5 . ры KPACHHA enor ae ` фиюня 1950 г., пятница, № 136 (3549)
Заявление ТАСС

oo
ft д ггг ох тала бт и.   : : A DIA т ХХ 1 77 - ;
	Полтора месяца ‘назад в’ Севастополе’ на-
чал работать лекторий. Его пель! — crio-
собствовать распространению. . передового
опыта воспитания воинов. Лекторий, соз-
данный по инициативе политуправления
Черноморского. флота, уже завоевал себе
хорошую славу. На занятия, промсходя-
щие один раз в неделю в кабинете само-
образования Дома офицеров, собирается до
	л  ста И более слушателей. В качестве док-
	ладчиков приглашаются командиры передо».
вых. вофаблей ‘и подразделений. секретари
партийных и комсомольских организаций.
Их выступления, построенные на конкрет-
ных примерах, доходчивы ий вызывают жи-
вейший интерес,
	Уже, прочитаны и обсуждены лекнии 0
практике работы командира подразделения
по воспитанию и обучению старшин ий
сержантов, 0б опыте работы партийной
организации по обеспечению примерности
коммунистов и комсомольцев в воинцекой
дисциплине. Два занятиу лектория были
посвящены ознакомлению $ опытом работы
передовых комсомольских организаций в
период подготовки и провеления учений,
воспитания примерности комсомольцев в
боевой учебе и воинской лиепиплине,
	Тематика лектория актуальна, 31060-
дневна- и ‘поэтому. привлекает значительное
количество слушателей. В числе лекций,
намеченных на ближайший период, такие,
как: «Работа командира ворабля, части по
обучению и’ воспитанию молодых офипе-
ров», «Работа командиров кораблей ий ча-
стей с отличниками боевой и политиче-
ской подготовки и распространение их
опыта», «Опыт работы по обеспечению
культурного отдыха личного состава в дня
увольнений», и лоугие.
	Политуправление Черноморского флота
придает большое значение лекторию пере-
дового опыта и повседневно занимается
его работой. Тщательная подготовка пред-
шествует каждому занятию. Работники по-
литуправления, прежде чем пригласить
докладчика, сами обстоятельно знакомятея
с практикой его работы и опытом воспи-
тания, помогалт подготовиться к выетуп-
лению,, заслушивают содержание доклада
на предварительном совещании.
	Такое серьезное отношение к делу по-
вышает качество занятий. Политуправле-
ние добивается, чтобы все выступления
носили деловой характер, прививали слу-
шателям правильные навыки воспитания
BCHHOB.
	Нам довелось беседовать с. некоторыми
участниками лектория. (Заметим, кстати,
что состав слушателей непостоянный, в
зависимости от темы занятий — боль-
инство составляют либо командиры ко-
раблей подразделений и групп, либо по-
тит работники и севретари партийных ор-
	учебном классе, которым заведует
старший лейтенант Сорин, недавно появи-
лось много различных схем, чертежей и
других наглядных пособий, ‘помогаюпгих
воинам успешно усваивать изучаемую
дисциплину. Заслуга в этом принадлежит
инициативному офицеру Сорину. Он много
поработал над тем, чтобы сделать свой
	ганизаций, либо секретари и члены бюро
комсомольских организаций и’т. д.). Слу-
шатели лектория хорошо отзываютея 0
лекпиях офицеров Зубкова, Буханько. сек-
ретаря комсомольской организации глав-
ного старшины Смирнова и других.
Офипер Зубков, например. в своей лек-
	ции рассказал о том. вак ов воспитывают)
	своих старшин, которые стали сейчас все
отличниками боевой и политической под-
готовки. ‘Он повседневно изучает их силь-
ные и слабые стороны, уровень подготов-
ки и состояние отделений, которыми они
командуют. Чтобы поднять авторитет стар-
шин, командир с помошью партийной и
комсомольской организаций добивается
их примерности в дисниилине и знании
своих обязанностей.

Слушатели  почерпнуля из ‘рассказа
т. Зубкова много полезных сведений.

Интересные примеры из своей богатой
воспитательной практики’ привел и другой
передовой офицер флота т. Буханько.

С лекцией. посвященной примерноети
	комсомольца в учебе. службе и диспипли-
	не, выетупил секретарь одной из лучших
комсомольских организаций флота, недавно
награжденной вымпелом ЦВ ЛЕСМУ, глав-
ный старшина Смирнов: Он рассказал о том,
как бюро с помощью актива ведет повеед-
невную индивидуальную работу с каждым
членом оргавизации.
	Лекторий оказывает большую помощь
молодым офицерам, - секретарям партийных
и комсомольских организаций.
	‚ Несомненно, что  поучительный опыт
передовых офиперов. которым они делятся
со слушателями лектория, найдет себе
широкое применение. Однако пело это не
должно быть предоставлено самотеку. По-
литуправление Червоморекого флота, про-
явившее хорошую инициативу по ортани-
зации лектория, обязано активно содейст-
вовать быстрейшему внедрению передового
опыта, А пока, к сожалению, нет конкрет-
ных данных о том, как используются Ha
кораблях и в частях советы и ‘рассказы
передовых люлей.
	Очень жаль, что лекции не стенографи-
руются и не ‘сохраняются хотя бы в том
же кабинете самообразования Лома офице-
ров, чтобы с ними могли знакомиться те
товарищи. которые почему-либо не посети-
ли лектория, или те. кто пожелает по-
глубже изучить лекции. Газета «Флаг
Родины», правда. ° печатает отдельные
токлалы. во не полностью и He BCE.
	Лектории передового опыта. как одна
из форм пропаганды лучших образцов во-
инекого воспитания. партийной и комсо-
мольской работы, очевидно, найдут себе
применение че только нз Черномореком.
		НЮ и на других флотах.
Н. СЕМЕНОВ.
	сам, а также’ привлек в оформлению поме-
щения художников и снециалистов подраз-
деления. Узнав, ` например, что старптий
сержант Житников хорошо рисует, т. Co-
	рин предложил ему заняться изготовле-
нием ряда наглядных пособий,  раз’яенил,
какое это имеет важное значение Тов.
	Житников охотно взялся за дело. и вскоре
учебная база значительно пополнилась.
	Наглядные пособия, изготовленные
умелыми руками воинов, дают возможность
личному составу еще более глубоко изу-
чить сложную боевую специальность.
	Старший лейтенант П. ТОНАРЬ.
	Вак сообщает в редавцию начальник по-
литотдела, критика организации совеша-
	ния правильна и учтена в практической
работе политотдела.
	рассказу, как он задает контрольные во-
просы, как сочетает обучение © воспи-
танием у матросов лиспиплины,  совет-
ской военной гордости, инициативы, вы-
носливости и других качеств. определяю-
щих облик советского воина; какие
приемы использует «таршина для подтя-
гивания отстающих матросов до уровня
передовых; когла и какие приводит при-
меры, насколько они поучительны: ка-
ким образом старнина добивается актив-
ности обучаемых и делает занятие инте-
ресным; кАк он использует ‘богатейший
опыт Великой Отечественной войны ит. д.
	Сразу же после окончания занятия офи-
цер и старшина подробно и всесторонне
разбирают его. Такой методический разбор,
проведенный офицером вместе со старшиной
1-й статьи Николаевым. начался с вопро-
га, заданного ему:-
	— an BE сами оцениваете свое заня-
тие? Какие заметили недостатки?

Старшина вначале несколько емутился,
HO затем, с нашей помощью, емог отметить
рял существенных нелочетов.
	Нам кажется целесообразным начинать
разбор се опенки проведенного занятия са-
	 мим старитиной. Это развивает у старшин
	ценное вачество — самокритичность, при-
учает ‘их анализировать евою работу, не
успокаиваться на достигнутом. Еели стар-
шана сам вокроет свои ошибки. то он на-
верняка больше их не повторит. .
	эатем приступает к разбору офицер. Ha
основе своих записей он обстоятельно оста-
навливаетей на положительных сторонах и
недостатках занятия. Олновременно. указы-
ваются конкретные способы. устранения
этих недостатков., „.

Если выявленные на методическом раз-
боре недостатки свойственны и другим
старшинам подразделения, то целесообразно
собрать их и обсудить с ними нелочеты 8
обучении, свойственные их товарищу.

‚ Мы рассказали здесь о двух формах ин-
дивидуальной  мотодической ’ полготовем
старшин. Они полностью оправдали себя.
Это подтверждается повышением качества
занятий и учений, проводимых  старши-
нами.
	Инженер=-капитан 3 ранга
	м. СОЛОВЬЕВ.
>
	Лекторий
передового. опыта
	Наглядные пособия
		По материалам «Красного Флота»

«ПО ПОВОДУ ОДНОГО СОВЕЩАНИЯ»
	В связи е повторяющимися заявлениями   ных, осужденных И Чахолящихея 1
	следствием за совершенные ими военныь
преступления. а также 9. военнопленных,
подлежащих репатриации после  окопчу,
ния лечения, и 971 чел, военнопленных,
совершивших тяжкие преступления пу.
тив китайского народа. которые передают.
ся в распоряжение Центральном Hanoy.
ного Правительства Китайекой Hapomt
Республики. В сообщении ТАСС при эму
указывалось, что репатриация японских в.
еннопленных из СССР полностью зако.)

{
wena.

]

Несмотря на исчерпывающие данные,
приведенные в этих официальных заявл-
ниях, в Соединенных Штатах Америки у.
в Японии распространяются вымышленные.
сообщения о большом голичестве японских
военнопленных, якобы оставшихея на тер.
ритории СССР.

ТАСС уполномочен заявить, что указан.
ныё сообщения иностранных кругов имею.
злостно клеветнический характер в отн.
шении Советского Союза и имеют Henn
отвлечь внимание японского нарола от по-
литики США, направленной на эконом. `
ческое и политическое закабаление Японии

иветствий
	Азммарландское отделение — обществ
«Финляндия-—Советский Союзз;

Коммунистическая организация штат
Сукре, Венецуэла;

Об’одиненный Союз социалистической
молодежи Испании в Мексике;

Студенты-практиканты кинофабрики
АГФА—Вольфен, Биттерфельл, Германия

Производственная групп Социалистиче-
ской Единой Партии Германии  общинною
управления Вельцов, Германия;

Рабочие и служащие бумажной фабрак
Бал Тенштедт, Германия;

Коллектив рабочих и служащих вордной
фабрики, гор. Ливорно, Италия;

Областной комитет компартии Италии
‘острова Сардиния;

Коммунисты секции «Сталинград», гор,
Карбония, Италия;

Конфедерация трудящихся вельекого хо-
зяйства, провинция Лукка, Италия;

Рабочие завода «Сант-Андреа», rp.
Новара, Италия;

Федерация коммунистической молодежи
гор. Новара. Италия;

Рабочие и служашие азотного завод
«Монтекатини» и научно-исследовательско-
го института «СЕТ-АНИЁ», гор. Нова,
Италил:

Профсоюз рабочих швейной промышлен:
‘ности гор. Палуя. Италия;

-_ Рабочие и служащие завода «Ильва-(з.
вона» гор. Савона. Италия:

Федерация трудящихся  металлургиче.
ской и металлообрабатывающей промыш:
ленности (ФИОМ). гор. Феррара. Италия;

Заводской комитет верфей гор. Поццуоли,
Италия:

_ Рабочие элевтротехничеекого завода
Жахпи, гор. Корнильяно, Италия; .

‘Коллектив преподавателей и учащихся
Ташкентском женского  пелагогическом
‘училища им. Ленина;
  Члены общества Красного Вреста Грузин
гор. Тбилиси;

Коллектив работников Министерства лег
кой промышленности Азербайтжанекой ССР;

Рабочие и служащие молочной промыш:
ленности Веселовского района, Новосибир.
ской области:

СКолхозники и колхозницы колхоза име-
ни Максима Горького Уваровского района,
Тамбовской области;

Коллектив работников Киевской конторы
Главснаба Министерства высшего 0разе
вания СССР:

Коллектив работников Государственной
мельнипы № 61 Курганинского мельзаво
доуправления Краснодарского края:

Коллектив рабочих и служащих 3480
лимонной кислоты Министерства пищевой
промышленности Азербайджанекой CCP:

Коллектив работников релакции и тит
графии газеты «К новым победам». Rove
невского района, Новосибирской: области;

Рабочие, инженерно-технические pater
ники и служашие жилищно-коммунальном
хозяйства гор. Балашова?

Волхозники и колхозницы &0дх0зз AL.
Красного Октября. Сабирабалекого района
Азербайлжанской ССР.
	Учащиеся 9-го класса Малотельекй
	срелней школы Сталингралекой области;
Комсомолки. пионерки и ШкольНииы
Женской средней пколы № 3 гор. Волотды;
Работники госучреждений Средне-Атту-
бинского района, Сталингралекой области:
Стуленты-дипломанты 203 группы Het-
тепромыслового факультета Азербайджан:
ского индустриального института:
Коллектив рабочих и служащих Бал
шовекого мельзавода № 7.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	Молотов“
	официальных американских BO ENS
кругов и распространением в заграничной

реакционной печати разного рода ложных
сообщений относительно количества ‘япон-
	ских военнопленных, находившихся В
СССР, ТАСС уполномочен заявить  сле-

дующее.

ур я > их
	В заявлений Управления Уполномоченно-
го Совета Миниетров СССР по делам  ре-
патриации от 20 мая 1949 г. сообщалось,
что из общего количества 594.тыс. взятых
в плен солдат и офицеров японской армии
на 1 мая 1949 г. было репатриировано В
Японию 418.166 чел., не считая 70.880
чел.. освобожденных непобредетвенно В
	районе боевых действий, и что на 1 мая
10AG vc г ГПлртоком Союзе  оставалоеь
	1949 г. в Советском (Союзе  оставалоеьв

нерепатриированных 95 тыс. человек.
В сообщении ТАСС от 22 апреля
1950 г. «0 окончании репатриации из
	Советского Союз» Японских военноплеп-
	ных» было официально об’явлено 0 том,
что репатриация  остававшихся к маю
1949 г. на территории Советского Союза
95 тыс. японеких военнопленных закон-
чена. за исключением‘ 1487 вденноплен-
	Готок пр
	В связи е семидесятилетием товарища
И. В. Сталина приветствия с сердечными
‘пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали:

Коллектив рабочих и служащих Вахско-
гс конЬячного завода;

Коллектив сотрудников Всесоюзного нз-
учно-исследовательского института охраны
труда ВЦСИС;

Коминтерновский райком КП(б) Украи-
ны, города Харькова;

Коллектив работников Министерства жи-
лищно-гражданского строительства РСФСР:

Ленинский райком ВКП(б) и исполком
районного Совета депутатов трудящихся
гор. Курска;

Архангельский райком BRII(6), Воро-
нежской области;

‚ Коллектив работников Калужской обла-
стной конторы «Заготзерно»;

Президиум Казахского республиканско-
го комитета профсоюза работников госуч-
режлений; —

Колхозники и колхознипы сельхозарте-
ли «Путь Ленина», Пестравского района,
Куйбышевской области; :

Ичалковский райком ВКП(б), Мордов-
ской АССР;

Исполком Курского городского Совета
депутатов трудящихся; .

Коллектив работников исполкома Bo-
рошиловградского областного Совета депу-
татов трудящихся;

Львовский областной Coper научных
инженерно-технических обществ;

’ Студенты, профессора, ‘преподаватели и
сотрудники Всесоюзного заочного политех-
‘нического. института;

Собрание профессоров, преподавателей,
студентов. рабочих и служащих Веесоюз-
ного заочного финансового института;

Коллектив работников санитарно-эпиде-
миологической станции Бакинского отделе-
ния, Азербайджанской ж. д.;

Рабочие-металлурги’ гор.‘ Софии, Болга-
рия;

Трудящиеея гор. Плевена, Болгария;

Жители села Осетиново, Болгария:

Члены кооперации «Здравоход», гор. Га-
брово, Болгария;

Собрание трудящихея гор.. Момчилград,
Болгария;

Сотрудники Болгарского народного банка;

Собрание служащих банка гор. Толбухи-
	ка, Болгария:
		Экскурсия на крейсер ,
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. (Корр. «Крас-
ного Флота»). Большая групна офиперов
и сержантов Таврического военного округа
побывала на прославленном крейсере
«Молотов», который 19 августа 1947 года
посетил товарищ И. В. Сталин. Тепло
встреченные личным составом, гости
осмотрели корабль, ознакомились е его
боевой техникой. Офицеры крейсера расска-
зали прибывиим о пребывании на корабле
товариша И. В. Сталина, показали те места
	На башне носового орудия стоит кубок
— Переходящий ‘артиллерийский ‘приз.
Собравшиеся возле башни матросы  плот-
ным кольцом окружили лейтенанта Нико-
ненко и слушают беседу 06 истории кораб-
ля. 06 успешаых ero боевых Хействиях. о
достижениях отличников боевой и полити-
ческой подготовки. `

Тов. Никоненко подробно рассказал. как
в прошлом году корабль занял первое место
по боевой подготовке и получил переходя-
щий приз. Затём беседчик напомнил имя
	комендора главного старшины Игошева,
ныне демобилизованного. До сих пор его
	Возле орудийной башни
	Самолеты служат безотказес
	етом техникам и механикам приходит-
ся считаться в рядом особенностей эксплу-
атации материальной части. Пыль, дневное
жаркое солнце, более интенсивная летная
работа обязывают особенно тщательно еле-
дить за чистотой машины, чаше проверять
прочность каждого узла. затяжку и креп-
ление каждой гайки и болта самолета.
Только повседневный тщательный. контроль
состояния всех агрегатов, своевременное и
высококачественное выполнение так назы-
ваемых регламентных работ гарантируют
безаварийную эксплуатацию самолетов,
значительную экономию материальных
ценностей, удлиняют жизнь дорогоетоя-
щей техники. 06 этом наглядно свидетель-
ствует опыт одного из наших лучших «хо-
зяев самолета» т: .Рассказчикова.
	Самолет, который обслуживает т. Рас-
сказчиков, всегда находится в отличном CO-
стоянии, Это об’ясняетея тем, что офипер
Рассказчиков -тшательно ‘осматривает ма-
шину, своевременно выполняет необходи-
мые работы, предохраняет самолет от пыли
и грязи. Отличное состояние машины поз-
воляет летчику Пяткову всегда успешно
вашолнять задания, экономить . горючее ий
масло. Благодаря высокой культуре экс-
плуатации машины на земле и в воздухе
специально созданная комиссия после тща-
тельного осмотра материальной части уста-
новила. что самолет‘ т. Рассказчикова мо-
	жет использоваться еще много часов.
	Примеру передового экипажа т. Вяткова
у нас следуют все авиаторы. Они’ повы-
тают бдительность при осмотре самолетов,
разрабатывают новые приемы предупреж-
дения поломок и неисправностей, изыски-
вают способы еще лучшего и бережного
сохранения боевой техники. Особенно вни-
мательно следит за техническим состояни-
ем самолета механик старшина  Халин.
Осматривая как-то на старте MaDIHHy,
т. Халин обратил внимание на воздушную
трубку уборки шасси. Бдительный меха-
ник заметил в ней трещину. Дефект был
немедленно устранен, и машина снова уш-
ла в ВоЗлУХ: .
	Этот случай командование использова-
ло для воспитания у вбех механиков бди-
тельности при осмотре машин на старте
перед очередным вылетом. Тут же веем по-
казали дефектную деталь, рассказали, как
была обнаружена поломка, и раз’яснили,
что несвоевременное обнаружение подобно-
го дефекта могло при очередной. посадке
привести к аварии.
	Инженерно-технический состав у нае
уделяет большое внимание предупреждению
неисправностей и отказов материальной
части. Используя конкретные примеры,
командование воспитывает у личного со-
става привычку, не ожидая, когда наета-
нет срок регламентных работ, проематри-
вать состояние важных узлов и деталей.
	Узнав, что на следующий день машина
должна итти в воздух, т. Вондратьев ре-
птил проверить газораспределение. Тов.
Кондратьев заметил на крышке клапанной
коробки мотора небольшое количество
бронзовой пыли. Он тотчае же деложил 06
этом своему начальнику. Они совмеетно
установили, что на шайбе оси: коромыела
появилась трещинка. Благодаря бдительно-
сти т. Кондратьева шайба была своевре-
менно заменена, и тем самым были предот-
вращены не только задержка учебного вы-.
лета, но и выход мотора из строя. По yera-
новившейся у нас традиции в тот же день
был собран весь технический состав. Под-
робный разбор случившегося стал хорошим
уроком для всех механиков и мотористов,
заставил их еще внимательнее следить за
состоянием двигателей и на своих маши-
нах.
	Слелав из разбора правильные выводы,
	старший сержант  Бурлев не только
произвел, как обычно, тшательный на-
ружный осмотр своего. самолета, но и
	векрыя мотор, в частности Ерытики газо9=
	распределения. Проверяя двитатель,
т, Бурлев обнаружил, что сетчатые филь-
	методичесние
	тры при выполнении регламентных ра-
бот были установлены его предшествен-
ником неправильно, их перемололо и
бронзовые частицы через кожухи наклон-
ных валиков попали в картер. Дефевт
был своевременно устранен. За проявлен-
ную при приемке бдительность, в резуль-
тате которой был предотвращен полный
выход мотора из строя, т. Бурлев получил
от командования ‘вознаграждение,
	Повседневно воспитывая У своих подчи-
ненных высокое чувство ответственности
за сохранение техники. — общенародного
достояния, лично показывая пример глубо-
кого ее изучения и тщательного сбереже-
ния, наши офицеры добились в этом году
заметных результатов. Обобщая имеющий-
сея опыт сбережения материальной части,
они передают его всем. Сейчас, в летний
период, когда полеты наиболее интенсив-
ны, это надо делать особенно оперативно
и влумчиво. Технические разборы с глубо-
ким анализом всех вопросов: эксплуатация
летом следует проводить чаще, чем в любое
друтое время. У нас в подразделении они
проводятся ежедневно и являются хорошей
формой обучения и воспитания личного
		Наш опыт сбережения авиационной техники
		Мне кажется, что настало время в600-
ще поднять роль техника звена в обуче-
нии и воспитании механиков и мотбристов.
Он — их непосредственный учитель. Ме-
ханики и моториеты в течение рабочего
дня находятся с ним значительно больше
времени, чем даже с командирами свойх
экипажей. Между тем обобщением и nepe-
дачей опыта работы техников ¢ Mexa-
никами и мотористами пока почти ни-
кто не занимается. И неудивительно, что
сейчае в отдельных подразделениях одной
из причин, мешающих росту механиков и
мотористов, является то, что некоторые
начальники лишают подчиненных инициа-
тивы, самостоятельности. Чалце всего это
происходит не потому, что техник не
умеет ‘передать механикам свой опыт
и навыки. Наиболее сложные работы тех-
ники выполняют своими руками, порой
не привлекая даже механика. Эта практи-
ка, мне кажется, приносит не пользу, &
вред. Главная задача чехника звена —
не самому выполнять работу на боевой
машине, а учить механиков и моторястов,
поднимать их технический уровень, конт-
ролируя работу, прививать им любовь к
машине, стремление всегда держать ее в
боевой готовности.
	В нашем подразделении уделяется боль-
шое внимание организации изучения мате-
риальной части и передовых методов ухо-
ла за ней. Мы требуем от авиамехаников,
чтобы они знали напамять эксплуатаци-
онные данные и сроки службы самолета,
моторов и агрегатов, тщательно соблюда-
ли графики регламентных работ, аккурат-
но вели техническую л^‹ументацию, рабо-
uve тетради, формуляр. ` Важдый Наш ме-
ханик считает главной залачей добиться
такого состояния вверенной ему техники,
чтобы она всегда работала безотказно и
сохраняла свои боевые качества в течение
всего установленного ей срока службы.
Это стремление в сочетании © высокой
дисциплиной личного состава и умелой
эксплуатацией машин в воздухе позволяет
	нам сберегать дорогостоящую авиационную „6 1асс образцовым, хороню ‘его оборудовать.
	технику и добиваться в ряде случаев пере-
выполнения установленных сроков ее
службы. i
	Успехов в сбережении техники мы до-
бились во многом благодаря тому, что пар-
тийная и комсомольская организации си-
стематически и умело воспитывают у ком-
мунистов и комсомольцев любовь к техни-
ке, чувство личной ответственности за
сохранение материальной части — 06-
щенародного добра. У нас коммунисты и
комсомольцы показывают сейчае пример
умелой и бережной эксплуатации самоле-
тов; ведут за собой весь личный . состав:
	Капитан авиационно-технической
	службы А. ПЕТРОВ.
	КОНСУЛЬТАЦИИ
	Но ев сформулировать. Свосвременная и
подробная методическая консультация пэ-
могает старшине преодолеть эту трудность.
	Следующий пункт каждого плана —
выбор и определение учебной * цели. Ка-
чество занятия неизбежно снижается,
если старшина не умеет определить учеб-
ную цель. Наиболее характерная ошибка
старшин заключается в том, что они 006-
щают матросам новые знания, но не при-
вивают им одновременно практические
навыки. Часто преследуется цель лишь
«изучить» тот или иной механизм или
прибор. А «привитие практических на-
выков» откладывается до проведения тре-
нировок. Если же тренировка по данной
теме не проводится. то матросы вовсе не
получают навыков. В их подготовке обра-
зуетея существенный пробел.
	Методическая консультация помогает
изжить и этот недостамк. Мы постоянно
напоминаем старшинам статью 477 первой
части Корабельного устава, которая  тре-
бует, чтобы не только сообщались матросам
знания, но и прививались им практические
навыки по ‘использованию оружия и техни-
ческих средств; Одновременно 6 этим вы
показываем старшине на примере. конкрет-
ной темы, как правильно применить эту
статью: Кюрабельного устава, т. е, как вы-
	брать и сформулировать учебную цель.
	По олной и той же теме можно провести
несколько занятий. каждый раз определив
иную учебную цель. Она зависит от того,
какие’ задачи выполняет корабль в данный
момент: становится ли он в ремонт. гото-
	BHA TH & ПЛавьнию, находится ли Б м0-
ре. В соответетвии в этим и должны под-
бираться и формулироваться учебные цели.
	hak это сделать для каждого  конкрет-
ного занятия, и должен рассказать й пока-
зать офицер. проводя ео старшиной методи-
ческую консультацию.
	Аналогичным образом  расематриваютеся
	— Добьюсь, — заявляет коммунист Со-
рин, — что. мой класс будет лучшим в
части.
	Сейчас уже с уверенностью можно ска-
зать: слова старшего лейтенанта Сорина
не расходятся © делом. Многое он слелад
	Нод таким названием в’ «Красном Фло-

те» 19 апреля была опубликована кор=

Песпонденция А. Зубова, в которой крити-
	ковалась слабая организация одного сове-
мания руковолителей политзанятий.
	матросы, материальное обеспечение, раз-
бивка темы на основные вопросы, опреде-
ление перечня сведений и упражнений, вы-
бор метода изучения вопросов. потбор нри-
	‘мгров, распретеление времени ит. д.
	Недавно нам пришлось разбирать ПАЯ,

старшины 2-й ‚статьи Полякова. Этот crap-
шина неплохо владеет методикой, однзко и
он не всегда четко определяет, какие имен-.
но сведения надо сообщить матросам, какие:
упражнения предложить им выполнить. В
план часто попадают такие вопросы, кото-
рые при внимательном рассмотрении не
имеют прямого отношения в теме. В pe-

зультате занятие получается  расплывча-
тым, ‘нецелеустремленным. Матросы не
улавливают главного. Их ‘практическая
	подготовленность страдает. Установив эти
недостатки, мы подробно, на конкретных
примерах рассказали и показали старшине,
какие вопросы необходимо включить в со-
держание темы, чтобы качество подготовки
матросов оказалось на должном уровне.
Необходимость таких методических кон-
сультаций продиктована еше и тем обетоя-
тельетвом, что офицер, утверждая план, не
всегда имеет достаточно времени для ис-
правления всех ето недостатков и для ис-
черпывающих методических указаний. Ме-
тодическая консультация восполняет этот
пробел. Ее можно назначать в то время,
когла свободны и офицер и старшина.
	Регулярное ‹ проведение индивидуальных
методических консультаций помотает офя-
перу тлубже изучить способности каждом
старшины, существенно повлиять на совер:
шенетвование его методических ‹ навыков.
Само собой разумеется, что во время кон-
сультаций не следует ограничиватьел толь-
ко разбором планов и конспеклов. Haro
столь же обстоятельно разбирать ‘и другие

вопросы обучения и воспитания HORTHHCH-
ABIX.
	Вонсультации дополняются у нас мето-
дическими разборами проведенных старши-
нами занятий или учений. Делается это
следующим образом. Офипер, присутствуя
на них, внимательно наблюдает за. дейст-
виями матросов, методическими приемамя
старшин я все замеченные недостатки и
положительные факты записывает в блок-
пот. Наблюдение должно охватывать все
		Служащие бактериологического  инсти-
тута гор. Враца, Болгария;

Рабочие и служащие государственного
спиртового треста гор. Пловлива. Болга-
	рия, :
120 организаций отечественного: фронта
гор. Софии. Болгария;
Рабочие и_служащие консервной фабри-
ки -«Средна Гора», Карлово, Болгария;
Воллектив работников государственного
	издательства «Народна просвета», . Болга-
DEA, 4 : $

Пекинский  горком коммунистической
партии Витая;

Члены 3-го отделения профеоюза работ-
ников печати гор. Некина. Китай:
	Рабочие и служащие Пекинского госпи-
таля «Датун», Китай:
	„)чащиеся средней школы «Юэшань»,
гор. Кантон, Витай;

Баоцзийское отделение Общества Ки.
	тайско-Советской дружбы, Витай:

Окружная организация общегосударет-
венного профсоюза’ венгерских  ‘гоеударет-
венных служащих‘ гор. Матэсалка, Вен-
грия: :

Жители села Фабианхаза, Венгрия:

Организация Венгерской партии трудя-
щихся села Такош, комитата Берег, Вен-
грия; . ь
	ДЛЯ Cra putin
	В подчинении каждого старшины Нах0-
дитея, как правило, несколько матросов.
Следовательно, если на корабле хотя бы
один старшина плохо владеет методикой
обучения и воспитания подчиненных, то
целое отделение будет отставать в учебе.
Это отрицательно скажется на боевой вы-
учке всего экипажа корабля. Вот почему
офицеры обязаны постоянно заботитья 0
методических навыках каждого старшины.

Существует несколько форм повьлпения
методической подготовки старшин. Одна из
них — методические консультапии,

Они существенно отличаютея, от обыч-
ных, широко практикуемых консультаций,
когда в руководителю приходят обучаемые,
задают ему вопросы, беседуют с ним. Прак-
тика показала, ITD такой вид консульта-
ций мало пригоден для повышения методи-
ческих навыков старшин. Некоторые офи-
церы, и в частности, например, в налием
подразделении, проводят их иначе.

В определенное время офицер вызывает
старшину в тетрадью планов и конепек-
тов. дн внимательно изучает составленные
старшиной план и конспект, исправляет
хопущенные ошибки и подробно конеуль-
тирует его, как надо правильно подгото-
виться в занятию. [Разбор ведется в той
послеловательности, в какой  еоставлен
	Цой. ‘
Как известно. каждый план начинается
	в формулировки темы; Правильно выбрать
тему -—— значит ‘заранее определить, на-
сколько ‘содержательным будет занятие.
В планах некоторых старшин ‘можно,
например, встретить такие  расплывча-
тые темы: «Устройство корабля», «Beno-
могательные механизмы», «Корабельные
еистемы» и т. п. Вполне понятно, что та-
кую все0б’емлющую тему нельзя как сле-
дует изучить за два часа. Старшина бу-
дет говорить 060 всем понемногу и во-
обще. но ни о чем конкретно и глубоко.
	Старшины обычно знают, какие требо-
вания пред’авляютея в выбору темы. He
	Ha Te, правом шкафуте и полубаке, гл?
великий вождь воветекого народа беседовал
ий фотографировалея ве личным составох.
Затем моряки ознакомили гостей ¢ HCN
рией ролного корабля.

Армейцы рассказали морякам о 80!
учебе и пожелали им встретить приблиха-
ющийся всенародный праздник — Девь
Военно-Морского Флота успехами в б0ев0й
и политической полготовке.
	эчыт. используют многие коменлоры и AO
стигают отличных результатов. На ем бе
BOM посту сейчас служит старший матре
Глущенко. Он также успешно выполняет
поставленные задачи, являясь  лобтойных
	преемником известного всей части вомен-
Дора.
	В конце беседы лейтенант Никоненко
напомнил матросам, чте все ови должны
выполнять свой долг так, как выполняю!
его передовые моряки части — отличнивй
боевой и политической Подготовки.
	Напитан А. ЦАРЕНКО.
	вания пред являются в выоору темы, HO   BO время вонсультации и остальные разде-   вот. паолюдлевние должно охватывать все
практически часто затрудняютея правиль- лы плана — выбор места, где обучаются стороны учебы: как старшина приступил &