13 июня 1950 г., вторник, № 139 (3552)
	ГАРТ
	РАСНЫЯ
			пот
	СПОРТ
	Корабельная
	спартакнада
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ. (Норр. «Крас-
ного Флота»). На корабле Н. серьезное
внимание уделяется физической подготов-
ке моряков. росту спортеменов-разрядни-
ков. Здесь в различных спортивных сек-
циях занимаетея большое число матросов,
старшин и офицеров. В результате систе-
малических тренировок многие воины доз
бились хороших спортивных результатов:
Физическая закалка помогает им образцово
выполнять воинский долг.

Сейчас на корабле проходит летняя
спартакиада. Моряки соревнуютея по раз=
личным вилам спорта — борьбе. боксу,
легкой атлетике, военно-морскому много-
борью. В соревнованиях по боксу победу
одержали передовые воины корабля стар-
шины 2-й статьи Шишкин, Моргунов,
матросы Николаев. Гупев. Фининберг. Веэ
	они имеют третий разряд всесоюзной
спортивной классификации.

В классическом троеборье победили
	пттангиеты — етаршина 2-й статьи Оеи-
пищев, матрос Дрязгин и старшина 1-й
статьи Тайдаков. В собтязаниях по фех-
тованию высокую технику боя показали
лейтенант: Евстропов, матросы Айдулов и
Охремчук. Среди гимнастов лучших пока-
зателей добился лейтенант Абрамов. име-
юший второй разряд всесоюзной спортив-
ной классификации.

На, футбольном поле успешно выетупа»
ет корабельная футбольная команла, в03>
главляемая старшим лейтенантом Дунюш-
БИНЫМ.

Комсомольекая организация корабля
вместе со спортивным комитетом. возглав-
ляемым офицером Старшиновым, в ходе
летней спартакиады проводит работу по
пропаганде и популяризации летних ви-
дов епорта. В подравделениях вышли епез
циальные ‘номера стенных газет, посвя-
щенные спортивно-массовой работе и уча-
стию в ней матросов и старшин. По кора
бельному радио регулярно передается
спортивная хроника. У микрофона высту-
пают активисты физкультурной работы,
матросы и ‘етаршины, одержавшие победы
на спартакиаде. Внимание моряков прич
‘влекает Фотогазета, показывающая луч»
ших спортеменов корабля.

Чемпион соединения
по волейболу
	‚В одном из соединений закончился
продолжавшийся больше месяца розыгрьни
первенства m0 волейболу. Первое ме-
сто и звание чемпиона 1950 года завое-
вала команда Дома офицеров, где инструк-
тором физической подготовки и спорта
т. Смирнов. Волейбольная команда Дома
офицеров. в составе офицеров Шалева, Мус-
са, Кагна, старшины 1-Й статьи Колесова,
ефрейтора Ярвальда и матроса Самохвалова,
выиграла также и кубок торода по волей“
болу.

(Корр. «Красного Флота»).
	Детская секция
плавания
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ВАСПИИСВАЯ
ФЛОТИЛИЯ. (Корр. «Красного Флота»). По
утрам в открытом плавательном бассейне
Дома офицеров флотилии в эти дни можно
увидеть много школьников — детей воен-
ных моряков. Они учатся нлавать. Одна
группа под руководетвом опытного инструк-
тора занимается на берегу, друтая учится
стильному плаванию.
	ставление оказывается полностью несоста-
ятельным! В лаборатории Г. М. Бошьяна
были обследованы так называемые «уби-
тые» вакцины, употребляемые для предо-
хранательных и лечебных прививок.
помощью специальных методов из. них
удалось выделить живые культуры в03бу-
дителей — сыпного тифа, рожи свиней,
бруцеллёза и других болезней.

Но тогда возникает вонрос: как же дей-
ствуют такие вакцины на организм, е03-
давая в нем невосприимчивость к инфек-
ции? Оказываетея. эти вакцины содержат
возбудителей в форме вирусных частиц,
легко связываемых белками организма. В
связанном. состоянии вирус недеятелен и
не вызывает заболевания. Иммунитет в
‘любому заболеванию основан на этом яв-
лении — нейтрализации вирусных частяк
путем связывания их белками тела. Пока
‘в организме сохраняется возбудитель, су-
ществует невоеприимчивость к заболева-
нию. Kak только он исчезает — иммуни-
тет утрачивается.

Открытия Г. М. Бошьяна — не единет=
венные в этом направлении. Примером бле=
стящего новаторства в науке елужат раз
боты другого выдающегося советокого био-
лога профессора 0. Б. Лепешинекой. Они
проливают новый свет на серьезнейшие
проблемы и вопроеы происхождения и раз-
вития клеток растительных и животных
организмов, опрокидывают «теории» бур-
жуазных ученых, провозглашенные «не-
зыблемыми».

В речи на приеме в Кремле работников
Высшей шкюлы 17 мая 1938 голь
товарищ Сталин товорил о науке, <...лю-
ди которой, понимая силу и значение усз
тановившихея в науке традиций и умело
используя их в интересах науки. всё же
не хотят быть рабами этих традиций,
которая имеет смелость, решимость ло-
мать старые традиции, нормы, установки,
когда они становятся устарелыми, когда
они превращаются в тормоз для движения
вперед, и которая умеет создавать новые
традиции, новые нормы, новые  установ-
ки». Наше время, сталинская эпоха, —
период великого под’ема и расцвета нау-
ки. Под могучим, руководящим влиянием
идей Маркса — Энгельса — Ленина —
Сталина советские ученые освобождают
естествознание от пут, наложенных на не-
го ограниченным буржуазным мышлени-
ем. Исследования наших биологов, прокла=
дывающие новые пути в одном из самых
важных разделов биологии, в науке @-
простейших формах жизни — микробио-
логии, их опыты, прюникнутые духом но-
ваторетва и созидания, — блестящее этому.
доказательство.

Доктор биологических наук.
	профессор А. Н. СТУДИТСНИИ.
		Ям за HE
	Военно-морсн
	Военно-морская ` подготовка — один из
важнейших вопросов обучения и воспита-
ния будущих офицеров. Командование и
преподавательский состав Ленинградекого
HAXHMOBCKOPO — военно-морского училища
уделяют ей самое серьезное внимание, Про-
прамма этой дисциплины охватывает 00-
ширный теоретический материал и в то же
время предусматривает приобретение воспи-
танниками первых праклических мореких
навыков.

Общее: представление о плавании в дале-
кие времена, о развитии гребного и парус-
ного ^ флотов, 06 историческом развитии
классов кораблей, о плаваниях русских мо-
ряков дается нахимовцам уже в младших
классах. Весь материал преподносится в дэ-
ступной для понимания форме, иллюстри-
руетея. схемами, лиаграммами. картинами.
	Для более глубокого усвоения такой, на-
	пример, темы, как «Вругосветные плава-
ния моряков русского флота», в подразделе-
нии капитана 2 ранга Митрофанова была
проведена теоретическая конференция. На
	этой конференции воспитанники тт. Драчев,
	зайлулин, АЙйзенштейн и другие рассказа-
ли о плаваниях Крузенштерна и Тисянско-
го, Беллинстаузена и Лазарева, Литке,
Врангеля.

Нахимовны знакомятся с участием флота
в Октябрьской социалистической револю-
ции, в гражданской войне. Особое место в
преподавании истории флоть занимает не-
риод Великой. Отечествентюй войны © не-
мецко-фашистскими захватчиками и япон-
скими империалистами. Преподаватели рас-
сказывают воспитанникам о действиях
флотов, флотилий и морской пехоты.

Участники войны контр-адмирал Изачик,
офицеры Морозов, Рожков, Варпеченко. и
Щелетьев знакомили нахимовцев @ герои-
ческими боовыми эпизодами. Мнотое дала
молодежи встреча е полводником Героем ©0-
ветекого Союза т. Луниным, рассказавшим
о славных походах советеких моряков. Кро-
ме того, на веем протяжении курса истории
флота воспитанники посещали. Централь-
ный военно-морской музей, Музей обороны
Ленинграда.

Изучение традиций напгего флота с10с0б-
ствует воспитанию у нахимовцев чувства
любви в морской службе и морю, чувства
долга и безграничной преданности партии
Ленина — Сталина и социалистической
Родике.

В порялке плановой учебы нахимовцы
знакомятся с устройством шлюпки, кораб-
ля, с классификацией кораблей, тахелаж-

ным делом, сигнадопроизводетвом. Bocig-
	Дружба моряков
	ая подготовна
	танники старших влассов, кроме того, изу-
чают организацию Военно-Мореких Cua,
основы кораблевождения, начала навига-
ции. Для воспитанников старших классов
учебный мзтериал дается с более обиир-
ным содержанием. Причем их военно-мор-
ская подготовка проводится непосредетвен-
но на корабле, что в значительной степени
облегчает изучение отдельных разделов
программы. Практически сигналопроизвод-
ством воспитанники занимаются, ведя пере-

говоры клотиком, прожектором и семафо-
ром.
	Большую пользу черпают воспитанники
и в учебных мастерских училища. Под ру-
`ководелвом техника старшего лейтенанта
Астратова нахимовцы строят модели шлю-
пок, кораблей, производят такелажные и
‘электротехнические работы. Воспитанники
‚тт. Осипчук и Тювилев добились неплохих
результатов в строительстве моделей: их
  модели были помещены на выставке учи-
  WHIM.

Летнюю практику младшие воспитанники
проходили и будут проходить в этом году в
лагере, на берегу общирного озера. Там они
получают практические навыки хождения
на шлюнках, совершают. туристские похо-
ды и увлекательные экскурсии. Старивие
воспитанники проходят практику на шху-
нах и барказах, участвуя в ноходах в
Финский залив, Балтийское море и Ладож-
ское озеро.
	В прошлом голу часть воспитанников
плавала на шхуне «Бавюштаг» на взморье.
Отсюда же нахимовцы ходили на барказах
и катерах в Ладожекое озеро и Финский
Залив.
	 . Другая часть воспитанников на шхунах
	«Надежда» и «Учеба» совершила поход в
Финский залив и Балтийское море. Оня
заходили в порты Кронштадт, Таллин и др.
В Риге ленингражцы посетили воспитанни-
ков Рижекого нахимовского военно-мореко-
	го училища, поделились с ними опытом. На
‘шхунах воспитанники изучали рангоут и
	такелаж, якорнНое, швартовое и рулевое уст-
ройства. Они Участвовали в управлении
шхуной на походе, несли службу корабель-

ных нарядов, занимались сигналопроизвод-
етвом-
	Вея работа по военно-морекой подготов-
ке нахимовцев направлена на то, чтобы еще
во время пребывания их в училище зало-
жить основы их дальнейшей морской вы-
	А ИВАНЧИН.
		повлении разрушенного хозяйства, в нала-
живании культурной работы на селе. На-
пример, радиоспениалиеты части установи-
ли в колхозе радиоузел и свыше двадцати
радиоточек. Моряки нередко высылают кол-
хозникам кинопередвижку, демонстрируют
фильмы, проводят доклады и беседы о ме-
ждународном положении.и © ходе выполне-

THA послевоенной сталинской пятилетки.
	Цемалую помощь оказывают и колхоз-
ники морякам. Например, в прошлую зи-
му колхозники помогли воинам оборудовать
овощехранилище, заготовить топливо на
ЗИМУ и Т. д.
	Дружба моряков Н-екой части с колхоз-
никами — яркий пример неразрывной
кровной связи наших воинов с родным со-
	ветским народом.
С. ВЛАДИМИРОВ.
	рую любой микробиолог счел бы «убитой»,
«воскресает», возвращается к жизни!

Что Ke вызывает эту поразительную
способность живого вещества переживать
«губительные» воздействия внешней сре-
an? Переход в кристаллическую форму —
так об’яенлет Г. М. Бошьян сохранение
микроорганизмов при неблагоприятных ус-
ловиях. Способность некоторых вирусов к
превращению в кристаллическую форму
была обнаружена еще пятнадцать лет
назад. Но никому из микробиологов не
приходило в голову. что эт» способность
— чрезвычайно важное приепособление
	‚микроорганизмов. к условиям сушествова-
	ния. Рост и размножение самого фильтру-
ющегося вируеа в организме животных и
растений происходит нутем кристаллиза-
nua. ropopar T.-M. Bouipan.
	Именно это свойство — кристаллиза-
ция — лежит в основе раввития вирусов
из белков и формирования микробов из
вирусов. А при определенных условиях
форма вируса или микроба сменяется кри-
сталлической формой, видимой не только в
микроскоп, но и невооруженным глазом.

Возбудитель в виде кристаллов  полу-
чает огромную устойчивость против внеш-
	них воздействий — температуры. влаж-
ности, химических факторов... При этом
OH сохраняет способность к обратному
	превращению в микробную или вирусную
форму. но уже с измененными свойствами.
	Открытие изменчивости формы сущест-
вования микробов и вирусов имеет огром-
ное теоретическое значение. Это открытие
подтверждает и утверждает научный, мз-
чериалистический взгляд на единегвю жи-
вого и неживого, вплотную приближая нае
к решению великой тайны природы, вол-
новавшей целые поколения‘ естествоислы-
тателей, -— тайны возникновения жизни
на земле.

Работы Г. М. Бошьяна опровергают шя-
роко распространенное представление 0
хрупкоети и неустойчивости первых форм
жизни, появившихся на заре истории Op-
ганического мира и якобы ‘не оставив-
ших никаких следов. Данные Г. М. Бошь-
яна и его сотрудников свидетельствуют о
том, что жизнь постоянно возникает и
развивается и в настоящее время. Шерс-
пективы, открываемые работами Г. М.
Бопьяна перед практической микробиоло-
гией, огромны, -

Основой для воздания невоеприимчиво-
сти в заразной болезни — иммунитета —
co времен Пастера считаютея так назы-
ваемые ослабленные или убитые культу-
ры возбудителя, Перенесенная от привив-
ки в очень слабой форме болезнь приво-
WHT к развитию в переболевшем организ-
ме сповобности противодействовать  силь-
	ной форме возбудителя. И вот это пред-
	Выполнить решения конференнии
	подготовки из. среды комсомольцев растут
еще медленно. QO TOM, что налицо недо-
оценка значения руководства комсомольской
работой, свидетельствует и самый доклад.
В течение часа, предоставленного т. Данди-
ну, у него не нашлось времени расеказать
0 руководстве комеомолом. Когда же время
по регламенту истекло, то т. Дандин по-
просил дополнительно 10 минут, заявив
при этом, что ему нужно «коротко остано-
	виться» на руководстве комсомольской. рз-
ботой_
	Со всей серьезностью партийный актив
‘поставил вопрое о’ необходимости усиления
идейной закалки военных моряков. Нужно
сказать, что; выполняя решения конферен-
ции, парторганизации уже кое-что сделали
‚В Этой области. Успешно закончила работу
‘партийная школа. Ее ‘выпускники стали
‘лучше вести партийную и комсомольскую
‘работу. Имеются положительные примеры
помощи парторганизаций коммунистам, ‘с8-
мостоятельно изучающим теорию и историю
большевизиа. . Доброй славой пользуются
‚руководители политических занятий офи-
перы Никитенко, Сахаров и другие. Однако
‘многое еще предстоит сделать. Из-за разных
организационных неувязок срываются за-
вятия в одной из грунпн маркеистеко-ленин-
ской подготовки офицеров... Политотдел не
организовал дополнительных лекдий по от-
дельным произведениям Ленина и Сталина
для руководителей групп. политзанятий. А
такие лекции крайне необходимы.

Немало горьких, но справедливых. упре-
‚ков, раздалось на собрании актива в адрее
политического отдела и политического упра-
‘вления флота. Указывалось. что в работе
политотдела имеются элементы формализ-
ма. Политотдел планирует лекции, но их
не проводит, перенося затем из одного пла-
на в другой. Слабо осуществляется контроль
за принятыми решениями. Е
	  — Вели бы, — заявил т. Гмыря, —
‘контроль в политотделе был поставлен
лучше, нам не пришлось бы сегодня ета-
‘вить те. же вопросы, которые уже ставились
‘на конференции пять месяцев назал.
	0 поверхностном, неглубоком подходе к
работе в потразделениях сс стороны отдель-
ных, инструкторов политуправления флота
‘говорил т. Николаев,
	Решения партийной вонференции: долж-
ны быть выполнены ‘до кониа. “К этому
нужно. приложить все силы —— такую 3а-
дачу поставило собрание партийного актива
перед всеми парторганизациями, перед все-
ми коммунистаме.
	папитан И. ЦАРТ.
	партийной организации, возглавляемой
т. Кощеевым. В этой организации за год
ни разу не обсуждались на собраниях на-
сущные вопросы боевой подготовки. Выхо-
	8 партийная ооганизамия работала Тоже.
	сама. по себе. .
	Пять месяцев назад состоялась партий-
ная конференция. Обсуждая состояние и
задачи партийно-политической работы, re-
легаты на основе испытанного метода бодь-
шевиетской критики и самокритики векры-
ли существенные недочеты в деятельности
политического отдела и партийных органи-
заций. Принятое конференцией решение
определило пути улучшения всей работы.
	Нять месяцев — немалый срок. Иора
прознализировать. что схелано за это. вре-
мя, как партийные организации помогают
командованию в мобилизации личного г9-
става на успешное решение залач боевой и
политической подготовки. Этим и занялся
партийный актив на последнем своем ‘собра-
нии, прошедшем злееь на-тнях.
	Докладчик офицер Дандин и выстуцав-
шие в прениях отмечали, что. выполняя
решения конференции, партийные органи-
зация добились некоторых положительных
результатов. В ряде организаций целвуст-
ремленнее стала вестись работа по полити-
ческому обеспечению, боевой. учебы, Если,
к примеру, в подразделениях, где сакрета-
рями парторганизаций тт. Шауничев и.
	‚Андреенко, дела в зимний период обучения
	обстояли хорошо, то большую роль в этом
сыграли коммунисты, которые настойчиво
и умело повышали активность личного с9-
става, обеспечивая помощь командованию в
решении важнейших залач.
	Выросло количество ORIMUHNROR боевой
	и политической подготовки. В авангарде
идут коммунисты. В партийной организа-
ции подразделения, возглавляемой т. Врох-
уалевым, все коммунисты — отличники
боевой и политической учебы. Секретарь
парторганизации сумел добиться того. что
личный состав группы, которой он руко-
водит, состоит из олних отличников.
	Товоря 0б этих и других положительных
результатах, партийный актив в то же
время констатировал, чт в общем решения
партийной конференции осуществляются
нелопустимо медленно. Лю сих пор не т
житы некоторые недостатки, мешающие
укреплению дисциплины и порядка, росту

боевого мастерства.
	hak отмечали в своих выступлениях
тт. Жиров, Смирнов и другие, партийно-
политическая работа в ряхе случаев не на-
правляется на лучшую организацию обуче-
ния и воспитания личного состава, на Уук-
репление диециилины. Наблюдаетея недо-

пустимый отрыв ее от конкретных задач
боевой учебы.
	— Далеко за примером ходить не нуж-
HO, —— сказал т. Жиров. — Слоит только с
	этой целью присмотреться ££ хлеятельнаети
	Состоялось собрание партийного актива
Военно-морской академии кораблестроения
и вооружения имени А. Н. Крылова. Док-
лад о задачах коммунистов в проведении
экзаменационной сессии ‘и ` предстоящей
летней практики слушателей сделал инже-
нер-контр-адмирал Штейнберг.

Многие из коммуниетов, выступивших в
прениях, говоря 06 организации ‘учебного
	процесса и подготовке к экзаменационной.
	сессии, подвергли принципиальной крити-
me наблюдающиеся недостатки. Например,
тт. Лысенко и Короткий указали на не-
дооценку некоторыми слушателями кон-
сультаций и изучения марксистеко-ленин-
ской теории по первоисточникам.
В связи е высоким средним баллом. по-
	нахимовцев
	Нартийная конференция потребовала от
коммуниетов-руководителей, от  партий-
ных организаций усилить помошь моло-
хым офицерам в овладении мастерством
обучения и воспитания подчиненных. Это
требование выполняетея слабо. В результа-
	те отдельные офицеры мало бывают среди.
	CBOHX подчиненных, не оеседуют с ними,
не знают насущных нужд ‘и запросов, &
поэтому не’ принимают своевременно мер
к их удовлетворению. ITO, в частности,
относится к офицерам Черняеву и Смирно-
ВУ. Нартийная организация ках следует с
	этими офицерами He работала. не’ наста-
	вляла их на правильный ПУТЬ.
	Kpynnble недостатки имеются и в руко-
водетве старшинами. Вомуунист ‘старцина
	`2-йЙ статьи Максимов заявил. что занятия
	старшинами п9 практике воспитания
подчиненных ‘иолчас потменяются «накяач-
	кой». Воммуниет Волошко в своем выету-
	плении указал, что решение партконферен-
ции 00 организации обмена опытом дея-
тельности старшин‘ не выполняется.
	‚ Не ясно ли, что подобное положение He-
допустимо. Требуя от молодых офицеров и
старшин усиления воспитательной работы
с личным составом, необходимо в первую
очерель учить их вамих.
	Большое внимание участники собрания
	уделили укреплению дисциплины, Справедл-
	иво указывалось на важное значение пра-
вИЛЬНоЙй Дисцинлинарной практики. В `со-
жалению, в этом деле не все обстоит бла-
гополучно. Дисциплинарный устав преду-
осматривает различные виды как взыека-
ний, так и поощрений. Однако иные офи-
церы-коммуниеты если взыскивают, TO
одним видом взыскания, не глядя на сте-
цень проступка,” если поощряют, то одним
видом поопрения. Это умаляет воспита-
тельное значение дисциплинарной прак-
ТИКИ.
	значительную ‚ часть. личного Фостава в
подразделениях составляют. комсомольцы.
Тем больнее значение приобретает требова-
ние партийной конференции укрепить пар-
тийное руководство комсомольской работой.
Собрание актива показало. что это’ важней-
	ee требование выполняется HEVIOBIETBO-
	рительно. Не случайно спели комсомольнев

встречаются нарушители диспиплины, 3,
ряды отличников боевой ‘и политической
	Собрание партийного актива академии им. Крылова
	‘в прошлом году, поставлен вопрос о даль-
`нейшем повышении требовательноети на
экзаменах. Коммунисты тт. Симонов и Фи-
лимонов отметили, что для подготовки слу-
шателей к “каждому” из экзаменов времени
отводитея недостаточно. Медленно развер-
тываются работы по расширению и 0бо-
рудованию лабораторий. Это отражается на
качестве малериально-технического обеепе-
чения учебного‘ процесса.

Васаяев предетоящей летней практаки,
коммуниеты указали на необходимость ис-
пользовать  ее’ для’ лучшей, более тесной
связи академии‘ с флотом и предприятиями
судостроительной промышленности.

— Ло поступления в акалемию. — ска-
	jBat т. Алеквандровсекий, — я прослужил на
Флоте около 10 лег Олнако 22a Ree arn nne-
	Н-скую часть из колхоза им. данова

с нарочным было доставлено письмо, адре-
сованное заместителю командира по поли-
тической ‘части. Председатель колхоза
т. Часовиков сообщал 0б успешном окон-
чании весенних полевых работ и’от имени
всех членов ‘артели приглашал моряков в
гости.
	Это письмо не первое. Дружба между мо-
ряками и колхозниками установилась еще
в дни Великой Отечественной войны, когла
олин из отрядов моряков, действовавнгий
на берегу, выбил из села гитлеровских за-
хватчиков и освободил советеких людей из.
фашистекой неволи. С тех пор между мо-
	мя мне не приходилось ощущать в какой
бы то ни было степени помощь со сторо-
ны академии,
	о — Нана связь © флотом, — заявил
т. Алексеев, —не должна носить эпизодиче-
CKHH характер или иметь. «потребитель-
кий» подход. Эта связь должна быть орга-
нически тесной, повседневной, по примеру

EEE IEEE OES

ин из отрядов моряков,

того содружества, которое вее более и более

Е А Ба а ЧА

Бобрастаст между паучными учреждениями
страны и производством.

Начальник ‘политотдела академии o6pa-
	I OS IEEE EE EE IEEE IEEE II REE ED ee

тил внимание партийного актива на 160б-  ояками и колхозниками не прерывается

хотимоелЕ мобитизоратг ReeR тичити  оп-

ходимость мобилизовать Beth личный со-
етав на решение поетавленных перех ака-
	темией задач.
Подполковник П. МЯГКОВ,
	СВЯЗЬ:
В поелевоенные готы моряки оказали
	колхазникам посильную помошь в восста-
	падала, а Наоборот, повышалась. Нет с5-
мнения: это и было вещество, вызываю-
щее заболевание.

Вырашивание вирус» анемии в пита-
тельных средах (вне организма) убедило
Г. М. Бошьяна в ложности представления
зарубежных ученых о том; что вирус ли-
шен жизненных свойств.

Г. М. Бошьян разработал методы, поз-
волившие выращиваль возбудителя  иц-
фекционной анемии лошадей в питатель-
ной среде. И оказалось, что в Культуре
вне организма развитие возбудителя приво-
дит к удивительным. превращениям, пока-
зывающим подлинное взаимоотношение мё-
жду микробной и вирусной формами жизни:
вирус путем последовательных изменений
преврашаетея в микробную клетку;
	Это открытие имеет огромное теорети-
ческое значение. В науке о жизни, каза-
лось бы, непоколебимо утвердилось пред-
ставление, чо: образование клеток воз-
можно только из клеток. Так учил немец-
кий ученый Вирхов, реакционер в политике
и противник дарвинизма в науке. Ero;
подражатели закрывали себе, следуя этому’
«учению», дерогу к научному, материали-
CTHYCCKOMY  нознанию сущности жизни.
	Работами Г. М. Бошьяна прочно обоено-
вывается мысль 6 многообразии форм
жизни, 0 возможности существования
жизни в неклеточной форме, в форме жи-
вого вещества.

3а выделением микробной формы в
культуре вируса анемии лошалей послело-
вало превращение в микробную форму
вируса пеевдочумы птиц, ватем — виру-
ез чумы свиней, лщура, энцефаломиэлита
лошадей, бешенства, сыпного тифа... То,
что ряду поколений микробиологов каза-
лось невидимым, стало видимым, доступ-
ным‘ микроскопическому исследованию в
опытах Г. М. Бошьяна.

Каково же биологическое значение этих
превращений ‘живой материи?

Приспособление к меняющимся уелови-
ям жизни —= такова единетвенная при-
чина возникновения и развития этого
свойства. Вирусная частица гораздо ye-
тойчивее микробной клетки, когда встре-
чаетея ‘се воздействием ° внешней среды.
Устойчивость вирусов против высоких и
низких температур, высушивания, ядови-
THX веществ, — могучее средетво COXPa-
нения вида. Випячение в течение двух
часов, ‘обработка слабыми растворами со-
лей, щелочей и кислот, облучение сол-
нечным` светом, «губительным» для мик-
роорганизмов, =— все эти воздействия He
прекращают существования возбудителей
многих болезней. В соответствующих ус-
ловиях из обработанных таким образом
КУЛЬТУР МОЖНО вновь ПОЛУЧИТЬ роет й
	размножение возбудителя. Культура, кото-
	лученным в итоге экзаменационных сессий (флоте около 10 лет. Олнако за вее это вре-

БИБЛИОГРАФИЯ
	блестящее открытие советской
	этот вопрос. В науке ю жизни прочно и
незыблемо царило ‘убеждение, что все
живое состоит из клеток и вне клеток
нет жизни.

Ограниченная, бескрылая научная мыель
в капиталиетических странах, чуждая по-
знанию явлений в их движении, в их раз-
витии, бессильна об’яснить природу виру-
cos, Ha страницах научных журналов,
издаваемых в Западной Европе и Амери-
ке, идут далекие от науки споры: живые
вирусы или не живые. Огромное большин-
ство отказываетея относить вирусы к ми-
ру живых существ. Если вируе не имеет
клеточного строения, говорят эти ученые,
OH He живой. «Белок, способный к еа-
мовоепроизведению».. —— ‘так характеризуют
они природу вируса.
	.. Abyrme ученые допускают, что когда-то,
в далеком прошлом, предки вирусов были
живыми, были «настоящими» микробами
——  ЖИВЫМИ клетками, паразитирующими
в животных и растительных организмах.
Но паразитичеекий 0браз’ жизни привел
их 0булто бы к постоянной утрате всех
признаков живых существ.

Лишь передовой советской науке. раз-
вивающейся под животворным влиянием
великого учения Маркеа — Энгельса —
Ленина — Сталина, етало доступным по-
внаняе поллинных отношений живого и не
живого в их непреестаннюм движений, из-
менении, развитии:

Вышедшая недавно ‘ ннига’  советекого
биолога Г..М. Бошьяна «0’ природе вару-
сов и микродов»“) открывает в науке 0
микроорганизмах новую главу, в корне
меняющую старые‘ представления, ,

Трух Г. М. Бошьяна — итог. длитель-
ных экепериментальных ‘исследований ав-
тора ‘и его сотрудников. Результат этах
поисков ничего не оставляет от. привыяч-
ных представлений‘ о вирусах и микробах.
Это новая глава в науке о жизни, ‘ко-
торая началаеь с выяенения природы за-
‘болевания лошадей — инфекционной ане-
мии (тяжелое нарушение строения и pa-
боты крови). Возбудителем ев  считалея
вирус. Из крови больной лошади Г. М.
Бюшьяну удалось получить вещество, дей-
ствующее на жеребят, кав сильнейший яд.
От очишения вешества яловитоеть его не

+) Г. М. Бошьян. «О природе вирусов и
микробов». Медгиз. Москва. Стр. 148.
	На протяжении веков борьба © 00лез-
нями стоят в центре внимания науки.
Открыты средства борьбы с ‘оспой, холе-
рой, чумой, сыпным тифом, дизентерией,
сибирской язвой, нагноениями ран, зара-
жением крови... Нели бы условия капи-
талистического строя —- невыносимая ни-
Weta эксплуатируемого населения, трата
народных средетв на гонку вооружений
вместо борьбы с болезнями — не были
непреодолимой преградой в организации
мблицинской помощи, десятки болезней
уже в настоящее время могли бы ис-
чезнуть < лица земли. Только в нашей
стране существует настоящая. любовная
забота о человеке, а получившая невидан-
ный размах научно-иселедовательская ра-
бота в интересах народного здравоохране-
ния обеспечивает неуклонное движение
вперед в борьбе против недугов. .

Французский ученый Пастер представ-
лял себе победу человека над болезнями
путем борьбы © микробами-возбудителями.
Любое заразное заболевание, по мнению
Пастера, заключается в том, что в орга-
низм проникает микроб и размножается в
нем, отравляя его ядовитыми продуктами
обмена веществ. Не допускать микробов в
организм, стремяеь уничтожать их во
всем. что приходит в соприкосновение ©
нами, тщательным мытьем, кипячением,
лучами солнца, сухим жаром, либо уси-
лить средства организма в борьбе с мик-
робами — таков был путь ю победе над
болезнями, как утверждал Пастер. Вели-
кий русский ученый И. И. Мечников ©от-
крыл, в чем заключаются защитные силы
организма в борьбе с микробами. Каза-
лось. что наука стоит на верном пути.
	Но среди заразных болезней нашлось
немало таких. которые упорно хранили
тайну своего распространения. Самые
	тщательные исследования Не  Позволяли
обнаружить микробов-— возбудителей оепы,
сыпного тифа, бешенства, кори, скарлати-
ны. Лишь в 1892 году удалось, наконец,
понять. что дальнейшие поиски микробов,
вызывавших эти болезни, бесполезны, —
возбудители вастолько малы, что  неулови-
мы даже при наибольших увеличениях
микроскопа. Они получили название филь-
трующихся вирусов.

Великая честь открытия Нового мира
микроорганизмов принадлежит вылающе-
муся русскому ученому Д. И. Ивановеко-
	биологической науки
	му (1864—1920). Это открытие было
сделано, им на. табаке. Обеледованаю под-
верглась «табачная мозаика» — вага-
дочная болезнь, вызывающая пожелтение,
скручивание и высыхание листьев. Зараз-
ность болезни была бесспорным фактом:
сок. взятый от больного растения, при
переносе на здоровое вызывал характер-
ные изменения листьев. Микроскопическое
исследование не открыло никаких призна-
ков возбудителя. Тогда был произведен,
впервые в мире, опыт © фильтрапией со-
ка больного растения через’ фильтр. изго-
товленный из плотной пористой глины.
Профильтрованный сок сохранил свои за-
разительные свойства.
	Так был открыт новый удивительный
мир возбудителей заразных болезней.
Фильтрующиеся вирусы з& малым  ис-
ключением неразличимы при сильнейших
увеличениях обычных оптических микро-
CROMOB.

В науке издавна сложилось прочное
убеждение в том, что основу строения и
развития всех жнвых тел составляет
клетка. Все учебники  микроскопической
анатомии человека, животных и расти-
тельных организмов рисуют клетку таким
образом: комочек белкового вещества —
протоплазмы, способный к обмену веществ
в окружающей средой,  размножающийся
путем деления надвое. :

Микроб — это всего навсего одна
клетка. Но она в полной мере наделена
способностью. ю.обмену веществ и размно-
жению, т. 6, ввойствами, характеризую-
щими все живое. Вот почему, несмотря нз
малые размеры, препятствующие изучению
внутреннего устройства, ни один из от-
крытых ‘до настоящего времени микробов
не вызывал сомнений в том, что он яв-
ляется клеткой.

Но в отношении фильтрующихся виру-
сов этим сомнением сопровождалось каждое
исследование.

В прошлом столетии, повторяя вслед ва
Ивановеким опыты‘ ©. «табачной  мозан-
кой». один исследователь выеказал мысль,
что возбудитель этой болезни представляет
собой живое. но жилкое начало. Значит,
не организованное в форме отдельных ча-
ети, какими являются клетки? › Стало
быть, это новая форма жизни, до сих пор
He известная науке?

Ученые не решались прямо ответить на