HA

сокол
	СТАЛИНСК
	8 июля 1950 г., № 161 (1694).
	Пох крылом самолета медленне проилы-
вают широкие колхозные поля, балки,
овраги, причудливо извиваются в зарослях
кустарника изленькие степные речушки.

Курсанты прильнули к окнам самолета.
Знакомые картины родной природы вояну-
ют их сердца.

Но вот в самолете раздается сигнал, воз-
вешающий 06 исходном пункте маршрута.
	Начинается напряженная, вдумчивая ра-
Gora курсантов нах полетным упражне-

НИЕМ,
	Слева, Из-под нлоскости, показалея на-
селенный пункт е характерным, резко вы-
деляющимея зданием. Курсанты заносят в
бортовые журналы первые записи. На кар-
тах появляются отметки.

(Сзмолет повернул вправо от железной
хороги. Населенных пунктов становится
меньше, 910 еоздает известные трудности в
ориентировке. Однако курсанты умело вы-
ходят из затруднения,

Накануне под руководством ‚офицера
Кудрявцева они детально изучили по кар-
те весь маршрут полета, упражнялись на
тренажной аппаратуре, немало  потруди-
лись над составлением штурманских плд-
нов полета.
	Офицер Кудрявцев подходит то в OTHO-
му курсанту, то к другому, склоняется нах
разложенными у них на коленях картами,
задает контрольные вопросы. Ответы об-
учаемых удовлетворяют офицера.
	В то время, как вся группа старательно
следит за маршрутом и сличаст карту с
местностью, куреанты Артеменко и Саз0-
нов салятся за прицелы и начинают про-
изволить навигационные расчеты. Они так
увлечены работой, что не замечают ин-
структора. Тот трогает Артеменко за пле-
чо. задает вопрос, выслушивает правиль-
ный и четкий ответ будущего штурмана.

Курсант Сазонов допустил ошибку. При
первом же взгхяде на прибор Вухрявцеву
становитея ясной ее причинз, но он дает
возможность курсанту подумать самому.
Только когда инструктор убедилея в том,
что обучаемый не может установить при-
чину своей ошибки, он говорит:
	— Обратите внимание на пяту прице-
1а. — инструктор склоняется над прибо-

Навстречу. Дню
Воздушного Флота
	ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЛЕРЕЯ
ОТЛИЧНИКОВ
	Деятельная подготовка во всензродному
празднику — Дню Воздушного Флота СССР
проводится в Н-ской авизчасти. Оборуду-
ются новые фотомонтажи, Доски отлични-
вов учебы, портретные галяереи.

Солдат Пименов недавно закончил боль-
шой фотомонтаж на тему «Авиация стра-
ны социализма». На фотографиях, раскле-
енных на щитах, показаны успехи отече-
ственной авиации, боевые полвиги ста-
линоких соколов в годы войны, мирная
учеба. Злесь же помещены портреты луч-
ших летчиков нашей Родины — героев 60-
ев Великой Отечественной войны.

Создается портретная галлерея перело-
вых воинов части. Капитан Алаторнев на-
писал пятнадцать больших портретов авиз-
торев-отличников. Закончены портреты
офицеров” Юшко и Даниличева, механика
самолета Плескуна и других. Под каждым
портретом дается  харзктеристика воина,
рассказывается 06 его уснехах в овладе-
нии боевым мастерством.

Гв ардии подполковник
	В КАПУСТЯНОВ.
	Рапионализация на службе

пооцесса
	учебном полете.
	Ho с еще большим напряжением  раб0-
тает в-воздухе инструктор. Для того, что-
бы в трудных условиях полета отработать
в курсантами учебное упражнение, Надо
обладать етличной теоретической подготов-
кой и методической культурой.
	Знания у тов. Будрявцева свежие, прот?
ные, не так давно он сам был вурсантом
этого же училища. Однако опыт работы в
группой у него еще мал. Но это бела по-
правимая. Опыт, как известно, приобре-
таотся практикой, а к ней офицер Кудряв-
цев относится с любовью Я ответетвенно-
стью. На помощь ему в затруднительных
случаях всегда приходят старигие преио-
даватели и командиры, у Которых от
учился раньше. У них он перенял, в част-
ности, хорошее методическое правило — не
спешить © выволами, не отвечать без Ha-
добности за курсанта, а путем наводящих
вопросов лобиватьея. чтобы курсант сам
нашел правильное решение.
	Самолет входит в полосу дождя. flo
стеклам кабины поплыли воляные струй-
ки, видимость ухудигилаеь. HO опытные
летчики — командир экипажа офицер Ка-
линин и второй летчик офицер Каллюк
уверенно ведут мапеину. Ведь от того, нз-
сколько точно выдерживает летчик Курс,
высоту и скорость полета, зависят успех
навигационных раечетов. а следовательно
и эффективрноеть обучения курсантов.
		Бальную помощь инструктору оказыва-
и штурман экипажа офицер Ежов.
	Полет близится к RORY, BOT WH ROHS
ный пункт маршрута. 06 этом курсанты
узнают по сигналу летчика. Инструктор
берет у курсантов карты и тут же прове-
ряет, правильно ли нанесены отметки
	лействиятельного местонахождения самолета.
	Вольшинетво куреантов, кав и ORMAGS
инструктор. с заданием сиравиливь отлич-
но, но кое-кто еще слабо велет  визуаль-
ную ориентировку. Инструктор решает про
себя 060бо обратить внимание на этот BO-
прое.

_ Летняя учеба в разгаре, и молодой
	инструктор все свои силы отдает тому,
	чтобы похнать знания курсантов на во-
	вую ступень. .
Майор Ф. ЛУШНИКОВ.
	ром. -— Вы же производите отечет деле-
ний не против того треугельного индекеа,
против которого нужно.

Кудрявцев сахится на место курсанта и
показывает, EAB надо обращаться е при-
целом.

— Теперь мне пенятио, — говорит Са.
зонов и снова занимает место у прицела.

Инструктор разрешает ему произвести

еще два-три измерения, чтобы прочно за-
крепить навыки.
	Полет продолжается. Вот уже пройдены
второй и третий поворотные пункты. Вур-
сапты, нанося на карту отметки действи-
тельного места самолета, ведут записи в
бортовых журналах, внимательно  наблю-
дают за землей, по очереди тренируются в
обрашении с прицелами.
	В военном деле важна буквально каж-
дая мелочь. Каждое лишнее, необдуманное
движение может принести большой вред.
Это наглядно показал сегодня случай е
курезнтом Фомичевым.
	Казалось, что Фомичев хорошо усвоил
полетное упражнение, правильно обращает-
ся в тренажной аппаратурой. В классе он
отвечал уверенно и твердо, но в полете
допустил поспешность и не сумел в пол-
ной мере выполнить задание инструктора.
Ошибка  куреанта состояла в том, что он
недостаточно твердо усвоил правила обра-
щения с секундомером. Он включил секун-
домер после прохождения заданного отрез-
ка пути, но не зафиксирувал положения
секундной стрелки, а двукратным нажи-
MOM вернул стрелку в исходное положение.
Таким образом он лишил себя возможно-
сти заметить время и рассчитать путевую
скорость. Этот отрезок пути прошел для
	Фомичева по существу впустую.
	Допущенный промах глубоко оторчил
курсанта, но в то. же время многому и
научил. Фомичев на практике понял, что
в полете надо действовать исключительно
четко H CHODOBHCTO.
	Любое полетное упражнение требует от
курсанта напряжения веех сил, предель-
	ной собранности и исключительной вни-
мательности. Надо следить за показания-
ми приборов, вести полетную  хокумента-
цию, быютро резгировать. на изменения

обстановки.
		Организованность—основа успеха
	В начале летной учебы командир ча-
сти поставил перед офицерами  конкрет-
ные задачи, разъяснил, что нужно  сде-
тать, чтобы успешно выполнить учебный
план. Партийная и комсомольская органи-
зации развернули широкую разъяснитель-
ную работу среди личного состава под-
разделения, мобилизовали его на выпол-
нение этих ответственных задач.

Началась подготовка материальной ч8-
сти. Технический состав, энергично при-
ступил Е работе на самолетах, в то в1е-
мя как летчики-инструкторы готовили
себя и курсантов & полетам.

( инструкторами были проведены заня-
	тия по методике летного обучения. На
методических  совешаниях ставилея ряд
вопросов. связанных ¢ обучением на
	боевом самолете.

Выступивший на одном из совещаний
офицер Царьков сделал весьма сушествен-
ное замечание. В ходе своей работы он не
раз обращал внимание на 70, что курсан-
ты. обучающиеся на учебном самолете,
привыкают при взлете смотреть через ка-
пот, по центру мотора. Инструкторы же
не предупреждают их 0 том, что делать
этого нельзя. что нужно емотреть на го-
ризент, имея в поле зрения капот. В ре-
зультате, при переводе курсантов 6 уч6б-
ного самолета на боевой. приходится пе-
реучивать их, чтобы привить правильные
навыки распределения внимания при взле-

Успехзм подразделения во многем ©п9-
собствовало наличие отлично  оборудован-
ного метолическога класса, в котором ин-
структоры готовят сбучаемых к полетам.
Большую роль играют тавже везимная п9-
мощь и деловая связь преподавателей с
инструкторами в обучении курсантов.
Преподаватели офицеры Жеетков и Жу-
ховский всегда присутствуют на  стар-
те и на предварительной  подтотов-
кв. Они заранее договариваются е HHCT-
руйторами в том, по какому вопросу  сле-
дует выступить перед курсантами, на что
обратить их внимание.

В результате большой плодотверной ра-
беты командира, инструкторов, партийной
и комеомельской организаций подразделе-
ние лобилось отличных усцехов в под-
	FOTOBKEG курсантов.
	те и посадке. Чтобы не случалось педоб-
ных явлений, необходимое уже при поле-
тах на учебном самолете приучать курсан-
тов смотреть правильно.

После методических совещаний  ин-
структоры приступили к наземной подго-
товке.

Партийная и комсомольская  организа-
ции пропагандировали оные передовиков,
педтягивали отстающих. В стенных газз-
TAX и стартовках рассказывалось © луч-
ших людях подразделения.

С первого дня полетов воины подразде-
ления стали успешне выполнять  пПланэ-
вую таблицу. Курсанты добивались верь-
езных успехов в овладении летным Ma-
стерством. Эти успехи явились  результа-
том правильного планирования, четкой
организации полетов и высокоге сознания
каждым авиатором своего воинского долга.

В пропесее обучения курсантов коман-
AMD подразделения к каждому из них подхо-
дил строго индивидуально, с учетом их епоэ-
собностей, уровня знаний, умения и харах-
repos. Перед обучаемыми он ставил  по-
сильные задачи, постепенно усложнял их.
  Командир подразделения, опытный Boc-
`питатель, так сумел организовать учебный
процесс, что среди его учеников не было
ни одного отстающего. Своевременно вы-
являлись и устранялиеь малейшие недо-
статки обучаемых в технике пилотирова-

демия награждена переходящим призом
(кубком) Ленинградского военного округа;
Офиперы Сифоров, Кузьмин, Семенов,
Цучкелевич и другие активные изобрета-
тели и организаторы  рационализатерской
работы награждены именными часами, же-
тонами ‘и грамотами командующим Ленич-
гралеким военным округом.
	Состояние изобретательской работы В
подразделениях систематически проверяет-
ся. На олном из факультетов при проверке
были обнаружены серьезные недостатки:
плохой учет поступления предложений, от-
сутствие планирования и т. п. На завелз-
нии общеакалемической комиссии по изо-
бретательетву и рационализации совмест-
но с начальниками факультетов дзятель-
ность факультетской комиссии была поя-
вергнута резкой критике. В состав этой
комиссии были  ввелены инициативные,
работоспособные  офицеры-рационализато-
ры. Вскоре работа здесь наладилась, ко-
личество рапионализаторских  предложе-
ний значительно увеличилось.
	Организаторы по  изобретательству и
рационализации инженер-поднолковники
Кузьмин и Семенов внимательно  сле-
nat за работой  рационализаторов,  по-
могают им в разработке чертежей, в
проведении экспериментов. Они не жлут,
пока тот или нной преподаватель или ин-
женер обратится к ним за помотнью или
советом, а сами проявляют инициативу,
будят творческую мыель коллектива, изу-
чают состояние научно-нееледовательской
работы преподавателей и дают рационали-
заторам темы-задания, разработка которых
представляет интерес для подразделения и
зкалемии в пелом.
	Однако есть Y нас еще и такие орга-
низатеры по работе среди изобретателей,
как, например, инженер-капитан Фатхул-
лин, инженер-майор Графов и некоторые

другие, которые равнодушно относятея 5
своим обязанностям,
	Следует в этой связи сказать и о том,
что некоторые секретари партийных орга-
низаций, в частности инженер-майор Ко-
лешко, капитан Александров. не занима-
ются вопросами изобретательской работы.
За целый год на собраниях парторганиза-
ций, руководимых этими офицерами, ни
разу не стояли вопросы, решение которых
содействовало бы развитию  изобретатель-
ского творчества в подразделениях.
	Творческий коллектив изобретателей и
рационализаторов акалемии приложит BCE
свои силы для того, чтобы устранить
имеющиеся недостатки и добиться  даль-
нейнего развертывания изобретательской
и рапионализаторекой работы в акалемни.
	Инженер-майор А. ЕЖО6.
	С кажлым тодом все шире  разверты-
вается изобретательекая = и рационализа-
терская работа в Ленинтрадекой краено-
знаменной военно-воздушной инженерной
академии. Ежемесячно от офицеров и
вольнонаемных сотрудников поступают де-
сятки предложений, направленных на по-
вышение качества обучения слушателей,
на улучиюние лабораторного ®борудования.
	В результате активной творческой дея-
тельности инженер-майора Саенко, инже-
нер-капитана Дурасова н многих других
изобретателей н рационализаторов наши
лаборатории оботатились новыми  совер-
тенными установками, моделями. - учебно-
патлядными пособиями, испытательными
стенлами и приборами. Вее это способет-
вует улучшению учебного ‘процесса, дает
возможноеть сэкономить — значительные
суммы государственных средств. Так, на-
пример, ’ предложение инженер-капнитана
Силоренко и инженер-майорз Дулевича по-
зволило поставить для слушателей новую
интересную лабораторную работу и дало
значительную денежную экономию.
	Варяду © профессорско-преподаватель-
ским и инженерно-тсхническим составом
в изобретательской и рационализаторской
работе активно участвуют и слушатели
академии. Вапитаны авиапионно-техняче-
ской службы Бородин и Федоренко, стар-
ший техник-лейтенант Еременко и многие
слушатели являются авторами ряда цен-
ных предложений,
	На наиболее ценные реализованные и
принятые вк использованию предложения
	авторам выдаются специальные  справви,

В некоторых подразделениях акалемии
велутея специальные лицевые счета рз-
	ционализаторов; установлены витрины ©
фотографиями и характеристикой леятель-

ности лучших изобретателей и рационали-
заторов.
	Значительным стимулом в работе явля-
ютея систематически проводимые в пПод-
разделениях конкурсы на лучшее радио-
нализаторское предложение. Конкурсы по-
зволяют выявить новые кадры изобретате-
лей и рационализаторов, способствуют ре
шению важных залач учебного пропесса.
	Оживлению изобретательской работы в
текущем году способствовало участие ака-
демии в окружной конференции и выетав-
ке творчества изобретателей и рационали-
заторов Ленинградского военного округа.
На этой выставке академия экспонировала
ряд ценных работ, выполненных в лабо-
раториях академии.
	За хорошую организацию изобретатель-
спой и рационализаторской работы и.ак-
тивное участие в окружной выставке ака-
	В ДРУЖНОМ СЕМЬЕ

В нашем полразделении служат воины
различных национальностей: русские, та-
тары, киргизы, казахи, коми, кара-калпа-
nu. Bee они живут хорошей, дружной семь-
ей, помогают друг другу в учебе и работе.

Кара-калнак рядовой Турхьышев плохо
знал русский язык, и ему с трухом давз-
лось изучение военного дела. Киргиз ком-
сомолец ефрейтор Ибрагимов помог товари-
щу овлалеть русским языком. Сейчас тов.
Турхышев стал отличником учебы. Шофет-
электромеханик комсомолец Шумов успеш-
но передает свой опыт и знания во-
дителям Степанову и Артамонову. Тот
же ефройтор Ибрагимов помог овладеть
специальностью телефониста рядовому Лы-
сову.

Число отличников в подразделении
непрерывно растет. Среди них — радиеты
сержанты Лунин и Бородулин, младиий
сержант Гольдин,  телеграфист младший
сержант Мамуткин и другие.

Опыт передовиков учебы пгироко пропа-
  танхируетея. Оуганизуютея специальные
вечера отличников боевой и политической
подготовки; на этих вечерах передовые
воины рассказывают о том, как они доби-
ваются успехов в овладении военной тех-
HARON.

Воинская дружба помогает нам совер-
шенствовать боевое мастерство, быть от-
личными роинами Советской Армии, вер-
ными сынами нашей любимой Отчизны.
Весь личный состав нантего подразделения
сейчас учитея и работает с еще большим
воодушевлением. Мы встречаем всенарод-
ный праздник — День Воздуптного Флота
СССР новыми успехами в боевой и поли-
лической подготовке.
	  ЛЕСНЫХ.
	ВОНИНЫ-АВИАТОРЫ ПОТУПЛИ ЛЕСНОЙ ПОЖАР
	предприняли вбе меры, чтобы сообщить в
лесничество о случившемся бедстрии. На
помощь воинам прибыли мастные жители.

есть часов продолжалась  самоответ
	женная. упорная борьба советских людей 6
огнем. Благодаря высокой  о’ганизованно-
	сти пожар был ликвидирован.
Гварлии техник-лейтенант
		ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«Здесь не заботятся о рационализаторах»
	Труппа авиаторов Н-ской части во гла-
ве с офицером Дудкиным, находясь в лесу,
заметила, как из чаши начал валить  гу-
стой дым. Сразу определив, что это лесной
пожар, воины быстро направились к ме-
сту, где уже полыхал огонь, и начали Op-
танизованно тушить его.

Пламя, быстро распространяяеь по вет-
ру. приближалось к молодым  посадкам.
	Самоотверженно борясь е огнем, авиаторы
	Пол таким заголовком в «Сталинском
	соколе» 1 июня с. г. было опубликовано
письмо капитана А. Гуркина.
Команлование сообщило редакции, что
	HCGATREDATH-
	факты. указанные В ПИСЬМЕ,
	ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ. ПО РАДИО
	Рахиоузел клуба Сталинтрадекого авиа-
училища два раза в неделю по вечерам
транелирует лекдии из цикла, посвящен-
ного Дню Воздушного Флота СССР. В по-
следние недели диктор Волошина прочита-
ла статью И. Шипилова «Наша страна —
родина авиации» и из краткого очерка
В. Московского «Военно-Воздушные Силы
СССР»— разделы «Военно-Воздушные Си-
лы в тоды гражданской войны» и другие.

Курсанты, офицеры, сержанты и члены
семей военнослужащих охотно слушают
	ЛВБПИИ.
(Наш корр.).
	Кели сначала в полразлелении были
	лишь отдельные курсанты-отличниви, TO
теперь высоких показателей в учебе доби-
лись многие экипажи в пелом. Отличные
оценки имеет экипаж капитана Панфило-
pa. Bee курсанты группы стариего лейте-
нанта Лупачева тоже учатся отлично.
Опыт работы передовиков, их методы пе-
ренимают другие воины. Фотографии от-
личников висят на почетном месте в под-
разделении. их имена © гордостью произ
носит все подразделение.

Майор В. ВАСИН.
	лись. са халатное отношение к поручен-
ному делу на офицера Пимбаленко нало-
жено взыскание.  Рационализатору тов.
Михайлову за созданный им прибор будет
выхана ебответствующая премия.
	евазыралось На е?0  прертической боевой
	учебе.

Первая попытка Сердюченко убедить
лейтенанта Порошина в недопустимости
игнорирования теории, помочь ему ликви-
дировать имевшиеся пробелы в теорети-
ческих знаниях не увенчалась успехом.
Под всякими предлогами летчик Поронгия
уклонялся от совместных с товарищами
занятий.

— Можно подумать, товариш _ лейте-
нант, что не вы получили по аэродинамике
«тройку», а я, — строго сказал олнажлы
Сердюченко Порошину, котла тот дал
Уклончивый ответ HA ето предложение
вдвоем посидеть вечерок-друтой над учеб-
Ником.

— Не хотите дружеской помощи, буле-
те заниматься самостоятельно. но Через
неделю пересладите зачеты по аэролинами-
ке. Ваша единственная «тройка» лежит
пятном не только на вашей совести. Ona
затрагивает честь всего подразделения.
Неужели вам это безразлично?

Такая категорическая форма разговора
подействовала на Поротина. Он начал за-
ниматься...

— Порошин занимается сейчас только
потому, что я приказал ему, а вовсе не
оттого, что он глубоко осознал  необходи-
мость самостоятельной теоретической уче-
бы. От таких занятий польза будет не
очень велика, — говорил тогда Сердючен-
ко лейтенанту Макеимову, одному из наи-
более грамотных летчиков подразлеления.
— Поэтому я прошу вас, как близкого тру-
га Порошина. помочь ему в самостоятель-
ной учебе. А главное—постарайтесь уде-
XUTh его, что она необходима HAM. Hak
BOSXYX.

Рассказанный случай имеет большую
давность. Последние два года офипезы
подразделения Сердюченко неизменно ло-
казывают глубокие знания по всом спени-
альным диспиплинам. Больше того, почти
все подчиненные старшего лейтенанта
(Сердюченко заслуженне считаются  под-
линными мастерами своего дела — отлич-
никами боевой и политической  полго-
TOREU.

Три года экинажн офицера Серлюченко
работалот без малейтях латных npormcure-
	сотвий, являя пример безупречного. вы-
полнения воинского долга. Ив эм,
прежде всего. заслуга комачлира. требо-
	вательного начальника И умелог восни-
тателя отличников боевой и политической
учебы.
	Полполковник М. МАККАВЕЕБВ.
	старшему лейтенанту Сердюченко быстро,
грамотно и убедительно . раскрывать при-
чину той или иной ошибки, совершаемой
его подчиненными в воздухе.

В свое время лейтенант Гуриков, ныне
отличник боевой и политической  подго-
товки, слабо владел искусством меткой
стрельбы по наземным пелям. Основной
причиной этого было неправильное постро-
ение маневра для захода на цель. Летчик
делал очень большой круг над полигоном
и начинал пикировать на цель с дальнего
расстояния и под малым углом.

— Да, я признаю, что в построением

маневра у меня неблагополучно, — согла-
шалея Гуриков, когда однажды сказали
ему 0б этом товарищи. — Но ведь прице-

ливаюсь-то я правильно и огонр открываю
с положенной дистанции. Так какое же
влияние может оказывать неправильное по-
строение маневра на прицельность стрель-

бы? — спрашивал он.
—- Непосредственное и при том весьма
отрицательное влияние! — сказал вдруг

Сердюченко, подошехиий к беседовавшим
летчикам и услышавший последнюю фра-
зу лейтенанта Гурикова, который при ви-
де командира поднялея со своего места.

— В результате неправильного постро-
ения маневра для захода на цель, — про-
дояжал Сердюченко, — вы начинаете пи-
кировать на нее с очень большого  рас-
стояния. А продолжительное пикирование,
в свою очередь, ведет, как вам известно,
к увеличению скорости, которая в конце.
концов становится такой. что самолет те-
ряет прицельную устойчивость. И в этом
случае, как бы правильно вы ни прице-
тивались и с какой бы дистанции ни
открывали огонь, вероятность попадания
во много раз уменьшается:

Вскоре после этого разговора командир
подразделения Сердюченко дважды подни-
мался в возлух с лейтенантом Гуриковым
в качестве инструктора. В этих полетах
он лал возможность летчику наглялно убе-
хиться в том, что продолжительность пи-
кирования влияет на прицельную  устой-
чивость самолета, и показал. как слелует
строить маневр при захоле на стрельбу с

никирования.
(таритий лейтенант Сердюченко не про-

сто хороший методист, он, в первую оче-
perp, требовательный  командир-воспита-
ель. Есть в его подразделении летчик лей-
тенант Порошин. очень любящий свою иро-
фессию и теперь в совершенстве овладев-
	пгий сю. Когда-то Порошин  нренебретал
теоретической подготовкой, что, разумеется,
	чиненным Касается ли это выполнения
прямых воинских обязанностей, летного
и боевого мастерства или общественной
работы. и личного поведения вне. службы,
— говорят в подразделении о Сердюченко.

Й oro верно. Будучи прекрасным
командиром-воспитателем, старший лейте-
нант Сердюченко в то же время является
одним из активнейших членов партийного
бюро части и опытным руководителем
труппы политических занятий. Идейная
зрелость и моральная чистота этого офи-
цера органически соединяются с высокой
воинской выучкой, во стремлением непре-
станно совершенствовать не только личное
боевое мастерство, но и мастеретво своих
подчиненных.

— Личный пример командира, — го-
ворит старший лейтенант Сердюченко; —
безусловно. является наиболее  действен-
ным средством обучения и воспитания
подчиненных. Но это средство надо, по-мо-
ему, применять так, чтобы не подавлять
У подчиненных инициативы и  самостоя-
тельности.

Рассказанный выше случай с лейтенан-
том Гуриковым наглялно показывает, как
старший лейтенант Сердюченко, обучая
своих подчиненных, стремится развить у
них привычку и способность  езмостоя-
тельно разбираться в собственных  дейст-
виях и поступках.

Выслушав доклад лейтенанта Гурикова
9 невыполнении’ им задания, Сердюченко
не стал торопить летчика с объяснением
причины неточного бомбометания. Нзобо-
рот, Сердюченко был рад тому, что лет-
‘чик изъявил желание предварительно 06-
думать и лично оценить правильность сво-
их действий в воздухе.

Больше того, даже и тогда, когда лей-
тенант Гуриков. объясняя причину прома-
ха, показал, что он не до конца понял
допущенную им ошибку, командир Сердю-
ченко не спешил поставить точку над
«и». (С помощью наводящих вопросов
Сердюченко только заставил летчика пере-
БлЮчитТь свои мысли 0 влиянии ветра Ha
сброшенную бомбу, которые в конце кон-
HOB завели его втупик, на друмй  фак-
тор — фактор влияния ветра на Wi
кирующий самолет. И, как мы видели,
лейтенант Гуриков, поняв командира, са-
мостоятельно развил его мыель и в итоге
пришел к правильному выводу о причине
своей ошибки. которой он потом уже ни

разу ие лопускал.
	подготовка и
опыт помогают
	Хорошая теоретическая
богатый практический
	Отличники учебы—золотой фонд Советской Армии
ae
	Требовательность и
	В то время, когда лейтенант  Гуриков,
уединившись в классе штурманской под-
готовки, анализировал свои действия при
полете на полигоне, в соседнем классе на-
хохилея старший лейтенант Сердюченко.
Он был занят тем же. чем и его летчик.
По своему личному опыту Сердюченко
знал, WTO он Kak  командир-воспита-
тель обязан дать верную и точную оцен-
ку ошибке подчиненного, правильно укз-
зать ве причину. А для того, чтобы со-
ставить свою точку зрения, необходимо
глубоко разобраться. Лично  доискиваться
причины промаха лейтенанта Турикова
заставило командира и то обстоятельство,
что ему показалось сомнительным объяс-
нение летчика насчет взятой им поправки
на ветер.

«Ле этого случая Гурикову не раз при-
холилось бомбить при ветре. Й он всегда
	точно поражал цель, — рассуждал Боман-
	дир. — ‘Предположим, чте сегодня, пре
первом заходе, он допустил ошибку, не-
правильно определил силу ветра и про-
	махнулся. Так почему же при втором sa~
холе он не сделал перерасчета? Упущение,
порожденное безответетвенностью? Но это
не свойственно лейтенанту Гурикову, дис-
циплинированному и требовательному К
себе офицеру».

Ветер был сильный и попутный. Малая
поправка, взятая на такой ветер, раз-
умеется, влечет перелет бомб. На этом лей-
тенант Гуриков, очевидно, и строил свои
предположения, когда докладывал коман-
диру о невыполнении задания.

«А не упустил ли он из виду Toro 66-
стоятельства, — продолжал рассуждать
старший лейтенант Сердюченко, — что
сильный попутный ветер относит вперед
не только сброшенные на цель бомбы, но

и сам пикирующий самолет? ».
В это время в класс вошел лейтенант

Гуриков и доложил командиру. Что он
тотов объяснить причину  неулачного
бомбометания. В руках У летчика были
листки бумаги. исперенные фасчетами и
ехемами проекций мишени в прицеле. Гу-
риков подробно доложил Сердюченко о том,
как он строил заход на цель, под каким
углом пикировал, какие брал поправки на
ветер и т. д. Объяснения летчика и про-
	изведенные им расчеты исключали всякие
	Вернувшись из полета, лейтенант Гури-
Ков доложил командиру подразделения:

— Товарищ старший лейтенант,  зада-
ние не выполнил: обе бомбы легли с пере-
детом.

— Таких докладов мне не приходилось
выслушивать уже давно,—сказал коман-
дир Сердюченко. Обычное  добродуш-
ное и открытое лицо его стало вдруг
строгим, неприветливым.

0 rom, что лейтенант Туриков не вы-
OAH упражнения по  бомбометанию,
етарший лейтенант Сердюченко знал еще
до доклада летчика. Руководитель полетов
на старте вее время поддерживал связь 6
полигоном. И результаты работы на нем
становились известными на аэродроме
раньше, чем возвращались из полета эки-
пажи.

Неудача летчика Гурикова явилась для
старшего лейтенанта Сердюченко неприят-
ной неожиданностью. На протяжении дол-
того времени его подразделение  заслужен-
но считалось одним из лучших в чаети,
Что же касается меткости  бомбометания,
™ потразделение лавно He получало иной
оценки. как только «отлично». И вдруг...

Старший лейтенант Сердюченко © не-
терпением жлал возвращения из Полета
лейтенанта Гурикова, чтобы узнать при-
чину промаха.

— Чем вы объясняете перелет ваших
Sous? — спросил Сердюченко, выслушав
доклад летчика.

— Предполагаю, что допустил ошибку
при внесении поправки на ветер. Но для
более обстоятельного ответа разрептите
мне, товарищ старший лейтенант, предва-
рительно обдумать все действия, которые
я производил при атаке пели.

Лейтенант Гуриков и на этот раз был
верен себе. Стремление самостоятельно и
тлубоко анализировать каждый свой mo-
лет — одна из отличительных черт ха-
рактера этого летчика. за которую так пе-
HAT ero старнгий лейтенант Сердюченко.

— Сколько времени потребуется вам,
чтобы уяснить причину? =— поинтересо-
вался командир.

— Спустя час после обеда буду готов
Е вам, товарищ старший лейте-

ант.
	о — AODOHIO..<
	мастерство
		сомнения на счет их грамотности и логи-
ческой обоснованности, 3

— Если в воздухе вы все делали имен-
но так, как рассказали еейчае, то ваши
бомбы должны были бы точно поразить
цель, — заметил Сердюченко. — А в
действительности они легли е перелетом.

— Очевидно, вопреки теоретическим
расчетам, я должен был взять поправку
на ветер значительно большую, — неуве-
ренно проговорил летчик. _

— Ни в каком случае не советую вам
брать под вомнение теорию бомбометания,—
возразил Сердюченко. — Лучше скажите,
товарищ лейтенант, вот о чем; в MO-
мент пикирования вы, случайно, не Ha-
блюдали, чтобы ное вазшеге самолета стре-
милея закрыть от вас цель?

— Да, такая тенденция у него была, —
подтвердил летчик. — Но я, чтобы не по-
терять из виду цель, слегка увеличил угол
пикирования.

— Так, значит, угол никирования He
был ноетоянным? ‘

Этот наводящий вопрос, заданный
командиром, заставил лейтенанта Гурикова
серьезно задуматься. И Сердюченко не то-
ропил его с ответом. Он хотел, чтобы
летчик вам развил его мысль.

— Товарищ старший лейтенант, — 0б-
ратилея после короткой паузы Гуриков,—
а я ведь действительно упустил из виду,
что у меня происходило изменение угла
пикирования в сторону его увеличения.

— А к чему это вело?

— Разумеется, к перелету ебротенных
мною бомб, — убежденно ответил летчик.

Вскоре после этой беседы командира
е летчиком Гуриковым состоялся более по-
дробный разбор его ошибки в присутствии
всего летного состава подразделения.

Старший. лейтенант Александр Григорь-
евич Сердюченко давно и заслуженно
пользуется в своей части славой  маетера
воинского обучения и воспитания. И стар-
шие его начальники, и подчиненные гово-
рят о нем с’ глубоким уважением. Это
уважение офицер коммуниет Сердючен-
ко снискал, прежде всего, ревностным
отношением к своему воинскому долгу,
безупречной дисциплиной, внутренной со-
бранностью.
	— (н во всем показывает пример под-