сня 1950 г., четверг, № 135 (3548)
					Поток приветствий
	Учителя и учащиеся Пристенекой сеут.
летней школы Валуйского района, Курекой
	области;
Работники суда и прокуратуры Валу.
	‚В связи с семидесятилетием товари
ИВ Сталина приветствия © сердечными
	пожеланиями доброго здоровья И ДОЛГИХ
лет жизни товаришу. Сталину прислали;
	››  оворит
Черноморский
флот! *‹
	Два раз» в месяц, по четвергам, радио-
станции Крыма передают очередной вы-
пуск «Говорит Черноморский флот!», кото-
рый знакомит трудящихся области в жиз-
нью и боевой учебой военных моряков.
	Радиопередачи «Говорит Черноморский
флот!» существуют уже около полутора
лет и вавоевали популярность у елушате-
лей. В программы передач, организуемые
политуправяэнием Черноморского флота,
включаются очерки, рассказы. стиха и
	‘песни © ‘военных моряках. Нерелко у мик-
	рофона выступают отличники боевой и по-
литИческой  подготовки. Проводятся также
радиорепортажи © кораблей. _Нееколько
последних выпусков было посвящено пе-
редовикам боевой учебы тт. Демину, de-
бедь, Буянову, 6 чеетью выполняющим
свой воинокий долг пёрет Родиной.
	Большое место в Радиопередачах зани-
мают очерки о мужестве и боевом маютет-
стве военных моряков. Слушатели узнали,
например, о том, как самоотверженно Дей-
ствовал старшина 2-й, статьи Воронов,
устраняя повреждение. В другом очерке co-
общалось, что благодаря бдительности сиг-
нальщика комсомольца Черемысина была
во-время ^ замечена плавающая ‘мина. Хо-
POUL описаны мужество и мастерство мич-
манз Подаль, который в свежую потоду
подошел Kk плавающей мине и отбуксиро-
Ba ее.
	Радиопередачи знакомят  трудящихея
Крыма -0 славной историей боевых кораб-
лей. Особенно интёресно0ой была внесту-
лийная радиопередача с борта «Молотова».
Ведущий радиорепортаж обошел & микро-
фоном места, Me находилея товарищ
И. В. °Сталин во время пребывания на
крейсере 19 августа 1947 года. Своими
воспоминаниями поделился товарищ, ко-
торый в тот памятный день был вах-
тенным офицером ‘на крейсере и встречал
говатиша Сталина: .
	В радиопередачах постоянно принимают
участие флотбкий ансамбль песни и пля-
ски, коллективы матросекой художествен-
ной самодеятельности, молодые флотекие
	ПОЭТЫ.
С НАУМОВ.
	Растут ряды
переловых воинов
	Достойную встречу традиционному
празднику — Дню Военно-Морского Флота
готовит личный состав нашей части. Здесь
все больше и больше становится старшин и
матросов, которые образцово обелуживают
сложную боевую технику и механизмы,
отлично сберегают вверенные им матери-
альные ценности. На корабле. где служит
офицер Погудин, личный состав, выпол-
няя огневые задачи, получил высокие
оценкм. Особенно отличились старшина
1-й статьи Поляков. Бекало, _ старший
матрос Гаврилов. Отличные знания они
показали и по политической полхотовке.
	Не останавливаясь на достигнутом в
боевой и политической подготовке, пере-
довые старшины и матросы сетремятея к
тому, чтобы их подразделение было цели-
ком отличным. Оказывая помощь Товари-
щам по службе путем дополнительных за-
нятий, тренировок у механизмов, отлич-
ники боевой и политической подготовки
умело передают свой опыт и знания of-
тальным воинам, помогают им стать пере-
човиками.
	По инициативе  партайной и комео-
мольской организаций на-днях было про-
ведено собрание отличников боевой и по-
литической подготовки. Передовики учебы
и службы рассказали, как они работают
над совершенствованием своих внаний,
Командир части поставил перед отлични-
ками конкретные задачи и выразил уве-
ренность, что, беря пример е лучигих мо-
ряков, все’ старшины м матросы выпол-
нят поставленлые перед ними вадачи и
День Военно-Морского Флота встретят но-
выми, еще более высокиии результатами.

Н. ОСКОЛНОВ.
	лезные с
	Вечером в комнате политико-просвети-

тельной работы Н-ского гвардейского’ под-
разделения собрались молодые ones
Они оживленно  беселоваля между с000и,

обменивались впечатлениями, знакомились.
в последними политическими новостями,

Вскоре пришлл и те, которых особенно.
ждали собравшиеся. Это были опытные
офицеры. участники многих боевых п9хо-
лов. мастера обучения и воспитания лич-
	ного состава. Тепло ветреченные молоде-
жью, они тотчас включились в. общий.

1 азговор.
	Так начался вечер, посвященный пере-
даче опыта старших товарищей молодым
офицерам. Никто не делал официальных
докладов. Несколько Часов велась заду-
шевная. непринужденная беседа.

Первым выступил командир подразделе-
ния. прошедший в годы войны славный.
путь от Сталинтрада до Берлина. Он по-
делился опытом своей воспитательной де-
ятельности, рассказал молодым офицерам,
с чего ему пришлось начать свою службу
по окончания училиша,  вопомнил о тех
трудностях, которые встречались ему В
работе, и о том. как он. их преодолевал.

— Вначале. — сказал командир, —
служба у меня не лалилаеь: Я не умел
отличить в своей работе главного от вто-
Постененного, не знал, как организовать
воспитание полчиненных. Чтобы быстрее
преодолеть трудности, я часто обращался
за советами к старшим товарищам, He
стеснялся спрашивать и y старшин. Боль-
THY} помощь мне оказывали партийная п
комсомольская организации подразделения.
С ними я держал постоянную связь, ста-
ралея быть примерным коммуниетом, л0-
бросовестно выполнять любое партийное
поручение. Команлуя подразделением, я
внамательно прислушивалея к мнению
коммунистов, выступал на собраниях с до-
кладами. присутствовал на заседаниях
бюро. подсказывал, на чем нало восредото-
чить внимание партийной организации в
пот или иной период. Постоянная деловая
связь с партийной и комсомольской орга:
низациями положительно сказалаеь на мо-
ей работе. В подразделении заметно ук-
репнлась воинская дисциплина, улучити-
лось качество боевой и политической под-
тотовки, повысилея и мой авторитет сре-
ди подчиненных.

— В первоначальный период самоето-
ятельной  деятельноети, — продолжал
командир свой расскав, — я обращал вни-
мание только на массовые формы  воспи-
тация подчиненных. Соберу, бывало, мат-
росов и провожу с ними беседу на ‘TY
или иную тему. Мне казалось, что этого
вполне достаточно. Но вскоре я убедился,
что собрания и беседы нужно сочетать с
индивилуальхой ‘работой < матросами.
Правда. это требует много времени, но _за-
то и результаты получаются большие. С
матросамя я беседовал запросто, как етар-
mn товариш. Это позволило мне глубже
вникнуть в их сокровенные MBICIH, Y3-,
нать сильные и слабые стороны подчи-
ненных. найти правильные способы в0с-
питания каждого из них. т

И командир рассказал о таком елучае.
`Выл у него в подчинении старшина Ба-
ранов. Он слыл хорошим специалиетом и
требовательным старшиной” отделения. И
все же т. Баранов не пользовалея авто-
ритетом у матросов. В чем причина? He
раз задумывалея над этим командир. При-
смотревшиеь пристальнее к деятельноети
старшины, он векоре выяенил, что стар-
нина отделения ничем не дополнял свою
требовательность. Он не заботилея © под-
чиненных, был необщителен с ними, дер-
жалея в етороне от них. Командир под-
разделения побеседовал со старшиной. В
разговоре выяснилось, что етаршина мно-
гого не знает, но из-за ложного стыда не
обращается за помощью к офицерам и 60-
лее опытным товарищам. За работой
старшины был установлен повседневный
контроль, оказана всяческая помощь. Бла-
тодаря этому старшина Баранов изжил
свои недостатки. Векоре его подчиненные.
заняли в босвой учебе одно из ведущих
мест в подразделении.

После команлира подразделения Ha Be-

чере выступил офицер» Песков. Он остано-
	веты старших товарищей
	Молодой офицер Иысый рассказал о
том, как он приобрел навыки обучения и
воспитания подчиненных, как соверщенет-
вовал свои знания.
	С первых же дней своей службы он 00-
ратил главное внимание на  тщатедьшюе
	ратил главное внимание на тщательное
изучение боевой техники. Это помогло ему
	правильно организовать обучение подчи-
ненных, потребовать от них грамотного
ухода за материальной частью. Затем офи-
цер Лысый решил обучить подчиненных
смежным специальностям, Посозетовавшись,
со старшими начальниками, он  обзудил
Этот вопрос, на ‚совещании старшин, a 3a-
тем обратился за помощью ‘в комеомоль-
скую. организацию: Дело пошло на лад, 0
поставленной командиром задаче заговорили
агитаторы и боевые листки, № этому же
призывали матросов красочно оформление
лозунги. Вскоре многие старшины и мат-
росы приобрели по нескольку специально-
стей. Например. пулеметчик старшина 1-й
статьи Ашмарин овладел‘ специальностями
рулевого и’ радиста. Сигнальшик старший
матрос Аборин хоропю изучил оружие ко-
рабля и управление многими механизмами.
	Польза такой ‘учебы не замедлила ска-
заться. Олнажды большинство личного 52-
става корабля было занято на берегу ероч-
ной работой, связанной с выполнением
предстоящей учебно-боевой задачи. На ко-
рабле оставалось всего несколько человек.
Внезашио налетел пиквальный ветер и`0обор-
вал швартозы. Ворабль понесло на стояв-
нгую ‘вблизи баржу. Офицер. находившийся
в этот момент на берегу, заметил случив-
тееся`и побежал к причалу. Но на кораб-
ле уже приняли необходимые меры. Через
несколько минут корабль стоял в положен-
ном месте и был надежно ошвартован. -
	— С овладением техникой, — расска-
зырал на вечере молодой офицер Лы-
сый, — дело у меня пошло. Труднее дава-
лись навыкм воспитательной работы. Я
преодолевал трудности с помощью старших
товаритей. Они помогли мне овладеть дис-
циплинарной практикой, методами работы
во старшинами, научили вести политико-
воспитательную работу е личным составом.
	В свободное от службы время т. Лысый,
часто бывает в матросском кубрике. Он ‘бе-
седует с подчиненными на различные темы,
помогает . HM готовиться к. политическим
занятиям. Постоянно общаясь с матросами,
он ‘стал замечать то, что раньше от него
ускельзало, научился различать ‘особенно-
сти херавтера каждого, матроса, находить
правильные пути его Воститания. Налри-
мер, офицер узнал, что матрое [po
шк увлекается чтением  художеетвен-
ной литературы. Одкажды офицер’ завел ©
ним разговор о НЧавле Корчагине — герое,
романа Н. Островского «Как  закалялаеь
сталь». Матрос восхищалея образом‘ героя.
Офицер спросил: «Почему же вы не нод-
ражаете вму?». Матрос. замялея ‘и покра- !

‘снел. Ему. стало стыдно за свое поведение.
	Он ‚дал. командиру. слово. служить безуп-
речно. Помимо этой беседы, .т. Лысый. ре-
шил использовать В воспитании матроса
влияние на него его друга— отличника 6бо-
вой и политической полготовки` Матроеа
Аборина. Командир побеседовал на ‘эту
тему с т. Абориным. Поведение матроса
Прошко вскоре заметно улучшилоеь. По-
степенно он ликвидировал свое отставание
в учебе, перестал нарушать дисциплину,
Командир заметил усердие матроса и об’я-
вил emy благодарность. Поошрение  окры-
лило ето. Сейчас матроса Прошко знают в

подразделении как умелого и диециплини-
рованното воина.

На вечере выступили и другие офицеры.
Они критиковали недостатки в работе то-
варищей, говорили о необходимости прово-
дить с молодыми офицерами показательные
занятия, помогать им осваивать передовой
опыт обучения и воспитания личного с9-
става. Важно, чтобы все эти предложения
Не остались без последетвий. Сразу же
после встречи командиры и политработники
приступили к конкретной резлизации пред-
ложений. 06 этом позаботился командиу
Части. уделяющий молодым офицерам по-
стоянное внимание.

Капитан 2 ранга Г. ОСТАПЛЮН.
		Pe) ht,
	Встреча молодых офицеров с мастерами обучения и воспитания
	вилея на роли личного примера в вос-
питании воинов.

— В деятельности офицера, — сказал
т. Песков, — подчиненные всегда долж-
ны видеть патриотический пример служе-
ния Родине. Такого командира уважают и
любят матросы. Они готовы за. таким
командиром пойти на преодоление любых
трудностей.
	И т. Цеесков расеказал, каков один из
ответственных периодов Сталинградекой
битвы перед подразделением катеров, ‚ кото-
рым он тогда команловал, была постав-
лена сложная и почетная задача. Требо-
валось перебросить подкрепление, боеза-
пас и продовольствие героически сражав-
шимся частям Советекой Армии, а на об-
ратном пути вывезти раненых бойцов. 05-
становка на реке была нелегкая. Ледоход,
засоренноеть фафватера минами, уратан-
ный огонь вражеской артиллерии делали
переход крайне трудным. В установленный
чае катера вышли на выполнение  боево-
0 задания. Вскоре один из катеров 3a-
терло льдом. Нротивник сосредоточил на
нем прицельный огонь. В катер попало
несколько енарядов. Он остался без управ-
ления. Течение сносило его к неприятель
ской батарее. Над катером и десантом на-
висела смертельная опаеноеть.
	И тогда офицер Песков принял смелое
решение: перобежать по льдинам к кате-
ру и принять на себя управление. Матро-
сы увидели. как командир подразделения
прыгнул на лед. Они поняли, что ради
выполнения боевого’ приказа, спасения лю-
дей м катера командир рискует жизнью.
Недолго думая пятеро матросов бросились
к нему и в тот момент, когда особенно
неистовствовала вражеская артиллерия,
прикрыли его. своими телами. Два матро-
ca при этом погибли. Ho они спасли
жмень командира и обеспечили ему воз-
можность осуществить свое решение. Ка-

-тер © десантом и боезапасом был спасен и
	прибыл к месту назначения вместе с дру-
THMH катерами.
	С волнением выслушали этот pacckas
молодые офицеры. Они поняли, что каж-
дый из них должен быть для подчинен-
ных примером зыполнения долга перед

Ролиноай.
	—щ Ничто так легко и надежно не про-
никает в сознание подчиненных, как лич-
ный пример командира, — продолжал
т. Песков, .— Хотите добиться высокой
дисциплины ‘подчиненных, будьте сами
безукоризненно дисциплинированными офи-
церами. Покажите пример старшинам и
матросам, как надо относиться к выпол-

нению свонх служебных обязанностей, как

вести  гебя ‘на корабле и на берегу. Под-
чиненные будут равняться по вас; полра-
жать вам, становиться столь же образцо-
выми воинами, как и их командир.

Много ценного почерпнули участники
вечера и из выступления офицера Румян-
цева. Он’ поделился опытом своей работы
CO старшинами “°

т

oo Отаршщинам, — сказал т. Румянцев,
— я предоставляю болыную  евамостоя-
тельность, но ‘при этом внимательно на-
блюлаю за деятельностью каждого из них.
Олнажды я заметил, что некоторые cTap-
шины  панибратеки OTHOCATCA к своим
землякам и сверстникам. Когда речь идет
о служебных обязанностях, онм позволяют
называть себя На «ТЫ» И ветупать В
ненужные рассуждения. Чтобы устранить
этот недостаток, я собрал стампин и на
конкретных примерах раз’яенил им требо-
вания воинских уставов, рассказал, каки-
ми должны быть взаимоотнопения  стар-
шин © подчиченными. 910 совещание я
последующая индивидуальная работа со
старшинами принесли им большую пользу,
	Офицер Румянцев подробно ° рассжавал,
как лучше веего распространять опыт це-
редовых старшин, как обучать их методи-
ке воспитания матросов.
	большим интерееом выслушали моло-
дые офицеры выступление евоего товари-
ща Лысого.’ Недавний выпускник воен-
но-морского училища, т. Лысый добился
серьезных успехов. Его полчиненные за-
	нимают по боевой и политической‘ полто-
	товке одно из первых мест на корадле.

Кюолхозники и  колхозницы — КолхоЗа ом ва е,
«Красный Азербайджан», Атдашекого рай-   `Комсомольцы и молодежь колхоза «Тру.
она, Азербайлжанской ССР; довик», Мантуровекого района, Курской

Колхозники И КОЛХхОЗНИЦЫ колхоза области;

«Сери ‚и Молот», Шульгинского района, Колхозники и ROAXOSHMUDI ” Kodxo34
Тамбовской области: «Красная заря», Родничковекого района

Коллектив работников Акстафинской  Саратовекой области;
нефтебазы Азербайлжанской ССР; Учителя и учащиеся Чикозекой семн-
	помеомольцы и молодежь колхоза. «По-
	литотдел», Ключевского пайона,  Алтай-

ского края;
Колхозники И. KOAXO3HHIIbI колхоза
	«9 января», Агдамекого района, Азербай-
джанской *ОСР;

Учителя и учащиеся железнодорожной
школы №25 станции Минджевань, Азер-
байлжанской ж. д.: ^
	Рабочие, инженерно-технические работ-
ники и служащие Ртищевской дистанции
сигнализации и связи Юго-Восточной
RK. Tes

Коллектив работников = Златопольской
райветлечебницы Кировоградской области;

Коллектив судебных работников Сабир-
абадского района, Азербайджанской ССР;

Колхозники и колхозницы — колхоза
«Победа», Неткачевского района, Сталин-
градской области;

Коллектив работников Львовского обла-
стного отделения Военторга;

Коллектив работников Ханларекого  рай-
отдела. кинофикации Азербайджанской
ССР;

Собрание колхозников колхоза имени
Валинина, Сафаралиевского района, Азер-
байджанской ССР;

Учащиеся и технический персонал При-
шибинской школы механизации сельского
хозяйства:

Волхозники и колхозницы сельхозарте-
ли «Борьба», Турковского района, Сара-
товской области;

Волхозники и колхозницы колхоза «Се-
меновод» станицы Конетантиновской, Вур-
ганинского района, Краснодарского края;

Студенты и педагогический’ коллектив
Казахской акушерской школы Азербайд-
жанской CCP; °

Рабочие и служащие Столинского рай-
пищекомбината Пинской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Рас-
свет», Курганинекого района, Краснодар-
ского края;

Коллектив студентов и преподавате-
лей физико-математического факультета
Ворбитиловградекого педагогического инсти-
тута.

Коллектив работников Ростовской 0б-
ластной конторы «Заготживеырье»;

Колхозники и колхозницы колхоза имени
Ворошилова, Лунинецкого района, Пинской
области; _

Подгоренский райком ВКП(б), Воронеж-
ской области;

Работники Московского областного упра-
вления сельского хозяйства и Московского
областного финанеового отдела;

Коллектив работников Главного аптеч-
ного управления РОФСР;

Работницы, рабочие, инженерно-техниче-
ские работники и служащие фабрики №3
«Красная Оборона»:
	Воллектив рабочих и служащих фабрики
№ 3 модельной обуви Московского город-
ского управления легкой промышленноети
Красногвардейского района гор. Москвы;

Коллектив преподавателей и учащихся
Московского механико-технологического
техникума Министерства рыбной промыш-
ленноети CCCP:

Домашние хозяйки домоуправления
№ 130, Свердловского района гор. Мо-
CRBHI:

Коллектив рабочих и служащих :Москов-
ской межобластной конторы Главенаба Ми-

HHCTODCTBA промышленности средств связи
CCCP:

Коллектив медработников поликлиники
№ 38 Москворецкого района гор. Москвы:
	Учащиеся Московской областной школы
торгово-кулинарного ученичества’
	Рабочие, работницы и служащие . Мо-
сковского производственного комбината тор-
говой рекламы:
	Члены артели имени Третьего Интерна-
ционала, гор. Батайск:

(

летней школы Коченевекого района, Ново-
сибирской области;
Коллектив работников Краснодарского
краевого книжного издательства;
Собрание рабочих и служащих Велико-
Алексеевского каучукоовхоза:

Собрание учащихеля и преподавателей
Ленкоранского педучилища. Азербайджан:
ской ССР:
	Коллектив рабочих и служащих межрай-
онной конторы «Сортсемовощь», гор. Лен.
корани, Азербайджанской ССР;

Заслуженный коллектив РСФСР, квартет
имени Глазунова:
	Колхозники артели «Пролетарское», Те.
стравского районз, Куйбышевской области:

‚Коллектив медицинских работников рей.
онной Оксинской больницы Ненецкого нз-
ционального округа:
	Коллектив работников аптеки № 13,
гор. Москва:
	Воллектив работников Узбекской респуб.
ликанской конторы «Востокзаготзерно»;

Работники связи Турковского района,
Саратовской области:
	Болхозники и колхозницы колхоза «ро.
буждение», Курганинского района, Красно-
дарского края;

Колхозники и колхозницы колхоза имен
Карла Маркса, Турковекото района, (з-
ратовской области;

Коллектив работников Управления по де.
лам сельского и колхозного строительетва
при Совете Министров БССР;

Коллектив работников Главного управле.
ния мясной промышленности Белорусской
‘CCP;

Коллектив работников Института охраны
материнства и детства БССР и Дома ребенка
гор. Минска;

Рабочие и служащие Белорусской кон-
торы «Металлургенаб»;

Рабочие и служащие Белорусской конт-
ры «Главрыбебыт» Министерства рыбной
промышленности;

Коллектив работников Минекого облает.
ного  кожевенно-швейного промыслового
союза; —

Коллектив работников Болшевекой биоло.
гической станции Московского орден
Ленина Государственного университета их.
М. В. Ломоносова: .

Работники ДОСАРМ Бурят-Монтольский
ACCP;

Коллектив работников  Пугачевском
районного финансового отдела Саратовской
области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Кол
лективист», Каменского района, Алтайск-
го‘края; ‘ ‘ 1

Волхозники и колхозницы колхоза 43а
вет Ильича». Безымянского района, Сара-
товской области;

Ворошилова, Шахбузекого района, Нахиче-
ванской АССР;

Коллектив медицинских работников coB-
хоза «Хоперский пионер», Сталинградской
области;

Коллектив работников Андреевского РЁ
ВКП(б), Новосибирской области;

Ивьевекий райком КП(б) Белоруссии:

Басти Багировой, Азербайджанской ССР:
	(Собрание колхозников колхоза «Больше
вистекая правда», Тамбовской области:
	Колхозники и колхозницы колхоза «Ва:
кинский рабочий», Ленкоранского района,
Азербайджанской ССР:
	Волхозники и колхозницы колхоза имени
	Карла Либкнехта, Каменского района, Ал:
тайского края:
	Участники художественной самодеятель-

ности Викуловокого Дома культуры Тюмен.
ской области.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах),

Искусство политического руководства,
учат Ленин и Сталин, состоит в том, чтобы
овладеть всеми формами классовой борьбы,
сосредоточив главное внимание и усилия
на решающей из них (такой решающей
формой борьбы, например, в период рево-
люции 1905-—1907 гг. было вооруженное
восстание) и подчинив ей все другие фот
мы; в том, чтобы в ходе ее, когда этом
требует обстановка, обеспечить быструю 1
организованную смену одной формы борьбы
другой (таким был, например, переход м
бойкота Государетвенной думы к исполь
зованию ее в 1906 — 1907 1т.).

Искусство политического руководств
имеет много общего с искусством военного
руководства. Недаром Ленин называл нашу
партию воюющей партией, А ее револю-
ционную деятельность сравнивал с работой
военного штаба, Но политическая армия,
указывали Ленин и Сталин, не то, чт al
мия военная. Военное командование api
ступает к войне, имея в руках в основних
уже готовую армию, тогда как партии при-
ходитея создавать свою армию в ходе @*-
мой - борьбы, в ходе столкновений классов
	10 мере того как сами массы убеждаются
на собственном опыте в правильности At
зунгов партии, ее политики. (Обеспечивая
подготовку социалистической революции,
партия большевиков провела в период ¢
февраля по октябрь 1917 г. грандиозную
	по масштабам и политическому искусств
работу, связанную с сгозланирм тавлй имен.
	разоту, связанную с созданием такой имён
но массовой политической армии. Bes не
была бы невозможна победа Великой 0s-
тябрьской революции.

Вожди и теоретики большевистской пар
тии Ленин и Сталин, таким образом, влер-
вые в истории международного рабочего
движения. всесторонне и полно разработали
революционную стратегию партии ий ва
сичёски применили ее в борьбе за сверже-
ние господства помещиков и буржуазии,
за завоевание и упрочение диктатуры on
летариата, в борьбе за социализм. В 210
труднейшей и суровой борьбе большевики
воспитали, закалили такую могучую армию
революции, которая оказалась в состоянии
	В ПОМОШЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ТЕОРИЮ
	Ленин и Сталин о стратегии
и тактике марксистской партии
		тивной, сознательной стороны движения,
«поле применения стратегии широко и раз-
нообразно, ибо она, стратегия, может уско-
рить или замедлить движение, направить
по кратчайшему пути или совлечь его на
путь более тяжёлый и болезненный, в ва-
висимости от совершенств или недостатков
самой стратегии» (И. Сталин).
	Вак наука о руководстве революционной
борьбой пролетариата, стратегия и такти-
ка приобрели особенно важное значение в
эпоху империализма, развала и крушения
капитализма, когда пролетарская револю-
ция стала вопросом прямой, непосредствен-
ной практики. Маркс и Энгельс, жившие в
эпоху подготовки пролетарской революции,
не дали, да и не могли дать, развернутого
учения 0 ее стратегии и тактике и отрани-
чилиеь общими принципиальными ука-
заниями в этой области. Они доказа-
ли неизбежность пролетарской  револю-
ции и диктатуры пролетариата как
решающего условия революционном  пре-
образования калтитализма в социализм и
	обосновали в связи © этим историческую
роль рабочего класса, являющегося могиль-
щиком капитализма и главной руководящей
силой пролетарской революции и етрои-
тельетва коммунизма. Они выдвинули идею
сочетания пролетарской революции ©
крестьянским революционным движением,
идею вооруженного восстания как высшей,

по сравнению в другими, формы классовой
борьбы.
	™
После емерти Маркса и Энтельса оппор-
туниеты из П Интернационала пытались
замуровать эти важнейшие теоретические
основы пролетатекой тактики и политики.

гениальных теоретиков и непревзойденных
мастеров революционного ружоводства, CO-
стоит в том, что они не только восстанови-
ли отдельные тактические положения
Маркса и Энгельса, но и разработали цель-
ное учение о стратегии и тактике, создали
стройную сиетему правил по руководетву
классовой борьбой пролетариата. Величай-
шие творения В. И. Ленина — «Что де-
лать?», «Две тактики», ° «Империализм,
как высшая стадия капитализма»,  «Госу-
дарство и революция», «Пролетарская рево-
Люция и фенегат Каутекий», «Детская 60-
дезнь «левизны» в коммунизме» и гени-
зльные труды И. В. Сталина — «Власе
пролетариев и партия пролетариев»,
«Анархизм или сопиализм?», «0 политиче-
ской стратегии и тактике русских комму-
нистов», «К вопросу о стратегии и тактике
русских коммунистов». «06 основах
ленинизма», «Октябрьская революция и
тактика русских коммунистов», «0 Великой
Отечественной войне Советского Союза» и
другие представляют сокровищницу ценней-
тих ‘положений по вопросам стратегии 4
тактики.

Революционная стратегия руководствует-
ся данными революционной теории и про-
граммы марксистской партии, Партии
П Интернащионала, современные правые
социалиеты. прислужничающие у буржуа-
зии и не имеющие своей особой идеологии,
не имеют также, и не могут иметь, своей
самостоятельной стратегии и тактики. Бе-
вин и Черчилль, Меррэй и Трумэн, Сарра-
гат и де Гаспери, Шумахер и Аденауэр —
все они представители различных групи и
фракций одного и того же империалистиче-
‘ского лагеря. носители одной и той же им-
	летариата. Когда же дело касается суб’ек-  Историческая заслуга Ленина и Сталина, периалистической идеологии. Вся эта свора
	об’единена общей ненавистью к пролета-

риату и животным страхом перед растущим
революционным движением и социализмом.

Задача революционной стратегии и так-
тики марксистской партии — ускорить ги-
бель капитализма, используя в этих целях
силу и мощь  марксистско-ленинской
идеологии, силу и мощь рабочего класса,
используя вдохновляющий и мобилизующий
пример Советского Союза и стран народной
демократии, разоблачая буржуазную идео-
логию и изо дня в день укрепляя могучий
лагерь борцов за мир и демократию, 38
дружбу между народами, за победу co-
циализма во всем мире.

Вак уже отмечалось, стратегия опреде-
ляется характером данного этапа рабочего
движения. Иначе обстоит с тактикой. Она
имеет дело с отдельными выступлениями,
отдельными операциями. Руководствуясь
указаниями стратегии, она изменяется в
зависимости от конкретной обстановки
классовой борьбы, от под’ема или упадка
революции, от тёх или иных социально-
экономических, национальных и междуна-
родных овобенностёй развития в данной
стране. В связи с этим тактика может быть
самой разнообразной. Но она всегда должна
исходить из целей стратегии и, применяя
самые разнообразные средства,  обеспечи-
вать выполнение стратегической задачи,
	Говоря о величайшей сложноети поли-
тического руководства, которое, помимо
глубокого знания реводюционной теории и
умения применять ее к быстро меняющей-
ся обстановке революционной борьбы, тре-
бует еще и особого искусства, Ленин писал:
«История вообще, история революций в
частности, всегда богаче содержанием,
разнообразнее, разностороннее, живее,
«хитрее», чем воображают самые лучшие
партии, сзмые сознательные авангарды
наиболее передовых классов, Это и понят-
но, ибо самые лучшие  авангарды выра-
жают сознание, волю, страсть, фантазию
десятков тысяч, 3 революцию осущеетвля-
ют, в моменты особого под’ема и налряжения
всех человеческих способностей, сознание,
воля, страсть, фантазия десятков миллио-
HOB, подхлестываемых самой острой борь-
бой классов. Отсюда вытекает два очень
важных практических вывода: первый, что
революционный класс, для осуществления
своей задачи, должен уметь овладеть всеми,
без малейшего из’ятия, формами или сто-
ронами общественной, деятельности (доде-
лывая После завоевания политической
власти, иногда с большим риском и огром-
ной опасностью, то, что он не доделал до
этого завоевания); второй, что революцион-
ный класс должен быть готов к самой бы-
строй и неожиданной смене одной формы
другою».
	Политическая стратегия и тактика
марксистской партии есть наука о руко-
волетве классовой борьбой пролетариата, на-
ука, представляющая важнейпую cocTas-
ную часть Теории пролетарской революции
и ликтатуры пролетариата.
	Величайшая  жизненность и действен-
ность стратегии и тажтики партии больше-
виков заключается прежде всего, в том,
что они основаны на прочном фундаменте
марксистеко-ленинской теории и, следова-
тельно, находятся в строгом соответствии с
потребностями материальной жизни обще-
ства, е коренными интересами рабочего
класса и всех трудящихся,
	_ Отратегия и тажтика, указывает товарищ
Сталин, имеют дело е суб’ективным, созна-
тельным элементом рабочего движения, той
его стороной, которая целиком подлежит
направляющему воздействию стратегии и
тактики. Их главной задачей является пла-
номерное и четкое политичеекое руководст-
	во борьбой рабочего класса и его многочис-
ленных союзников. борьбой за осуществле-
ние ближайших и конечных целей проле-
тарского революционного движения.
	Но рабочее движение имеет и другую,
об’ективную, стихийную сторону. Речь
идет о таких процессах движения, как эко-
номическое развитие страны, все усилива-
ющийся развал капиталистической `систе-
мы. стихийное лвижение пролетариата,
	CTOTRHOBCH A классов и т. п. Ни стратегия,
ни тактика не в силах изменить что-либо
в of CRTUBHOM XOTC лвижения. Он He зави-
	CUT от сознательной воли и повеления пто-
	Но что такое стратегия? «Стратегия, —
учит товарищ Сталин,—есть определение
направления главного удара пролетариата
на основе данного этапа революции, выра-
ботка соответствующего плана расположе-
ния революционных сил (главных и второ-
степенных резервов), борьба за проведение
это плана на всём протяжении данного
этапа революции». Следовательно, страте-
гия, опирающаяся на данные революцион-
ной теории и программы, зависит от об’ек-
тивных условий классовой борьбы, от сме-
ны соответствующих этапов в развитии
революции. Она изменяется в результате
перехода революции от одного этапа к
другому. В стратегии поэтому не может,
не должно быть шаблона или готовых ре-
пептов.
	Тактика — составная часть стратегии.
Она обслуживает стратегию и подчиняется
ей. Она имеёт задачей определить, наме-
тить и подхватить в ходе революционного
движения конкретные формы борьбы и фор-
мы организации пролетариата. Тактика,
как учит товарищ Сталин, есть опре-
деление линии поведения пролетариата за
сравнительно короткий период прилива или
отлива движения, под’ема или упадка pe-
волюции, борьба за проведение этой линии
путем смены старых форм борьбы и орга-
низации новыми, старых лозунгов новыми,
	путем сочетания этих форм ит. д.