17 мая 1950 г., среда, № 116 (3529)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
		В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАЮМЫХ ДЕЛ
	15 мая Заместитель Министра Иностран-
	ных Дел А. E, Богомолов. вручил. француз-
	СкомМуУ ПОСЛУ
	г-ну Шаленьо ноту боветекого
	Правительства в ответ на ноту Французско-
	го Правательства по вопросу. о. репатриации
	‘советских траждан из Франции и ее зон 9к-
купации в Германии и Австрии,
	В ноте Советского Правительства УК
зываетея что утверждения, содержащиеся
	  во французской ноте. о том, что якобы Фран-
7 =
	Ee ee

цузекие власти выполнили взятые на 0е0я
обязательства по созланию условий, необ-
	ходимых для
тля. репатриации советсвих гра
i,
	ae Е: ee BR
ee ee EE BO

тан из Франпии й ее зон оккупации
	УР 9 Пр ВНЕ Г,

мании и Австрии, не соответетвуют дейст-
вительности. .

Факты показывают, что `Французевие
власти лишают советских граждан, подле-
жащих репатриации, возможноети выехать
на Родину и прибегают для этого: к различ-
ным незаконным действиям. Известны мно-
гочисленные ‘факты, котда в документах,
выдаваемых  перемещенным советским
гражданам, указывается, заведомо непра-
вильно и вопреки их воле гражданство дру-
того государства, ак это было с советски-
ми гражданами Васильчуком, Бабюсом и
другими; когда Ффранпузекие власти отка-
зывают в репатриации  перемещенным ©9-
ветским гражданам, прибывшим во Фран-
цию с этой целью из других стран, в ча-
стности, из западных зон оккупации Гер-
мании, как это имело место в отношении с0-
ветских граждан Катаева и Левина. Фран-

цузская здминистрация латеря «Бовегар»
не только без всяких к’тому оснований от-
казала в ренатриации советских гражданам
Антоняну, Вензелю, но пыталась завербо-
вать их в иностранный легион для отправ-
ки зв Инлокитай.
	Б ноте отмечается, что Французовие вла-
сти вместе с тем продолжают препятотво-
вать советским представителям общаться с
советскими гражданами, находящимися BO
французевих зонах оккупации Германии и
Аветрии, подвергая при этом черемещенных
советеких граждан, заявляющих о своем
желании выехать на Родину, веякого рода
притеснениям и репрессиям. В частности,
13 января с. г, при посещении  генерал-
майором Юркиным и полговником Гаврило-
вым лагеря «Кандель» (французекая зона
оккупации Германии) на беседу © ними
явилось около 40 чел, советеких граждан,
но сопровождавший советских предетавите-
лей французский полковник эттен дал ука-
зание полицейским этото лагеря насильно
удалить из комнаты всех советеких граж-
дан, за исключением 5 человек.. 16 января
при поеецении указанными советскими
	представителями лагеря «Бад-бБройцнах» у
каждого барака были выставлены полицей-
ские, которые блокировали бараки и не
разрешали советским гражданам выходить
	оттуда для беседы с советскими предетави-
зелями.
	В нарушение статьи 2 франко-совет-
ского соглашения 6 репатриации фран-
цузские власти, как указывается в ноте
Советекюго Правительства, систематически
перебравывают советоких граждан целыми
группами и в одиночку из одного лагеря. в
другой, не ставя 06 этом в известность
советских представителей, расформировы-
	мирования,  Дислопирующиеся В городах
Меллау, Казерн, Фельдкирх и др., Toay-
чают оружие и принуждаютея к прохох-
дению военной подготовки.

_ Французские оккупационные власти но
принимают никаких мер к пресечению
деятельности различных враждебных (у-
ветекому Союзу организаций, направлен-
ной на срыв репатриации советеких граж-
дан. Е таким организациям во Француз
ской зоне оккупации Германии’ относятся,
«Украинское об’единение»,  ихеющее в
лагерях зоны‘ свои комитеты, Филиал
«Союза ‘андреевского флага» в гор, Фуей-
бурге и ряд других организаций, перечис-
ленных в ноте от 15 мал.

„‚.Каевяеь содержащегося в ноте Француз
ского Правительства предложения 0 в0-
становлении миссий по репатриации в Ша.
риже.и в Москве, ‹ Советское  Правитель-
ergo B свобй ноте обращает внимание
Французского Правительства на то, что во
Франции находится. около 20 тысяч &-
ветских граждан, подлежащих репатриз-
ции, в То время как репатриация  фран-
пузских граждан из Советского Союза з4-
кончена. В связи с этим практическая
необходимость, вызвавшая в свое врехя
создание указанных миссий, в настоящее
время сохраняет свое значение только в
отношении репатриации советских  граж-
лан из Франции, в силу чего Советское
Правительство считает необходимым вос-
становление советской миссии по репатриз-
ции в Париже.

` Тавже ничем не вызываются содержа
	щееся в ноте Французского Правительства
предложение © созыве франко-советекой
конференции по репатриации, поскольку
вопросы, связанные © репатриацией, могут
полностью быть урегулированы на CHOBE
франко-советекого соглашения от 29 июня
1945 г.

В лоте говоритея также, что Советекое
Правительство принимает к сведению заяв-
ление о готовноети Французском Прави-
тельства выдать. военных преступников из
числа советских граждан, находящихея на
территории Франции и ее зон оккупации в
Германии и Австрии. Однако, Советское
Правительство считает нужным обратить
внимание Французского Правительства яз
	то, что его просьба представить дополни-
тельные материалы в отнопении указа-
ных военных преступников противоречит
соглашению 9 репатриации or 29 июня
1945 г. Советское Правительство настаива-
ет ‘на точном выполнении имеющихся по
этому вопросу соглашений.
	В ноте далее говорится следующее: «Из-
ложенное выйю не оставляет никакото с0у-
нения в том, что в то время как советская
сторона выполнила обязательства, взятые
на себя по франко-советекому соглашению
о репатриации, и советские власти прини-
мали и принимают меры к полному выяв-
пению и последующей репатриации одиноч-
ных французских граждан — уроженцев
Эльзаса и Мозеля, — французские власти
продолжают нарушать свои обязательства,
препятетвуя репатриации советских пере-
мещенных граждан и способствуя враж-
	дебной Советскому Союзу пропаганде среди
них, направленной на срыв репатриздии».
	‚ Нота заканчиваетея заявлением. что “5
	К 150-летию со дня смерти А. В. Суворова

Начало военной деятельности Александра
Васильевича Суворова относится к середи-
не ХУН века. Состояние русской армии в
тот период представляло code пеструю
картину. Армия еще сохраняла традиции
Петра [. но в то же время   испытывала
пагубные результаты прусского засилия,
жестокого произвола bapona,  Миниха
и других враюв России. всячески стре-
мившихея  воспрепятетвовать ее движе-
нею вперед по пути самостоятельного раз-
вития, Наниональные начала устройства и
обучения войск, ввеленные в русской армии
Петром Г и отраженные в его Уставе 1716
тола, минихи пытались заменить бесемыс-
ленной муштровкой, «ружистикой» и плаж-
израдностью. Существо четровского воен-
‘вого обучения затемнялось и полавлялось
внешней «красивостью» строя. Дисциплина
на прусский манер поддерживалась бес-
емысленной жестокостью.
	Несмотря на все это и вопреки ему,
руеская армия являлась одной из первых
среди вооруженных сил Европы Того вре-
мени. Переловые русекие военачальники
всячески сопротивлялись внедрению прус-
ской военной системы и стремились ©охра-
	боевой подготовки
	меньшими силами и © несравненно меньши-
ми потерями. чем у неприятеля.
	Влассическим образцом конкретного и це-
леустрехленного обучения является треви-
ревка Суворовым войск при подготовке
штурма Измаила, Войска учились пгтурму
и тренировались в ночных условиях на ма-
кетах укреплений противника, специально
для этого построенных,
	В итальянском и швейцарском походах
Суворов ветретился © новым противником—
франиузами, но и здесь суворовские такти-
ческие. приемы и методы обучения, пряня-
тые в руеской армии, оказались наиболее
действенными.
	Так на протяжении трех десятилетий
почти непрерывных походов великий рус-
ский полководец применял и совершенетво-
звал свою систему. Его взгляды на солдата,
на приемы и методы боевой подготовки
	I :

Войск становятся достоянием “peel русской
	армии и находят законченное и стройное
выражение в знаменитой суворовской «На-
	уке побеждать».
	И RRO ee Ee А СТИ

«Лучше 06 оных и не помышлять, —   З0ВАНО самой передовой. в мире советекой

указывает он в заключении первого разде- вовнной наукой:
ла «Натки побеждать». — влияние их Кандидат военных наун, доцент

войск Суворов совершенно не допускал.
	полковник Е, БОЛТИН.
	солдату весьма опасно, а потому и ни о
	истема
	каких ретирадах в пехоте и кавалерии не
	мыслить».

Так, ‘повседневно” тренируя войска к
бою, великий полководец готовил свои
непобехимые полки. «Солдаты учение
любят, — пиеал он, — лишь бы кратко и
6 толком». Тяжесть обучения © лихвой
оправдывалась на деле: «Легко в ученьи—
тяжело в походе, тяжело в ученьи —* легко
в походв». ть

Если первый раздел «Науки побеждать»
содержит указания по обучению войск, р86-
считанные ва командный состав, то второй
раздел суворовской инструкции — «Словес-
ное поучение солдатам» — излагает оено-
вы суворовской тактики в самых общих
чертах, в 0б’еме, необходимом солдату,
«Поучение» изложено в форме «разговора, с
солдатами их языком» (в некоторых Ba-
риантах «Науки побеждать» ланный раздел
так и называется). Здесь Суворов добивает-
ся максимальной выразительности изложе-
ния, образного и действительно доступного
каждому ‘солдату.

Стержнем содержания «Словесного по-
учения» являются положения суворовской
наступательной тактики. Будучи безогово-
речным еторонником наступательного боя
(«действовать не иначе, как наступатель-
но»); Суворов считал главным его этапом
штыковую атаку. Для того времени это
была идея, характерная и свойственная
только русской армии, В Европе эта идея
получила развитие позже, чем в России, в
революционных и наполеоновских войнах
конца ХУШ и начала ХХ веков.
	Пламенный поклонник штыка, Суворов
отвюдь не забывал и о важности  стрел-
ковой подготовки. Наоборот, он обращал
большое внимание на прицельную стрель-
бу, о чем «Наука побеждать»  свидетель-
ствует очень ярко. Знаменитое, но иногда
неправильно толкуемое выражение «пуля
дура, штык молодец» отнюдь не выра-
жает пренебрежения Суворова к стрелко-
вому оружию и к военной технике вообще.
Наоборот, оно свидетельствует о глубоком
понимании природы боя и того настоящего
места, которое занимал в бою стрелковый
огонь в эпоху тлалкоствольного оружия.

Не следует забывать, что в конце ХУШ
века дистанция действительного ружейного
огня не превышала 60 метров. Стрельба е
больших дистанций была бессмысленной. В
TO же время такое расстояние зтакующая
пехота преодолевала в линейном: строю в
течение каких-нибудь 20 секунд. Отлично
тренированный стрелок за это время мог
сделать не более 1—2 прицельных выстре-
лов, так как ружья заряжались медленно, е
дула. Уже отсюда ясно, что огонь стрел-
ковой лиции не мог играть резпающую роль
в победе, если только одна из еторон реша-
лась на стремительную штыковую атаку.

На залповом, но бесприцельном огне,
сочетаемом © маневрированием линейного
боевого порядка, строил свою тактику Фрил-
рих П. Однако механически вымуштрован-
ные наемные прусские войска, как прави-
до, побивались штыками русских солдат.
Обязательно доводить дело до штыковой
схватки — такова идея Суворова, изложен-
ная им в лаконичной фразе «пуля лура,
штык молодец».

В основу тактических правил, которые
должен был знать солдат, Суворов положил
формулу «глазомер, быстрота, натиск».
Вюнкретному 0б’яюнению применения этих
принципов посвящена значительная часть
«Словееного поучения». Отсюда ‘солдат
узнавал 206 главное о полевом бое и штур-
	ме, 0 походе, отдыхв, правилах личного по-
ведения. Гибкость суворовской тактики зА-
мечательно ярко отражена в разделе «Ба-
талия полевая». Суворов учит солдат. что
атака может производитьея в любой фланг,
с фронта и с тыла, однако прелпочтитель-
106 всего атаковать во фланг, хотя бы
Таже и заппиценный лесом или болотом
	( «солдат: проберется»). Боевой порядок, мо-
жет быть очень разнообразным.

Шедевром краткости и выразительности
являются. указания Суворова по штурму
крепостей; в нескольких строках изложены
правила дейетвий бойпа и мелких подраз-
делений при штурме, причем сделано это
предельно образно и ярко.

‚ Весьма здравы правила гигиены, вну-
шаемые Суворовым солдатам. И нужно от-
метить, что заболеваемость в суворовеких
войсках была значительно ниже, чем в
других чаетях русской армии. Суворов 9060-
беяно гордилея здоровьем своих войск и не
раз на это указывал.

В конце «Словесного поучения» Cysopon
обруптиваеея на «проклятую немогузнай-
ку». Великий полководец совершенно не пе-
реносил слов «не могу. знать», так же как
и любых попыток прикрыть неисполнение
воинского долга ложью или двуличием. Из-
вестна ето страсть задавать краткие и
сложные вопросы, на которые требовалось
отвечать быстро и‘ сообразительно. Несом-
ненно, что ‘эта кажущаяся «причуда»
имела тлубокий воспитательный смысл,
так как приучала каждого исполнителя вни-
мательно слушать и быетро соображать. —

В царской России Суворов после своей.
емерти не получил действительно полного
официального признания. Конечно, его
признавали великим полководцем, но тра-
диции ето военного искусетва и воинекого
  воститания правящие круги царской Роб-
сии предпочитали замалчивать, опасаясь
их прогреесивного, передового духа. Однако
в широких кругах русского народа не уга-
сали память о Суворове и любовь к нему.

Только в нашем социалистическом обще-
стве замечательное суворовекое наследетво
нашло подлинное и глубочайшее призна-
ние. Великий Сталин в грозные дни ноября
1941 года товорил Советской Армии о му-
жественных образах наших великих пред-
ков и в их числе Александра Суворова.
 Мы обязаны изучать наследие Суворова,
критически перерабатывая его в свете
  отромных исторических изменений, проис-
  шедших в мире за полтора века. Глубокое
изучение суворовской системы обучения и
воспитания войск помогает взять от нее то
лучшее, что может быть творчески исполь-
	Молодой офицер Н; Попов успешно
выполняет. обязанности штурмана. За
отличное знание боевой части и уме-
	лое воспитание личного состава он
имеет ряд поощрений от командова-
ния. На снимке: передовой офицер. ко-
рабля штурман Н. Попов у пеленга-
	TOPa. Фото В. Бутаева.
	новые экспонаты
	Военно-морского музея
	ЛЕНИНГРАД. (Норр. «Красного Флота»),
За последнее время Центральный военно-
морской музей пополнилея новыми экепо-
натами. Среди них 0с0бую ценноеть пред-
ставляют фотографии, отображающие пре-
бывание товарища И. В. Сталина на
крейсере «Молотов» 19 августа 1947 го-
да. На 27 фотографиях запечатлены мо-
менты: И. В. Сталин поднимается по тра-
пу на борт корабля, встреча И. В. Сталина
с личным составом корабля, И. В. Сталин
на сигнальном мостике и другие.

Для разлела Великой Отечественной. вой-
ны приобретены портреты моряков —
Героев Советского Союза К. Ольшанекого,
Г. Бурбатова, С. Агафонова.

В музей поступила акварель художника
К. Аккуратова «Высадка десанта кораблей
Краснознаменной Амурской флотилии в го-
реле Фуюзнь 9 августа 1945 года». Боль-
пой интересе ‘представляют довументаль-
ные фотографии,  запечатлевитие боевые
эпизоды периода Великой Отечественной
ВОЙНЫ.

Много экспонатов поступило в отлел ие-
	тории русского флота. Ооеди них — лич-
	ные вещи лейтенанта ИН. И. Шмидта,
командовавшего восставшим крейсером
«Очаков» в 1905 году, а также его пись-
мо, написанное семье перед казнью. .
Музеем приобретены старинная гравюра,
изображающая момент уничтожения туреп-
кого флота русекой эскадрой в Чесменской
бухте в 1770 оду, акварели художников
С. Восолова и С. Незвельштейна, отобража-
юшие боевые операции русского. флота по
	‘блокале турецкого чеуномовекого побережья
	и Б0сфора в годы первой мировой войны.
_ Рялом ценных экспонатов пополнились
отделы, посвященные приоритету русских
ученых в области военно-морской науки и
техники. Ролетвенники изобретателя пер-
вого в мире нодродного минного загралите-
ля <«Враб» М. П. Налетова передали му-
звю его портрет и фотографию, на которой
запечатлен подводный заградитель перед
спуском на воду. Музеем получен альбюм
рукописей карт первого кругоеветного пла-
вания, совершенного русскини моряхами
И. ®. Крузенштернюм и Ю. Ф. Дисянским
в 1803—1806 годах на кораблях «Належ-
да» и «Нева».

В музей поступили также экепонаты,
отображающие жизнь ип учебу советских
	военных моряков в послевоенный период.

я
	Распространение в русской армии «Нау-
	нить здоровые национальные начала yer-   Kit побеждать» относится к последнему де-
	сятилетию жизни и деятельности Суворо-
ва. Многие  иселедовалтели  суворовекого
творчеетва в прошлом связывали появле-
‘ние «Науки побеждать», ках письменного
	документа, с пребыванием Суворова в
Тульчине в ` 1796 году, когда великий
полководец, командуя армией, усиленно
	занимался боевой подготовкой войск, рас-
положенных на юге России.
	Возможно, что «Наука побеждать» дей-
ствительно была написана в 1796 году.
Но все ее основные положения были чет-
ко выражены Суворовым значительно
раньше. Свидетельства современников до-
казывают, что приемы тактического‘ обу-
чения, установленные «Наукой побеждать»,
применялись Суворовым начиная уже. с
1763 года. Таким образом, этот суворов-
ский труд еложилсея постепенно, в боевой
и учебной практике ее автора.
	«Наука побеждать» — это свод важ-
нейших правил жизни и боевой деятель-
ности войск, своего рола краткий солдат-
ский учебник, состоящий из двух OCHOB-
ных разделов: «Учение разводное или
перед разводом» («Вахт-парад») и «Сло-
весное поучение солдатам о знании, для
них необходимом». Ho словам одного из
первых публикаторов «Науки побеждать»
П. Кузнецова, Суворов «...роздал cHe co-
чинение в полки, приказал роздать в каж-
дую роту, советовал вытвердить оное офи-
церам, предписал читать часто солдатам и
для того присовокупил разговор с ними
образом для них вразумительным. Через
cue сблизил он’ себя с своими подчинен-
ными, дал им уразуметь свои MBIC.IH,
должность солдата и сделал оных вак по
своему выражению, так и на деле, бога-
тырями»,
	Но как официальный документ «Наука
	побеждать» просуществовала недолго; в
1797 году самодур Павел 1 отстранил
Суворова от командования и ввел свои пра-
вила подготовки, целиком копировавиие
отжившую фридриховскую систему.
	«Науке побеждать» нас прежде все-
го поражает ее язык и общий стиль. Ko-
роткие, отрывистые фразы, Правила, изло-
женные в форме поговорок, сочным народ-
ным языком, легко запоминаются. Мини-
мальное количество оеновных  команл и
	предельно враткое описание NOPATKa

исполнения, Такая инструкция была ло-
ступна буквально каждому. Она легко за-
учивалась наизусть и потому делалась
достоянием всей солдатской массы, тогда
	почти поголовно неграмотной. B ней нет
	никаких отвлеченностей, никакого «теоре-
тизирования»:; любое положение, если В
	него вдуматься, оказывается чрезвычай-
но конкретным. Всякий старый суворов-
ский солдат, а тем более офицер мог под-
крепить каждый тезис «Науки побеждать»
массой примеров из личной боевой прак-
тики. °
	Перейдем к рассмотрению основных ра3-
делов «Науки побеждать».
	«Учение разводное или перед разводом»
излагает суворовскую схему обучения бою,
Эта схема базировалась на HeCKOPREX
правилах, простых и мудрых. В «Учении
разводном» изложены упражнения, кото-
рые в определенном порядке должны были
выполнять войска перед разводом. После-
довательность этих упражнений весьма
характерна для суворовекой системы: от
простого к более сложному, от одиночных
приемов ‘к учениям в составе целых  Ча-
стей.

В противоположность Фридриху и после-
дователям его школы Суворов учил вой-
ска только в условиях, максимально при-
ближающихся К боевым. На учениях он
стремился поставить солдата в положения,
возможно близко напоминающие действи-
тельную боевую обстановку. Поэтому oc-
новой суворовской системы являлись дву-
сторонние учения. («сквозные алаки»).
	Для Того чтобы избежать односторон-
ности в обучении, обе стороны по очереди
обучались приемам наступления и 0боро-
ны, задние ряды становились передними
и наоборот. Односторонние занятия прово-

дилиеь обязательно е обозначенным про-
ТИВНИКОМ.
	Суворов широко практиковал и ночные
учения. Ночной бой он считал весьма дей-
	ственным способом достижения победы
малыми силами и неоднократно пользо-
вался им в своей боевой практике. Он
тренировал свои войска в длительных по-
ходах в любое время года и независимо от
погоды и состояния дорог. Норма суточ-
ного перехода составляла 30—35 верет.
Выступление обычно производилось ночью,
привалы следовали после каждых 10 верст
марша, после 20 верст — большой привал
	(четырехчасовой), во время которого выда-
вался обед. Молниеносноеть суворовских
	валея обед. — Молниенос
переходов общеизвестна.
	рейства и обучения войск. Семилетняя
война (1756—1762 гг.) убедительно m0-
`хказала высокие боевыв качеетва русской
армии, ео превосходство нал армиями про-
тивника И В ТО Же время еще раз вскрыла
вею негостоятельность насаждавшейся в:
России прусской военной системы.
	Существовала глубокая разница между
руоской аомней середины ХУ века и
другими армиями Европы. Эта разница за-
ктючалаясь в частности. в елелуюшем.
	Если армий Пруссии, королевской
Франции и других стран комплектова-
лись по найму и PAIL их заполнялись
_ люльми, для которых военная служба была
всего лишь ремеслом, хотя и опасным, но
выголным, то русская армия была единет-
венной комплектовавшейся по системе ре-
крутских наборов. Эта система обеопечива-
ла однородноеть русской армии в нацио-
чальном отношении, что резко отличало ее
от наемных европейских войск.
	Переловые военные деятели середины
XVIU века, например, такие, как` Румян-
цев, видели эти сильные стероны армии
и умело пользовались ими, разумеетея. в
интересах своего класса. Они развивали в
солдатах мужество, волю к победе. спаян-
ность воинского коллектива,  чуветво
взаимной выручки и т. п.
	Носители русских национальных  воен-
ных традиций, и з первую очередь Ру-
мянцев, оказали крунное влияние на’ раз-
витие суворовекого гения.

Таким образом, первым источником суво-
ровской системы воинского обучения и
воспитания были лучшие традиции руееко-
го военного искусства и передовые Взгляды
поборников петровских начал устройства и
службы русской зомии. Вторым важнейшим
	источником явился богатейший личный
бсевой опыт великого полвоволна. ‘
	Начальной и чрезвычайно важной боевой
угколой была для Суворова Семилетняя вой-
на. Назначение после войны командиром
Суздальского пехотного полка открыло пе-
ред Суворовым возможность широко при-
менить в практике подготовки войск полу-
ченный боевой опыт. Это нашло выражение
в лично составленном Суворовым «Полко-
вом учреждении», служившем одновремен-
нэ строевым. караульным уставами, уета-
BOM внутренней службы и наставлением по
боевой подготовке лля Суздальского полка.
Практика боевой подготовки в полку свиде-
тельствовала о стремлении Суворова к по-
стоянному распгирению знаний солдат, к
развитию их боевых навыков.

Яркую картину особенностей боевой под-
тотовки Суздальского полка дал один из
крупных русских ’сувороведов ХХ века

А. Петрушевекий.
	«Много имела суворовекая система обу-
чения необычного, — пишет он, — резко
отличавшегося от общепринятых тогда
взглядов и порядков, и большая часть этого
различия коренилась в том. что он готовил
свой полк исключительно для службы воен-
ного времени. Существует положительное
свидетельство, что в Чалоге он учил своих
солдат перепрыгивать птирокие рвы, что
люли обучались у него и плаванию, потому
что нередко. окончив строевое учение, он
подводил полк к берегу Вблхова, приказы-
вал всем раздеться, раздевалея сам и затем
производил переправу вброд и вплавь. 3a-
тем он делал ночные маневры; вызывал
полк по тревоге во всякое время года, днем
и ночью; производил форсированные учеб-
ные марши также во всякое время; пере-
правлялея через реки без мостов; однажлы
показал своему полку примерный штурм на
монастыре, мимо которого  привелось
ИТТИ.».
	Выполнение таких учебных задач требо-
вало от войск огромного физического на-
пряжения, Они выносили его, в частно-
ти, благодаря тому, что получали большую
и систематическую: физическую закалку.
Методика обучения, выработанная Суворо-
вым. принесла отличные тезультаты. Rar
и требовал Суворов. кажлая рота Сузлаль-
ского полка была «...не только готова вся-
кий час на смотр, но и на сражение со вся-
ким неприятелем».
После пяти лет командования полком в
зкизни и деятельности Суворова началея
новый и наиболее значительный этап. Этот
этап открыли первая польская. кампания и
русеко-туренкая война. Здесь Суворов, уже
‚ булучи генералом. действует в более круп-
ных масштабах, командуя соединениями
{бриталой, дивизией), одерживает свои пер-
вые громкие победы (Ланлекрона, Столови-
чи. Туртукай), :
В периол первой пользкой кампании и
русско-турецкой войны окончательно сло-
жилась наступательная тактика Суворова,
основанная на принпиле решительного уда-
ра по живой силе противника. в направле-
ноя. суляшем наибольший успех, а также
Ha Учете особенностей иротивника, вклюЮ-
чая и его моральное зостотние.
Суворовекая система себя полностью оп-
равлала, что вилно прежде всего по резуль-
татам боевых действий все победы нал

противником были
	одержаны значительно
	вая крупные логери во французекой зоне  ветекое Правительство не может признать
	ответ Французского Правительства  yio-
	и   влетворительным и ожялает принятая фран.
	пузсекими властями лейственных мер по
вопросам, поставленным Министерством
Иностранных Дел СОСР в памятной запи-
ско от 28 ноября 1949 г. по поводу репа-
триапии персмешенных советских граждан,
	Германии — «Нидерланштайн»,  «Прир»,
«Швеннивтен», «Рой» и «Виберзх» и
во французской зоне в Австрии — лагери
«Воргль» -— «А» и «Be. Французекие
власти проводят массовую  вербовку со-
BOTCKHX персмещенных траждан в cie-
циальные военные форииобзания. Совет-
	ские праждане, включенные в такие фор-1а также выдачи военных преступников,
	и «Основные черты марксистского философ-
	ского материализма». затем был заслушан
доклад «Опыт теоретической и методиче-
екой подготовки руковолителей групп №-
	литзачятий».
	БАЛТИИСКИЙ ФЛОТ. (Корр. «Красного
Флота»). Недавно при политуправлении
флота состоялся однодневный сбор замести-
телей командиров по политчасти и пропа-
гандистов, которые проводят семинары с
руководителями групп политзанятий по
истории ВКП(б). Участники сбора проеслу-
шали две лекции к четвертой главе:
«Основные черты лидлектического метота»

(бор руководителей семинаров
	На сборе выступили руководители COME:
наров тт. Манченко и Машков. которые!1о-
	делились ервоим опытом.

Практика применения правил мореплавания
	В приведенных Правилах ничего не 0%
варивается о размерах судна и о характере
судна, т. е. военное оно или грыжданевое.
Следовательно, Правила в равной мере 9т-
носятся ко всем без исключения кораблям
и судам, без разграничения. их на боль-
шию и малые, на военные и граждие
crn.
	Руководствуясь указанными Правила“
ми, большое судно, слюдовалельно, не вирё
ве рассчитывать на то, что малое CYAHO
уступит ему дорогу, равно как и военный
корабль — на 10, что гражданекое судно
уйдет с ем пути. При расхождении нужно
исходить только из взаимното расположе-
ния ветречных судов и кораблей и строю
	DYROEORCTBOBAT HCA статьями 18-й и 19-1
Unc.
	Правда, в практике часто малыю уд,
используя свою небольшую обадку и луч.
шие маневренные качества, позволяющие
им сойти с узкого фарватера, уступают д
рогу большим. Такие действия командир
малых судов нужно приветствовать, #0
надеяться, что малое судно  обязателью
уступит дорогу, не рекомендуется.
	Сотлаюно статье 30-й Правил, в портах,
реках или, во внутренних водах местными
правительственными органами могут быть
установлены особые правила, выполнение
которых не исключается  ПИСС. Поэтому
знание местных портовых Прзвил Tak xe
обязательно. как и знанте THICC.
	В нацгих местных портовых Правилах,
опубликованных в  пословоенных лоциях,
существует, например, такое положение:
«Судам государственных и Гражданских
организащий надлежит не мешать движ
нию военных кораблей. Капитаны cyto
должны внимательно следить за сигналами
военных кораблей и своевременно уходить
в их курса». Следовательно, в пределы
наших портовых акваторий все граждм-

ские. суда обязаны уступать дорогу в0еи-
ным кораблям.
	Только правильное толкование веех ста
тей ПИСО и точное их выполнение могу
	гарантировать безаварийное плавание #№-
раблей и судов.
	Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ,
	В практике применения отдельных ста-   корзблевождения. Очевидно, они повлияли
тей Правил для предупреждения столкно- и на CHOCOOH предупреждения столкнове-
вений судов в море (ПСО) нерелко допу-  ний, однако в Ноавилах эти новшества, не
	сваютея неправильные толкования.
Статья шестнадцатая ПИСС, налримет.
	отражены.
Отрого говоря, поскольку изменения в
	предписывает каждому судну при плава-  технике кораблевождения не ‘вали ео
	нии в тумане сбавить ход и прололжать
движение умеренной скоростью. Невольно
возникает вопрос: каким ходом должно ит-
ти судно, чтобы скорость его была умерен-
ной? К сожалению, мнения по этому пово-
ду весьма различны. Одни ечитают ‘уме-
ренной ‹короетью «ередний ход», другие
— «малый ход». Отдельные капитаны и
командиры тихоходных судов, сравнивая
скорости своих еудов и современных бое-
вых кораблей, считают даже, что в тумане
они могут ходить полным ходом, по-
скольку последний соответствует малому.
ходу боевых кораблей, п поэтому, дескать,
никаких наруапений Правил не будет.

Члюбы правильно применять на практи-
ке сталью ‘шеетнадцатую;, важно вникнуть
в сущность ее требований. Умеренная ско-
рость необходима для того, чтобы при o6-
наружении < коротких дистанций ветреч-
ного или перееекающего куре судна было
возможно успеть погасить инерцию, 3
при надобности дать и задний ход.

Исходя из этого, умеренной скоростью,
независимо ‘от величины полной скорости
судна, следует считать во всех. случаях
«малый ход». —

В чему ведет иное толкование этой
статьи, видно из следующего поучительно-
по случая. Капитан буксира т. Белов счи-
тал буксир настолько тихоходным еулном,
что допускал возможным ходить в тумане
полным ходом. Однажды буксир. попал в
туман. В течение 10 часов капитан не
имел ` определений. места. Однако это не
‘смутило т. Белова, который не счел нуж-
ных уменьшить ход. Вскоре пю курсу бук-
cups были обнаружены камня. Инерцию
потасить не удалось.

Ели бы т. Белов, выполняя Правила,
шел умеренной скоростью, т. е. малым
ходом, он за три-четыре. минуты времени
при малой инерции судна смог бы не допу-
ruts подобного явления.

(0 времени утверждения ПИСС произон-
ти существенные изменения в средствах
	отражения в ПШХОО, их требования нужно
выполнять. Но мы знаем ряд елучаев, ког-
да ярактика мореплавания разумно пошла
дальше требований Правил. Часто, напри-
мер, суда для большей безопасности ходят
при малой видимости. се постоянно вклю-
ченных, гакобортным огнем. В этом случаю
нарушение Правил не возбраняется, так
как обеспечивается большая безопаеность.
	Иногда среди капитанов судов, старшин
катеров, мотоботов.и т..д. можно услышать
неправильные суждения о том, кто кому
обязан уступать дорогу при ветречах раз-
нотипных судов и кораблей, Одни счита-
OT, GTO малые суда во всех случаях обя-
заны уступать дорогу большим; лругие
утверждают, что величина судов не играет
роли. Различные ‘мнения существуют и в
вопросе расхождения военных кораблей с
торговыми,  промыеловыми и другими
вспомогательными судами. ‘Здесь “Tare
некоторые моряки считают, что вее суда
(кроме судов, не способных уступить до-
рогу) обязаны уступать дорогу военным
кораблям; другие придерживаются мнения,
что все зависит от ЗзаАимного положения
встречных сулов и кораблей.
	Чтобы правильно ответить на эти воп-

росы, обратимея & ПИСС, статья 18-я ко-
торых говорит:
	«Korda два паровых судна идут прямо
или почти прямо ‘друг на луга таким сб-
	разом, FPO  предвидитея — возможноеть
столкновения, то каждое из них должно
изменить ‘свой куре вправо так. чтобы
	каждое судно могло пройти одно у друто-
о по левому борту».
	В следующей, 19-Й. статье Правил за-
PATIO’
	«Когда два паровых судна идут на пе-
ресечку курса одно к другому таким об-
разом, что может последовать опасность
	столкновения, то судно, которое видит
другое. на своей правой стороте, должно
	уступить дорогу другому судну».
		Отступательных действий в обучении