8 июня 1950 г., четверг, № 135 (3548)
				обращение
	{
компартии Японии
	ШАНХАЙ, 7 июня, (ТАСС). Вак сообщаз-
ют из Токио, тазета «Ажахала» опублико-
вала обращение компартии Японии ко всем
патриотам страны. В обралцении говорится:
	«Свирепые репрессии кабинета Иосида,
подвергнувшего чистке ‚Всех членов А
компартии Японии, прямое нарушение Пот-
сдахской декларации и 16 принципов Даль-
певосточной комиссии есть явное доказа-
тельзтво того, что силы международной ре-
акции, потериевшие поражение во всем ми-
ре и, в частности, в Азии, где они зашли в
тупиЕ и вынуждены были начать общее от-
ступление, прилагают все усиля Е тому,
чтобы превратить нашу родину в военную
	базу. ~

Патриоты всей нашей страны!  Рел-
рессии против нашей партии, проводимые
внутренней и внешней редкцией, ееть не
что иное, как выступление прогив веего
народа.

Примеры Гитлера и Тодзио показывают,
что если вы отетупите хотя бы на mar
перед лицом тажой угрозы, то свобода всего
народа будет растоптана, а вся’ нация by-
лет ввергнута в рабство.

Патриоты! Мы обращаемся к вам с при-
зывом подняться вместе с нами на защиту
нашей партии, чтобы предотвратить раз-
рушение нашей любимой родины веледет-
вие превращения ее в базу для третьей ми-
ровой войны и отстоять независимость Ba-
шей нации.

В настоящее время 40 процентов Beer
человечества вместе © компартиями стро-
ят народно-демократические и социзлисти-

ческле государства — оплот мира, 080-
боды и независимости. Заря освобождения

занимается и над наптим отечеством.

Патриоты всей страны!  Подвимайтесь
на решительные массовые действия во
главе © рабочими © тем, чтобы рассеять
мрак перед рассветом. Справедливость и
победа на стороне нашей партни и всех
патриотов страны.

6 mona 1950 года. ВБоммуниетическая
партия Японии».
	Заявление Кирино
	НЬЮ-ЙОРК, 7 июня. (ТАСС). Бак с00-
шает манильский корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресе, президент Филиппин
Кирино заявил 7 июня на пресс-конферен-
ции, что он не будет возражать против
значительного увеличения численности
американских войск на Филиппинах «ввиду
беспокойного положения в этой части
мира».

Касаяеь сообщений © продажности и
взяточничеетве филиппинских должностных
лиц, Кирино попытался представить этя
сообщения в качестве «пропаганды», одна-
ко вынужден был признать, что в. его пра-
вительстве ‘имеетея «несколько мошенни-
КОВ». :
	Авария американского самолета
над Атлантическим океаном
	НЬЮ-ЙОРК, 7 июня. (ТАСС). Газеты
сообщают 0б аварии пассажирского само-
лета нах Атлантическим окоаном, направ-
лявшегосл из Порто-Рико в СПА. На борту
еамолета находились 62 сезонных сельско-
хозяйственных рабочих. Сообщают, чт
американский эскадренный миноносец лас
45 человек. Остальные не найлены.
	НОВАЯ АНГЛИЙСКАЯ БАЗА.
В СИНГАПУРЕ
	ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Roppecnor-
xe т агентства Рейтер передает из Синга-

пура, что 5 июня английский военпый
министр ‘Стрэчи посетил строительств
новой военной базы на ‘о. Сингапур, ва
сооружение которой будет затрачено
10 улн. фунтов стерлингов.
	Ah ФЛОТ

КРАСНЫ
		Сессия Экономической
	комиссии ООН пля Европы
	ЖЕНЕВА, 6 июня. (ТАСС). Сегодня на
утреннем заседании Экономической комис-
сии ООН лля Европы продолжалось обсуж-
дение вопроса 0 безработице,  поднятого,
как известно, советской делегацией. В хо-
де прений представители СССР и стран
народной демократии нагаядно показали
обострение положения” е безработицей в
странах Западной Европы и в Соединенных
Штатах Америки и разоблачили попытки
делегатов США, Франции и других стран
уйти от обсуждения этого вопрова по су-
ществу.

Выступление представителя США Порте-
  ра представляло собой поток декларатив-
ных фраз о так называемых американских
«свободах», причем даже факт наличия в
США безработицы Портер пыталея об’яс-
нить тем. что американские рабочие поль-
зуются «свободой» перехода с одной рабо-
ты на другую и что тем самым создается
«видимость» безработицы. После ряда кле-
ветнических выпадов против СССР и стран
народной демократии Портер закончил свое
выступление уверениями, будто США столт
в отношении разрешения проблемы безра-
ботицы «на верном пути». :

Предетавитель. СССР А. Арутюнян, под-
держанный предетавителями етран народ-
ной демократии, повазал, несостоятельность
«аргументации» Портера.

Советекий представитель подчеркнул,
что за словесным жонглерством делегата
США на тему 06 американских «свободах»
скрывается желание создать дымовую заве-
су, чтобы прикрыть неприглядную картину
роста безработицы в США.
	Американекий представитель, голословно
утверждая о том, что нлан Маршалла яко-
бы способствует повышению занятости в
странах Западной Европы, уклонился, от
ответа на приведенные на предыдущих за-
веданиях делегатами СССР. и ‘стран нарол-
ной демократии конкретные факты, иллю-
стрирующие «экспорт безработицы» из
США в маршаллизованные страны. Совет-
ский представитель еще раз на фактах
показал обострение безработицы в резуль-
‘тате осуществления плана Маршалла. Так,
например, в 1948 году американская мо-
нополия добилась отмены ограничений нз
ввоз автопокрышек в Западную Германию,
и уже в октябре 1949 года в Западную
Терманию было ввезено 30 тыс. змерякан-
ских автопекрышек, хотя германская про-
мышленность в 1948 году достигла довоен-
ного уровня производства автопокрышек и
никакой потребности в их импорте не бы-
ло. Kipome того, было заключено соглаше-
ние о поставке етте 70 тые. автопокрышек

из США. Появление в замалной Германии!
	зиериканских автопокрышев, к тому с
продаваемых по демпинтовым ценам, при-
вело к тому, что германские предприятия,
производящие автопокрьиики, перешли наз
сокращенную рабочую неделю и уволили
часть рабочих. В Голланлии, как сообща-
ла католическая газета «Де фолькокрант»,
4 апреля 1950 года’ в. результате поставок
американского табака на сумму более
18 млн. долларов из общего числа рабочих
табачной промышленности 16 тыс. чело-
век тволено 6 тые.
	В выступлениях предетавителей стран
народной демократии приводился ряд Фах-
тов, разоблачающих лживость и лицемерие
заявления Портера o6 «американских сво-
	 бодах». Таж, предетавитель Румынии при-
вел официальные данные о том, что амери-
канская компания «Дженерал моторс»
расходует в год 2 млн. долларов на содер-
жание промышленной полиции; Частное
сыскное агентство «Пинкертон» содержит
132 своих тайных агента в американских
профсоюзах.

Припертый к стенке, Портер был вынуж-
ден отказаться от своего заявления © том,
что в США нет проблемы безработицы. Весь
ход прений показал убедительность аргу-
ментов делегаций СССР и стран народной
демократии и несостоятельноеть позиции
представителей США, Франции и дПугих
маршаллизованных стран, пытавшихся
отмахнуться от обсуждения вопроса о без-
работипе. Это стремление некоторых деле-
таций уйти в сторону от основного вопро-
са, похоронить его нашло отражение во
французском проекте резолюцин, который
предлагает «напомнить» комитетам Эконо-
мической комиссии ООН для Европы о су-
щестровании проблемы безработицы и
‘заявляет, что эта проблема входит в ком-
петенцию Международной организации тру-

да.

Представитель СССР, указав, что фран-
узкий проект резолюции смазывает
остроту проблемы безработицы в западно-
европейских. странах и являетея неудов-
летворительным, заявил, что истолнитель-
ному секретарю необходимо поручить под-
готовить в двухмесячный срок доклад с
рекомендациями по вопросу о безработице.

По окончании. прений на голосование
был поставлен проект резолюции, внесеч-
ной делегацией CCCP и намечавшей кон-
кретные пути для того, чтобы Экономиче-
ская комиссия OOH для Европы заналась
вопросом © безработице. ‘Под давлением
англо-американокого блока советский про-
ект резолюции был отклонен 10 голосами
против 7.
	Ноставленный вслед ва тем Ha голоео-
ванне французский проект резолюции был
принят! большинством комиссии.
	Велед за тем Экономическая комиссия
ООН для Европы  обеудила деятельность
Комитета по  лесомалериалам. В ходе 0б-
суждения чехословацкий  предетавитель
привел яркие примеры американского дав-
ления на маршаллизованные страны. Co-
тласно решению, принятому Комитетом eo
лесоматериалам, Чехослоракия наряду с
некоторыми друтими странами начала пе-
реговоры через посредство Международного
банка реконструкции и развития о полу-
чении займа для приобретения оборудова-

ния для  лебопромышленности. Было x0-
стигнуто предварительное соглашение с
Англией и. Голланлией о предоставления

такого займа. Однако вмешался алминиет-
ратор по осуществлению плаза Маршалла
— Гофнан, после чего переговоры быля
прерваны. В то же время аналотичные зай-
мы предоставлены Финляндии и Югосла-
вии. Комитет ло лесоматериалам прошел
мимо этого возмутительного факта диекри-
мннации, проводимой по чисто политиче-
ским мотивам.

Представители Антлии и Толландии ук-
лонились OT прямого ответа на выступле-
ние чехословацкого представителя, а аме-
риканекий делегат ве нашел, повидимому,
что ответить, и просто промолчал,
	Американские дипломаты
	B РУмынии укрывают
	оружие и боеприпасы

БУХАРЕСТ, 1 июня. (ТАСС). Газета
«Скынтейя» сообщает, что представители
бухареетекой милиции и редакции газеты
вместе с румынеким гражданином Нико-
‘лаем Замфиром, работающим в доме амери-
‘канского военного атташе в Бухаресте,
выехали в Снагов. В Снагове они извлекли
из озера несколько’ тысяч патронов различ-
ных калибров, брошенных туда 2 мая сот-
рудниками американского военного атташе.
В газете помещен фотоснимок, изображаю-
щий момент извлечения боеприпасов из
волы.
	цажлый честный человек пише
«Скынтейя», вправе задать ‘вопрое, Kak
увязать дипломатическую деятельность C
укрырательетром боеприпасов в подвалах
	укрывательетвом боеприпасов в подвалах
американского посольства и их транелор-
тировкой вроде той, которая имела место
2 мая? Ряд процессов пШионов и ряд
антинародных заговоров в нашей стране и
в других странах народной демократии
яено указывали, что нить веегда ведет к
американскому и английскому - посольет-
Рам.
	Интервью Поля Робсона
корреспонденту _
«Дейли уоркер»
	AOHJOH, 71 июня. (ТАСС). Поль Робсон
в беседе се корреспондентом: газеты «Дейли
уоркер» указал, что борьба за мир в Аме-
рике неразрывно связана с борьбой за
гражданские свободы, за освобождение нег-
ров и за повышение заработной платы.
	Касаясь притеснений негритянского на-
селения в Америке, Робсон заявил, что на
юге негры голосуют с риеком для жизни.
Они никогла не гарантированы от линчева-
ния и от судебных инепенировок. Их лиша-
ют работы и возможности получать обра-
зование. Негры, так же как и другие прос-
THe люди но всей Америке, понимают, что

подготовка к войне не обеспечила им новой
работы, а лишь усилила террор и уничто-
жила надежду на получение гражданских
прав.

Робсон сказал далее, что сопротивление
американского народа наступлению на его
гражданские свободы возрастает. Это сказа-
лось в проведении многолюдной конферен-
ции в защиту мира в Чикаго.
	Основной задачей движения за мир в
Америке является сейчас единство, указал
Робсон. «Разногласия и разброд ослабляли
прогрессивные силы Америки в прошлом.
Отнако сейчас эти силы об’единяются в мо-
гучем движении борьбы за мир, опираю-
щемся на широкие массы трудящихся...

Американские реакционеры тотовы на
все. Однако они не посмеют развязать вой-

ну, если мы будем делать свое дело. Мас-
сы американского народа не хотят войны».
	РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
В АНГЛИЙСКОМ
ТОРГОВОМ ФЛОТЕ
	ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). На ежегод-
ной конференции британского националь-
ного профсоюза моряков обсуждалась про-
блема безработицы в Англии среди мотя-
ков-——негров, малайцев, инлийцев и др.
	Делегаты конференции отмечали, что в
одном только Кардиффе без; работы нахо-
дятся больше 300 цветнокожих  мораков,
из которых многие плавали по 25 лет.
	Делегаг Гулля (Иоркшир) Джейме Тар-
биттен заявил, что проблема безработицы
среди цветнокожих моряков существует
	также на северо-восточном побережье Анг-.
		Конференция предложила исполкому рас-.
	следовать создавшееся положение и принять
необходимые меры.
	Под знаком укрепления мира
	0бе стороны обменялись информацией,
	  a
‘касающейся шестилетнего плана Польши
	и пятилетнего плана Германской демокра-
тической республики. В целях планового
развития товарообмена обе стороны реши-
ти приступить в августе текущего года к
рассмотрению долгосрочного’ соглалиения 0
товарообмене.

Ероме того, был подписан протокол о
культурных связях. Протокол предусмат-
ривает обмен достижениями в области на-
уки, обмен научными трудами и произве-
дениями художественной литературы, a
	также сотрудничество в области кино и
радио. 0бе стороны будут обмениваться
информацией о программах и организа-
	ции обучения и физического воспитания.

Отдельные экономические соглашения
подписали: со стороны Польской респуб-
лики —— заместитель председателя rocy-
даретвенной комиссии экономического пла-
нирования Евгений Шир, министр внеш-
ней торговли Тадеуш’ Геде и вице-министр
финансов Тронмпчинский; с немецкой сто-
роны. — министр внутригерманской тор-
товли, внешней торговли и материального
обеспечения Георг Хандке, статс-секретарь
министерства, планирования Бруно Лейш-
нер и статс-секретарь министерства фи-
нансов Румпф.

Протокол по вопросам культуры подпи-
came: со стороны Польши — министр
просвещения Станислав Скиешевский, со
стороны Германской демократической рес-
публики — глава дипломатической миссии
	Германской  лемократической республики
в Варшаве Вольф.

Переговоры проходили в атмосфере
дружбы и взаимопонимания.

- Вчера  правительственная делегация
	Германской демократической республики
выехала из Варшавы.
	дную воин“!
	гражданских прав. Эта демонстрация была
‘организована конгрессом борьбы за граж-
‘данские права и прогрессивной партией.
Среди других митингов в пользу мира на
‘тихоокеанском побережье отмечаются сту-
‘зенческая конференция представителей 15
колледжей, которая потребовала переговоров
между руководителями США и Советского
‘Союза © целью урегулирования разногла-
сий, а также митинг в Пасадене (Калифор-
ния), организованный «Беспартийным ко-
‘митетом борьбы за мир», на котором при-
‘сутетвовали 800 человек.

Массачузетский комитет борьбы за мир
‘провел митинг, на котором было выдвинуто
‘требование запретить все виды оружия мас-
сового уничтожения. Этот комитет, как и
‘многие другие местные группы в различ-
‚ных районах, в настоящее время проводит
в Бостоне и других городах сбор подписей
‘под воззваниями в защиту мира.

В газете «Балтимор сан» опубликовано
заявление, сделанное комитетом борьбы за
‘мир штата Мэриленд, в котором выдвигает-
ся требование немедленно об’явить вне за-
кона атомную бомбу и прелпринять новые
попытки в целях урегулирования разногла-
сий межлу США и Советским Союзом. В

‚Этом заявлении содержится ссылка на 3&-
	явление генерального секретаря VOH Трюгзе.
Ли, о том, что в настоящее время все. кто
верит в мир, должны принять участие в
новой попытке прекратить «холодную вой-
ну». В заявлении отмечается. что 25 тыс.
жителей Балтиморы уже высказались за
запрещение атомной бомбы, и содержится
призыв ко BCEM . сторонникам мира
похписать как можно скорее стокгольмекое
воззвание. Заявление призывает создавать
комитеты борьбы за мир при клубах, проф-
союзах и церквах. «Сегодня мы все должны
бороться з& мир, — говорится в заявле-
нии, — завтра может быть будет слишком.
позтно».

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Борьба за нефть и внешняя политика
империалистических стран.
	Во внешней политике империзлистиче-
ских государетв огромную роль играет
непрекращающаяся борьба за нефть, 96’-
яеняющаяся экономическим и военным
значением нефти. Товарищ Сталин укд-
зывал, что «...вюпрое о нефти есть жизнен-
ный вопрос, ибо от того, у кого больше бу-
дет нефти, зависит, кто будет командовать в
будущей войне. От того, у кого больше
будет нефти, зависит, кто будет командо-
вать мировой промышленностью и торгов-
лей. Нефть, после того как флот передо-
вых стран переходит на моторные двига-
тели. является жизненным нервом борьбы
мировых государств за преобладание как
во время мира, так и во время войны»
(Сочт., том 7, стр. 278). С тех пор, как этот
вид топлива приобрел большое значение в
экономике и технике, особенно военной,
начало возрастать влияние нефтяных мо-
нополий на официальную ‘политику пра-
вительств различных империалистических
государств. Теперь с уверенностью можно
сказать, что внешняя политика основных
империалиетических стран. — Соединен-
ных Штатов и Англии — в значитель-
ной мере направляется и определяется
тлавнейяшимя нефтяными монополиями.
	Вышедшая на русском языке книга анг-
лийского прогрессивного публициста Майк-
ла Брукса «Нефть и внешняя политика»*)
посвящена борьбе империалистических го-
суларств за нефть, роли нефтяных монопо-
лий в подготовке’ новой войны и в экс-
плуатаций народов колониальных етран.
	Огромные прибыли, получаемые капита-
листами при добыче, переработке, транс-
портировхе и продаже нефти, привели к
особенно сильной концентрации этой от-
расли промышленности в руках монопо-
	°*) Майкл Брукс. «Нефть и внешняя по-
литика». Издательство иностранной литера-
туры. Москва, 1949 г. 175 стр. Цена 7 руб.
	50 Kon.
	ARPEFGQ PENAK
		mk. По свидетельству Брукса, нефтяные! етавление 16 проп. будуших дохолов от  совета
	добычи нефти приобрел на 60 лет у иран-
ского шаха Мозаффер-эд-Дина запасы неф-
ти во всем Иране, за исключением нефти
северных. провинний.
	Эта незаконная сделка иранекого пра-
	вителя, заботившегося лишь о собственной
	наживе, послужила началом основания
Англо-Иранской нефтяной компании и
привела в конце концов в установлению
английского господства в Иране. Незадол-
№ до начала первой мировой  вой-
ны, когда, как отмечает Брукс, районы
Персидского залива превратились в глав-
	ный источник снабжения нефтью англии-
	ских военно-морских сил, тогдашний мор-
ской министр Уинстон Черчилль добился.
получения английским правительством
контрольного пакета акций Англо-Иран-

ской нефтяной компании. Тем самым
	1.300 тые. кв. километров концессионной.
	территории, т. е. почти вся страна попа-
ла под контроль британского правитель-
ства. «Случилось так, — пишет Брукс, —

что шах, первоначально занимавшийся
своими частными делами с частными ли-

цами, неожиданно, сам того не ведая, пе-
редал свою страну иностранному государ-

ству, вотупившему во владение основны-
MH ce богатствами».

С тех nop Англо-Иранская нефтяная
компания стала настоящим тосударством
в государетве, оказывая влияние на поли-
тическую жизнь Ирана и нещадно “экс-
плуатируя иранскую рабочую силу. Недав-
но иранская газета «Паетахте ма» писала:
«Преступления Англо-Иранской нефтяной
компании и бедствия, порожденные па-
губной британской политикой в Иране, а
также ущерб, понесенный иранским наро-
дом в результате предательской политики
иранских агентов нефтяной компании, ве-
лики и ужасны». Другая газета — «Хабар»
	так описывала положение рабочих
	владения капиталистических стран явля-
ются ‘ныне монополией двух мощных неф-
тяных ‹ синдикатов — американского
«Стандард ойл» и английского «Ройал
датч-Шелл», от которых так или иначе
зависят все остальные нефтяные компа-
НИИ.

В нефтяной промышленноети особенно
резко ‘проявляются такие черты империз-
лизма, как высокая степень концентрации
и централизации капитала, образование
международных  монополистических орга-
ниваций, подчинение влиянию монополий
веего правительственного аппарата. Фак-
ты и цифры,  ©обранные Бруксом, ил-
люстрируют историю развития нефтяных.
монополий США, Англии, Голландии и
других капиталистических стран как од-
ну из страниц истории империализма. Для
нее характерны насильственные захва-
ты территорий,  зверская  колониаль-
ная эксплуатация, подкупы и трабежи,
нищета и бесправие, усиливиееся  обни-
щание пролетариата. Во всех колониаль-
ных и полуколониальных странах, имею-
щих ‘нефть, монополисты захватывали
природные богатства при помощи. самых
трязных методов и средств, Брукс рисует
яркую картину проникновения империа-
листов в страны Ближнего и Дальнего Бо-
стока.

Примером того, какими методами дейст-
вуют имнериалистические державы, яв-
ляется новейшая история Ирана, который
со времени открытия крупных месторожде-
ний нефти на берегу Персидского залива
превратился в об’ект экспансии и эксплу-
атации со стороны английского, а затем и
североамериканекого империализма. Хюо-
зяйничанье нефтяных монополистов стало
длЯ Ирана источником неисчислимых бед-
ствий, привело ‘к потере национальной
‘независимости. В начале ХХ века англий-
‘ский агент л’Арси за незначительную сум-
	му в 40 тыс. фунтов стерлингов и предо-
	ВАРШАВА, 7 июня. (ТАСС). Польское
агентство печати опубликовало следующее
сообщение:

5 и б июня ©. г. в Варшаве находи-
лась правительственная делегация Гер-
манской демократической республики во
тлаве с заместителем премьер-министра
Ульбрихтом. В состав делегации входили:
министр внутригерманской торговли,
внешеей торговли и материального 0обес-
печения Георг Хандке, статс-секретарь ми-
нистерства иностранных дел Антон Аккер-
ман, статс-секретарь министерства плани-
рования Бруно ЛДейшнер, статс-секретарь
министерства финансов Румпф.
	ро время переговоров между делегаци-
ей и польским правительством обсужда-
лись вопросы, интересующие оба’ прави-
тельства и направленные Ha сохранение
мира. В результате переговоров достигну-
то соглашение по вопросу © демаркации
польско-германской государственной гра-
ницы по Одеру-Нейссе.
	Во время пребывания правительственной
лелегации Германской демократической
республики в Польше был сделан большой
шаг вперед в области укрепления эконо-
мических отношений между обеими странз-
ми и было похписано соглашение о тозва-
рообороте и платежах на 1950 год, кото-
рое обеспечивает увеличение 0б’ема тор-
товли более чем на 60 проц.’ по еравне-
ню с прошлогодним. Вроме того, подниеа-
HO соглашение о предоставлении  Поль-
шей кредитов Германской демократической
республике. Было заключено также согла-
щение о техническом и научном сотруд-
ничестве, которое обеспечит взаичное ис-
пользование опыта методов производства,
а также взаимное предоставление техни-
ческой помощи.
	Долой, „толо
НЬЮ-ЙОРК. 7 пюня. (ТАСС). Движение
	в зашиту мира продолжает расширяться в
	США.

Газета «Пипле уорлд» сообщает, что не-
давно 6 тые. человек приняли участие в
уптинге в Лос-Анжелосе, на котором заме-
ститель председателя профсоюза грузчиков.
и складских рабочих Робертсон и другие
опаторы подчеркивали связь между напад-
ками американской реакции на рабочее.
двяжение и борьбою за мир.

-Но сообщению газеты «Дейли уоркер»,
на профсоюзной конференции в Милуоки.
была принята петиция к Трумэну, требую-

шая мира и переговоров « Cosercxum С0ю-
	30M по вопросу © запрещении атомной.
	AOMOBIT.
	]
На с’езле членов 0б’елиненного профеою-
	за государственных и муниципальных ра-.
бочих и служащих в Чикаго была принята
резолюция, требующая, чтобы США взяли.
на себя в организации 06’единенных надий
инициативу в деле запрещения атомного
оружия и прекращения «холодной войны».
путем переговоров с Советским Союзом.
По’ сообщению газеты «Пипле из
более 2.500 лесорубов, железнодорожников,
рабочих авиационных заводов, грузчиков
и др. полнисали мирную петицию, приня-
TVW профеэюзными организациями В Taxo-
ме. Беллингхэме и Сиэттле.
	Газета «Дейли уоркер» сообщает, что
еще 2.000 рабочих автомобильных заводов
Popla подписали на прошлой неделе воззва-
ние в защиту мира после опубликования
призыва 27 местных профсоюзных лидеров.
Газета «Дейли уоркер» сообщает также,
что 2.500 человек подписали воззвание в
негритянском квартале Нью-Йорка Гарлеме.
	По сообщению газеты «Шипле уорлд»,
	$00 человек участвовали в Лос-Анжелоее в.
демонстрация, проводившейся под лозунгом
требования мира. работы, безопаености и
	Соглашения между Германской демократической
республикой и Полыней
		Телеграмма Чжоу Энь-лая Трюгве Ли
	  ПЕАИН, 6 июня. (TACC). Атентетво
 Синьхуа передает, что министр иностран-
злых дел Пентрального народного правитель-
‘ства Китайской народной республики Чжоу
aE. лай послал генеральному секретарю
	‘ков гоминдановской реакпионной КЛИБИ
	должны быть изгнаны Из различных орга-
‘нов Международной оргапизапии труда и с
ee различных заселаннй, в том числе с 33-й
‘конференции этой организации, открываю-
ейся 7 июня в Женеве. Аналогичная те-
	организации 06 единенных наций ТРЮТВе леграмма была послана генеральному ди-
Ли телеграмму, в которой инфоруирует его ректору Международной организации труда

ee EF...
	Морзе.

0 Том, что так называемые делегаты остат-

нефтяных промыслах: «Иранские рабочие
Англо-Иранской нефтяной компании вы-
полняют непосильные работы в самых
ужасных климатических условиях, при от-
сутетвии элементарных коммунальных и
санитарных уелуг, получая всего 40—60
реалов в день, что является совершенно
нищенской оплатой трула».
	Интересно заметить, что в состав
‘совета Англо-Иранской ° компании вхо-
дит не менее двух директоров oT
английского здмиралтейства. Брукс кон-
статирует, что, когда разразилась пер-
вая мировая война, британский  военно-
морской флот мог рассчитывать на пюлуче-
‚ние около миллиона тонн нефтепродуктов
из своих собственных источников в Южном
Иране, Значительно позже, когда в резуль-
тате освободительной борьбы в Иране демо-
кралические силы страны добились отмены
договора о предоставлении Англии нефтя-
‘ных концесеий, английский флот в с00т-
 ветствии с давно установившимися тради-
циями был использован для подавления
этой борьбы. Его корабли появились в во-
 дах Персидского залива, демонстрируя
‘полдержкху требований Англо-Йзанской ком-

нанийя. В результате английского нажима
	‚Иран был вынужден в 1955 году заклю-
‘чить новое соглашение с Англией, преду-
сматривающее продление нефтяной концес-
сий еще на 60 лет. Таким образом, нефтя-
ные монополий получили новые официаль-

‘ные права для дальнейшего закабаления
Ирана. :

Период между первой и второй мировыми
войнами был насыщен ожесточенной борь-
бой между нефтяными монополиями Анг-
 лии и США, начало которой восходит еще
к истокам нынешнего столетия. Одним из
первых крупных наступлений на англий-
ские интересы было наступление американ-
ских нефтяных компаний в Ираке.
Сеылаяеь на принции «открытых дверей»,
президент Вильсон потребовал для США
равной дели и участия в эксплуатации
иракской нефти. Англия, нуждавшаяся в
уступках co стороны США, согласилась на
условия, в результате которых американ-
ская «Стандард ойл» получила доступ Е

(АРАМКО), которая получила концессии в\млении использовать нефтяные ресурсы и
	стратегические возможности экоплуатируе-
‘мых стран в‚целях подготовки войны про-
‘тив Советского Союз& и стран народной де-
мократии. Брукс совершенно справотливо
	‚подчеркивает эту сторону вопроса. деуще-
	CTBAAH раздел и передел нефтяных районов
в странах Ближнем, Среднего и Дальнего
Востока, американские п английские мого-
полии сооружают там сеть роенно-мореких
ни военно-воздушных баз, готовясь исполь
зовать ‘их в развязывании войны протяв
лагеря мира и демократии. Для той же целя
они намерены использовать и нефтяные ®-
гатства этих районов.
	Такова зловещая роль нефтяных монопо-
лий. В своей. книге Брукс обличает поли-
тику, при помощи которой капиталиетиче-
ские заправилы,- ‘извлекая колоссальные
прибыли из нефти, беспощадно эксплуати-
руют порабощенные ими народы, В этом
положительное значение кнчги.
	Однако мощное нацконально-освободи-
тельное движение народов колониальных и
зависимых стран; особенно усидивиюеся по-
сле второй мировой войны. азтор не осве-
тил в достаточной степени, Сбрасывая 60
ечетсв этот валзный фактор; Брукс we eM!
притти к празильному выводу о путях
ликвидации империалистичесиой кабалы, в
которой оказались страны, попавшие в. 0р-
биту интересов нефтяных  монополлй. 0
предлагает, чтобы’ английское правитель-
ство поддержало мероприятия, которые пуи-
вели’бы к возвращению нефтяных р6с\у60в
	на Среднем Востоке и в Инхонезии ‚нацяо-

wm eee wee we Е РИ,
	нольным правительствам, а также с19009-
ствовало национализации этих ресурсов.
	Советскому читателю ясно, что ижпериа:
тисты никогда добровольно не откажутся от
эксплуатации ‘колоний. Только ‘успехи
освободительного движения народов  поло-
maT конец империализму и превратят

нефть, как и все другие богатства, из об
екта борьбы империалистов. ведущей Е
	YH CTCHAIO колониальных и MOTYRONOHH-
	альных стран, в олин из источников про-
	цветания народов.
	‘Саудовской Аравии.
_ Американекая конкуренция еще более
‘усилилась ¢ Tex пор, как в 1945—1946.
‘годах, после ряда договоров с английскими
нефтяными компаниями, было ликзихиро-
‘вано соглашение «Красной черты», нала-
гавшее ряд ограничений на американские
нефтяные компания: запрещение продавать
нефть на рынках, на которых торгуют: анг-
`личане, запрещение разрабатывать нефтя-
ные участки на Среднем Востоке без раз-
решения англичан и французов. ‘Уже в
1945 году. как ато видно из данных. при-
водимых Бруксом, Соединенные Штаты
контролировали свыше 75 проц. ‘добычи
нефти в капиталистическом мире. AmepH-
канские капиталовложения в нефтявую.
промышленность значительно превышатт.
‚английские. 0бе страны ведут ожесточен-
ную конкурентную борьбу за передел неф-,
тяных районов.

Читатель найдет в книге обширный ма-
теризл, иллюстрирующий эту борьбу: Брукс
доводит свое изложение до 1947 гола. С
тех пор борьба за нефть еще более обостри-
лась и ожесточилась. Борьба за нефть яв“
‘ляется одним из главных элементов англо-
американских противоречий. Соединенные
Штаты, используя «план Маршалла», про-
никают на английские пефтаные рынки, 3a-

хРатив В ©вои руки одну треть рынков так
называемой «стерлинговой зоны». C нача-
ла нынешнего года английское правитель-
ство в качестве ответной меры почти пол-
ностью запретило импорт нефти из, долла-

`‘ровой зоны. Это решение вызвало бурю не-
тодования в США. Газета «Вашингтой пост»
‘в угрожающех тоне писала: «Конечно, мы
не имеем права диктовать нашу волю Анг-
тии... Однако, поскольку Англия пролол-
‚кает зависеть от американской долларовой
‘юмощи, было бы неразумным для англий-
ского правительства проводить политику,
которая чувствительно затрагивает амеря-
канские интересы... ».

Но, несмотря на всю остроту борьбы за
нефть между США и Англией, оба сопер-
ника преследуют во всех нефтяных райо-
нах и общие цели. Они заключаются в
стремлении сдержать и подавить народно-

М. ЕВГЕНЬЕВ,
О ЗОО завет НЕ ОИ елена иене
	Ответственный редактор
		р»   HaKcKrol нефти. В 1933 году была создана стремлении сдержать и подавить народно-
на   Арабско-Американекая нефтяная компания освободительное движение народов, в стое-
	ЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., лом 8. Телефоны: коммутатор К 0-26-80; для справок — доб. 02-87; начальник издательства — В В ОА тр 09$ 01.80; ornen Rucem — 06. 01-71 и К 2-08-34.

Типография центрального органа Военного Министерства Союза ССР «Красная звездаз,. Москва, улица Чехова, 16.