1 мая 1950 г., понедельник, № 104 (3517)
		Е. ЮНГА
		КРАСНЫЙ ФЛО

Передовой офицер корабля Н. старший лейтенант Ю. Скородумов на прогулке в саду с женой и сыном.
Фото Н. Веринчука.
	Яков КОЗЛОВСКИИ
	Первомай шагает
по планете
	Стягом солнце вскинув на рассвете,
Первомай шагает по планете.

Он идет через моря и горы,

Через пограничные дозоры,

В страны те, где мы. се тобою были,
Гле о нас рассказывают были.
	Выстроив рабочие Колонны,

Май идет по улицам Лиона.
Боевыми лозунгами мира

Май сплотил ткачей из ЛанКашира.
И встречает праздник Первомая
Вея земля свободного Китая.
Первомай проходит по планете.
	Но в Афинах против Мая янки

K бою разворачивают танки.

И кричат банкиры с Уолл-стрита,
Будто в Штаты дверь ему закрыта.
Кто сказал, что берега Гудзона
Запрешенная для Мая зона?!
	Май идет в рабочие Кварталы,
Там его союзников немало.
Он идет, в пути преград не зная,
Всех борцов за мир об’единяя.
Мы его торжественно встречаем.
С праздником, товарини

С Первомаем!
	Май бурлит, знаменами алея,
Возле стен Кремля и Мавзолея.
На трибуне Сталин — и равненье
На трибуну держат поКоленья.
Землю всю наш Вождь окинул
ВЗГАЯДОМ,
	Видя все, что далеко и рядом,
	И на Красной площади сердцами
Все борцы за мир сегодня © нами.
И везде, КаК символ мира, с ними
Сталина прославленное имя,
	Стягом солнце воскКинув на рассвете,
	Первомай проходит по планете!
	тесь, заходите в любюе время, воегла готов
вам помочь.

В повседневной заботе об идейном воспи-
тании и закалке подчиненных т. Гусятни-
ков видит ключ к правильному разреше-
нию стоящих перед личным составом за-
дач.
	Передко в кают-компании за вечерним
чаем между офицерами возникают интерес-
ные  бесоеды на самые разнообразные темы.
Душой таких бесед является т. Гусятни-
ков. Здевь можно услышать горячие споры
по поводу новинок художественной лите-
ратуры и разбор отдельных боевых опера-
ций периода Великой Отечественной вой-
ны, рассказы 0б опыте воспитательной ра-
боты среди подчиненных и беседы, каса-
юшиеся ‘истории налего Военно-Морекого
Флота. ето героических трахиций-

Не так давно на корабль признел слу-
жить молодой офицер Земляниченко. Вы-
ACHHIOCh, что в свое время он и т. Гусят-
ников вместе. воевали на Таманском полу-
острове. Нашлось много общих знакомых и
друзей. И это как-то сразу сблизило офи-
перов между собой. Земляниченко стал бо-
лее откровенным и с огорчением признался
В том, что ему булет первое время очень
	трудно.

— Пускай вас это не смущает, было бы
желание, а в остальном поможем, — уепо-
Ronn т. Гусятников офицера.
	И действительно, он очень помог това-
рищу быстрее освоиться с новой. обстанов-
кой. Он повседневно интересовался и тем,
как лейтенант изучает боевую технику, и
тем, как у него налаживаются взаимоотно-
шения с подчиненными. Он чаето подека-
зывал, давал нужные советы, делился
опытом. Тов. Гусятников, в частности, под-
сказал лейтенанту, как правильнее распре-
делять свое время с тем, чтобы  выкраи-
вать часы и лля личной подготовки,
	Матросы и старшины видят в офицере
Гусятникове хорошего воспитателя, настоя-
щего большевика. Именно это снискало
ему высокий авторитет и уважение у под-
чиненных. помогло крепко епаять  кКол-
лектив. направить ето усилия и cTpeM-
ления к единой цели — отличному выпол-

нению воинского долга.
В. МАКСЮК.
	Л. ЕЛИСЕЕВ Освободители

я
	Мы публикуем отрывок из
	полготовленного к печати романа писателя
	HOCTD CORETCHROLra
	пели советские корабли, шедшие  вокрут
Европы, — линейный корабль и крей-
сер, — еще раз продемонстрировало перед
всем миром великолепные морские качества
наших люхей.
	Вот выдержка из телеграммы, напеча-
танной в газетах в то время:
	«Г, 6, Э декабря весь мир с замираю-
щим сердцем следил за жуткими перипе-
тиями атлантической драмы. Зародивиий-
ся над Ирландией еще 24 ноября циклоя
шел со скоростью 60 миль в час. Само-
леты не могли подлерживать сообщение
между Англией и Францией. Пароходы от-
стаивались в портах в прогретыми манги-
нами, ожидая, что их вот-вот сорвет е
якорей. Те же, которые неожиданно выи-
ли и оказались в пути, погибли. Вбли-
зи Лэнд-Энда перевернуло пароход «Дун-
кан», пошедший ко дну со всем экипа-
жем. Десятки парусников, рыбачьих шхун
и Каботажных пароходов выброшены Ha
берег. Остановились поезда.  Оборвализь
телеграфные и телефонные линии. Шаюрм,
усиливаясь. достиг к 8 декабря скорости
ветра до 102—108 миль в час. Нееча-
отья следовали одно за другим. Громадной
волной залило ‘и опрокинуло английский
эскадренный миноносец‘ «Тромектор». Из
150 матросов и офицеров никто не спасен.
У западных берегов Девоншира погиб co
всем экипажем английский пароход «Рай-
дир», в Бискайском заливе затонул италь-
янский пароход «Чаери», у берегов Голлан-
дии разломалея пополам и затонул плову-
чий док в 11 тысяч тонн. Датский пароход
«Фрида», испанский «Май-Ройо», англий-
скию «Колумбия» и «Аба» стали жертва-
ми бури. Число погибних мелких судов
пока не поллается учету...».
	В этих условиях, когда в районе дейет-
вия урагана, центр которого нришелея на
Бискайский залив. погибло окотю 60 круп-
ных морских пароходов, & спасательные
суда не рисковали выходить из своих га-
ваней на помошь погибавшим в море лю-
дям, советские моряки не только спасли
свои корабли, но и помогли терпевшему бед-
ствие исизнскому пароходу.
		Велик вклад, внесенный  советекими
людьми в историю мореплавания.

В голы гражданской войны моряки пока-
вали себя верными защитниками советской
	вдасти на всех фронтах вооруженной  борь-
бы против белотвардейцев и интервентов.
	В годы возрождения военно-морского и
торгового флотов советские моряки своими
руками подняли с морского дна, сняли с
прикола «морских кладбищ», отремонтиро-
вали и оснастили боевые корабли и торго-
вые суда.
	Мы прокладывали новые морские пути
® самым далеким окраинам Заполярья,
Сибири, Крайнего Северо-Востока,  остро-
вам высоких широт, открывали новые
вемли в Арктике, повседневно участво-
вали в превращении огромного Поляр-
ного бассейна и примыкавших к нему
пустынных территорий в кипучий Край-
ний Север Советского Союза.
	тоды Великой Отечественной войны
моряки надежно помогали сухопутным
войскам и Военно-Мофеким Силам сражать-
ея за целостность и независимость Co-
ветского государства, героически отетаи-
вали свободу налиего народа, которую дала,
ему Великая Октябрьская социалиетиче-
ская революция. хранили непоколебимую
верность бессмертным заветам Ленина,
идеям большевистской партии, великому
Сталину. :
	В мирное время, после победы, моряки
вместе со всей отраной принялись за до-
срочное выполнение первой послевоенной
пятилетки, продолжали освоение новых
морских путей. .
	Тысячи эпизодов современной морской
истории могут быть наглядной иллюстра-
цией этого. Честь нашей советской Po-
дины — честь каждого советского моряка,
самоотверженного патриота нашей Родины,
пох флагом которой он плавает, трудится
и живет. В том числе и эпизоды, суть ко-
торых приводится ниже.
		Не в пример морякам кзпиталистиче-
ских стран, которые нередко при первой
же опасности бросали на произвол судьбы
свои корабли и транепорты, советские лю-
ди в самых рискованных уеловиях  при-
нимали все меры для того, чтобы спасти
дорогие лля Родины суда и грузы.
	В Северной Атлантике, в шторм и пур-
	гу, вахтенный матрос парохода  «Ванцет-
ти» заметил елед от торледы. Предупреж-
денный матросом  вахтенный штурман
	мгновенно изменил курс. Торпеда прошла
в десяти метрах от борта, и тотчае матрос
известил о второй торпеде. Она мчалась к
центру судна. И снова штурман и рулевой
успели сделать спасительный поворот.
	Тем временем снежный заряд пронесло,
и моряки разглядели быстро поднимавшую-
ся из воды боевую рубку и трехдюймовое
орудие.  Фашистекая подводная лодка
веплывала на поверхность, чтобы расстре-
лять нарохол снарядами.
	Советские моряки опередили ее. Пря-
мое попадание снаряда зенитного орудия
«Ванцетти» в боевую рубку вражеского
рейдера вызвало сильный взрыв. Подвод-
ная лодка исчезла. На поверхности оста-
лось только грязное масляниетое пятно.
	Так же отважно, как моряки  «Ванцет-
ти», поступил экипаж ‹оветского танкера
«Азербайджан». Торпеда, выпущенная фа-
шиетекой подводной лодкой в танкер, шед-
ший в составе каравана через Атлантиче-
ский океан, попала в ерелнюю чаеть KOD-
пуса. Судно загорелоеь. Привлеченные ды-
мом пожара, немецкие бомбардировщики на-
бросились на танкер, чтобы добить его.
И тогха ветупили в неравный бой совет-
ские зенитчики. Пока они меткими очере-
дями преграждали путь фаптиетеким летчи-
кам, остальные моряки боролись с огнем и
продолжали вести судно вперел. На пред-
ложение командира английского миноносца
покинуть танкер и перейти на конвойный
корабль советские моряки ответили еди-
нодушным отказом; Своими силами они
потушили пожар, обеспечили судну плову-
честь и прявели танкер «Азербайджан»
в порт назначения,
			Л. Влисеева «За Эльбой». В отрывке рассказывается об эпизоде встречи 2 мам
1945 года бывших узников фашизма с двумя советскими воинами.
	—— Меня били, мучили 3а то, что BOT
эти руки не хотёли на фантистов рабо-
TATE... :
	Он потряс руками и, словно давая
клятву, выкрикнул:
— Но теперь мои руки булут рабо-
	‘тать. На народ!
	Солнце поднялось и о застыло Had
расколотой на части каменной  громахой
города, нах острыми зубцами руин © yoH-
равшимися в небо сизыми столбами дыма.
Известковая пыль плыла над Берлином,
оседая нА деревья, асфальт, на зенитки,
установленные прямо на улицах.

Земля больше не гудела, как натянутая
басовая струна, небо не обрушивалось на
крыши ливнем бомб. Буря утомонилась.

Улицы, пересекавтиие район «Митте» —
центр Берлина, напоминали разворочен-
ный улей. Берлин ликовал. Вазалось, ка-
кое может быть ликование там, тгле белые
флаги возвестили миру о капитуляции,
когда колонны пленных, я среди них He-
мало берлинпев, может, даже жителей этих
	кварталов. вытянулись трязнозеленой.

лентой к сборным пунктам за каналом

Штанлау?
	Но праздничный шум шел от толлы лю-
дей, возвращавшихся из фашистекото раб-
ства. Не было конца бурному потоку, хлы-
нузшему в поверженную немецкую столи-
цу из всех уголков Германии. Словно в
один миг распахнулись все окованные 2ж®е-
лезом двери. и заключенные ринулись
	прочь от проклятых тюремных и лагер-
	ных стен. Они шли одиночками, групика-
ми, —— незаметные струйки образовали
нгумную полноводную реку, которая, не
зная берегов. разлилась па всей Германии.
	И волны гитантекого прибоя перекатыва-
	лись через Берлин, наводнив площади,
проснекты, улилы, улички и переулки.

Это был подлинный праздник ocBoto-
ждения, и каждый из узников,  вырвав-
птихся на волю, выражал радость по-свое-
му: одни шли молча, и слезы счастья ка-
тились по их бледным лицам, другие гро-
зились безмолвным домам, на стенах ко-
торых еще уцелели геббельсовекие лозун-
ги. Третьи — их было больше веех —
пели и, подняв сжатые кулаки, произноси-
ли: «Рот фронт!».

Белокурый гигант-норвежен нес на пле-
чах изнуренного болезнью и голодом под-
роетка-итальянца. Их обтоняли французы.
Национальные ленты ярко горели на синих
беретах. Шли чехи, поляки, бельгийцы,
албанцы, шли налегке, без всякото скарба.
Шли люди, еще вчера находившиеся 3a
проволокой концлагерей, в бараках, нод
перекрестным прицелом полидейских пуле-
метов...

Люди пели. Впервые за нногие годы
свободно и мощно звучала революционная
песня на улицах Берлина.

Немыслимо было олним взглядом  охва-
тить эту огромную картину человеческото
счастья. Она распадалась на тысячи кад-
ров. Вот маленький с иосиня-чернымя
волосами француз несет рекламный шит.
Слова рекламы, призывающей курить сига-
реты «Овал», зачеркнуты углем, а вместо
них выведено: «Я свободен! Спасибо вам,
русокие!». Вот поляк в конфедератке,
смастеренной из двух немецких пилотох;
одной рукой дирижирует себе, а другой
водит по губам губную   гармоннку. Он
играет «Катюшу». Шо временам поляк
хватает за руки обгоняющих его людей,
поверяя им величайшую радость:

— Панове. я илу в Варшаву. Панове...
	Илет  раскоепошенная Европа. Идет
мимо рейхстага и гитлеровской инперской
канцелярии.
	..Вапитан Комаров возвращалея ¢ со-
провождавшим ero сержантом Емповым
из штаба дивизии. Недалеко от Кроль-
Оперы они попали в самую гущу телпы.
	Мгновенно вокруг них забурлил чеховече-
	ский поток. Люли соскакивали © повозок и
велосипедов, десятки рук бережно подняли
Вомарова и Емцова нах головами и понес-
ли вперед. Й куда бы Комаров ни глянул,
он видел перед собой улыбающиеся, радо-
стные лица мужчин и женщин. № ним
тянулся лес рук, чтобы. только хотронуться,
прикоснуться к цоголам, к звездочкам на
фуражке, словно эти предметы обладали
чудотворной силой исцеления.

— Прошу вас, не надо... Пропгу!.. —
Комаров отчаянно  борахталея, пытаясь
освободиться, встать на ноги. Нажонец это
ему удалось. Но кольцо вокруг него еше
геснее соменулосъ.

Пожилой, с запавшими глазами, не то
словак. не то чех растолкал костлявыми
плечами товарищей и пробилея вплотную,
груль в грудь, к Комарову. Он рывком 60-
рвал с себя рубаху. Спина и грудь были
в шрамах, бледнорозовых, заживших и
свежих—6 рваными кровоточащими края-

МИ.
— Гитлер еделал, — сказал чех, тыча

пальцем в кровавые борозды.
Он выбросил вперед ладонями наружу
свои жилистые руки, показывая их толпе.
	Олним из первых плаваний советских
кораблей в ледовые моря Восточной Арк-
тиви был поход гидрографического судна
«Ерасный Октябрь», совершенный в 1924
тоду. Пароход, представлявший собой пор-
товый ледокол, был нехостаточно про-
чен и мощен для борьбы е арктическими
льдами. Только необходимость вынудила
послать его на Крайний Северо-Восток, на
остров Врангеля, открытый русскими
людьми еще в 1823 году и незаконно за-
хвзченный двумя группами иностранных
хищников—подданных Ванады и США в
то время, когда на Дальнем Востоке хо-
зяйничали интервенты и белогвардейцы.
Pacuer захватчиков на  безнаказанноеть
был основан на том, что нааца страна не
сумеет помешать им грабить остров Вран-
теля прежде всего из-за отсутствия флота
нз Лальнем Востоке. Действительно, поч-
ти весь наши дальневосточный флот был
разграблен интервентами и угнан предате-
лем Старком в Маниллу, гле хозяйничали
американские империалисты. Во Владиво-
етоке осталось всего несколько торговых
судов, не было ни одного военного кораб-
ля И ни одного ледокола, способного фор-
сировать тяжелые льлы Арктики.
	Риск похода к острову Врангеля 4a
портовом ледоколе был велик. И все-таки
советские моряки отважилиеь на поход.
«Красный Октябрь»  шШюбилея сквозь
льлы. Появление его в бухте острова ока-
залось полной неожиданностью для амери-
канских хищников. Их даже не ‚ столько
испугала вероятность заслуженного ими
наказания за нарушение границы и хищ-
ничество. сколько страпил, в чем они са-
ми призналиеь, путь во льдах на борту
«Красного Октября».
	Сняв полярных браконьеров в острова
Врангеля. наши моряки подняли над ним
осударетвенный флаг СССР.
		Над ‘толовами людей поплыла куртка,
кто-то ве набросил па голые плечи че-
xa. И вот уже, оттеснив его, перед В9-
маровым стоял француз. Сняв берет, он
поклонился.

—- Спасибо, рюсс... арме руж... Сталин...

Черные глаза е восторгом смотрели на
Комарова. Французу хотелось Tak много
сказать советскому человеку, который
пришел в Берлин, — он торкоптил Кома-
рова, провел ладонью по ето портупее и
все товорил на своем родном языке.
Желая, чтобы до Вюмарова дошло каждое
слово. он повторял, как рефрен:

— Сталинграх — хорошо, Моску —
хорошо, Сталин — хорошо!

№ Komaposy пробился Емцов. Чуть по-
дернутые влагой глаза коренастото сапера

сияли.

— Товарищ капитан, — сказал он,
поправляя пилотку с темной отметиной нз
том месте, где была звездочка (и когда
только ее успели  отцепить!), — ради
этого стояло Четыре года до Берлина

топать.
— Отоило, — ответил  растроганный

Комаров, — BOT она, самая высокая
награда всем нам. Эти люди, сержант,
заслужили свободу, и они ее никогда пе
предалут... Друзья они наши.

— Настоящие! Вон сколько их!..

Еицов повернулея лицом Ев пестрой
толне и провел пальцем по своей гимна-
стерке, по трем красным и двум желтым
нашивкам за ранения,

— Это вот за тебя, камрад, за вас,
товарищи!.. За Родину свою!

В ответ загремело многоустое, на фран-
цузеком, чешеком, польском и других
языках:

— Да здравствует Сталин!

Офицер и сержант уже хотели было про-
должать свой путь, когда Емцов дернул
за рукав своего командира.

— Потглядите-ка, товарищ ватитан!

Прямо на тротуар в’ехала грузовая
машина е звездным флажком на радизто-
ре. Через высокие борта прыгали амерн-
канцы.

Комаров‘ недоумевал, откуда могли вто-
рого мая появиться в Берлине американ-
цы. Известно было, что, как ни стреми-

лись они поспеть в Берлин раньше рус-
ских, как ни помогало им в этом само
гитлеровекое командование, все же не
поспели и тенерь находятся  тде-то за
Эльбой.

Вомаров не знал, что американцы, ко-
торых он только что увидел, — охрана
TOTO самого полковника на «виллисе»,
повстречавшегося ему утром. Этот полков-
ник прибыл с каким-то фантастическим
предложением (лишь бы русские остано-
вились, не продвигались дальше) в штаб
фронта.

Между тем толетенький американский
капрал Уже врезался в толиу. Бесцере-
монно пробивая дорогу локтями, он под-
брасывал на ладонях пачки сигарет.
Лювко пряча за щеку жевательную резин-
ку, он выпаливал только два слова:

— Золото... часы... часы... золото.

Получив от маленького бельгийца вза-
мен сигарет ручные часы, он демонетра-
тивно рванул молнию на рукаве мунди-
ра: рука от запястья 20 локтя была
оноясана часами различных фирм и раз-
меров — от крошечных, дамских, до хро-
нометров © черными, циферблатами. Кап-
Pal защелкнул браслетку часов, выме-
ненных у бельгийца, и побежал в маши-
не за новым товаром.

Емпов рванулея вперед, сжав кулаки
так, что побелели суставы пальцев, но
Комаров остановил его:

— Назад, сержант!

И, глядя в посуровевшее лицо Емцова,
тихо добавил: _ ‘

— Ты опрашиваешь у меня, что это та-
кое? Я тебе скажу: бесстыдство, помно-
женное на подлость. Плесень  остаетея
плесенью, каким бы цветом она ни цвела.

— Грабить народ, который из конила-
герей... в такую светлую минуту!-—Емцо-
ва трясло, как в лихорадке. Бросив пос-
ледний брезгливый взглях в еторону аме-
риканцев, продолжавших торг на улице,
он вырвался из людского потока.

А Французы, норвежцы, чехи, поляки
провожали Комарова и Емцова дружескими
возтласами:

— Спасибо Совет... Спасибо Сталин!

— Слышишь, сержант, — сказал Ко-

маров. — Ёвропа благодарит!
	Достойный пример трудового героизма в
условиях военного времени в годы Вели-
кой Отечественной войны показал экипаж
транспорта «Ворошилов». Война застала
транспорт у причала  судоремонтного за-
вода. 0ба, двигателя были разобраны. Боль-
шинство деталей левого двигателя находи-
лось в заводеких цехах. Морякам удалось
в кратчайший срок своими силами сб-
рать и пустить правый двигатель, но ле-
вый нуждался в капитальном ремонте.
Между тем огромное, океанского типа,
судно хорошю слушалось руля только при
условии работы обеих машин. И вот эки-
паж ввел транспорт в строй с одним дви-
гателем. Около пяти месяцев «Ворошилов»
совершал труднейпие рейсы в зоне боевых
действий, перевозя грузы, пассажиров, ‘Ма-
неврируя одной машиной и уклоняяеь от
б0мб, которые не однажды сыпались на
него с фашистеких самолетов.
	Даже в этой части история теплохода
«Ворошилов» не имеет прецедента где-
либо за рубежом. И абсолютно невозможна
там вторая часть истории трудового ге-
роизма ворошиловцев. ‘Суть ‘ее в том, что
советские моряки не только водили в опас-
ных условиях океанекое судно, имевшее
ограниченную способность маневрировать,
не только отлично выполняли эксплуата-
ционные задания, но вдобавок в <вобол-
ное от ходовых вахт ин грузовых операций
время, в перерывах ‘между налетами Bpa-
жеских пикировщикев ©воими силами в
течение пяти месяцев производили слож-
ный ремонт. В итоге экипаж ввел в строй
и левый двигатель. Героический труд во-
рошиловцев дал им возможность полностью
использовать время; отпущенное для за-
волского ремонта, на ‘перевозку, важнейших
оборонных грузов и сэкономить при этом
на ремонте свыше миллиона рублей.

Морские качества советских людей, от-
личную натренированность наших моряков
в дальним плаваниям снова подтверлил в
тоды войны переход труппы калеров через
Атлантический океан. Дело было в период
осенних штормов. Советским калерам лред-
стоял путь в несколько тысяч миль — от
берегов Флориды до Кольского полуострова.
Американцы были убеждены в том, что
советские. катера, погибнут в океане. Исто-
рия мореплавания до чех пор не знала
примера благополучного плавания или хо-
тя бы попытки вовершить подобный поход
через океан на кораблях такого класса.
	  Сознание своего долга перед социалтиети-
‘ческой Родиной, честь советского человека,
умение взять от техники все, что она мо-
жет дать, помогли  советеким морякам
преодолеть трудности похода, созданные
осеныими непогодами и врагом. Все совет-
ские катера благополучно прибыли к месту

назначения.

Идут по морям и океанам всего мира
суда под советским флагом, и наши м0-
ряки прославляют свое Отечество стаха-
НОВСВИМИ рейсами, труловыми полвига-
	ми, героической борьбой е природой, вы-
	сокими моральными вачествами человека
нового, социалистического общества, вер-
ные левизу советских патриотов:
	На всех параллелях, под всеми
тиротазеи,
И в Балтике близкой, и в Арктике
дальней, —
	Высоко мы держим честь Враеного
Флота,

- Любовь налиа в Родине,
хак море. бескрайна.

То. что произошло в Бискайском зали-
ве в лекабре 1929 гола, когла в залив во-

Коммунист
	По возвращении © моря личный состав
занялся авральной приборкой. Моряки ста-
рательно, с любовью наводили чистоту и
порядок на верхней палубе. в жилых по-
мещениях, на каждом боевом посту. Bo
всем чувствовалось, Что воины На этом
корабле приучены Е высокой культуре.
	Офицер Владимир Сергеевич Гусятняков.
стоял на верхней палубе и, повернувшись
лицом навстречу ветру, полной грудью
вдыхал свежий морской воздух. Слетка
прищурившись, он всматривалея в синюю,
подернутую легкой дымкой даль. В эти.
минуты офицеру вспомнились такие же
яркие, солнечные апрельские дни 1945
rola.
	..Совелекие войска вели последние
ожесточенные бои © врагом, нанося ему
один за другим сокрушительные удары.
Сталинекие воины вотупили на Террито-
рию Румынии, Польши, Венгрии, Чехосло-
вакии и других европейских государств,
возвращая порабощенным народам cBo6o-
AY и государственную независимость.
	Завязались бои за Вену. Фашисты отча-
_янно сопротивлялись. уничтожая на пути
своего отступления все мосты и перепра-
вы. Из пяти венских мостов через Лунай
четыре были уже разрушены.  Подрзз-
деление калеров Дунайской флотилии, в
котором служил офипер Гусятников. полу-
чило боевое задание; высадить в районе
моста Рейхебрюкке десзит и во что бы то
ни стало сохранить его. не дать гитлеров-
цам взорвать последний мост. имевший.
очень важное значение для развития на-
ступления Советской Армии.

Действовать нужно было без малейшего
промодления, Положение противника ©
каждым часом становилось безналежнее,
и мост мог быть взорван в любую минуту.
Дерзкая и смелая операция требовала or
участников огромного мужества, стойкоети.
Й РАНОСЛИВОСТИ.
	Азтера дунайпев прорвали илотвую a
BECY вражеского артиллерийского эгня..
Приказ команлования был выполнен бле-
етяще. Части Советокой Атмии получили
	продолжал настойчиво работать над расши-
рением и углублением своих военных и
политических знаний. Он изучал «Краткий
курс истории ВЁ(6)», труды В. И. Ленина
и И. В. Сталина, много читал военной и
художественной литературы. Приобретен-
ный за время войны боевой опыт офицер-
коммунист продолжал и продолжает неус-
танно подкреплять теоретическими знания-
МИ.
	Постоянно заботяеь о своем росте и <о-
вершенствовании, т. Гусятников проявляет
такую же заботу и о воспитании своих
подчиненных. По своей инициативе он стал
руководить на корабле кружком по изуче-
нию истории ВКП(б). И характерная де-
таль: из 12 слушателей кружка 10 матро-
сов и старшин — ныне отличники 09-
евой и политической подготовки, некоторые
из них выдвинуты на более ответственные
должности. Так, например, молодой комму-
нист старлгина 2-й статьи Скрипай в на-
стоящее время руководит моторной груп-
пой. Члену ВАЕСМ старшине 1-Й статьи
Жебиневу командование поручило возгла-
вить артиллерийское подразделение. Быв-
ший <тарший матрос Генин — ныне етар-
шина 2-й статьи — командир отличного
отлеления сигнальщиков. р
	Последнее время офицер Гусятников ру-
ководит группой политических занятий со
старшинами. Во время прошлогодней осен-
ней проверки его группа получила отлич-
ную оценку.

Старшину 2-й статьи Житенева на о0д-
ном из комсомольских собраний критико-
вали за слабый политический рост. Тов.
Гусятников присутетвовал на собрании и
после окончания его приглабил Житенева к
вебе в каюту.
	— А Правильно взяли комсомольцы вае
в работу, товариш Житенев, — сказал он.
— Ия полностью их поддерживаю. Вы —
комсомолец, а Устав ВАКСМ обязывает
неустанно расширять свои политические
знания, быть в авангарде молодежи:

— Я разве пе стараюсь? Но трудно
дается материал. — ответил Житенев.

— Рот 06 этом я и хочу © вами пото-
ворить, — продолжал офицер. — Если
трудно дается тот или иной вопрос, то надо
проявлять больше упорства. Не стесняй-

cD
к
тим

Я

©

iy
	возможность продолжать успешное наступ-
ление.

В этой операции отличился и т. Гу-
сятников; )

Громом артиллерийских салютов столи-
ца нашей Ролины -— Москва возвестила
06 освобождении Вены. Приказом Верхов-
ного Главнокомандующего Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина всем
участникам. боев за Вену была 0б’явлена
благоларноеть. Это была десятая по счету
благодарноеть, полученная от великого
Сталина старшим лейтенантом Гусятнико-
вым за отличные боевые действия против
врагов Советской Родины. И ешю одно
важное событие в жизни офицера Гусятни-
кова совпадает с этой памятной лалой: в
лни боев за Вену Влалимир Сергеевич
был принят в. ряды коммунистической паф-
тии большевиков.

Нять лет прошлю © тех пор. Но офицер
Гусятников и по сей день хорошо помнит,
с какой радостью и волнением он впервые
взял в руки небольшую красную книжи-
цу. на обложке которой было оттис-
нуто: «Всесоюзная Коммунистическая Пар-
тия(б)».

Вручая Гусятникову партийный билет,
начальник политотдела посмотрел на грудь
старшего лейтенанта, украшенную двенад-
патью боезыми наградами, и, крепко. по-
жав ему руку, сказал:

— Своими ратными подвигами во елаву
Родины вы заслужили высокое и почетное
право носить звание коммуниста. Но ни-
когда не забывайте, что пребывание в ря-
дах большевистской партии обязывает вас
ко многому, очень многому. Надеюсь, вы ©
честью оправдаете ховерие партий.
	Ерепхо-накрепко запомнил старний лей-
тенант Гусятников эти слова. И первый
вопрос. который он поставил перед собой
после окончания войны, был вопрос: как
быть лальше? И, не задумываясь, ответил:
	—— Учиться.
	В 1946 году он возвратилея в военно-
морское училище и успешно закончил его.
Но это было только началом. Приля после
училиша снова на корабль, т. Гусятников