7 июня 1950 г., среда, № 134 (3547)

вый ль.

Флот
		КРАСН
				„К. ВОПРОСУ О МОРСКОЙ` КУЛЬТУРЕ ОФИЦЕРА“

О чувстве нового им постоянном
	совершенствовании своих знаний
		Нанпечатанная в «Красном чло-
те» 13 мая с. г. статья Контр-адми-
рала Н. Питерского «К вопросу
о морской Культуре офицера»
вызвала. отклики читателей.

Сегодня мы предоставляем сло-
во офицерам Годлевскому и Гон-
таеву. . Приглашаем читателей
принять. аКтивное участие в об-
суждении вопросов, Затронутых
	_Как в статье тов. Питерского, так
us orkankax na Hee.
	можем отетавать. Наша обязанность —
максимально увеличить возможности при-
менения оружия и боевой техники, нахо-
дить и вносить улучшения в технику и ее
использование.

Охнажды на учении мы задали команди-
ру корабля вопрос:

— Почему зы приняли именно такое ре-
шение? Не суживаете ли вы свои возмож-
ности в разрешении поставленной перед
вами задачи?

— Нет, — ответил командир, — Я
делаю все тах, как преднисывают мне Cy-
ществующие правила.

— Речь идет не о нарушении правил, &
о ваших возможностях в использовании
техники. Разве нельзя решить задачу
проще и гораздо успешнее? т

Командир задумалея. Эта задача уже
давно решалась на других кораблях значи-
тельно проще. Но командир мало интересо-
валея новшествами, формально понимал
существующие правила. Когда ему расека-
зали 0б опыте других командиров, он уди-
вилея тому. насколько проше решалась

‘поселе сложная для него задача.
	Это еше раз подтверждает правильность.
выдвинутого т Питерским положения:
нельзя овладеть морской культурой, если
не облалаепть чувством нового.
	Искать и создавать новое — значит ИТ.
ти в ногу в современностью, всячески под-
держивать разумную инициативу, личного.
состава, подхватывать творческую мысль.
Необходимо воспитывать это качество У
себя и у своих подчиненных. Передача.
своего опыта подчиненным офицерам,
стремление расширить их тактический
кругозор, воспитывать способность  вамо-
стоятельного и инициативного решения во-
просов — такова обязанность каждого
командира котабля.

Тот, кто проводит офицерскую учебу.
по-старинке, тот глушит инициативу под-
чиненных. Он готовит не новатора в своем
деле, а формалиста, не способного воспи-
тать и У стариин чуветва нового.
	Нельзя считать, что офицер овладел мот-
ской культурой, если он лично. не учит
своих полчиненных, а передоверяет это де-
ло другим. В сожалению, некоторые коман-
лиры предпочитают лишь сетовать на То,
	что их потзиненные ие имеют достаточ-
ных знаний и навыков, а сами их не учат,
не воепитызалот. ^
	Молодого офицера необходимо учить по-
казом, примером, передавать ему олыт
старигих офицеров и прежде всего коман-
диров кораблей. Надо помогать офицер-
ской молодежи развивать инициативу,
чувство отвётственноети за корабль, за
людей, за технику. Опираясь на опыт
старших, молодой офицер быстрее освоится
с0 своим новым, впервые в жизни заня-
тым, положением. Умение обучить и в0с-
	питать подчиненного = один из пока-
	’Помочь молодым офицерам овладеть
  морской. культурой. _
	товка, готовность стойко переносить лю-
вые испытания, © которыми связана
служба на флоте.

Факты, однако, свидетельствуют о том,
что в наших военно-морских ‘училищах
еще не все сделано для поднятия морской
культуры. Наблюдаются случаи, когда
курсанты старшего курса, проходящие на
кораблях практику, и даже некоторые толь-
ко что выпущенные из училищ офицеры не
совсем ясно представляют себе’ существо
морской культуры. Вот пример. Тов. Н. от-
лично окончил военно-морское училище,
Дю этого он проходил на корабле ‘пред-
выпускную практику в должности дублера-
штурмана. И что же? Он‘не проявлял ни-
какого интереса ни к изучению” морского
театра, ни к вопросам кораблевождения,
испытывая затруднения в решении Ha-
вигационных задач. Наблюдая за практи-
кой этого выпускника, нетрудно было убе-
диться в том, что училище хотя и дало
ему определенную сумму знаний, но не су-
мело привить Любовь к. морю, к. профессии
морекого офицера. Вот xpyro% пример.
Лейтенант К. начал службу офицером  с
опоздания на корабль. А ведь это никак нё
вяжется в морской культурой офицера.
Точность и аккуратность — важнейшие ее
элементы. Эти’ качества училище не при-
вило своему питомцу:
	Некоторые молодые офицеры, 5. сожале-
нию, неправильно относятся к воспитанию
подчиненных, недостаточно стремятся глу-
боко изучить каждого из них, знать его
наклонности, способности, настроения. Они
не поняли необходимости постоянно  забл-
	титься 0 под’еме илейно-политического

первой половине древнего каменного века.

М. П. Потемкин. «Австралия». Физико.
географический обзор. Пособие для учите-
лей географии. Государственное учебно-пе-
дагогическое издательство. 1950 г. 128 стр.
Пена 3 руб. 85 коп.
	M. Ю. Рагинский, С. Я. Розенблит. «Меж-
дународный процесс главных японских во-
енных преступников». Издательство Ака.
	демии наук. 19509. г. 262 стр, Цена 13 руб.
50 коп._
	Книга о токийском процессе, длившемся
более двух лет и разоблачившем агрессив-
ную политику японских империалистов. на-
	правленную против СССР.
	зателей личных качеств офицера, © o¢o-
бенно старшего. Рост подчиненного ему
лейтенанта — гордость старшего офицера,
результат его кропотливой и умелой pa-

боты. .

Командир корабля не должен забывать я
0 самостоятельной учебе своих офицеров,
Она требует четкой организации, повеел-
невной помощи молодым офицерам в приой-
ретении ими навыков самостоятельной ра-
боты нал матермалами. Большое значение
ПРИ этом имеют инхивихуальные задания,
которые ‘дает офицерам командир корабля,
Иногда в выполнению их молодой офицер
подходит робко. Он говорит:

— Врял ли я могу изложить такую те-
му в реферате. Нет у меня таких способно-
	стей.
	— A вы попробуйте, — отвечает коман- -
	дир.—-Никто от вас не требует ocoboro mm-
тературного ‘мастерства. Поработайте по-
больше. Встретитесь с трудностями — при.
ходите, разберемся,

Взявшись за дело и чувствуя направля-
ющую руку командира, лейтенант ненз-
менню добивается успеха и убеждается в
том, что напрасно боялся трудностей п
нелооценивал своих способностей.

Давзя индивидуальное. задание, командир
должен помочь исполнителю преодолеть
естественную для него робость. Он exe-
лее возьмется за дело, если увидит,
что командир рекомендует ему необходимый
материал лля разработки заданной темы,
помогает составить план работы, располо-
жить B HEM последовательно вопросы, по.
лежащие анализу. На этом помощь коман-
дира не исчерпывается.  Молодой офицер
должен ощущать ее и в процессе выполне-
ния залания;

Самостоятельная учеба -—— один Hg of.
новных метохов подготовки офицеров. (нь
развивает у офицера мышление, направ-
ленное на’поиски нозого, учит 6% сам-
стоятельно решать вопросы. Практика ne
казывает, что офицер, преусмевающий в
самостоятельной учебе, идет впереди своих
товарищей в службе,
	Организация самовтоятельной подготовки
офицеров — одна из основных задач ках-
дого начальника. И если он знает, над ка-
кими вопросами работают его офицеры, ®-
ли он контролирует их, помогает им, 1
успехи этой учебы обеспечены. Самостоя:
тельную учебу нужно дополнять группо-
выми упражнениями на ту же тему. Разу-
MeeTCH, ITO самостоятельная учеба в
должна быть отвлеченной. Любой заданный
для разработки вопрос надо увязывать в
задачами, стоящими перед кораблем.

Самостоятельный метод Учебы нужно.
всячески внедрять в офицерекую среду.
Этот метод вырабатывает у бфицера такие
ценные качества, как усидчивость в 1а-
боте, настойчивость в достижения постав-
ленной цели, умение работать над книгой,
подобрать ` нужный материал. Желательно
только, чтобы самостоятельно выполнен-
ные офицерами работы не лежали в архн-
вах, а встречали бы должное внимание с9
стороны старлгих товарищей. подвергалась
бы коллективному обсуждению.

Вопрос об офицерской подготовке, затро-
нутый в статье контр-адмирала Питерско-
го, безусловно. входит в круг вопросов,
связанных е морской культурой советеког
офицера. Вот почему целесообразно всесто-
ронне обсудить его, сообща найти наиболее
правильные пути к повышению качества
подготовки наших офинеров.
	Капитан 2 ранга Г. ГОДЛЕВСКИЙ.
	уровня подчиненных, умело требовать of
них образцовой службы. Эти вопросы тоже
входят в“`понятие «морская культура»,
ибо советский морской офицер в первую
очередь должен уметь обучать и воепиты:
вать матросов и бтаршия.
	Вонезно, морской офицер обязан быт
аккуратно и красиво одет; Этому способет-
вуют и.огромная забота нашего правитель:
ства 0б обмундировании офицеров, и самая
форма наша. Но глубоко оптибаются те то:
варищи, которые пытаются свести морскук
Бультуру в внешнему виду офицера. Это—
один из элементов ее, на который следуе
обращать постоянное внимание. Тем более
что некоторые молодые офинеры стремятя
неизвестно почему приблизить свою fol
му к штатским образцам. Например, №%-
0. встретить лейтенанта, олетого в непо-
мерно длинную и широкую тужурку, мзло
похожую на установленную форму. Длин-
ные волосы, бантик вместо галстука, цвет:
ные рубашки — все это лишает человека
	  военного’ облика. Конёчно. Ничего общем
	с морской культурой эти несуразности He
имеют. й
	Молодые офицеры нуждаются в серьв
ной и действенной помощи в овладении
морской ‘культурой. Заслуживает всяческо-
го одобрения призыв. Тов: Питерского 0б-
судить эти вопросы на страницах «Крае
ного Флота». Было бы весьма  желатель-
ным, ‘чтобы в газете выступили опытны
офицеры и в своих статьях поделили
своим опытом воспитания советовой HOP:
	забо-1850й культуры у полчиненных.
		Напитан 3 ранга А. ГОНТАЕВ.
	Сборник.
рабочий»,
	В своей статье контр-адмирал Питерский
затронул ряд весьма важных Вопросов
  новселневной деятельности нацих офице-
ров. Автор справедливо отметил, что одной
‚из характерных черт морской культуры CO-
ветекого офицера является постоянное его
стремление к совериенствованию знаний.
Именно Чувство нового помогает офицеру
постоянно ‘нахолить наиболее удачные стю-
собы обучения евоих подчиненных.

Морекая тактика, как и другие области
военно-морского искусства, видоизменяется,
совершенетвуется. Тактическая подготовка
офицерского состава не может стоять на
месте, проводиться одними и теми же спо-
`‘собами. Она должна учитывать вее то но-
Boe, YTO yaeT страна Флоту. что порождает
новые методы использования как оружия,
чаю и корабля. в целом. Эти новшества
должны емелее проверятьея офицерами на
учениях и играх, чтобы затем занять. 38-
конное место в практической деятельности
всего флота. Необходимо помнить, что
стремление офицер» К постоянному совер-
шенствованию. К поиску нового в своей
работе расириряет тактические возможности
корабля.

Некоторые командиры кораблей хо сих
пор формально относятся в офицерской
учебе. Они следят главным образом 3a
тем, чтобы количество занятий соответет-
вовало тому, которое обозначено в плане. А
как эти занятия проводятся? Какой они
дают результат? Это порой упускаетея из
виду.

С таким формальным подходом мы
столкнулись на корабле Н. Журнал пе-
стрел отметками о проведенных лекщиях и
докладах. Мы спросили командира корабля:

— Почему вы не проводите групповых.

упражнений?
	Пройдены
первые
мили
	После эвзаменов, показавших BBICORYIO
	теоретическую подготовку курсантов, буду-
щие офицеры флота расписаны по кораблям
для прохожления летней практики.

Экиная корабля Н., готовясь к приему
курсантов, с. исключительным вниманием
и заботой ‘отнесся к приведению в! порядок
	служебных помещений и кубриков. Orpe-
	монтировано учебное оборулование. Боль-
«шие работы выполнены по окраске борта и
‘налотроек корабля.

Курсанты уже прошли первые десятки
миль. Они обстоятельно знакомятся с мор-
ским Театром, повеелневно приобщаются к
корабельной службе, приобретают закалку
И рыносливость. ‘

Успешно началась летняя практика
курсантов и на другом учебном корабле. С
первых же часов пребывания на нем прак-
тиканты. с удовлетворением отметили, что
экипаж тщательно подготовил материаль-
ную’ часть к выполнению учебных залач.
Механизмы, орудия, дальномеры и другое
вооружение находятся в безупречном по-
рялке. Обобенно в хорошем состоянии на-
ходятея заведывания коммуниста Радюк и
комсомольца Булах.

Курсантов ознакомили с устройством и
вооружением корабля. незамедлительно
расписали по боевым постам.
	Командир и офицеры корабля заботят-
ся о воспитании курсантов в духе выео-
Bol морской культуры. Они добиваются
от подчиненных образцовой организации
службы. Умелые швартовки, расторопные
действия матросов и старшин на учениях
— все это имеет больное воспитательное
значение и наглядно учит будущих офи-
церов, какой должна быть служба на во-
енном корабле.
	Практиканты проявляют большой инте-
рее к истории корабля. Коммунисты Яро-
вой, Дольник и другие охотно рассказыва-
ют любознательной флотской ‘молодежи о
том, как их корабль участвовал в Великой
Отечественной войне и как успешно вы-
полняет задания командования в послево-
енный период.

(Корр. «Красного Флота»).
	0 почину  —
Лидии Корабельниковой.
	Многие цехи предприятия, где директо-
ром т. Торгунекий, являются цехами от-
личного качества и коллективной стаханов-
ской работы. Неуклонный рост производи-
тельноети труда, повышение качества вЫ-
пускаемой продукции достигаются здесь на
основе хоротю организованном социалиети-
ческого соревнования, показатели которого
ежедневно вывенгиваются для  вееобщего
обозрения. За последнее время на предири-
ATHH YMEQEHIOCh число. последователей
Лилии Корабельниковой и Федора Кузне-
цова, ведущих борьбу за бережное раеходо-
вание материзлов, максимальное сокрашще-
ние отходов. Цех, где начальником т, Бе-
лозеров,  перевыполнил апрельскую про-
грамму` с высоким качеством продукции.
Следуя почину новаторов, коллектив цеха
дал болыную экономию. материалов. Луч-
шим стахановцем цеха является т, Удови-
ченко, выполняющий дневные нормы на
150 — 130 процентов.

Больше года дает продукцию только от-
личного качества бригада т. Нляшечника.

Переходящее красное знамя предприятия
держит коллектив Цеха, который возглав-
ляет т. Сорокин. Рабочие этого цехь намно-
го перевыполняют свои обязательства.
Только за один месяц цех из сэкономленных
материалов изготовил 20 пар обуви. Пере-
довые рабочие, заботясь о росте производи-
тельности труда, помогают остальным по-
высить квалификацию. Лучший стахановец
Горлачев, выполняя дневные нормы На 200
процентов, за короткое время обучил своего
напарника Чибракова, который раньше от-
ставал. Сейчас т. Чибраков свои задания
перевыполняет, Высокие показатели работы
и ут. Волкова, качество ‘выпускаемой aM
продукции отличное.

Постоянный рост ‘производительности
труда, бережное расходование материалов,
выпуск сверхплановой продукции за ечет

экономии. повседневная забота о качестве
	И культуре производства -— вот показатели
рабочих и служащих предприятия, за кото-
рые они неустанно борются, чтобы достой-
но встретить предстоящую сессию Верхов-
ного Совета’ СССР.
	(Корр. «Красного Флота»).
	Продукция
сверх плана
	Весь коллектив предприятия, где на-
чальником т. Громыко, включился в соци-
алистическое соревнование в честь пред-
стоящей сессии Верховного Совета CCCP.
Производетвенники тт. Голяш, ’ Петровец,
Агаркова ‚обязались ежедневно выполнять
задание не ниже чем на 180 проц. Бригада
демобилизованного моряка т, Булина рещи-
лз к 12 июня выполнить полугодовое зада-
ние, а ко Дню Военно-Морского Флота —
восьмимесячное. Свое слово рабочие
держат твердо. Болынинство рабочих бригад
систематически выполняет нормы на 200
проц.

С подчиненными коммуниста Булина 60-
ревнуетея ‚бригада т. Половец. Включив-
шись в социалистическое соревнование в
честь сессии Верховного Совета СССР и Дня
Военно-Морского Флота, эта бригада вдвое
ускорила выпуск продукции и выполнила
майский план на 180 процентов, сэкономив
дорогостоящих материалов, достаточных на
4 производственных дня. Ko Дню Военно-
Морского Флота бригада намерена выпол-
нить восьмимесячную программу на 120
	Из одной
	Пробелы в дисциплинарной
	Фамилия капитана Качурина в послед-
ние месяцы часто упоминается на офи-
перских совещаниях. и на партийных собра-
ниях. Олнако такой популярноети завило-
вать не приходится: т. Качурина резко
критикуют за`серьезные опьибки в воспита-
ния подчиненных. В чем заключаются эти

опгибки?
	крайности
	практике офицера Качурина
	охвергли на совещании детальному 09-
суждению дисциилинарную практику. тов.
Качурина, осудили его ошибочный взгляд
на политико-воспитательную работу. Тов..
Качурин признал,” что’ трименявшиеея им
хо сих пор методы воспитания подчинен-
ных неправильны. Более опытные офицеры
полсказали ему на этом совещании пути.
	в Другую
		Некоторое время - назад в подразде- Исправления ошибок.
лении, которым руководит т.  Качу-  Поеле этого совещания т. Вачурин уста-

рин, состояние воинской дисциплины  новил связь с партийной и комсомольской
находилось на невысоком уровне. При- организациями подразделения, начал со-
чина заключалась в Том, что Коман вместно 6 ними бороться за  наведе-
дир и ero помощники, озабоченные   ние порядка. Ha партийных и вом-
текущими  повеедневными делами. ’ ма-   сомольских собраниях обсуждались вопровы,
	ло внимания обращали на политическое
воспитание личного состава. Они напоми-
нали сержантам и матросам об уставных
требованиях, лишь когда давали очередное
задание. Офицеры не раз’ясняли войнам их
почетный холг защитников Родины, не
пропагандировали военную присягу, бое-
вые тралиции. любовь к бвоему оружию.
	Служебная леятельность самого т. Вачу-
рина выглядела крайне неприглядно. Он не
утруждал себя проведениеих политических
бесех с подчиненными. мало интересовался
их личной жизнью, отдыхом, бытовыми
нуждами. Неправильный стиль работы
офицера начал прививаться и сержантам.
	В такой обстановке отдельные военно-
служащие, неглубоко усвоившие требования
	присяги и уставов, допускали нарушения.
	хисциилины. 1е проступки, которые He
особенно бросались в глаза, оставались
незамеченными.
	Положение в подразделении, естественно,
вотревожило командование и  политотдел

части. Офицеру коммунисту т, Вачурину
была указана главная причина ослабления
дисцинлины и порядка — забвение поли-
тико-воспитательной работы с подчинен-
ными. От него потребовали решительного
уетранения нелостатков,
	Слеловало ожидать, что, получив соот-
вететвующее указание. т. Вачурин  изуе-
	нит стиль своей деятельности, широко раз-
	вернет политико-воспитательную работу,
постарается использовать помошь партий-
ной и комсомольской организаций. Но это-
то не произошло. Тов. Качурин пренебрег
содействием общественноети и ветал на
путь голого администрирования. Вмеето то-
го чтобы кропотливо и настойчиво при-
вивать сержантам навыки обучения и вос-
питания матросов и сделать их своими в6}-
ными помощниками, т. Вачурин в течение
двух недель наказал многих сержантов, не
постаравшиеь глубоко изучить причины и
хатактер их упушений по службе.
	Борьба за порядок без опоры на cep-
	жантов, на коммунистов и комсомольцев Ov)
	принесла ожидаемых результатов. Дисцип-
линарные проступки в подразделении не
прекратились. .
	Оттибки в дисциплинарной практике
т. Качурина в этот период подтверждаются
следующим примером. Старший матрос
Стародубов раньше  очиталея передовым
воином. В предыдущие годы. находясь в
другом подразделении, он получил 19 по-
ошрений за отличное - знание оружия, за
образцовое выполнение различных заданий
и т. д. Приняв такого воина под свое на-
чало, офицер Вачурин должен был разви-
вать его способности, помогать ему coBep-
пенствоваться и расти. Но от. Стародубове
эдесь просто забыли, и он, перестав чув-
ствовать направляющую руку. началь-
ников, однажды совершил проступок,
3a это командир подразделения наложил на

. Старохубова взыскание. Наложил — и
a этом счел свою миссию законченной. Он
забыл, что его партийный и служебный
долг заключалея в том, чтобы поговорить с
провинившимея воином, заставить его глу-
боко прочувствовать взыскание, помочь

ему разумом и сердцем осулить свой про-
ступок. Такото  отеческого’ команлирского
	внушения сделано не было. Тов. Crapory bos
	не сумел понять и должным образом оце-
нить свою ошибку. В результате он в сле-
дующие месяцы снова получил подряд три
взыскания за подобный же проступок.
	Накладывая лишь взыскания, отгородив-
пгись от партийной и комсомольской орга-
низаций, капитан Качурин не смог решить
Salary укрепления воинской дисциплины
в подразделении. На помощь ему вновь при-
шел политический отдел. части. Работники
политотдела и командиры подразделений
	от решения которых в наибольшей степени
зависело укрепление хисциплины: оо при-
мерностя коммунистов и комсомольцев, 0
работе агитаторов, о культурно-массовой й
спортивной работе и др. Офицер Бачурин
стал“ больше общаться © подчиненными,
изучать их запросы и нужды. Начали про-
водиться бесехы с ланным составом. на 05-
шественно-политические и военные темы.
	Bee это, конечно. не замедлило сказать-
ся. Дисциплина и организованность в под-
разделении укрепились, уровень боевой и
политической подготовки повысился. Одна-
ко нельзя сказать, что офицер Вачурин
полностью изжил недостатки в своей вое-
питательной деятельноети.
	  Еще неудовлетворительно работает офи-
 цер Качурин с сержантеким соетавом. Co-
‘вещания сержантов зачастую превращают-
ся в очередной «разное» их со стороны
 офинтера, Командиры отделений мало учатея
правильных методам воспитания и обуче-
`ния полчиненных. Опыт лучиких сержантов
	‘не распространяется.
	Допускает оптибки т. Бачурин и в дис-
‘циплинарной практике. Раньше он наклз-
ABBA ‘взыскания один, отстранив сержан-
208 от участия в дисциплинарной прак-
тике. После того как ему указали на не-
 правильность такого метода, он бросился в.
другую крайность: возложил всею дисципли-
‚нарную практику на сержантов, оставив.
их без контроля и помощи в этой области.
А сержанты еще не научилиеь правильно

Применять права, предоставляемые им Дис-

циплинарным уставом. Приведем такой
‘пример. Сержант Миронов в течение двух
дней наложил на’ матроса Стрекалина не-
‘сколько взысканий за однородные наруше-
вия порядка. Этот матрос служит в подраз-
делении недавно, воинских уставов как
следует еще не усвоил. Сержанту Мироно-
‚ву следовало бы прежде всего заняться вос-
‘питанием матроса, обучить его соблюдению
‘порядка, а не действовать лишь наказа-
ниями. На этот случай офицер Бачурин, к
сожалению. никак не реагировал. у

В. подразделении не ‘только нет ‘должной
борьбы за рост чиела отличников боевой и
политической подготовки, по и нет даже
ACHOCTH, сколько же их. Отличников дол-
жен знать‘и гордиться ими весь личный со-
став подразделения. Ho лучших воинов
здесь не знают. их опыт не заиметвуют.

На росте рядов отличников благотворно
сказывается умелое и достойное поошрение
воинов за усердие и отличия по службе.
Этого также не учитывает капитан Качу-
рин. В карточках взысканий и поощрений
‘матросов можно вотретить благодарности
за хорошую работу на камбузе, за погруз-
ву топлива и т. п. Но чрезвычайно редко
отмечается усердие военнослужащих в 05-
ласти изучения военной специальности, в
овладении оружием и боевой техникой.
стати сказать, и эти редкие поошрения
применены в основном сержантами, & не
офицерами. 2

Чло нужно сделать офицеру Качурину,
чтобы добиться образцовой дисциплины ‘В
подразделении? Нам кажется, что для это-
го необходимо покрепче опереться на пар-
тийную и комсомольскую организации, сде-
лать, в их помощью политико-воспитатель-
ную работу важнейшим средством воспита-
ния отличников, кропотливо работать ‘с
сержантами, памятуя, что они — первые:
помощники офицера в укреплении порядка
и дисципланы, В восплтательной деятель-
ности офицер не должен ‘бросаться из 0д-
ной крайности в другую. Иго долг — рабо-
тать в этои области последовательно; Ba-
стойчиво, с учетом опыта передовых офи-
церов-воспиталелей, руководствуясь уста-
вами и указаниями своих начальников.

Г. ЛУНИН.
	— А [46 ЭТО СКазано, — ответил он, —
что я должен проводить групповые упра-
жнения?

Не случайно, что офицерская подготовка
на этом корабле имеет серъезные нелостат-
хи. Врял ли офицеры проявят что-либо но-
воз, если они только выслушивают доклады
H лекции И He развивалот свое‘ тактическое
мышление в ходе групповых упражнений.
ели учеба проводится только для того,
чобы ставить в журнале отметки, то от
таких занятий польза будет незначительной.
Пора понять, что групповое упражнение
по любому вопросу пенно не только тем, что
на нем лучшие усваивается тема, по и тем,
что оно тает возможность офицеру проявить
	‘инициативу в решении той или иной за-
	дачи. Трупповое упражнение позволяет
офицеру предложить свой вариант решения
любого вопроса, творчески применив суще-
ствующие инструкции и наставления.
Особенно ценно групповое упражнение
для молодого офинера, получившего оено-
вательную теоретическую ‚ подготовку в
училише, но иснытыватютнего недостаток в
	практическом опыте. Он сможет получить
	ответ на многие сложные для него вопросы,
высказать свои мыели и узнать мнение 0
них старших товарищей, имеющих боль-
пой опыт.

Страна многое хает флоту и в том чие-
ле соврёменную технику. Но разве все пре-
тусмотрено ‘в инструкции, пришедшей на
корабль ‘вместе с ‘механизмом? Конечно,
нет! И именно’ на групповом упражнении
можно всесторонне рассмотреть вопросе 0
наиболое эффективном использовании новой
техники.

Творческая мыель нашего народа поие-
	тине неисчерпаема. Мы, офицеры флота, не
	В статье контр-адмирала Н. Питерского
«К вопросу о морской культуре офицера»
поднят. важный и ‘глубоко волнующий
каждого офиперь нашего флота вопрос.
Ocofee значение он имеет в деле воспита-
ния молодых командиров. Нередко их
справедливо упрекают в недостаточном
овладении, морской культурой.

Мы считаем, что овладение морской
культурой должно начинаться © четкого
представления себе каждым офицером —
что же такое морокая культура. И делать
это следует еще в то время. когда буду-
щий морской офицер находится в учили-
ще. Там он должен глубоко осмыелить су-
щество подлинной морской культуры, 00-
знать необходимость овладения ею.

Для решения этой задачи наши военно-
морские училища располагают богатейшим
арсеналом средств и методов. Используя
их, можно добиться того, что выпускник
училища придет на корабль с четким по-
ниманием существа морской культуры и
горячим стремлением овладеть ею. Это по-
может молодому офицеру лучше ориенти-
роваться в корабельной обстановке и’ под
руководством опытных командиров быстро
занять свое место в офицерской семье.

Некоторые из элементов морокой куль-
туры должны быть не только раз’яснены
будущим офицерам, но и прочно привиты
им в течение учебы в военно-морских учи-
лищах. В таким элементам. по нашему
мнению, относятся сознание важности
св0ей службы на флоте, бозукоризненная
дисциплинированность, глубокое знание
уставов, умение дорожить честью  совет-
ского офицера, отличная морская moro}
			Высокая выучка экипажа
	держатся хоропю, что. нет никаких Hapy~
шений правил эксплуатации боевой техни-
КИ. Задача была слана экипажем хоро.
	Вскоре корабль выходил в ме для
сдачи новой задачи. Экипажу пришлось
действовать в более трудных условиях.
Охнако иона этот раз моряки показали
высокую выучку, добившиеь оценки «хо-
рошю».
	Недавно старший начальник при выхо-
де корабля в море проверил, насколько ©о-
ответствуют оценке данные подготовлен-
ности экипажа по первым двум задачам.
Проверка былз строгой. Главный старии-
на Шибаев на первых порах, волнуясь, до-
пустил ошибку. При проведении контроль-
ного учения он давал слишком ‘много
вводных. Цоспешность в действиях отдель-
ных матросов отражалась на качестве вы-
	полняемых рабюряжений. Но векоре стар-
	шина халаднокровнее стал подмечать недо-
статкиии тут. же устранять их. Действия
подчиненных ‘етаршины стали быстрыми и
ТОЧНЫМ .
	Весь экипаж корабля на контрольном
учении показал высокую выучку. Прово-
дивший проверку старший начальник убе-
дился, что экипаж хоропю подготовлен к
решению залач. Г
	Готовясь ко Дню Военно-Морекото Флота,
	В прошлом году среди специалиетов ко-
рабля Н. были отстающие и экипаж в целом
не занял ведущего места в еоединении. Пе-
редовые воины экипажа тяжело пережива-
ли это. Многие партийные и комсомольские
собрания на корабле были посвящены по-
вышению качества боевой и политической
подготовки, укреплению воинской дисцип-
лины, росту числа отличников. преодоле-
нию отставания отдельных моряков.
	Зима и весна прошли в напряженной
учебе. Особенно успешно занимались под-
чиненные лейтенанта Метелинз. Сам офи-
пер подавал им пример образцового несе-
ния службы, постоянно заботился о своём
дальнейшем совершенетвований. Его под-
чиненные стремились быть во всем похо-
жими на него. В результате этого число
отличников в подразделении’ начало ра-
	сти.

Постоянную заботу о высокой техниче-
ской грамотности евоих подчиненных MO-
тористов проявлял старшина группы
тлавный старшина Шибаев — опытный,
XODOIIO знающий 0806 дело моряк.
	Ранней вееной олним из первых корзюль
	елавал учебно-боевую вадачу. Боевые по-
сты лействовали слаженно и показали вы-
сокую степень организованности. ‘Люди,
зная свое лело. усердно выполняли каж-
бе задание вачальников. Особенно выео-
кие знания’ показали подчиненные лейте-
нанта Метелина и главного стаотины И-
баева. Лействиям мотористов дал высокую
	оценку офицер Нерубенко. Было отмечено,
что технические соелетва на корабле Co-
	перевод с украинского. Государственное
издательство художественной литературы.
1950 г. 450 стр. Цена 9 руб.

В книге помещены пьесы: «Гибель эс-
кадры», «Платон Кречет», «Правда»,
«Богдан Хмельницкий», «В степях Украи-
ны», «Фронт». «Приезжайте в Звонковое»

А. Корнейчук. «Пьесы». Государственное

и «Макар Дубрава».
П. И. Борисковский. «Начальный этап
	первобытного общества». — Издательство
Ленинградского Государственного универ-
ситета имени А. А. Жданова. 1950 г.
137 стр. Цена 7 руб.
	Работа П. И. Борисковского посвящена.
	древнейшей эпохе человеческой истории —
	«Исторический материализм».
Издательство «Московский
		В сборник вошли статьи: Ф. В. Констан
тинова — «Развитие исторического, матерй-
ализма Лениным и’ Сталиным», П. С. Че
ремных — «Ленин об уничтожении клас”
сов и построении социализма», М, Д. Кам
мари — «Товарищ Сталин о нанциях 67°
жуазных и социалистических» и пр.

tm
	А. П. Чехов. Полное собрание сочинений
и писем. Том ХХ. Письма УП 1901-
1902 т. Государственное излательства худо
	жественной литературы. 1950 г. 690 ср
Цена 15 руб. Г
	экипаж. корабля прилагает старание, что- пропентов.

бы вотретить праздник ‚новыми успехами Коллектив рзбочих вызвал на соци-
в боевой и политической подготовке, В алистическое соревнование предприятие,
укреплении ‘воинской дисциплины. возглавляемое т. Толкановым.

(Корр. «Красного Флота»). В. ЕЛИСЕЕВ.