50 г, воскресенье, № 108 (3521)

[-ского подразделения День радио,
части, которой заведует отличник боевой
Фото Н. Веринчука,
	— хочу рассказать, какое значенме
имеет радиосвязь при корректировке ог-
ня. Привелу Характерный эпизод. dra
был на Карельском фронте летом 1944
гола. Нашим наступавшим частям сильно
препятствовали артиллерия противника и
стоявшие в шхерах воажеские корабли.
	- По заданию командования меня высз-
дили ве радиостанцией в тыл врага нз
маленький скалистый островок.
	Найдя удобное укфытое место, я уста-
новил станцию и связался с командова-
нием.

С наступлением рассвета я усилил вни-
мание за противником. В 8 — 9 чаев
заметил. что курсом на островок движутся
	‘ри вражеских миноносца.
			Ha снимке: ‘офицер коммунист т. В,
	и политической подготовки мичман И. Кушнир.
	Незадолго до Дня радио в клубе
собраливь фадисты Балтийского  фло-
та. Этот вечёр был достопримечателен тем,
что он проходил на родине радио — в.
Кроншталте, где 55 лет назад в стенах!
Минного офицерекого класса А. С. Попов’
	‘слелал свое бесемертное открытие.
		_ Кронштадт дал флоту немало замечатель-.
ных ралистов, которые бдительно несли и
	несут вахту на всех морях и океанах, омы-
‘вающших СССР.
	В тоды Великой Отечественной войны
многие радиеты флот ‘a, прославили. военный
	‘флот героическими подвигами. Бетераны
‘рюйны рассказали на вечере о том, как
	войны расеказали на вечере 0 TOM, Rab
действовали радисты на самых различных.
участках фронта, как евято берегли они и
	НЫЙ ФЛОТ

>

lala стра!
	Пять лет назад, 2 мая 1945 года, в 03-

‚наменовоние пятидесятилетия со дня изо-
бретения радио, Советское празительство
в специальном постановлении указывало:
«Учитывая важнейшую фоль радио B
КУЛЬТУрНОЙ и политической жизни наее-
ления и для обороны страны, в целях по-
пуляризации достижений отечественной
налки и техники в области радио и по-
ошрения рахиолюбительства ереди. игяро-
ких слоев населения, установить 7 Mas
ежегодный «День радио».

Это историческое решение явилюсь круп-
гейшим событием в жизни налиего госу-
дорства. В этот день созетекий народ под-

` водит итоги деятельности работников ра-
дкопромышленности, ученых и инженеров
в области радио, намечает дальнейшие
пути ето развития. т

Изобретение радио было подготовлено
всем предитествующим развитием науки и
техники. в частности,  иселедованиями
природы электрических, магнитных И
электромагнитных явлений, Русекие уче-
ные.  сооременники М; В. Ломоносова,
впервые высказали мысль 0 наличим евя-
зи между электрическими и матнитными
явлениями.

Акалемику  Ваеилию Владимировичу
Петрову принадлежит выдающаяея Роль B
развитии физики. и изучении природы
элеклюических явлений. ,

Теоретические труды Asexcanapa Гри-
горьевича Столетова в области физики и
влектротежники оказали большое влияние
на их дальнейшее развитие как в России,
так и за ее пределами. Исследования фо-
тоэлектричееких явлений и создание пер-
вого в мире фотоолемента принеели’ А. Г.
Столетову мировую известность и славу.
Он явился основателем науки об электри-
ческих разрядах в газах, открыл в них

ток насыщения и этим созлал оенову для

проектирования и разработки современных
зэлектровакуумных приборов.

Олнако русские ученые и изобретатели
в большинстве блучаев не ‘находили под-
держки со стороны царекого правительет-
ва. Больше того. значение их трудов и
открытий всячески игнорировалось, в TO
время как все заграничное, западное, хо-
тя и много худшее, чем отечественное,
русское, рекламировалось и распространя-
лось.
‚ Тяжелый жизненный путь прошел изо-
бретатель радио Александр Степанович По-
пов. В 1877 году он поступил на физи-
хо-математический факультет Петербург-
ского университета. Будучи студентом,
Попов начал посещать заседания элехтро-
технического отдела Русского техническо-
го общества. вокруг которого гпруппирова-
лись изобретатели-—электротехники и фи-
зики. После защиты диссертации осенью

1882 тода А. С. Шопов закончил унизер-
ситет CO степенью кандидата физико-ма-
тематических наук и`был оставлено при
университете для полготовкм & mpopeccop-
ской деятельности. Однако недостаток ма-
териальных средетв не позволял ему пол-
ностью отдаваться научной работе. В
1883 голу Попову была предложена `долж-
ность преподавателя в Минном - офицер-
ском клаесе и Минной школе в Врониегад-
те. Он принял это предложение.

Минный офицерский класс, основанный
в 19874 году. являлея в то время очагом
распроетранения электротехнических зна-
ний. В Минном классе проводилась боль-
madi  научно-иселедовательская ‹ работа.
Там был оборудован один из лучших фи-
зических кабинетов.
	‚Работы по внедрению электротехники в
русском. флоте, вполне естественно, при-
влекли внимание А. С. Попова. Через непро-
должительное время он завоевал заслужен-
ный авторитет в Морском ведомстве. Вме-
сте с тем А. С. Попов не порывал. евязи с
университетом, продолжая изучать послед-
ние достижения в области электричества и
электромагнетизма. 0собый интересе у He-
гэ вызывали электромагнитные волны, при-
менение которых для связи во флоте рас-
крывало большие перспекливы. Общение <
передовыми морскими офицерами и знание
нужд флота послужили серьезным толчком
к тому, чтобы А. С. Попов направил свои
усилия на создание таких средетв связи,
которые не зависели бы от потоды, соетоя-
ния атмосферы и позволяли осуществлять
связь © кораблями на больших расетоя-
ниях.
	г К этому времени в области электромаг-
нетизма были сделаны открытия и иссле-
дования, позволившие практически присту-
пить к осуществлению радиосвязи. Харак-
терно, что проводившиеся до того попытки
использовать явления элеклроматнитной и
электростатической индукции для евязи, в
частности американцем Эдиссоном и англи-
чанином Присом, не дали положительных
результатов.
	Заслуга А. С. Нопова заключается в том,
что он не пошел по проторенному пути, &
смело взялея за обобщение и практическое
использование рёзультатов теоретических и
экспериментальных исследований в области
электромагнитных волн.
	‘Важно заметить, что Фарадей, Максвелл
и Герц не предполагали использовать элек-
тромагнитные волны для связи. В 1889
голу Герц на вопрос с возможности при-
менения электромагнитных волн для ©вя-
зи ответил отрицательню. Сразу me после
опубликования работ Герца, сделанных им
в 1886—1888 гг., А. С. Попов принялся
за создание ‘приборов для проведения опы-
тов 0 исследованию электромагнитных
ВОЛН.
	Ё весне 1889 года он изготовил эти
приборы и продемонстрировал их во время
первой публичной лекции по электромаг-
нитным колебаниям «Новейшие иселело-
	ваНИЯ O соотношении между CBRCTOBLIMH ий
	ЛЕНИНГРАД. (Корр. «Красного Флота»).   бретатель
	Группа курсантов Высшего военно-мореко-
го училища имени М. В. Фрунзе посетила
недавно открывшийся в Ленинграде Музей
связи. Большой интерее У моряков вызвал
отлел «Наша страна — родина радио».
Многочисленные документы, фотографии и
другие экепонаты музея ярко показывают
огромную ‘плодотворную. научную деятель-
ность изобретателя радио, ‘выдающегося
русского ученого А. С. Попова. В музее
выставлена изготовленная Поповым аппа-
татура — приемник, который великий изо-
	тельетво не беспоюкоилюеь ю развищим иро-
	изволетвениой базы для въыитуска радиоаи-
	паратуры, & кронштадтекие мастеровие, в
которых были построены первые приборы
А. С. Поповь, уже не могли удовлетворить
растущие потребноети флота. А. С. Потов
вынужден был выехать во Францию и там
равместить заказы на производство своиз
приборов. Даже поеле того, как в 1901
тоту на Черном море радиосвязь практиче-

aie Yl!”
	РО 56 к

Ch осуществилась на раюстоянии 150 RH!
Jowenpos, бобноеть, царекях ино В He
		была сломлеша. Неоднократные обращения
адмирола С. 0. Макарова, оказать помощь
А. С. Полову и наладить производетво оте-
честволой ^ раЛаоашиаратуры остались 063
внимания” ©0 о@торонты, команлной верхушки
флота. Веледствие этого пли подготовке к
войне © Японией Россия вынуждена была
	тривлечь нюстралные фирмы для 899ру-
	жения рт кораблей и берето-
BHIX 6a... °

После смерти “A: C. Попова, последоваз-
шей 13 янверя 1906 года, радиопромыш-
ленность  Реебии в ‘течение долгих лет,
эатлоть ‘лю. Великой Октябрьской социали-
	стимоекой револютщий, влачила мжелкюю ву,
	ществование, в значительной мере завися
от иностранных фирм. Вопреки политике
и косноети царского правительства, пере-
ховые русские ученые и изобреталели
продолжали дело А. С. Попова пю еовда-
нию отечественной радиопромышелениности,
Это дало возможность к. началу первой ми-
ровой войны вооружить пючти все“ руескив
военные корабли отечественными  радио-
устанювкажи. Однако внедревме в России
радиосвязи во флоте и особенно в армил
значительно отставало от других каяита-
листичееких. страл.

Если раньше радию применялось лишь
как средство связи. то сразу же посл
	окончания первой мировой войны его все
‘шире и ипире отази внедрять в промыш
`теннюсть. военное дело. в науку и техни-
	‘ку. значительным этапом зв развитии  ра-
		ДИЮ ЯвИлЮСЬ использование коротких BOTH
  и тальнейивее уссвершенетвование  элек-
	тронных ламп. Бурное освоение ультрако-
ротких волн, усиленное развитие и внед-
рение импульсных методов работы в тех-
нику генерирования позволили широко ис-
пользовать радио в народном хозяйстве и
осуществить телевидение и радиолокацию,

Исключительно важное значение пюлу-
	THEO талию в военвюм деле. Оно в больших
	элеклрическими явлениями», прочитантюи
в Вроншгалте.

Уже тогла у А. ©. Попова возникла
мыель © возможности применения электро-
магнитных колебаний для связи без прово-
дов. :

Помимо работ в области электромагне-
тизиа, изобретению радио способетвовали
также исслелования в телеграфии и изоб-
ретение чувствительных индикаторов элек-
Фроматнитных волн.

Исследуя самостоятельно эти’ вопросы,
Попов обратил внимание на работы ряда
ученых, которые установили, что нанесен-
ные на. изоляторы тонкие слои металла и
металлические порошки изменяют  6вое
электрическое сопротивление, если вблизи
от них происходит разряд. Такие приборы
получили название «кохерер» и «радио-
кондуктор». А. С. Попову предстояло решить
весьма важную проблему: сконструировать
более чувствительные кохереры, а Также’
автоматическое ‘приспособление для ветря-
хивания металлических опилок, что позво-
ляло бы восстанавливать их первоначаль-
ное сопротивление после окончания элек-
трического разряда. Для этой цели он ис-
пользовал отдельные элементы телеграфных
аппаратов, изобретенных русекими учены-
ми П. Л. Шиллингом и Б. С. Якоби.

Применение усовершенствеванного кохе-
рера, © автоматическим ветряхиванием, по-
вышение чувствительности приемной ча-
сти схемы и экранирование ее от’ влияния
внешних электроматнитных полей позволи-
ли А. С. Попову повысить дальность дей-
ствия своего устройства. Продолжая рабо-
ты, он присоединил к кохереру провод, ко-
‘торый явился первой в мире алтенной. По-
явление приемной антенны и было момен-
том изобретения ралиотелеграфа. Таким 06-

разом, уже в начале 1895 года был еоздан
прибор, надежно обнаруживающий грозо-
вые разряды на расстоянии 30-—40 км,
знаменитый «грозоотметчик Попова» —
первая в мире приемная радиостанция.
	Официально днем изобретения радио ечи-
тается 7 мая 1895 года. В этот день Алек-
сандр Слепанович Попов на заседании фи-
зического отделения Русского физико-хи-
мического общества выступил. с докладом
«06 отношении металлических порошков в
электрическим колебаниям» и продемонет-
рировал свой первый в мире радиоприем-
Ник.

Выдающийся ученый настойчиво продол-
жал работу по усовершенствованию своего
прибора. Уже в сентябре 1895 тода он
вводит в «грозоотметчик» запись на лен-
vy, a 24 марта 1896 года на заседании
Русского физико-химического общества в
Пелербургеком университете демонстрирует
совместно с П. Н. Рыбкиным передачу и
запись на ленту сигналов азбуки Морзе из
одного злания в другое на расстоянии в
250 метров.
	Известно, что Маркони с помощью дру-
гих проходимцев пытался присвоить “идею
изобретения радио и нажил пря этом ORO-
	ло лвух миллионов рублей золотом.
	hak часто случалось 60 многими рус-
скими учеными, изобретение А. С. Попова
не нашло подлержки со стороны правящих
кругов царекой России. Не имея матерналь-
ных ередетв для изготовления необходимых
приборов, А; С. Попов весной 1897 года
осуществил ‘все. же передачу по радио на
расстояние до 640 метров, а летом того
же года — до 5 километров. Опыты, про-
воливииеся в кампанию 1897 года, позво-
лили установить явление отражения радио-
волн от кораблей, которое послужило‘ ос-
новой радиолокации. Тогда же А. С. Попов
подчеркивал возможность использования
радио для пеленгования, чтобы сделать
маяки «видимыми в тумане». —

В 1898 и 1899 тг. на Балтийском и
Черном морях продолжались работы по усо-
вершенствованию радиосвязи. В начале
1900 год» во время снятия севшего на
камни у острова Готланд броненосца «Ге-
нерал-адмирал Апраксин» впервые в мире
была осуществлена радиосвязь на расетоя-
нии свыше 40 километров. Адмирал С. 0.
Макаров прислал А. С. Попову восторжен-
ную позлравительную телеграмму: «OT
имени веех кронштадтеких моряков сердеч-
но приветствую Вас с блестящим успехом
Вашего изобретения. Открытие беспрово-
лочного телеграфного сообщения or Norra
до Гогланда на расстоянии 43 верст есть
крупнейшая научная победа».

Berope Морское министерство издало
приказ о «введении беспроволочного теле-
трафа на боевых судах как основного
	средства связи». Однако царское прави-
	Экскурсия в Музей связи
	бретатель демонстрировал на заседании
Русского физико-химическото общества
7 мая 1895 года, грозоотметчик,  уста-
новлённый им а метеостанции  Пе-
тербургскогм  лееного института. Здесь
собраны различные детали аппаратуры,
которыми пользовался изобретатель для
своих опытов, представлены снимки
кораблей, на которых А. С. Попов и
I. Н. Рыбкин проводили опыты 1
беспроволочному телеграфированию.

_ Материалы музея подробно рассказыва-
	ют 0 том, как А. С. Попов осенью 1899]ция и другие.
	— -—
	одготовке встречают связисты Н-ского подразделения
	Алексеев проверяет состояние материальной
	Боевой опыт учит
	Я хоропю понял командира, почему 0H
так отлавал приказание. В случае обнару-
	` жения лодки противником она Должна
	немедленно погрузиться, а я остался бы
один среди раз’яренного моря. Как совет-
ский воин я мог дать только один ответ:
«Ееть!». Через несколько минут антенна

была восстановлена.
	Радист должен настойчиво вырабаты-
вать в себе хладнокровие и выдержку,
чтобы ни в каких случаях не теряться.
	В июне 1943 тода мы возвращались ©
моря. Караван был уже у входа в базу.
Вдруг головной корабль дает сигнал по
УКВ: «Справа по носу на вас — тор-

‘педа». 06 этом немедленно было TOTO EHO
‘команлиру. Лодка  во-время отвернула.
	командиру. Июдка  во-время  отвернула.
Торпеда протила мимо.

‘В каких бы условиях мы ни были; ра-
тиосвязь на корабле работала, безотказно.
	^ Радисту приходилось не только быть.
радистом-оператором, но и выполнять дру-
тие залания в походах. Радист т. Широбо-
ков. например, после приема ночных ©0-
общений из Москвы проходил по отеекам
лолки и зачитывал последние новости ©
фронтов.

Страна дает флоту вее новую и новую.
радиоаппалатуру. Радиетам флота нужно.
упорно овладевать ею, учиться на опыте.
войны,
	В ВОЗДУХЕ
	ар EN A IRE RI NN AN MERE RE ot

мастлитабах испозбзуетея для управления \   приумножали боевые традиции флота. Мо-

я ЗС ета. ок с с
	Я ee EO  У о: OO

войсками в сложных условиях.  оовремен- яви говорили 06 озладенни боевым опы-
игл бла ana обпапужения розтутитого (Том, © методах воспитания классных спе-
	TH a THC TONS,

Вечер открыл один из старейнтих paame-
тов офицер Келарев. награжденный знаком
«Почетный радист СССР».

Солержательный доклад 0’ боевых тра-
хипиях флота слелал офицер Новиков. За-
тем начались выступления.

В МОРЕ
	ного боя, для обнаружения воздушного, ;
падволного и ‘назомнюго противника, для
обеспочения боевой деятельности армии и
флота.

Особенно широко применяетея ралиове-
щавие. В капиталистических странах, и В
первую очередь в США и Англии, радиюо-
вещание в`руках господствующей кучки
‘монополистов служит орудием обмана тру-
дящихея, ‘последовательное, планомерного
развращения их и отвлечения от классо-
вой борьбы, орудием ^ распространения
бредовых теорий о мировом господетве и
разжитгавия ненависти к странам народ:
ной демократии и, прежде веего, к Совет-
скому Союзу. Вели в этих странах лоети-
жения радиотехники и внедряютея в про-,
ИЗРОДСТВО, TO лишь © целью получения
сверхирибылей катиталиетами и еще боль-
шей эксплуатации трудящихся.

В Советском Союзе е первых дней Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции радио поставлено на службу на-
роду. История раввития и внедрения радио
в нашей стране после Октябрьской рево-
люции ‘неразрывно связала с именами’
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Уже в день
7 ноября 1917 года радиостанция истори-
ческого крейсера «Аврора» возвестила 0.
победе Пролетарской революции в передан-
ном по ралию обращении В. И. Ленина «№
гражданам России!». Сообщение о победе
Пролетарской революции было первой ра-
диопередачей в мире, обращенной к Ha-
родным массам, к трудящимся.

За голы сталинских пятилеток в нашей.
страше создана мощная радиопромьтилен-
ность, а нооб’ятные просторы Родины по-
крыюгись густой. сетью радиостанций. Co-
ветекое правительство,  большевистекая
партяя и лично товари Сталин неустан-
но заботятся 9 совершенствовачии средств
радиосвязи и радиовещания, всеми мерами
поощряют внедрение радиотехники в раз-
  личные отрасли нашей науки, промыви-
ленности и сельского хозяйства. ”Послево-
ентьм сталинским пятилетним ‘планом
предусмотрено строительетво 28 новых -ра-
диовещалельных станций и увеличение
радиоприемной сети по сравнению © дово-
 еннюй на 75 проц. Радиостанции Советеко-
 го Союза ведут передачу более чем на 70
  языках народов СОСР и на 32 иностран=
  ных.

День радио стал всенародным праздни-
кюм не только потому, что в-нашей- етрае

изобретено радио, но еще и потому, что в
стране победившего социализма для раз-
вития науки и техники открылись шги-
	рочайтие перспективы. Советекие ученые
	дали отечественную радиопромъиилен-
ность — лучшую в мире. В нашей стране
научные открытия уже не являются делом
талантливых одиночек. Ярким докавателъ-
ством TOMY служат тысячи выдающихся
Новаторов во всех областях науки и тех-
НИКИ. ,

Сердца советских люлей наполнены гот-
достью. 55 лет назад русский ученый
А. С. Попов даж человечеству радию. Го-
106 советского народа — голос правлы и
свободы громко звучит на весь мир. Это-
му полосу верят миллионы проетых людей
во веех уголках земного шатла.
	Кандидат технических наук
инженер-полнковник
	А. ВЕРЖИНКОВЕНИИ.
	Корабли подошли к оетровку, обстрз-
ляли его из пулеметов, а затем, застопо-
рив машины, начали вести огонь в CTOpo-
	‘ну наших береговых частей. 0 всех дей-
	ствиях противника мною было доложено
по радио. По вражеским кораблям был
OTHRDEPT ODO.
	Наши енаряды рвались поблизости OT
островка. 060. всех отклонениях разрывов от
цели я докладывал. Но вот один снаряд п9-
пал в миноносеп. Следующие 2—3 снаряда
также попали в миноносец. Корабль заго-
релея и вынужден был уходить. Оеталь-
	ные 2 миноносца последовали за ним,
	Moe пребывание ma островке длилось
трое суток, при этом припелюсь корректи-
ровать огонь по транепортам противника.
Была обнаружена подводная лодка, кото-
рая нашгими катерами была потоплена.
		— В тоы Великой Отечественной Bol.
	НЫ Я СЛУЖИЛ На WOTBOJHbIX ЛОДЬаА, ~~:
	так начал-евой рассказ мичман Алексеев.
	— Мне довелось пробыть под водой о
в 1942 году около 90 суток. В напряжен-
ной обстановке радисту приходилось труд-
ненько. Мне случалось одному нести одно-
временно три’ вахты. Помню, в Финоком
заливе нами был потоплен вражеский
транепорт, Нас преследовали катера про-
тивника. От близких разрывов бомб поби-
лись лампы в передатчике, от сырости ©т-
казали работать приемники. Мы молчали,
Tak как действующая радиостанция могла’
выдать нае. Через несколько дней Bona
дир приказал мне сообщить о победе, р

зпать. что мы живы. Я доложил, что ра-

Рация стаушигы Атхипова дейетвовала
	‘во роемя войны в воздухе. О славных 00е-
 вых лелах ралиетов-авиаторов рассказал на
	‘этом вечере старшина Николай Архипов:

— Для обеспечения самолета связью в
‘полете приходится  работаль на несколь-
в волнах олновременно и с несколькими
радиостанциями. Кроме того, радист Ha)
‘самолете следит за воздухом. ведет стрель-.
	Много поучилельного ‘усельлиали в тт
	радист на вечер матросы от старых, закаленных 5
	боях ралиетов флота. О том, как изучает-
	бу и выполняет другие обязанности, а STO CA и. осваиваетея боевои опыт радистами,
возможно лишь при хорошем знании мате- как добиваются они новых успехов во
риальной чаети радиостанций, систематя- славу Родины, раюбказали на вечере от-
ческой тренировке и дисциплинированно- личники боевой и политической подготов-
оти NATIT...  ки старший матрое Ткаченко и матрос
	Неотетупно следовать боевым традици-
‚ крепить воинокую дисциплину, совет-
Нетвовать воинекоюое маестеуетво.  ПоОВыЫ-
	сти радист. . RUE Va р a ives
Олнажды, возвращаяеь из полета, наш   Чигорев.
самолет в назначенное время не достиг! ИзлллиютнАа pratamame
	axporpoma. Горючее было на исходе.
	приказанию командира экипажа Я 3а109-
сил местонахождение ° самолета и немед-!
ленно получил требуемые данные. Штур-
ман проложил по ним правильный марш-
рут. Мы прибыли на ©вой аэродром.

В 1944 году нашу группу атаковали
истребители противника. На, стороне врага.
было полное превосходство: По. радио мы!
своевременно предупредили все самолеты
и приняли плотный строй. Противник
пытался заходить е разных еторон, ‘но
наши радисты своевременно обнаруживали
самолеты врага. В этом воздушном бою.
нами были ебиты 2 «мессершмитта». Вы-
полнив: задание, наши самолеты верну-
лись невредимыми на аэродром.

В ТЫЛУ. ВРАГА
	экипажа Я 3аН09-   ненствовать воинское мастерство,  повы-
самолета и Немед- тать класеность — к этому призвали
	выступавшие своих товаришей,
	Влуб  подмтовил в вечеру  ради-
стов выставку. На ней  экепонирова-
лись радиометр, изобретенный и собетвен-
норучню сделанный А. С. Поповым, rpose-
отметчик и радиоприемник, изготовленные
по схеме великого ученого. Один из етен-
дов занимали приомная и отправительная
радиостанции,  изобретенные А. С. Поп
вым. Большое место на, выставке было 0т-
зелено современной ратиоалитаратуре,
	Вечер ралистов имеет’ большое воспита-
тельное значение.  Повеелневно воститы-
рать моряков на славных боевых тради-
циях флота — залача всех командиров,
политработников, партийных и комеомоль-
ских организаций.
		«Аврора» возвестила 01  лиозппаратура вышла из строя.
	— Устранить неисправности немедлен-
но, — приказал командир.

Четыре часа, не разгибаяеь, при недо-
оталке кислорода мы с т. Широбоковым,
трухились над аппаратурой. Повреждения.
были устранены. Лодка всплыла на пять
минут, я Дал радио и получил сразу же
ответ. Видимо, на приеме сидел отличный.
радист.

Чему учит нас этот эпизод? Радиест дол-
жен отлично знать технику, быть мастером:
своего лела. Передавать и принимать, ра-
дио молниеносно в любых условиях, в лю-
бой обстановке —— традиция передовых ра-
диетов флота.

От радиста требуется хорошее знание
специальности, он должен быть в TO Ke
время отважен и вынослив. .

Осенью 1942 года мы потопили два
вражеских корабля. От^ преследования мы
ушли. На следующие сутки лодка воплыла.
Разытралея шторм. Командир приказал
вызвать старшину радиетов на мостик. На-
верху меня окатило холодной водой.

—. Можете быстро закретить порванную
	антенну. — спросил командир.
	Прежде чем войти в свою кабину, стре-
лок-радиет Мыцяков задержал взгляд на
антенне, поправил шлемофон.. Убедившиеь,
что все в надлежащем порядке, он заглянул
внутрь фюзеляжа. В небо взвилась ракета,
старт напюлнилея гулом моторов. Через ми-
нуту одна за другой несколько групи <а-
иолетов покинуло аэродром; Проводив их,
офицер Сидоров поспешил на’ радиостан-
ЦИЮ.
	Полнялея радист-разведчик, действовав-
mui co своей рацией во время войны па
	тыловых коммуникациях врага, старший
	лейтенант Вуликов.
	Мастерство стрелнка-радиста
	ства и настойчивости, если он всё же до-
	бился своего!», — подумал офицер, услы-
шав ответ дежурного радиета.

Тем временем вдали от аэродрома в воз-
духе шла напряженная учеба. Самолёты
готовились в выходу на цель. В тот мо-
мент, когда передавались данные о ветуе,
т. Мыцяков заметил, что летчик и штур-
	ман говорили между COOH по внутрисамо-
летной связи.
	‚.Фамолеты приземлились, зарулили из
стоянку. Старший сержант Мыцяков отдал
офицеру т..Сидорову рапорт © выполненном
задании.

— Телеграфный ключ меня сегодня нем.
ного подвел, должно быть не досмотрел 38
ним раньше. Порой из-за контакта при-
ходилось повторять,

— А как вы ‘узнали, что ключ отказы»
вал? — спросил т. Сидоров,

— Я озкегда вонтролирую свою работу,

Месяц назад в жизни Виктора Мыпяко-
ва произошло важное событие — он 419
кандидатом в члены ВКП(б). С тех пор
< удвоеннюй ‘энергией осваивает боевую
специальность. Никогда не останавливать-
ся и не успокаиватьея на достигнутом —
таким правилом руководствуется лучший
стрелок-радист Н:ского подразделения,

’ Старший сержант Мыцяков вот уже 358
года отличник боевой и политической под:
готовки. 910 значит, что он имеет высокие
показатели не только как радист, но и ка
воздушный стрелок. Не так давно в число
трех лучших радислов; выделенных отетал-
вать честь своего подразделения, воше
и т. Мыцяков. Условия стрельбы были Hi
редкость сложными, и поэтому результат,
достигнутый т. Мыцяковым, очень 0брало-
вал всех: он выполнил поставленную 3
дачу отлично. За меткую стрельбу коман-
дующий наградил т. Мынякова ленежной
	премией.
Н, ГУБАНОВ,
	— Что в эфире? —Й А вдруг командир или еще кло-ни-
— Ведущий передает — только что будь из летчиков не принял сведения о
прошли исходный пункт марпгрута, — от-   ветре? — забеспокоился стрелок.
ветил дежурный радист.   Тотчае же он вызвал всех стрелков
	‚ — Хоропю. Узнали, кто вел передачу?

— Позывной ведущего, &а узнать «по-
черк» стрелка-радиста не удалось.

Офицер улыбнулся. Еще с неделю назад.
он потребовал от стрелка-радиета Мы-
цякова ‘очистить свои радиограммы от едва
заметных, характерных для него недостат-
ROB.

Это указание т. Мыцяков осуществил
успешно. Особенно большое внимание ‘он
обратил на искоренение недочетов в работе
после рассказа офицера о том, как по «по-
черку» радиста противник может легко оп-
феделить не только его вамого, но и тип
самолета, базирование, цель полета. В ответ
на желание т. Мыцякова избавиться от
присущих ему обобенностей передачи офи-

цер Сидоров сказал тогда, что это почти
невозможно.
	«Молодец Мыцяков, много в нем упор-
	группы и продублировал им метеорологиче-
ские данные.

— Запросите наше место, — приказал
штурман.

Тов. Мыцяков потребовал от стрелков-
радистов перестроить приемники на соот-
вететвующую волну, сделал запрос, расечи-
тал место и, когда получил широту’ и дол-
Tory, подал команду вновь перестроиться
на свою рабочую волну. Штурманы всех
четырех групп получили возможность про-
контролировать прокладку маршрута.
	— Находимея в районе цели, берем бо-
евой курс, — принял радиограмму т. Мы-
	HIST RAOB.
	года организовал радиосвязь в операции
по спасению броненосца «Генерал-адмирал
Апраксин». Созданная А. С. Поповым
беспроводная связь между берегом и кораб-
лем действовала бесперебойно до конпа
спасательных работ.

Среди экспюналов музея — приемник
системы А. 0. Попова, изготовленный в
мастерских Кронштадта в 1899 году, пер-
вая Кронштадтская передающая радиостан-
	— Вто же держит связь на ведущем са-
молете? — еще раз спросил офицер т. Си-
	AGDOB дежурного радиета.
		знал, да только не по почерку. это
	старший сержант Мыцаков.