Э июня 1950 г. пятница, № 136 (3549)

Oo’ TOT
	КРАСНЫ
	СПОРТ
	В выходной день
	Этот день выдался теплый, солнечный.

В 10 часов в части начались шлюпоч-
ные соревнования. На старт вышли
шлюпки офицеров Руновского, Лысого и
Максимова. На банках сидят загорелые,
сильные и ловкие гребцы. Сигнал, и три
яла на веслах устремляются вперед. Шлюп-
ва т. Руновского постепенно опережает
другие. Она первой огибает брандвахту,
ставит рангоут и идет дальше под пару-
сами.

Шеестерка офицера Руновского показала
лучшее время на соревнованиях, и команде
было присуждено первое место. На втором
месте оказались гребцы офицера Лысого.

После этого на стадионе состоялся бег
ва сто метров. На гаревой дорожке еорев-
новалиеь лучшие спортемены части. Хоро-
шее время показал матрое Баско: 100-
метровую дистанцию он пробежал за 12
секунд и занял первое место. На второе
место вышел старитина 2-й статьи Процен-
xo (12,8 cex.). B Sere на 3.000 метров
лучшее время показали старшина 1-й
статьи Верховцев и матрое Шевчук.

Затем моряки соревновались в перетя-
гивании каната. Победу одержали спортс-
мены т. Чевпецова.

После обеда личный состав присутетво-
вал на футбольном матче. На поле ветре-
тились команды капитанов тт. Горбунова
и Романова. Матч закончилея co счетом
5:0 в пользу футболиетов т. Романова.

В этот день оживленно было и на, волей-
больной и на баскетбольной площадках.
Здесь ветретились волейболисты старшины
1-й статьи Коновальчика и матроса Апа-
ницина. Победителями вышли спортемены
т. Коновальчика. Е

Интересно прошел конкурсе силачей.
Штангу весом в 40 килограммов 20 раз
выжал двумя руками старшина 2-Й статьи
Трачов, 18 раз — старший матрос ито-
BOS. ,

В 17 часов началась игра баскетболи-
стов. Победительницей вышла команда
старшего матроса Чикова со счетом 12; 6.

Затем матросы, старшины и офицеры
присутствовали на футбольном матче на
первенство части. Победу одержала со сче-
том 4:1 команда старшего матроса Шро-
MIKO.

В этот день матросы и старшины игра-
ли в городки, тренировались на перекла-
дине и параллельных брусьях, а вечером,
когла сгустились сумерки, смотрели кино-
фильм.

Выходной день военных моряков Н-ской
части прошел интересно, весело. В этом—
большая заслуга партийной и комсомоль-
ской организаций, а также работников До-

ма офицеров.
А ПЕШНИН.
	Открытие стадиона
	’ СОВЕТСКАЯ ТАВАНЬ. (Корр. «ирасного
‚ Флота»). Здесь состоялось открытие ста-
 диона Дома офицеров, которое вылилось в
‘большое спортивное : празднеетво,  знаме-
нующее собой открытие летнего сезона.
Флаг соревнований поднял многоборец
т. Ефимов. Затем состоялся парад физкуль-
‘турников, после которого были проведены
блицтурниры но футболу и волейболу.

Победителями в футбольных встречах
вышли моряки подразделения, где \ инетруБ-
тором физической подготовки старший
лейтенант Гайко. Первенство по волейболу
выиграла команда старшего лейтенанта
Курочкина.

В тот же день были проведены массо-
вые соревнования по бегу на короткие
дистанции и эстафета 10 Ж 1000 метров.
Лучшие результаты по всем видам пока-
зали моряки коллектива, который возглав-
таял капитан Беесчастный.

благосостояния советского народа, об укре-
  плении советского рубля, повышении его
покупательной силы и курса.

Коммупистическая партия и Советское
гоеударетво на основе мошного под’ема го-
циалистической экономики уже в декабре
1947 года осуществили денежную реформу
‘при одновременной отмене карточной еиете-
‘мы и обеспечили развернутую торговлю по
значительно сниженным ценам. Тем самым
были ликвидированы последствия войны в
области денежного обращения. восстановлен
‘полноценный советский рубль и повышена
его покупательная‘ способность. Советский
нарол выиграл “в течение гола от снижения
‘пен около 86 млрд. рублей.

В: дальнейшем, к марту 1949 года, было
завершено второе значительное снижение
пен, от которого население нашей страны
выиграло еще около 71 млрд. рублей. По-
купательная ‹пособность советского рубля
уже к концу 1948 года повысилась по
сравнению с: 1947 голом в два раза. Третье
крупное снижение пен, осушествленное в
марте этото года, дает выигрыш населению
в сумме 110 млрд. рублей и вновь значи-
тельно повышает покупательную силу 0-
ветских денег.

Рост покупательной: силы советских де-
‘нег нроисходит в обстановке продолжающе-
тося обесценения денег в капиталистиче-
ских странах. Под нажимом монополисти-
ческого капитала США в конце 1949 года
были девальвированы валюты свыше чем
тридцати капиталистических стран. Нара-
стающий кризисе все сильнее подрывает ле-
нежное обращение в странах капитализма,
ведет к увеличению бюджетных дефицитов,
к росту инфляции, к новой девальвации
валют. Все больше обнажается разрыв ме-
жду завышенными курсами капиталистиче-
ских валют и их упавшей стоимостью.
Вместе с тем усиливается неловерие к лол-
лару. Растущий валютный хаос в капита-
листических. странах отражает резкое 0бо-
стрение противоречий капитализма, обре-
ченность капиталистической системы хо-
зяйства.

Советская валюта оказывает свое блато-
творное влияние на развитие экономики
стран народной демократии, создает для них
крепкий бзрьер, ограждающий от влияния
обеспенивающихся капиталистических Ba-
OT.

Устойчивость советской валюты, повы-
шение курса советского рубля — яркое
выражение прочности Советского государ-
ства, великой жизненной силы сопиалисти-
ческой экономики, мудрого руководства
партии Ленина—Сталина. ведушей совет
ский народ к побеле коммунизма.

Полковнив П. ХЛЕБНИНОВ.
	Решения собрания —в действий
	>

Заметки о работе партийной
{ организаций

~~
	ный состав упорно борется за выполнение
поставленных перед кораблем задач.
	Боевым помощником партийной органи-
зации является комсомол. В прошлом здесь
было так: слушались доклады 60 работе
комсомольской организации, Иногда KOM-
мунисты присутствовали на заседании бю-
ро или собрании организации ВЛКСМ.
Нартийное же руководство ‘комеомолом по
существу было поверхностным, а зачастую
и формальным.
	06 этом говорилось не раз, но по-наетоя-
щему недостатки были вскрыты на отчетг-
но-выборном партийном собраний. Комму-
нисты решительно высказались за то, что-
бы усилить большевиетское влияние Ha

молодежь, выращивать, учить комеомоль-
ский актив  ^
	Комсомольской организации стали уде-
лять больше внимания, и это содейетвовало
улучшению ее работы, Большинство ‘ком-
сомольцев настойчиво повышает свои
военные -и_политические знания. Вее матро-
сы отделения сигнальщиков, которым
командует комсомолец старшина 2-й статьи
Вербицкий, — отличники. По ним равняют-
ся другие военные моряки.
	эначительная часть комсомольцев изу-
чает «Краткий куре истории ВК(б)» —
одни на политзанятиях, другие в системе
партийного просвещения. Интерес к изуче-
нию марксистеко-ленинской теории orpo-
мен. 06 этом говорит хотя бы  комсомоль-
ское собрание, обсудившее вопрос о пере-
довой роли комсомольцев в изучении
«Краткого куреа истории ВКП(б)» на по-
литических занятиях. Собрание показало,
что комсомольцы Шульга, Чередниченко и
другие глубоко и’ вдумчиво изучают
сталинскую книгу, аккуратно ведут кон-
спекты.
	Коммунисты часто присутствуют на
комсомольских собраниях. Они учат комео-
мольцев по-большевистеки подходить к ре-
	шению того или другого вопроса, развер-
	тывать здоровую вритику и самовритиву,
принимать деловые, конкретные решения.
	Нельзя, конечно, ‘сказать, что KOMCO-
мольцы сделали все для улучшения своей
работы. Но некоторое улучшение уже. за-
метно. Более организованным стал отдых
матросов в дни увольнений. Устраиваются
посещения театров, музеев, проводятся бе-
седы у исторических памятников,
	Большое внимание уделяется укрепле-
нию дисциплины, повышению чувства от-
ветственности за образцовое выполнение
воинского долга. Особое значение при этом
обращается на индивидуальную работу сре-
ди комсомольцев. Комсомолец Бурцев в
прошлом нередко нарушал дисциплину,
	службу нес не. всегда так, как нужно. Вго
критиковали, но никто с ним по-настояще-
му не занимался. Упорная, повседневная
работа секретаря- комсомольского. бюро с
отстающим комсомольцем принесла  поло-
жительные результаты. Теперь т. Бурцев
хорошо учится, активно участвует в 0б-
шественной работе. Он организовал, напри-
мер, в кубрике чтение лучших произведе-
ний советской литературы. У т. Бурцева
Нет теперь нарушений дисциплины.
	Член БЛВОМ Виселев болезненно воспри-
нимал критику. Секретарь беседовал с ним
по этому поводу, однако это не помогло.
Как-то т. Киселев плохо нее вахту. Вомео-
	молец Литвиненко рассказал 00 этом на
собрании. Киселеву критика не понрави-
лась. и он после собрания нагрубил т. Тит-
	виненко. На Это обратил внимание секре-

тарь: партийной организации. Он предло-
жил комсомольскому бюро заняться этим де-
лом. .

Поведение т. Киселева уаз И обетоя-
тельно обсуждалось на бюро в присутетвии
т. Староверова, командира корабля и 600.
заместителя пб политической Части. Толь-
ко здесь т. Киселев глубоко осознал свою
вину. Он тут же попросил у i, Aursunenko
извинения, пообещав служить честно, при-
мерно. Свое слово Комсомолец держит
крепко.
	В связи © этим случаем среди комсо-
мольцев была проведена широкая раз’яс-
нительная работа 0 значении кри-
тики и самокритики. С комсомольцами.
беседовали секретарь партийной организа-
ции, заместитель командира. Критика, го-

BOPHIH они, служит не для того, чтобы опо-

рочить товарища, а помочь ему исправить
допущенные ошибки. Беседы положительно
сказались на развертывании вритики и
самокритики в комсомольской организация,
на укреплений диециплины. :
	Комсомольская организация активно MO-
билизует моряков на решение задач боевой
и политической подготовки. Свою силу она
черпает в партийном руководстве.
	Партийный коллектив, 0 котором идет
речь, небольшой, но он крепок своей епло-
	ченностью, идейной  закалкой. Изучая
марксистско-ленинскую ‘теорию,  комму-
нисты добиваются все новых успехов. По-
	CTOAHHO заботится 0 своем политическом
самообразовании член ВКП(б) т. Бобер. Он
систематически изучает. произведения
В. И. Ленина и И. В. Сталина, читает но-
винки литературы. Нартийная организация
поручает ему проводить консультации, со-
беселования. Нередко т. Бобер выступает с
докладами, лекциями перед личным CO-
старом. :
	Много работает над ростом своих Teape-
тических знаний молодой коммуниет стар-
шина 1-й статьи Буркин. В протилом году
он окончил партийную школу, сейчас
самостоятельно изучает произведения В. И.
Ленина и И. В. Сталина. Каждый день он
находит два-три часа для занятий. Идей-
ный уровень его непрерывно растёт, что
‘способствует и успехам в боевой звыучке.
	Недостаточно занимался — повышением
своих знаний член партии главный стар-
шина Шараухов. Учеба давалось ему труд-
но. Да и сам он не проявлял в этом должно-
го упорства. За это его и критиковали Ha
	состоявшемся недавно партийном собрании.
	Вритику т. Шараухов воспринял как
должное и обещал ликвидировать свое от-
ставание.
	Постоянно заботится секретарь, да и вся
партийная организация, об учебе молодых
коммунистов. Для них организованы, кон-
сультации. устраиваются беселы, лекции.
	Однако в деятельности партийной орга-
низации есть немало и недостатков. В ча-
стности, еще слабо поставлено руководетво
агитаторами: Пропаганду трудовых успехов
советского народа надо вести шире, чем до
сих пор. Накбнец. больше внимания следует
	уделить воспитанию. старшин.
	Впереди много неотложных Fer. Долг
партийной организации, обобщая опыт, ре-
шительно устранять недостатки, направив.
всю свою деятельность на умножение рядов.
отличников, на обеспечение примерности B
учебе и дисциплине всех коммунистов a
комсомольпев.

Вся работа партийной организаций
должна. преследовать одну цель, решаю-
щую и главную, —9то поддержка и неук-
лонное проведение в жизнь всех распоря-
жений. и приказов командира. В любом
деле командир должен видеть в коммуни-
	стах и комсомольцах своих верных помощ-
	Л. НОСТЫНЮН.

Трудовой день секретаря’ партийной ор-
ганизации корабля’ т. Староверова’ прохо-
дит в напряженной работе. Нартийный ру-
ководитель всюду бывает, вникает во все
подробности жизни, быта и учебы комму-
ниестов, всего личного состава.

Так было и раньше. Но сейчас, после
отчетно-выборного собрания, работа идет
по-иному, более активно, организованно.

Что же изменилось в жизни ‘партийной
организации за месяцы, прошедшие после
выборов? Как выпелняютея критические
вамечания коммуниетов? ‘
	На собрании много говорилось o необ-
хохимости добитьея того, чтобы каждый
коммунист был передовым военным моря-
ком, мог служить примером для комсомоль-
цев, для всех воинов. Выполняя это указа-
ние, секретарь партийной организации
требует от коммунистов быть политически.
сознательными, дисциплинированными, ис-
полнительными, бдительными ‘ военными.
моряками, ревностно нести службу, етро-
го выполнять все требования военной при-
сяги и уставов. Долг коммуниста — стать
отличником боевой и политической подго-
TORBEN.

Б прошлом ничем не выделялся член
партии т. Косматов. Сейчас он — отлич-
ник и с большевистской настойчивостью
стремится как можно лучше освоить евою
боевую ‘специальность. Шо инициативе
т. Восматова налажен выпуск радиогазеты.
Это-——полезное дело. Теперь каждый день
диктор комсомолец Бурцев повторяет зна-
комые морякам слова: «Начинаем местную
раднопередачу...». У микрофона выступают
отличники боевой и’ политической подго-
TOBKH. По радио читаются интересующие
MODAKOB KHHPH.
	Вак-то секретарь партийной “организа-
‘ции поручил т. Косматову обратить внима-
ние на матроса Томаха, поведение которого
заставляло желать лучшего. Матрос Томах
на берегу не веегха вел себя так. как’ло-
	добает советскому моряку, мало занимался
совершенствованием боевого мастерства.
Коммунист ПКосматов часто беседовал. е
	матросом, помогал ему словом и делом. ilo-
степенно матрос стал внимательнее O§THO-
ситься к своей специальности радиста,
увлекаяс ею все больше. А это, в свою
очередь, благотворно сказывалось и на его
поведении, диспинлине.
	  Леремена в жизни матроса Томаха на-
ступила не сразу. Но она’все же произо-
шла. И в этом большая заслуга коллекти-
вз моряков и прежде всего-—коммуниста
Восматова. Он и сейчас не ослабляет сво-
его внимания к т. Томаху. Когда т. Восма-
тов увидел, Что матрос ходит чем-то оза-
боченный, он постаралея выяснить, в чем
дело. Потом вместе с матросом пришел: к
заместителю командира по политической
части и рассказал ему о вопросах, волную-
щих матроса. Политработник, разобравшись
с делом, оказал матросу Томаху необходи-
мую помощь. Командир \поддержал предло-
жение своего заместителя. Чуткость. глубо-
ко тронула матроса. .
	Многие коммунисты этой партийной 0р-
танизацин ‘ведут себя так же, как.и т. Во-
сматов. Правда, организация еще не доби-
лась, чтобы все члены и кандидаты в чле-
ны партии были отличниками. Но это
вполне FOCTHIRUMO.
	Воюммунисты решительно выступают про-
тив самоуспокоенности. Недавно секретаря
партийной организации справедливо покри-
тиковали за недостаточный контроль за
учебой члена партии т. Шулакова,  Кото-
рый стал было отставать. Из этого случая
т. Староверов сделал для себя необходимый
вывод. Он стал еще более внимателен к
ЯЮДЯМ.

Образцовая служба коммунистов служит
примером для всех военных моряков. Лич-
	‘отношение
	Так у окошка кассы т. Шатилов впер-
вые узнал о присвоении ему звания стар-
шего офицера. Через несколько минут OH
зашел к подчиненным т. Полозова.

— Почему мне не было своевременно
об’явлено о присвоении звания капитана.
3 ранга? — спросил он ут. Васильевой.

— Потому что вам оно не присвоено, —
невозмутимо ответила она.
	Когла же т; Васильевой предложили по-
смотреть соответствующие документы, она,
нимало не смутившиеь. проговорила:
	— Да. вам присвоено звание капитана
3 ранга месяц назал.
	Офицер попросил сделать запись о при-
своении очередного авания в удостоверении
личности.
	— Зайдите через неделю, — ответила
т. Васильева.
	Так еше раз было пшрюдемонстрировано
бездушное, чиновничье отношение к офипе-
ру. Вапитан 3 ранга Шатилов еще целую
неделю проходил с погонами капитан-лей-
тенанта.
	Этот случай беспримерного бюрократизма
привлек внимание коммунистов. На собра-
нии партийного актива коммунист т. Си-
MOHOB поставил вопрос о недопустимо ха-
латном отношении подчиненных т. Шолозо-
ва к своим обязанностям. Однако присут-
ствовавший на автиве т. Полозов отмол-
чалея, считая, вероятно, положение дел
благополучным.
	Факты же говорят © другом. Младший
лейтенант Склокин нередко груб в 06-
ращении с офицерами. Вместо ‘Того чтобы
лично сообщать фамилии офицеров, кото-
рым присвоено очередное воинское звание,
он передает их по телефону, хотя до под-
разделения, в котором учится; например,
т. Шатилов, ходу ровно минута. В тех слу-
чаях, когда т. Склокин передает фамилии
офицеров письменно, он часто допускает
оптибки_
	Нало полатать, что командование и пар-
тийная организация академии призовут к
ответу бюрокралов.-
	Капитан-лейтенант Н. БАДЕЕВ.
	(Корр. «Красного Флота»).
	Бездушное
	Большой и глубокий смысл заложен в
присвоении офицеру очередного воинского.
звания. В нем проявляются огромная забота
и внимание Советского государства к офи-
церским кадрам, признание боевых заслуг
защитников Родины. На кораблях и в 9Ч4-
стях зачтение приказа о присвоении офи-
церу очерехного воинского звания и вруче-
ние вму новых погон всегда производятся в
торжественной обстановке. С чувством ра-
дости ‘и гордости надевает офицер новые
погоны — символ воинской доблести.

Олнако существуют еще кое-гле безхуш-
ные чиновники, по вине которых омрачает-
ся этот торжественный для каждого офи-
цера момент. Слушатель Военно-мерской
академии кораблестроения и вооружения
имени ‘академика Крылова капитан-лейте-
нант Шатилов должен был получить очеред-
ное воинское звание. Боевые подвиги офи-
цера в голы Великой Отечественной войны
отмечены орденами Красного Знамени и
Отечественной войны 2-й степени, несколь-
кими медалями. В боях за Ролину т. Шати-
лов был дважлы ранен. Поступив‘в акаде-
мию, он успешно учится. Вапитан-лейте-
нант нисколько не сомневался в том, что
очередное звание ему будет присвоено во-
время.

Векоре от т. Полозова, ведающего при-
своением званий, пришла телефонограмма о
присвоении нового воинского звания ряду
слушателей. К удивлению канитан-лейте-
нанта Шатилова, он не обнаружил в спис-
ке своей фамилии. Офицер зашел справить-
ся, не пропущена ли его фамилия ошибоч-
но, так как подобные случаи бывали в ака-
демии часто. В ответ подчиненный т. По-
лозова младший лейтенант Склокин ска-
зал:

—- Раз не сообщено, значит, воинское
звание вам не присвоено. `

Прошел месяц. Олнажды офицер Шати-
лов зашел в финансовую часть. В раз-
товоре кассир назвал его капитаном 3 ран-
га. Офицер был смущен.

— Вероятно, произошла ошибка, — от-
ветил он. — Мое звание — капитан-лейте-
нант...

— Нет, это вы ошибаетесь, — ответил
 кассйр. — Вам уже месяц назад приевоено
	вание капитана э ранга.
	к офицеру.
	Пропаганда истории отечественного флота.
	В Н-ской части идет деятельная подго-
товка ко Дню Военно-Морского Флота СССР.
В Ломе офицеров внимание посетителей
привлекает огромный стенд «CCCP —
великая морская держава». Стенд отобра-
жает историю Военно-Морского Флота на-
шей Родины, флотоводческую деятельность
Петра [, адмиралов Лазарева, Ушакова,
Нахимова, Макарова. Восхищение и rop-
	дость у воинов вызывают материалы,
посвященные ‹ В. И. Ленину и И. В.
Сталину -— организаторам и  созлателям
	(‘оветекого Военно-Морского. Флота.
	Здесь помещены волнующие документы
о посещении товарищем Сталиным 8B
августе 1947 года крейсера «Молотов».
Матросы, старшины и офицеры перечиты-
вают их по нескольку раз. Десятки фото-
графий и картин ярко иллюстрируют роль
флота в Великой Отечественной войне.
<...Военно-Морекой флот нашего государ-
ства, — писал товарищ Сталин, — был
верным помощником Красной Армии... Со-
ветские моряки 3а четыре. года войны
вписали новые страницы в книгу русекой
морской славы. Флот до конца выполнил

свой долг перед советской Родиной».
	Посетители Дома офицеров знакомятся
€ подвигами полводников Лунина и Фиса-

новича, летчиков морской авиации Сафо-
‘нова и Преображенского, ватерников Ша-
‚ балина и Гуманенко, матроса Сикорекого
и многих других героев Великой Отечест-
ue Maer ВОЙНЫ.
	Кроме того, Дом офицеров подготовил
десятки докладчиков и агитаторов, кото-
рые проводят беседы о роли В. И. Ленина
н И. В. Сталина в создании Советекого
Военно-Морского Флота, об успехах нашей
социалистической Родины в послевоенный
	‘период, 0б укреплении лагеря мира и де-
	‘мократии, о советском патриотизме, 05
отеческой заботе партии, правительства
‚и веего советского народа о военных моря-
ках. С беседами и докладами на эти темы
‘выступают в подразделениях агитаторы
‘тт. Галкин, Григорьев, Шишкин и др.

В честь приближающегося Дня Воейно-
	  В честь приближающегося Дня Боейно-
Морского Флота в Доме офицеров  прово-
  дится кинофестиваль, в который включе-
‘ны фильмы «Крейзер «Варяг», «Адмирал
Нахимов» и другие. Перед демонстрацией
картин проводялея беседы о славе отечест-
  венного флота, о приоритете русских мо-
ряков во многих научных и технических
открытиях.
	Е. ВАСИЛЬЕВ.

унция равна 31,103 грамма). Однако на
всех свободных рынках золото продается в
настоящее время гораздо дороже — or 45
до 60—70 долларов за унцию. Это озна-
чает, что реальное содержание доллара дав-
но оторвалось от емо официального курса.
Вуреовое соотношение доллара и совет-
ского рубля, установленное в 1937 году, в
настоящее время перестало соответствовать
возросшей покупательной способности
рубля. Исчисление курса рубля по отно-
шению к иностранным валютам на основе
	неустойчивого доллара стало нецелесообраз-
	ным. В настоящее время нет ни одной
устойчивой капиталистической валюты, Е
которой Советское государство могло бы
приравнять рубль. В то. время как в США
цены начали расти, а куре доллара падать,
в СССР, наоборот, - цены значительно сни-
зилиеь, курсе рубля повысился, покупа-
тельная способность ето стала выше курса.
	В этих условиях Советекое правитель-
ство, используя преимущества социалисти-
‘ческой денежной системы, прекратило опре-
‘деление курса рубля по отношению Е ино-
‘странным валютам на базе доллара и Стало
‘вести исчисление на более устойчивой, 30-
`лотой основе, в соответствии е золотым ©9-
держанием рубля. Золотое содержание
рубля установлено в `0,222168 г чиетого
золота. Определение курса рубля по отно-
шению к валютам других стран теперь
происходит не путем сравнения курса рубля
в курсом других валют по отношению в
‘доллару, а на основе того реального коли-
чества золота, которое представляет та или
‘иная валюта.

Советский рубль — единственная валю-
‘та в мире, имеющая твердое золотое содер-
`жание.
	  С 1 марта: 1950 года курс советского
‘рубля значительно повыеилея по отноше-
a0 в американскому доллару и англий-
скому фунту стерлингов. Вместо прежнего
курса в Б руб. 30 коп. за американекий
доллар установлен курс в 4 руб., а по 0т-
ношению к английскому фунту стерлингов
курсе рубля определен в 11 руб. 20 коп. за
1 фунт стерлингов вместо существовавшего
14 руб. 84 коп. Таким образом, курс аме-
риканского доллара понижен на 1 руб.
30 коп., & куре фунта стерлингов — на
3 руб. 64 коп. Изменился куре рубля по
отношению также и к другим валютам.
Повышение курса рубля по отношению Е
иностранным валютам и перевод его на 30-
лотую базу — свидетельство преимуществ
советской денежной системы, сопиалисти-
ческой системы хозяйства. Это — резуль-

тат. неустанной заботы коммунистической.
	партий. великого Сталина о могуществе ©о0-
	ветского государства, о непрерывном под’еме
	личилея с 14:5 млрд. долларов в 1938 году
	хо 24.6 млрд. долларов в концу 1949 года.
	Тем не менее покупательная сила амери-
	канского доллара упала почти в два раза.
В США нет размена бумажных денег на
золото.

Неустранимые и. все более обоетряющиеся
противоречия подрывают основы капитализ-
ма, а вместе с тем и валюту капиталисти-
ческих стран.

В отличие от стихийного денежного обра-
щения в капиталистических странах совет-
ская денежная система основана на эконо-
мических законах планового социалистиче-
ского хозяйства. Преимущество советской
денежной системы и говетских денег заклю-
чается в том, что они независимы от капи-
талистической денежной системы и капита-
листического денежного рынка. Советские
деньги не подвержены тем постоянным сти-
хийным потрясениям и катастрофам, кото-
рые ‘неизбежно происходят в условиях анар-
хии капиталистяческого производства.

Советская валюта не ‘обменивается на
  иностранных биржах на другие валюты,
точно так же и иностранная валюта не
обращается внутри СССР. В СССР сущеет-
вует валютная монополия. Ввоз и вывоз
советекой валюты запрещен. Размен иност-
ранной валюты на советские рубли произ-
водится лишь кассами Госбанка и по кур-
су, установленному Советским государет-
BOM.

Все расчеты с иностранными государет-
вами и кредитование внешней торговли
СССР за границей производятся в иностран-

ной валюте. С этой пелью Советское госу-
	харство устанавливает куре рубля. Расчеты
советских внентнеторговых организаций 6
Госбанком ведутся в советской валюте,
то-есть произволятея на основе официаль-
ного курса иностранной валюты в рублях.
	Осуществляя хозяйственные CBASH ©
иностранными государствами, Советское го-
суларство в качестве базы для исчисле-
ния курса рубля в прошлом использовало
различные иностранные валюты. С 1936
гола отношение рубля к иностранным ва-
лютам определялось _на основе паритета:
1 рубль равен 3 французским франкам.
После того как франк левальвировалея и
потерял золотую основу, Советское прави-
тельство в качестве основы для валютных
расчетов приняло доллар по курсу: 1 дол-
лар равен 5 руб. 30 коп.
	При отсутствии твердо фиксированного
по закону золотого содержания в долларе
	курс его был установлен в соответствий ©
	ценой на золото, по которой его покупают
в США. Казначейство США приобретает 30-
лото по офицпиальйой котировке 35 долла-
	ров за тройскую унцию золота (тройская
	Ответы на вопросы читателей
	(Советский рубль— самая устойчивая
’ валюта в мире
	Читатели «Красного Флота» тт.
М. Кныш, В. Козуб и В. Тужилков просят
раз’яснить сущность и функции‘ советских
денег, значение перевода курса рубля на
золотую основу.
		тиями, в укреплении  хозрасчета. Ora
функция денег имеет большое значение
для организационно-хозяйственного ‘укре-
пления колхозов.

Наконец, советские деньги являются
средством социалистического накопления и
сбережений трулящихся. Свои функции с9-
ветские деньги осуществляют лишь в пре-
делах социалистического государства. Они
имеют прочную материальную базу. Обще-
етвенная собственность на средства произ-
водства, плановый характер производства
исключают всякую возможность экономи-
ческих и валютных потрясений. Основным
обеспечением устойчивости советской ва-
люты, если. иметь в виду организованный
рынок, служит товарное › обеспечение,
имеющее место только в СССР и являюще-
еся более реальным. обеспечением устойчи-
	вости валюты. чем любой золотой запас ка-
	питалистических бтран. Советское государ-
етво располагает огромными и все возраста-
ющими товарными, массами, которые оно
пускает в оборот. по твердым ценам
через государственную и кооперативную
торговаю. Чем больше товаров поступает в
товарооборот по установленным государет-
венным. ценам, тем устойчивее становитея

советекий рубль.
	Устойчивость рубля обеспечивается ‘так-
же государственным золотым ‘запасом, на-
ходящимея в распоряжении Советского’ го-
сударства. Советский Союз использует з0-
лотой запас в качестве резерва мировых по-
кунпательных и платежных средств на осно-
ве монополии внешней: торговли,

В условиях капитализма государство не
является хозяином товарных масс. Глубо-
чайшие противоречия. раз’едающие капи-
талистическую систему, делают невозмож-
ным товарное обеспечение денег. Рост мас-
сы товаров здесь не приводит к укреплению
валюты. Веледетвие низкого платежеспособ-
ного спроса трудящихся, обрекаемых капи-
тализмом на нищету и голод, товары He
находят сбыта и обеспениваются, уничто-
жаются, приходят в негодность.

В капиталистических странах ценность
бумажных денег определяется их отноше-
нием к золоту. Однако самые больитие 30-
лотые запасы не в силах гарантировать ка-
питалистические валюты 0?  обеспенения.
	Тав, например, в США золотой запас уве-
	торговли, экономических связей между го-
родом и деревней. Роль и функции денег
в социалистическом обществе глубоко
раскрыты товарищем Сталиным.

Деньги в СССР выступают прежде всего
в функции меры стоимости. Посредством
денег Советское государство в плановом
порядке учитывает стоимость ‘и cebe-
стоимость продукции наших предприятий,
устанавливает плановые цены на товары. С
помошью денег планируются и учитывают-
ся товарная продукция, национальный хо-
ход, об’ем социалистического накопления,
общественное богатство, производственные
фонды социалистического хозяйства и т. д.
Деньги — орудие контроля за выполнением
производственного плана каждого отдельно-
го предприятия и народнохозяйственного
плана в целом, орудие хозяйственного
расчета.

Советское государство ‘Использует деньги
и как средство обращения. При`их посред-
стве совершается плановое ‘обращение `то-
варов на основе твердо установленных го-
сударственных цен, которые оказывают
свое воздействие и на цены колхозного
рынка. Товары, производимые на наших
фабриках, заводах, имеют. заранее предус-
мотренного планом потребителя. „В совет-
ской торговле исключена возможность ка-
кого-либо стихийного изменения цен, как
это происходит при капитализме.
	Выступая в функции средства обраще-
ния, советские деньги оказывают воздейст-
вие на ход выполнения планов промышлен-
ности, обеспечивают повседневный контроль
за ассортиментом и качеством продукции.
Советское государство с помощью денег сти-
мулирует увеличение и ускорение оборота
товаров.. Рост товарооборота служит лока-
зателем под’ема материального. благосостоя-
ния советского народа. :

Деньги в социалистическом обществе ис-
пользуются и как средство платежа. Совет-
ское государство применяет деньги для
оплаты труда, для осуществления кредит-
ных и финансовых связей и’ различного
рода платежных отношений в народном хо-
зяйстве, для правильной организации тру-
да и стимулирования роста производитель-
ности труда. Функция средства платежа
играет важную роль в организации контро-
ля за ходом выполнения планов предприя-
	Одним йз ярких показателей величайших
преимуществ социалистического строя, с0-
ветской экономики перед капитализмом
является устойчивость советской. денежной
системы, неуклонное укрепление рубля,
повышение его покупательной силы и
Курса,
	_ Советские деньги по своей природе,
функпиям назначению принципиально,
	функциям, назначению принципиально,
коренным образом отличаются от капита-
листических денег — орудия эксплуатации,
средства обогащения капиталистов, разоре-
ния и закабаления народных масе. В усло-
виях социалистического общества  пол-
ностью устранена возможность превращения
денег в капитал. Этот инструмент буржуаз-
ной экономики Советское государство при-
сповобило к интересам социзлизма. сделало
орудием планового социалистического хо-
зяйства, орудием построения коммунизма:
Возможность и необходимость  использо-
вания денег Советским государством выте-
кают из факта существования при боциз-
пизме закона стоимости в преобразованном
виде, невозможности учета труда непосред-
ственно в единицах общественного рабоче-
го времени, наличия товарного обращения.
Особый характер советских денег обуслов-
лен социалистической системой хозяйства,
основанной на общественной собственности
на средства производства. отсутствием. В
нашей стране эксплуататорскихо классов.
Деньги в социалистическом обществе от-
ражают новые. принципиально отличные
от капитализма, социалистические  произ-
водственные отношения, :
Назначение советских денег состоит в
том. что они являются орудием социали-
стического планирования, учета и распре-
деления общественного продукта. При ¢o-
пиализме они используются для контроля
над мерой труда и мерой потребления По-
средством денег определяется доля социа-
листических работников в труде и потреб-
лении, измеряются доходы трудящихся.
Деньги в сопиалистическом обществе яв-
	ляются орудием развертывания COBCTCHKOH