетвом.
	Прежде всего следует отметить, что на
выставке более широко были предетавле-
ны тематические произведения, из которых.
060б0 следует отметить работы т. Дмитрие-
ва «Сталин и Горький», т. Егорова «Ленин
и Сталин! в’ 1918 году», т. Трубицина
«Сталин и Лысенко над планом преобразо-
вания природы», т. Горленошева «Люби-
мому Сталину». Эти работы свилетель-
ствуют о серьезных творчееких успехах
художников-моряков, о правильном пони-
мании ими залач, которые тюставлены пе-
ред советским изобразительным искуест-
вом. Несмотря на некоторые технические
недочеты, вое эти картины проникнуты
чувством глубокого патриотизма, страст-
ным желанием еоздаль волнующие произ-
ведения. Следует порекомендовать тт. Дмит-
риеву, Егорову, Трубицину и Горле-
ношеву еще настойчивее работать над ком-
позицией, еще более упорно совершенетво-
вать CBOE MACTEDCTRO.
	Серьезное произведение — «Ранение ад-
мирала Нахимова» — выставил т. Выслу-

ИЛ.
	— Извини, дружище. 90 я вынул
его — посушить... Вот он на окне, на еол-
НЫШКе...

Артиллериет Николай Лыков. оказавшись
в лазарете после операции, любовно смот-
рит на пробитый осколком и покрытый
кровью партийный билет. На предложение
заменить партийный билет воин говорит:
«До конца войны менять не буду. На нем
памятная отметка о боевых делах наших.

С пим после войны и в колхоз вернусь»
(«Партийный билет»),
	Автор хорошо знает и любит своих ге-
роев. ВРее они — прекрасные советские
люди, отважные на поле боя, суровые
и беспощадные к врагу, но в то же время
чуткие, внимательные к каждому советско-
му человеку, к другу и товарищу, попав-
нему в беду. Ветретив в тылу противника
женщину < малышом на руках. разведчики,
пренебретая опасностью, переправляют ее
на «Большую землю» («Любовь моряка»).
Нежным вниманием и заботой окружают
бойцы почтальона Клаву. Эта скромная де-
вушка, постоянно рискуя жизнью, под бом-
бами и снарядами досталляет защитникам
«Огненной земли» письма. Воины делают
все возможное, чтобы облегчить ее труд-
ную работу («Клавочка»).
	Тепло пишет автор © девушках-сани-
тарках, скромных, бесстрашных патриот-
ках — труженицах войны. Они неиз-
менно появляются там, где бойцу грозит
опасность, Раненый разведчик Александр
Слепьшшев, оставшись один, изнемогал от
потери крови и уже терял сознание. На
помощь пришла «молоденькая девушка ©
сумкой санитара. Она опустилась на коле-
ни, перевернула его на спину и поднесла
К его губам флягу с водой... — Спасибо
тебе, родная, — прошептал оп @ блато-
дарностью» («Моряк не осталея один»).
	защитники Мысхако твердо верили, что
их «Огненная земля» будет соединена е
«Большой землей». И это время настало.
«Пять дней длились бои за Новороссийск.
Утром шестнадцатого сентября морские пе-
хотинцы во главе с офицерами Николаевым.
	Мартыновым, Назаруком вошли в централь-
	ную часть города. «Малая земля» после
семимесячной героической борьбы с врагом
создинилаеь с «Большой» («День, © кото-
  ром мечтали» ).
	Отважно сражаясь за Родину-мать, ‹о-
	Среди других произведений следует от-
метить работы курсанта Военно-морского

учитища имени Фрунзе Акулова. Все они
отличаются выюоким художественным ка-

чеством. Оеобещьто заметны успехи т. Аку-
	aes

лова в области. рисунка. По едино душному
мнению членов жюри, его рисунки пером
	лвляютея лучигими на выставке.
	Отрадно и то, что на нынешней BLI-
вке значительно больше, чем на преты-
“Ol 7
	п са СООТ На военно-морские   MOPERHX ‘учебных заведений ис
темы. Большой интерое по своей Taner пользовать для своой и ее
вости, например, представляет комтозипия периюд летних учебных плаваний. Военно
маелом «Аврал», выполненпая курсантом   МОРСКАЯ тематика. — отображение жизни,
ЗВонОВыМ. Чувствуется, — что молодой Учебы, отдыха матросов, старшин и ofia-

художниь наблюдателен, любит церов-—
. barore: должна зая
ЖИЗНЬ. флотскую TRANUAPED л. _ 2% ЗАНЯТЬ прочное место в
	наброски с

натуры
	выполненные Ryp
	Правдивы и живы
«В доке», «Прибой».
	творчестве флотских
	сантюм Гурусовым. Заслул

EE самодеятельных £3
TORMHWKOR.
	Кандидат искусствоведческих наук,
	профессор Н. ПАВЛОВ,