4 июня 1950 г
	воскресенье, Ne 132 (3545)
	КРАСН
	ЫЙ ФЛОТ

Проводить занятия на высоком
‘идейном уровне
	Помещение, где проходили политические
занятия старшин, было хорошо подготовае-
но: по стенам развешаны географичеекие
карты и другие наглядные ‚пособия, на
столах имелись чернильницы, ручки. На
занятии присутствовали все слушатели. В
этой группе стало законом, вели по каким-
либо служебным обстоятельствам тот HAH
иной старшина отсутствует. то с ним обя-
	зательно потом ТЯ дополнительные
Занятия.
	Руководитель группы т. Людвич об’явил,
HTO занятие посвящено теме «Борьба за
создание социал-демократической ‘рабочей
партии в России». Первые два часа были
отведены на рассказ. Предиктовав слушате-
лям тему и вопросы, руководитель  ре-
вомендовал литературу, В том числе худо-
жественную, и затем приступил к расека-
зу. Он подробно указал на причины, кото-
рые привели к тому, что царское прави-
чельство вынуждено было пойти на. отмё-
ну крепостного права, указал на хозяйет-
венную и техническую отсталость России,
	особенно наглядно проявившуюся в Крым-
екой войне.
	С первых минут было ‘очевидно; что
т. Людвич глубоко изучил материал не толь-
ко по учебнику, но и привлек много допол-
нительной ‘литературы. Это позволило ему
оживить рассказ яркими фактами, сделать
его интересным, солержательным.
	Убедительно показав классовое водержа-
ние отмены крепостного права. руководи-
тель ` разобрал вопрос о классовом рабелое-
нии в деревне после этой. отмены. Считая
этот раздел важным, но в то же время и
трудным, он поставил перед слушателями

контрольный вопрос. С ответом выступил
матрос Никонов.
	Убедившись, что нервый вопрос уевоен,
т. Людвич перешел к изложению второго.
Последовательно раскрывал руководитель
содержание темы. Он говорил 06 идеях
научного социализма, 06 ошибочности тео-
рии народников, о плехановской группе
«Освобождение труда». о. первых ‘марк-
систских кружках в России и борьбе их
с народничеетвом. Этот разбор руководи-
тель обосновал высказываниями В. И.
Ленина и И. В. Сталина. 7
	И снова перед старшинами он поставил
очередной вопрос.
	В ‘обсуждении пожелали принять уча-
стие многие ‘слушатели. Нервым высказал
свое мнение старший матрое Распопов. Он
подробно рассказал об идеях, отвечающих
интересам масс, идеях передовых, соответ-
ствующих законам развития общества.
	— Идея, овладевшая массами, становит-
ся материальной силой, — заключил свое
выступление т. Распопов. В качестве при-
мера он привел сталинские идеи 0б инду-
стриализации и коллективизации нашей
страны и рассказал, как эти идеи претво-
рялись и претворяются в жизнь.

Занятие предолжалось. Офицер Людвич,
рассказав о вредности теории ‘народников,
поставил и по этому разделу контрольный
	Закончил работу пятидневный .с0ор про-
пагандистов и редакторов печатных газет.
Участники сбора прослушали лекции по
вопросам. марксистско-ленинской теории и
текущей политики, обсудили важные во-
просы практики  партийно-политической
работы. Содержательными были лекции,
прочитанные тт. Азаровым, Шалапювым,
Хлебниковым, ‚ Дубровским на следующие
темы: «Об основах советекой военной нау-
ки», «Об основных чертах советской во-
енной идеологии». «Советская военная
	гордость И воспитание ее у защитников.
	социалистического Отечества», «Социали-
стическая система хозяйства и характер
ве экономических законов».
	5печат
		(Из путевых записок мо
		CTIOPT
	Первенство страны
по Футболу
	Борьба за лидеретво среди команд, оспа-
ривающих первенство СССР по футболу в
rpymne «А», не утихает, а, наоборот, 0б0-
стряется с каждым матчем. За минувшую
неделю сноза произошла смена  лилеров.
	 Ченинградекая команда «оенит», одержав-
‘шая трудную побелу нал чехпионом етуаны
	— московекими динамовцами —— в стетом
4:3 казалось. прочно укрепилась на нер-
	вом месте. Она набрала 15 очков после
9 игр.
	лнако мая  иежду  куйбышевекой
	‚ командой «ВБрылья Советов» и тбилисски-
	ми. динамобцами вывел Болжан снова Ha
первое место. «Врылья Советов» победили
сильную тбилисскую команду со счетом
1:0. Лидер имеет поеле 10 игр 16 oF-
KOB.
	  Вчера команда «эенит» ветретилась В

очередном матче на первенство страны ©
‘команюой ИЛКВА. Упорная и острая игра
	закончилась вничью со счетом 0:0. Ш-
сле этой игры «Зенит» имеет 16 очков
после 10 игр, т. е. столько же, сколько и
куйбышевская команда «Крылья Советов»,
НО остается на втором месте, так как 6о-
отношение забитых и пюпушённых мячей
у Ролжан несколько лучше.
	Третье место занимают московские спар-
таковцы. Они уже сыграли 11 игр, набра-
ли, как и московский «Локомотив», 14 0ч-
ков н вышли вперед по лучшему соотно-
шению забитых и пропущенных мячей. В
первой шестерке попрежнему также удер-
живаютея тбилисские динамовцы (13 оч-
ков) и ЦДКА’ (13 очков).

Следует отметить, что наиболее краси-
вую и содержательную игру пока демен-
CTPHPYNT московские снартаковцы. Харак-
терной оеобенностью их тактики надо ечи-
тать исключительно высекий темп в первой
половине игры. Вах правило, он поззоляет
им внести замешательство в ряды’ против-
ников и добиться успеха. Так было в мат-
чах спартаковцев с ленинградеким «Ди-
намо», тбилисскими одноклубниками и с
автозаводцами. забив вначале по несколь-
ку мячей, во второй половине они больше
придерживаются защитной тактики и стре-
мятея главным 9бразом не потерять 10-
	стигнутое в первой половине игры.

Заслуживает внимания игра ‘куйбышев-
ues. До сих пор у них лучшее соотноше-
ние мячей — 8:2. Счет, говорящий of
‚отличной игре всех линий в команде и в
первую очередь —= о стойкости защитных
линий и вратаря. Играющий в воротах
команды «Крылья Советов» Сухоставский
уже не раз демонстрировал отличную хват-
ку, смелость и умение хорошо ориентито-
ваться в трудной обстановке.
	замыкают ‘турнирную таблицу группы
«А» «Спартак» (Тбилиси), «Нефтяник»
(Баку), имеющие по 6 очков после 10 urp,
и команда харьковских железнодорожников,
набравшая после такого же’ количества игр
5 очков. ^ с Ра. ,
‚В группе «Б» лидерами розыгрыша по-
прежнему являются футболисты Военно-
  Морских Сил. Они, как уже сообщалось в
«Красном Флоте». провели Б матчей. Вее
их выиграли; при общем соотнхинении за-
битых и пропущенных мячей 12:1. В
команде хороню играют все линии. В напа-
дении выделяетея Дидевич (№ 9), умело
выбирающий моменты для завершения ком-
‘бинаций. В последнем матче с командой
‘Ташкентского Дома офицеров, ‘ранее не
ииевией поражений, Дидевич на 72-й ми-
нуте забил решающий мяч. Сегодня, 4 ию-
ня, команда ВМС. встречается в Москве с
‚футболистами общества «Дзержинец» (Че-
лябинск). 8 июня морякам предстоит
встреча е не менее: серьезным противником
— футболистами Горьковского автозавода.
Этот матч также состоится в Москве.

Бторое место в группе занимает команда
Дома офицеров (Ташкент), имеющая поеле
пяти матчей 7 очков. Танщентцы забили
9 мячей и пропустили 2. Столько же 09-
вов и у челябинского «Дзержинца» при
соотношении мячей 6:3. На четвертое
место в групие претендуют: вильнюсский
«Спартак», имеющий поеле пяти и
6 очков и соотношение мячей 10:5: пет-.
розаводский «Локомотив», не проигравший
ни одной ветречи из четырех, но имеющий
три ничьих. У’ петрозаводиев после четы-
рех игр — 5 очков. соотношение мячей
1:0. Столько же очков имеет команда
«ЕВраеное знамя» (Иваново).
		[лохо торгуют книгами
	в Севастополе
		По материалам «Красного Флота»
	«НАБОЛЕВШИЙ ВОПРОС»
	Йри таком большом спросе на литературу
в Севастополе умудряются вее-таки ее
«затоваривать». Месяцами лежат без дви-
жения на складе некоторые книги, которые
нужны офицерам и матросам для боевой в.
политической учебы, но об этой литературе
‘потребители не знают.
	Необходимо организовать несколько.
 КнИЖНЫхХ КИОСКОВ В районах расположения.
частей, ближе к кораблям. Но, кроме раз-
говоров По этому вопросу, ничего конкрет-
ного так до сих пор и не сделано. Целый.
год строится киоск для чаети, гле полит-.
работником т. Гурин, и все еще он только.
«почти готов». Для развертывания торговли.
‘в киоске имеется еше одно новое, ненреоло-
‚лимое препятствие: никак не найдут... про-
давца.

Офицеры в частях. говорят о том, что
Военторг нередко в дни массовых гуляний.
‘или многолюдных собраний перебрасывает
5 ним на автомашинах ларьки с кондитер-
CKAMH изделиями и другими продуктами.
Ho офицеры не припомнят случая, чтобы в
‘такие дни привозили также книги и
торговали ими. Даже во время работы пар-
‘тийной конференции соединения Военторг
не позаботился организовать торговлю ли-
тературой WIA делегатов.

q

Странно, что совершенно неудовлетвори-
тельное состояние книжной торговли в Се-
вастополе, продолжающееея вот уже не-
сколько‘ лет, не вызывало до поеледнего’
времени серьезной тревоги в политуправ-
лении Черноморского. флота. Сейчае при-
‘нимаются, правда, некоторые меры для ор-
гамизации хнигоношества, но одного этого.
‘недостаточно. Надо настойчиво добиваться,
чтобы Главвоенторг ренгительно улучшил
снабжение Севастополя книгами и канце-
лярскими товарами, и вместе с тем оказать
действенную помощь в развертывании се-
ти книжных, киосков.

№райне необходим в Севастополе книж-
ный коллектор для снабжения библиотек.
Сейчас комплектование библиотек поетав-
лено из рук вон плохо, библиотеки приоб-
ретают книги’ от случая к случаю, какие
кто успеет раньше захватить. Такое поло-
‘жение не может быть терпимым.
	Полполковник С. AAPCOH.
		ие   вопрос. Так же обстоятельно при активном‘ вихностью обнаружилось, что руководитель!. Уезжающим из Севастополя в отпуск
	не готов к проведению занятия. 06 этом, в.
частнобти, свидетельствовали его вопросы
слушателям, непродуманные. случайные.
	Так, например, еще не изложив материа-
ла по предлагаемому вопросу,  руководи-
тель спросил старшего матроса Тихонова:
	— Какие вы можете назвать демократи-
ческие революции в России?
	Цееледовал ответ: у
— Февральская 1917 гола.
	Или по делам служзы в другие города во-
енные моряки часто дают такие поручения:
  — Ruur mpusesute, ya побольше. Бумаги
тоже, общих тетрадей, цветных каранда-
шей.

А что же местный Военторг? Разве он не
	торгует этими предметами?
	участии слушателей был изучен раздел
«Краткого курса истории ВКП)» 0 на-
‘чале революционной деятельности В. И.
Ленина и ‘о петербургеком «Союзе борьбы
‘За освобождение табочего класса».
	Занятие в группе офицера’ Людвича
прошло интересно, на высоком идейном
уровне. * Руководитель метохически пра-
вильно построил свой рассказ. сумел не’
только глубоко передать содержание темы,
HO и вызвать активность слушателей.

Умело использовалиеь и наглядные посо-.
	OHA. Е
Что же ‘ettoco6er0Baxo успеху занятий?
	Известно, “что Качество занятий, их
идейное содержание зависят прежде всего
от подготовки самого руководителя. Офицео
Людвич знает это и много внимания уделяет.
подхотовке. Так, готовясь к теме «Борьба.
за создание социал-демократической ра-
бочей. партии в России», он не ограничился.
чтением «Краткого куреа истории ВЕГКб)»,
& изучил ^ дополнительно работу В. И.
Ленина «Что такое «друзья народа» и как.
они воюют против социал-демократов?»,
посмотрел свой конспект по книге В. И.
Ленина «Развитие капитализма в России».
Кроме того, on прочитал поэму Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо», а также не-

}

воторые другие художественные произведе-
НИЯ.
	В результате еверьезной работы был ео-
ставлен хорошо продуманный конопект. В
нем указывались узловые вопросы по рас-
сказу. В каждому из них руководитель на-
метил один-два контрольных вопроса. В
подготовке необходимых наглядных пособий
‚и помещения для занятий приняли участие
помощник руководителя и слушатели-ком-
еомольцы.
	Не менее важное значение для успеха
политзанятий играет и подготовка слуша-
телей. Эта сторона дела никогда не выпа-
дает из поля зрения руководителя. Своев-
ременно сообщив старшинам о теме, он ре-
комендует им и необходимую литературу.
	Таким образом, хорошая подготовка как
со стороны руководителя, так и слушате-
лей, правильная методика позволили
т. Людвичу успешно провести занятие.
	Но-иному проводилось политическое за-
нятие в трупне сержантекого состава. Ра-
ботники политотдела утверждали, что в
практике руководителя этой группы
т; Вшивкова ееть много поучительного. но
занятие, ‹ котором расскажем подробнее,
опровергает столь’ категорическое утверж-
дение.
	  В тот день т. Вшивков проводил рассказ
‚по теме «История ВКП(б) — марксизм-
‘ленинизм в действии». Задача руководите-
ля состояла в том, чтобы ознакомить елу-
шателей с содержанием темы, показать им
значение героической истории большевист-
ской партии, Этой ‘цели т. Вшивков не
достиг. Когда он. приступил к изложению
первого вопроса. —=.. «Борьба 3a созлание
	‘большевистекой партии», © полной оче-
		Сбор пропаганлистов и редакторов печатных газет
	  Больше половины учебного времени бы-
‘ло отведено обсуждению ‘на семинареких
‚занятиях основных вопросов практики
‘ партийно-политической работы. Пропаган-
NCTE на ярких примерах из своего опы-

та ‘показали огромное значение и дейст-
  REHHOCTS индивидуального подхода в мат-

`росам.
	‚ Много внимания на сборе было уделе-
‘Но марксистско-ленинской учебе офицеров
‘и мерам по дальнейшему повышению
‚идейного уровня занятий. .
	  Редакторы печатных газет изучали. 0с-
новные ‘вопросы деятельности матросекой
‚печати. Тейтенант ФДукачев рассказал об
		Для севастопольцев такой вопросе уже не
	нов. Много здесь говорили 0 торговле кни-
гами и ‘канцелярекими принадлежностями,
но запросы черноморцев плохо доходят до
` руководителя Севастопольского  военторга
т, Рахмана и до Главвоенторга.

Однако вернуться к этому вопросу все-
таки необходимо. Недопустимо, чтобы в та-
ком гарнизоне, как Севастопольский, нель-
зя было купить тетрадь ‘для занятий, цвет-
ные карандаити для оформления боевых ли-
стков, бумагу лля стенных газет. нпечат-
	стыюв, Фумагу дла остопаых тазет, нечат-
ные наглядные пособия и, наконец, приоб-.
рести лля библиотек и в личное пользова-.
	ние нужные книги.

В Севастополе один небольшой книжный
магазин Военторга, один киоск в Доме офи-
церов и на все корабли и чаети... двое кни-
тононЕ, Эта торговая «сеть» ни в коем
случае не удовлетворяет потребностей мо-
ряков. Нравда, в Военторге нам могут ска-
зать, что план книготорговли выполняется
на 130 процентов. Но что это за план, ‘ее-
‘ли’ даже по осторожным подсчетам самих
торговых  работников книг и канцелярских
принадлежностей можно реализовать по
крайней мере в два раза больше, чем сей-
час.

Можно! Но стараний к этому прилагает-
‘ся мало.

Справедливость требует сказать, что не-
достатки книжной торговли подчас об’яеня-
ются невниманием ‘Главвоенторга к нуждам
Севастополя. Снабжение города, например,
канцелярекими принадлежностями постав-
лено так, что полагающиеея ему товары
оседают по пути и в Севастополь попадают
в незначительном количестве.

‚ Вниги ‘доставляются очень неравномер-
но, иногда в течение. нескольких месяцев
нет никаких поступлений.

Члохо представляя еебе потребности во-
енных ‘моряков, руководители Веенторга
вполне, однако, удовлетворяются ныненним
состоянием книжной торговли. Нет подлин-
ной заботы о продвижении книги в массы.

Так называлось пивьмо в редакцию.
майора В. Семионова, напечатанное в наА-
шей газете 29 апреля. В письме критико-
вались недостатки в проведении инструк-
тивных занятий со старшинами в Н-ской
части.

Вак сообщил в редакцию командир этой.
	—— Нет, революция 1905 гола, — попра-
	ВИЛ руководитель И этим ограничился.
	°’Младшему сержанту Цицикову  приш-
лось отвечать на вопрос «Сколько комму-
нистов в Китае? ».
	Таким порядком офицер Вшивков свел,
по’ существу, свой рассказ к вопроено-от-
ветному методу худшего толва. Все это
заняло у него целый чае.
	Плохо было и т0, что руководитель
употреблял ‚множество иностранных слов.
Когда же старший матрое Тихонов попро-
сил его пояснить, что означает, слово
«оппортунизм», TO последовал. довольно
невразумительный ответ.
	Бо второй чае занятий руководитель
бросился в другую крайность. Раздел
«Партия большевиков в борьбе за дикта-
туру пролетариата» он изложил за 15 ми-
нут, не поставив при. этом перед слушате-
лями ни одного вопроса.
	Третий раздел темы «Партия больше-
виков У власти» занял у т. Вшивкова
также 15 минут. Нричем и по этому раз-
делу он не затруднил слушателей своей
группы ни одним вопровом по существу.
Излагая этот важный раздел, руководитель
ни словом He обмолвилея ‘о достижениях
советского народа в строительстве комму-
низма в послевоенный период. Умолчал. он
и о странах народной демократии, строя-
щих социализм на опыте нашей страны.
	Чем заполнить последние 20 минут,
оставшиеся до перерыва, руководитель
просто не знал и в полной растерянности
закончил занятие раньше срока.
	Почему занятие было проведено так пло-
xo? Да потому, что руководитель к его
подготовке отнесся безответственно, пона-
деявшись на старый багаж. Новинен по
существу верыве занятия не один только
офицер Вшивков. Работники политотдела,
считая его лучшим руководителем, не про-
веряли, не контролировали его. № чему
это привело, видно по сказанному выше.
	Политические занятия -— важнейшее
средетво идеологического воспитания воен-
ных моряков. Успех их зависит от того,
в какой мере они проникнуты большевист-
ской идейностью. А это в большой степени.
являетея результатом подготовки руково-
дителей. Обязанность политорганов — по-
стоянно проверять работу руководителей,
вскрывать недостатки и оказывать дейст-
венную помошь в их устранении.
	Капитан 3 ранга В. ЕВГРАФОВ.
	интересном опыте газеты «За Сталина» в.
	организации воспитания отличников боевой
	‚И политической подготовки. 06 опыте
 пропаганлы советского патриотизма на
страницах печатных газет рассказал

т, Коновалов. Старший лейтенант Школин.
поделился опытом массовой работы с во-

енкорами и воспитания военкоровского ак
THB.

Идейно насыщенная и целеустремленная
программа сбора дала пропагандистам и.
		редакторам хорошую теоретическую завал-
			Балтийский Флот.
	(Спец. корр. «Красного Флота»).
	‚Части, факты, изложенные в письме, в.
‚твердились. Офицерам даны указания.
устранить ненормальности в подготовке
`старшинского состава. Нредприняты соот
ветствующие организационные меры. на-,
	`правленныеё на повышение качества нод-
	готоввьи старшин.
	«КУРСАНТЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОИМ КЛУБОМ»
	приведенные в пиеьме, подтвердилиеь. На-
чальник политотдела училища сообщил в
	редакцию, что приняты меры в уестране-
	нию недостатков в работе клуба. Капитан

Скороход привлечен к партийной ответет-
венности.
	т. Мочановского начальнику политотдела
соединения, который сообщил в редакцию,
что факты, изложенные в письме, полно-
стью подтвердились.. Нарушители воин-
ской дисциплины наказаны в дисципли-
нарном порядке и исключены из коллек-
тива художественной самодеятельности.
Командованию части указано на необхо-
димость более тшательного отбора учает-
ников самодеятельности. +» Заместитель
командира по политчасти строго преду-
	‚прежден начальником политотдела.

Под таким заголовком в «Красном Фло-!
те» 13 мая было опубликовано TACHMG
Н. Новицкого, в котором говорилось о TOM,
что начальник клуба Краснознаменного аф-
тиллерийского училища береговой обороны
офицер т. Скороход мало проявляет заботы
© КУЛЬТУЮНОМ досуге курантов. Факты,
	Старшина 2-й статьи Мочановский 00-.
ратилея в редакцию «Ирасного Флота» с
письмом, в котором подвергал критике ор-
ганизацию художественной самодеятельно-
сти в Н-ской части. В числе других недо-
статков автор письма обрашал внимание.
редакции ‘и на то, что. участники худо-
жественной самодеятельности вне распо-
ложения ‘части нарушают дисциплину и.
на это никто не. обращает должного вни-
Мания.

Р едакция направила кониюЮ письма

Но следам неопубликованных писем

‘ления
ерике
	ряка дальнего плавания)
	Слушая докера, я вспомнил картину,
виденную совсем недавно йод мостом. Та-.
ких картин мы затем видели в Нью-Йорке.
немало. В заброшенных парках, под мо-
стами, в фанерных шалашах. в пох’ездах
домов ютитея (тольк по ‘официальным
данным) около 300 тысяч безработных.

Нью-Йорк — город  трущоб. — Совсем
невдалеке от 5-й авеню — этой улицы.
буржуазии и аристократов—находитея 3-я
авеню. Здесь выстроились невысокие кир-
пичные здания-коробки © облезлой шту-
катуркой. По наружным стенам растяну-
ты веревки, на которых сушится белье.
Тут же, на грязных лворах и улицах, иг-

лечением. «Вам надо притти еще раз, —
говорил он, —‘я не маг, а доктор, вас
еще нужно много лечить». Недовольство
больного не случайно. Американские врачи
не столько лечат, сколько стараютея полу-
чить побольше денег. Это их бизнес.

Едва мы вошли в кабинет, как врач,
не успев Узнать, в чем дело, сухо спросил
нас;

— А кто будет оплачивать вали счет,
джентльмены?

Поеле этого вопроса мы воочию убеди-
лись в том, что для американских врачей
их специальноеть — это прежде всего ком-
мерция.

Позже я посетил морской госпиталь, в
котором находился на излечении механик
нашего судна. Счет госпиталя оказался
неимоверно раздутым: 3a Bee оплачива-
лось отдельно — за каждый осмотр вра-
ча, за каждую перевязку, исследование и
даже маленькую услугу палатной а
и сиделки.

Больше всего меня поразила в госпита-
ле реакция больных, соседей нашего това-
puma по палате на наи приход. Амери-
канцы, естественно, были удивлены вни-
манием и заботой, е которыми весь. совет-
ский экипаж относился к своему заболев-
шему товарищу. Приветы, письма и по-
дарки, с которыми приходили мы в боль-
ному, вызывали изумленные восклицания.

Моряк с американского судна, лежав-
ший в этой же палате, рассказал нам од=
нажды свою историю. Он упал в трюм и
повредил себе ногу.

— Вот я и лежу с разбитой ногой. Тот
небольшой запас денег, который удалось
копить когда-то, ушел на лечение... —
говорил он. — Кому я теперь буду ну-
жен? Меня безжалостно выбросят на ули-
	iY, а на мое место придет xpyroh. Безра-
	ботных моряков в одном только Нью-Йор-
ве десятки тысяч. Видели, суда стоят на
приколе?

se @
В Нью-Йорке мы увидели два полюса:
богатство и нищету. В центре — огром-

ные небоскребы, универмаги, роскошные
частные сады, в рабочих кварталах —
скученность, грязь, нищета.

Такова одна из сторон «американского
образа жизни».
	ты! В «богатых» Соединенных Штатах Аме-
рики уже имеетея почти 5 миллионов без-
работных, а вместе с полубезработными это’
число достигает 18 миллионов. Вот она —
«американская» демократия, «американ-

ский» образ жизни!

Bo всех портовых городах, где нам при-
шаось побывать, мы встречали жертвы это-
го капиталистического «образа жизни». На
Гудзоне, по обеим сторонам Манхеттена в
Нью-Йорке стоят в бездействии сотни тор-
говых сулов. Несмотря на «план Маршал-
ла», в каждым годом сокрашается вывоз
товаров за границу. Торговый флот прихо-
хит в упадок. Экономический кризие крепко
	выражали ‘свои симпатии к Советскому
Союзу, но в весьма осторожной форме. Ина-
чё легко попасть в число «неблагонадеж-
ных», и тогда прощай работа!

_ На теплоходе работал  стивидором один
пожилой американец. Раньше он был ка-
питаном дальнего плавания. Он стал жерт-
вой реакционной политики правящих
кругов США. Вот что он рассказал:

— Kak моряк, я чаето бывал в Совет-
ском Союзе, видел русских, интересовался
их жизнью. У вас есть свое счастливое
завтра. Я всем рассказывал правду о Co-
ветском Союзё, боролся с  клеветниками,
распространяющими небылицы 0 Совет-
‘еком Союзе. Однажды меня вызвал босс и
заявил, что больше: доверять судно и коман-
ду человеку, который питает симпатию Е
русским, он не может. Мне дали расчет.
Сколько потом я ни обращался в другие
пароходные компании — всюду получал
отказ. Там, повидимому, на меня уже была
характериетика, как на «опасного»  чело-
века. Чувствую, что недолго мне придется
и здесь работать.

— Да, — закончил он свой рассказ, —
нет свободы в Америке.

Через несколько дней бывшего капита-
на дальнего плавания я встретил на 3-й
авеню. Он торговал ламскими чулками.

Охнажды мне представилась возможность
обстоятельно поговорить с одним докером.
Он рассказал мне о своей жизни, о жизни
проетых американцев. Среди докеров мно-
го безработных; Часть из них—люди интел-
лигентного труда: инженеры, студенты,
артисты, выброшенные на улицу. Все они
ищут возможность применить свои силы
хотя бы на временной тяжелой работе.

_ — Я сам, — говорит докер, — ироби-
ваюсь случайными заработками. Месяц—
два работаю, & затем несколько месяцев
хожу безработным. А вы’ знаете, что зназ
чит в Америке быть безработным? Пособие
получают не все, а за одну только квар-
тиру прихолится отдавать 30—40 one
тов заработка. А когда платить нечем, X0-
зяева выгоняют на улицу. Вот я и живу!
	в фанерном шалаше.
	Советские моряки проводят многие ме-
сяпы вдали от своей Родины, за тысячи
километров от любимой страны. Наблюдая
жизнь в капиталистических странах, 060-
бенно резко чувствуешь разницу между
двумя мирами.

Американская реакционная. печать и
фадио изошряются в пропаганде так назы-
ваемого «американского образа жизни», то-
Го самого «образа жизни», который усилен-
но насажлается сейчас в маршаллизован-
ных странах. Мы, моряки, не раз видели,
что он собой представляет.

Совсем недавно теплоход «Маршал Гово-
ров», на котором я шестой год служу ра-
дистом, совершил кругосветное ‘плавание.
Рлечатлениями этого плавания я и хочу по-
	делиться с читателями.
- хня
	Шлюпочные соревнования
	THXOOREAHCRHH ФЛОТ. (По телефону).
Здесь на’ большом рейле состоялиеь комбя-
нированные шлюпочные гонки Н-ското под-
разделения кораблей. В соревнованиях
приняло участие 25 ялов. Гонки показали
хорошую натренированность и высокую
организованность большинства участников.
Несмотря на’ то, что ‘первоначальный этап
шлюпки шли на веслах в свежую погоду
против ветра, все участники продемонетри-
ровали, уменив и выноеливость.

Первым закончил дистанцию ял старше-
го лейтенанта Гурина. Команда этой же
пыюлки победила и в состязаниях под па-
	русами. Второе место заняла команда лей-
тенанта Коявкина.
	Старший лейтенант В. ШЕВЧЕННО.
—(}-—
	Победы фехтовальщиков
	  В. Рижском гарнизоне состоялись сорев-
нования на первенство по фехтованию. В
результате двухдновных состязаний команд-
ное первенство и переходящий приз —
кубок — завоевали спортемены Краено-
знаменного артиллерийского училища бе-
реговой обороны.

Звание чемлиона гарнизона по фехтова-
нию на карабинах присуждено курсанту
Училища т. Орлову. Второе и третье места
в соревнованиях на личное первенство по
фехтованию заняли офицер Ситников и
курсант Кириллин.

Лучшим фехтовальщикам училиша rr. Op-
TOBY, Кириллину, Epmosy, Орман, Фролову,
	a О AL ER С =:

ударил по судостроительной промышален-
ности.

Значательно сократилось число Topro-
вых моряков. Многие моряки 6 судов,

рают дети, стоят ящики с отбросами, в
которых роются безработные, надеясь
найти что-нибудь с’естное.

На некоторых улицах нет канализации.

К АЕ ааа ВЕ
	Все нечистоты выливаютея на двор, иног-
да прямо на улицу из окон верхних эта-
жей.

Побывали мы и в Гарлеме, гхе живут
только негры. Длинные, узкие, кривые
улицы, етарые, покосившиеся ‘дома. Her-
ры, заработок которых намного ниже бе-
лых, ютятся в грязных, тесных, полутем-
ных квартирах. Многие поселяются в под-
валах и полуподвалах по нескольку семей
в комнате. Такие жилища сами негры про-
звали «каменными гробами».

стоящих на приколе, встречались нам В
порту, на каждом углу 2-й и 3-й звеню,
тде они продавали свои. послелние по-
UTR.
хх 2 ©

В Нью- flopse, как и во всех других го-

родах страны, не существует государствен-
ной медицинской помощи. Больницы, кли-
ники, родильные приюты, за редким ис-
‘ключением, находятся в руках частных
предпринимателей. Все виды лечения, как,
правило, платные. Больной должен обладать
солидными. средствами, ‘чтобы ‘иметь воз-
можность лечиться. В больничных спра-
вочниках, как в лавочных прейскурантах,
можно найти цены... на любые виды ме-
дицинских: услуг. Оперирование аппенди-
пита, например, стоит 1650 долларов
«без улобств» и от. 250 ло 500 долларов
«© удобствами». Так и значится в евод-
ках расценок на хирургические операции.
Ухаление щитовидной железы. или  желч-
ного пузыря стоит 200 долларов, но. при
этом никаких удобств пациенту в больни-
це не предоставляется. Если у больного

тугой конелек и он хочет оперироваться ©

комфортом, то. пожалуйста: операция. «с
удобствами» стоит от 500 xo 750 долла-
ров. Посещение врача стоит 10 долларов.
3a рентгеновский снимок, исследование
или ‘процедуру надо. также платить.

„Однажды почувствовал недомогание
наш ‘третий помощник капитана. Капитан
поручил. мне сопровождать больного к вра-
чу, которого-нам”рекомендовали.

В ‘приемной мы оказались” невольными
слушателями телефонного разговора. Врач
	спорил с клиентом, который был недоволен
	..Ранним октябрьским утром мы вошли
в порт Нью-Йорк. Приняв лопцмана, мы
шли к причалу Элизабет. Когда наш тепло-
ход проходил под громадным мостом, пере-
кинутым через рукав Гудзона, я увидел
на площадках широких фундаментов MO-
стовых быков большое скопление людей.
Некоторые из них что-то сворачивали, дру-
гие лежали. укутавшиеь одеялами или про-
	сто прикрыв лицо газетой.
— Что они тут делают в такую рань, в
	хожлливое прохладное утро? — спрашиваю
	вопмана.
— Чему вы уливляетесь? Это безработ-
	ные, — отвечает он.
То, что мне, советскому человеку, пока-

залось странным и необычным, для амери-
канца — обыкновенное явление.

Побывав в Нью-Йорке, в этом городе бо-
гатства и нищеты, небоскребов и трущоб,
увидев своими глазами этот мир ‘загниваю-
шего капитализма, мир нищеты, бесправия,
мы‘ действительно перестали Удивлятьея...

Наш теплоход однажды несколько меся-
цев стоял в Нью-Йоркском порту. В обед
или после вахты выйлешь, бывало, на па-
лубу. Злесь`обычно завязывались разговоры
© рабочими. обслуживающими судно. Они
	Вак-то раз нам пришлось ехать по пюс-
сейной дороге из Нью-Йорка в Филадель-
фию. Мы повстречали автомашину с при-
цепным фургоном. И машина и   фургон
были натружены домашним скарбом, среди
которого сидели женщины и дети. Машина
остановилась из-за какой-то неисправности,
Хозяин копошилея в моторе и ругался.

Мы затормозили. Подошли в машине,
чтобы предложить свою помощь. Оказалось,
что в этом своеобразном поезде едут две
безработные семьи. Это их лом на коле-
сах. Безработные семьи не’имели ни жи-
лища, ни постоянного местожительства.
Уже несколько месяцев они ночевали под
открытым небом, перебиваяеь случайным
заработком. ‘ :
	Перспектив получить работу у этих без-
	работных американцев нет никаких. Впере-
ди них по широкой асфальтированной авто-
страде тянулись такие же «искатели
счастья». Куда они двигаются, ‘где хотят
найти свое «завтра»? В Филадельфии? Но
это город безработных. Злееь четверть,
	трудоспособного населения не имеет радо-
	о ТИ

М. ДОНСКОЙ,  Стулневу, Яковлеву и тренеру команды
радиосператор теплохода офицеру Ситникову об’явлена  бдагодар-

&л Говоров».  НоСТЬ,
«Маршал Говоров» Р. КОНСТАНТИНОВ.
(Окончание следиет). Рига.