КРАСНЫЙ
				Обмен опытом
библиотечной
	работы
	  oad орне Гор
	9 Wa пленуме ПИ
	hb
	__ Венгерской партии трудящихся
	 БУДАПЕИИ, 9 июня. (ТАЮС); В газете
«Сабад Hem» опубликован доклад Эрне Герэ
«Ближайшие задачи ‚‹ развития венгерского
налюдхного хозяйства» на пленуме ЦК Вен-
герекой партии трудящихся.
	В начале своего локлада Tepes указал,
что положение вентерского народного xX0-
зяйства может быть’ названо блатоприят-
ным: промышленное производство © нача-
Ма пятилетнего народнохозяйственного пла-
на продолжает увеличиваться. ели при-
нять продукщию фабрично-заводекой прэ-
мышленности декабря прошлото гола за сто,
то в апреле текущего тола она составила
110;9: Особенно. быбтро развивается тяж»-
лая промынленноеть. © Bowyer продукции
тяжелой промышленности в апреле этого
тола по сравнению с декабрем проплого’ го-
да увеличилея на 16,2 проц., легкой про-
мышленности — на 6 проц. На основе
благоприятных результатов первых месяцев
гола планы многих, в том чиеле важней-
‘ших отраслей промышленности — метал-
лургичеекой и тяжелого малтиностроения,
— были значительно увеличены, но про-
уытленность выполняет и эти увеличен-
ные планы. Например, в. апреле фабрично-
заволокая промышленность выполнила в
размере 103,6 проц. повышенный план, в
том числе тяжелая промышленность —
106,4 проц., легкая — 100,8 проц.

В сельском хозяйстве виды на урожай
‘Beare благоприятные. Это означает, сказал
Герэ, что в этом тоду мы будем иметь
пшеницы, ржи и ячменя, насколько можно
заранее еудить, на 5 — 19 ман. центне-
ров больше, чем в прошлом тоду. Хорошие
виды на урожай и другие факфоры приве-
ли к тому, что в налаем государетвенном
бюджете не только имеетея полное равно-
весие, но наблюдается значительный пере-
вое доходов над расходами, Это дало в0з-
можность сумму капиталовложений, пре-
дусмотренных на 1950 г., которая и так
быдла Уже нами увеличена, увеличить ще
на 10—15 проц. в таких областях, где
мы еможем обеспетить увеличение капита-
ловложений . материалами, оборудованием,
рабочей силой. °
‚ Число занятых на производстве в тече-
‘ние первых четырех месяцев года увели-
чилось почти на 70 тыс. Безработица, ска-
‘зал eps, практически ликвидирована.
Из всего вышесказанного, заявил Герэ,
‘мы можем установить, что наше народное
хозяйство, и особенно промышленность,
быстро раетет, об’ем продукции значитель-
‘`но увеличивается, наше народное хозяй-
  ство развиваетея но маркоистскому прин-
ципу раслтиренного воспроизводетва.

Далее Терэ остановился на недостатках,
‘имеющих место в народном хозяйстве
‚Венгрии. Он указал на имеющуюся кое-
‘где слабость плановой дисцинлины, Неко-
‘торые предприятия производят  много-
‚миллионные капиталовложения без разре-
‘шения, без плана, бесхозяйственно,. Часть

‘руководителей предприятии заботится

‚лишь 0 количественном выполнении

ПЛАНА, забывая о качестве, сниженийя
	 собестоимости, сроках выпуска продукции.
  В 10 воемя ках тяжелое машиностроение,
 свазал Терэ, в значительной мере повы-
 шает евое производство, станкостроитель-
пая промышленность выполнила свой ап-
 рельский план лишь на 87 проц. Невомнен-
що, что это не случайно и речь идет He о
 проетом отетавании, В этом явлении мы
‘также должны искать руку врага, Это та
‘область, где в наибольшем числе можно
найти правые  социзл-хемократические
элементы, которые знают, что етанко-
строение является одним из наших наи-
более уязвимых мест, где они смогут при-
нести большой вред народной демократии.

Герэ отметил, что благоприятным момен-
том в развитии внешней торговли являет-
‘ся постоянное расширение торговли с С-
велеким Союзом и. со странами, ведущими
плановое хозяйство. Вывоз в эти страны в
‘течение первых четырех месяцев года со-
‘ставил 63 проц. общето вывоза, а в пр)-
MoM тоду за тот же период — 44 прои.
Ввоз из этих стран за этот же период с9-

ставил 54 проц. общего импорта, в про-
Wom roty — 42 проц. Однако, отметил
Герэ, необходимо дальнейшее  расшире-
ние внешней торговли.

Докладчик далее отметил рост покупа-
тельной способности населения. Количест-
во мяса, потребляемого одним человеком в
течение года, возросло на 13,3 проц., мо-
лока — на 29,5 проц., сахара — на 30
Проц.

Говоря о ближайших задачах в области
развития народного хозяйства Венгрии,
Герэ указал, ‘что нужно улучшить работу
но планнрованию, принять решительные
меры в укреплению плановой лиециплие
ны, ввести повсюду в  промыненности
слельную оплату трула. упорядочить нор-
мы, применять самые решительные меры
по отношению к тем, кло обманывает го-
сударство, занижая нормы, получая нева-
работанные деньги, укрепить единонача-
ae, т
‚С точки зрения ликвидации ошибок и
недобтатков, имеющихся в нашем народ-
ном хозяйстве, сказал далее Герэ, исклю-
чительно важным является укрепление
трудовой дисциплины и общей диеципли-
вы народной демократии. Партийные op-
танизапии должны проводить широкую
воспитательную работу. Необходимо разо-
блачать и удалять с предприятий актив-
но враждебные правые сониал-демократи-
ческие элементы, которые самым подлым
образом отплачивают народной демократии
за ее снисходительное отношение к ним
тем, ч10 вместе © атентами  империали-
стов. и клерикальной реакцией пыталотся
нарушить мирный  созидательный труд
венгерского народа. Нужнл очистить пред-
приятия от бывших хортистеких офице-
DOB, жандармов и других вражеских эле-
ментов.
	Ss

`В связи 50 стоящими перед нами хозяй-
‘етвенными задачами, сказал Герэ, партия
должна открыто сказать рабочему классу,
‘трудящимся, что строительство социализ-
ма, защита мира требуют серьезных уеи-
лий, самоотверженности, закалки,  дис-
циплины. И мы особенно энергично долж-
ны поднять вопрос 00 ответетвенности
коммунистов — членов нашей партии. Мы
должны об’яснять членам партии и éec-
партийным, что законом строительства
социализма является повышение жизнен-
‘кото. уровня трудящихся, но это может
происходить только в такой мере, в какой
не подвергается опасности само строи-
тельство социализма и наш дальнейший
прогресс, в какой сами трудяшиеся, 060-
бенно члены нашей партии, будут эффек-
тивно содействовать этому, увеличивать
выпуск, продукнии и производительноеть
труда. снижать себестоимость. Kawa &
‘осуществлению стоящих перед нами вадач
— осуществление руководящей, ортганизу-
‘ющей, направляющей роли нашей партии
и дальнейшее укрепление наших связей с
‘массами, связей, которые должны выра-
  жаться в первую очередь в дальнейшем
расширении и углублении трудового ©о-
ревнования, стахановского и новаторского
движения, причем нужно добиваться Уп-
рочения их результатов.

Герэ указал, что е точки зрения улуч-
шения производства и трудовой дисципли-
ны партия с большой надеждой смотрит
на организующийся Единый союз венгер-
свой молодежи.

Стоящие перед нами ‘задачи, сказал в
заключение. Гера, мы можем решить и ре-
шим, потому что наряду с собственными
усилиями мы можем с уверенностью рас-
считывать на неоценимую поддержку 05-
ветского Союза, великого Сталина, на их
помощь и советы; мы можем ретить эти
задачи потому, что усилия нашей партии,
рабочего класса, трудового народа в строи-
тельстве социализма у нас на родине не
изолированы, & составляют органическую
часть той великой борьбы, которую ведут
трудяшиеся всего мира во главе с социа-
листическим Советским Союзом против
империалистических поджигателей войны,
за прочный мир, за прогреее человечества,

На похоле
	‚ Партийная организация корабля, 6в03-
главляемая т. Стребыкиным. активно по-
мотает командиру в выполнении стоящих
перед ним задач, в укреплении воинской
дисциплины. Здесь, уже добились того, что
все коммуниеты стали отлачниками. 919
лучшие специалисты, самые дисциплини-
рованные воины. Их пример положитель-
	не влияет На деятельность всего личного
		3 плену формал

В Н-ской . части состоялея партийный
актив, посвященный ходу выполнения ре-
этений партийной конференции. В свое вре-
мя на конференции делегаты, высказали

‘ряд критических замечаний. по алресу неко-

TOPLIX коммунистов — офицеров штаба,
Они указывали, что работа по обобщению
и распространению передового опыта обу-
чения молодых офицеров, воспитания от-
личников боевой и политической подготов-
Ки ведется недостаточно активно,

На партийном активе обнаружилось, что
вскрытые недостатки так и ие устранены.
Особенно резкой критике подверглась рабо-

‘та штабногь офицера коммуниста Даниль-

ченко. Учебу молодых офиперюв  Н-ского
подразделения он пустил на самотек, за
много месяцев ни разу не был в этом под-
разделении, находящемся, кстати сказать,
под боком у штаба, В результате молодой
офицер Шеглов, не имеющий достаточных
НАВЫКОВ в обучении старшин, проводил с
ними занлтия на низком уровне. Вмеето
практической учебы все руководство т. Да-
нильченко сводилось к вызовам молодых

офицеров в кабинет. «Накачка» нередко

сопровождалась грубыми окриками.
Коммунист Данильченко не считал так-
же, повидимому, нужным выступать перех
молодыми офицерами с докладами по вопро-
сам обучения и воспитания подчиненных,
не проводил совещаний по обмену опытом.
	‚ Знало ли партийное бюро пгтаба (секре-
тарь т. Вуксенко) о верьезных недостатках
в работе коммуниста Данильченко? Несом-
ненно, знало. Еще в январе на отчетно-
выборном партийном собрании коммунисты
критиковали т. Данильченко за формаль-
ное отношение к делу. Тогда т. Даниль-
ченко заявил. что улучшит свою работу.
	Прошло свыше четырех месяцев, но
т. Данильченко не извлек необходимых вы-
волов из критики. Приняло ли партийное
бюро какие-либо меры, чтобы заставить
коммуниста изменить етиль своей работы?
К сожалению. нет. Партийное бюро не зы-
полнило- решений отчетно-выборного’ собра-
ния, © которых товорилось выше.

— Повола нет, — говорит заместитель
секретаря партийного бюро т. Гертенторн,

Ответ явно формальный.

Случай с коммуниелом Данильченко яр-
ко свидетельствует о том, что партийное
бюро штаба неудовлетворительно выпол-
няет решения отчетно-выборного партий-
ного собрания. Это можно подтвердить и
другями фактами.
	На первом после  отчетно-выборного
партийном собрании указывалось на нело-
статки в деятельности коммунистов.  ве-
дающих учебными  кабинетами. В частно-
сти,  товорилось о том. что в некоторых
кабинетах слабо налажены занятия, не из-
готовлены необхолимые  учебно-натлядные
	пособия, существует недоопенка раепроет-
	ранения передового опыта обучения матро-
сов. и старшин. ‘Собрание постановило за-
слушать на партийном бюро сообщения
некоторых коммунистов — начальников
кабинетов об их авангардной роли в боевой
учебе.

В плане работ партийного бюро на март
было записано: «Заслушать начальника
кабинета коммуниста Бодунова о том. как
он работает над улучшением качества обу-
чения стармиин и матросов». Однако по
«об’ективным» причинам в марте этого
сделано не было. Тогла это мероприятие
запланировали на апрель. Но и в апреле
нашлись  «об’ективные»  обетоятельетва.
Этот же вопрое перенесли в майский план.
Но и в мае он обсужден не был. Так пар-
‘тийное бюро беззаботно относитея’ ко вы-
полнению решений партийном собрания.

В решениях собрания партийному бюро
рекомендовалось птироко практикювать лек-
ции и доклады, посвященные вопросам во-
енно-морското искусства, воинского воспи-
тания, культуры штабного офицера. Для
провеления таких лекций имеются все воз-
можности. Но это важное решевие по суще-
ству остается невыполненным. Февции и

ЛЕНИНГРАД. (Корр. «Красного Флота»).
В Центральной военно-морской библиотеке
регулярно проходят совешания по обмену
опытом работы. На очередном сборе был
заслушан доклад начальника одной из
лучиеих ’ библиотек Балтийского флота
т. Сперанского о работе в читателями.

Библиотека оказывает  читателям-моря-
кам большую помощь в выборе пелитиче-
ской; художественной и научной литера-
туры. Только в нынешнем году было
устроено более десяти выставок на темы:
«Писатели — лауреаты Сталинских пре-
мий», «Образы советских воинов в. худо-
жественной литературе», «Боевые  тради-
ции советских моряков» и другие.
помощь изучающим историю ‚ большевиет-
ской партии здесь составлены ‘указатели
художественной литературы и наглядных
пособий.

Хорошо поставлена в библиотеке и про-
патанла военной книги. Выетавка на Te-
му «Будь мастером флотской  специаль-
ности», указатели литературы по морской
практике, артиллерийскому и. минно-тор-
педному оружию, рулевому делу, подборки
статей о приоритете русских ученых и
изобретателей военно-морской техники —
все это способствует расширению военных
знаний читателей.
	Библиотека широко пропагандирует сре-
ди моряков лучшие произведения художе-
ственной литературы. За последнее время
проведен PAL читательских конферен-
ций; посвященных обсуждению творчества
лауреатов Сталинских премий. Число мо-
ряков —— читателей этой библиотеки в по-
слелнее время значительно увеличилось.
	Передвижной
книжный ларек
	СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ. (Корр. «Ирасного
Флота»). Здесь организован передвижной
ларек Когиза. В рабочие дни торговля
книгами и канцелярскими принадлежностя-
ми производится в здании полевой почты, а
в выхолные лни-— на сталионе Дома офипе-
	ров. В перелвижном ларьке всегда имеется.
	большой выбор книг.
	доклады устраиваются редко. Довольно 00-
ширные планы, как правило, остаются. нз
бумаге. Еще в марте коммунисту Дайхес
былое поручено подготовить доклад «0 лич-
ном примере офицера». Однако доклад этот
не прочитан до, сих пор. Не состоялись до-
клады о кризисе военного и военно-мор-
ского искусства империалистических госу-
дарств, © воспитании старшинского соста-
ва, запланированные еше в марте. Copsa-
лась лекция о международном. положении.
	И все это проходит мимо внимания МАТИ:
ного бюро.
	В’ работе партийного бюро ‘есть немало
и других элементов формализма. Возьмем
‘для примера одно из заседаний бюро. 1-
‘священное докладу председателя стюртив-
‘ного комитета коммуниста Беляева. В 06-
суждении этого доклада принял участие...
`одия человек. Между тем  деятельноеть
‚т. Беляева следовало подвергнуть серьезной
критике, Этого сделано не было. Партий-
ное бюро вынесло никого и ни к чему не
обязывающую тезолюцию. Формальное 91-
ношение к ражному вопросу привелю к
тому, что т. Беляев работает из’ рук вон
плохо. До сих пор не налажены тренирозки
‚в хождении на шлюлках, плохо идет сдача
норм на значок ГТО.

Бритика и самокритика здесь не в 10-
чете. Изк-то коммунисту Катышеву было
поручено сделать доклад 06 успеваемости
коммунистов в системе маркеистско-ленин-
ской учебы. В штабной партийной оргапи-
зации в этой области имелись существен-
ные недостатки. Некоторые коммунисты
пропускали занятия, мало работали пад
первоисточниками, не проявляли активно-
сти на семинарах. Докладчику  слеловало
бы сделать анализ недостатков, подверг
нуть резкой критике коммунистов, слабо
работающих над повышением своего илей-
ного уровня, Вмесло этого т. Катышев, не
желая портить отношения, как это квали-
фицировал выступивший. после него ком-

мунист, сделал поверхностный доклад,
в котором не нашлось места для cepnesnol
критики.

Редкие критические выступления комму-
нистов подчас встречаются в штыки, по-
пылкой опровержения ‘ «фактическими
справками». Так, например, на одном ue
собраний заслуженной критике был под-
вергнут коммунист Мишуринский. Ему
указывали, что он редко на кораблях и в
подразделениях читает лекции. доклады,
Вместо того чтобы правильно воспринять
критические замечания, т. Миптуринский
выступил © опровержением. .
	На другом партийном собрании пюдверг-
ся критике коммукист Дайхес за попусти-
тельство нарушителю дисциплины шоферу
т, Тупицыну. Й в этом случае последовало
немедленно опровержение, хотя выступав-
ший на собрании коммунист привел неос-
поримые факты.
	Пеудивительным становится после этого,
что критика на партийных собраниях лета-
‘Ga направлена главным образом против
коммунистов кораблей и подразделений, ко-
торые, разумеется, не присутствуют на
	собрании. ‘Недостатки же в деятельности.
	коммунистов штаба замалчиваются,
	Велики требования, пред’являемые к
офицеру штаба. Он обязан’ являть пример
высокой личной  дисциилинированности,
неустанного ‘соверщенетвования своих. во-
енных и политических знаний. Вея дея-
тельнюеть ‘штабното офицера должна быть
проникнута большевистской непримиримо-
стью к недостаткам, высокой ‘принципи-
альностью” при решении ‘етоящих перед
ним задач. В воспитании этих качеств: офи-
перев штаба большая роль принадлежит
партийной организации. Партийное бюро
штаба Н-ской части должно рептительно
покончить, ©’ элементами формализма в
своей работе, широко развивать большеви-
стскую критику и самокритикх.
	Капитан-лейтенант Н. БАДЕЕВ.
	Особенно ценно в работе партийной op-
ганизации то, что она умеет видеть глав-
ное и направляег свои усилия на реше-
ние конкретных задач боевой и полити-
ческой подготовки.

Предетоял выход в море. Секретарь пар-
тийной организации т. Стребыкин о перед
тем, как наметить план, получил указа-
ния от командира корабля и его ваместн-
теля по политической части, побеседовал
они < партийным активом, Только после
этою были’ намечены мероприятия. Каж-
дый коммунист получил определенное ва-
дание. В частноети, тт. Грибову и Баули-
ну поручили помочь комеомольской орга-
низации. Вместе в секретарем комсомоль-
ской организация т. Николаевым они co-
ставили план работы, подготовили и про-
вели собрание,

0с0бое внимание было уделено тем 60-
евым постам, от которых зависел успех
похода, С матросами и старшинами этах
постов т, Стребыкин и агитаторы Питик,
Мартынов. Еникеев провели беседы на те-
мы: «Долг воина — отлично и бдительно
вести вахту на походе», «Высокая вомн-
ская дисциплина — залог услешного вы-
полнения задач в море».

Накануне выхода в море состоялось пар-
тийное собрание. С докладом © вадачах
коммунистов выступил командир.

Во время похода коммунисты были рас-
ставлены тах, что секретарь парторгани-
зации т. Стребыкин находился постоянно
в курсе деятельности всего личного соста-
ва. Воманлиры боевых постов информиро-
вали ео 0 работе своих  полчиненных.
Это давало возможность т. Отребыкину на-
править внимание коммунистов и комео-
мольцев на устранение ‘недостатков, op-
танизовать пропаганду опыта.

Агитаторы рассказывали морякам не
только 0 Положительных действиях матро-
сов и старшин, но и © тех товарищах,
которые халатно относилиеь к выполне-
нию служебного лолга.

Боевой листок, являяеь нлолдом коллек-
тивного творчества, выходил ежедневно, В
нем принимали активное участие коман-
дир корабля, агитаторы, отличники боевой
и политической учебы.

Во время похода коммуниеты оказыва-
ли помощь отстающим в изучении меха-
низмов. Коммунист Бондарев. готов был в
любую минуту притти на помощь Tr. Kop-
шунову и Черкасову.

Поход прошел успетино. Все задачи бы-
ли выполнены с высокими оценками.
Немалая заслуга в этом принадлежит пар-
 тийной организации, во всем помогавитей
командиру корабля. co

Партийная организация проводит серъез-
ную работу по воспитанию матросов и
старшин, по мобилизации их на борьбу за
отличную учебу и дисциплину. Похтвер-
ждением этому служит тот факт. ‘что на
корабле несколько отличных групп и Tod
ти половина личного состава — отлични-
ки. Все это говорит о том, что нартийная
организация корабля успешно выполняет
решения отчетно-выборного собрания и
партийных конференций, является под-
линным помошником командира корабля.
	Майор М. МАЛЬШАОВ. _
	Моряки Гихоокеанекого флота покупают
много литературы. Например, старшина
2-й статьи Смирнов купил в ларьке книгу
товарища Сталина «0 Великой Отечествен-
ной войне Советского Союза», сочинения
Пушкина, избранные произведения” Мая-
ковского и’ другие книги. Лейтенант Ba-
сильев приобрел для своей библиотеки
тениальный ° труд товарища Сталина
«Марксизм и национальный вопрос»; девя-
тый том сочинений Чехова, избранные
произведения Короленко и др. Три книги
купил матрос’ Бойко. Beero 3a первый
день торговли передвижной ларек продал
книг, брошюр и канцелярских принадлеж-
ностей более чем на пять тысяч рублей.
	Ауложники-самоучки
	Уже более двух лет в части работает

труппа, художников-самоучек, возглавляе-
‘мая т. Бельтюковым. 3a 910 время
тт. Бельтюков, Горбатюк, Васильев, Долбин
напиезли много портретов руководителей
‘большевистской партии и Советского нра-
вительства, создали картины, отображаю-
шие жизнь нашей Ролины. ПШооизведения
	военных хуожников украшают клуб и
	комнатьт политпросветра боты части.
	Тт. Васильев и Долбин оформили не-
сколько стенлов на физкультурные темы,
оборудовали Доски отличников в подразде-
лениях.

Способный молодой художник Бельтюков
посещает областную’ изостудию. Его кар

THEI неоднократно демонстрировались Ha
областных И республиканских выставках

` народного творчества. Недавно т. Бельтю-
‘тов закончил большой портрет товарища
	И. В. Сталина.
? М. ВЛАДИМИРОВ.
	Черноморский флот.
	Итоговые занятия
в сети партийного
просвещения
	В кружках и школах сети партийного
просвещения идут итоговые занятия. Им
предшествовала большая предварительная
	подготовка. Партийные организации в
помощь слушателям проводили лекции,
консультации,
	Занятия проходят при высокой актив-

пости слушателей. В кружке по изучению
биографий великих вождей В. И. Ленина и
И, В. Сталина, которым руководит пропа-
танлиет офицер Саркисов, занятие прошло
в форме живой беседы. На поставленные
вопросы слушатели дали глубокие, иечер-
пывающие ответы. Так, о начале револю-
ционной деятельности товарища Сталина
обстоятельно рассказал коммунист Шака-
ров,
Тов. Абрамовщик подробно охарактери-
зовал работу товарища Оталина в Тифлисе,
Батуме и Баку. Он рассказал 0’ деятель-
ности организованной товарищем Сталиным
подпольной типографии, в которой недавно
побывали на. экскурсии все слушатели
Кружка.

С большим ‘интересом присутствовавшие
Н8 итоговом занятии прослушали BLICTY-
пление участника знаменитой декабрьекой
стачки 1904 года в Баку, старого бакинца
Равичева. Он привел много   интересных
фактов, характеризующих огромную дея-
тельность бакинских большевиков под’ ру-
Коволством товариша И, В.. Сталина.
	Л. БОРОДНЕЦКИЙ.

свертнуть отца, занять его место, отдать
Абхазию в руки турок и стоящих за их спи-
ной англичан и французов.
	Паутиной шпионажа и предательства
опутана столица Абхазии — Сухум. Турец-
ким резидентом здесь является купец Ву-
чук. Ему помогает красавица-дочь Саида.
Под видом «инженера» рыщет по стране
французский разведчик Анри де Симон, ра-
ботая. сразу наздве разведки — француз-
скую й английскую (фунты стерлингов н
золотые наполеондоры ‘ме имеют никакого
отличительного запаха!). Но. он работает
против одной страны — России. _
	Ьнязь Келеш стремится сохранить нева-
висимость своего мужественного и свобо-
долюбивого: народа. Не только многочиелен-
ные шпионы мешают ему, нетолько соб-
ственный сын готовит нереворот, но и
некоторые князья тянут в сторону Турции.
Внязь понимает, — настоящая помощь” мо
жет притти только из России.
	В эти годы Черноморский бассейн напо-
минал театр военных действий. Турецкие
адмиралы ‘пользовались любым случаем
для коварных напалений на русские сула.
Английские и французокие корабли снова-
ли в Этейском море, угрожая пройти через
Дарданеллы и напасть на Черноморский
флот. Русские матросы были готовы к бою,
HO B центре русской политики в то время
была порабощенная Наполеоном Европа.
Злесь, на Черноморье, приходилоеь удер-
‘живаться от решительных ‘действий:

В разговоре с русским посланцем лейтс-
‘наятом Мелецким князь Велепг товорит:

«...Дарданеллы. Нокуда здесь могут
появиться английские или французские ко-
‘рабли, на Черном море не было ине будет
мира. Они подзадоривают‘ султана на раз-
ные пакости, а султан. запуталея в своей
собетвенной хитрости. И он непременто по-
падотся в еилки, как глупый воробей. Так
кончают воегха не в меру хитрые люди»;

Мудрый глава ‘абхазцев твердо ведет
свою политику, В том же разговоре с Мелец-
ким он точно определяет положение Абха-
ИИ:

«Мы считаем себя составной частью
Рессийекой империи с той поры, ‘когда
осуществилось присоединение Грузии Е
России».

..Возвращение Аслана -—— сигнал к лей-
	‘етвию. Казнь врага Абхазии князя Сазтдбея
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Песнь о Сухумской
крепости

ностью. Полтораста лет отделяют нас от
времени действия повести Гулиа, но что
‘изменилось в политике нашего восточного
‘соседа? Все так же империалистические
державы используют Турцию как плац-
дарм для новой войны против нашей Рохи-
НЫ, все так же заморские дипломаты в ге-
неральских мундирах и военные ‘во ‘ фраках
наводняют Турцию, инспектируют ee aD-
мию, строят аэродромы, обучают шпионов и
ливерсантов, разрабатьтвают стратегические
‘планы. ометают и‘ назначают турецких
	KOMAHIYIOULAX, готовят войну.
	<...Й вот, невольно глянув в прошлое,
словно в глубокий и сырой колодец, я ози-
раюсь. вокруг — и вижу город чистый и
явный; ‘вижу людей, выпестовавших ето,
поднявших его’из грязи и пепла. В эту ми-
нуту ‘мои мысли. обращены к нашей Роди-
не. ‘и мне по-настоящему хороню, я чув-
ствую себя в этом мире хозяином, хозяином
великой Советской земли, и я ве могу не
крикнуть в необ’ятный морской простор:

— Да здравствует жизнь».

Так заканчивает Георгий Гулиа свою
историческую! повесть «Черные гости»...

...Прочитаны ‘последние строки. Закрыта
вторая книга журнала «Новый мир», в ко-
торой опубликовано новое произведение
Гулиа, и невольно вспоминается один лет-
ний день 1942 года. Позади были месяцы
тероической Севастопольской обороны. Пря-
	мо из Соавастополя WHINYHIEMY эти строки.
		ховелось попаеть в Сухуми, где зеленеля
пальмы, где море спокойно плебкалось у
набережлой, -——‘ и именно’ тогда познако-
митьея се. Георгием Дмитриевичем Гулиа.
	С какой жадностью, расспрашивал писа-
тель о том, что делалось в Севастополе,
какое волнение вызывали в нем рассказы о
поистине легендарных подвигах. черномор-
ских моряков на суше и на море. Долго
живший у моря Гулиа не мог не любить
море и все, что с ним связано. Не в’ те пи
горячие ДНИ родилась у писателя мысль
написать повесть о прошлом родного го-
рода?

Эта встреча. была восемь лет тому назад,
А на-днях Георгий Гулиа с увлечением рас-
сказывал о письме, которое получил от чер-
номорских моряков. Они спешили поделить-
ся с автором своими мыслями по поводу
«Черных гостей». Особенно радовало пи-
гателя, что военные моряки прекрасно по-
няли, как близко соприкасается все, о чем
рассказано в повести, с событиями послед-
них лет. Поэтому для читателей далекое
	прошлое воскресло С удивительной at-
	Историческая правдивость, поэтический
язык, горячая взволнованноеть автора, яр-
кие образы героев и написанные вырази-
тельными красками пейзажи делают эту
повесть особенно интересной.

Все же нельзя не упрекнуть автора в
‘том, что временами ему изменяет чувство
меры. Вся линия Даура и шпионки Саийды
излишне мелодраматична и потому подчас
неубедительна, а ведь здесь заключена од-
на из важных частей сюжета повести! Вре-
‘менами Гулиа излишне стилизует язык CBO-
‘ей повести нод восточное сказание,

Но. не это определяет значение «Черных
тостей»..

Тлавное в этом своеобразном произведе-
нии талантливого писателя — подлинная
злободневность и политическая острота, как
бы стирающая те сто пятьдесят лет, ко-
торые отделяют нас от событий, составляю-
ших содержание повести.

Очень много изменилось © тех времен,
Свободные абхазцы вместе со всеми народа-
ми Советского Союза построили сониалиети-
ческое общество и ныне строят коммунизм.
Никакие «черные гости» не страшны co-
‘велским людям, — «черным гостям» нет
пути на советскую землю. Да, многое изме-
нилось!, Не изменилась только политика
Империалистических хищников, и книга
зовет нае в бдительности!

В своем послесловии Георгий Гулиа го-
ворит: «Я невольно думаю о тех, кто пы-
тается снова итти протрренной дорожкой
черных гостей, о тех, кто забыл уроки
истории и силится вновь возродить темные
времена, Я гляжу на черноморскую волну,
такую чистую и тихую, игривую и пени-
стую, и думаю о тех, кто тайно мечтает
видеть грозный бурун вместо тихой волны,
вровь вместо пены.

Но я. снокоен так же, как и море, как
воздух, наполненный теплом и светом, как
и вся нана земля от края и до края, ибо
времена нынче не те, что полтора стодетия
тому назад, и даже не те, что вчера!».

Эти строки раскрывают нам задачу, ко-
терую поставил перед собой писатель, раз
ботая ыад повестью «Черные гости». —
задачу, которую он решил смело и пра-
ВИЛЬНО,

Повесть Геоогия Гулиа о Сухумекой кре=
поети звучит как подлинная песня, поэти=
ческая, влохновенная и патриотическая.

Георгий ГАЙДОВСНИЙ.
	ествлением своих’ коварных ‘’замыелов.
Начинается восстание. Аслан убивает ‘от-
ца, становится дважды преступником: пре-
дателеи и отцеубийцей. Но победить ему
не удалось.

В Абхазии действует еще одна сила —
‘народ.
   Темур из ‘Дала, Согум из Гудаут, старый
Biepay Айба, его сын Даур и многие дру-
гие бтительно следят за тем, что происхо-

м черные CHILI Фпешить с 0су-

лит в их стране. Если на какое-то время.
	‘поддался чарам Саиды, дочери турецкого
питиона? Кучука, молодой и горячий Даур
(позднее; лоняв, & кем” имел дело, эн ‘сам
уничтожил эту шпионку), то другие после-
довательно и неуклонно. делают вее от них
зависящее, чтобы разорвать паутину, ко-
Торой оплетали Абхазию агенты разных
‘разведок.
	  Вотла турецкие посланцы попытались
устройть  дворцовый переворот, народ вы-.
ступил на защиту своей родины, своей на-
циональной независимости. Сражались су-
хумцы: Поднялись ближайшие деревни.
Весть 06 ‘убийстве князя Велеша была для
народа призывом к выступлению против
турок.

Bee же ‘вольным абхазцам вряд ли уда-
лось бы отетоять свою родину от турецко-
то налиествия: на помощь шпионам и ди-
версантам спешили три турецких корабля
е войсками. Вее было обдумано и подго-
товлено вратами Абхазии и России.

Да, все обдумано. Но не все предусмот-
рено!

И тут хочется предоставить слово само-
му Гулиа:

«Но вот поразительно! Корабли вдруг
поворачивают влево, все влево и влево, а
‚затем плывут назад... Что это? Чего они
так испугалиеь? Почему удирают турки?..

С севера, из-за Сухумекого мыса, пока-
зался еще один корабль. Он плыл, словно
по. воздуху, рассекая его свободно, будто
птица. Мощно вздувались белые паруса и
несли его легко, как на крыльях. Корабль
бесстрашно резал путь черным, непрошен-
ным гостям, прикрывая своими крутыми
 боками, ощетинившимиея жерлами Myer,
й людей, и город, и самую страну. То по
морю шел «Гавриил», и русский вымпел.
‘развовалея на мачте... ».

Турки бежали...
	Поэтическая повесть о Сухумекой крено-
сти, которую с таким вдохновением рас-
сказал писатель, заставила наших матросов
и. офицеров подумать 0 многом, многое
BCHOMHHTL и еще упорнее взяться за с9-
вершенетвование своего воинского мастер-
era. Рассказывая 06 этом письме, пиеа-
	‘тель теило вспоминал, о военных моряках
‚Черноморского флота, вспоминал о море, на
‘берегах которого прошли многие годы его
АО
	Историческая повесть «Черные гости»
невелика по размеру. Это — песня в прозе
о давно прошедших делах Сухумекой кре-
‘пости. _

Уже первые строки вводят нас в мир
‘необычных событий: «Bee смешалось в
природе: черные, ‚рычащие волны бешено
рвались к небу, а небо, обремененное тя-
желыми тучами, опускалоеь до самого мо-
ря. Казалось, две стихии — водная и воз-
душная — вступили в смертельное едино-
foperso... А между двумя воаждующими си-
лами, еловно брошенный на произвол еудь-
бы, плыл военный корабль... ».

В эту бурную, черную ночь © турецкоге
военного корабля на берег Абхазии выса-
дились двое — турецкий шпион Мамед и
бежазитий от отца в Турцию предатель и из-
менник — сын сухумекого князя Келента—
Аслан. Налез личину раскаянвя, возвра-
щается Аслан на ролику: ero задача:
	Краснознаменная Каспийская Флотилия...
ese

Ha натем корабле закончен учебный год
в сети партийного просвещения. Большая и
плодотворная работа, проделанная партий-
	ным бюро и руководителями кружков, дала
полокительные результаты.
	Командир корабля в своем приказе 0009
отметил работу по политическому воспита-
нию личного состаза офицера Амелина.
	За добросовестное отношение к занятиям,
отличные успехи и личную примерность
поошрена большая группа слушателей; Сре-
ди них — коммунисты Захаров, Трофимов,
секретарь комсомольской организации Май-
сов, комсомольцы Лмитриченко, Рязанов,
Свищев и другие. Я

Все коммунисты и комсомольцы, закон-
чившие кружки, — крепкая и надежная
пора команлира в политическом воспита-
	НИИ Личного состава,
К. СЕМЫКИН.

Балтийский флот.