6 мая 1950 г., вторник, № 109 (352
		О
	Нем
	Торжества в Праге
	ПРАГА, 7 мая. (ТАСС). С огромным под -
емом отметили трудящиеся Чехословацкой
республики пятую годовщину освобождения
своей страны Советской Армией. Ранним
утром сотни тысяч трудящихся Праги и де-
сятки тысяч участников торжества, прибыв-
шие со всех концов республики. заполнили
улицы ‘и переулки, прилегающие к само
большой в городе площади Вацлава. В
8 часов утра но-праздничному убранную и
украшенную площадь заполнили колонны
членов Единого союза молодежи Чехеслова-
кии, части чехословацкой армии и отряды
Корпуса национальной безонаености и на-
родной милиции. Собравшиеся восторженно
встретили прибытие советской правительет-
венной делегации во главе © заместителем
Председателя Совета Министров CCCP Map-
шалом Советского Союза Н. А. Булганиным.
Над площадью прогремели приветственные
возгласы: «Да здравствует Советский Cows!
Да злраветвует Сталин!».

Президент. Чехословацкой республики
Еломент Готвальд, встреченный бурной ова-
цией, выступил © речью перед участниками
парала и трудящимися.
	Прием по случаю пятой годовщины
_ освобождения Чехословакии
	Созетеной Армией
	ПРАГА. 8 мая. (ТАСС). Вчера в по-
мешении министерства иностранных дел
Чехословакии премьер-министр А. Затю-
тоцкий и заместитель премьер-министра
и министр иностранных дел В. Широкий
устроили прием по случаю пятой  годов-
	еее = т
щины освобождения Чехословакии (С08ет-! министра профессор Кастнер. выступая от
	ской Армией от немецко-фапгистских ЗаХ-  имени правительства Германской демокра-
	ватчиков. .

‘Ha приеме присутетвозали: президент
Чехослорацкой республики Клемент Гот-
ральт. глава советекой правительственной
	пелегацяги — заместитель Предеедателя Co-
	вета Министров COCP Маршал боветекого
Союза Н. А. Булганин, члены делегации:
М. А. Суслов, В. А. Зорин и А. И. Родим-
цев. члены лелегаций Китая, Болгарии,
	Полыни. Зенрвии; Румынии, Монгольской
	Народной Республики, Вореи, Албании,
Германской Демократической Республики,
Франции, Италии в других стран, при-
бывигие в Прагу лля участия в праздно-
вании пятой годовщины освобождения
Чехослозакии Совыекой Армией, гене-
ральный секретарь коммунистической
партии Чехословакии Р. Сланский, гене-
ральный <екретарь коммунистической пар-
тии Словакии С. Баптюзанекий, предееда-
тель Словапкого МНапионального  <овета
	тической республики. заявил, что немец-
кий народ будет вечно благодарен совет-
скому народу и Советскому  правитель-
	ACHHYA $
			CUKUU

народ празднует
	День Océ
	обожебения

-  правления Социалистической единой пар-
	тии Германии Франц Лалем подчеркнул, что
	е- воеми  лостижениями в ДЕЛЕ Построения
	ской   независимого мирного хозяйства население
	‚вобождения.   терманской ACU [ad EU Фуа сели В
ипие Берли-  Берлина обязано в первую очередь Совет.

ись На свои   скому Союзу.
где состоя- «Основная задача в настоящее время ‹9-

освяшенные   стоит в том. — сказал он. — чтобы при-
	влечь всех немцев к борьбе за мир и убе-
дить их в необходимости подписать воз-
звание Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира о запрещении
атомного оружия».

В заключение своего выступления Да-
лем провозгласил здравицу в чееть вели-
кого вождя и друга всего прогрессивного
человечества Иосифь — Виссарионовича
Сталина.

_ Обер-бургомистр Большого ‹ Берлина
Фридрих Эберт почтил память советских
воинов. отдавших свои жизни за счастаи-
вое будущее всего человечества, и заявил,
что день 8 мая 1945 года явился лая
прогрессивных демократических сил днем
возрождения, днем начала новой мирной
	atu LET I.
После выступления Эберта началось
	возложение венков. Нескончаемым MOTO-
ком шли ок памятнику берлинские труля-
щиеся. чтобы почтить память советеких
воинов и продемонстрировать свою блато-
дарность Советскому Союзу и Советекому
правительству. Сотни тысяч  демонстран-
тов. выражая чувства благодарности ‘9-
ветскому Союзу и дружбы с ним, дали
сеголня торжественное обещание  реши-
	тельно выступать на стороне Советским
	(Созоза за мир. прогресе и демократию.
	В злании Государственной оперы в Бер-
лине состоялоеь ^ сегодня торжественное
заселание. созванное Временным  праву-
тольством ‚ Германской = демократической
	Речь Клемента Готвальда
	Воины, служащие Корпуса националь-
ной безопасности и народной милиции, то-
варищи, дорогие друзья!

Мы сегодня’ празднуем 5-ю годовщину
9 мая 1945 года, День победы Советекоге
Союза в войне против гитлеровекой Герма-
нии, день освобождения Советской Армией
Чехословацкой республики и столицы Че-
хословакии —= Птаги.
	День 9 мая является поистине великим
и самым большим нашим национальным
праздником. В этот день в 1945 году на-
всегла был положен конеп гитлеровской
оккупации, угрожавшей самому вущество-
ванию чешекого и словацкого народов. Этот
день вместе с тем является историческим
рубежом, когда чешский и словацкий наро-
ды начали новую. самую прекрасную эру
своей истории, эру подлинной национальной
свободы и независимости, эру господства
народа, эру свободного труда народных
Mace, эру строительства социализма.
	Каковы исторические условия, которые
вызвали такой поворот в истории нашего
народа? Самым главным и решающим усло-
вием. самым главным и решающим факто-
ром явились вооруженные силы Советской
Армии, союз и братокая помощь Советского
Союза, мудрая сталинская политика мира и
сотрутничества межлу народами.
	. Ныне, но истечении 3 лет, когда мы опце-
ниваем опыт минувн!его периода, перел на-
ми ветает в полном 0б’еме исключительное
историческое значение 9 мая 1945 года и
огромная, немеркнущая заслуга еоветского
нарола и ero вождя  Генералиссимуса
И. В. Сталина перед нашими народами.
(Присутствующие устраивают бурную ова-

цию, раздаются возгласы: «Да здравствует
Сталин! >).
	только советское оружие освободило нас
от гитлеровских оккупантов.  восстановило
свободу и самостоятельность Чехословацкой
реснублики. Ленинско-еталинская полити-
ка уважения. свободной воли народов дала
возможность нашему народу взять власть
В свои руки, покончить се предателями и
капиталистическими  эксплуататорами и
начать строительство сопиализма в своей
стране.

Только братская и бескорыстная помощь
Советского Союза спасла нас в послевоен-
ные годы от экономического хаоса и голода
и позволила нам восстановить и далее раз-
вить наше хозяйство.
	Только с0ю3 © могучим Советеким Союзом
И его решительная политика мира спасли
`нас после подавления реакционного путча
в феврале 1948 года от интервенции запад-
ных капиталистических тержав.
	Именно взаимное сотрудничество и пре-
красный пример более чем 30-летнего етрои-
тельства Советского Союз» обеспечивают
нам сегодня успешное выполнение пятилет-
него плана и быстрое социалистическое раз-
витие нашего хозяйства и культуры.  И, на-
конец, тот факт. что Советский Союз в03-
	ИРАТА, 7. мая. (ТАСС). По случаю пя-
той годовщины освобождения Чехословакии
Советской Армией опубликован приказ по.
армии, подписанный президентом Елемен-
том Готвальдом и министром национальной
обороны Чепичка.

. В нриказе, в частности, говорится:

‚. Освобождение Чехословакии Советекой
Армией стало вехой в истории чехов и ©ло-
ваков. Ценой огромных жертв и гефоиче-
ских усилий Советская Армия принесла.
освобождение нашим народам и в поелед-
ний момент спасла Прагу от разрушения.
Таким образом, наш народ получил воз-
можность создать режим народной демокра-
тии, освободить свою родину от империа-
листического гнета и связать свою судьбу
< Советеким Союзом.

Так нарют Чехословакии покончил ©
	SHAMEHATENDHAA
	еимость, присоединяются к фронту, во гла-
ве которого стоит Советский Союз. (Бурные
аплодисменты),

Только благодаря заслугам Советского
Союза народы нашей страны, ‘как и народы
других ^народно-демократичееких  госу-
дарств, были избавлены от этого свирепого
и уничтожающего достоинство человека
американского образа жизни. Благодаря за-
слугам Советекого Союза наш народ емог
избрать свой собственный образ жизни, ко-
торый несет народу мир и благосостояние,
который соответствует историческому про-
грессу и гордости народов и человека. Мы
избрали образом жизни строительство со-
циализма!

Тысячу и тысячу раз мы благодарны (о-
ветскому Союзу, тысячу и тысячу раз мы
благодарны товарищу Сталину! (Бурные,
продолжительные аплодисменты, раздаются
возгласы: «Да здравствует товарищ
Сталин! »).

Воины. служащие Корпуса национальной

безопаеносети и народной милиции, товари-
	щи, дорогие друзья!
	на параде, посвященном пятой годовщине
освобождения Чехословакии Советской Армией
	главляет борьбу народов все мира против
империалистических полжигателей войны и
за укрепление. вееобщего мира, обеспечи-
вает нам мир и спокойный труд в семье
других демократических госуларетв.
	В этом состоят некоторые итоги истек-
шего пятилетия. Еще более ярко предстанет
перед нами значение 9 мая и дальнейшего
сотрудничества с Советским Союзом, если
мы сравним судьбу нашей родины с судьба-
ми стран Западной и Южной Европы.
Неопровержимым является ‘тот факт, что
эти страны, тлавным образом благодаря
заслугам героического советского народа,
были освобождены от гитлеровской окку-
пации. Однако на их территорию не при-
шли войска Советской Армии, а пришли
войска милитаристичесвих государств. В
результате этого народы этих стран не
смогли организовать свою жизнь на основе
своей воли. Наоборот, они попали в новое
порабощение со стороны тех, кто ныне
унаследовал гитлеровские идеи установле-
ния мирового господства. Ныне, по истече-
нии пятилетия, эти страны не имеют го-
сударственной и национальной независи-
мости. Капиталистические правительства
этих стран являются не чем иным, как
орудием преступной и эксплуататорской
политики иностранных империалистов.
	Народы этих стран не смогли восетано-
вить свое хозяйство и строить его в со0т-
ветствии с нуждами народа. Экономика
этих етран, переживающая застои, служит
интересам кучки иностранных и местных
капиталиетов.
	Трудящимся этих стран совершенно ясно,
что, например, целью плана Маршалла яв-
	  ляется спасение американских монополи-
	стов от кризиса. Этот план Маршалла при-
нес трудяцимея только страдания, голод и
безработицу. Народы этих стран все больше
и больше ощущают, что они лишаются са-
мых элементарных политических прав.
Власть в этих странах принадлежит капита-
листам, бывшим фашистам, предателям и
коллаборационистам. По отношению к тру-
дящимся и всем патриотическим силам
применяетея самый кровавый террор. Зал-
пы убийц, которые в последнее время раз-
давались в Мадене, Бресте, Парме, Марселе
и многих других городах и селениях Ита-
лии, Франции и других капиталистических
стран, отдавались эхом во всем мире, как
обвикение империалистических поработите-
лей и их прислужников.
	В этом состоят итоги минувших лет для
стран, которые попали под господство раз-
личного рода наследников Гитлера и Мус-
солини. В этом также выражен во всей сво-
ей наготе так называемый американский
образ жизни. Не удивительно, что все более
и более широкие массы трудящихся этих
стран с ненавистью проклинают американ-
ский образ жизни и тех, кто представляет
этот образ жизни. Не уливительно и то, что
все более и более широкие массы присоеди-
няются к международному фронту борцов за
мир, демократию и национальную незави-
	Ириказ по чехословацкой армии
	эрой капитализма и вступил в новую исто-
рическую эру — эру строительства социа-
лизма. При помощи нашей внутренней
реакции империалисты пытались восста-
новить капитализм в нашей стране и ото-
рвать нае от Советского Союза. Но эта no-
пытка была сорвана нашим народом в
феврале 1948 года и были созданы усло-
вия для того, чтобы мы могли твердо и
решительно вступить на путь строительст-
ва социализма и на путь вечного союза с
СССР.

Сегодня, говорится далее-в приказе, Че-
хословакия твердо занимает свое место в
великом лагере мира. во главе которого
	стоит, Советский Союз. Чем шире и силь-
нее будет международное движение за мир,

тем болыне будет возможность сохранять и
поддерживать мир.
		ДАТА В ИСТОРИИ
	БЕРЛИН, 8 мая. (ТАСС). Столица „©
манской демократической республики Б
лин сегодня празднично украшена. Общ
ственноеть Германской  демократическ
реснублики празднует День освобождени

Рано утром рабочие и служащие Берл
па вместе с семьями направились На св
предприятия и в учреждения, где состо
лись собрания и митинги. посвящение

этому великому празднику.
	ae

В 9 часов утра колонны демонстрантов
	о зна ‚0: ИЗ ЖИ-
со знаменами, лозунгами и венками
epee ФЕЯ у злозтлоритиор В Тпенлозский
	венный пПа-
шим в борь-
‚ма. в борь-
	вых цветов направились в Те!
парк, где воздвигнут величественн
мятник советским воинам, павшим
бе против гитлеровского фашизма,
	бе за освобождение всего человечества от

гитлеровской чумы.
Tlannurwy оерез ворота. ведущие к па-
		MATHHKY, прошли с большими венкам
	председатель президиума Временной народ-
ной палаты Иоганнес Дикман, члены пра-
вительства во главе с премьер-министром
тю ТГротаролем. заместители премьер-ми-
		Отто Гротеволем, заместит!
нистра Вальтер Ульбрихт,
	стнер и Отто Нушке. Вслед за ними к Па-
мятнику направились делегаты от демо-
кратических партий, Национального фрон-
та демократической Германии, 0б’единения
свободных немецких профсоюзов, Демокра-
тического женского союза, 0Об’единения
лиц, преследовавшихся при нацизме, › 06-
щества германо-советской дружбы, Союза
свободной немецкой молодежи и других 0б-
щественных организаций.
	_ У памятника советеким воинам состоял-
ся больной митинг. Заместитель премьер-
	Сегодня, празднуя 5-ю годовщину исто-
рического мая 1945 года и думая о судь-
бах нашей родины и о судьбах нашего по-
томства, мы перед лицом представителей
сотен миллионов сторонников всемирного
фронта мира и стран народной демократии
	торжественно клянемся B TOM, что.
Мы всегда будем отетаивать
	мы всегда  оудем отстаивать идеалы
9 мая 1945 гола, что на веки вечные бу-
	дем преданно итти вместе с нашим великим
освободителем. зашитником и учителем —
	советским народом,
	Что все свой силы отдадим на дело стро-
ительства социализма в нашей стране, на
дело его защиты,

Что мы неустанно будем бороться в ря-
дах всемирного фронта мира до окончатель-
ной победы свободы народов во всем мире,
до окончательной нобеды над. последовате-
лями гитлеровского фашизма, боротьея до
тех пор, пока этих последователей пока-
	рает судьба гитлеровских фашистов.
Пусть вечно здравствует и растет союз. и
братство между народной Чехословакией и
	Советеким Союзом!
	CTBY за <в08 освобождение и за Помощь вВ тельством . германской — демократич
TOCTDOCHHH нового. демократического по- республики в честь Дня освобождения.
	Большие демонстрации состоялись в
этот день и в других районах столицы, в
том числе у памятника советским воинах
в Тиргартене  (английокий сектор), 1
	также во всех городах и  ласеленных
пунктах Германской демократической рес-
публики. °
	построении нового, дехмокрегизесвют и и?
рядка.

Он отметил. что немецкий народ лучше
всего может выразить эту свою благодар-
ность борьбой на стороне Советского Союза
	3% обеспечение мира и за укрепление друж-
бы © великим советским народом.
Выступивший от имени Центрального
	Да здравствует и впредь побеждает вее-
общий фронт мира, демократии и дружбы
между народами во главе с Советским Сою-
	зом!
	Слава Советской Армии — нашей  осво-
	болительнице!
	НА СЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГ О СОБРАНИЯ
ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
	БУДАПЕШТ, 8 мая. (ТАСС). Сегодня
открылась очередная сессия Государетвен-
ного собрания Вентерской народной рес-
публики.

Па первом заседании Государственное
собрание приняло к сведению отставку
председателя президиума республики Ариа-
да Сзкашича и единодушно избрало прел-
седателем президиума республики Шандо-
pa Poman, кандидатура которого была
выЫлвННУтТа Венгерским наротным фронтом
	независимости,

В свяэи с назначением секретаря прези-
хиума республики Вароля Олта на пост
министра финалеов Государственное с05-
риние избрало новым еекретарем  прези-
дпума республики денутата Государетвен-
пого собрания Пирошки Сабо. В состав
презилиума республики дхополнительно
	иран в качестве члена президиума
Арпах Хази — поелседатель центрального
	Второй конгресс
	фронта
	Национальным собранием Чехословакии,
депутаты Государственного собрания my
бурные аплодисменты одобрили предложе-
ние чехословацкого Напионального с0брз-
ния и ‘единодушно присоединились KR YRA-
занной ‘резолюции.
	На сеголняшнем заселании на Pace MOT-
	рение Госуларстренного собрания были рне-
сены ззконопроэкт о рыборах местных. со-
	ветов Венгерской народной, республики и
законопроект 06 общей части нового уго-
ловного кодекса республики. а

Государственное ‹обрание единодушно
утвердило законодательные распоряжечия
презилиума республики, вынесенные им в
период между сессиями Tocyxapermennoro
собтания.

Депутаты обсудили и приняли ‘поплав-
ки к уставу Государственного собрания.
	Демократичесного
Албании
	Хюсни Вало подчеркнул. что Демократи-
ческий фронт должен мобилизовать народ
на защиту мира, способствовать расшире-
нию движения сторонников мира, так, Как
это является гарантией сохранения завоева-
ний национально-освободительной борьбы,
приложить все усилия на выполнение и пе-
ревыполнение государственного плана. Де-
мократический фронт должен раз`яснять

массам политическое значение мероприятий
партии и правительства.
	Доклад Хюсни Ёалю часто прерывался
	аплодисментами ‘и привететвевными 3803-
	гласами в честь Албанской трудовой пар-
тли, Энвера Ходжа. Советского Союза и
	великого Сталина.
	Мы шлем самые сердечные поздравления
и пожелания победителю нал гитлеровеким
	фаптизмом, вождю международного фронта! {. милке. члены чехослованкого прави-
мира и лучшему другу нашего народа ета Рю члены Кортлеа уполномочекных
	великому Сталину!

тельства, члены Вортуюз уполномоченных
Словацкого Национального совета во гла-
ве < гродседателем Корпуса уполномочен-
ных В. Бацилеком, представители чехо-
словацкой армии во главе е начальником
Главного Штаба Чехословацких Вооружеч-
mux Сил Я. Поохазка. многочисленные
	Представители чехословацкой обществен-
ности, члены делегаций трудящихся, при-
бывигих со всех концов ЧехослоРакии в
Прегу ляя участия в празднике.
	На приеме присутствовали тавже посол
	СССР в Чехословакии М. А. Силин, члезы
созетокого посольства. - дитломатитеслеяо
представители стран народной демократии.
	ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКОВ
НА МОГИЛУ
НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
	ПРАГА 8 мая. (ТАС). Сегодня в Пра-
	ге на Жижкове, у памятника-музея Ha-
ционального освобождения, по случаю ия-
той годовщины освобождения Чехословакия
Советской Армией, состоялось возложение
венков на могилу Неизвестного солдата.

0т имени созетекой празительственной
делегации. прибывией в Прагу для уча-
стия в праздновании 5-й годовщины ocBo-
бождения Чехословакии, венок возложили
заместитель министра иностранных дел
СССР В. А. Зорин и  тенерал-лейтенант
А. И. Рэолимпев.
	Империалистические хищники при’ своем
згрессивном налюре нытались захватить в
свои когти и Чехословацкую Республику.
Орудием и исполнителями лля них служи-
ла внутренняя’ теакция,  удерживав-
шая еще до февраля 1948 ‘года важные
позиции. Однако чехословацкий народ рас-
строил попытку врагов изменить направ-
ление развития страны. План американ-
ского империализма реставрировать капи-
тализи в Чехословакии не удался и по-
терпел полный крах. Вместе е имперяа-
листами потерпели у нае крах еще pag
все те, кто являлся их прислужниками и
приелешниками.

Через пять лег поеле освобождения Co-
ветской Армией чехословацкие трудящие-
ся макеы отмечают существенные успехи в
развитии своей страты. Они успешно вы-
полняют свою первую пятилетку, смело и
решительно илут вперед, к социализиу.
	Нри этом они опираются на опыт, при-
мер и братскую помощь Советского Союза,
© которым они тесно связаны. Перед ними
открырается радостная и блестящая будущ-
ность. Их свобода обеспечена сегодня, как
никогла ло сих пор не была обеспечена.
	Судьбами народа руководит рабочий класс
во главе с коммунистической партией Чехо-
словакии. в во главе. государства и наро-
ла стоят испытанный вожль чехословат-
	кого трудящегося народа, ученик Ленина
и Сталина — презилент республики
	Заключительные слова президента ЁВле-
ментз Готвальда покрываются бурными ап-
лодисментами собравшихся. Тысячи при-
сутствующих сканлируют: «Да здраветвует
Советский Союз! Ла здравствует Сталин!
	Вечная лружба с Советеким С0030м!».
Раздаются приветственные возгласы в
честь товарища Сталина, в честь руково-
дителя Чехословацкого тосулапства и ком-
мунистической партии Алемента Готвальда.
	Ваша задача, следуя прямеру Советской
Армии, прилагать еще большие усилия для
строительства новой народно-демократиче-
ской чехословацкой армии. Необходимо вве-
сти и применять в нашей армии советскую
военную науку и военный опыт Советской
Армии. Вы должны удвоить евои усилия и
еще более сознательно выполнять свой долг
так, чтобы наша родина и мирное строи-
тельство, которым занимается наш народ,
твердо охранялись против заговоров налинх
внутренних и внешних. врагов.

В приказе по армии указывается, что
чехословацкий народ полон чувства глубо-
кой благодарности к освободителю своей
страны Советскому Союзу и героическому
советскому народу, в Советской Армии и
своему лучшему другу и защитнику
И. В. Сталину.

‘хи. Американский империализм принял!
	гитлеровское наследие, стремясь спасти Ka-
питализм от неизбежной. гибели и попы-
‘таться уничтожить мир прогресса и. социа-
лизма. г

Мир разделен на два лагеря: на лагерь
реакции, империализма и войны и на ла-
‘терь ил прогресса, социализма и мира. Во
	‘главе первого лагеря находятся Соединен-
	ные Штаты, в которых гостюдетвуют моно-
полисты, готовящие войну во имя осуще-
ствления планов мирового господства, гото-
вящие агрессивную войну против Советско-
го Союза и народно-демократических стран.
Ве тлаве второго лагеря — лагеря мнра и
лжемокралии — ‹тоит великий Советский
Союз. В этот лагерь вхолят страны народ-
ной демократии и демократические силы
всего мира. Во главе лагеря мира стоит
гениальный вожль трулаянтихея всего мира,
	великий революционер Иосиф Виссарионо-
	вич Сталин.
	ТИРАНА, 8 мая. (ТАСС). Вчера в Тиране
в здании Народного театра открылся 2-й
конгрессе Демократического фронта Албании.
На конгресс прибыло 450 делегатов со всех
концов страны, & также гости — проф-
	‘союзные делегации, прибывшие на праздно-
	вание 1 Мая из Советского Союза, Польши,
Венгрии, Болгарии и Румынии.
	Открывая конгресе, председатель Демо-
кратичеекого фронта Энвер Ходжа подчерк-
	нул, что успехи Народной республики Алба-
нии стали возможны благодаря тому, что
албанский народ об’единен в Демократиче-
ском фронте и. трудится под руководством
Албанской трудовой партии. Он сказал да-
лее, что Демократический фронт должен мо-
билизовать народ на разрешение экономиче-
ских и политических залач.
	8 мая, голосуя за кандидатов Демокра-
тического фронта, сказал в заключение
Энвер Ходжа, наш народ докажет внутрен-
ним и внешним врагам — империалистам,
титовцам, монархо-фашистам И итальянским
	неофашистам —— свое ЩЕ ни
ство. .
	В почетный
	президиум конгресс избрал
	hag   ВРИЩА Й. В. Оталина, а также членов
23 Постоянного комитета Всемирного конгрес-
и Blea сторонников мира 30 главе с Жолио-
_ юри и Центральный комитет Албанской
	трудовой партии.
	ТИРАНА, 8 мая. (ТАСС). На вчерашнем
всчернем заседании конгресса Демократиче-
ского фронта Албании выступил председа-
тель президиума  генеральното — совета
профсоюзов Албании Гого Нуши, привет-
ствовавшиий делегатов от имени профсоюзов
Албании. Гого Нуши вырззил уверенность,
что единство албанского народа в Демокра-
тическом фронте под руководетвьом Трудовой
партии будет крепнуть с каждым днем;

Конгресс приветствовали представители
Венгрии, Болгарии и Польши.

Представители духовенства Албании —
глава православной церкви Албании Паи-
сий Водица и глава секты бекташей Ахмех
Муфтар. Деле приветствовали конгресс и
заявили, что их церкви останутся вернымя
единству албанского народа и Демократиче-
скому фронту. =

Писатель Зенни Сако говорил 0 борьбе
албанского народа за свободу и независи-
мость. Только теперь, сказал он, сбылись
вековые чаяния албанского народа.

От имени Всеалбанского комитета еторон-
ников мира конгресс приветствовал Манол
	сноми. Он говорил о задачах Демократиче»
	729 Фронта, как массовой организации,
ведущей борьбу за мир. .
	Знаменских
	ЧЕХОСЛОВАННОГО НАРОДА
	Начальник Главного Штаба  Чехословацких Вооруженных Сил
	корпусный генерал
	Ярослав ПРОХАЗКА
	Прошло пять лет со дня 9 мая 1945 го-
да, дня освобождения славной Советской
Армией нашей столипы Праги и Чехосло-
вацкой Реепублики от фашиетских захват-
чиков. Генералиссимус И. В. Сталин в при-
казе от 9 мая 1945 года сказал: .

«Войска 1-го Украинского фронта в ре-,
зультате стремительного ночного маневра
танковых соединений и пехоты сломили
сопротивление противника и сегодня,
9 мая; в 4 часа утра освободили от немец-
ких захватчиков столицу союзной нам Че-
хословакии— город Прагу... Сегодня, 9 мая,
в 20 часов столица нашей Родины —
Москва от имени Родины салютует доблест-
ным войскам 1-го Украинского фронта,
освободившим столицу союзной нам Чехо-
словакии — Прагу — двадцатью че-
тырьмя артиллерийскими залпами из: трех-
COT двадцати четырех орудий...

Вечная слава героям, павшим в боях 3a
свободу и независимость нашей Родины и
Чехословацкой Республики!».

Сегодня, по истечении пяти лет, мы еще
лучше можем осознать” всемирно-истори-
ческое значение победы Советского Союза
во второй мировой войне.

В странах, освобожденных Советским
Союзом, — к которым принадлежит и Че-
хословацкая Республика, — победа Совет-
ской Армии еоздала условия, благодаря
которым чехословацкий народ смог разде-
латься со своими внутренними врагами —
капиталистическими  экоплуататорами и
паразитами, емог отстранить их от власти
и взять в свой руки власть и управление
страной. Советская Армия лалз возможность
народным массам этих стран, в том числе
и натолу Чехословакии, установить в своих
странах народно-демократический строй и

вступить на путь, ведущий к социзлизму.
В результате на западных границах СССР
		вместо так называемого «санитарного
кордона», задачей которого было отделять
Советский Союз от Западной Европы и о©д-
новременно быть плацдармом антисовет-
ской войны, возникли народно-демократи-
ческие страны, строящие социализм и
	‚прочно примкнувшие к лагерю демократии,
	Гитлеровекие и японские агрессоры во
время второй мировой войны выступали в
качестве авангарла  капиталистического
мира. Они являлись ударным отрядом ре-
акционных, империалистических сил во
всем мире, стремящихся в уничтожению
Советского Союза, первого социалистиче-
ского государства на свете. Советский Co-
юз и советский народ. нанесли поражение
гитлеровской Германии и империалиети-
ческой Японии. Эта победа сыграла реша-
ющую роль в судьбах народов Чехослова-
KEM.

Инпериалиеты прилагали перед войной
все усилия к тому, чтобы создать единый
антисоветский блок и натравить гитлеров-
ских и янонских агрессоров против Со-
ветекого Союза. В этом мы. чехи и елова-
ки, особенно убедились во времена, Мюнхе-
на. Во время второй мировой войны. когда
Англия, Франция и США находились в ©о-
стоянии войны с гитлеровской Германией
и фашистской Японией. они стремились
ослабить Советекий С0ю3: интриги импе-
ризлиетов яркю проявились в умышлен-
	ных OTTHRRAX организации второго оронта
	в Квропе.
	` Бонгресе от имени ЦК Албанской тру-
довой партии приветствовал секретарь ПК
	конгрессу
	пожелавигий
	Бедри  блпахиу,
успешной работы.
	С политическим докладом выступил
Хюсни Капо, подробно остановившийся на
современном международном и внутреннем
положении Албании. Доклалчик заявил, что
одной из основных задач Демократического
	Фронта является укрепление республики и! К
	о EAU ADE UT vie Pen Oro Фронта,
сягательств внутренних и внешних врагов. велуттей билль
	Военный моряк Н. Попов — обладатель приза памяти братьев
	. Авантюристическая и антинародная по-
литика империалистов — поджигателей
войны, ведущаяся после второй мировой
	войны, ведущаяея после второй  мирово:
войны, терпит крах. Провалилась амери
	канскаял «атомная дипломатия», теперь вы-
таскивается на свет так называемая «то-
тальная дипломатия». Но и ее постигнет
не. менее позорный крах. Чем больше pac-
тет и крепнет мировое движение за мир,
тем феальнее возможность сохранить мир и
обеспечить его.
	_ Победа Советекого Союза во втохй MH
	розой войне и освобождение Чехословакии
Советской Армией вошли в историю наро-
	тов Чехословакии как наиболее важное
	значительное событие. Чехословацкие на-
родные массы получили возможность 0сво-
болить свое отечество от довоенной импе-
	ризлистической зависимости, взять власть
в свои руки и установить ародио-демокоа-
тический DODTIOR,
	Славная Февральская побела чехосло-
вацких народных масе в 1948 году над
внутренней и иностранной реакцией с0з-
дала условия, при. которых наш народ
	и наша етранаь вступили твердо и реши-
тельно на путь строительства социализма.
	Ьлемент Готвальд. В воскресенье, 7 мая, ровно в 12 часов
Отмечая сегодня пятилетнюю  годов- главный судья соревнований гвардии rene-
	щину веемирно-исторической победы  (С9- Рал-лейтенант Герой Советского Союза
зетского Союза и  освобожления Чехоелу- Г. Бакланов дал старт 24-й эстафеты по Са-
	И вакии Советской Армией, мы исполнены  АОВОМУ кольцу на приз газеты «Вечерняя

Москва». Около семисот спортсменов —
- горячей, благодарноети к великому Совет- представители двадцати трех _комани.
	ere tS ee ee Pawel eee se ро ‘ROMA.
CROMY Союзу, его тероическоху народу и участвовавших в эстафете, — открыли ner

с о а weet ба пов и ак
	коатлетический сезон в столице.
До 91-го этапа  лилипорали
	Сород VEU, 2A VR VU ROI VER MEU AE EAM Seek этапа лидировали спортсмены
и независимостью  Генерзлиссимусу И. В.  ЦДКА. Однако сильный состав женской

ину. Мы будем хранить и еще больше   команды «Динамо», возглавляемой чемпио-
ной ро о е ‘Советским Со- Нами страны Чудиной ‘и Сеченовой, решил
OOM con - pee © xpyruw wa- 2°xon борьбы. Постепенно сокращая прос-

вет, динамовцы. после 22-го этапа вышли
родно-демократическими государствами. _  вперед. Победу своей команды закрепил бе-
	тридцатом ‚этапе,
страны динамовеп
	NEE ESTEE EEE ЕН

Еще тверже и решительнее мы будем   жавший на последнем,
стоять на страже мира, прогресса, свободы  чемпион и рекордсмен
		Сергей Комаров.
	Команда «Динамо» ‘десятый раз подряд
завоевала приз газеты «Вечерняя Москва»,
провдя дистанцию в рекордное время =
37 мин. 57,2 сек. Легкоатлеты ЦДКА. заня-
ли. второе место с результатом 38 мин.
	РАЯ =. NE ODS EES
4 сек., третьими финишировали представи-
тели общества «Наука» — 38 мин. 53.4 сек,

На 16-м, самом длинном, этапе в 1.100
метров разыгрывался приз памяти братьев
Знаменских, учрежденный в прошлом го:
ду. Этот приз завоевал вобнный моряк лей-
тенант Никифор Попов, опередивший экс
чемпиона страны  динамовца Казанцева #
показавший на этапе лучшее время.
		Ответственный релактор
П мМУСЬЯКОВ.
		‚ Пять лет прошло со дня победы Совет-
ского Союза, победы, имеющей  всемирно-
историческое. значение. Роль передового
отряда и руководящей силы капиталистиче-
ского мира после разгрома гитлеровской
Германии и империалистической Японни
взяли на себя Соединенные Штаты Амери-
	ДРЕС РЕДАКЦИИ в ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., лом 6. Телефоны: коммутатор К 0-26-80; для справок — доб. 02-87: начальяик излательства — доб. 00-48; отдел подписки — доб. 01-60; отдел писем — лоб. 0!

Типография центрального органа Военного Мивистерства Союза ССР «Красная звезда», Москва, улица Чехова, 16.

Зак. 1182.