13 сентября 1950 г., № 218 (1751).
	ЕР УР ЕТ Ч, Ян. та СОНЯ

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ м
	Потон приветствий
	В связи се семидесятилетием товаригза
И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали;

Коллектив Малиновщизненского спиртза-
вода Вилейского спиртотреста, Молодечнен-
ская область;

Коллектив медицинских работников’ Лит-
виновскогс района Ростовской области;

Коллектив работников порта Апшерон;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих ’Ростовской
на Лону обувной модельной фабрики;
	Трудящиеся Гумбетовского района Да-
гестанской АССР;
Коллектив работников станниии Лозовая
	Южной ж. д.; Е
Коллектив  работников станции ’Сарны
Ковельской ж. д,;
Коллектив ‘работников 3-й дистанции
сигнализации и связи, станции Beccapa6-

ская Кишиневской ж. д.;.
	Партийная и комсомольская организации
Бакинского ‘техникума железнодорожного
транспорта Министерства путей сообщения;

Железнодорожники Купянского отделения
Северо-Донецкой ж. д.;
	Трудящиеся Головинщинского района

Пензенской. области;
Кипкаренский райком партий Молдав-
	ской ССР;

Коллектив медицинских работников Ло-
зовской больницы Харьковской области;

Рабочие и служащие Курской промарте-
ли «Салют»;

Собрание ‘колхозников колхоза «Совет»
Шульгинского района Тамбовской  обла-
сти; ;

Трудящиеся Овинищенского района Ка-
лининской области;

Коллектив работников паровозного депо
Даугавпилс Латвийской ж. д.;

Колхозники колхоза «Уларник» Любань-
ского района Бобруйской области;

Колхозники колхоза имени Ленина, До-
мачевского района Брестской области;

Трудящиеся Вишневецкого района Тер-
нопольской области;
	Коллектив работников Голяевской МТС
Тамалинского района Пензенской области;
	Педагогический коллектив школы № 175
Октябрьского района, гор. Баку;

Рабочие и служащие Кобринской МТС
Брестской области;

Трудящиеся Терского района Кабардин-

ской АССР:
	Трудящиеся Зиминского района Иркут-
ской области;
Учителя и дошкольные работники гор.
	Белорецка Башкирской АССР;

Президиум Архангельского обкома проф-
союза работников деревообрабатывающей
промышленности;

Рабочие, трактористы, агрономы, Mexa-
ники и служащие Шаденковской МТС Ко-
лушкинского района Ростовской области;

Учителя и учащиеся Шакшинской сред-
ней школы Уфимского района Башкирской
АССР;

Трудящиеся города Кондопоги Карело-
Финской ССР;

Каменоломни Северо-Кавказской. ж. д.;

Трудяшиеся гор. Болграда и Болград-
ского района Измаильской области;

Собрание трудящихся города Нукуса Ка-
ра-Калпакской АССР;

Учащиеся и учителя железнодорожной
	* B листовке-«молнии» выпущенной
в авиационном училище о коммунисте офи-
цере Гребенкине, говорится, что он являет-
ся одним из лучших командиров-воспита-
телей, сообщает военкор А. Аверин.’ Все
подчиненные офицера учатся отлично.
Командование призывает других команди-
ров равняться на коммуниста Гребенкина,
учиться у него практике воспитательной
работы.

к Техническое совещание состоялось в
училище, сообщает сержант И. Назаров. В
нем приняли . участие многие курсанты.
Выступающие рассказывали, как лучше об-
служивать самолет. Совешание принесло
большую ‘пользу. Опыт, переданный сер-
жантами Калашниковым и Курушиным,
перенимается в подразделениях.

% Мастером своего дела слывет в авиа-
училище летчик-инструктор Сундеев. Воен-
кор А. Волков сообщает, что офицер Сун-
деев доходчиво излагает учебный мате-
риал, хорошо учит практически. У курсан-
та Жиляева вначале не получались вира-
жи. Если он выполнял левый вираж —
машина теряла высоту, правый — наби-
рала. ее. Сундеев слетал с Жиляевым в 30-
ну и установил, что курсант неправильно
	школы рабочей молодежи № 153 станции.
	Одесса-товарная, ©
Собрание рабочих, служащих и специа-
	a *
листов сельского. хозяйства мясосовхоза
	Ne 112 Западного района Ростовской обла-
	Архан-
	сти,
Беломорский райком ВКП(б)
	гельской области;
Профсоюзная организация Таганрогской
	мебельной фабрики; у
Коллектив рабочих и служащих Бреста

ской областной типографии имени Вороши-
лова;

Колхозники` колхоза «Рассвет» Березов-
ского района Брестской области;

Собрание колхозников, колхоза. «Больше:
вик» Светиловичского района Гомельской
области; .

Рабочие, инженерно-технические работ
ники и ‘служащие ‘Атечизненского спирт-
завода Барановичского спиртотреста Мини-
стерства пищевой промышленности Бело-
русской ССР;

Колхозники колхоза имени Суворова
Яльчикского района Чувашской АССР;

Колхозники колхоза имени Кирова Кик
видзенского ‘района Сталинградской обла-
сти;

Колхозники, служащие, интеллигенция и
домашние хозяйки поселка Повенец Каре-

ло-Финской ССР;

Коллектив работников Калужской обла-
стной больницы;

Пренодаватели, учашиеся, рабочие и
служащие ‘Уральского сельскохозяйствен-
ного техникума Казахской ССР;

„Трудящиеся города  Геническа Херсон-
ской области;

Колхозники сельхозартели имени Сталина
Шелковского района Грозненской области;

Трудяшиеся гор. Вольска Саратовской
области;

Уваровичский райком КП(б) Белоруссии
Гомельской области;

Ленинский райком КП(б) Литвы, гор:
Вильнюс;

Трудящиеся Предгорненского. района Во-
сточно-Казахстанской области;

Собрание рабочих и служащих Данилов-
ской МТС Сталинградской области;

Учителя Хыровского района Дрогобыч:
ской области;

Колхозники колхоза имени Молотова
Чердаклинского района Ульяновской об-
ласти; :

Трулящиеся. гор. Бахчисарая;

_ Собрание партийных, комсомольских,
профсоюзных и общественных организаций
гор. Екабпилса Латвийской ССР;

Колхозники колхоза «Вперед» Знамен-
ского района Тамбовской. области;

Члены сельхозартели ` «Прогресс» Полу-
динского района Северо-Казахстанской об-
ласти;

Механизаторы Лукинской МТС Ржак-
синского района Тамбовской области;

Работники лесозаготовительного участка
Пяявара Ухтинского леспромхоза  Карело-
Финской ССР;

Рабочие и служащие станции Новобори-
совка Южной ж. д.:
	Коллектив работников Теслуговской МТС
Козинского района Ровенской области;
Железнодорожники Новороссийского
	узла.
	(Продолжение списка поступивших
приветствий == в следующих номерах).
	вводит машину в вираж. Ныне Жиляев В
технике пилотирования идет в числе пере-
довиков учебы.

Заботливый и внимательный  летчик-ин-
структор завоевал любовь и уважение мо-
лодых авиаторов.

’\К Молодежный вечер на тему «Служить
нашей Родине так, как служили герои-мо-
лодогвардейцы» состоялся недавно в Н-ской
авиачасти, сообщает в редакцию гвардии
младший сержант И. Бондарев.

Содержательный доклад о героях Крас-
нодона прочитал офицер Ершов. После это-
го выступили отличники боевой и полити-
ческой . подготовки тт. Зинчук, Рудой, Бо-
ровской, секретарь комсомольской органи-
зации младший сержант Мищенко.

В конце вечера’ были ‘зачитаны ‘письма
на родину воинов-—передовиков боевой и
политической учебы.

к Стартовой буфет в специально обору-
дованной машине выезжает в дни полетов
на аэродром Н-ской части, пишет в редак-
цию старший сержант А. Брудник. В бу-
фете всегла имеются различные продукты,
папиросы, конфеты.

Вежливо  и культурно обслуживает BOH-
нов продавшица` тов. Сороколетова.
	Корды относились не только в скорости,
но также к дальноети и  грузоподъемноети.
Так, в 1936 г. В. Коккинаки на самолете
«ЦЕБ-26» поднялся < грузом 2.000 erua
	высоту 11.505 м. В 1938г. он же и-
вершает перелет Москва-— район Владиво-
стока, пройдя при этом 7.600 км за 24
Часа 36, мин. Через год Коккинаки, выпол-
няет и другое задание партии и прави-
тельства, ‘Перелейев из Москвы через Грен-
ландию в Америку (8.000 км) за 22 чак.
56 мин.

Военный вариант этих самолетов «ДБ-3»
(«Ил-4») и их модификации приняли уча-
стпе в Великой Отечественной Bolte и
успешно дейетвовали, по глубоким тызам и
войскам противника.

Рабогы, проведенные по созданию сред-

(HEX скоростных ‚бомбардировщиков, позво-

лили перейти к осуществлению  слелую-
щей залачи: к чроектированию и построй-
ке нового типа самолета—скоростного вы-
сотного тяжелого бомбардировщика.

В 1936 г. появляется на свет скоростной
тяжелый — бомбарлировшик. Небезинтерее-
но: отметить, что американский самолет
подобного типа был построен лишь не*

‘сколько лет спустя

С момента появления советеких екороет-
ных средних и тяжелых  бомбардировши-
ков бомбардировщики во всем мире стали
строиться прежде всего как скоростные.

Большое ‘число рекордов по скорости,
которые были завоеваны нашей страной в

предвоенные голы, свидетельствует © выго-
REX качествах советских скоростных машин.

В годы перел войной конструкторские
коллейтивы, ‘возглавляемые — Туполевым,
Ильющиным, ’Яковлевым, ^Архангельским,
Ермолаевым. Петляковым, создали замеча-

тельные скоростные и пикирующие само
леты.

Блестящие успехи советского народа в
годы послевоенной пятилетки вызыват

‚ чуветво законной гордости п вдохновляют

работников советской науки и техники 3
новые достижения во славу любимой Ро
ДИНЫ.
	Инженер-капитан Р. ВИНОГРАДОВ.
Инженер-капитан В. ЗАЙЦЕВ.
	БОРЬБЕ за ‘умножение отличных ‘классных отделений, экипажей и летных
групп в авиаучилищах немалая роль принадлежит отличникам боевой и по-
	“te 7 уе СИ.

питической подготовки. Помогая ловарищам ‘глубже. усвоить изучаемый материал,
	их успеваемосли.
	На снимке:  курсаит-отличник
	они способствуют повышению
	комсомолец В. Цуварев (справа) в часы самостоятельной подготовки занимается
	Фото А. Дмитриева.
	в моторном классе с курсантами В. Воиновым и А. Ионовым.
	ДИСЦИПЛИНА И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — ОСНОВА УСПЕХА
	ПАГ
	Ааждому полету предшествует тщатель-
ная и серьезная подготовка на земле.
Прежде чем подняться в воздух, летчику
и штурману приходится основательно по-
работать над составлением полетной доку-
ментации: проложить маршрут На. карте,

произвести штурманские расчеты и т. д,
Важное место при этом занимает составле-

ние плана полета.
	План полета — важнейший‘ документ.
Он определяет строгую последовательноеть
действий экипажа. начиная от взлета и
	кончая посадкой, точно по месту и време-
ни указывает, чем следует заниматься
летчику нз том или другом этапе полета.
	Нлан полета строго но минутам регла-
ментирует работу летчика в воздухе, вно-
сит предельную стройность и последовз-
тельность в его лействия, способетвует
успешному выполнению задания.
	План полета дисциплинирует летчика,
исключает произвольные, необдуманные
действия в воздухе, а следовательно, га-
рантирует его от ошибок ‘и всякого рода
отклонений от правил летной службы.
	hak известно, степень подготовки Е
предстоящему полету определяется в про-
цессе предварительной и предполетной
подготовки. Получив от командира необхо-
димые указания на полет, летчик присту-
пают к отработке полетных документов, в
частности к составлению плана полета.
Этот план составляется в произвольной
форме и заносится на епециальный бланк
во время предварительней подготовки. План
вместе с лругими документами обязательно
проверяется командиром.
	Б практике обучения курсантов  ин-
струклорам часте. приходится совершать
сложные комплексные. полеты. Обеспечить
успешное выполнение задания, насыщен-
вого различными элементами боевой пол-
тотовки, без. хоропю составленного плана
полета просто невозможно. Поэтому передо-
вые летчики, как, например, офицеры
Петров, Потапов и другие, к таким поле-
там готовятея особенно тщательно.
	Работе по составлению плана полета
	летчики Петров и Потапов уделяют серьез-
ное внимание. Они заранее опрелеляют I0-
рядок своих действий в воздухе; как, Ha
каком режиме и где набирать высоту, как
строить маневр в зоне стрельб на полиго-
не, какого режима придерживаться На
том или ином этапе маршрута, Как 0су-
шествлять контроль 33 действиями KYD~
сантов и т. т.
	Составляя план полета. Петтов и Пота-
	пов заранее рассчитывают, прохумывают до
мелочей все случаи, с которыми, возможно,
	придется ветретиться в воздухе. И неуди-
вительно, что ничего непредвиденного и
случайного с ними в полете не прочсходит.
	Как, же это достигается’ Вот они мыс-
ленно по карте прошли уже половину пу-
ти. Сейчас начинается олин из ответ-
ственных моментов 5 работе и летчика и.
курсанта — разведка заданного объектз.
	Петров и Потапов изучают  хзрактер 0бъ-
екла, пути подхода к нему. заранее опре-
деляют свои действия над целью, решают,
как ‘наиболее целесообразно  контролиро-
вать лействия курезантов, порядок, подхода,
	маневр нал пелью и ‘ухол от нее. Летчи-
ки рэаспрехеляют Каждый этап точно по
	времени. Bee это находит у них отражение
в плане полета.

Определением своих действий над поли-
тоном ‘летчикам прихолится заниматься
особенно тшательно. Дело в том, что время
пребывания Har целью вебьма ограничено,
а объем работы довольно велик. Вель
не всегла представляется возможным по-
вторить боевой заход, и малейшее промед-
	Подразделение офицера Ищенко по 00е-
вой и политической подготовке на протя-
жении нескольких месяцев неизменяо 3а-
нимает одно из первых мест. Курсанты
подразделения учатся только на «хорошо»
и «отлично».

В числе других выделяется класеное от-
	ИЗ ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
АВИАЦИИ
	ПОЛЕТА
	ление или какой-либо необдуманный про-
ступок летчика или курсанта могут поме-
шать выполнить задание. Так, например,
случилось однажды с летчиком-инструкто-
ром Бычкевым; когда он, понадеявшиеь на
свой опыт и знания, заранее не продумал
своих действий и вместо правого круга
встал над целью в левый круг. Этим он
нарушил порядок действий других экина-
жей над целью.

Был и другой случай, когда из-за пре-
небрежения планом полета сорвалось вы-
полнение задания. Этот случай также про-
изошел над полигоном. Согласно заданию
бомбометание следовало производить ©
определенной высоты. Офицер В. Черны-
пев не прилал. видимо, этому должного
	значения, не ‘отразил детально своих дей-
	ствий в Плане полета и появился над по-
лигоном на высоте более низкой, чем тре-
бовалось. Чернышев нарушил инструкцию
По эксплуатации полигона и условия вы-
полнения заданного упражнения. Такая
оттибка была бы исключена. если бы тов.
	Чернышев более ответетвенно отнесся Е
составлению плана полетЗ.
	Таким образом, план полета — святой
закон как для командира, так и для всех
членов экипажа. Конечно. план полета не
может быть стандартным, всеобъемлющим,
праменимым во всех случаях воздушной
обстановки. Содержание его меняется в 38-
внсимости от характера задания, опыта сз-
мого летчика, степени  полготовленности
курсантов, состояния метеорологической об-
становки и т. д. Опытный летчик . может
некоторые вопросы не фиксировать в пла-
не. а держать их в памяти.

Хорошо составленный план полета помо-
гает успешно выполнять’ самые различные
залания. В этом не раз приходилось убеж-
латьея. Вот один из примеров.
	Олнажлы офицеру Дуневу предетояло со-
вершать полет над незнакомой местностью.
Лунев Тщательно готовился к полету.
Наряду < другими документами он
вдумчиво составил план полета. В нем
были предусмотрены все возможные об-
стоятельства, с которыми придется встре-
титься Ha маршруте, _ На . каждый
из них в плане у тов. ЧЛунева имелся
ответ. Правда, некоторые вопросы он по-
считал ненужным заносить в план, но 3а-
то твердо заучил их напамять. Полет за-
кончилея успешно, Ив этом немалую по-

мошь оказал четкий, всесторонне разрабо-
танный план.
	Среди отдельных летчиков еще бытует
мнение, что когда десятки раз летаешь по
одному и тому же маршруту. выполняешь
одно и то же упражнение то не имеет
смысла затрачивать время на составление
плана полета. «Мы. мол, и так знаем, как

действовать в том или ином случае», —
рассуждают некоторые летчики
	Физнь убедительно опровергает это
мнение. Достаточно даже опытному лет-
чику, не раз выполнявшему TO HAH иное
упражнение, пренебречь тщательной пол-
готовкой на земле, не продумать как сле-
дует предстоящий полет. как это приво-
дит к ошибкам и грубым отклонениям от

установленных правил.
	Всякий полет, простой эн или сложный.
олинаково требует ог летчика тщательной
подготовки. Организованноеть и лисципли-
на являются основами успехов в летной
учебе. Хорошо. со знанием дела составлен-
ный план полета свидетельствует. о высо-
кой летной культуре летчика, о его высо-
кой дисциплине, гарантирует успех вы-
полнения любого полетного задания.
	Майор Н. ГРИЩЕНКО.
	ПЕРЕЛДОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
	Штурманская подготовка, курсантов
	(ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ)
	Боевая деятельность летчика-истребите-
ля разнообразна. Ему приходится  выпол-
нять задания как одиночно, так и в 00-
ставе группы, на различных высотах и
т. х Условия, в которых приходится дей-
ствовать, также различны. ‹,

Понятно поэтому, какие высокие требо-
вания предъявляются в летчику в знании
теории и практики  самолетовождения.
Нужно еще в классах научить будущего
летчика-истребителя основным правилам
самолетовожления, а е первых же полетов
прививать ем практические навыки.

Очень\ важно далее, чтобы куреант хо-
рошю разбирался в теоретических  вопро-
сах, связанных е выполнением маршрут-
ных полетов. Отличное выполнение тако-
го полета, как и любого другого, в штур-
манском отношении зависит ^от того, Ha-
сколько хорошо изучен летчиком тот рай-
OH, [xe предстоит выполнять летные уп-
ражнения. Курсант должен знать‘ располо-
жение линейных и плошадных ориентиров,
рельеф местности и безопасные выеоты по-
лета, порядок восстановления ориентиров-

ки в ланном районе.
Практика показывает, что обучать RYD-
	сантов элементам самолетовождения нужно
непрерывно, от взлета до посадки. При вы-
полнении любых полетов для летчика важ-
но запоминать время и Курс от аэродрома
и на аэродром. Особенно этого надо требо-
вать от курсантов ‘при полетах в зону пи-
лотирования. на полигон или в Зону груп-

повых полетов.
Для развития  глазомера и праближен-
	ных расчетов в полете нужно учить кур-
санта глазомерно определять с любой вы-
соты расстояние ло видимых ориентирэв,
длину характерных полос и плошалок та
земной поверхности и углы  визирования
на них. Умело справляется с этими зада-
чами летчик-инструктор лейтенант  Шев-
ченко.

При первом полете в зону © обучаемым
лейтенант Шевченко показывает ему рас-
положение и характерные признаки аэро-
дрома. зоны, взаимное расположение ли-
нейных и площадных ориентиров. В после-
дующих полетах он требует от курсанта
(по радио) назвать населенный ПУНКТ,
над которым пролетает обучаемый, или
показать пункт, находящийся в стороне
от курса. Обучаемый, имеющий  достаточ-
ную подготовку. постоянно ведет деталь-
ную ориентировку и сличает карту с про-
летаемой местностью. Отыскивая заданный
ориентир, он показывает его инструктору.
	На предварительной подготовке и раз5о-
ре прошедших полетоз инструктор. нарав-
	не с вопросами техники пилотирования,
эксплуатации материальной части и Ges-
	опасности полета обстоятельно разбирает и
вопросы самолетовождения: дислокация и
	работа средств 300, знание района поле-
	тов, порядок ведения и восстановления
ориентировки.

На предполетной подготовке и BO время

занятий на старте“еледует заставлять кур-
санта анализировать фактическое  состоя-
ние погоды, чтобы в любом полете он
училея определять высоту облаков, ви-
димость. направление ветра и умел до-
кладывать на КЦ старта об изменениях по-
годы.
При полетах в зону и на стрельбу
можно отрабатывать у обучаемого навыки
в ведении детальной ориентировки, в вы-
держивании курса и скорости полета. При
следовании курсанта с полигона нужно
обучать его вести визуальную ориентиров-
ку, производить выход на радиостанцию
no PUK. После полета полезно, чтобы oby-
чаемый курсант показал на полетной кар-
те место и время выхода на радиостан-
цию, рассказал, как он определил проход
радиостанции и т. д.

При подготовке к марпрутному полету
полагается обязательно проверить теоре-
тические знания KYPCAHTOB, научить AX
прокладке и изучению маршрута, ‚подго-
товке карты и полетной документации, от-
личному использованию средств радиона-
вигации. 060б0е внимание следует обра-
шать на точную и правильную прокладку
маршрута, знание курсантами взаимного
расположения линейных и площадных
ориентиров, облегчающих ведение деталь-
ной и общей ориентировки, на расположе-
ние запасных аэродромов и средств 300. В
учебных целях целесообразно штурманекий
план составлять в виле схемы с подробным
указанием: где. и что Ат делать. курсант
в полете.

При расчете полетз по данным © ветре
надо обращать внимание курсанта на бы-
строту и точность этого расчета по эта-
пам, приучать записывать эти данные в
бортовой журнал. В контрольных и само-
стоятельных маршрутных полетах инструк-
тор лолжен постоянно контролировать И
	обучать курсантов, векрывать допущенные.
	ошибки, помогать анализировать и’ устра-
нять их в последующих полетах. После по-
лета у каждого курсанта нужно проверить,
как он работал на полетной карте (отметки
ДМ, расчетное и фактическое время Полета
по этапам). как вел детальную  ориенти-
ровку, он должен рассказать и покл-
зать на карте, как проходил полет,
чем характерен тот или иной замеченный
им ориентир. Только после этого инструк-
тор указывает куреанту ero ошибки й
дает оценку за выполненный полет.

Надо неустанно совершенствовать навы-
ки курсантов в самолетовождении и радио-
навигации © тем, чтобы летчик, придя В
часть, хорошо владел теорией и практи-
кой самолетовождения.

Гвардии капитан С. АФОНИН.,
		В частях и учебных заведениях
(Наши военкоры сообщают)
		деление. где старшиной курсант Юрченко.
Командование отметило старание коман-
диров и курсантов подразделения. Так,
около 30 пропейтов состава курсантов
ефотографированы . при развернутом  зна-
мени и награждены фотокарлточками.
	(Наш корр.).
	ских ученых и конетрукторов о наиболее   с двумя моторами М-85. На этом самолете
	эффективных методах увеличения скорости
самолета.

В решении задачи создания скоростного
бомбардировщика — самолета, основной
характеристикой которого была бы выео-
Kall скорость. советские конструкторы 1о-
бились выдающихея результатов. Этому,
бесспорно, помогло высокое развитие в
стране авиационных наук, таких, как, аэро-
динамика и наука о прочности самолета,
которые развивались, опираясь на практи-
Ку, отвечая на ее запросы и длновременно
полсказывая ей наиболее верные пути
дальнейшего развития.

В 1935 г. по заданию паэтийя и прави-
тельства в конструкторском бюро А. Н. Ту-
полева бригадой А. А. Архантельекого
проектируется и строится небывалый Но
своим летным и боевым характеристикам
скоростной самолет-бомбардировщик «СБ»
(«АНТ-40»). Этот самолет был двухмотор-
ным свободнонесущим монопланом со сред-
ним расположением крыла. Хорошая форма
фюзеляжа, удачно выбранное сопряжение
крыла с фюзеляжем, гладкая обшивка,
убирающиеся шасея, накопеп. тщательно
проведенная герметизация планера — вее
Это способетвовале получению хороших
аэролинамических качеств самолета. Это. в
	сочетании © повышенной нагрузкой Haj
	квадратный метр крыла позволило полу-
чить максимальную скорость полета «СБ»

— 450 км/час. Рабочий потолок этого са-
молета составлял 9.300 м. Скорость «СБ»
превысила скорости’ лучших серийных
иностранных истребителей,

За рубежом скоростные бомбардировщи-
ки подобного типа. появились на два-три
года позднее, причем их летно-тактичеекие
данные были ниже. чем у наших первых
скоростных бомбардировииков «СБ» (Анг-
лия —— Бристоль «Бленхейм», тип 142,
1937 год; США — Локхил 14, «Cynep-
Электро», 1937 г.; Германия — Дорнье
17, 1937 гол). Поэтому самолет «СБ». на-
до считать первым в мире скоростным
бомбардировшиком.

Через гол бригада Архантельского. стро-
HT другой скоростной сзмолет—«АНТ-35»
	М. М. Громов, имея на. борту 7 пассажи-
ров, совершил рекордный по скорости пе-
релет о Москва — Ленинград — Москва,
1.266 км., за 3 часа 38 минут.

Эти успехи были не случайны. Прежде
всего советский народ обязан этими
успехами товарищу . Сталину. . Товариш
Сталин всегда глубоко вникал в вопросы
авиации, помогал и направлял советеких
конструкторов в их работе.
	Выполняя задание вождя, известный
авиаконструктор II. Hl. Поликарпов в
1935—1936 гг. проектирует и строит
	бомбардировщик со скоростью, превыщаю-
щей скорость истребителей того времени.
Это были первые в мире пикирующие бом-
бардировщики «ВИТ-1» и «ВИТ-3». Цель-
нометаллические двухмоторные монопланы
«ВИТ-1» с двумя М-100 и «ВИТ-2» с
двумя М-103 были снабжены мошным бом-
бовым и стрелково-пушечным вэоружением.
0ба самолета имели превосхолные летные
характеристики. Так. максимальная  ско-
рость у «ВИТ-1» достигала 530 км/час.
Таким образом, если «СБ» повёзал ско-
рость 450 км/час, то’ самолеты типа
«ВИТ» были первыми в мире бомбарди-

ровнциками, показавшими скорость свыше
500 км/чае.
	Больших успехов достиг известный
авиаконструктор А. С. Яковлев, создавший
‘скоростной бомбардировщик, ‘обладавший
	весьма высокой скоростью.

Все эти машины создавались различными
KOUCTPYRTOPCRUMH коллективами страны,
что говорило о творческом росте совет-
ской звиационно-технической мысли,

В это. же время большая работа по ео-
зданию скоростных бомбардировщиков прэ-
водилаеь пол руководством: С. В. Ильюши-
на. Им созлаются превосходные лвухмотор-
ные самолеты «ПАБ-26» и «ЦИБ-30» е
отечественными моторами М-87, М-88.

Цельнометаллические монопланы е уби-
рающиияся в полете шасси — эти само
леты имели высокие летные данные. Co-
вершенные на них перелеты и установ-
ленные рекорды являются лучшим тому
доказательством. Характерно, что эти ре-
	боветение скоростные бомбардировиини
	мыель решала эту задачу? Путь К скорост-
ному бомбардировщику прокладывался нау-
Кой И практикой. неразрывно связанными
между собой. Нашим конструкторам чужда
была ограниченность иностранных инжене-
ров. которые стремились увеличивать ско-
рость преимущественно за счет увеличения
мошноети мотора. Конструкторские бюро и
научно-иеследовательские пентры страны
искали новые конструктивные схемы, уео-
вершенетвовали аэродинамику самолетов,
сочетая эту работу е изыеканиями по по-
вышению мощностей моторов.
Лавно уже было известно, что лучшие
	результаты могут дать самолеты моноплан-
ной схемы, имеющие меньший коэфициент
лобового сопротивления. .

Одновременно < этим росли мощности
моторов. Для того, чтобы перейти к ско-
ростным бомбардировщикам, тяжелым или
средним, нужно было сделать еще один
шаг. Й этим шагом явились увеличение
нагрузки на квадратный метр. крыла, а
также применение убирающегося шаеся.

Одновременно советские конструкторы и
ученые применили для скоростных бомбар-
дировщиков гладкую обшивку. По мере ро-
ста скоростей самолета стало нерациональ-
пым применять гофрированную обшивку
планера, которзя на определенном этапе
развития находила широкое применение B
советеком самолетостроении и играла  Н8-
малую роль в первых свободнолесущих мо-
‘нопланах. Необходимость перехода fa rial.
кую обтивку подеказали аэродинамики, а
помогли справиться с этой задачей наши
специалисты по расчету из прочность.

В 1932 г. был построен пзссажирекий
самолет с мотором мощностью 450 а. с.
Этот самолет представлял собой  свободно-
несущий низкоплан с гладкой обшивкой й
с убирающимися шасси. При прохождении
государственных испытаний самолет пока-
зал максимальную скорость, равную 324
км/час. Постройкз этой машины еше раз
подтвердила правильность выводов совет-
	стала. Вее это поставило перед тактиками
и конструкторами бомбарлировшиков  в0-
прос: как найти, удовлетворительные  ре-
шения возникшей задачи?

Придать бомбардировщикам для сопро-
вождения истребители е мощным стрелко-
во-пушечным вооружением казалось наи-
более простым выходом. Но для целей со-
провождения нельзя было использовать
одноместные истребители-—©лишком велика
была разница в скорости. Поэтому было
приступлено к созданию специального ти-
па самолета сопровождения. Эл были мно-
гоместные истребители. Однако. как вскоре
стало ясно, применение многоместных ис-
требителей также не решало задачи. Сво-
рость у них больше, чем у бомбарлировщи-
ков, но ниже, чем у. одноместных истреби-
телей. меньше и маневренность.—все это
говорило о том, что использование  много-
местных истребителей сопровожления не
является удачным выходом из создавшегося
положения. `

Во мпогоместные истребители сделали
свое дело в развитии авиапии. Благодаря
проведенным работам накопилея опыт, ко-
торый в дальнейшем был использован при
созланий средних скоростных бомбарлиров-
	ИБВОВБ,
Советские конетрукторы пошли по
пути, указанному товарищем И. `В.
	Сталиным. Это был единственно правиль-
ный путь: создать” бомбардировщики, 0
скорости приближающиеся к скорости одно-
местных ‘истребителей Конструкторам
предстояло в олной машине добиться боль-
пюй скорости, высотности. дальности, гру-
зополъемноети. Такое решение было вов-
можно благодаря созданной в годы первой
сталинской пятилетка мошной  авиацион-
ной промышленности,

Ученые в инженеры оправдали доверие
партии и правительства `В низшей страяе
раньше. чем где-либо. появилиеь скорост-
ные бомбардировщик.
	Hab же советская RBOHCTPYETOPCKAA
	Олной из интереснейших страниц исто-
рии советского Воздушного Флота является
создание скоростных. бомбардировщиков.

‘Смелость и широта конструкторской мы-
сли. основанной на глубоких теоретиче-
ских знаниях. настойчивость в преодоле-
нии многочисленных трудностей, возникав-
ших в пронеесе проектирования и построй-
ки нового, невиданного до того времени ти-
па машины, помогли советским конструкто-
рам и ученым создать раньше, чем в ка-
кой-либо другой етране мира, скоростной
бомбардировщик,

Решение этой залачи оказалось возмож-
ным благодаря руБоводящей роли больше-
BECTCKOH партии и лично товарища
И. В. Сталина. Именно по указанию това-
рища Сталина. поставившего перед совет-
ской авиацией задачу летать выше, даль-
ше ‘и быстрее всех. в Советской ‘стране бы-
ти построены сначала скоростные  средние,
& затем и скоростные тяжелые бомбарди-
ровшики

До 1932—1933 гг. основное направле-
ние развития тяжелой бомбардировочной
авизции шло по пути, начало которому
было положено в 1925 г. появлением
«ТБ-1» («АНТ-4») — тяжелого бомбарди-
ровшиха-моноплана с моторами ‘в крыльях,
Создание такого типа машин привело к
резкому улучшению основных летно-такти-
ческих данных бомбарлировщиков — Гру-
вополъемности и дальности.

_ Со временем требования, предъявляемые
х, самолету-бомбзрлировшику, изменились.
В начале 30-х голов скорости истоебителей
намного превышали скорости бомбарлиров-
шиков. В 1930 г. появляются такие истре-
бители, как «И-Б», с макеимальной ско-
роетью в 300 км/час: Олновременное резко
возрастает огневая мощь самолета-истреби-
теля. Скорость же бомбарлировшиков росла
медленно, a HX геометрические размеры
увеличивались. Угроза поражения таких
бомбардировщиков Кзк от зевитной артил-
лерни, так и от атак истребителей возра-