ПОТОЧНО-СКОРОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 24 ДОМОВ

Начальный период освоения методов поточно-скоростного строительства, естественно, был связан с целым рядом организа
ционных трудностей. Однако, уже практика первых месяцев работы Мосжилстроя на строительстве по Б. Калужской улице пол
ностью опрокинула «теорию» всех и всяких предельщиков, считавших «нормальнымидля здания в 25 — 30 тыс. м3 сроки строительства в два-три года.
Задача ныне заключается в том, чтобы опыт и практику Мосжилстроя на поточно
скоростном строительстве развивать как можно шире, внедрять как можно глубже.
Каждая организация, развертывая новое скоростное строительство, на нынешнем этапе еще вынуждена начинать свою работу почти вслепую. Поэтому необходимо всемерно вооружать строителей опытом ведущегося ныне поточно-скоростного строительства, чтобы избежать повторения неко
торых ошибок, имевших место на этом строительстве. В этом отношении проекты
организации работ, детально разработанные трестом «Мосжилстрой», во многом помогли бы новым стройкам в проектировании организации работ скоростными методами.
В частности, необходимо и вполне возможно уже сейчас издать ряд временных инструкций по разным стройпроцессам, впредь до издания соответствующих технических условий на основе обобщенного массового опыта.
Предприятия промышленности строительных материалов и строительные базы ряда трестов освоили производство многих ти
повых деталей, вполне оправдавших себя на практике. Сюда относятся: железобетон
ные плиты для междуэтажных перекрытий, для подвалов, санузлов и лестничных клеток, щиты наката, блоки деревянных пере
крытий, детали проемов с элементами их отделки и т. д. Своевременное ознакомление широких масс архитекторов-проектировщиков с этими стройдеталями не только намного облегчило бы задачу наиболее ши
рокого внедрения последних в строительную практику, но и привело бы к созданию новых, более совершенных образцов. В част
ности, уместно указать на необходимость уменьшения чрезмерных допусков, принятых в некоторых стандартах (например, для ступеней).
На всех стройках Мосжилстроя по Б. Калужской улице наибольший эффект дало параллельное ведение самых разнородных работ, как-то: монтаж лифтов и систем отопления, водопровода и канализации, установка косоуров и ступеней лестниц
Инж. М. ПОЛЯНСКИЙ
одновременно с кладкой, установка перегородок, щитов перекрытий, лаг, оконных и
дверных проемов до окончания каменных работ и даже по ходу последних. Соедине
ние этих работ в общий цикл монтажных работ представляет собой весьма ценный опыт, осуществленный Мосжилстроем на практике в большом масштабе.
Целый ряд приемов, принятых в основу того или иного вида работ, практикой не был оправдан и принял другую, более удобную форму. Так, не оправдала себя уста
новка готовых оконных блоков с деревянными откосами, ввиду трудности их тщательной оконопатки.
Существовавшие опасения за возможный бой стекла при предварительном остеклении оконных переплетов на деле не оправдались. Однако, это мероприятие вызвало ряд дру
гих неудобств, как, например, затруднения в проветривании здания для быстрейшего высыхания кладки. Нецелесообразной оказалась предварительная оштукатурка переборок санузлов до подъема их на место уста
новки. В дальнейшем, повидимому, от такой практики надо отказаться.
Ряд новых ценных предложений рабочихстахановцев и специалистов был успешно реализован на практике. Так, расшивку швов при кладке облицовочного кирпича оказа
лось более удобным вести одновременно с кладкой, а не после нее. Легкие, инвентарные металлические балки рациональной кон
струкции для подмостей, съемные кронштейны для защитных козырьков, паклевые жгуты на коробках окон для ускорения коно
патки и много других новинок (мало кому известных и сейчас) с успехом были реализованы на этих стройках.
Нельзя не отметить ряда существенных и, к сожалению, трудно исправимых ошибок, допущенных в проекте. Сюда относятся: отсутствие стенных шкафов в квартирах, не
сколько зауженные наружные квартирные двери, заниженная высота поручней на лестницах, громадные размеры оконных створок, которые при раскрытии выходят в ком
нату за линию стен на 70 см, чем сильно стесняют комнату; скудное, на наш взгляд,
оформление верхних этажей фасадов, не увязанное со сравнительно богатой отделкой первых этажей. Полый изнутри венчаю
щий карниз, собранный из отдельных элементов, не будет долговечным, ввиду возможных скоплений влаги в «корыте» карниза (под свесом крыши).
На все указанные недочеты необходимо обратить внимание и предупредить их повторение в проектах новых домов.
Инж. Э. ИСААКЯН

Первые итоги