3 августа 1950 г., четверг, № 183 (3596)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

«риоритет русских моряков
	открытии
	Антарктиды
	ти ряд островов: Восток, великого князя землю, названную ими берегом Александ-
Александра, Михайлова, Симонова. Во вре- ра [. «Я называю обретение сие берегом
мя плавания В тропической части Тихого   потому, что отдаленность другого конца в
океана русские моряки собрали ценные для югу исчезала за предел зрения нашего.
науки сведения. (Сей берег ..обшгирен, или, по крайней ме-

Участники экспедиции были уверены в ре, состоит не из той только части, кото-
достоверности свойх наблюлений. пройзве- рая находилась пред глазами нашими» ,—=

Начальник экспедиции был совершенно
в. Последние исследования  показыва-
‚ что Земля Александра Г (под таким
занием аначитея она на совоеменных
	‘дхенных в высоких южных широтах, но они писал Беллинегаузен.
	решили подтвердить Их новыми данными,
	тетради. ВБ ходе беседы по теме слушатели  лыми первооткрывателями новых земель, рания, обогатившие науку величайшими Попытаться пройти возможно южнее. К ис- прав. Последние исследования
	.

ци подкрепляют свои OTBETLI CCHARAMI
На схемы и диаграммы.
	  Недостатком в работе многих руководи-
‘телей политзанятий являлось то, что рае-
сказ по теме они часто проводили, как
обычную лекцию. Сейчае почти все руково-
дители убедились, что такая форма прове-
дения рассказа куда менее эффективна.

Рассказ свой я начинаю © сообщения
названия очередной темы и перечисления
основных вопросов. которые слушателям
` надо изучить. Как правило, я повторяю все
  это `несколько раз, чтобы дать возможность
каждому записать, и лишь после этого пе-
рехожу к изложению материала,

Закончив изложение материала по ка-
кому-либо вопросу, я, прежде чем. перейти
К рассказу по следующему разделу темы,
проверяю, как слушатели поняли расска-
занное. На это уходит примерно пять-семь.
минут, но зато я уже уверенно перехожу к.
очередному вотпюсу. Обычно за время рас-
сказа я успеваю спросить каждого слу-
шателя.

‘ ]
Кстати, об отстающих слушателях. Они.
есть, бесспорно, в.каждой группе, и зада-.
ча руководителя состоит в том, чтобы под-
тянуть их до передовых. Самое главное в
	работе. с отетаюшихи — 50, по моему.
мнению, веелить в них уверенность B
их силы, показать, что при напояжен-.
	ной работе они, несомненно, смогут догнать
своих товаришей.
	холу 1820 гола шлюпы снова были в Ант- ‘ют, что Земля Александра 1 (пох таким
арктике. Началось второе труднейшее пла- названием. значится она на современных
вание шлюнов в водах полярной и’ субно-  картах) представляет ©0бой или  матери-
лирной зон, снова увенчавиееся  замеча- ковый. берег или большой остров, отде-
тельными успехами. От Австралии шаюны ленный OT материка узким проливом.
шли на юм-восток и далее на восток, Открытием Земаи Александра Г русские
между  параллелями 60°—65°, делая моряки вторично утвердили свой бесспор
ПОПЫТКИ Пойти на Юг. ный. приоритет в открытии Антарктиды.
И велика была радость моряков, котда  При следовании на север участники
21 января 1821 года они увидели землю. похода произвели опись и обследования
Это был большой остров длиной около 30 км   многочиеленных островов архипелага Юж-
и шириной 11 км, лежащий в южной пой Шетландии. Они открыли несколька
нироте 68° 57” и западной  долтоте неизвестных островов — трех Братьев:
90746”. Бкалинегаузен назвал его островом Рожнова, Мордвинова, Михайлова и’Шиша
Петра Г. Залем. продолжая плавание к во- Кова.
стоку, ‘28 января 1821 тола в широте  5 asrycra 1821 rota шлюпы «Восток»
68°43’ мореплаватели ‘увидели ториетую и «Мирный» возвратились в Кронштадт.

Первая руеская антарктическая экепе-
	Иван ДИЦИЯ явилась исключительным и непре-
	взойденным событием в истории географи-
ческой науки. Она знаменательна, как про-
тяженноетью обелелованных районов вы.
	COKIX южных широт. так и значительны-
	берега Антарктиды, впервые в. история
обошли вокруг всего загадочного  матери=
ва. четыре раза подходя непосредотвенно
к его границам. опровергли доводы иностч
ранных географов 0б отсутствии земли в
южном антарктическом поясе. 4
	БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
	составителями бписании и новых карт. открытиями, — Залотые страницы славной.

Даже в условиях царского строя, когда ‘истории русского военно-морского флота.
влиятельные сановники из иностранцев Из кругосветных плаваний русских ко-.
на русской службе всячееки тормозили раблей в первой половине ХХ века особого.
развитие научной мысан в’ России, ay4-  внимания заелужавает первая русская ан-
пая, передовая часть военных ‘моряков   тарктическая экследигвия 1819—1821 гг.
	ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧА
ЭКСПЕДИЦИИ
	„В двадцатых годах прошлого столетия! Возглавлял экснедицию и командовал.
Тихий океан был ‚последован еще весьма шлюном «Восток» капитан 2 ранга Bea-
недостаточно, & 00 Антарктике имелись   линсгаузен; шлюп «Мирный» вел лейте-
лишь смутные понятия, которые основыва- Нант Лазарев. Это были передовые офипе-
лись на неверных утверждениях Кука. Вак ры русского флота, имевитие значительный
известно, в 1733 голу английский капитан стаж военно-морской службы и опыт круго-
Джемс Кук в надежде пробиться к Южно- светных плаваний.
му полюсу пошел на юг от берегов Новой  Веего в составе экепедиции на обоих
Зеландии. Встретив на своем пути. стлош-   шлюнах было 189 человек, в том чиеле,
ные льды, Кук после безуспешных попы-   кроме матросов и офицеров, астроном. —
люк преодолеть их превратил дальнейшие   профессор Казанского университета Иван.
Поиски. Симонов и художник Павел Михайлов. Ha

После своего плавания Кук писал:   холю этих небольших экипажей русских.
«Риск, связанный © пчаваниех в этих шлюпов выпала честь открыть тайну.
необслелованпых и покрытых льдами морях Антарктики,
в поисках южного материка настолько ве-  Задачи, возложенные Ha экепедицитю,.
лик что я смело могу сказать, что ни были весьма разнообразны и обширны. .

один человек никогда не решится проняк- Инструкция обязывала начальника экспе-
‘нуть на юг дальше. чем это удалось мне». диции осмотреть остров Южная Георгия,
	Но самоуверенность английского капита-
	“EMILIO Сандвичеву», после чего... «пус-
	титься к югу, и, продолжая изыскация до тельских
	на оказалась чрезмерной. Огромные труд- заться № цу, и продолжая пошовоация до

ности плавания не могли поколебать решти-  Отдаленнейшей широты, какой только он

мости рубеких людей, прелпринявших на- Может достигнуть, употребить всевозмож-
vutwum areata np Auranenayy   Hoe старание и величайшее усилие для до-
	стижения сколько можно ближе в полюсу.
	eee NR OR г.р 7 1 С

выми’ меридианами, под коими он пуститея зен на основе своих наблюдений Jad HOM) yy ori торами.  Требовалась неусыпная

a А оо Та, А реа о ромом, ЧАЗА 1”:
	к югу, усилия его останутся бесплодными, вУю характеристику климатических 5619 ‹тительноесть офицеров и матросов. Частые.
	енегопалы, метели. туманы, жестокие
	‘штормы требовали нзпряжения всех физи-
‘чееких и моральных сил личного составан
	то он должен возобновить свой покушения. BI ‚экваториального, и , тропического TOA
	нод лругими и не упуская ни на минуту 69в Тихого океана, первым выступил про-
	из виду главную и важную цель, для коей   тив распространенного тогда мнения, что
он отправлен будет, повторяя сий покуше-. ‘самые высокие температуры бывают Ha
		руководителя
	Йзучение каждой из глав «Краткого
курса исторни ВЁИ(б)» можно расчленить
на три основных элемента — раееказ ру-
ководителя, самостоятельное чтение и бесе-
да по теме. Причем рассказ руководителя
является важным условием, от которого в
значительной мере зависит успех усвоения
каждой темы. Уже накопленный пркоторый
опыт организации и проведения политиче-
ских занятий по истории ВКИ(б) показы-
вает, что чем глубже сам руковолитель ye-
воит содержание темы, чем правильнее
методически подготовлен и’ проведен руко-
зодителем рассказ, тем успешнее будут са-
моетоятельное: чтение и бесела по теме.
	ще не так давно среди некоторых py-
ководителей политзанятий было pacipo-
странено мнение, что якобы совсем не
обязательно при подготовке к рассказу
изучать вее рекомендованные первоиеточ-
ники, а можно ограничиться только
«Кратким курсом истории ` ВКП(б)». При
этом они ссылались на то, что слушатели,
мол, должны изучать «Йраткий куре исто-
рии ВЕИ(б)», & не первоисточники. Теперь
в.неправильности такого взгляда убедились,
пожалуй, вее,
	Полготовкх к рассказу я обычно и на-
	чинаю Сс. чтения первоисточников, относя-
	ЩИхСяЯ К тои или другой теме.
	Гумовясь к рассказу по теме «Больше-
вики и меньшевики в период русско-япон-
окой войны и первой русской революции».
я изучил работы В. И. Ленина: «Две так-
тики социал-хемократин в демократической
революции», «Уроки московского восста-
ния» и работы И. В. Сталина: «Временное
революционное правительство и ©ониал-
	дехократия», «Лондонский ©’езл РОРИ» и
	др. ото помогло мне лучше понять тактиче-
ские разногласия большевиков и меньше-
BHKOR В ГОДЫ первой русской революции.
	При изучении первонсточников  0бяза-
тельно следует вести конелект или запись
прочитанного.
	Бторой этап подготовки рассказа — co-
ставление конспекта. Пожалуй. самая
главная вазача. которую я обычно перед
собой ставлю, — это дубаться том: что-
бы. не снижая  илейною уровня своего
рассказа, сделать его возможно более про-

стым, более понятным для всех слушате-
лей.
	Мне не раз прихолилось вотреёчатьея с
фактами, котда отдельные товарищи не
учитывали этого бесспорно важного усло-
вия. Тов. Феофанов, образованный офи-
цер, много и успешно работающий пая
повышением своей политической полготов-
RE, готовясь к рассказу по первой главе,
изучил всею рекоменлованную литературу,
составил обиирный конепект. Но вал фор-
мой изложения не поработал. В` результа-

те часть слушателей не усвоила отлель-
ных вопросов.
	Стремясь к простоте рассказа. нельзя,
охнако, допускать упрошений. Выступая
на одном из семинаров, офицер Коровкин
излагал материал очень примитивно. При-
чина этого стала ясной, когла тов. Коров-
кин призналея, что к занятиям готовилея
лишь накануне, не успел прочитать ни од-
ной рекомендованной к, теме работы класеи-

Ков марксизма-ленинизма, конепект соста-
BHI BIODOTIAX.
	В процессе подготовки к рассказу по
теме руководитель группы должен побес-
покоиться также. и 00 изготовлении на-
глядных поеобий. По первым трём главам
«Краткого курса истории ВКП(б)» У меня
в группе было сделано 13 различных схем
и диаграмм. иллюстрирующих. в частно-
сти, такие вопросы, как пол’ем рабочего
хвижения в России в 1905—1907 гюлах.
	‘стачечное лвижение в России в 1905—
1907 годах, промышленный кризис в Рос-
‘сни в 1900—1903 годах, крестьянское.
‘Движение накануне и в голы первой рус-
‘ской революции и xp. При ведении pae-
kaa я постоянно обращаю внимание слу-
шателей на наглядные пособия. рекомен-

‘дую заносить некоторые йз них к себе в
	Смелые полвиги русских людей, совер- ‘стремилась стать пионерами науки, жаж-
шенные во имя науки, являются нацио- ‚Дала видеть Робсию во главе пивилизании.

аа
	В первой половине ХГХ века русские мо-.
	‘нальной’ горлостью нашего народа. Отром-
	ный вклад в отечественную науку внесли ряки совершили ряд замечательных круго-
	и русские военные мозяки. Отважные pyc- СВетных плаваний, многие из которых по.
	AR EIR IEEE а

дальности, ‘сложности f10X010B WH их ре-
ет емились   и
CKAG MOpeTAaBaTeAA NOCTORHEO отр  зуаьтатам не знали равных, Россия заняла.

ЛЬНА © ee onan
	ВР, I йо ТА -

получить новые сведения 0 морях и о” первое место в мире по количеству и мае

нах, островах и материках. Они были CME- штыбам кругосветных плаваний. Эти ‘паа-
	ми научными результатами. Иселелования  руиотательные результаты первой рус
русских мореплавателей в Антарктике сход экспедиция в Антарктику были 104
	океаноньйтя и sTuorpadiia, Beaauneray-  882 AePenautize eysa nocresaue поте
у ve   гала опасность столкновения с пловучими

ee ge etn
	В моей грунпе был отетающим старши- Уучную экспедицию в Антарктику.
	Русская антарктическая экспедиция вы-
	на 2-й статьи Нанченко,. Общеобразова-
	тельный уровень у него был невысок, ион   ла составной частью, олним из звеньев В вить сего претприятия. иначе. как пои не.
ь уро у и OR, ла составной част OTHHM ИЗ ВИТЬ сего предприятия, иначе, как при не-

® тента опъонрая wanrantayn  warayr = ра а а ле бе чо fantry:
	‚беседовать е ним после занятий. Через пятен нашей планеты, на протяжении уно-
некоторое время тов. Нанченко начал ак- гих лет проволимых учеными Росеии co-
тивно участвовать В обсуждении вопросов вместно с военными моряками.

техы. Теперь он уже немногим отличается He сановные вельможи царского двора
от своих товарищей, и нет сомнений, что были инициаторами этой выдающейся эке-
скоро догонит всю группу.   rerun. Несомненно. МЫСЛЬ 90 ев ооганя-
	Важным ‘условием хорошо’ подготовлен-
	ного рассказа является умение руковоли-.
	теля увязать изучаемый материал с сов-
ременностью, с жизнью корабля, части.
	Рассказьзая слушателям 0 передовой
роли коммуниетов, я соелался на пример
партийной организации своего корабля,
которая проявляет инициативу при реше-
нии задач ‘боевой н политической  под-
готовки. Раздел о русско-японской войне
был увязан с. выступлением товарища
(Сталина в. День Победы над имперналисти-
ческой Японией. Говоря 0 работе В. И.
Ленина «Две тактики <оциал-демократии
в демократической революции», я поста-
ралея показать ее огромное значение для
‘братеких коммунистических паргий.
	Последняя по порядку, но не по значе-
нию, задача руководителя, проводящего
рассказ, — дать слушателям указания На
перкол самостоятельного чтения. пореко-
менловать литературу, дать советы по co-
Ставлению конепектов.
	Правильно подготовленный и хорошо
	зации подали прогрессивные русские УЧе- ния ежечасно, KAR AIA открытия земель,
  ные и моряки, в частности известные м0- так и для приближения к Южному полюсу».
  ренлаватели Крузениитерн, Головнин. Ko-  Начальнику экспедиции предписывалось
  ебу. Коптр-алмирал И. Ф. Крузепштерн   производство наблюдений в экваториальной
  принимал самое активное участие в полго-   и тропической зонах Тихого океана, сбор
jTOBRE ЭБОПРДИЦЯИ, Считая