1 сентября 1950 г., № 208 (1741),

СТАЛИНСКИЙ
		Важный элемент —
в обучении летчика ©
		Имеющиеся летно-тактические характе-
ристики современных самолетов  предъяв-
ляют к летному составу требование влад-
деть различными способами самолетовож-
дения. В летной практике наших авиато-
ров все больше и больше прививаются
различные способы  радиосамолетовожде-
ния. В этих случаях основным условием,
обеспечивающим успех навигационных
расчетов, является умелое использование
членами экипажа и главным образом его
командиром ралиосвази.
	В сумме знаний и практических навы-
ROB TO радиосвязи, которыми должен
владеть летчик, важное место занимает
умение свободно принимать на елух теле-
графные сигналы.
	Для того, чтобы помочь летчикам овла-
деть искусством приема на слух сигналов
условной азбуки, в Н-ском подразделении
организованы специальные классные 3a-
нятия. Руководит этими занятиями офицер
Поляков.
	обучение ‘лет-
	ham же он организовал
чиков?
	руководитель заметил, что летчик неуве-
ренно, читает текст, делает пропуски при
записывании. Офицер Поляков предложил
	Толетошеину притти на очередную кон-
сультацию и больше работать  самостоя-
тельно.
	оатем минут семь руководитель пПереда-
вал текст для приема в более быстром
темпе. Это он сделал для того, чтобы авиз-
торы. менее потготовленные в быстром
	приеме, смогли. потренироваться,
остальные закрепили бы полученные на-
ВЫКИ.
	В конце занятия руководитель несколь-
ко минут отвел для ответов на вопросы и

определил задание для самостоятельной
работы.
	эанятия, как правило, проходят ак-
тивно. Опытный, хоропю знающий свое
лело офицер Поляков старается как мож-
но больше опросить слушателей, прокон-
тролировать, чего каждый из них достиг
за время учебы.
	Бонечно, одних только классных заня-
тий недостаточно, чтобы летчик бысть»
овладел приемом на слух сигналов услов-
ной азбуки, передаваемых по эфиру. Нуж-
на, помимо этого, кропотливая  самостоя-
тельная работа каждого авиатора. Тот, кто
проявляет настойчивость в учебе, серьез-
HO относится к классным занятиям и
упорно занимается самостоятельно, тот
быстро достигает желаемых результатов.
	Офицер Поляков помог летчикам органи-
зовать самостоятельную учебу, и ее резуль-
таты налицо. Так. например, летчик офи-
цер Курленко в группе <тал заниматься
позже других, а сейчас он уже быстро и
без искажений поинимает  буквенный
текст. Таких показателей он лостиг бла-
годаря добросовестному отношению кв уче-
бе, тому, что тщательно ведет’ записи
материала в тетради и много занимает-
ся во внеучебное. время. Офипер Курленко
использует всякую возможность для ва-
крепления навыков приема сигналов ye-
ловной азбуки, применяет различные спо-
собы тренировок в передаче сигналов-
	ОУКВ.
	1 ютон приветствий
	В связи с семидесятилетием товарища
И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали:

Колхозники сельскохозяйственной артели
имени Чапаева Лемешкинского района
Сталинградской области;

Каратюбинский райком КП(б) Казахста-
	на Западно-Казахстанской области;
	Колхозники колхоза «Первое Мая» Усть.

Калманского района Алтайского края;

Работники . артели инвалидов «Труд»
Средне-Ахтубинского района Сталинград-
ской области; С

Кривцовский райком ВКП(б) Курской
области;

Трудящиеся Джурунского района Актю-
бинской области;

Трудящиеся Чапаевского района Запад-
но-Казахстанской области;

Ганцевичский райком КП(б) Белоруссии
Пинской области: .

Трудящиеся Казанковского pationa Нн-
колаевской области;

Трудящиеся Килийского района; Изма-
ильской области;

Трудящиеся Шенталинского района Куй:
бышевской области;

Трудящиеся Амасийского района Армян-
ской ССР;

Ново-Ушицкий райком КП(б) Украины
Каменец-Подольской области;

Колхозники колхоза «Красная Заря» Ни-
кифоровского района Тамбовской области:

Кировский райком ЛКСМУ гор. Днепро-
петровска; .

Колхозники и колхозницы, трактористы и
трактористки, специалисты сельского хо-
зяйства и интеллигенция Граждановского
района Тамбовской области;

Исполком Октябрьского районного Сове-
та_ депутатов трудящихся гор. Харькова;

Воложинский РК КП(б) Белоруссии. Mo.
лодечненской области;

Медицинские работники Кулундинского
района Алтайского края;

Колхозники колхоза имени Сталина Bo-
	лотнинского района Новосибирской обла-
сти:
	Павлоградский райком ЛКСМУ Днепро-
петровской области;

Солодчинский райком ВЛКСМ Сталин-
градской области;

Ново-Кубанский райком ВЛКСМ Красно.
дарского края;

Петриковский райком ЛКСМУ JInenpo-
петровской области:

Логовский райком ВКП(б) Сталинград-
ской области;

Комсомольцы и. молодежь Кизил-Юртов-
ского района Дагестанской АССР:

Зеленовский райком комсомола Западно.
Казахстанской области;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих вагонного де-
по Филоново Сталинградской ж. д.;

Партийная организация Советского райо-
на Курской области;

Исполком Ильичевского районного Сове.
та депутатов трудящихся и Ильнчевский
райком партии Южно-Казахстанской обла-
сти;

Специалисты сельского хозяйства Бро-
довского района Львовской области;

Жители гор. Старая Загора, Болгария;

Жители села Гранит, Чирпанской OKOTHA,
Болгария;

Пенсионеры гор. Сливен, Болгария’
	Сотрудники министерства ирригации Цен.
трального народного правительства Китай-
ской народной республики;

Демократические женщины гор. Портичи,
Италия:
	гор. Неаполя,
	Рабочие муниципалитета
Италия:
	Федерация Социалистической партии гор,
Болонья, Италия;

Лемократическая молодежь острова Сар-
ДИНИЯ, Италия;

Конфедерация трудящихся сельского хоз
зяйства провинции Беневенто, Италия;

Союз итальянских женщин провинции Но-
вара, Италия;

Коммунисты-железнодорожники гор. Па:
дуя, Италия;

Коммунисты и демократически настроен:
ные рабочие завода «Сан-Джорджо», гор.
Пистойя, Италия;

Рабочие и служащие маслобойного заво.
да гор. Пловлива, Болгария;

Женщины гор. Марица, Болгария;

Студенты высших учебных заведений гор.
Софии, Болгария;

Трудящиеся гор. Толбухин, Болгария;

Рабочие электропромышленности гор.
Плевен, Болгария;

‚Граждане села Нове Место на Мораве,
Чехословакия;
` Учащиеся и преподаватели высшей сани.
тарной школы в Карловых Варах, Чехосло-
вакия;

Рабочие ‘и служащие мебельных  пред-
приятий в Остраве, Чехословакия;

Рабочие типографии гор. Хеб, Чехосло-
вакия; .

Граждане села Боржитов, Чехословакия;

Граждане пограничной деревни Дольни
Светла, Чехословакия;

Коллектив артели «Северный кондитер»,
гор. Вологда;

Коллектив медицинских работников и
технический персонал ‘Знаменской больни-
цы °Шаталовекого района Воронежской
области;

Коллектив ‘медицинских работников, раз
бочих и служащих Курской областной ту-
беркулезной больницы;

Колхозники колхоза имени Сталина Шап-
кинского района Тамбовской области;

Инженерно-технические работники и слу-
жащие Новосибирской геологической экспе-
диции «Транспроекткарьер» главного управ-
ления путевого хозяйства Министерства
путей сообщения;

Колхозники колхоза имени 39-й головшие
	ны Октября Сарненского района  Ровен-
ской области;

Большевики Тукумского уезда  Латвий:
	ской ССР:
	Прежде всего руководитель позаботился
0б обеспечении учебного класеа всем не-
обходимым. В классе имеются звуковой
генератор (линамик), репродуктор, теле-
тграфный ключ. Поеле небольшой вводной
лекции офицер Поляков перешел непосред-
ственно к изучению со своими слушате-
лями сигналов. обозначающих отдельные
буквы. Сначала он решил изучать буввы,
обозначающиеея комплексом сигналов, ко-
торые, как показывает практика, труднее
усваиваются. Когда слушатели  заучили
сложные буквенные знаки, им легче дава-
лись менее трулные группы сигналов:
	При изучении условной азбуки руково-
дитель применил такой метод классных
занятий. Сперва он передавал сигналы.
обозначающие ту или иную букву, затем
вызывал двух-трех слушателей, которые
поочередно повторяли сигналы. На следую-
щем занятии повторялись ранее заученные
буквы и изучались новые, причем новые
буквы-сигналы руководитель «емешивал»
е уже заученными.
	Вогда все буквы были изучены, группа
перешла к дальнейшему этапу — чтению
текста на слух. При этом офицер Поляков
полбирал такой текст, в который входили
слабо заученные буквы-сигналы.
	Руководители занятий нерелко задумы-
ваются над тем, с какой скоростью давать
сигналы текста. Офицер Поляков на пер-
вых порах обучения придерживалел такого
правила: сигналы одной буквы передавал
быстро (порядка 45—50 букв в минуту),
а в промежутках лелал паузу, достаточную
для того, чтобы слушатель мог основатель-
но осмыслить сигнал-букву и подготовить
себя к восприятию нового сигнала.
	Вюгда группа приступила в изучению
буквенного текста, методика  класеного
занятия изменилась. Вот. например, как
было проведено офицером Поляковым одно
из послелних занятий.
	Три-четыре минуты он’ отвел на по-
вторение сигналов азбуки. С этой целью
руководитель вызвал отлично знающих
пройденный материал летчиков Курленко
и Иванова, которые передали сигналы
условной азбуки. Затем в течение 5—6
минут он давал слушателям для записи
групповой, «несмыеловой» текст co ско-
ростью, доступной даже не вполне  оево-
ившим быстрый прием. Проверив т09-
ность записывания, руководитель вызвал
офицера Касимова. который прочитал во-
семь пятизначных групп текста. После не-
Го то же самое пролелали и другие слу-
шатели. Руководитель определял уровепь
знаний летчика, имеет ли он нужные на-
выки приема группового текста. Так, на-
пример. когда отвечал офицер Толетошеин,
	Практика показывает, что для того, что-
бы качественно был выполнев радяонави-
гационный полет, недостаточно ограничи-
ваться только рассказом и показом на зем-
ле. Для этой цели необхолимо в каждом
маршрутном полете использовать средетвз
ралионавигапии.
	В чему приводят недоверие к показани-
ям РИК и неправильноеть дейетвий летчи-

Еа в воздухе при выходе на РНТ, воказы-
вает следующий пример.

Однажды при проверке техники пилоти-
` рования в закрытой кабине летчику Нево.
	сельцеву нужно было выйти На
PHT, после чего открыть кабину и

определить визуально местонахождение
PHT.
	Извеетно, что по мере приближения к
радиостанции чувствительность указателя
курса РПК увеличивается и стрелка начв-
нает вести себя несколько возбужденно.
Тов. Новосельцев. заметив резкие  колеба-
ния стрелки вправо, посчитал это 3a мо-
мент прохода радиостанции (не проверив
это © помощью радиоотметчика). Он тотчае
же доложил проверяющему 0 проходе радио-
станций, 8 затем открыл кабину в начал
поиски. В действительноети радиостанция
находилась еще впереди. Убедившиеь в
том, что радиостанция не обнаруживзется,
он вновь закрыл кабину и продолжал по-
лет. Через 3 мибуты полета, после вто-
ричного ззхода, радиостанция былз обна-
DY mega.
	Ошибка тов. Новосельпева заключалась
R TOM, что он забыл. что по мере прибля-
жения 5 ралиостаниий веобхолимо убирать
	чувствительность , указателя курса, 8 мо-
мент прохода определять с помещью радио-
OTMETUALS.
	Этот прямер наглядно  повазывает, на-
сколько важно правтиковаться в радиона-
вигАпиоаНных полетах.
	ав методически правильно нало обу-
чать летчиков олноместной авиации (950-
бенно. истребительной) выполвять вираж
нал ралиоставиией?

Ча освованив уже. имеющегося ‘опыта
можво предложить следующую последова-
тельность и технику выполнения этого 33-
дания: Предварительный этап. готорый
	т организация подразделения; возглавляемая коммунистом-летчи-

ком старшим лейтенантом А. Курылевым, оказывает действенную помошь
командиру в воспитании и обучении авиаторов. На снимке: старший лейтенант
А. Курылев (справа) беседует перед вылетом с летчиками П. Федоровым и
И. Лолпатко.
	Фото старшего сержанта Н. Боброва.
	ШТУРМОВИКИ АТАКУЮТ ЦЕЛИ
	Н-СВИИ АВИАГАРНИЗОН. (По теле-
графу от наш. норр.). «№ полигону подхо-
дит группа самолетов во главе с офице-
ром Чуриловым», — сообщил руководи-
тель полетов.
	На фоне белой облачности показались
самолеты, летевшие в заданном боевом
порядке. Перед самым полигоном штурмо-
вики произвели искусный маневр, затем
перешли в атаку. Векоре вспышкя разры-
BOB появились там, где стояли тактические
цели. Еще не осела приподнятая взрывной
волной земля, а самолеты, сманеврироваз,
уже скрылись в голубой хали.
	Вот они опять неожиданно появились
над полигоном, дружно атаковали цели от-
нем пушек и пулеметов и вновь бесследно
исчезли в стороне солнца.
	Над командным пунктом полигона
взвилея красный флаг. Отметчики выбе-
жали из укрытий и осмотрели цели; Оскол-
ками бомб оказались поврежленными. He-
	сколько макетов; бомбовые воронки и следы
снарядов виднелись на всей плошалке.
	Партийная организация нашей  чаету
недавно обсудила на собрании вопросе ‹
	передовой роли коммуниетов в подготовке   уборки снега.
	Выступивший на собрании тов. Иванов
Оассказал. что работы по подготовке к
зиме проводятся строго по плану. Воины
подразделения выесвобожлают новые пло-
щали для размещения наиболее ценного
имущества на осенне-зимний период. Про-
ведена очистка территории от мусора, 060-
рудованы кюветы и водостоки на дорогах,
начат ремонт помещений.

Коммунист Душко сообщил 9 том, что
коммунисты показывают пример в ремон-
те механизмов, облегчающих  трудоемкие
	обозначенной для действия летчиков-штур-
мовиков. Упражнение по бомбометанию и
стрельбе они выполнили отлично.
	Офицер Чурилов за достигнутые успехи
в учебно-боевой и политической подго-
товке награжден ценным подарком. Бое-
BOMY мастерству офицер Чурилов и хей-
ствовавшие вместе с ним над полигоном
летчики научились под руководством сво-
его командира подразделения. Бывалый
летчик-штурмовик, удостоенный в годы
Великой Отечественной войны звания
Тероя Советского Союза и нескольких ор-
денов, умело передает подчиненным свой
богатый боевой опыт. настойчиво обучает
их совершенным методам самолетовожле-
ния, искусному нанесению бомбоштурмо-
вых ударов по целям. Опираясь на пар-
тийную и комсомольскую организации, он
постоянно добивается новых успехов в
боевой и политической полготовке.
	Подразделение. которым командует этот
	опытный командир, является передовым в
	Н-ской авиачасти.
	Колхозники колхоза: «Мировой Октябрь»
Усть-Калманского района Алтайского края:
	Рабочие и инженерно-технические работ*
ники Каневского линейно-технического узла
Министерства связи, Краснодарский край; .

Колхозники колхоза «Золотая нива» Ту-
голуковского района ‘Тамбовской области;

Коллектив работников Смоленского обла-
стного комитета радиоинформации;
	Колхозники колхоза имени Кироза Заиг-
раевского ° аймака Бурят - Монгольской
	АССР;

Петриковский райком КП(б) Белоруссии
Полесской области:
	Коллектив медицинских работников Ка-

ратальского района’ Талды-Курганской об-
ласти’
	Колхозники колхоза имени Сталина Клет-
ского района Сталинградской области:
	Берестовицкий райком КП(б) Белоруссии
Гродненской области:
	Белорус-
	Козловщинский райком КП(б)
сий Барановичской области’
	Коллектив научных работников, рабочих.
и служащих Курского института эпидемно-
логии и микробиологии.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	Внеклассная учеба особенно эффективна,
когда летчики тренируются влвоем, втроем,
контролируя при этом друг друга. Так
именно и поступал Курленко. Он часто
занимался совместно е офицерами Васимо-
вым и Соловьевым. Эти товарищи также
хорошо изучили условную азбуку. при-
обрели навыки безошибочного приема на
слух текста. Значительных успехов  бла-
годаря настойчивой самостоятельной работе
достигли и другие офицеры.
	Нрактика показывает, что усвоить Ус-
ловную азбуку для передачи текста по
эфиру, ‘научиться принимать эти сигналы
может каждый авиатор. Ни у кого нет ни-
каких оснований для того, чтобы не овла-
деть искусством приема сигналов данной
азбуки. Для оправдания некоторые авиа-
торы находят различные причины: «труд-
но запомнить сигналы» или «быетро за-
бываются, когда их изучищь» ит. п №
такой категории летчиков относится, на-
пример, офицер Коган. На самом же деле
его неумение пользоваться азбукой объяс-
няетея тем. что он мало занимаетея.
	неть и другие звиаторы, которые не
утруждают себя серьезным — изучением
условной азбуки.

Научиться быстро. правильно прини-
мать ‘на слух сигналы условной азбуки,
передаваемые по радио, — ‘важнейшая за-
дача летчика. Чем скорее летчик овладеет
этим искусетвом, тем быстрее он полдни-
	мет свою выучку‘ на новую, еще долее
высокую ступень. .

Майор М. ВЕРБИНСКИЙ.
	ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ
	погрузочно-разгрузочные работы в зимних
	0   условиях. Нодготавливаеля инвентарь для
	Собрание подвергло критике коммуни-
ста Пронина, который медленно развора-
чивает ремонтные работы в помещениях,
где хранится боевая техника.

Коммунисты отмечали плохое качество
некоторых строительных работ.
	Нринятое на собрании решение направ-
лено на ликвидацию ‹ отмеченных  недо-
статков, на быстрейтшее завершение  под-
готовки всего хозяйства части к зиме.
	Старший лейтенант
А ЗАХАРОВ.
	Ногда воины заступают в караул...
	Послеобеденный отдых кончился.
«Подъем!» — объявил дежурный, и по-
лотняный городок сразу ожил.

Скоро заступать в караул, и поэтому
воины с 06060Й старательноетью  осматри-
вают и приводят в порядок оружие, обувь
И обмундирование. Старшина  хлопочет
около ружейной пирамиды, ящиков с 6бое-
принаеами. Солдаты занимают свои места
в строю.

Командир неторопливо осматривает у
каждого состояние оружия, патроны, фор-
му одежды, справляетея о здоровье каж-
лого, задает вопросы, чтобы выяснить, как
знают люли свои обязанности.
	Подготовка караула — ответственный
момент в жизни подразделения, и нельзя
ограничиваться лишь беглым осмотром
внешнего вида воинов. Конечно, начишен-
ные сапоги, чистая, выглаженная гимна-
стерка. свежий подворотничек обязатель-
ны при ззступлении солдата в наряд. Но
командир не забудет спросить. хорошо ли
солдат отлохнул. проверить, твердо ли
знает службу, исправно ли оружие, знаком
TH 0H ¢ состоянием объекта, который
предстоит охранять.

Караульная служба — это боевая служ.
ба. Следовательно, надо заблаговременно
предусмотреть каждую деталь, учееть каж-
дую мелочь, могущую повлиять на несение
службы.

Осмотром и проверкой командир удовле-
творен. Солдаты хорошо знают свои  0бя-
занности, уверенно отвечают на’  постав-
ленные вопросы, готовы к выполнению
боевой задачи.

Заканчивая инструктаж, командир еще
раз напоминает воинам о высокой бди-
тельности на посту. Й в качестве приме-
ра ставит образцовую службу старшего
сержанта Бисембаева и младшего сержанта
Трипольского, которым накануне была
объявлена благодарность.
	Сегодня в карзул идет несколько ком-
мунистов. Секретарь партийной организа-
ции подразделения офицер Казаркив еше
днем успел с каждым из них побеседовать,
напомнить о том; что в карауле они долж-
ны являть пример беспартийным pon-
нам. Вместе с тем тов. Казаркан дал
каждому коммуниету конкретное  поруче-
цие. Солдату Шесткину, например, — вы-
пустить боевой листок, старшине Лукя-
Ну ‘и секретарю комсомольской  организа-
ций старшему сержанту Бисембаеву —
провести накоротке с солдатами,  свобод-
ными от постовой службы. беседы. орга-
низовать читку свежих газет. Офицер. Ка-
заокин указал. какие именно материалы
из газет необхолимо обсудить с соллатами.

Такая тщательная подготовка караула
обеспечивает отличное выполнение боевой
залачи. В постовых ведомостях  проверя-
юшие обычно записывают: «Часовые свой
обязанности знают. службу лесут  отлич-
но». Эта оценка — свидетельство  без-
упречной службы, высокой блительности й
	верности воинскому долгу солдат и сер-
жантов подразделения.

Ценно 10, что командир He позволяет
никому уснокаиваться на достигнутом. С
солдатами, свободными от наряда, регуляр-
Но проводятся занятия по уставам, изуча-
ютея действия часового в различных  ус-
ловиях, могущих возникнуть при охране
того или иного объекта.

Однажды на посту © солдатом Бужаевым
произошел такой елучай, Заметив, что к
нему приближается начальник караула, a
с ним незнакомый офицер, Бужаев, как и
полагается крикнул: «Отой! Кто идет?».

— Начальник караула и проверяющий,
— последовал ответ.

— Начальник караула ко мне. осталь-
ные на месте! — приказал часовой.

Однако незнакомый офицер продолжал
следовать за начальником караула. Бу-
Жжаев растерялся. Что делать, как посту-
пить? Соллат не знал.
	Этот факт послужил  прелметом по-
пробного разбора с солдатами, явилея хо-
рошей школой не только для Бужаева. но
и для его товарищей. По указанию коман-
дира, солдаты поочередно становились в
роли то часового, то разводящего, то на-
чальника караула или проверяюшего и
практически у условного объекта отраба-
тывали действия при самых разнообраз-
ных обстоятельствах.
	От одного урока к другому Roman Ap
намеренно усложняет обстановку. учит
	солдат быстрым, четким,  безошибочным
действиям. Такая методика обучения  це-
ликом оправдала себя, Бдительно несут
службу Кузьмин, Каливив. Леонов й дру-
гие солдаты. Нервое время O88 ходили
караульными, Когда командяр убедился,
что эти обязанности они усвоили, стал по-
сылать их разводящими. А Леонов за при-
мерность и высокую дисциплину назначен
на должность командира отделения.
	Старательному, дисциплинированному
солдату открыт широкий путь в продви-
жению по службе. Вот, к примеру, Вашен-
ко. За короткий срок он вырое от рядового
до помощника командира полразлеления.
	Рядовой Бужаев после памятном для
себя случая. о котором рассказано выше,
стал одним из лучших воинов и заслужил
ряд поошрений. `Командиром не раз отме-
чались рядовые Ефимов. Гончук, Уразов,
Назаров, Мукменов, Конлибаев, Тюрин и
тругие.
	В подразделении не терпят даже мель-
чайшего случая проявления небрежности.
Особенно много заботы проявляется © во-
оружении. 0 сбережении оружия Товорят
на партийных и комсомольских собраниях,
в беседах с солдятами, в стенной газете
й бэевых лиетках.
	Воины подразделения лобросовестно BHI-
полняют свой хлолг. блительно охраняя го-
сударетвенное и военное имущество.
	-

Майор Ф. ЛУШНИКОВ.
	)бучение радиосамолетовожнению
	нужно отработать, прежде чем приступать
выполнять вираж.—это умение точно вый-
ти на РИТ и определить ее местонахожде-
ние. Наряду с овладением летным составом
выходом на РНТ в простых условиях, т. е.
в открытой кабине, вне облаков, надо тре-
нировать летчика в умении выходить Aa
РНТ в закрытой кабине, в местораеполо-
жение после выхолз отыекивать визуаль-
но в открытой кабине.

Только после того. ‘как летчик будет
точно выходить в закрытой кабине, можно
приступать к отработке вираж» нал РНТ.
	Бонечно, это вовсе не значит. что нельзя

выпзлнять вираж, не
отработав выход на
РНТ в закрытой ка-
бине. Однако, как
показала практика, в
первом случае ре-
зультаты получаются
гораздо лучше. ибо. у
летчика  вырабаты-
вается уверенность в
точности показания
указателя курса РИВ.

+9

.
	Сущность  постро-
ения виража над РНТ
в помошью РИКО-10
сводится в следую-
тему:  первоначаль-
во необходимо 6 по-
мотью радиоотметчи-
5а (Р0) определить
момент прохода РНТ.
Затем. пролетев опре-
	При этом следует помнить, что в дан-, Пользуясь теоремой Пифагора, можно
	определить проходимое расстояние:

S=V(R—r2—r
	а эная скорость пролета над  радиостан-

цией и скорость на вираже. можно опре-
делить значение Rut,
	где У — скорость пролета нах радио-
станцией в м/сек., она же равна ско-
рости ввода в вираж, & © — ускорениеси-
лы тяжести, примерно равное 10 м/сек?;

>
	У2 — скорость на вираже м/сек».
128 - тангене угла крена.
	После того, как определили, какое необ.
ходимо пройти расстояние от момента про.
лета радиостанции до момента ввода само-
лета в вираж, и зная при этом скорость
	пролета радиостанции, можно определить
время, проходимое самолетом от момента
прохода радиостанции до начала разворота
по известной уже нам Формуле.

Для убедительности приведем один при-
мер:

У; == 320 км/час,
У» = 310 км/час,
B, = 30° 8, = 10°
	Подставив эти значения в выше приве-
денную формулу, получим
	> == 1.900 м. а #=9] сек.
	Это значит, что, пролетев 21 сек. от мо-
мента пролета радиостанция, ‘летчик дол-

жен ввести с креном 30° самолет в вираж
й. как только стрелка указателя курса
РИК встанет в нулевое положение, уменъ-
шить крев до 10°, скорость до 310 км в
час и удерживать стрелку в этом положе-
	нии незначительным изменением крена.
	В настоящее время  радионавягация
приобретает исключительно больное значе.
ние. С помощью ее летчики титурмаяы
получают прекрасные навыки и веру в
абсолютную точность п надежность радио-
средств в интересах самолетовожления.
	Капитан И. МАЙТАК.
	ный момент основная рамка РИЁ выключе-
на и работает только рамка радиоотметчя-
ка, а ее перпендикуляр все время направ-
лен на радиостанпию. Поэтому при увели-
чении крена перпендикуляр уходит влево
при левом вираже (пра правом — вправо)
й стрелка указателя курса РИЁ тоже ухо-
дит влево, т. е, здесь получаетея анало-
гично тому, как при выполнении полета
	на радиостанцию пассивным ©10собом. Там
стрелка идет за ногой, за злесь за коеном
	При левом вираже и против крена ~~ при
правом вираже (см. рисунок).
	> — пройденное расстояние
после прохода РНТ до
момента разворота,

г — радиус при развороге,

R — радиус виража,
	деленный ° промежу-
ток времени. ввеети
самолет в вираж ©
креном 30° при включенном РО и,
как только стрелка указателя курса РИК
ставет в нулевое положение, следует
	уменьшить крен до 10—15? и удерживать
самолет в вираже так, чтобы стрелка удер-
живзлась в нулевом положений. Это зня-
чит, что самолет находится езд ралиостан-
пией в вираже.

ля того. чтобы стрелка нахохилаеь в
нулевом положении. летчаку все время
приходится измевять крев в сторону уве-
личения  или уменьшения порядка -— 59,
	При отеутетвии ветра вираж будет е по-
	стоянным радиусом, т. е. получается 08-
ружвоеть, в центре которой будет  нахо-
дитьея радиостанпия. При наличии ветра
круг вытягивается в сторону ветра (полу-
чаетея эллипе. в одном из фокусов  кото-
рого булет располагаться радиостанция). —

Для того чтобы определить, сколько вре-
мени необхолимо лететь после пролета рз-
диоставпий ло моментв вводз самолета в
вираж и какое расстояние пра этом будет
пройдено. обратимся к этому же рисунку.