7 мая 1950 г., воскресанье, No
	108 (3521 -
	народа.
	K PACH
			советского
	Великие вожди и создатели наллего го-
судатетва. В. И. Ленин и И. В. Сталин 6
гениальной  прозорливостью определили
грандиозные возможности, которые дает
радио, и, несмопря на трудности первых.
лет’ советской власти, связанные е граж-
данской войной, разрухой и блокадой,
предприняли вев для создания и развития
отечественной ралиопромьииленноети.
	В. И. Ленин и И. В. Сталин с первых
же лней революции широко используют
радиосвязь. В напряженные дни борьбы ¢
мятежным генералом Духониным товарищи
Ленин и Сталин отпразилиеь на ралио-
станцию в поселке «Новая Голландия»
(около Ленинградекого торгового порта) и
передали известную радиограмму: «Радио
всем. Всем полкозым, дивизионным;  кор-
пусным, армейеким и ‹ другим комитетам,
всем солдатам революционной армии и
матросам революционного флота». Впое-
ледетвии, 28 января 1924 года, в речи.
на вечере кремлевеких курсантов товарищ
Сталин. вепоминая 06 этом, рассказал,
как. было использовано радио для непо-
срелдетвенното объащения к массам.

говорил
и (Ставка
	«...Минута была жуткая,
товарузи Сталин. -—— Лухонин
	Категорически отказалиеь выполнить при-
	каз Совнаркома... Помнитея, как после
некоторой паузы у провода‘ лицо Ленина
озарилось каким-то необычайным светом.
	Бидно было, что он уже принял решение.
«Пойдём на радиостанцию, —— сказал
Ленин, — она нам сослужит пользу: мы
	сместим в специальном приказе генерала
Духонина... и обратимся к солдатам через
голову команлного состава... ».
	В. И. Ленин часто пользовался радио в
тех случаях. когда надф было довести ло
сведения народа важнейшие декреты Co-
ветского правительства или дать Указания
местным органам советской власти,

В своем письме И. В. Сталину о разви-
тии радиотехники 19 мая 1922 года
В. И. Ленин пишет; «...в Hamel технике
вполне осуществима возможность передачи
на возможно далекое раестояние по. бес-
проволочному  радиосообщению живой че-
ловеческой речи; вполне осуществим также
пуск в ход многих сотен приемников, ко-
торые были бы в состоянии передавать
речи, локлады и лекции,  делаемые в
Москве. во многие сотни мест по Реепуб-
лике в отдаленные от Москвы на сотни, &
лри известных условиях, и тысячи верст».

Внимание и забота, проявленные В. И.
Лениным. и И. В. Сталиным в развитию
радиотехники. и небывалый в истории
общий технический под’ем, вывванный
выполнением сталинских паятилеток, обус-
ловили грандиозные успехи советской pa-
лиотехники.
< Наша страна в области развития ра-
диотехники превзошла друпие гоеударетва.
Мы первыми создали мощные генератор-
ные лампы. в чаетноети лампы © охлаж-

‚ Ча’ службе
	[ox назад в дренатцати залах Политех-

под назад в двенахцати залах
	нического музея в Москве открылаеь вы-
ставка срелетв связи.
	Быютавка пользуелея огромным успехом.
Ba год ее посетило около полумиллиона
человек. В ее залах побывали учащиеся,
студенты, колхозники, связисты армии и
флота, заводские работники. На выставке
можно испытать в действии работу радио-
приемников, посмотреть телевизионные пе-
редачи, ознакомиться на приборах се ос-
новажи радиотехники, получить конеуль-
ацию WO вопросам теории радио.
	Первое, что видят нь выставке посети-
тели,—это подлинная аппаратура изобре р.
пателя радио Александра Степановича
пова, его первый в мире ие
грозоотметчик. Если посетителю придется
побъюать в музее во время грозы, то; он
услышит, как грозоотметчикю мелодичным
позванизанием колокольчика ‘репистрирует
трововые разряды. На выставке  предетав-
жены детекторные приемники времен пер-
вой мировой войны, один из’ наших ра
тиосешётельных передатчиков. типа «Ма-
	лый  №минтерн», радиолампы. Onrpow-
ную патриотическую гордость вызы-
тают новейшие отечественные ламповые
	приемники, радиоты с автомалической еме-
ной пластинок, Телевизионные приемники
‘разных систем, звукозапиеывающие аппа-
ртаты, радиюузлы, выпрямители.
	Радио. занимает виднейшгее место в жив-
ни советского народа. Это определяет и
огромный интерес посетителей к специаль-
ным радиостанциям. Группы людей оста-
навливалотся y радиостанции «Урожай»,
создатели которой удостоены СОтатинской
премии. Экскурсовод рассказывает о том,
как велика роль радиостанций в борьбе за
высокий урожай. Радиостанти «Урожай»
действуют во многих МТО, колхозах, по-
могают организации труда, популяризации
опыта передовиков сельского хозяйства.

С особым интересом посетители слуша-
ют рассказы экскурсоводов © роли В. И.
Ленина и И. В. Сталина в развитии ра-
Хнотехники м радиопромытиленности в на-
шей стране. Раюеказ экескуреовода допол-
няется показом многочисленных фотодо-
кууонтов, диаграмм, панно ий картин.

взгляд, незначительное сомнение в необ
холимости этой дружбы неизбежно при-
	ведет в отходу от принцинов проле-
тарекого интернационализма, от прин-
пипов Ленина -— Сталина. приведет к
	измене своему народу, к UPOHHRAOBCHHN в
управление государством наемников и ла-
кеев капитализма.

Примером этому может служить печаль
ный урок Югославии.

Белпрадекая банда Тито—Ранковича —
Джиласа, состоящая на службе в качестве
шиоионов”и провокаторов У англо-американ-
ских империалистов, при помощи. шантажа
и террора захватив в Ютославии власть, в
короткий срок уничтожила результаты ге-
роичеекой борьбы югославского народа №
югославских партизан за свободу. Извест-
но, что в результате работы этих лакеев
калитализма, жизненный уровень народов
Югославии упал и продолжает падать, кое-
етьяне ‘обременены непосильными налога-
ми, лучшие представители народа, выска-
зывающиеся за дружбу со странами народ-
ной демократии и за ограничение хозяй-
ничания  англо-американоких  калитали-
стов, подвергаются неслыханному террору.

Хозяйство Ютославии в ущерб удовлет-
	ворения нужд своего нарола лакейеки при“.
	спосабливаетея к интересам капиталисти-
ческих етран.

Народы Югославии достойны лучшей
судьбы, и мы верим, что недалеко то вое-
мя, когда они одержат победу над фатни-
стокой кликой Тито — Ранковича. (Апло-
дисменты).

Трудящиеся стран народной демократии
должны извлечь уроки из примера Юго-
славии и быть беспощадными ко всяким
попыткам нарушить наше. единство — к
попыткам ослабить елиный фронт наролно-
	лемократических cTpanh и  Советекого
Союза.
Товариши! В области международной

жизни главной задачей является. теперь
борьба за мир. Зашита мира — дело
веех народов мира. Воля народных масс и
их настойчивая борьба за мир могут пре-
сечь происки поджигателей войны.

Современная международная обстановка
характеризуется усилением подготовки ан-
гло-американюхих империалистов к войне.
Однако  полжигатели новой войны пы-
таютея всячески рекламировать свое показ-
ное миролюбие, скрыть свою нолготовкм
к новой войне и об’явить движение за
мир якобы ненужным и излишним делом.

Мы не должны позволить обмануть езбя
этой вражеской пропатандой и усыпить
бдительность борцов за миф.

Война несет народам неиечиелимые. бед-
ствия и страдания. поэтому народы не хо-
Tar войны. Миллионы трудящихся убеж-
даются в том, 410 защита мира — дело
всех народов мира. Вот почему растет и
пгиритея. могучее движение сторонников
мира, которое с каждым днем. становится
все более массовым, все более  дейетвен-
НЫМ.

Постоянный комитет Всемирного кон-
гресса сторонников мира принял юобраще-
ние 0 сборе полпиеей людей доброй воли
всего мира под требованием запретить
атомное оружие и об’явить военным пре-
ступником то правительство, которое пер-
вым применит это оружие. Этот призыв на-
шел отклик миллионов людей во всех етра-
нах. -

Движение сторонников мира — огромная
моральная и политическая сила. Эта сила
может и должна быть. в полной мере ис-
пользована для разоблачения преступных
планов поджигателей войны, для борьбы
с агрессорами. Без народов и против воли
народов империалиеты не смогут развязать
войну, поэтому наша обязанность поднять
на борьбу за мир всех людей, которые
не желают войны. (Аплодисменты).

Надежным оплотом мира и безопаеноети
народов является лагерь социализма и де-
мократии, об’единяющий Советский Союз и
государства народной демократии, Истори-
ческая нобеда народной революции в Китае
поставила в ряды борцов за мир великий
‘китайский народ и другие народы Востока.
(Все встают, устраивают овацию в честь
Народного Китая. Раздаются возгласы:
«Да зправствует Мас  Цзе-дун!»). На-
стойчивая борьба за выполнение стоя-
щих перед нами задач и новые наши
уенехи в деле социалистического  етрои-
тельства еще более умножат силы еторон-
ников мира и не позволят поджигателям
войны осуществить свои замыслы.

Товарищи! Нять лет, прошедших со дня
освобождения войсками Советской Армии
зашей Родины, — большой и важный этап
в жизни нёвой Чехословакии.

За эти годы вы на собственном OTIEITe
убедились, что можно © успехом обойтись
без капиталистов и помещиков (аплоди-
сменты). что рабочие, крестьяне и трудо-
вая интеллигенпия сами могут е успехом
	управлять етранойи и решать государст-
венные дела в ‘интересах народа. (Апло-
дисменты).
	Позвольте мне еще раз горяче позлра-
вить вас < 5-Й годовщиной освобождения
от фазпистекого ига и пожелать новых и
еще больших побед в строительстве социа-
листической Чехословакии, в борьбе за ее
дальнейшее процветание, за счастье наро-
дов Чехословакии. (Все встают. Бурная
овация. Раздаются возгласы: «Да здравст-
вует Советский Союз!», «Да здравствует
товарищ  Сталии!», , «Па здравствует

УР И\Е \
	ВКП(б)! ›),

Речь товарища: &
	Товарищи!
От имени Советекото Правительства и
	`Центральното Комитета, Воесоюзной №м-
	мунистической партии большевиков, от
имени советекого народа, от Советских Во-
оруженных Сил и лично от товарища
Сталина советская делегация передает вам
и всем трудящимся Чехословацкой Респуд-
лики сердечное приветствие. и поздравле-
ние в связи с празднованием пятой годов-
щины освобождения Чехословакии от не-
мецко-фашиетеких захватчиков. (Все вета-
ют.  Бурная, продолжительная овация:
Раздаются возгласы: «Да здравствует б9-
ветский. С0103!», «Да здравствует товарищ
Сталин!»).

Пать лет тому назад Советекая Армия
в результале своих исторических. побед 96-
вободила народы Чехословакии от гитле-
ровекого гнета и вернула им свободу и
независимость.

2 мая 1945 тола Советекая Армия за-
вершила разгром гитлеровских войск и 08-
лалела столицей Германии-——Берлином. 01-
	‘нако крупная немецкая груитировка, войск
	в Чехословакии под командованием Шер-
нера, уклонилась от капитуляции перэд
советекими войсками и продолжала ©0-
противляться. чтобы выиграть время и В
послелний момент совершить чудовищное
злодеяние — разрушить Прагу.

Для уничтожения этой группировки
гитлеровских войск на помощь чехоело-
вацкому народу и восставшим патриотам
Праги по приказу Верховного  Главно-
командующего товарища Сталина были
двинуты советские войска из-под Берлина.

3-я и 4-я Гвардейекие танковые армии
под командованием  генерал-полковника
Рыбалко. генерал-полковника Лелюшенко,
под общим командованием Маршала Кюне-
ва. совершили стремительный  марш-ма-
невр. из-под Берлина проныги е боями ч6-
рез Дрезден и Рудные горы, разбили фа-
шистеклю  прупнировку войск Шернера,
пленили около миллиона немецких солдат
и офицеров и вступили в Прагу. (Бурные,
продолжительные аплодисменты).

Чехословакия была освобожлена и ©
столица Прага спасена от разрушения. Этой
вылающейся ‘боевой операцией закончи-
лась война в Европе. «Вековая борьба ела-
вянских народов за 6в0е существование и
свою независимость, — говорил товарищ
Сталин в своем Обращении к народу 9 мая
1945 года, — окончилась победой над ие-
мепкими захватчиками и немецкой тира-
нией».

Без разгрома гитлеровской Германии че-
хословацкий народ, порабощенный немеп-
кими фашистами — этими самыми жесто-
кими и коварными насильниками, был бы
обречен на медленное истребление и вы-
мирание. Вак известно, Чехословакия яви-
лась одной из первых жертв захватниче-
ской политики фашистской Германии, ko-
		ва торжественном заседании в Праге, посвященном ‚5-летию
	освобождения Чехословакии Советской Армией
	Кия © давних пор связаны узами дружбы.

Еще задолго до второй мировой войны
Советский Союз: всячески поддерживал на-
циональное и государственное развитие Че-
хословакии. В 1935 году между нашими
странами был заключен договор о взаимо-
помощи. Советский Союз до конца был ве-
рен этим своим международным обязатель-
етвам и в дни Мюнхена оставался единет-
венным защитником национальной свободы
и независимости Чехословакии.

Когда создалась угроза гитлеровского
нападения на Чехословакию, Советское Пра-
вительство неоднократно заявляло о готов-
ности Советекого Союза оказать военную
	помошь  Чэхословакии. (Аплодисменты).
Олнако из-за предательства англо-фран-
цузских империалистов и их посбобни-
кв в Теакдионных тогла правительст-
	вах ПШолыпи, Румынии и самой Чехо-
словакии предложение Советского Сою-.
за не было принято. В страхе перед
Красной Армией, преследуя свои капита-
листические, классовые цели, эти господа
предали национальные интересы Чехосло-
вакии и позорно капитулировали перед не-
мецкими фаптистами.

В годы второй мировой войны дружба
между Советским Союзом и Чехословакией
была скреплена кровью, пролитой двумя
братекими народами на полях ‘сражений
Великой освободительной войны.

В 1941 году на территории‘ Советского
Союза были созданы чехословацкие воин-
ские части, которые плечом к плечу е с0-\
ветекими войсками сражались против гит-
леровской армии за освобождение своей
Родины.

За героизм и мужество, проявленные в
боях с немецкими фашистами, сотни воинов
Чехословацкого корпува награждены выс-
шими советскими орденами и медалями и
ряд из них удостоен звания Героя Совет-
ского Союза.

За время войны успешные действия сое-
динений и частей Чехословацкого корпуса
неоднократно отмечались в приказах Bep-
ховного  Главнокомандующего Советской
Армии товарища Сталина. (Бурные апло-
дисменты).

Товарищи! . Поражение. фаптистеко-гер-
манской армии принесло и другую вели-
кую историческую победу Чехословакии.
Волею трудящихся, под руководством еве-
ей коммунистичеекой партии Чехословакия
преобразовалась из буржуазной. республики
в  народно-демократическую республику.
Это’о преобразование обеспечило широкое
привлечение трудящихся к управлению
государством, подорвало корни капитализма
и явилось ренающим условием выдаюнтих-
‘ся успехов народов Чехословацкой реснуб-
‘лики во всех областях хозяйственного и
культурного строительетва.

Олнако не всем это преобразование при-
шлось по душе. Реакционные партии и их
‘представители,  подстрекаемые англо-аме-
риканекими  империалистами, всячески
саботироваяи = восстановление хозяйства
‘страны, препятствовали принятию законов
‘о национализации промышленных  пред-
‘приятий, о земельной реформе,  срывали
дружбу с Советским Союзом и странами
народной демократии, вели линию на вос-
становление в стране старых буржуазных
порядков. .

В феврале 1948 года чехословацкий на-
род разбил планы реакции, нанес реакции
ренгительный удар, взял власть в свои ру-
ки и уверенно пошел вперед по пути етро-
ительетва социализма. Это была великая
победа трудящихся Чехословакии. (Апло-
дисменты).

Плоды этой победы ныне видны всем.
Промышленные предприятия Чехослова-
кин напионализированы и принадлежат
народу. Первый двухлетний план восета-
новления и развития народного хозяйства
Чехословакии был выполнен успешно, &
выполнение плана первого, год» пятилетки

свидетельствует о дальнейших уепехах Че-
  хословацкой народно-демократической pec-
  публики. В Чехословакии. теперь добывает-
 ся угля, производится электроэнергии, ста-
  ли, цемента, обуви, шерстяных тканей
больше, чем в довоенном 1937 году. Ста-

новится ‘все более индустриальной сель-
 скохозяйственная в прошлом Словакия, где
34 поелелние голы ‘ветущило в строй много

новых заводов. Выполнив план 1950 года,
	словацкая промышленность в Три Раза
превзойлет ‘уровень производства 1937
	года.

Изменилоеь положению и В сельском хо-
зяйстве страны. В результале земельной
реформы сотни ‘тысяч TeRTApOB помещи=
чьей земли переданы государетвом в. руви
крестьян, Крестьяне получают помощь от
своего государства машинами, семенами,
кредитами. Сделаны первые шати по пу-
ти социалистического строительства в де-
ревне, гле создано немало единых сельско-
хозяйственных кооперативов. Опыт-их ра-
боты показывает, что крестьянство Чехо-
словакии становится на правильный путь,
ведущий к социализму. .

Задача социалистического  преобразова-
ния деревни — трудная и сложная, но
крестьяне Чехословавии имеют важное
преимущество: они могут учиться. у вре-
стьян Советского Союза аплодисменты),
создавших высокопроизводительное еоциа-
листическое. ‘сельское хозяйство без вапи-
талистов и помещиков, без подневольного
труда, обеспечивающее  зажиточную и
культурную жизнь крестьян. .

Общественно-экономические преобразова-
ния и общий подем народного хозяйства
	Чехословакии обеспечивают неуклонный

рост материального и культурного урозня
трудящихея масс. В Чехословакии нет
безработицы — этого бича рабочего клас-
Ca капиталистических стран, растут реаль-
ная, заработная плата рабочих и доходы
крестьян, осуществляются широкие ео-
циально-культурные мероприятия. Двери
высших учебных заведений широко откры-
лись для рабочей и крестьянской моло-
дежи.

Растет и креннет братская дружба ме-
Жду всеми народами, населяющими Чехо-
сдовакию. -

Трудящиеся вашей страны теперь ра-
ботают неё на капиталистов, & на себя, на
cree народно-хемократическое государетво.
Это рождает новое отношение к труду, что
находит евое выражение в массовом развер-
тывании социзлистического соревнования
и ударничества. С каждым днем все шире
и шире раскрываются творческие силы и
‘способности миллионных масе трудящихся,
‘проявляются таланты, которых в народе
неиссякаемый родник.

Таким образом, за короткий срок народы
Чехословакии достигли больших успехов.
Величие этих успехов становитея особенно
наглядным, если посмотреть на прошлое.
Известно, что после первой мировой войны
Чехословакии для восстановления хозяйства.
етраны понадобилось десять лет. Теперь,
после второй мировой войны, хозяйство на-
родно-лемократической Чехословацкой pec-
публики, несмотря на огромные разруше-
ния, восстановлено было почти за два года.

Между первой и второй войнами буржу-
азная Чехословакия пережила два жестоких
экономических кризиеа, а безработица вре-
менами достигала миллиона человек. Те-
перь, в условиях социалистического плано-
вого народного хозяйства, трудящиеся ва-
шей страны избавлены и от кризисов и
ог безработицы.

Достижения послевоенной Чехословацкой
республики за такой сравнительно короткий
срок являются ярким показателем преиму-
ществ народно-демократического строя и
тех неисчерпаемых возможностей, какие за-
ложены в народной власти.

Советский народ искренне радуется ус-
пехам братекого чехословацкого народа. Ис-
торические преобразования в Чехословакии,
пеставивигие ве на путь строительства ©о-
циализма, и все сэти успехи обеспечены
благодаря успентной деятельности народно-
демократического Правительетва и руковед-
ства славной коммунистической партии Че-
хесловакии, возглавляемых своим боевым
руководителем товарищем Клементом Гот-
вальлом. (Все встают, Бурная овация.
Раздаются возгласы: «Да здравствует то-
варищ Гэтвальд!»).

Нам известно, что в своих выступлениях
руководители правительства народно-демо-
кратической Чехословакии не раз ‚отмечали,
  Что своими выдающимися уепехами народы
  Чехословакии обязаны также огромной и
’боатекой помоти Советекото Союза. (Бур-

‘ные аплодисменты). Эта помошь законо-
	мерна и является выражением той поли-
тики дружбы, какую Советский (Союз
осуществляет в отношении Чехословакии
й всех других стран народной демократии.

У Советекого Союза и стран народной
демократии одна общая пель — строитель-
ство социалистического общества. (Бурные
аплодисменты). В этих условиях взаимная
помошь и нерупгимая равноправная друж-
ба являются законом налиих взаимоотно-
шений и нашего дальнейшего продвиже-
ния вперед.

Наши страны связаны договорами 0
дружбе, сотрудничестве и взаимной помо-
и. поэтому мы должны и виредь игироко
	И взаимно пользоваться опытом, техниче-
	скими достижениями в области промышлен-
ного производства, сельского хозяйства,
науки, культуры и оказывать друг другу
на, основе взаимной выгоды помощь сырьем,
продовольствием, машинами, оборудованием.

Широкие и всееторонние связи стран
народной демократии © Советским Союзом
обеспечивают им технико-экономическую
независимость от капиталистических стран,
освобожлают от воздействия анархии миро-
	вого капиталистическото рынка, от Еризи-
	сов, от грабежа империалистических хищ-
ников. Дружба в Советским Союзом помо-
гает странам народной демократии быстрее
осуществлять  индустриализапию — своих
стран, укреплять плановое руководство раз-
витием народного хозяйетва. систематически
повышать жизненный уровень трудящихся
Macc.

Это совершенно не похоже на ло, что про-
исходит в капиталиетических странах, где
при посредстве так называемого плана Мар-
шалла и другами путями ‘империалиеты
навязывают ©вою волю Другим странам, по-
пирают их экономическую и государствен-
ную самостоятельноеть, превращают эти
страны в рынок для сбыта своих залежа-
лых товаров, подрывают промышленность и
хозяйство этих стран и тем самым умно-
жают безработицу и нищету.

Империалиетам и их пособникам, разу-
моется, не нравится дружба между Совет-
ским Союзом и странами народной демо-
кратии. Они непрочь расшатать и подоТ-
вать эту дружбу. Для осуществления этой
цели они прибегают в самым низменным
средствам.

Налиа обязанность всемерно укреплять
сотрудничество и братокую дружбу между
странами народной демократии и  Совет-
ским Союзом (бурные аплодисменты), ре-
птительно бороться е малейшими попыт-
	ками ее ослабить. и0бо9 самое. на первый
		Трудно назвать какое-либо — другое
изобретение, которое оказало бы столь ог-
ромное влияние на весь дальнейший ход
развития науки и техники, как изобрете-
ние радио. Радио в узком понимании пред-
ставляет собой с1060б передачи электри-
ческих ситналов на расстояние без прово-
лов, при помоши электромагнитных воан,
но является удобным и гибким видом
связи, позволяющим передавать и прини-
мать телеграфные сигналы, речь и музы-
ку нз любые расстояния и в таких усло-
виях, когда никакие другие виды связи
вю применимы. Но связь отнюдь не являет-
ся единственным ити даже самым значи-
тельным по своему 0б”’ему видом исполь-
зования радио. Радиотехника, зародивлиеь
как средство связи, положила начало прин-
ЦиПИЗЛЬьНо НОВОМУ ВИДУ техники, который
может быть назван высокочастотной или
заюклронноюй техникой. Высокочастотные
переменные токи, применяющиеея в ра-
диотехнике, и электронные лампы, создан-
ные для усиления этих токов, сделали чу-
леса. Радиотехническая атиаратура, ocHo-
ванная на использовании высокочастот-
ных электрических токов и электронных
ламп всевозможных типов и назначений,
проникла ренкительню во все области нау-
ки и техники и Стособствовала их неве-
роятно быстрому развитию.
	Нет никакой возможности даже просто.
перечислить все виды, способы приме-
нения радио и радиотехнической алитара-
туры в СССР. Радиовещание У нас в
стране являея лучшим способом инфор-
мзции населения и мощным орудием
культурного и политического воспитания
широких масс. Телевидение еще больше
расширяет эти возможности и позволяет
«рахиозрителям», не выходя ‘из своего до-
ма, присутствовать в театрах, концерт-
ных залах, на стадионах, просматривать
последние кинокартины и т. д. °

Радиолокация дает в руки человека
могущественное средетво видеть на гро-
мадных расстояниях, в полной темноте и
вообще в таких условиях, когща глаз че-
ловека и самые лучшие оптические при-
боры бессильны. Ona позволяет также
точнейшим образом измерить расстояние до
нужного предмета и определить его коор-
динаты,

Высокочастотный нагрев внес настоя-
щую революцию в дело закалки и плавки
металлов. скоростной высококачественной
сушки древесины, изготовления KOH-
сервированных продуктов и пр. Благодаря
радиотехнической аппаратуре резко уве-
личилась дальность телеграфной и теле-
фонной связи по проводам, озвучено  ки-
но, получили развитие все современные
способы звукозаписи. Электронные и pa-
диотехнические приборы ‘подняли на
невиданно высокую ступень измеритель-
ную технику. Вооруженные ‘могуществен-
ными электронными микроскупами, уче-
ные все ‘глубже проникают в Тайны
микромира. При помощи этих приборов
раскрыт еекрет «неуловимых» фильтрую-
	щихся вирусов и уже получены фото-
енимки наиболее“ крупных молекул.
	ТИХООКЕАНСВИЙ ФЛОТ. (Корр, «Ирас-
ного Флота»). Тихоокеанцы пгироко отме-
чают День радио. На кораблях и в подраз-
делениях проводятся доклады и беседы 96
изобретателе радио А. С. Попове, © значе-
нии радио в Военно-Морском Флоте. В Де-
ме офицеров открыта выставка современной
радиоаппаратуры и различных радиоприбо-
ров. 2

Высокими показателями в боевой и по-
литической подготовке отмечают праздник
радисты флота. Они неустанно совершен-
CrBYOT свое мастерство. Лучшие из вих—
офицеры Порохневич и Белявский, -мич-

ман Норкин.
: с @

о БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. (Корр, «Красного
Флота»). К традиционному Дню радио луч-
ие связисты Н-ской части отмечены по-
	даемым анодом. Это обетоятельство позво- торой содействовали реакционные прави-
Тиле нашим ученым и инженерам обог-  тельства Англии и Франции, хоговорившие-
Hag PCG другие страны в строительстве ся в Мюнхене открыть путь для агрессии.
	фаптистекой Термании на Восток и Юго-
Восток. В результате этого сговора Чехо-
словакия была оккупирована, © армия
разоружена и ‘распущена и саместоятель-
ность чехословацкого государства ликвили-
ревана.

Трудящиеся Чехословакии не забудут тя-
желые и мрачные годы гитлеровского гос-
подетва. Жестоким террором немецкие фа-
шисты пытались сломить боевой дух сво-
бололюбивого чехословацкого нароха. Тыся-
чи патриотов Чехословакии, борцов за ос-
вобождение своей страны, были замучены
в фашиетеких застенках. Вечно будет жи-
ва память о мучениках Лидице и о многих
других отважных борцах за великое дело
освобождения народа от фаттиетекото ига.
	Гитлеровеким  насильникам не удалось
однако сломить волю чехословацкого наро-
ла к борьбе за свободу и независимость
своей Родины. Сотни тысяч чехословацких
патриотов во всех районах страны, вдох-
новляемые тероичеекой коммунистической
партией Чехословакии, вели самоотвержен-
ную борьбу против фашистских  извергов.
Охнако сил патриотов Чехословакии было
недостаточно, чтобы сбросить гитлеровское
тосподство, и они © надеждой взирали на
Совелскую Армию, как на свою освободи-
тельницу, имея на это все основания. Дело
в том, что еше в начальном периоде войны
товарищем Сталиным перед Советской Аф-
мией была поставлена  зздача — нести
знамя освобождения из-под ига немецких
захватчиков ‚не только ‘своему советскому
народу, но и порабощенным народам Ев-
ропы.

1 ноября 1941 г. в Москве, на Красной
площади, обращаясь в ‘красноармейнам и
краснофлотцам, командирам и  политра-
ботникам Советской Армии, товарищ Сталин
товорил:

«На вас смотрит весь мир, как на силу,
способную уничтожить грабительские пол-
чища немецких захватчиков. На вас емот-
рят порабощённые народы Европы, подпав-
тие под иго немецких захватчиков, как На
своих освободителей. ‹ Великая освободи-
тельная миссия выпала на вашу долю.
Бутьте же достойными этой миссии!»

И вот сегодня, в этот торжественный
‘день, будет вполне уместным отметить, что
эту великую освободительную миссию Co-
ветская Армия, ее солдаты, офицеры. ге-
нералы и маршалы ес достоинством выпол-
gun. (Все встают, устраивают бурную
	овацию).
Товариши! Conercrmit Cows uw Чехослова-
	HAPS все другие страны в Спритель ве
рахиотелефонных станций. Первые радио-
телефонные передачи  произволилиеь в
Нижнем Новтороде в конце ‘1919 года —
на год раньше, чем в США, на три года
раньше, чем в Англии и Фразции, и н8
4 гола раньше, чем в Германии. Мы пер-
выми начали радиовещание, и наити радио-
вещалельные станции всегда были и
остаются самыми мощными в мире.

За тоды сталинских пятилеток у нас
созданы мощная радиопромыпиленность и
радиосеть. Под руководством великого
Сталина большевистская партия воплотила
в жизнь ленинские мысли о радио, как
митинге с миллионной аудиторией, как ©
газете без бумаги и расстояний.
	Товарищ Сталин всегда уделял и уде-
ляет большое внимание радиовещанию и
	радлиостройтельству. Под его непосредствен-
	ным руковолством разрабатывались планы
развития радио в Советском Союзе.

Исключительно велика роль товарища’
Сталина в оснащении средствами радио’
наших Вооруженных Сил. Товарищ Сталин
определил значение радиосвязи в совре-
менной войне как наиболее надежной фор-
мы связи. Наша промышленность сумела
оснастить армию и Флот мощным  радио-
вооружением. В качестве примера ocTa-.
точно привести только одну цифру; в опе-
рации по очищению Белорусской республи-
ки от немецких захватчиков участвовали
одновременно десятки тысяч радиостанций
различных типов.

После окончания второй мировой войны
отечественная радиопромышленность доби-
лась новых замечательных успехов, Наше
телевизионное вещание перешло на самый
высокий в мире стандарт четкости, далеко
опередив в этом отношении США и Англию.
Советская промышленность выпускает де-
сятки образцов прекрасных радиоприеини-
ков. Нет ни одного вида радиоаппаратуры
или радиолами, который не вырабатывалея
бы нашей мощной радиопромышленностью.
’ Нет никакого сомнения в TOM, 9170 в
ближайшие годы советские люди будут
свидетелями новых грандиозных успехов
высокочастотной электронной техники,
возникшей в результате великого изобрете-
ния радио русским ученым А; С. Поповым.

Научный сотрудник выставки связи
	Л. НУБАРКИН,
	ошрениями. Благодарности удостоены pa-
дисты старшина 1-й стальи Кудрявиев,
старшина 2-й статьи Халецкий, старший
матрос Панкратенко и другие.
	В подразделениях проведены беседы 0
великом русском ученом —— изобретателе
радио А. ©. Попове, о достижениях совет-
ской радиотехники, о героических подви-
гах советских ‹ связистов в боях против
фашистеких захватчиков.
	Ч мзя в части состоитея торжественное
собрание личного состава. После доклада о
Дне радио выеступяг . участники Великой
Отечественной войны тт. Пряхин, Голяко
и лругив. Они расскажут о боевых опера-
пиях наших моряков, успеху которых ©0-
действовала безупречная работа радио и
других видов связи.
	В честь ‘Дня радио
	Торжественное заседание, посвященное. пятой годовщине освобождения Чехословакии Советской Армией
	главляему1ю заместителем Председателя (-
вета Министров Союза ССР Маршалом Co-
ветекото Союза Н. А. Булганиным.
	Тепло были встречены также члены де-
легаций, прибывших на празднование пя-
той годовщины освобождения, Чехосаова-
RI.
	С большой речью о пятой годовщине
освобожления Чехословакии героической
Советской Армией выступил прёмьер-ми-
нистр. Антонин ’Запотоцкий. Ero речь
неоднократно прерывалась бурными, про-
лолжительными аплодисментами в честь ге-
роической Советской Армии, принеслей
своболу и независимость чехословацкому
	народу. в честь великого Советокого Сою-
	за. в честь освободителя и лучшего mpyna
чехословацкого народа великого Сталина.

С огромным интересом была выелушана
речь главы советокой правительственной
делегации Маршала Советокого Союза
товарища Н. А. Булганина. Речь Н. А.
Булганина неоднократно прерывалась бур-
ной продолжительной овацией в честь ве-
ликого Советското Союза, в честь гент-
ального учителя‘ трудящихея всего мира
великого Сталина. Приеутетвовавшие неод-
HOKDATHO B едином порыве ветавали CO
своих мест. когда упоминалось имя вели-
кого Сталина. Советекото Союза, идущего
в авангарде борцов за мир во всем мире.
В зале неотноклатно раздавалиеь привет-
	ПРАГА, 6 мая. (ТАСС). Сегодня в На-
циональном театре состоялось торжествен-
ное забедание, посвященное пятой годов-
нине освобождения Чехословадкой респуб-
лики ‘тероической Советской Армией от
немецко-фашистских оккупантов.

Ha заседании, присутствовали горячо
встреченный собравшимися президент Че-
хословацкой республики Клемент Тотвальд,
премьер-министр Антонин Запотоцкий, вид-
ные государственные и общественные лея-
тели, руководители коммунистической Tap-
тии, представители культуры, искусства и
науки. представители’ фабрик и заволов и
	друтие.
Собравшиеся
	горячо встретили совет-
	 кую правительственную делегацию, в03-
	CTBEHH BIG возгласы. повторяемые дружно гласы: «Ла здраветвует товариш Сталин»:
	всеми присутствовавшими: «Да здравствует
Советский, Cowal», — «Да здраветвует
Сталин!».

На заседании с приветственными речами
выетупили руководители делегаций, при-
бывших из Витая и стран народной демо-
кратии и других государств. у

Предеедательствующий предоставляет
слово генеральному секретарю коммунисти-
ческой ‘партии Чехословакии Сланскому
для оглалнения текета приветствия 0евобо-
дителю и лучшему другу чехословацкого
нафода Генералиссимусу И. В. Сталину,
(С огромным  под’емом присутствующие
одобряют текст приветствия. товарищу
И. В. Сталину. В зале снова премят 303-