46 мля 1950 г., пятница, № 112 (3525)
			> Ч ых м
				Подготовка рулевых
на корабле
	строю очутиться В руо и папестий ig
карту место; вылержанностью, чтобы по
первому требованию командира корабля
	‘оторваться от карты и подняться 18 №
стик: умением сочетать наблюдение
обстановкой с ведением прокладки — 1
все это при непрерывной работе, проди,
жающейся бесеменно от нескольких ча
сов л0 нескольких суток.

И васколько облегчитея труд штурмана,
вели у него имеется надежный внештат-
ный помошник, которому можно доверить
взять пеленг, измерить COKCTaHOM ума,
нанести место корабля на карте.

Было решено организовать учебу ру:
левых таким образом, чтобы со временем
OHH могли стать надежными помощникамя
итурмана. Возможность расширить и ‘у
лубить свои знания увлекла и самих р)-
левых.

Учебу рулевых по специальности мы
решили планировать. Пользуясь тем, чо
число подчиненных было невелико, я пр-
водил занятия сам. Рулевые изучали пра
Bula ведения графического  путесчислеы
ния и заполнения навигационного журнан
ла. тренировались в определении места
корабля всеми навигациюнными олособами,
Во время выходов в море матросы и 013
шины. не занятые вахтой, самостоятель-
но брали компасные пеленги,  раесчиты-
вали по ним истинные, разность, оточетв
лага исправляли поправкой и полученные
данные наносили, на карту.

Особенно успешно занималея старший
матрос Губанов. После смены © вахты ия
охотно оставалея в штурманской руб:
Когда стало ясно, что практичеевие на-
выки т. Губанова достаточно прочны, 4
начал оставлять его в рубке, а сам выхо-
дил на мостик и передавал старшему
малтросу отечеты пеленгов. Тов. Губанов
точно наносил место корабля на карту.

Со временем сталиший матрос научился
вести самостоятельно прокладку, даже ши
маневрировании. Он начал изучать оено-
вы мореходной астрономии.

Затраченные усилия вбецело  бкупиля
себя. Любому из рулевых можно было до-
верить записать пеленг, отечет лага, но-
мент и вести путесчиеление корабля, Bo
время похода рядом 60 штурманом веда
находилея помощник —— один из рулевых,
Это значительно облегчило офицеру pato-
ту и позволило наладить организацию
пеурманекой службы соглабно. требовани-
am Корабельного устава

Нам кажется. что опыт обучения руле
вых штурматекому делу следует всяческя
набапливать. обобщать и передавать.
Старшины и матроеы -— рулевые могут
стать полнопенными помощниками офице-
ра-иггурмана в обеспечении надежного и
безопаеного кораблевождения.
	Старший лейтенант Н. БРЮХОВ.
	Ветеран чабти мичман Грачев, проелу-
щивший на флотилии 165 лет, в своем вы-

ступлении сказал:
	— Мы, отличники, призваны заботить-
ся не только о собственных успехах, но и
увлекать за собой весь личный состав, по-
	могать командованию ‘повышать военное.
	мастерство каждого матроса и старшины,
Именно так поступаю я. В моей боевой
части непрерывно растут ряды отличии:
ков.
	Выступивший затем старший MaTpot
Череланов рассказал участникам вечера (
том, как передовые воины помогли ему в
изучении специальности, в  овладенит
техникой, как с их помощью он стал от:
личником учебы.
	Участники совещания наметили PAL
конкретных мероприятий, направленных
на улучшение пропаганды опыта передо
вых воинов, на повышение боевого мастер
ства’ моряков.
	Старший лейтенант
Б. ИРТЫЬЫШЕСКИЙ,
	‚ Матросы и старшины,  изполняющие
обязанности рулевых, ‹ должны. обладать
отределенным комплексом знаний и На-
выков. Сюда входят знание навигацион“
ных приборов, правил совместного плаза-
ния и правил предупреждения етолюнове-
ния судов. умение. производить метеонад-
люления. пользоваться картами и коррек-
титовать их. умение пользоваться лоцией
	Ч о ee

и морехолными ин етрументам и, №роме TO-
wi  илпортта Как эпопяалиеты. лолжн Ы
	го, рулевые, как специалисты, доме
уметь точно, не рыская, править по ‘ком
	Lacy, по. етвору или ориентиру, удержн-
А корабль в строю, уверенно действо-
	‘вать при швартовке, мгновенно реагиро-
‘вать на полаваемые команды. Эти навы-
‘ки приобретаются рулевыми на праюти-
‘ческой работе, как правило, без особых
трудностей.

Олнако опыт показывает, что знания
и навыки рулевых в таком об’еме далеко
не удовлетворяют штурманов-офицеров.

Изучая специальность, например, руле-
вые знакомятся с секетаном. Это знаком-
ство — весьма поверхностно и не преду-
сматривает приобретения рулевыми павы-
вов практической работы с инструментом.
Считалось. что работа © севетаном — де-
10 штурмана. Опыт Великой Отечеотвен-
ной войны опроверг подобное мнение.

Часто. когда требуется наиболее точно
определить меето корабля, штурмана при-
бегают к способу двух горизонтальных
углов. Вак известно, измерять углы долж-
ны одновременно два человека. На корадб-
ях. где число ° офицеров ограничено,
штурману трудно, & подчае и вовсе невоз-
можно подыскать в0бе во время похода
помощника, хорошо владеющего секстаном.

Не удивительно, что штурмана начали
искать себе помощников среди наиболее
опытных старшин и матросов — рулевых,
В подготовку рулевых по специальности
были включены изучение секстана и прак-
тические тренировки по измерению углов
и таже выеот светил.
	Вюгха я был назначен штурманом Hed
корабль Н.. меня прежде всего заинтере-
совало. как знают специальность нодчи-
ненные. Прозерив знания рулевых, я убе-
дилея. что они вполне офвочают  обще-
принятым требованиям. Однако даже по
небольшому личному опыту я знал, что
этого недостаточно. В Ворабельном уставе
сказано: «Воманлир штурманекой части
	Должен быть готовым представить по тре-
	бованию командира корабля в любой м0-
мент все данные навигационной обетанов-
ки. для чего обязан надлежащим образом.
организовать боевую службу своей боевой.
части». Вому из штурманов не приходи-
лось пожалеть 0 том. что он не может
находиться одновременно и в рубке, и у
компаса и на мостике! Нужно обладать.

расторопностью, чтобы, взяв пеленги, бы-
	Командиры и политработники, партий-
ная и комсомольская организации Н-ской
части Краснознаменной Амурской флоти-
лии ведут большую работу по воспитанию
отличников боевой и политической подго-
товки, широко пропагандируя их оныт
учебы и службы.

Недавно в Части состоялось совещание
отличников. С докладом выступил замести-
тель командира. Он указал, что в период
подготовки к 1 Мая выросло много новых
отличников. Это — старшины Рыбаков,
Быковских, Черкас, которые хорошо под-
готовили свои заведывания к лету, BCTpe-
THE BCCHAPOIHLIN NPAstHHR HOBLIMH yenexa-—
ми в босвой и политической подготовке.

Агитаторы части фегулярно проводат
беседы У Доски отличников о лучших мат-
росах и старшинах. С беседами на эту те-
му часто выступают офицеры. Результа-
ты. этой работы налицо. Из месяца в Me-
вяц растет число отличников.

После доклада первым взял слово стар-
шина Рязанов. Он ‘рассказал о том, как
личный состав овладевает техникой, по-
вышает свою военную выучку. .

Совещание отличников
		Из писем
в редавиило
	Художественная
самодеятельность
	не в почете
	На прошедшем ХАН смотре художествен-
вюй самодеятельности наш коллектив вы-
ступа © разнообразной, интерееной mpo-
граммой и заслужил хорошую  опенку
флотекого зрителя, Но прошло немного вре-
мени, и коллектив самодеятельности рас-
пался. Ни партийная. ни комсомольская
	организация, как и политработник т. №0-
	лесов, ничего не сделали для того, чтобы
закрепить результалы смотра. А между
тем в подразделении имеются все уело-
вия для постоянно действующей самодея-
тельности — духовой оркестр, баянисты,
певцы, танцоры, чтецы. Руководитель
коллектива художественной  самодеятель-
ности старший матрос Волесник вклады-
вает номало убилий и стараний, чтобы
самодеятельность была массовой. On су-
‘мел вовлечь в коллектив немало матросов
и сержантов. Но он не получает никакой

юмоши и поллержки.
	Художественная самодеятельность =
важное средство политического и куль-
турного воспитания воинов. Проявлять no.
стоянную заботу о развитии самодеятель-
ности, повышать ее идейный уровень, x0-
биваться, чтобы коллектив был постоянно
действующим, -—лолг командиров, политра-
ботников, партийной и  комеомольекой
	организаций,
Г ПРИЙМА,
	Го материалам
	«Красного Флота»
		привычки к дисциплине
		Опыт двух офицеров
	‘ниях воинекой присяги»;  «Дорожить че-
етью и боевой славой Советских Воору-
женных Силу: «Денин и Сталин — opra-
_низалоры Вооруженных Сил Советского
`Союза»; «Отлично овладевать своим ору-
жием и’техникой»; «Постоянно множить
‘ряды отличников» и другие.

Во всех этих беседах широко использо-}
зались примеры из опыта Великой Отече-
ственной войны. Весьма поучительной и
интересной была беседа старшего началь-
ника о моральном облике советского воина.
Начальния глубоко раз’яснил подчиненным,
каким должен быть советский. воин, каковы
его обязанности, вытекающие из уставных
требований. Такие беседы в подразделении,
Rak правило, проводились руководящими
командирами и политработниками.

Ролина дает воинам отличное боевое
оружие. Чтобы развить у личного состава
любовь к оружию, стремление овладеть им
в совершенстве и беречь его как зеницу
ока, в подразделении провели ряд интерес-
ных мероприятий. , .

Много внимания в этом подразделении
Улеляется организации культурного досуга
воинов. После напряженной дневной уче-
бы в хорошю оборудованных и просторных
комнатах политико-проеветительной рабо-
ты часто выступают  плясуны, баяниеты,
музыканты, чтецы и певцы. Большим уе-
пехом пользуется у воинов хор под YIl-
равлением тов. Хорунжего. Душой худо-
жественной самодеятельности являются
комсомольцы. Они принимают активное
участие в её организации, вовлекают в нее
все новых учёетников. Й самодеятельность
становится действительно массовой.

Вечером, в один из выходных дней, им-
провизированную сцену, которую смасте-
рили своими силами участники еамодея-
тельности в комнате политиросветработы,
занял хор. Он исполнил несколько патрио-
тических песен. Аккомпанировал хору свой
струнный оркестр. Затем выступил моряк
Цырин и прочел басни С. Михалкова. Пос-
ле него показали свое искусство танцоры,
возглавляемые матросом Закваскиным,

Не затихает культурно-массовая работа
ив будни. Кроме бесед и докладов, в часы
-MaccoBOH работы часто проводятся громкие
читки произведений ‹советеких писателей,
удостоенных Сталинских премий. Были
прочитаны, в частности, наиболее яркие
страницы из книг «Повесть © настоящем
человеке», «Белзя береза», «Кавалер 30-
лотой Звезды», «Они сражались за Роди-
ну> ит. д.

Клуб се помощью актява организовал и
провел несколько литературных вечеров и
читательских конференций, на которых 06-
суждались лучшие произведения советских
писателей. Активно прошла читательская.
конференция по книге Б. Полевого «По-
весть о настоящем человеке». Воины в
своих выступлениях призывали товарищей
учиться у тероя повести любви к Родине,
настойчивости в достижения цели, бесетра-
шию и воинскому мастерству. После вече-
ра, бойцы просмотрели кинофильм «По-
весть о настоящем человеке»,

Заботь © культурном досуге воинов
тала составной и неот’емлемой частью
работы офицеров, партийной и комсо-
мольской ортанизаций подразделения. Ак-
  тивная и целеустремленная борьба всего

офицерского состава, партийной и комсо-

мольской организаций за высокое качест-
во обучения воинов и воспитание их 8
  духе железной воинской диециплины и
преданности нашей социалистической Ро-
  дине благоприятно сказалась на всем х0-
qe обучения м воспитания воинов.

Полиовнии Л. БЕЛИЫН.
	Ha стробвом занятии подразделения наи- 910 он должен был выполнить согласно
	более высокую оценку получили подчинен-
ные офицеров Грибова и Каплунова. Под-
тянутость и молодцеватый вил, четкое и
уверенное выполнение строевых команд,
точное вылервивание равнения, интерва-
лов и дистанций при движении свидетель-
CTEOBAIH 9 том, что офиперы сумели дать
всем свопм подчиненным прочные. знания
Строевото устава. Воспитанные этими офи-
церами воины показали отличные и хоро-
шие результаты и 10 другим диспиплинам.

Как же тт. Грибов и Ваплунов добилиеь
таких результатов в обучении своих под-
чиненных?

Большую роль в достижении успеха
сыграло здееь широкое распространение
перслового опыта обучения и воспитания
воинов. На специальных совещаниях 0фи-
перов и отдельно сержантов была подробно
изучена организация службы, намечены
мероприятия по укреплению воинского по-
рядка. Для повышения методической куль-
туры офицеров и сержантов в подразделе-
нии провели ряд показательных занятий.
Все офицеры прослушали несколько лек-
ций и докладов © практике проведения по-
литико-воспитательной и массовой работы
© подчиненными.

Используя опыт пербловиков, офицеры
прежде всего добились такого оборудования
помещений, которое строго соответетвует
требованиям воинских уставов. Это ©1060б-
ствовало воспитанию у подчиненных при-
вычки к воинекому порядку.

При оборудовании помещений большую
	помощь командованию оказали коммунисты.
Hun тпайотатли инипиативно © огоньком. !
	Они работали инипиативно, С огоньком.
Старшина коммунист Климов в короткий
сров во всех помещениях и комнатах (для
чистки оружия, хранения’ личных вещей,
для просушки обмундирования) навел об-
разцовый порядок. Коммунисты Аникеев и
Хорунжий отличились при оборудовании
комнат политико-просветительной работы.
Тов. Боыманов совместно © груипой комсо-
мольцев построил спортивный городок,
установил гимнастические енаряды.

Bee это положительно сказалось на орга-
низации и ходе учебного пронесса. Воины,
чувствуя постоянную заботу командиров,
выполняли каждое задание © большим усер-
дием. Старший лейтенант Грибов регулярно
сам бывал в казарме. Он приходил к под’ему
и к вечерней поверке, проверял, ках прохо-
дят утренние физзарядки и осмотры, как
тотовится к занятиям и как отдыхает лич-
ный состав. Требовательный офицер заме-
чал люЮб0е нафушение устава и тут же
	принимал меры для Toro, чтобы  преду-
предить отетупления от воинекого  по-
рядка.
	Цроверяя как-то выполнение распорядка
хня. т. Грибов обнаружил, что на утреннем
	осмотре, который проводил старшина Воло-
	мацкии, не присутствовали некоторые ма-
тросы, обувь не осматривалась, о состоянии
больных их непосредетвенные начальники
не имели точного представления. Вогда
осмотр был заколчен, старший лейтенант
вызвал к себе стадщину. Офицер сделал
ему строгое внушение, раз’яенил, к
чему приводит понижение  требователь-
ности. Шо окончании учебных занятий
т. Грибов созвал командиров отделений,
рассказал им © том, какие недостатки до-
пущены их ‘товарищами Ивановым и
Силоровым и Kak STH недостатки мо-
гут повлиять на состояние воинекой дис-
циплины и учебы воинов. Изложив ззтем
предусмотренный уставом порядок проведе-
ния утреннего осмотра, офицер лично про-
вел занятие, на котором кажлый командир
оллеления практически проделал все т0,
	©

ЧЕРНОМОРСВИЙ ФЛОТ. (По телеграфу).
В Н-ской части Черноморского флота pery-
лярно выходит фильм-газета. Она пользует-
ся большой популярностью ереди личного
состава. Только за последние два месяца
редакция выпустила ряд интересных и ©о-

уставу на утреннем осмотре. *

Это занятие помогло офинеру Гоибову
добиться уставного проведения ‘утренних
осмотров и вечерних поверок. Повсе-
дневно требуя от подчиненных строгого
выполнения уставных требований, лично
показывая образец соблюдения воийской
дисциплины и порядка, офицер Грибов до-
билея того, что командование начало ©та-
вить его подчиненных в пример другим и в
учебе и в дистинлине. г

Среди прочих средств и методов воепита-
ния привычеи к воинской дисциплине важ-
ную роль’ сытфала ‘регулярно проводимая
строевая подготовка. Планомерные строевые
занятия способствовали воспитанию у вои-
нов четкости, исполнительности, развивали
их волевые качества, вырабатывали при-
вычку в точному выполнению уставов; рас-
поряжений и приказаний начальников.

Чтобы повысить роль командиров отде-
лений в обучении и воспитании матросов, в
подразделении систематически проводятся
инструкторско-методические занятия. На
них офицеры учат командиров отделений,
что и как делать на предетоящих занятиях,
советуют им, Как надо вести себя перед
строем, напоминают требования, пред’являе-
мые руководителю етроевых занятий. При
‘этом офицеры обобенио подчеркивают, что
сам командир отделения обязан показать
пример воинской культуры, строевой вы-
правки, исполнительности, точности соблю-
дения уставных требований. Офицеры тре-
буют, чтобы замечания подчиненным дела-
лись тактично, ошибки устранялись терпе-
ЛИВО.

Метод личного показа как вами тт. Гри-
бов и Канлунов, Tak H подчиненные им
активно  ислользуют He только пря
строевой подготовке, HO и при изучении
других разделов учебной программы. Пока-
заТельные занятия стали в этом подразде-
лении действенным средством повышения
методических навыков у командиров от-
делений и, следовательно, улучшения
воивекого воспитания моряков.

Успехи, одержанные личным составом
подразделения в борьбе за ‘образцовую воин-
скую дисциплину, отличную строевую и
специальную выучку, во многом об’ясняют-
ся правильно организованной, цнелеустрем-
ленной политической работой. Партийные и
комсомольские организации сосредоточили
основное внимание на пропаганде присяги
ий воинских уставов.
	В докладах и беседах офицеров раз’яс-
няются смысл и значение требований возн-
ной присяги, приводятся яркие примеры,
как ев выполняли наши вонны в дни Ве-
ликой Отечественной войны, - как ее вы-
пелняют передовые воины в наши дни.
Поучительной была беседа, которую про-
вел офицер Потрохов, 0 подвигах
	чиела способной молодежи. Семнаддати-
летний В. Земляновий (общество  «Трудо-
вые резервы»). начавший заниматься пла-
ванием всего около двух лет назад, впер-
вые приняв участие в розыгрыше первен-
ства страны, завоевал звание. чемпиона
COOP, проплыв 300 метров нь боку в
рекордное время — 3 мин. 49,1 сек,
почти на 12 секунд перекрыв пориу Ma-
стера спорта.
	Дуутой семнадиатилетний пловец, В. Co-t
	ловьев (ВВС), выиграл звание чемпиона
страны в плавании на сто метров на спи-
не. Успешно выступали тавже молодые
пловцы динамовцы 9. Эласи, выигравший
звание чемпиона страны в плавания брас-
cou, М. Гавриш, ставшая чемпионкой
ОСОР на нескольких дистанциях, предета-
вительница Военно-Морюких Сил Е. Горе-
ва — чемпионка ООСОР в пмавании на
боку и другие. В число сильнейших. 0л08-
пов страны выдвинуливь курсант Вознно-
морского училища им. Фрунзе А. Бетехтин
и старший матрос ВБ. Быков, ставший ре-
хкорлеменом страны в эстафетном плаваний
	эаметно прогрессируют ий наши втарые
мастера ——= заслуженные мастера спорта
	a. Мешков и В. Ушаков, мастер  стюрта
‘старший инженер-лейтенант А. Либель.
‘Тов. Ушаков. напоймер. е прекрасным
	В нынешнем голу календарем прехусмот-
рены междугородные матчи по плаванию:
Львов —— Харьков — Севастополь, Киев —
Горький — Минск — Таллин, Ереван —
Молотов == Ваунае — Тбилиси, массовые
ззочные матчи городов, магчя  зававказ-
ских республик, веесоюзные юношеские
соревнования, первенства городов, областей,
краев. и республик. В августе 1950 года в
Киеве состоится розыгрыш командного пер-
венотва СОСР пю плаванию, в Сочи будут
проведены воесоюзные соревнования по пла-
ванию на дальние лиетанции,
	Ряд интересных соревнований предстоит
в нынелнем году по парусному спорту.
Помимо розыгрыша личио-командного пер-
венетва COCP по шверботам (в Риге) и
килевым яхтам (в Ленинграде), состоятся
также всесоюзные заочные классные гон-
ки, в которых примут участие команды
яхт-клубов и добровольных спортивных 0б-
ществ, парусные сореввования  Черномор-
ского и Балтийского бассейнов. На местах
пройдут розыгрыши первенств городов,
областей, краев и республик по ‘парусному
спорту.
	Bee более широкое распространение в
нашей стране приобретает игра в водное
поло. `В нынешнем году впервые был про-
веден матч восьми сильнейших ватерполь-
ных команд. Этот матч закончился заслу-
женной победой команды  Военно-Мороких
Сил, проведшей все игры без поражений. В
июне начнется розыгрыш Кубка CCCP по
водному поло. Соревнования первоначально
будут проходить в зонах, а в конце июня
в Киове состоится финал, в котором встре-
тятоя команлы-побехительницы зональных
состязаний. В сентябре в Кишиневе хвад-
	Иредусмотрены тахже соревнования 10
баскетболу, гимнастике,  велосипедному,
конному и стрелковому спорту, стендов
стрельбе, всеесоюзные конкуреы  силачей,
	состязания по городкам, шахиатам, шаг
кам и другим видам спорта,
Много интересного сулит футбольный
	сезон. Начались игры на первенство стра-
ны по футболу, затем состоятея розыгрыш
футбольного Кубка страны, первенства
союзных республик по этому виду спорта
и. Кубка СОСР для юношеских romani.
	Летний сезон открывает большие возмож-
ности для широкого развертывания работы
по большинству видов спорта. Чен выше
будут подняты качество и уровень учебно
воспитательной работы в коллективы
физкультуры, тем быстрее будут решены
основные задачи, поставленные Ц ВКПКб)
перед всеми физкультурниками страны —
развертывание массового физкультурного
движения, повышение спортивного мастер
ства и завоевание на этой основе Нашими
спортеменами мирового первенства 1
важнейшим видам спорта.

Неустанной заботой и вниманием 0уу-
жили партия, правительство и AHHH
товарищ Сталин армию советских фи
культурников. У нае созданы все условия
для дальнейшего под’ема CHOPTNBHO- NAC
совой работы. Нынешний спортивный 0630
должен принести новые успехи, новые
	рекорды, возвеличивающие нашу любимую
Отчизну.
	телам физической культуры и спорта, пое-!4 Ж 100 метров баттерфляем.
	дусматривает дальнейшее вовлечение со-

вотской молодежи в занятия спортом,
РВ отличие от прошлых лет, в нынешнем
	голу ввелены, помимо командных, личные
	соревнования на первенство СООР по пла-}10в. Ушаков, например, в прекрасным
pani forey. BOIDEO и классической временем выиграл звание чемпиона СООР в
	борьбе. тяжелой атлетике, гимнастике, мо-  плавании на сто метров вольным стилем
	тоспорту. фехтованию.
	и установил новый рекорд на двухсотмет-
ровой листанций. показав время 2 мин.
	Проттедший недавно розыгрыши личного ровой дистанции, показав время 2 мин.
enema (OCP по плаванию выявил но- 08,8 сек. Это второй результат в Европе
	вых чемпионов и рекотдеменов страны из и пятый в мире за последние полтора года.