1950 г., воскресенье, № 114 (3527)

ere eA A A A SLT BLE „
		ТА мая
		ский командующий принц Вобургский 00-
ратилея к Суворову за, помощью.

17 июля Суворов, пройдя фореирован-
ным маршем за сутки более 50 километ-
ров, прибыл к авегрийцам с 7-тысячным
отрядом. Зная неспособность австрийских
генералов & быстрым решениям и’не же-
лая напрасно тратить время на обсужде-
ние планов, Суворов. самостоятельно при-
нял решение атаковать турок. Принц Ko-
бургский был вынужден подчиниться.
		Возглавив русско-австрийские  войека,
Суворов 21 июля атаковал  расположив-
шихея у Фокшан турок. Не ожидавший
нападения противник дрогнул и обралил-
ся в бегство. «Удивить — победить!» —
говорил Суворов. Элемент внезалтности был
классически использован им в сражении
под Фокманами. В сочетании с энергично
проведенной атакой он обеспечил Суворо-
зу победу.
	НА РЫМНИКЕ

оказались раз’единенными: армия Макдо-
налтла отошла во Флоренцию, армия Моро
	— в район 1енуи.
В пюне 1799 гола Моро в Макдональл
	‘СРАЖЕНИЕ НА
	решили 00’единить свои Усилия RIA py.
грома Суворова и начали  наступлени
против тусских войск,  Вышедиих
район Алекезднлрии,
	РЕКЕ ТРЕББИЯ
	А. В. Суворов за полвека военной службы совершил 20 похо-
дов, участвовал в 63 боях и сражениях и ни одно из них не проиг-
рал. Победы, одержанные русскими войсками под командованием
Суворова, еще ‘раз подчеркивают величие отечественного военного
искусства, для развития которого так много потрудился великий
полководец. Суворовские победы,  одержанные . над сильными и
болеё многочисленными противниками, свидетельствуют о добле-
сти русских солдат, о передовых для своего времени принципах
ведения боя, мастерски разработанных и блестяще примененных
Суворовым. т

Изучив и обобщив опыт всех великих полководцев прошлого,
Суворов обогатил и поднял на новую ступень русское военное ис-
кусство, умножил славу, русского оружия. Будучи подлинным но-
ватором военного дела, он видел своеобразие каждого сражения
ий в соответствии с этим строил свою стратегию и тактику. Все это
помогало Суворову одерживать блистательные победы в любой
обстановке.

Сталинская военная наука высоко оценила значение суворов-
ского наследства. Советские боевые традиции, сложившиеся в ус-
ловиях социалистического общества, впитали в себя все лучшее из
русского военного искусства прошлого, в том числе и основные

‚ суворовские военные принципы. Советская Армия и Флот глубоко
чтут память Суворова, изучают его полководческую деятельность.

Сегодня мы рассказываем о наиболее крупных победах, одер-
жанных под водительством А. В. Суворова.
	xk k& *
СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА
	ТУРТУКАИ, ГИРСОВО, КОЗЛУДЖИ
	КИНБУРН И ФОКШАНЫ
	ного командования, Мысль Суворова 9 том,
что разбитого противника надо настойчиво
преследовать и одним ударом зажончить
войну, была правильной оценкой обетанов-
ки, которая свидетельствует о сложивших-
ся стратегических взглядах молодого Суво-
рова.

В 1760 году Суворову привелоеь учает-
вовать в овладении Берлином. В следую-
ICM году он отличился в боях под Вольбер-
том.
	Школа Семилетней войны дала Суворову
не только больной тактический опыт. Йз
столкновения с прусской армией, нз кото-
py равнялиеь все государства Западной
Европы, Суворов. вынес. глубокое убеждение
в превосходстве русского военного искус-
ства, развитию которого он посвятил вее по-

следующие голы своей жизни.
	26 августа 1762 года Суворов был произ-
велен в полковники и назначен сперва
	командиром Астраханского полка. а через.
	полгода — командиром Суздальского полка.
Он неутомимо обучал и воститьвал войска
на опыте Семилетней войны. Суворовская
система обучения и воспитания войск, из-
ложенная им в «Полковом учреждении»,
была пронизана принципом: учить войска
тому, что они будут дежать на войне. dro
был первый опыт Суворова по обучению и
воспитанию солдат, однако он сразу приоб-
рел важное значение и быстро распростра-
нился далеко за’ пределы Суздальского пол-
ка; Войны, в которых впоследствии при-
няли участие Суворов и его войска, пока-
зали дальнозоркость и талантливость суво-
ровских принципов обучения и воспитания

солхат.
	тлавных сил русских в районе Силистрии.
Второе поражение не позволило туркам
снять свои войска в районах Рущука и
Туртукая и использовать их против рус-
свой армии под Силистрией.

Вскоре Суворову была поручена оборона
укрепленного пункта Гирсово, являвшегося
единственным пунктом, занятым русскими
на правом берегу Дуная. 3 сентября 10-ты-
сячный отряд отборных частей против-
ника пытался овладеть Гирсово, но Суво-
ров не только отбил атаки турок, но и на-
нес им полное поражение. Русские войска
преследовали бежавшего противника 30
верст. Только убитыми турки потеряли до
2.000 человек.

Сражение при Гирсово является класси-
ческим образцом ‘активной обороны. 0боро-
нявшимся войскам Суворов поставил зада-
чу на уничтожение атакующего против-
ника. Русский полководец искусно исполь-
зовал взаимодействие контратакующей пе-
хоты и конницы с огнем со стен Гиреов-
ского замка и из укрепленных редутов.

9 июня 1774 года Суворов в сражении
при Возлуджи разбил 40-тысячную турец-
кую армию, что предопределило победонос-
ный исход кампании и войны в целом.
10 июля Турция вынуждена была подпи-
вать Вучув-Кайнарджийский мирный до-
говор, давший России выход в Черное море
Й обеспечивший впоследствии присоедине-
ние Врыма.

После окончания войны Суворов, коман-
дуя войсками в Крыму и на Кубани, учил
солдат быстрым маршам и стремительным
атакам. В различных комбинациях он ре-
шал  но-новому вопросы взаимодействия
войск, которое етало возможным при глу-
боких расчлененных боевых порядках, еоз-
данных им же.
	садку. После артиллерийского обстрела
Винбурна им удалось высадить до 5.000
человек с артиллерией. Русский гарнизон
в крепости насчитывал около 3.000 чело-
век. Выждав, когда турки продвинулись на
расстояние, лишавтнее их поддержки кора-
бельной артиллерии, Суворов приказал
зтаковать высадившихея. Турки не выдер-
жали стремительного удара суворовских
войск и начали отход вк морю. Шо мере
приближения к берегу войска Суворова
стали нести большие потери от огня кора-
бельной артиллерии противника.

Суворов подкрепил сражавшиеся части
резервными ротами и лично повел войска
в атаку. Боевое судно = галера «Десна»,
которой располагал Суворов, активно вза-
имодействуя ¢ сухопутными войсками,
атаковала турецкие корабли и принудила
их отойти в море. Ожесточенный бой про-
должался до ночи. Суворов был ранен в
груль, но не покинул поля боя и продол-
жал управлять войсками, личным приме-
ром вдохновляя их. Вскоре полководец по-
лучил еще одно ранение — в руку.

С наступлением темноты, усилив войска
резервами, находившимися в крепости,
Суворов приказал войскам атаковать и
сбросить в море противника. Измотанные
	Великий русский полководец Александр
Васильевич Суворов начал действительную
вобнную службу 1 января 1748 года (вое
даты в этой статье указаны 10 старому
стилю). В этот день семнадцатилетний
Суворов вступил в ряды  Семеновекого
полка. С этого дня в течение пятидесяти
с лишком лет он служил в армии, прой-
дя путь от рядового солдата до генералис-
симуса русской армии.

Русская армия была в то время пере-

довой армией в Европе. Рекрутокая система
комплектования давала ей однородный на-
циональный состав. Боевые традиции рус-
ской армии складывались в многовековой
освободительной борьбе с иноземными за-
хватчиками и передавались из поколения в
поволение. Русские полковохпы показывали
рысокие образцы военного искусства.
Олним из выдающихся русских полководцев
того времени был П. А. Румянцев, оказав-
итий больное влияние на развитие военного
таланта А. В. Суворова.
‚ Для Суворова боевой школой явилась
Ссиилетняя война’ 1756-—1762 гг. В этой
войне союза европейских государств против
агрессивной Прусоий, за спиной которой
стояла Англия, русские войска наголову
разгромили армию Фридриха. II, считавшую-
ся в Евроне непобедимой.

1 августа 1759 года было днем боевого
крещения Суворова. В. этот день в сраже-
нии при Вуннередорфе русская армия на-
несла решительное поражение армии прус-
ского короля Фридриха П. Только разнотаа-
сия срели союзного командования спасли
Пруссию от капитуляции:

По свидетельству современников, Суворов.
р возмущением отозвался о действиях е0юз-
	В 1768 roxy началаеь война России е

Турцией.
‚ Суворов прибыл на Дунай после побед
Румянцева под Ларгой и Кагулом, когда
силы турецкой армии были надломлены,
блнако еще не разбиты окончательно. Ак-
тявные действия отряда Суворова, быстро
изучившего турецкую тактику и противо-
поставившего ей свою, способствовали бы-
стрейшему окончанию войны.

Кампания 1773 года против турок была
езнаменована тремя блестящими победами
Суворова. 10 мая им был уничтожен гар-
низон противника, оборонявший укреплен-
ный пункт Туртукай. Укрепления турок
были разрушены и сожжены, войска Суво-
рова захватили артиллерию и флотилию
противника. 17 июня в том же’ районе
туркам было нанесено вторичное пораже-
ние.

Использовав высокий уровень тактиче-
ской подготовки русской армии, Суворов
под Туртукаем применил новые боевые по-
радки, представлявшие ‚ собой сочетание
ударных колонн со стрелковыми строями.
Это новшество свидетельетвует о том, что
русский полководец искал более совершен-
ных тактических форм, нежели шаблон-
ное малоподвижное линейное построение
войск. Боевой порядок Суворова был гиб-
ким, легко управляемым и позволял каж-
дой отдельной части ставить на поле боя
самостоятельные задачи. Суворовскую так-
тику колонн и рассыпного строя впослед-
ствийи широко иснользовал Наполеон.

Первая и. вторая туртукайские: победы
оказали существенное влияние на ход кам-
пании 1773 года. Турецкое командование
вынуждено было перебросить часть войск
на левое крыло своей армии, что значи-
тельно облегчило переправу и действия
	В 1/51 году началась новая война ©
Турцией. Подстрекаемая Англией, Турция
потребовала от России пересмотра мирного
договора 1774 года, но получила реши-
тельный отказ. Союзником России в этой
войне была Австрия, правительство кото-
рой стремилось к захвату ряда турецких
владений на Балканах.
	Суворов. начал эту войну, командуя
30-тысячным = корпусом, оборонявшим
Херсоно-Винбурнский район, где ожидалась
высадка турок. Благодаря усилиям Суворова
район береговой обороны был быстро под-
готовлен к предстоящим боевым действи-
ям: весь ‚район был разбит на секторы,
усилены старые и построены новые оборо-
нительные сооружения, а линейные ча-
сти значительно пополнены за счет тылдо-
вых и строительных команд.
	Ocodce значение Суворов придавал заня-
той русскими войсками крепости Винбурн,
тасположенной на Финбуриекой кое и
прикрывавшей подступы к устьям Днепра
и Буга.

13 сентября 1787 года турки пытались
высадить войска у Кинбурна, однако были
отбиты с болыними потерями. 1 октября
они вторично предприняли десантную вы-
	дневным 0оем, турки не выдержали натис-
ка. Из 5-тысячного отряда удалось спае-
тись на подошедших судах лишь 600—
700 турецким солдатам и офицерам.
Активная оборона Кинбурна оказала ог-
ромное влияние на хол кампании 1787 то-
	да. Она сорвала наступательные планы
турок и сохранила в руках русской армии
важный стратегический пункт, прикрывз-
ющий подступы в Врыму и Xepcony.
	ето 1759 года застало Суворова коман-
дующим 10-тысячным русским отрядом в
районе Бырлада — правого фланга руе-
ской армии на Днестре. Справа от русских
располагалось 18 тысяч австрийцев. В
июле  30 тысяч туров начали наступление
на стык русских и австрийских войск.
Турецкая армия сосредоточилась у Фок-
шан с задачей разбить сначала аветрий-
цев, а затем обрушиться на русских. Ис-
пуганный наступлением турок, австрий-
	РАЗГРОМ ВРАГА
	HOCH] правым крылом, где действовали
войска Багратиона общей численностью y
10 тысяч человек. За’еволм правым флан
том полководец оставил 6 тысяч человель
резерве. Суворов отказалел от локтевой и.
зи частей: он расчленил боевой порядок а
жаждой части поставил задачу Kak Gamal
шую, так и последующую. Боевой поряди,
созданный Суворовым, обеспечивал воз 0х.
ность нанесения массированного удара п
тлавном паправлении и Взаимодейсть
частей. Замысел великото полководиа поз»
ностью оправдал себя: сражение длилоь
два дня и закончилось разгромом войск Ма»
дональда, которые потеряли 18 тысяч %
товек. в том числе 4 генерала и 502 у
	Hepa.
	Чтобы нё дать возможности французам
	‘соединиться, Суворов решил разбить каж-
дую из! лх армий в отдельности. Выдвинуе
против Моро 15-тысячный заслон, он ует-
ремился навстречу Макдональду, приказав
австрийскому тенералу Враю, осаждавшему
крепость Мантую, оставить там незначи-
тельные силы, а самому спешить на соеди-
нение с русскими. Край отказалея выпол-
нить приказ Суворова, сославшиеь на ука-
зания гофкригерата. Получив ответ Врая,
Суворов решил атаковать Макдональда сво-
ими силами. *
В июне 1799 года Суворов выступил на-
встречу Макдональду. Совершив за 36 ча-
сов 80-километровый марш, авангард Суво-
рова вступил в бой с французами. Глав-
ные силы русских в это время находилиеь
позади. Получив известие о бое с француза-
ми и тяжелом положении авангарда, русская
армия под палящим солнцем сделала новый
бросок и оттеснила французов к р. Треб-

бия.
Армия Суворова насчитывала всего 22

тысячи человек против 36 тысяч фран-
цузов. Тем не менее он решительно, атако-
вал противника, Главный удар Суворов на-
	Великий русский полководец не всегда
придерживался тактики наступления. В тех
случаях, когда обстановка диктовала необ-
холимость отходить, делал он это, однако,
«не для того, чтобы бежать, а чтобы на-
паеть». Суворов понимал. что военное ис-
кусство не терпит шаблона. «Смотри на де-
ло в целом», — говорил он, требуя подчи-
пения тактических действий стратетиче-
скому плану. Так он действовал в сраже-
нии при Нови.

После поражения Макдональда французы,
пополнив армию Моро, сделали еще одну
попытку уничтожить войска Суворова. Эта
задача была поручена тенералу Жуберу,
назначенному команловать армией вместо
	Моро.
	Покинув Геную, армия Жубера наступа-
	ла из гор четырьмя колоннами. Суворов мог
бы обрупгитьея на одну из колонн и заста-
вить Жубера вернуться назад, однако он
поступил иначе. Узнав о наступления
французов, Суворов стал отводить свои
авангарды. Юго план состоял в том, чтобы
заставить противника выйти из гори з8-
тем лать им бой. Жубер, введенный в за-
	По австрийскому плану, одобренному
Павлом 1, Суворов должен был перевести
22-тысячную армию через Альпы в Швей-
царию, чтобы соединиться с 27-тысячным
корпусом Римекого-Корсакова, против ко-
	торого действовала 684-тысячная француз-
ская армия Массена.
	В сражении на р. Треббия Суворов стр
мительным 80-километровым переходом и
Александрии до Треббии мастерски обет
чил тактическую внезапность, продеёмо
стрировал пример введения войск в bol:
хода и дал блестящий образец встречног)

бо.
	16 июня Суворов верпулея в Алекса.
рию, чтобы итти навстречу Моро.
	бхуждение отходом Суворова, смустилея !
‘равнину. Вогха он понял маневр Суворов я
перешел к обороне, было уже поздно: був.
ров, не дав возможности французам создать
‘оборону, перешел в наступление. В bow
Жубер был убит, заменизитий его Мор в
смог организовать противодействие рус.
cram. После четырехчасового бол, понеся
больигие потери, французы отошли к Генуе,
	Выгодная для русской армии обстанов
ка, в которой произошло сражение при В
	ви, была создана Суворовым преднамерен:
		вым отходом с целью увлечь противник\ 1
полетавить его пол удар русских войск.
	Победы Суворова заставили фралпуз
очистить Северную Италию. Австрийцы,
желая остаться полновластными хозяевами
занятой территории, потребовали перенесе.
ния военных действий в Швейцарию. На.
пуганное растущим политическим влияни-
ем России в Европе, австрийское прави:
тельство репгило создать такие условия для
Суворова, чтобы поражение его армии бы:
ло неизбежным. Так возник план похода
	суворовской армии через Альпы.
	После поражения у. Фокшан турки дви-
нули. в наступление 100-тысячную &-
мию. Принп Кобуррекий вновь обратился
к Суворову за помощью. Ответ Суворова
гласил: «Иду!».

Суворов имел всего 7 тысяч солдат. По
бездорожью, под проливным дождем рус-
ский отряд за двое суток еовершил 70-ки-
лометровый марш и соединился е авст-
рийцами.  Произведя личную разведку,
Суворов установил, что турецкая армия в
долине рек Рымна и Рымник разделена на
три группы. Верный своему правилу ис-
вать решения’ задачи на полный разгром
и уничтожение противника, Суворов со-
ставил смелый план боя, в основе кото-
poro была идея разгрома противника по
частям.

В ночь на 11 сентября 1789 гола руг-
ско-зветрийские войска переправились. 4е-
рез т. Рымна и на рассвете атаковали
турок. Главный удар по левофлантовой
29-тысячной турецкой группе. наносили
русские под непоередетвенным  команло-
ванием Суворова. Разгромив эту группу,

полководец нанее сокрушительный удар

второй. Когда и вторая труппа была раз-

бита, Суворов повел войска на самую!

Разгром турецких войск на р. Рымник
создал благоприятную для русских войск
обетановку. В 1790 тоду русская армия
выпила, на левый берег Дуная и останови-
лась под Измаилом — сильнейшей турец-

вой крепостью на Дунае.

Попытки взять Измаил штурмом ‘не
увенчались успехом. В зиме русские вой-
ска оказались в трудном положении: нал
ступали холода и распутица, _ нехватало.

продовольствия и ‘боеприпасов. В этой -06-
	становке командующим русскими войсками.
	под Измамлом был назначен Суворов.
Прибыв нол Измаил. Суворов немелтен-
	но начал целеустремленную подготовку к
штурму. Суворов учил солдат тому, что
они будут дёлать в предетоящем шеурме.
Возле русского лагеря командующий при-
казал построить макеты крепостных ук-
реплений и отрабатывать на них последо-
валельно все этапы пегурма: подход к ете-
нам крепости, приставление лестниц, под”-
ем, бой на стене и т. д. 060б0е внимание
обралцалось на организацию взаимодейет-
вия’ войск при штурме. Находясь: постоян-
но ереди солдат, полководец. внушал им
веру в победу.
	Рекогносцировка района показала Суво-
рову, что взять крепость ударом в лоб
очень трудно: высота крепостных валов
достигала 10 метров, у оенования валов
турки отрыли широкий ров. в 7—12 мет-
ров глубины. Зоркий глаз полководца узи-
дел не только то, что составляло силу
Измаила, HO и 10, в чем заключалаеь его
слабость. Южной стороной крепость пря-
мыкала к Дунаю. Турки считали реку на-
	‚ ИТАЛЬЯНСК
	крунную (60. тысяч) ‘турецкую труппи-
ровку.

Закренившиеь на опушке леса, турки
создали сильные позиции. Правильно
оценив обстановку, Суворов применил
пеожиданный для турок метод зтаки: ен
бросил на турецкие окопы конницу. №з-
валерия ошеломила турок. Тогда суворов-
ская пехота, развивая ‘успех, бросилась в
штыки и разбила последнюю группировку
	TIDOTHBHHEA..
	БИТВА ПРИ НОВИ
	B WIBEMUAPCKHX АЛЬПАХ
	В итоге сражения на р. Рымник 100-ты-
сячная турецкая армия перестала су-
	ществовать как боевая сила. Турки поте-
ряли 15 тысяч убитыми, вею артиллерчю
и 9603. Потери Суворова не превьмнали
	В
1.500 человек.
	Оуворовым В результате стремительного
марша, который обеспечил  внезапность
нападения, a также глубокой оценки 0д-
станозки и правильно принятого решения
бить противника по частям.
	38 разгром 1090-тысячной турецкой ap-
	CHL Суворов был награжден обденом Геор-
‘тия 1-го класса и получил прибавление
‘B® cpoel фамилии — «Рымникевий».
	дежной защитой и сильных укреплений
на берегу не построили. Учитывая это,
Суворов составил план штурма, по кото-
рому русские войска должны были одно-
временно атаковать Измаил Rak C суши,
так и <0 стороны Луная, предварительно
фороировав реку. Силы Суворова под Из-
‚маилом были меньше, нежели у турецкого
‘тарнизона, но уверенноеть в победе, кото-
рую полководец сумел внушить войскам,
лолжна была преодолеть все трудности.
‚ <Воюют не числом, 5 умением», — любил
повторять Суворов.

Желая избежать кровопролития, Суво-
DOB направил коменданту Измаила пред-
ложение сдать крепость без боя.

Уверенные в силе крепостных валов,
турвн ответили отказом. На  расевете
11 декабря 1790 года Суворов начал
штурм. Бой 3a Измаил продолжалея 10
4 часов дня. Среди 06060 отличивитихея
при штурме был М. И. Бутузов. который,
по словам Суворова, «оказал новые опы-
ты искусства и храбрости своей».

Турецкий гарнизон был разгромлен. В
‘качестве трофеев русские захватили 265
‘пушек, 3 тые. пудов пороха, 20 тыс.
ядер, много продоволветвия.

Штурм Измаила — блестящий образец
суворовских методов овладения крепостями.
Действуя вопреки шаблону  западноевто-
пейских военных теоретиков, которые
требовали длительной осады. Суворов. ов-
лалел Измаилом в результате стремитель-
ного, но хорошю подготовленного удара.

Надение Измаила решило исход войны,
Турния поспешила ваключить с Россией
мир на выгодных лля послелней условиях.

ИИ ПОХОД

был сказать ему: «Веди войну по-своемт,
вак умееншьх.

14 марта 1799 тода Суворов при-
был в Вену и принял командование союз-
Ной армией, которая насчитывала 30 ты-
cma русских и 86 тысяч  аветрийских
войск. oo

План Суворова соетоял в том, ‘чтобы
после поражения французов во Северной
Италии развернуть решительные действия.

доточение сил для нанесения глав-
ото удара © пелью уничтожения живой
вилы противника в генеральном сражении

—^ Вот тотратегические принципы, выхви-
нутые Суворовым. Эти принпипы были за-
	тем переняты Наполеоном и применены им  С
	в войнах 1800-—1815 rr.
		одобренному   припасов, продовольствия, без обоза, имея
их перевести   большое количество’ больных и раненых,
пы в Швей-  оказалась окруженной в Муттенской лолине
7-тысячным   противником, имевитим четырохкратное чис-
	ленное превосходство. Олнако Суворов 1
допускал мысли о капитуляции, Он 603884
военный совет, ка котором сказал: «Те.
	81 августа 1799 тода Суворов начал  перь одна остается надежда... на храбрость
знаменитый пвейцарский поход. Русским и самоотвержение монх войск. Мы р
войскам предстояло преодолеть высочайший   ские!»,
торный хребет Европы, сделав по горным

TANnATMAL ея. а ааа ГЕ

7 Прикрывшиеь СИЛЬНЫМ арьергардоу,
	Суворов начал беспримерный в истории м
героизму и выдержке переход через хребы
Панике. Попытки Массена атаковать рус-
ские аръергарлные части успеха не имели:

Багратион, кохакловазигий арьергардом, от
бил все атаки французов.
	«Горы, которые мы переходили воплошь,
TO спускаясь, то поднимаясь, — рассказы:
вал втюеледетвии один из участников подо.
да, — были ужасно высоки, обрывиеты, с
глубокими пропастями... Сырой, rye
туман обнимал нас. Дождь и снег сыпия
осышали, и холодный, резкий ветер валий
с ног... Но двигались быстро, бодро и ®
малейшего ропота. Александр Васильсвм
был на своей старой лошали верхом, Ha
казачьем седле...». Семидесятилетний полко-
водец переносил все трудности перохоз
наравне с солдатами. Воодушевленные лич
ным примером Суворова, русские волны
преодолели Паннкс. Суворов вывел в
войска из окружения и сосредоточил м
к 1 октября в Фельлкирхе.
	Переход суворовской армии через Аль
пы не имеет равных в военной истории
Этот переход Ф. Энгельс назвал вамым вн:
	Аающимся ‘из всех современных apm:
ских нерехолов.
	До Суворова считалось невосмюжным 0-
ладеть горной позицией, занятой против
ником. Великий русский полководец 403
зал, что это можно сделать, применяя 66
ходы и охваты как особую форму mance
ра в горах. -
	Вскоре после выхода Суворова wa. Ast
союз России с Австрией был расторгну
Русские войска получили приказ Bo
вратитьея на родину. В начале января
1800 гола оБеянные славой суворовские
полки ветупили на ролную землю.
	Петербург головилея к ‚торжественной
встрече великого полководиа и его войнов.
Но Павел  , боявшийся возросшего ав
ритета Суворова, запретил все торжества,
Тяжело заболев в походе, Суворов приехай
B IlerepSypr. Snecn wa nem ofnvm7imeh
	подготовленные Павлом оскорбления при
дворной знати.
		6(18) мая 1800 года Сувопов exormutl.
	дорогам и тропам свыше 200 километров.
Положение осложнялось тем, что французы
занимали перовалы, а аветрийпы не ‹наб-
дили руюские войска необходимым транс-
портом и продовольствием.
	Действуя в сложных условиях горного
театра военных действий, Суворов показал
высокие образцы ведения войны в горах.
Учитывая, что лобовые атаки горных пози-
ций дадут мало эффекта, он широко приме-
нил обходы и охваты. «Не нужно на гору
фронтом всходить, когда боковыми сторона-
ми оную обойти можно», — учил Суворов
своих солдат перед началом похода.

План Суворова был таков: появившись
неожиданно в тылу французекой армии, на-
нести ей удар и тем облегчить положение
Римского-Корсакова. Чтобы осуществить
замысел, полководец избрал короткий, но
В 10 же время и самый трудный путь че-
рез Алыты, пролегавший через  Таверно,
Сен-Готард и затем вдоль берега Дюцерн-
‘ского озера на север:

Войска Суворова наступали двумя ко-
лоннами. Сочетая обходные маневры с фрон-
тальными ударами, 13 и 14 сентября. рус-
ские овладели Сен-Готардеким перевалом,
преодолевая ожесточенное сопротивление
противника, ‘форсировали Урзернекий npo-
ход, «Чортов мост» и вышли к Люцернеко-
му озеру. Дальше дороги не было. Австрий-
цы обманули Суворова, ` сообщив ему лож-
ные сведения о путях через Альпы. Для
Суворова сложилась исключительно трУД-
ная обстановка. Предстояло либо вернуться
обратно, отказавшиеь от помоши войскам
Римското-Корсакова, либо провести войска
по тропинкам, проложенным альцийскими
охотниками, Суворов выбрал второе. В этом
решении полководца проявились непоколе-
бимая вера в’ русского солдата, непреклон-
ная воля к победе, высокое чувство взаим-
ной выручки.

Горный хребет, считавшийся неприступ-
ным, был преодолен: армия Суворова выш-
ла в Муттенскую долину, Полководец уз-
нал, что три дня назад корпус Римского-Кор-
сакова потерпел поражение. Положение ap-
MAB Суворова казалось  безвыходным*

EEE IST LISD, ATE EM te

22-тысячная армия без. артиллерии, бое-
	Советский народ впервые в истории по-
настоящему оценил А. В. Суворова.
В 1918 г. В. И. Ленин включил 10

суворовских правил в книжку краесноар-
мейца.
		Е РТ ЮГ NE Nt ee BN BD A
войны 1941—1945 гг, товариш Сталин

сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой
войне мужественный образ наших великих
предков — Александра Невского, Димитрия
Донского, Кузьмы Минина, Димитрия По-

жарского, Александра Суворова, Михаила
Бутузова!».

29 июля 1942 года Советское пра-
вительство учредило орлен Суворова. кото-
рым награждаются офицеры и енг
	oman о ори Ио ЗоВораЛыЫ
Советской Армии 38а выдающиеся успехи в
	После окончания русско-турецкой вой-
ны 1787—1791 гг. Суворов командовал
войсками на юге Росени. Здесь Суворов
пишет знаменитую «Науку побежтать», в
которой суммирует свой боевой опыт за
тридцать е лишним лет.

В «Науке побеждать» Суворов изложил
свои взгляды на стратегию и. тактику.
Главной стратегической задачей на войне
великий полководен считал. разгром живой
силы противника путем стремительного и
решительного наступления.
	значение «Науки побеждать» в развитии
русской военно-теоретической мыели было
исключительно велико. На суворовских
принципах воспитывалея ряд выдающихся
PYCCKHX военных деятелей, в том числе
Вутузов и Багратион. Верные суворовским
методам ведения войны. творчески  при-
меняя их в завиенмости от обстановки,
русские полководцы успешно промили пер-
вокласоные армии иноземных захватчиков,
посягавших на русскую звмлю.

После смерти’ Екатерины П ва престол
вступил Павел Г. Преклоняясь перед всем
заграничным, он ввел в руеской армии
прусские уставы и одел соллат в прус-
свую форму. Реакционные круги во гла-
ве с Павлом   видели в суворовской пере-
довой системе опасное  свободомыелие.
Суворов занял непримиримую позицию ко
всем «прусским затеям». Он не принял
прусского устава, задерживал  ввеление
	прусской формы и резко отзывалея по по-.
	воду павлозских реформ.
	Суворов как стратег далеко опередил
военную мыель запалноевронейсвих «тео-
ретиков», Отказ от решительных действий,
стремление к кордонному расположению
войск. бесконечно длительные осады кре-
постей —— характерные ‘черты  оператив=
ного искусства запалноевропейских воен-
HEIX «ученых». С
	В кампании 1799 года Суворов являл-
ся главнокомандующим союзной армии.
Однако руководство об’единенными силами
осложнялось для него тем, ч10 — австрий-
ский военный совет (гофкригерат),  пре-
следуя узко-династические пели, разрабо-
Tal свой план войны. в котором главное
внимание уделялось садам и занятию
крепостей. Суворов стремилея уклониться
от этого плана, но австрийцы упорное на-
вязывали его полководиу. Они хотели огра-
ничить действия Суворова и использовать
ето побехы для вытеснения французов из
Северной Италии и утверждения там Ав-
Стрий.

Действия Суворова в Италии являются
замечательных примером ‘полководческого
таланта, открывшим новую страницу в
истории военного искусства.

Бон на р. Алла, нанесение удара про-
тирнику у Кассано показывают. что взгля-
ды Суворова на ведение войны ничего 0б-
щего не имели ‹0 взглядами. ‘установив-
шимися на Запале. Поражение французов
на р. Алда отлало в руки Суворова почти
вею Сечерную Италию. Французевие силы
	Навел { издал приказ 06 отстранении
полководца от службы и сослал его в
глухое село Кончанекое. Два года Суворов
находился под надзором павловеких asren-
тов, не желая отетуциться от своих убеж-
дений.

В 1798 году против Франции образова-
лась так называемая вторая воалипия,
Организатором ее была Англия, BTA BOAR
в войну Атетрию, Турцию, Неаполь и Рос-
сию. Для военных действий против Фран-
ции была организована русско-австрийская
армия, ро главе которой участники коали-
ции. потребовали от Павла поставить
Суворова. Опального’  полковолца спетгно
	вызвали в Петербург, и Павел { вынужден
	деле управления войсками, отличную 07
ганизацию боевых операций и проявлеи
ные при этом репталельность и настйче
вость в их проведении, в результате кото

рых достигнуты побелы в боях за Ролииу
в Отечественной войне.
	Советская Армия унаследовала луче
традиции русского военном искусств
Вонны Совотекой Армин и Флота, воору-
женные советской военной наукой, созлая
ной, гением великого. Сталина. настойчиво
совершенствуют боевое мастерство, зорко
	охраняя cBoe любимое социалистические
Отечество.
	Кандидат исторических наук
Н. ЛАПИН.