5 июля 1950 г., № 158 (1691,

СОКОЛ
	СТАЛИНСКИЙ
		Заседание Верх
		Тов. Крашенинникова!
	Отвечаю на Ваши вопросы.
	1. Вопрос, В Вашей етатье убедительно
показано, что язык не есть ни базис, ни
надстройка. Правомерно ли было бы счи-

тать, что язык есть явление, свойственное
и базису и надстройке, или же правильнее

было бы считать язык явлением промежу-
точным?
	Ответ. Конечно, языку, как обществен-
ному явлению, свойственно то общее, чтб
присуще всем общественным явлениям, в
TOM числе базису и надстройке, а именно:
он обслуживает общество так же, как 0б-
елуживают его все другие общественные
явления, в том чиеле базис и надстройка.
Но этим собственно и исчерпывается то 0б-
щее, чтб присуще веем общественным яв-
лениям. Лальше начинаются серьезные рз3-
личия между общественными явлениями.
	Дело в том, что у общественных яваений,
кроме этого общего, имеются свои специ-
фические особенности, которые отличают
их друг от друга и которые более всего
важны для науки. Специфические особен-
ности базиса состоят в том, что он обелу-
живзет общество экономически. Специфи-
ческие особенности надстройки состоят в
том, что она обслуживает общество поли-
тическими, юридическими, эстетическими
и другими идеями и создает для общества
соответетвующие политические, юридиче-
ские и другие учреждения. В чем же со-
стоят специфические особенности языкз,
отличающие его от других общественных
явлений? Они состоят в том, что язык 0б-
служивает общество, как средство общения
людей, как средство обмена мыслями в 0б-
ществе, как средство, дающее людям воз-
можность понять друг друга и наладить
совместную работу во всех сферах челове-
ческой деятельности, как в области произ-
водетва, так и в области экономических
отношений, как в области политики, так и
в области культуры, как в общественной
жизни, таки в быту. Эти особенности
свойственны Только языку, и именно по-
тому, что они свойственны Только. языку,
язык является объектом изучения  само-
стоятельной науки, — языкознания. Без
этих особенностей языка языкознание по-
теряло бы право на самостоятельное су-
пествование,
	Короче: язык нельзя причислить ни №
разряду базисов, ни к разряду надстроек.
	Его нельзя также причислить в разряду
«промежуточных» явлений между базисом
и надстройкой, так как таких «промежу-
точных» явлений не существует.
	Но может быть язык можно было бы при-
чиелить в разряду производительных сил
общества, к разряду, скажем, орудий произ-
водства? Действительно, между языком и
орудиями производства существует некото-
рая аналогия: орудия производства, так же
как иязык, проявляют своего рода безраз-
тичне к классам и могут одинаково обелу-
живать различные классы общества, как
старые, так и новые. Дает ли это обетоя-
тельство основание для того, чтобы при-
чиелить язык к разряду орудий проязвод-
ства? Нет. не дает. .
	Олно время Н. Я. Марр, видя, что его
формула «язык есть надстройка над бази-
сом».— встречает возражения, решил «пе-
рестроиться» и объявил, что «язык есть
орудие производства». Был ли прав Н. Я.
Марр, причислив язык к разряду орудий
производства? Нет, он был безусловно не
прав.
	Дело в том, что сходство между языком
и орудиями производства исчерпывается той
аналогией, о которой я говорил только что.
Но зато между языком и орудиями произ-
водства существует коренная разница. Раз-
нипа эта состоит в том, чтб орудия прбиз-
водства производят материальные блага, &
язык ничего не производит или «произво-
дит» всего лишь слова. Точнее говоря, люди,
имеющие орудия производства, могут про-
изволить материальные блага, но те же лю-
ди, имея язык, но не имея орудий произ-
родства, не могут производить материаль-
ных благ. Не трудно понять, что если бы
язык мог производить материальные блага,
болтуны были бы самыми богатыми людьми
в мипе.
	2. Вопрос. Марке и Энгельс определяют
язык как «непосредственную действитель-
ность мысли». как «практическое... дей-
	ствительние сознание». «Илеи. — говорит
	MebIiKOSHAHN He
	race na 1950 гол
		ства». Государственные предприятия Pec.
публики, борясь за осуществление profi 33-
дачи, непрерывно увеличивают  социзли-
стичеекие накопления. Отчисления ог при-
былей в Государственный бюджет PCOCP
из года в год возрастают. В 1946 году они
составляли 4 миллиарда 693 миллиона
рублей, а на 1950 год отчисления от при-
былей определены в сумме 8 миллиардов
862 миллионов рублей. Увеличение при-
былей государственных предприятий — oc-
HOBLIBAeTCH HA ‘расширении объема произ-
волства, а также на снижении cedectou-
мости продукции путем дальнейшего по-
вышения производительности труда, эко-
номного расходования сырья, материалов,
топлива и электроэнергии,
	Чтобы выполнить намеченные задания
по прибылям, в 1950 году необходимо до
биться дальнейшего улучшения работы
всех отраслей народного хозяйства РСФСР,
обеспечить полное выявление и использо-
вание имеющихся резервов и обеспечить
выполнение  государетвеняого плана nd
всем показателям,
	В 1949 году, благодаря творческой ак-
тивности трудящихся, на фабриках и за-
водах Республики были достигнуты боль-
шие успехи в использовании внутренних
ресурсов. Промышленность РСФСР выпу-
стила много дополнительной продукции и
дала сверх плана в Государственный бюд-
жет свыше полумиллиарда рублей,
	Однако некоторые министерства не в8-
дут должной борьбы за мобилизацию ре-
зервов, плохо выполняют установленные
для них государственные задания. Так,
Министерство лесной и бумажной промыш-
ленности РОФСОР в 1949 году выполнило
план накоплений только наполовину. В
ряде  леспромхозов этого Министерства
крайне плохо использовались имеющиеся
механизмы и транспортные  ередетва.
Вследствие неудовлетворительного исполь
зования тракторов и электропил стоимость
механизированной заготовки одного кубо-
метра древесины обошлась почти на 10
процентов дороже по сравнению се планом,
что причинило крупные убытки  государ-
ству.

Значительно отстает по выполнению го-
сударственных заданий Министерство мяс-
ной и молочной промышленности РОФСР,
3а прошлый год Министерство не вынол-
нило своих обязательетв по отчислениям
от прибылей на 134 миллиона рублей. He-
выполнение платежей является  результа-
том неудовлетворительной работы Мини-
стерства мясной и молочной промышлен-
ности. Ни одно из его главных управлений
не обеспечило в прошлом году выполнения
плана по качеству продукции. Потери от
	снижения сортности в мясной и молочной»,
промышленности превысили 39 миллионов
	рублей, в том числе из-за бесхозяйствен-
ного хранения продукции -— 18 миллио-
нов рублей.
	На некоторых предприятиях Республики
недостаточно волась борьба с браком mpo-
дукции. Ha предприятиях Министерствз
местной промышленности потери от боя и
брака превысили в прошлом году 5 мил-
лионов рублей, а на стекольных заводах
Министерства = легкой — промышленности
PCOCP — 7 миллионов рублей. Эти серь-
езные недостатки привели к повышению
себестоимости продукции на ряде предпри-
ятий, невыполнению ими иланов накопае-
ний и обязательств перед бюджетом.
	Or руководителей предприятий требует-
ся безусловное выполнение заданий по
снижению себестоимости продукции, 0бес-
печение - дальнейшего внедрения новой
техники и лучших методов организации
производства. решительная борьба с бесхо-
зяйственностью. Министерства и исполни-
тельные комитеты Советов должны настой-
чиво добиваться неуклонного повышения
	рентабельности подведомственных им пред-
приятий.
	эначительное место в лохолах Государ-
	ственного бюджета PCOCP занимают от-
числения от налога с оборота.
	Б 1950 году всего по налогу с оборота
на территории Республики должно посту-
пить 171 миллиард 471 миллион рублей,
Из этой суммы 160 миллиардов 403 мил-
лйона рублей зачисляются в союзный бют:
	жет на финансирование обиегосуларетвен-
	ных мероприятий. Отеюда видно, какое
важное значение имеют своевременные
платежи по этому источнику доходов Го-
суларетвенного бюлжета.
	Большинство руководителей предприятий
й хозяйственных организаций своевремен-
но выполняет свои финансовые обязатель-
ства перед государством. Но есть еще ру-
ководители, которые нарушают сроки уп-
латы налога с оборота. В результате этого
за предприятиями Министерства мясной и
молочной промышленности РСФСР na
1 января текущего года осталась недоим-
КЗ в 31 миллион рублей. за предприятия-
ми Министерства местной промынтленноети
— почти 10 миллионов рублей и за пред-
приятиями промысловой кооперации —
9 миллионов рублей. Эти факты показы-
вают, что Министерство мясной и молочной
промышленности  РОФСР, Министерство
местной промышленности и Управление
промыеловой кооперации не приняли лолж-
	вых мер к выполнению финансовых 00я-
зательств перед госуларетвом.
	Бажнейшим условием своевременного и
полного поступления налога с оборота яв-
ляется выполнение предприятиями свочх
	производственных программ и планов товз-
рооборота.
	Па оенове непрерывно увеличивающего-
ся производетва промышленных и продо-
вольственных товаров в нашей стране,
везросшей покупательной споеобноети со-
ветекого рубля, роста резльной заработ-
ной платы рабочих и служащих, повышие-
ния доходов крестьян неуклонно разви-
взется советская торговля. Продажа това-
ров населению повеемеетно резко увеличи-
лась. Изменился характер спроса. Покупа-
тель предъявляет требование на маты
	самого разнообразного ассортимента И Вы-
сокого качества.
	(Oxonsanme на 3-й стр.).
	0 Государственном ооо
  об исполнении Государственного
	Доклад Министра финансов Р
	Товарищи депутаты! Совет Министров
РСФСР вносит на ваше рассмотрение Го-
сударетвенный бюджет Роесийской Совет-
ской Федеративной Социалистической Рес-
публики на 1950 год. Одновременно пред-
ставляетея на утверждение отчет 0б ис-
палнений Государственною — бюджета
	РСФСР за 1949 гол.
3. истокшие толы послевоенной сталин-
	ской пятилетки советский народ под води-
тельством великого Сталина достиг выда-
ющихся успехов в восстановлении и раз-
витии народного хозяйства и добилея ново-
ro мощного подъема социалистической
Экономики, .

Благодаря огромной организаторской рз-
бете партии Денина— Сталина и самоот-
верженному труду советских людей соци-
алистическая промышленность и ‘воциали-
стическое сельское хозяйство успешно вы-
полняют и перевыполняют государетвенные
планы. Промышленное производетво в Ha-
шей стране уже к концу 1949 года превы-
сило уровень, намеченный пятилетним пла-
ном на 1950 год, а валовой урожай зерно-
вых культур почти достиг этого уровня.
Успенгни решается в нашей стране задача
создания изобилия  сельскохозяйственных
пролуктов. С исключительным воодушевле-
нием советский народ претворяет в жизнь
трандиозный сталинский план преобразо-
вания природы.

Новый подъем социалистической эконо-
мики, быстрый рост национального дохода
обеспечивают систематическое улучшение
материального положения советских лю-
дей. Так обстоит дело у нас, в СССР, в
стране. социализма. В странах же капита-
Лизма происходит непрерывное падение
	ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ
	Товарищи депутаты! Нрежде чем перей-
ти к изложению намечаемых доходов И
	расходов Государственного бюджета РОФОР
	на 1950 год, разрешите доложить 00 ито-
гах выполнения бюджета за прошлый год.

Выполнение Государственного бюджета
РСФСР в 1949 году происходило в обста-
новке нового трудового подъема, и творче-
ской активности советских людей, в 0б-
становке успешного осуществления народ-
нохозяйственного плана Российской Феде-
	рации при огромной помощи Союзного

Празительства.
Республиканская и местная  государст-
	венная промышленность выполнила план
производства за 1949 год по валовой про-
дукции на 106 процентов и кооператив-
ная проиышаденность — на 108  процен-
тов. Объем валовой продукции республи-
канской и местной промышленности РСФСР
превысил уровень довоенного 1940. года
почти на 26 процентов. Отдельные отрас-
ли хозяйства республики досрочно выпол-
нили задания нятилетнего плана,

Валовой урожай зерновых и техниче-
ских культур по сравнению с 1948 годом
значительно увеличился. Неизмеримо воз-
рос уровень механизации  сельскохозяй-
ственных работ. Посевная площадь под
урожай 1949 года увеличилась в PCOCP
по сравнению с 1948 годом на 4,9 мил-
лнона гектаров.

В колхозах РСФСР в 1949 тоду было
организовано 46 тысяч новых  животно-
водческих и птицеводческих ферм. Пого-
ловье общественного продуктивного скота
в колхозах на 1 января 1950 года значи-
тельно превысило довоенный уровень.
Увеличилось поголовье крупного рогатого
скота также в совхозах Министерства сов-
хозов РСФСР,

В степных и лесостепных районах евро-
пейской части Российской Федерации по-
сажено более 250 тысяч гектаров лесных
полос и полезащитных лесонасаждений—в
полтора раза больше, чем было предуемот-
рено планом.

В 1949 году продолжалось дальнейптее
успешное развертывание советской тор-
говли. Продажа населению  продовольет-
венных и промышленных товаров, особен-
‚но шерстяных и шелковых тканей, швей-
ных изделий и обуви значительно увели-
чилась.

В Республике проведены большие рабо-
TH по строительству жилых домов, ком-
мунальных предприятий и благоустройет-
ву. За 1946—1949 годы в городах и ра-
бочих поселках Российской Федерация по-
строено и восстановлено жилищ общей
площадью свыше 43 миллионов квадрат-
ных метров. Объем работ по’ капитальному
ремонту жилых домов местных Советов за
1949 год составил 113 процентов к 1948
roxy.

Достигнуты значительные успехи в
БУЛЬТУрНОМ строительстве.
			Марке, —не существуют оторванно от язы-
ка». В какой мере, по Вашему мнению,
языкознание должно заниматься смысловой
стороной языка, семантикой и историче-
ской семаскологией и стилистикой, или
предметом языкознания должна быть толь-
ко форма?

Ответ. Семантика (семасиология) являет-
ся одной из важных частей языкознания,
Смысловая сторона слов и выражений
имеет серьезное значение в деле изучения
языка. Поэтому семантике (семасиологии)
должно быть обеспечено’ в. языкознании
подобзющее ей место.

Однако, разрабатывая вопросы семанти-
ки и используя 6е данные, никоим обра-
зом нельзя переоценивать ее значение, и
тем более — нельзя злоупотреблять ею. Я
имею в виду некоторых языковедов, кото-
рые, чрезмерно увлекаясь семантикой, пре-
небрегают языком, Бак «непосредственной
действительностью ° мысли», неразрывно
связанной с мышлением, отрывают мыш-
ление от языка и утверждают, что язык
отживает свой век, что можно обойтись
й без языка.
	Обратите внимание на следующие слова
Н. Я. Марра:
	«Язык существует. лишь поскольку 98
выявляется в звуках: действие мышления
происходит й без выявления... Язык (зву-
ковой) стал ныне уже сдавать свои функ-
пии новейшим изобретениям, побеждающим
безоговорочно пространство, а мышление
идет в гору от неиспользованных его на-
коплений в прошлом и новых стяжаний И
имеет сместить и заменить полностью
язык. Будущий язык — мышление, расту-
щее в свободной от природной материи
технике. Перед ним не устоять никакому
Языку, даже звуковому, вее-таки связан-
ному с нормами природы» (См. «Избран-
ные работы» Н. Я. Марра).
	Если эту «труд-магическую»  тарабар-
щину перевести на простой человеческий
язык. то можно притти к-выводу. что:
	а) Н. Я. Марр отрывает мышление от
языка;

6) Н. Я. Марр считает, что общение лю-
дей можно осуществить и без языка, при
помоши самого мышления, свободного от
«природной материи» языка, свободного от
«норм природы»;

в) отрывая мышление от языка ий «06-
вободив» его от языковой «природной ма-
терии», Н. Я. Марр попадает в^ болото
идеализма.

Говорят, что мыели возникают в голове
человека до того. как они будут высказз-
ны в речи, возникают без языкового ма-
териала, без языковой оболочки, так ска-
зать, в оголенном виле. Но это совершен-
но неверно. Какие бы мысли ни возникли
в голове человека, они могут возникнуть
и сущеетвовать лишь на базе языкового
материала, на базе языковых терминов и
фраз. Оголенных мыслей, свободных от
языкового материала. свободных от языко-
вой «природной материи» — ве существу-
ет. «Язык есть непосредственная действи-
тельность мысли» (Маркс). Рельноеть
мыели проявляется в языке. Только идеа-
листы могут говорить 0 мышлении, He
связанном с «природной материей» языка,
о мышлении без языка.

Короче: переоценка семантики и злоупо-
требление последней привели Н. Я. Марра
к итеализму.
	Следовательно, если уберечь семантику
(семасиологию) от преувеличений и зло-
употреблений, вроде тех, которые  допу-
скают Н. Я. Марр и некоторые его «уче-
ники», то она может принеети языкозна-

нию большую пользу.
	3. Вопрос. Вы совершенно справедливо
говорите о том. что идеи, представления,
нравы и нравственные принципы у бур-
жуз и у пролетариев прямо противополож-
ны. Бласеовый характер этих явлений бе-
зусловно отразилея на семантической сто-
poe языка (а иногда и на’ его форме —
Ha словарном составе. — как правильно
указывается в Вашей статье). Можва ли,
анализируя конкретный языковый  мате-
риал и, в первую очередь. смысловую сто-
рону языка. говорить о классовой сущно-
сти выраженных им понятий, особенно в
тех случаях, когда речь идет о языковом
	выражении не только мысли человека, но
и его отношения к действительности, где
особенно ярко проявляется его класеовая
	принадлежность?
	производства, все более нарастает новый
экономический кризис, увеличивается без-
работица, систематически падает жизнен-
ный уровень трудящихся масс.
Большевистская партия, Советское пра-
вительство, товарищ Сталин повседневно
заботятся о благосостоянии советского на-
рода. Ярким проявлением этой заботы
звляется последовательное снижение цен
на все товары. Новое снижение цен с
1 марта.1950 года привело к дальнейше-
му серьезному повышению реальной зарз-
ботной платы рабочих и служащих и до-
ходов крестьян. В связи с этим вновь зна-
чительно поднялась пПокупательная сила
рубля и еще более повысился его курс по
сравнению © курсом иностранных валют,
советский рубль является самой устойчи-
вой валютой в мире.

Еще ярче расцветает советская социа-
тистическая культура, самая передовая в
	мире.
Все это наглядно подтверждает мудрые

слова товариша Сталина 0 том, что
	«..наш строй, советский строй, дает нам
такие возможности быстрого продвижения
вперед, о которых не может мечтать ня
одна буржуазная страна».

Трудящиеся налшей страны, воодушев-
ленные лостигнутыми успехами, с вели-
чайнтим энтузиазмом борются за дальней-
ший подъем народного хозяйства и куль-
туры, за дальнейшее укрепление могуще-
ства Советского  госуларства. Советский
народ, тесно сплоченный вокруг коммуни-
стической партии, вокруг налиего великого
вождя и учителя товарища Сталина, уве-
ренно идет вперед по пути к коммунизму.
	(Пвололжительные аплодисменты),
	ГОСУДАРСТВЕННОГО
	Чиело учащихся в’ начальных, семилет-
цих и средних школах, в техникумах и
других средних специальных учебных за-
ведениях, находящихся на территории
РСФСР, в 1949 голу возросло более чем на
миллион человек по сравнению с 1948 го-
дом. В высших учебных заведениях,
находящихся нз территории Республики, в
прошлом году обучалось студентов на 190
тысяч человек больше, чем в 1940 году,
Воличество меет в больнипах увеличилось
по сразнению с довоенным временем более
чем на 25 процентов, что позволило зна-
чительно повысить уровень медицинского
обслуживания населения.

Успешное выполнение заланий народно-
хозяйственного плана сопровождалось ро-
стом социалистичеекого накопления, что
дало возможность  перевыполнить Госу-
дарственный бюджет РСФСР на 1949 год.

Доходы Государственного: бюджета
РСФСР составили в прошлом году 53 мил-
лиарда 24 миллиона рублей, или 102,3
процента к плану. Шо отчислениям от на-
лога с оборота поступило 13 миллиардов
379 миллионов рублей. Отчиеления ог
прибылей предприятий составили 7 мил-
лиардов 844 миллиона рублей и  превы-
сили план нз 882 миллиона рублей. По
государственным налогам © населения и
колхозов получено 11 миллиардов 474
миллиона рублей. По отчислениям от госу-
даретвенных займов поступило 6 миллиар-
дов 717 миллионов рублей, или на 901
миллион рублей больше. чем намечалось.
	Расходная часть бюджета выполнена в
сумме 52 миллиардов 112 миллионов. руб-
лей, то-есть на 101,1 процента к плану.
На финансирование хозяйства РОФСР и на
сопиально-культурные мероприятия было
направлено 46 миллиардов 686 миллионов
рублей, или 101 процент к плану. На со-
держание органов государственного управ-
ления израсходовано 4 миллиарда 786 мил-
лионов рублей, или меньше назначенной
суммы. Превышение доходов над расходами
составило 912 миллионов рублей.
	Государственный бюджет РСФСР обеспе-
чил финансирование предусмотренных на
1949 год мероприятий по развитию хозяй-
ства Республики и по дальнейшему подъ-
ему культуры и материального  благосо-
стояния народов Российской Федерации.

Вместе с тем надо отметить. что часть
ассигнований на удовлетворение социаль-
но-культурных нужд населения в некото-
рых областях осталась в 1949 году неис-
пользованной, в частности в Курганской,
Омской, Саратовской областях. — Исполни-
тельные комитеты Советов в этих обла-
	стях не проявили должной заботы о соци-
ально-культурных учреждениях и об улуч-
шении их деятельности.

Исполнительным комитетам Советов не-
обходимо обеспечить правильное использо-
	вание средств, отпускаемых из Государет-
венного’ бюджета.
	Ответ, Короче говоря, Вы хотите знать, —
влияют ли классы на язык, вносят ли они
В ЯЗЫК Свои специфические слова и выра-
жения, бывают ли случаи, чтобы люди
придавали одним и тем же словам и выра-
жениям различное смысловое значение в
зависимости от классовой принадлежности?
	Да, классы влияют на язык, вносят В
язык свои специфические слова и выраже-
ния и иногда по разному понимают одни и
те же слова и выражения. Это не нодле-
жит сомнению.
	Из этого однако не следует, что специ-
фические слова и выражения, равно как
различие В семантике, могут иметь серьез-
ное значение для развития единого обие-
народного языка, что они способны 06-
лабить его значение или изменить его ха-
рактер

Во-первых, таких специфических слов и
выражений, как и случаев различия в с6-
мантике, до того мало в языке, что OHH
едвз ли составляют один процент всего
языкового материала. Следовательно, BCH
остальная подавляющая масса слов и вы-
ражений, как и их семантика, являются
0 6 шими для веех классов общества.
	Во-вторых, специфические слова и выра-
жения, имеющие классовый оттенок, ис-
пользуются в речи не по правилам какой-
либо «классовой» грамматики, которой не
существует в природе, & по правилам грам-
матики существующего  общенародного
языка.
	Стало быть, наличие специфических слов
и выражений и Факты различия в семан-
тике Языка не опровергают, а, наоборот,
подтверждают наличие и необходимость
единого общенародного языка,

4. Вопрос. В своей статье Вы совершен-
HO правильно оцениваете Mappa, как вуль-
гаризатора марксизма. Значит ли это, что
лингвисты. в том числе и мы, молодежь,
должны отбросить все лингвистичеекое
наследие Марра, у которого все же имеет-
ся ряд ценных языковых исследований (0
них писали в дискуесни т.т. Чикобава,
Сэнжеев и другие)? Можем ли мы, подхо-
дя к Марру критически, все же брать у
него полезное и ценное?

Ответ. Конечно, произведения Н. Я. Мар-
ра состоят не только из ошибок. Н.Я. Марр
допускал грубейшие ошибки, когда он вно-
сил в языкознание элементы марксизма в
искаженном виде, когда он пытался создать
самостоятельную теорию языка. Ho y H. fi.
Mappa ееть отдельные, хорошие, талантли-
во написанные произведения, гдеон, забыв
0 своих теоретических претензиях, добро-
совестно и, нужно сказать, умело иселеду-
ет отдельные языки. В таких произведениях
можно найти не мало ценного и поучитель-
ного. Понятно, что это ценное и поучитель-
ное должно быть взято у Н. Я. Марра и
использовано.
	5. Вопрос. Одной из основных причин
застоя в советском языкознании многие

лингвисты считают формализм. Очень
хотелось бы знать Ваше мнение о том, в
чем заключается формализм в языкознании

и как его преодолеть?
	Ответ. Н. Я. Марр и его «ученики» 09-
виняют в «формализме» всех языковедов,
не разделяющих «новое учение» Н. Я. Мар-
ра. Это, конечно, несерьезно и неумно.
	Н. Я. Марр считал грамматику пустой
«формальноетью», а людей, считающих
грамматический строй основой языка —
формалистами. Это и вовее глупо.
	Я думаю, что «формализм» выдуман ав-
торами «нового учения» для облегчения
борьбы с0 своими противниками в языко-

знании.
	Причиной застоя в советеком языкодна-
ния является не «формализм», изобретен.
ный Н. Я. Марром и его «учениками», а
зракчеевский режим и теоретические про-
рехи в языкознании. Атакчеевский режим
создали «ученики» Н. Я. Марра. Теорети-
ческую  неразбериху внесли в языкозна-
ние Н. Я. Марр и его ближайнтие соратни-
ки. Чтобы не было застоя, надо ликвидиро-
вать и то и другое. Ликвидация этих язв
оздоровит советское языкознание, выведет
его на широкую дорогу и даст возможность
советскому языкознанию занять первое
место в мировом языкознании,
	И. СТАЛИН

99 июня 1950 г.
		БЮДЖЕТА РСФСР ЗА 1949 ГОД
	Навстречу Линию Воздунтлого Флота
			х
КЛУБ АВИАТОРОВ —
	К ПРАЗДНИКУ
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. 4 июля. (Ив
телеграфу от наш. корр.). Воины Н-ской
звиачасти  готовятея достойно отметить
всенародный праздник — День Воздушно-
го Флота СССР. Во всех подразделениях
проводятся доклады и беседы, посвящен-
ные сталинской авизции.
	Особое оживление чуветвуется сейчас в
работе клуба. Офицер Смирнов прочел ва
лнях лекцию «ВЁП(б) — организатор ‘и
руководитель Воздушного Флота CCCP».
С рядовыми и сержантами проведены бесе-
	ды 06 изобретателе ни № самоле-
тд А Ф Можайском, о Н. Е. Жуковском
	— отце русской звиация.
	ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
	1950 ГОД
		небе Советской Молдавии
	Бюджет Советского государства на 1950
тод воплощает в себе программу мирного
созидательного труда советских людей. Он
служит задачам успешного завершения
послевоенной сталинской пятилетки ип
дальнейщего движения нашей страны впе-
ред, по пути строительства коммуниети-
ческого общества.

Государственный бюджет РСФСР состав-
лен в полном соответствии с народнохо-
зяйственным планом РСФСР, е учетом вни-
жения с 1 января 1950 года оптовых цен
на продукцию тяжелой промышленности и
грузовых тарифов, а также с учетом сни-
жения с 1 марта текущего года государ-
ственных розничных цен на товары мас-
сового потребления,

Доходы бюджета намечены Советом Ми-
нистров РСФСР в сумме 54 миллиардов
84 миллионов рублей и расходы — в сум-
ме 53 миллиардов 938 миллионов рублей.
Таким образом, бюджет составлен е пре-
вышением доходов над расходами в сумме
146 миллионов рублей.

Объем бюджета увеличиваетея против
прошлого года на 2 миллиарда 368 мил-
лнонов рублей, а по сравнению с 1946
голом — первым голом послевоенной пяЯ-
	тилетки — на 19 миллиарлов 57 миллио-
	нов рублей. Такой значительный рост бюд-
	жета возможен только у нае, в Советской
стране, где Государственный бюджет не-
разрывно связан с неуклонно развиваю-

щимея социалистическим народным хозяй:
ством.

Состав доходов Государетвенното бюд-
meta PCOCP характеризуется следующими
данными (в миллионах рублей):
Отчисления от прибылей пред-

приятий и хозяйственных ор-
	ганизаций 8.862
Отчисления от налога с оборота 11.107
Подоходный налог с предприятий

И организаций 1.133
Отчисления от государственных .

налогов се населения и кол-

X030B 12.704
Местные налоги и сборы 4.404
Отчисления от государственных

займов 7.336
Средства государственного соци-

ального страхования 3.550
Отчисления от других общесоюз-

ных доходов 2.339
Прочие поступления 2.649

В Законе о послевоенном пятилетнем
плане поставлена важнейшая Залача —
	‘поднять значение прибыли и хозяйетвен-
ного расчета в народном хозяйстве как
дополнительного стимула роста  производ-
	ковых полей опылены с самолетов. Сель-
скохозяйственная авиация завоевала проч-
ный авторитет у молдавских крестьян,
	Заслуженной популярностью у трудя-
щихся республики пользуется санитарная
авиация. В случаях, не терпящих отлага-
тельства, в самые отдаленные райолы вы-
летают к больным кишиневекие врачи
тт. Самойлова, Фридман, Берегинер, Волы-
нова и другие,
	Раз в неделю у околицы хутора Марь-
янка приземляется санитарный самолет.
Из него выходит врач. Он припетел на
очередную консультацию к жене железно-
дорожника тов. Терпер, родившей недавно
	четырех детей.
	БИШИНЕВ, 4 июля. (П6 телеграфу от
наш. спец. корр.). В живописной меетно-
сти. На окраине города, расположен аэро-
порт столицы Молдавии. Десятки пасса-
тиреких и грузовых самолетов ежедневно
берут отсюда куре на Москву, Ленинград,
Киев, Львов, Черновцы, Одессу, а также
во многие города и районные центры рес-
публики.

Воздушное сообщение прочно вошло в
быт жителей Молдавии. Этим удобным ви-
дом транспорта охотно пользуются сотни
трудящихся республики,

Тетчики Моллавского управления Граж-
	данекого воздушного флота заняты не
только доставкой пассажиров и грузов.
Большую помошь народному хозяйству
	республики и населению оказывают само-
ACTH санитарной авиации и специального
применения. С самолетов производятся
подкормка посевов, опыление и опрыски-
вание лесонасаждений, садов и виноград-
НИКОВ.

Нынешней весной в южных районах
республики впервые посеяли хлопчатник.
Специалисты предсказывают высокий уро-
жай этой ценной технической. культуры.
Немалая заслуга в том, что Молдавия бу-
дет иметь свой хлопок, принадлежит и
авиаторам. Многие десятки гектаров хлоп-
	„Авиаторы Молдавского управления ГВФ
готовят достойную встречу всенародному
празднику-—Дню Воздушного Флота СССР.
С каждым днем увеличивается количество
стахановских рейсов, число отличных эки-
пажей. Наилучших результатов в летной
работе и учебе добились участники Вели-
кой Отечественной войны — бывшие . во-
енные авиаторы Андрей Передерий, Нина
Малкова, Аверьян Ржевский, Вонетантин
Паженов. командир отличного звена Ми-
	‘хаил Зверев, летчики-«миллионеры» Васи-
тий Уткин и Николай Чурюмов.
	В клубе на видном месте оборудованы
два больших монтажа; один из них поевя-
щен славным делам наших сталинеких со-
колов в дни войны и в период мирной
учебы, другой — советской авиационной
технике. В оформлении монтажей деятель-
ное участие принимали аРтивисты — ком-
сомотьты тт. Васильев и Петров.
	i OTH.
	Заметно оживилась в ЭТИ дни работа
коллектива художественной самодеятельно-