Поточно-скоростной метод —

большевистский стиль в строительстве

На Б. Калужской ул. закончены строительством, сданы в эксплоатацию и заселены трудящи
мися первые два дома из числа 24 жилых домов, строящихся в Москве поточно-скоростным (кон
вейерным) способом. Близится сдача следующих двух домов.
Эти дома построены в рекордно короткие сроки, невиданные в практике нашего жилищного строи
тельства. Между тем, здесь дело не в рекорде, а в новой, планомерной, строго продуманной, тщательно разработанной и последовательно осуществляемой системе, дающей замечательный эффект.
Поточно-скоростное строительство с первых же шагов обнаружило все свои преимущества перед обычными методами строительства. На широком практическом опыте доказано, какими колоссальными резервами мы располагаем. Поточная система исключает сезонную загрузку рабочих и перио
ды «пик» в строительстве, характерные острой нехваткой рабочих, и ведет к наиболее эффективному использованию строительных кадров, перехо
дящих планомерно и последовательно с одной стройки на другую. При поточной системе каждый ведущий механизм (экскаватор, башенный кран), обслуживающий комплексную бригаду строителей, последовательно переходит с площадки на площад
ку и работает с предельной нагрузкой, не зная простоев и штурмовщины.
Доказано, что при наличии, например, десяти комплексных бригад землекопов, вооруженных каждая одним экскаватором, при наличии соответствующего количества комплексных бригад каменщи
ков и монтажников, имеющих каждая на своем вооружении башенный кран и вспомогательные механизмы, при планомерном снабжении строймате
риалами и деталями, непрерывно действующий строительный конвейер может дать в год 200 многоэтажных домов, подобных строящимся на Б. Калужской улице.
Строительство на Б. Калужской улице прекрасно продемонстрировало огромное организующее влия
ние поточно-скоростного метода на культурное ве
дение работ. Здесь на отдельных участках можно видеть последовательно все виды работ в различ
ных стадиях. В то время как на одном участке роются котлованы для фундаментов, на другом ведется кладка первого этажа, на третьем заканчи
вается кладка и монтаж третьего этажа, на сле
дующем ведутся отделочные работы и т. д. На стройплощадках — чистота и порядок; они не за
гружены излишними подсобными сооружениями. Различные мокрые процессы и обработка сырых материалов вытеснены заводскими деталями в виде готовых плит для перекрытий, металлических балок и колонн, готовых оконных блоков, перегородоч
ных плит, ступеней и других изделий, поднимаемых на место и монтируемых с помощью башенного крана.
Своеобразным, ярким подтверждением преимуществ поточно-скоростного метода, реализуемого на строительстве по Б. Калужской улице, служат строящиеся по соседству другие дома. Так, жилой дом Академии наук (трест «Академстрой»), на ко
тором ведутся отделочные работы, строится свыше четырех лет. Жилой дом ВЦСПС, где заканчивает
ся кладка первого этажа, строится с середины прошлого года. Здесь, на живом примере, демон
стрируется, с одной стороны, большевистский стиль, воплощенный в поточно-скоростном строительстве и, с другой стороны, старый, негодный стиль самотека и черепашьих темпов, еще характерный, к сожалению, для многих строек столицы.
Успех первого опыта поточно-скоростного строительства не пришел «сам собой». Успех этот был обеспечен упорным стахановским трудом много
численного коллектива строителей, работавших с огромным подъемом и с большевистской волей к победе. Начальник Управления жилищного строи
тельства Моссовета т. Гальперин, главный инженер Управления т. Вальденберг, его заместитель инженер т. Скосырев, главный механик т. Козловский;
управляющий трестом «Мосжилстрой» т. Мосолов, главный инженер треста т. Светличный; работники 7-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета тт. Красильников, Иоффе, Тигранов, Иванов, Ковыков; главный инженер Мосгорсантехстроя т. Па
щенко; начальники контор и участков Мосжилсгроя тт. Балясинский, Румянцев, Макаров, Ананьев, Анисимов, Лукьянов, Горбунов, Михеев, Грязнов, Гришаев, Малинин, Самет, Филиппов, Смолдырев, Егоров, Любимов, Хатунцев, Шалимов, Палевский, Ульяницкий; знатный каменщик — депутат Верховного Совета РСФСР т. Орлов; лучшие ста
хановцы — каменщики тт. Железцов, Васин, Мизонов, Яшин, Королев, экскаваторщики тт. Бугаев, Афонин, Титаренко, землекопы бригады т. Шкурова, такелажники тт. Рухманов, Сысоев, маляры тт. Новиков, Семенов, установщики перегородок тт. Пиванов, Петренко, Федоров, Широков, Курят
ников, лепщики тт. Данилов, Поликарпов — таков далеко не полный список лучших энтузиастов по
точно-скоростного строительства, осуществляемого по инициативе депутата Верховного Совета РСФСР, академика архитектуры т. А. Г. Мордвинова, при прямой помощи и личной поддержке со стороны Моссовета и секретаря МК ВКП(б) т. Щербакова.
Успехи коллектива строителей отмечены в специальном постановлении Президиума Моссовета от 29 сентября о присуждении тресту «Мосжилстройпереходящего красного знамени за успешное освое
ние методов поточно-скоростного строительства, развитие стахановского движения и систематическое повышение производительности труда.
Опыт поточно-скоростного строительства целиком и полностью себя оправдал. Наряду с меро
приятиями, намечаемыми Моссоветом для перевода на поточно-скоростной метод всего жилищного строительства, следует добиваться широкого внед
рения нового метода также в практику культурнобытового строительства и в особенности в практику ведомственного жилищного строительства, удель
ный вес которого в общем плане жилищного строи
тельства столицы очень велик. В этом отношении конкретную помощь ведомственным строительным организациям должен оказать общесоюзный Наркомат по строительству.
Разумеется, далеко не на всех участках поточноскоростного строительства все обстояло благопо
лучно. Смежные организации, обслуживающие строительство (Мосводопровод, Мосгазсетьстрой, Мосэнерго и др.), в целом ряде случаев недостаточно оперативно содействовали нормальному развороту работ. В дальнейшем необходимо обеспе
чить заблаговременно (за полтора-два месяца до начала работ) отвод, освобождение и закрепление участков за строительными организациями и своевременное устройство вводов водопровода, канализации, электроэнергии и газа.
Следует обратить серьезное внимание на улучшение качества башенных кранов, выпускаемых за
водом «Красный металлист», а также на улучшение и удешевление продукции заводов стройдеталей.
Глава советского правительства товарищ В. М. Молотов с трибуны XVIII съезда ВКП(б) отметил значение опыта скоростного строительства, предпринятого Моссоветом по инициативе т. Мордви
нова, и указал, в частности, на то, что «успехи этого опыта в Москве должны быть перенесены в другие города». Практика поточно-скоростного строительства целиком подтвердила правильность и важное значение этого указания.
Нет сомнения в том, что на основе дальнейшего успешного развития социалистического соревно
вания имени Третьей Сталинской Пятилетки лучшие стахановские коллективы строителей, пионеры поточно-скоростных методов, энтузиасты большевист
ского стиля в строительстве, с успехом разрешат поставленные перед ними почетные задачи и обеспечат выполнение грандиозной программы жилищного строительства по сталинскому плану реконструкции Москвы.