13 мая 1950 r., суббота, № 113 (3526)

ФЛОТ
	КРАСНЫЙ
	J Hora бовотеного Правительства Правотольетоу в
	„ Посольетво ОООР з Вашингтоне 11 мая
направило Госдепартаменту ОША ноту сле-
тующего содержания.
	«Посольство Союза Совелеких. Сопизли-
стических Республик, по поручению! Совет-
ского Правительства, имеет честь сообщить
Государственному Департаменту СПТА сле-
дуюшее.
	7 марта е. г. Тлавнокомандующий
союзных держав в Японии генерал Макар-
тур издал циркуляр № 5, которым уета-
навливается, что все военные преступники,
отбывающие в настоящее время заключе-
ние по приговору в Яшюнии, могут быть
YOCDOTHO освобождены.
	Как известно, в Японии отбывают накд-
зание 16 главных ятнеках военных пре-
	Международ-
я  Мальиегмо
	ступников, притоворенных
ным Военным Трибуналом для
	Востока 6 тюремному заключению 3& ТЯТ”
vanmne преступления против человечества.
		Циркуляр  Главнокомандующего
	ставляет собой попытку односторонним рак-
поряжением освободить главных японеких
военных преступников от отбывания ими
наказания. определенноюто вошедигим в за-
	Международного
	конную Филу приговором
	внесения изменений в пригозор, выресел»
ный упомянутым Международным Воен,
ным Трибуналом. Изданием упомянутом
выше циркуляра Главнокомандующий пре-
высил евои полномочия, етрого ограниче-
ные положениями. соответствующих мех-
дунаролных актов, какховыми ЯВЛЯЮТСЯ

Устав Международного Военного Трибуна-
ла и политическое решение Лальневосточ.

ной Комиссии or 3 апреля 1946 г. «Of
зресте, суде и наказании военных пре

ступников на Дальнем Востоке».
	Созетское Правительство обращает вни-
мание Правительства Соединелных Штатов
на указанные действия генерала Макарту-
ра, нарушающие соглашение 06 учрежде-
нии Международного Военного Трибунала
для Дальнего Востока, достигнутое между
СОСР, США, Великобританией, Китаем и
другими страчами, участниками Трибунала
и противоречащие Уставу Международном
Военного Трибунала для Дальнего Востока
и’ решению Дальневосточной Комиссии on
3 апреля 1946 г. Советское Правительство
настаивает на том, чтобы Правительством
Соехиненных Штатов были незамедлитель-
но приняты меры к отмене указанного вы-
ше незаконном циркуляра Nib or 7 wap
та <. г. в отношении тлазных японских
военных преступников, осужденных Мех.
дународным Военным Трибуналом для
Дальнем Востока».

Копии приведенной выше ноты наиравае-
ны правительствам стран-членов Дальне-
восточной Комисени: Австралии, Бирмы,
Великобритании, Голландии, Индии, Канз-
ды, Новой Зеландии, Павистана,

и Франции,
	Одновременно копия этой ноты
ством СССР в Пекине передана Централь-
ному Народному, Правительству Китайской
Народной Республики.
	ским  законодательством Ч. Чепмэн был
подвергнут советскими органами штрафув
размере 300 рублей с из’ятием незаконно

выловленной рыбы.
11 мая посольство Великобритании вне-

сло указанный выше штраф, в связи с
чем траулер «Этрурия» был тогда же и

вобожден.
	Из писем
в редавиило
	Выходит ли журнал
„\Записки
по гидрографии“?
	Многих годы журнал «оаписки по гидро-
графии» служил ценным пособием для
	тидропрафов и штурманов флота; На ere
страницах освещались вопросы геодезии,
гидрографии, картографии, метеорологии,
срелетв навигационного оборудования м0-
средств навигационного оборудования мо-
рей и рек и другие, имеющие важаое зна-
чение в повседневной работе гидрографи-
ческой службы. В журнале печатались ог-
четы 06 экспедициях, материалы 0 новых
приборах и методах наблюдения,

Видные деятели науки и техники 065
щали в «Записках» достижения и Wee
дования в области гидрографии, военные
моряки делились из страницах журнала
своим практическим опытом. Эти материа-
лы помогали гидротрафам совершенствовать
знания, лучше организовывать CBOW jee
тельность,

«Эаписки по гидрографии»,  издаваз-
шиеся регуляоно и достаточным THD,
были доступны каждому  гидрогрзфу и

штурману на флоте,

Иную картину представляет собой ar
нал в последние годы. Прежде всем «3
писки по гидрографии», издаваемые Гидро-
графическим управлением ВМС. перестали
быть регулярным издалкием. Отдельные н0-
мерз журнала выходили © годовым 0103да.
нием, & поэтому они уже не представляли
той ценности, какую могли иметь ЦЕ
своевременном выпуске. Явно  незвачи»
тельный тираж «Запиюок» привел к ту,
TN BS настольного пособия кажлого гиду-
графа и штурмана они превратились 8
достояние узкого круга начальствующих

лиц. Мы, офицеры гидрографической слух,
 бы, уже начали сомневаться: & выходя?

ли вообще теперь «Записки пю гидрогра-

фии», так как в последние два года bor

шинетво из нас даже в глазз не гид
своего журнала.

Богатый опыт, приобретенный  тиди-
графами и штурманами в период Великой
Отечественной войны, ©лабо освещалея !
номерах «Записок», вышедших OCs
войны.

Отсутствие тесной и живой связи работ
ников редакции «Записок» © флотской 0:

щественноетью привело в отрыву жур
ла от жизни гидрографов и штурманов
На наш флот, например, ни разу не при
езжал ни один представитель этой poser

ции, не поступали рекомендуемые темы и
вопросы,

Журнал «Залиски по гидрографии» дол
жен быть лействительно обтественио-толу.
	тическим и научно-техлическим — орташо\
Гидрографического управления Boca:
Морских Сил.
	Старший лейтенант
Ю. ЯНУСОВСКИЙ-ЛИПСКИЙ.
	НЧурсанты недовольны
‚Своим клубом
	Несмотря на то, что в афишах му®
Краснознаменного артиллерийского учил
ша береговой обороны написано «Вече
молодежи», курбанты прекрасно знают, 91°
под этим нало подразумевать всего лить
танцы, За последнее время  начальтия
клуба училища т, Скороход мало проявляи
заботы о лосуге личного cocnana. Рем
	устраиваются вотречи CO знатными людьуе
	страны, откртивные соревновалия, шаху“
ные и шашечные турниры. Слабо rom
	вится наш клуб к обслуживанию RYDE
TOT.
	Бугсанты недовольты своим клубом. ВМ
до решительно улучшить в работу.
	Н НОВИЦКИЙ,
	ние влементарных вк я мо

международного правз,
Согласно статье 17 Устава Междуна-

родного Военного Трибунала, & также co-
глаено пункту «b» (2) $ решения
Лальневосточной  Вюмиссии от 3 апреля
1946 г. «0б аресте, суде и наказании’ во-
енных преступников на Дальнем Bocrv-
ке»  Главнокомандующий имеет право
смягчать или как-либо иначе изменять
приговор, вынесенный Международным
Трибуналом, лишь при рассмотрении им
вопроса 06 утверждении этого приговора.
Ни в Уставе Трибунала, ни в упомянутом
решении Дальневосточной Комиссии Не
содержится никаких положений, которые
давали бы  Главнокомандующему право
смягчать или как-либо изменять приРовор
после того, ках он был утвержден и. 9б-
ращен к исполнению,

Приговор. вынесенный Международным
Военным Трибуналом в отношении Садзо
Араки, Кииниро Хиранума. Мамору Сиге-
мицу и остальных 13 подеудимых, был
утвержден Главнокомандующим поеле кон-
сультации с Союзным Советом и ¢ пред
етавителями других держав, являющихся
членами Дальневосточной Комиссии. 24
ноября 1948 года Главнокомандующий
об’явил 06 утверждении притоворь»  Меж-
	тународного Военного Трибунала по делу
укаванных главных японских военных
преступников. При этом Главнокомандую-
	щий заявил, что он не нашел Никаких
упущений, которые могли бы послужить
основанием для внесения кавих-либо из-
менений в приговор. Утверждением пря-
говора Международного Военного Трибуна-

Главнокоманлующий исчерпал права,
предоставленные ему Уставом  Междуна-
родного Военного Трибунала для Дальнего
Востока и решением Дальневосточной Во-
миссии от 3 апреля 1946 г. относительно
	В Министерстве Иностранных Ken CCCP
	советских водах на расетоянии 1,5 мили
от берега и таким образом нарушивший
границу советских территориальных вод.

Факт незаконного лова рыбы на рас-
стоянии 1,5 мили от советского берега
признан капитаном траулера Ч. Чепмэн,
	пийский рыболовный траулер «Этрурия»,   подписавшим соответствующий акт.
	В соответствии с действующим совет-
	производивший незаконный лов рыбы в
	К вопросу © морской
культуре оф

быстрое и четкое выполнение любого при-

казания с мостика. В походе нужны от-
зианаа патвониповранноеть  высокан фи-
	зическая закалка, Ловкость и ВынослИ-
вость всего ` личного состава корабля.

Пример в этом обязаны подавать офице-
ры = руководители и воспитатели матро-
	COB HW СТАОШиИН.
	Мне пришлось однажды наблюдать, Kak
	молодой офицер, руководивший под’емом
шлюпки, к стыху своему, не смог долж-
ным образом выполнить столь несложную
задачу. Почему так произошло? Потому
чт на Этом корабле забыли доброе пра-
вило, издавна существующее на нием
флоте: каждый офицер обязан быть луч-
Лпим. матросом. Иначе говоря, офицер дол-
жен уметь выполнить любую такелажную
пли судовую работу лучше, чем опытные
и умелые старшины и матросы, Только
тогла офицер сможет практически  на-
учить подчиненных всему тому, что необ-
холимо для успешного выполнения слу-
жебных обязанностей, «В море — дома!»
— эта крылатая фраза лишний раз под-
тверждает необходимость для военных мо-
ряков научиться преодолевать  трудно-
сти похолно-боевой обстановки на’ море в
любых условиях. А это достигается лишь
при том условии, если морская и физиче-
ская подготовка, воспитание боевой стой-
Бости и выносливости являются неот’ем-
лемой частью всей системы обучения и
воспитания воинов флотз.

Одна ‘из характерных черт морской
культуры советского офицера — постоян-
ное стремление его к совершенетвованию,
Наши корабли оснащены современной
боевой техникой и оружием, Нужно
тлубоко изучать их и уметь правильно
использовать в любой обстановке, Такое
изучение — процессе непрерывный, по-
скольку военно-морекая техника все вре-
мя развивается, корабли систематически
пополняются новыми механизмами и при-
борами, изготовленными на отечественных
‘заволах.
	Нельзя серьезно говорить 06 овладении
морской культурой тем офицером,  кото-
рый не обладает чувством нового, не про-
являет инициативы, не совершенствует
свои методические навыки. Новаторство—
неот’емлемая черта подлинной морёкой
культуры. Оно ярко проявилось в TORE
Великой Отечественной войны, когда на“
ши офицеры прокладывали новые пути в
тактике боевых действий кораблей, 06у-
ществляли новые приемы использования
оружия и техники в бою. Новаторство
офицера проявляется не только в области
тактики и использования техники. Оно
свойственно всей практической  деятель-
ности советского офицера. Чуветвовать
HOBOG -— значит нетерпимо отноеитьея к
	После победоносного окончания Великой
Отечественной войны товарищ Сталин по-
ставил перед Советским Роенно-Мореким
Флотом задачу: «...неустанно готовить И
‚ совершенствовать кадры моряков, поано-
	стью освоить боевой опыт Отечественной
	войны, ещё выше поднять морекую Bydb-
туру, дисцнинлину и организованность В

своих рядах».
Таким образом, неустанное повышение

морской культуры на флоте является важ-
ным элементом фазвития наших Военно-
Морских Сил, дальнейшего укрепления их
боевой моши. }
	Наши военные моряки веегда отличались
высокой морской культурой. В этом мы
видим конкретное выражение одной из луч-
ших традиций отечественного флота. Pye-
ские моряки издавна были известны всему
миру. как отважные и умелые воины, Их
морская культура проявлялаеь в блиста-
тельных победах на море, в знании моря,
в применении новых тактических прие-
мов ведения морского боя, в создании но-
вых образцов оружия и боевой техники,
Проелавленные русские =  флотоводцы
Ф. Ушаков. П. Нахимов. М. Лазарев,
Д. Сенявин и другие одерживали замеча-
тельные победы потому, что они были но-
ваторами военно-морской тактики, носите-
лями передовой для того времени морской
культуры. Ф. Ушаков прокладывал новые
пути в военно-морском искусстве задолго
ло западноевропейских флотоводцев, в Ча-
CTHOCTH до английского адмирала Нельсона.
Трудному искусетву победоноеного ведения
морских сражений учились у наших фло-
товолцев адмиралы веех других морских
держав. Вепомним, например, что книга
Г. Бутакова «Новые основания пароходной
тактики», изданная в 1863 году, была пе-
реведена на многие иностранные языки.
И эт закономерно, ибо нигде в мире до
Г. Бутакова не разрабатывались ¢ такой
исчерпывающей полнотой и научной 060с-
нованноетьыю материалы по тактической
эволюции флотов. 0 выеокой морской куль-
туре говорит вся деятельность и адмира-
ла С. Макарова.

Советские моряки — наследники веего
полезного, что было накоплено д них
русскими военными моряками в области
морской культуры. 0 наших советских
моряках писал товариш Сталин: «Моряки
подводных лодок, надводных кораблей,
морокие лётчики. артиллеристы и пехо-
тинцы восприняли и развили всё ценное
из вековых традиций русского флота».
	Однако морская культура  CoOBeTCROLO
офицера является HE только простым
продолжением той морской культуры, кото-
рая была характерна для дореволюционных
поколений офицерского состава отечествен-
ного флота. В наше время значение слов.
«норекая культура» наполнено новым. ©0-
циалистическим содержанием. Черты мор-
ской вультуры советского офицера опреде-
ляются теми особенноетями, которые свой-
ственны нашему Военно-Морекому Флоту,
как составной части Советских Вооружен-
ных Сил. В отличие от веех буржуазных
армий и флотов, существующих для гра-
бительекого захвата чужих территорий и
порабощения народов, для подавления с06-
ственного народа, для ведения агрессив-
ных. несправедливых войн в интересах
обогащения правящих эксплуаталореких
классов. наши Вооруженные Силы созда-
ны для справедливых, прогрессмвных. це-
лей — для залиты мирного, созидатель-
ного труда советского народа, для зашиты
тосударственных интересов социалистиче-
ского Отечаетва.
	Отеюда можно сделать чрезвычайно важ-
ный вывод: подлинная морекая культура
офицера, в смысле умения его успешно вы-
полнить задачу в морском бою, обязательно
должна базироватьея на глубоком и ясном
понимании сущности Советских Вооружен-
ных Сил и задач личного состава Совет-
ской Армии и Советекого Флота.

Котда речь идет 0б офицере Советских
Военно-Морских Сил — носителе подлин-
ной морекой культуры, то перед нами
встает образ человека, горячо преданного
своему народу, партии Ленина— Сталина,
тлубоко сознающего свой долг перед Роди-
ной. полного патриотической гордости за
нее. Морская культура военных моряков
Советского Флота опирается прежде вее-
го на их высокую идейность, на ясное
сознание того, во имя кажой благородной
цели они учатся. трудятся, овладевают
военными и политическими знаниями. (0-
ветский морской офицер неустанно овла-
девает марксизмом-ленинизмом, настойчи-
вв изучает сталинскую военную науку,
влумчиво осваивает опыт Великой  0те-
чественной войны, изучает послевоенное
развитие военно-морской техники, опера-
тивного искусства и тактики.
	Совеловий офицер активно стремит-
ся расширять свой кругозор, овладевать
знаниями и навыками. которые позволяют
ему по-настоящему обучать и воспитывать
подчиненных. Он прилагает все силы &
тому, чтобы не только он сам, но и все его
подчиненные неустанно овладевали  мор-
ской культурой.
	Личный состав нашем Военно-Морско-
то Флота об’единен едиными ‘целями И
интересами, каждый советский — воин,
независимо 0 должности и  звавия,
несет личную ответственность 3а ва
щиту своей социалистической Родины. Й
каждый воин Советских  Военно-Морских
Сил лолжен понимать, что морская куль-
тура нужна ему для успешного выполне-
ния своего‘ долга в бою, для победы нал
врагом.
	Rh сожалению, еще ветречаются офице-
ры. которые термин «морская культура»
понимают упрошенно, примитивно; Мне
вепоминаетея олин командир, который
очень гордилея тем. что борта ‘его корабля
были хорошо окрашены, мель начишена, а
такелаж находился в полном порядке.
	— Вот она, морская культура! = лю-
бил повторять этот командир,

Олнажлы мне пришлось наблюдать. как
этот корабль ухолил в. море. И что же ока-
залосъь? Обязательное правило — екрыт-
ность выхола из гавани — соблюлено не
было, Экипаж не выполнил указания Ro-
райбельного устава, гле сказано:
	«Незаметный хля посторонних, вовер-
енный в полной тишине выход (вход) с
	‚ Контр-адмирал
Н ПИТЕРСКИЙ

рейда или из гавани, обеспечивая секрет-
ноеть движения, является одним из луч-
ших доказательств военной выучки кораб-
лей». 1

Командир корабля заботилея лишь 0
внешних, да и то не о всех, проявлениях
морской культуры, сужал это понятие,
упускал из виду главное — боеспособность
корабля. Чистота на корабле — это лишь
один из многих элементов морской куль-
туры. И очень важно с первых дней служ-
бы молодого офицера предостеречь его от
примитивного, неглубокого понимания ©у-
щества морской культуры.

Полезно, хотя бы бегло, остановиться Ha
некоторых элементах, которые правтиче-
ски входят в понятие «морекая  куль-
тура».

Конечная цель всей учебы, проводимой
на корабле, — обеспечение боевой готовно-
CTH, подтотовка экипажа в успешным дей-
ствиям во время войны. Вот ночему можно
сказать, что важнейпгими элементами мор-
ской культуры являются знание морского
оружия, корабля, ловеденное хо совершен-
ства управление кораблем, его оружием и
техническими средетвами, знание моря и
театра, строгий уставной порядов на кораб-
ле, железная воинская дисциплина эвипа-
жа, основанная на сознательном отношении
к службе, на глубоком понимании военны-
ми моряками своего долга перед Родиной,

Опытному моряку достаточно побывать
на мостике во время выполнения маневра,
чтобы определить, каковы организация
службы и степень умения и выучки офи-
церов, старшин и мзтросов. Однажды ко-
рабль Н. входил на рейд. Шо еигналу ©
мостика личный состав быстро занял свой
места согласно расписанию. После коман-
ды «отдать якорь» тотчае ке стало оче-
вихным отличное взаимодействие между
отдельными ‚постами. С бака быстро и
четко докладывали в ноложении и на-
правлении якорной цепи, а в юта на мо-
CTHE столь же быстро доходили доклады
0 расстоянии до причальной линии. Мат-
росы и старшины действовали четко, бы-
стро, энергично, Невольно вспомнилась
старая морекзя поговорка: боевые части
корабля, что пальцы на руке: еожмешь
вместе -— могучий вулак получается. В
этой поговорке образно выражена необхо-
хдимость слаженности, полного взаимопо-
нимания и дружных совместных действий
полразделений и служб корабля.

Морская культура и предполагает по-
лобное взаимопонимание и взаимодействие.
Корабль — это-сложный боевой организм.
Всякое нзрушение уставов, невыполнение
инструкций, правил и наставлений даже
одним членом экипажа снижает Goecnocei-
ность всего корабля. Поэтому наилучшее
использование в бою оружия и прочих
средств корабля возможно лишь при Ha-
личии хорошо обученного и организован-
ного личного состава, воспитанного в ду-
хе требований уставов.
	Вюрабельный распорядок —- оено-
ва повседневной службы каждого офицера,
старшины и матроса. Существуют и дру-
тие документы, строго регламентирующие
жизнь и деятельность флота. Только точ-
ное и неуклонное соблюдение личным со-
ставом всех требований этих документов
превращает корабль в боевую единицу.
Нельзя мириться в таким положением,
когда на корабле, например, недостаточно
отрабютано взаимопонимание между вах-
той на ходовом мостике и вахтой у ма-
шин. Порой бывает так: когда нужно пе-
рейти в малого хода на средний или 60
среднего на полный, то команды испол-
няютея точно. Но когда при движении
корабля в етрою требуется небольшое уве-
личение или уменьшение числа оборотов,
то оказывается, что мостик и машинное
отлеление не могут «договориться». Ус-
ловные сигналы звонками дублируются
передачей приказаний по телефону, что
отнимает много времени. Из-за этого вах-
тенный офицер, у которого много ответет-
венных обязанностей, вынужден только
тем и заниматься, что следить — не от-
стает ли корабль от переднего мателота.
	Осуществление руководящего принципа’
боевой ‘похготовки — учить тому, что не-
обхедимо HS войне, — предусматривает
создание на корабле такой организация,
службы, которая соответствовала бы тре-
бованиям современного боя. Нужна кро-
потливая и любовная шлифовка вех де-
талей повседневной службы, корабельного
заспорядка. Понятно, что во всем этом
лолжна сказываться направляющая рука
командира, который обязая лично руко-
водить учебой офицеров, показывать AM
образец морской культуры и выучкя.
Командир вырабатывает у подчиненных
единое. тактическое ‘мышление яз основе
действующих уставов и опыта войны,
внедряет в их сознание твердые взгляхы
на ведение боя, Каждый офицер стремит-
ся найти в своем командире лучший при-
мер выполнения воинского долга, образец
морской культуры. Командир в первую
очерель ответственен за идейное воспита-
ние своих подчиненных, формирование их
взглялов. за их веестороннее развитие.
	Глубокое знание спепиальности и твер-
дые практические навыки в области мор-
ского лела -— важные показатели хоро-
шей подготовки Флотекоге. офипера. Сте-
пень морской выучки экипажа находится
В прямой зависимости от того, насколько
заботятся о ней комантир и его помощник,

а также командиры всех корабельных под-
разлелеаий.
	Плавание — пред’являет повышенные
требования к экипажу корабля я явлает-
ея проверкой его выучкя. Морская куль-
тура определяется, в чзстноети, искусст-
вом кораблевождения. умением обеспечить
безопасность корабля. В плавании особев-
но необходима строгая уставная хиспип-
Лина НА ХОоТОВОомМ мостике. на  воманлных
	ПУНКТАХ и боевых постах, гарантирующая
	Трибунала, в котором принимали учаюти®
предотавители ООСР, США, Антлии, Фран-
ции, Китая, Голландии, Канады, Аветра-
mua, Новой Зеландии, Индии, Daan.
Такие действия Главнокоманлующего, на-
правленные нз то, чтобы изменить или
вовсе отменить решение Международного
Суда, учрежденного на основе Соглалиения
США. Англии. ОССР и Китая, уполномо-
	чивших указанный Суд определить меры   ла
наказания главным японским военным   пт
TTOOTURHREAY. ВИНОМ (В совершенных po
	тягчайптих преступлений против человече-
ства, представляют с0бой гоубое варуше-
	9 мая Министерством Иностранных Дел
СССР была направлена посольству Велико-
британии в Москве нота, в которой с09б-
щалось, что 1 мая сего года в 170 кило-
метрах восточнее Мурманска советской
пограничной охраной был задержан анг-
	К 150-летию СО ДНЯ СМЕРТИ А. В. СУ ВОРОВА

В дни войны солдат, только что прие-
хавштий е фронта, матрос, уходящий в по-
ход, офицер, направляющийся на боевые по-
зиции, приходили в могиле Суворова. «Се-
тодня, преклонившись перед прахом вели-
кого русското полководца, я, Накануне
от’езла на фронт, клянусь умело руководить
вверенными мне  подразделениями...», —-
пишет офицер.
	20 мая 1945 года У могилы побывал
старший сержант Андрей С. «Я поклонился
низко праху Суворова, — записал он. —
Его дух и великий образ будут жить дол-
тие, долгие века в сердцах русских людей.
Слава нашему великому народу, отстоявше-
му грудью честь и независимость налией
Родины! Слава великому Сталину, под
чьим руководством мы победили!». Затем
следует запись: «Спасибо нашему Совет-
CROMY правительству и лично товарищу
Сталину за поддержание старых русских
боевых традиций и за почитание великих
		‚предков ».
		у мотилы великого
полководца
	Мы стоим у могилы А. В. Суворова —
	великого полководца. Через широкое окно в
полумрак церкви врывается косой луч сол-
	застою и формализму в военной учебе, полумра» ae eer ee ме о
постоянно двигаться вперед и вести за Нечного света и освещает белый мрамор

собой подчиненных, добиваться все но- Надгробной плиты, в который врезаны
вых успехов в боевой и политической   ©^0Ва:
	«элесь
лежит
Суворов».
	подготовке, всегда думать не только 0 том,
чему учить подчиненных, но и как Учить.
Нельзя, например, надеяться на то, что
выполнение задачи с применением новых
приборов дает хорошие результаты, если
при этом не учитываются те возможности
и преимущеетва, которые открывают эти
приборы.

Вапитан-лейтенант Федоров, готовясь К
выполнению учебчо-боевой задачи, про-
читал офицерам несколько лекций. Одна-
ко он не добился необходимых результа-
тов, так как дело и ограничилось одними
лекциями. Очевидно, следовало  потребо-
вать от офицеров самостоятельного изуче-
ния темы, 8 затем, в порядке контроля,
провести е ними групповое упражнение.
Тогда. офицеры были бы подготовлены к
практическому выполнению задачи.
	Офицер, обладающий. чувством нового,
не терпит упрощенчеетва в учебе. Он
всегда, стремится найти хотя и более труд-
ные, но верные пути. Е лучшим резуль-
татам. В этом проявляется забота о совер-
пенствовании боевой и  поднтической
подготовки, форм и методов обучения и
воспитания подчиненных.

В деле постоянного совершенетвования
офицеров, етаршия я матросов, привития
им морской культуры‘ велика роль штаб-
ных специалистов —  наиболее опытных
офицеров. Они должны быть теснее связа-
ны © кораблями, обязаны вникать во весе
детали боевой учебы, учить офицеров,
помогать им. К сожалению, не все они
так поступают. Вот, например, как на
корабле Н. нроводился разбор одной вы-
потненной задачи. Команлиры подразделе-
ний корабля ограничилиеь короткими, ни-
чем не дающими докладами, вроде:
«личный состав занял свои места по тре-
воге быстро» или «евязь мостика е ра-
диорубкой была недостаточной». Здесь же
присутствовал представитель штаба. Ho
он и не подумал O том, чтобы показать,
ка надо анализировать действия личного
состава,

Нельзя забывать, что правильно прове-
денный разбор учебно-боевой задачи по-
могает по-деловому, критически оценить
все положительные в отрицательные (TO-
роны действия личного состава, способет-
вует устранению недочетов в подготовке
экипажа, а значит, повышает я его мор-
СкУЮ КУЛЬТУРУ.
	Многое могут и должны сделать птаб-
ные специалисты для того, нтобы привить
навыки морской культуры офицерам, 060-
бенно молодым, научить их творчески
изучать и использовать опыт Великой
Отечественной войны. Именно работники
штаба и старшие командиры на корабле
должны помочь молодому офицеру прак-
тически изучить свою специальность,
приобрести навык ноиболее эффевтивно-
го использования оружия и технических
epercrn Bp GoD..
	В короткой газетной статье пет воз-
можности сколько-нибудь подробно рас-
емотреть все вопросы повышения морской
культуры наших офицеров. Мы останови-
лись только на некоторых, на наш взглад,
важных вопросах этой темы, Будет полез-
но, если читатели выскажут ©овое мнение
по затронутым в статье вопросам, хдопол-
HST ее положения своими суждениями, 05-
нованными Ha богатом опыте воинского
воспитания и обучения личного состава
флота,
	Под сенью славных знамен спит вечным
сном талантливый русский военачальник. 0
каким трепетным чувством прикасаются со-
ветские люди Е этим стягам, осенявшим
суворовских чуло-богатырей в победоноеных
сражениях. Порыжевлеие в пороховом дыму
знамена натюминают штурм Измаила, Рым-
никскую битву, Швейцарский поход —
столько побед, сколько было дано Суворо-
вым сражений.
	Мы перелистываем книгу залтисей посе-
тителей. Она заполнена простыми, проник-

новенными словами, идущими от самого
сердца:
	«Россия! Вак ты знаменита своими сы-
нами!».
	«Да здравствует народ! Пусть вепомнит
каждый про великого русского полкеводца
Суворова».
	Вот некоторые записи военных лет. По
пути на Фронт пришли поклониться праху
Суворова два воина. «Дух великого предка,
— записали они в книге, — еще больше
будет вдохновлять нае в сражениях», А ря-
дом другая лаконичная запиеь:  «Ране-
ные защитники города Ленина посетили мо-
тилу великого русского полководца А. В.
Суворова и дали здесь клятву с честью вы-
полнить свой долт в великой битве против
фацтистеких  каннибалов, за освобождение
своей прекрасной Родины. Спи стюкойно,
великий человек! Отчизна в верных руках
твоих потомков». -
	Разве требуют комментариев священные
клятвы в верности Отчизне, в ненависти в
врагу, приносимые у могилы русского ге-
pos! «Память о шем вхохновляет нае НА
борьбу за Россию, за советевую Родину!»
— пишут летчики. ‘Тут же запись трех
нореких офицеров. В следующей записи
офицеры и солдаты дают клятву «в гряду-
щих боях сохранить традиции русской ар-
мии и ее полководцев». Е
	Дань глубокого уважения Суворову отда-
ет весь многонациональный советский на-
род. Перелистывая замечательную книгу,
мы видели записи укрзинцев и белоруссов,
грузин и азербайджанцев, казахов и узбе-
ков. Их мыели выразил лейтенант А, :
«В трудные минуты боя вспоминали мы
слова Суворова — «Воюют не числом, &
умением», «Шаг назад — смерть». Когда
вспомнишь дела напих великих предков,
приумножаются сила, дух и бодрость»,
	«Наша страна, наш народ любят своих
героев, — заявил, покидая могилу, один из
офицеров. — Орлен Суворова на груди на-
ших офицеров и генералов напоминает о
	прошлом народа-героя, которото никто не
MOT покорить».
	Свято храня суворовские традиции, в0-
ветские воины изо дняв день повышают
боевое мастерство, тотовые выполнить хо
конца свой долг ‚перед Родиной. Грозным
предостережением всем, кто посягает ша
честь и независимость нашей советской
Родины, звучат слова одной из записей;
«Никогда русское оружие не падет бессиль-
ным перед яростью любых врагов, как бы
они ни назывались и откуда бы ни прихо-
	дили, Нз нашем оружии слава твоя. вели-
	кий Суворов!». :
А. ПОБАРСНИЙ.
	Памяти А. В. Суворова
	ЛЕНИНГРАД. (Корр. «Нрасного Флота»).   походов — кремневые ружья, мушкетоны,
В военно-морских учебных заведениях раз-  кавалерийские шпаги и палаши, фран-
вернулась подготовка в 150-летию со дня  пузскую восьмифунтовую полевую пушку,
смерти А. В, Суворова, Для курсантов и  захваченную войсками Суворова в сраже-
офицеров проводятся доклады и лехпии о нии при Нови в 1799 году, и многое хру-

жизни и деятельности великого русского  гое. Большой интерес вызвали также Kap-
	полководца, организуются экскурсии в му. тины русских мастеров, отобра
вви и по местам, связанным с А. В, Суво- различные эпизоды из боевой деятел
		PERE RAL INE SEOUL Ме WNDU MOTI bDHOCTH

А. В. Суворова.
	Моряки уже побывали в Историческом   В библиотеках военно-морских училиш
	зртиллерийском музее. Среди ` экспонатов   оформляются выставки литературы, посвя-
они видели русское оружие суворовских   щенные А. В. Суворову.
	Общественность Урала широко отмечает
	150-летие CO THA смерти великого русско-
го полководца А. В. Суворова. В Верхне-
Туринеком заводеком музее оборудован спе-
	пиальный зал, посвященный суворовеким
	походам. В музее имеютея похвзльные от-
	ЗЫВЫ Великого полководца о ядрах и ПУШ-
	‘ках, изготовленных в Верхней Туре.
	Выставка, посвященная походам велико-
	го полководца, открыта также в Сверллов-
ском суворовеском училище.
	В военно-морском клубе ДОСФЛОТ”а про-
BOINTCH  ЛеБпии © ЖИЗНИ и тоатрленлли
	А, В, Суворова.

В. СИНЦОВ.
	г. Свердловск.