4 августа 1950 г., пятница, № 184 (3597)

ВЕ О ао НИИ И КРАСНЫЙ ФЛОТ .
		Важное
	Поток .пр
	В связи с семидесятилетием товарища
И. В. Сталина ипривететвия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и Долгих
ле? жизни товарищу Сталину прислали;

Таганрогский городской комитет проф-
союза медицинских работников;

Коллектив рабочих, ‘инженерно-техниче-
скихеработников и служащих 4-го района
газопровода Саратов — Москва им. И. В.
Сталина;

Рабочие, ‘инженерно-технические работ-
ники и служащие Севзапэнергометаллург-
пром;

Колхозники и колхозницы сельхозартели
«Искра» Балашихинского района Москов-
ской облаети;

Члены Ленинградекого научного общест-
ва анатомов, гистологов и эмбриологов;

Коллектив работников треста «Мосводо-
каналироект»;

Коллектив рабочих и служащих швейной
фабрики № 4 Бауманекого райпромтреета;

Рабочие, инженерно-технические работ-
ники и служащие Курекого завода безалко-
гольных напитков;

`Коллектив строителей строительного тре-
ста «Тамбовстрой»;

Рабочие и служащие Кузнецкого водоч-
ного завода; °

Рабочие, wWHeeHepHO-TEXHHUECRME работ-
ники и служащие Термитно-стрелочного
завода Трамвайно-троллейбуеного управле-
ния гор. Ленинграда;

Заседание рабочих, служащих и инже-
нерно-технических работников стройзавода
№ 2 треета «Строитель»;

Рабочие, работницы, инженеры, техники
и служащие Курской облторгконторы Глав-
рыбебыт и рыбообрабатывающего завода;

Коллектив рабочих, техников, инженеров
и служащих государственного треета «Орг-
коммунэнерго» Министерства Боммунально-
то хозяйства РОФСР;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих Митрофанов-
ской межрайонной мастерской капитально-
го ремонта Михайловокого района Воронеж-
ской области;

Коллектив работников Московской кон-
лоры Главного управления снабжения Ми-
нистеретва промышленноети строительных
материалов СОСР;

Коллектив сотрухникой `Курекого управ-
	иветствий
	‘ой межоблаетной вонторы Главхимебые
	ПРО РР Е

н/ Ленинградской базы Союзреажтивебыт
Министерства химической промытиленнеми
CCCP;

Рабочие, инженеры, техники и служа
щие Северо-Западного прелириятия «Cent.
yozaapoc’emKa» Министерства ‘сельском
хозяй”тва Союза ССР;

Работники Московского торолекого то.
митета и учебных организаций Beeron.
ного добровольного общества солействи
Военно-Морокюму Флоту;

‚ Коллектив работников Тамбовского 06.
ластного управления Министерства труде
вых резервов;

’ Коллектив фаботников Азозо-Черномор-
ского ‘управления по рыбоводномелиора.
тивному строительству;

Коллектив медицинских работников Дон-
ского района Московекой области;

Рабочие. работницы и служащие Row
	папевекотго торп ромком0 ина та ‘
	Мостовский райком КП(б) Белоруссии;

Щучинекий райком КП(б) Белоруссии;

Коллектив рабочих и служащих Берер-
ской МТС Харьковской области;

Коллектив работников Любчанской кон.
торы Министерства связи Барановичекой
области;

Коллектив преподавателей и учащихся
Аклюбинокого казахоко-русского педатоти.
ческого училища;

Коллектив работников Управления Тс
трулеберкассе Белорусской ССР;

Педатогический коллектив и учалиеся
средней школы имени Амангельды Ново
Boraruncroro файона Гурьевокой облаети;

Комсомольцы и молодежь театра имен
Моссовета, гор. Москва;

Рабочие и служащие Верхне-Бузиня-
ской МТС Сталинградской области;

Собрание комсомольнев и молодежи Co
поцкинекого района Гродненской област
Белорусской ССР; ,

Коллектив работников магазина № 2
Белорусской конторы «Гастроном», го.
Минск;

Коллектив таботников Ново-Анненской
межрайконторы аптекоуправления Сталин.
тралдекой области:
	Комсомольцы и молодежь Ошмянског
	района Белорусской ССР:
	Комсомольцы и молодежь Шинской 9614
	условие

Tr з7тчтобтт
	„Летчики совершенствуют
свое мастерство
		По материалам «Красного Флота»
	«БЕЗ ПОМОШИ И РУКОВОДСТВА»
	Статья эта обсуждалаеь в политотделе
савместно с заместителями командиров по
политчасти ив партийных. организациях,
Бритика признана целиком правильной.
Составлен план мероприятий, направлен-
	семей военно- ных к улучшению воспитательной работы

срели членов семей военнослужащих.

Летчик Чиркин, например. ошибоя в рас-
чете. Посадка получилаеь грубая, как го-
ворят, «с плюхом». С нелолетом призем-
лился и летчик Чигаров. Но в общем лет-
ный лень прошел успешно. Летчики cero-
	‘тня увереннее, смелее управляли машина-
	ми, чем в прошлый: раз, Цель. полетов. до-
стигнута. Летчики получили хорошую тре-
нировку в пилотировании самолетов, 900-
татили навыки, сделали еще один шаг по
пути к совершенству своего мастеретва.

Необходимо настойчиво добиваться, что-
бы Bee товарищи строго еоблюдали прави-
ла, регламентирующие летную службу, не
допускали без разрешения руководителя
полетов личный состав и автотранеперт
Ha посадочную полосу. Моторы, конечно,
должны запускаться с помощью простых и
безопаеных пристобоблений, а не руками,
как это инорла бывает. Руководителю по-
летов не следует без нужды самому веети
хронометраж.

К сожалению, кое-где еще существует
давно отвергнутое жизнью деление полетов
на «малые», когда можно нарушать Ha-
ставления и инструкции, и «большие»,
когла нарушать их нельзя. Сегодня полеты
были как таз «малыми» на «УТ-2», ина-
рушений никто «не заметил».

— Почему люди холят по посадочной
	полосе? Бель это нарушение установлен-
ного порядка, — спросили руководителя

полетов.
	— Сегодня самолетов летает. мало, в
тому же «УТ-2» прохожие не помешают.
Вот когда летаем на босвых машинах,
тогла никаких хождений не допускаем, —
закончил об’яснения тов, Сергеев.

Полобное высказывание руководителя
полетов невольно вызывает тревогу. По-
видимому, он He понял, ‘что приучать
личный состав твердо соблюдать соответ-
ствующие указания надо всегда и во
всем. Кроме того, организаторы полетов
не подумали над тем, где будут находить-
CH летчики и авизмеханики во время He-
	‘погоды, Ни автобуез, ни даже крытой ав-
	томашины на старте не было. Между тем
лю начала полетов и во время их порой
шел дождь. Люди мокли под ним, мерзли
на ветру, ибо укрыться было негде,
	Н. АЛЕКСАНДРОВ.
	етчики внимательно осматривают ма-
шины. Все’в полном порядке. Первыми
ванимают места ‘в кабинах тт. Бычков и
Юсуповский. Через несколько минут ма-
шины в воздухе. Руководитель полетов
внимательно следит за взлетом, отмечает
время вылета, ставит оценки: Учебно-тре-
нировочный самолет, на. котором летят
Бычков и Юсуповский, пабрал 300 метров.

-— Берите ‘направление в’ зону, —
командует Бычков лейтенанту.

Старалельно выполнив приказание, лей-
тенант Юсуповский сосредоточил внимание
на приборах,

Картушка компаса“ начала медленное
вращение, показывая ‘увеличение курса,
черный шарик «пионера» чуть вышел из
центра вправо. ‘«Самолет имеет правый
крен и разворачивается вправо». Юсупов-
ский, чуть дав’ ручку влево, одновременно
нажал И разу же отпустил левую педаль.
Шарик «пионера» послушно пришел к
центру. Прекратила вращение картушка..

— Пристулайте в выполнению задания,
— приказывает Бычков.

С земли отчетливо видно, как самолет
плавно лег в вираж. Лейтенант Юсупов-
ский выполняет этот маневр. Он стафает-
ся, чтобы вираж  получилея ровным, ©
постоянными скоростью и креном. Лейте-
нант Юсуповский методично и вниматель-
но выполняет одно упражнение за другим.

В соседней зоне пилотирует cepedpu-
стый самолет Герой Советского Союза, лей-
тенант Бадюк. У него богатый боевой
опыт. В тоды Великой Отечественной
войны тов. Бадюк был стрелком-радистом,
участвовал в уничтожении двенадцати
вражеских кораблей. сбил три фашистских.
самолета. Решив стать летчиком, тов. Ба-
дюк учился и, приобретя новую военную
профессию, сейчас настойчиво  совершен-
стрхет свои знания И навыки.

На старте. возле посадочного «Т» евобод-

ные от полетов летчики внимательно сле-
IAT, как их товарилци выполняют посадку.

Затем они сами полнимаются в воздух. Ha
	аэродроме не надолго наступает тишина.
Уставшие, по довольные полетом лейтенан-
ты Ралюк, Юсуповский спешат на команд-

НЫЙ ПУНКТ. \
	Второй вылет не обошедея без ошибок.
	После полетов—н
	Самолет делает последний разворот и
уверенно идет на посадку: Через несколь-
ко секунд он плавно приземляется.

— Товарищ командир, задача выполне-
на, — доклальвает. старший лейтенант.
Кузнешюв после возвращения из очеред-
ного полета в «зону».

На разборе полетов наряду с другими.
летчиками. отлично вылюлнивиими зада-
ние. называется ‘имя и старшего лейте-
нанта Кузнецова.

Повседневное совершенствование своего
летного мастерства прохотит ху морского
летчика Кузненова в неразрывной связи ©
повъицением спортивных качеств.

Еще в детекие годы. после первых побе?
на соревнованиях школьников Ленинграда,

Tlerp Бузаенов сказал:
		— Теперь к моей заветной мечте стать’
летчикам ‘прибавилась еще одна — быть
отличным снпортеменом.

В гмы Великой Отечественной войны,
будучи уже летчиком-офицером, тов. Вуз-
нецов воочию убелилея в значении физи-
ческой закалки, когда ему приходилось
	В статье тов. J. Полозовой, опублико-
ванной под таким заголовком в «Красном.
Флоте» 22 июня, рассказывалось о том,
что политотдел He занимаетея политиче-
ским воспитанием членов семей военно-
	СЛУ Ral,

успешной учебы
	Сознательное выполнение своих обязан-
	ностей — характерная черта советоких 5%-.
инов. Не только офицер, но и каждый
старпьина и матрос воегда должен ясно и
полноетью представлять вебе ту учебно-
боевую задачу, которая перед ним постав-.
лена, глубоко сознавать личную ответет-
венность за ве выполнение. Если, напри-
мер, офицер ставит перед собой цель при-
вить матросам и старшинам те или иные
навыки, то, прежде чем приступить к 3а-
нятиям и тренировкам, ему необходимо 0б-
стоятельно, во всех деталях раз’яснить под-
чиненным эту учебную цель.

В сожалению, некоторые молодые офи-
TPE не понимают, насколько важно етрого,
придерживаться этого правила. Иногда на)
кораблях ветречаютея факты формального
доведения учебной задачи до личного ©0-
става. Подчае молодые офицеры считают,
что лостаточно назвать подчиненным тему
учения или тренировки, дать соответствую-
шие вволные, чтобы они успешно справя-
лясь е порученным заданием. На самом де-
ле это далеко не так,

Приведем пример. На корабле Н. трени-
ровались подчиненные лейтенанта Рябце-
ва. Они ставили подпору. За работой
наблюдал старшина.

— А эту куда? — промолвил один из
матросов. — Спросить бы нашего лейте-
нанта.

— Лейтенант куда-то вышел. Поставим
подпору здесь. Так будет верно, — расно-
рядилея старигина.

Скоро вторая полнора была поставлена.
Матросы действовали быстро, ловко. Но вот
появился лейтенант Рябцев, Окинув взгля-
JOM выполненную работу, он всю ее забра-
овал.

Старшина и матросы так и не поняли,
почему офицер заставил их устанавливать
подпоры заново. Он только командовал —
переделать так, переставить атак, закре-
пить вот так. Но при этом ни разу не об’-
яенил, что достигается именно подобной
расстановкой кренежного материала.

Евли бы лейтенант Рябцев перед началом
тренировки обстоятельно рассказал подчи-
ненным о ее целях и задачах, pas ACHE,
каким образом можно дбетирнуть водоне-
проницаемости отсека, то. без сомнения,
матросы и старшины действовали бы долж-
ным образом и офицеру не пришлось бы да-
вать им запозлалые указания.

Ramin офицер должен стремиться к
тому, чтобы выработать у подчиненных 6а-.
мостоятельность в действиях. А достигнуть
ве можно только кропотливой  практиче-
ской подготовкой личного гоетава и неу-
станным раз’яснением стоящих перед ним.
задач.

Опыт войны ‘убедительно показывает,
что в боевой обстановке офицер не всегда.
имеет возможность исправить неточность 5.
работе подчиненных. В бою может прер-
ваться © ними связь, тогда матросы и
старшины будут самостоятельно  продол-
жать выполнение задачи. .

Однажды в период напряженных беев
нз Черном море корабль получил зада-
чу: прорватьея в блокированный против-
ником порт. Выло известно, что район бло-
калы насыщен малыми, но опасными” пря
неожиланной встрече, вражеекими кораб-
лями. Учитывая темное время суток и
сложность управления огнем одновфеменио.
по нескольким целям, командир корабля
разрешил командирам орудий в своем сек-
торе самостоятельно вести огонь по про-
тивникУ.

Так и слелали. Командир  артиллерий-
ского полразделения корабля офицер Сидо-
ров собрал старивин, подробно  раз’яенил
пм поставленную задачу и потребовал в де-
талях ловести ве ло матроеов. Корабль ус-

пешно выполнил боевой приказ. Бее попыт-
ки противника помешать прорыву были.
успешно отбиты. Комендоры хорошо пони-
мали всю ответетвенность, возложенную на
них в ЭТом походе, и четко представляли
себе, что от умелых действий каждого из
них зависит обиий успех.

Принимая такое рэшение, командир ко-
рабля, естественно, был полностью уверен.
в отличной выучке подчиненных.

Раз’яснять подчиненным Учебную зада-
чт нужно не формально, а по сущеетву.
Иначе нельзя надеятьея Ha ее точное и
своевременное выполнение.

Во время тренировки на одном из кораб-
лей офицеры обратили внимание на нечет-
кое зыполнение матросом Калюжным й
некоторыми ‚другими моряками своих обя-
занностей.

— Как вы считаете, — спросили тов.
Калюжного, — готов ваш боевой пост от-
лично сдать задачу?

— Какую задачу? — недоуменно про-
молвил матрос.

— Ту, к сдаче которой готовится вееь
личный состав. Разве вам не раз  (CHUAN
цель тренировок?

Матрое молча посмотрел на присутетво-
вавлието злесь же старшину 1-Й статьи

Горина.
— А вы, товарищ этаршина, тоже не
знаете? — обтатилея офицер к старшине.
	— Я знаю, что мы готовимся к учеб-
ной стрельбе. Такая тренировка уже не
первый раз проводитея, —— сказал стар-
шина,

Тогда задали вопрос командиру подраз-
деления молодому офицеру Шатилову:

— Доведена ли задача до веех матросов
и старптин? Почему не все точно знают ее?
	Тов. Шатилов ответил, что он проводил.
политинформацию для личного состава и В
холе ее указал, что кораблю предетонт.
славать учебную огневую задачу. Этого, 10
мнению тов. Шатилова, вполне достаточно.

— Зачем же еще раз напоминать 0 32-
даче, когла вее должны ее знать, — ©ка-
зал он.

Конечно, сообщение на. политинформа-
пии могло иметь место. Но разве можно,
это сообщение считать доведением учебно-
боевой задачи до каждого матроеа и стар-
тины? Конечно. нельзя.
	Командир подразделения обязан был WOC-
	=
‘ле этого поетавить залачу более KOHKDECT-
	но перех старшинами групп и отделений,
указать им на особенноети работы ры,
боевого поста. Оп должен был потребовать,
чтобы старшины раз’яенили задачу MaTpO-
сам, проверили их практические навыки и
слаженноеть в действиях. Только  погае
этого кажтый матрос почуветвовал бы лич-
	‘HYIO OPBETCTECHIIOCTH 3a выполнение заца-.
	чи в целом, понимал бы, в какои мере ее
успех зависит от увилий его самого.
	Правильно поступают командиры корад-.
лей, которые требуют, от офицеров не
только доклада о готовноети подразделения
к решению задачи, но и обетоятельного.
гообщения о том, как она доведена до каАЖ--
ого старшины и матроса, Практика пока-
зывает, что пе. все офицеры делают это
умело. Вот почему целесообразно проводить
в масштабе корабля совещания офицеров,
специально обсуждать на них вопросы I0-
ведения учебных задач до личного состава.

Таким образом, разяенение личному
составу учебной задачи, доведение ее 40
каждого отарнеины и матроса является
важнейшей обязанностью каждого офице-
ра. От этого зависит ее успениное выпол-
нение, а значит, и дальнейний рост боевой
потготовки экипажей наигих кораблей.

Капитан 2 ранга Г. ГОДЛЕВСКИЙ.

ой работе-—
	готовку курсантов 0ез тщательного анали-
за веего комплекса учебных  вопроеов,
сопряженных е этим мероприятием.
	Ренение вопроса о самоподготовке кур-
сантов, например, зависит от того, наюколь-
ко мы сократим количество обязательных
лекционных чаеов за счет исключения
ненужных материалов и параллелизма в
преподавании отдельных предметов, уста-
новления определенного об’ема заданий и.
курсовых проектов, кинофикации и экра-
низалейи учебного процесса ‘и, наконец, за
счет улучшения педагогического `маторет-
ва  профессорско-преподавательското СИ

става,.
	В целях реализации предложений ком-
мунистов, выеказанных ими на партийных
конференциях, недавно было проведено во-
вещачие начальнаков учебных отделов. (9-
вещание нозволило наметить и рекомендо-
вать училищам мероприятия по улучше-
нию организации самоетоятельных занятий
куреантов. Но это только начало: основная
научно-методичезкая деятельность должна
развернуться в училищах —— на кафедрах
и в учебных отделах.
		Руководители   пражданеких высших учеб-
ных заведений считают, что при ортаниза-_
	ции учебного процесса оеновное внимание.
толжно быть’ направлено ина самоетоя-
тельную работу студентов,  проволи-
	мую в читальнях, „библиотеках, архивах,
лабораториях, кабинетах или на дому, ©
обеспечением консультаций. Это важное
правило нужно сделать руководящим и для
военно-морских училищ, Вее вопросы op-
танизации и методики учебного процесса
должны расематривалься именно под углом
зрения макеимального увеличения времени
	на самостоятельную работу куреанхов.
	В выешей школе большую роль игра-
ют лабораторные занятия, выполнение уча-
щимиея куреовых и дипломных проектов,
заданий. Они создают широкие возможно-
CTH для развития творческих навыков
курсантов, способствуют приобретению ими
TBERILIX ин глубоких знаний изучаемых
	‚наук. Цээтому на кафедрах тщательно ©-
‘ставляется соответствующая методика про-
	Раз яснять подчиненным каждую задачу
				ления Главнефтесбыта; 7 OTH, .
Рабочие, служащие, инженерно-техниче- Участники торжественного заседания
представителей партийных, советских в

>
eC, Eda ere ee amu
	гор. Советска
	общественных организаций,
Калининградской области;
	Ко-лектив рабочих и служащих фабрика
	спортивного трикотажа, гор. Харькова,
	Коллектив работников зппарата Минт-
	стеретва иностранных дел Узбекской СОР;
	Учителя 13 семилетней женской школы
	гор. Майкопа;
	ский состав артели «Наломный трух»;

ники и служащие красильно-прачечной
фабрики;

Коллектив работников артели «Красный.
столяр» Ростовской на Дону лесопромыс-
ловой кооперации;

Учащиеся, инетруклора, претюдаватети
и служащие Курского учебного комбината
«Глававтотранскадры» Министерства авто-
транспорта РОФСР;

Собрание представителей партийных,
советских и общественных организаций
Моршанекого района Тамбовской области;

ники и служащие Кузнецкого мясокомби-
ната:
	Рабочие, работницы, инженерно-техни-
ческие работники и служащие Ленинтград-
	Курсы руководителей
кружков
	’ При политотделе Амурекой флотилии ра-
ботают ‘трехмесячные курсы руководителей
кружков по изучению” истории ВКПСб),
биографий В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Для слушателей будут прочитаны лек,
ции 06 основах  марксизма-ленинизма,
историй и теории большевистской партии,
о маркснетекой философии и. др.

Занятия проводятся один раз в неделю.
На первом -— прочитаны леклии: «0 зала-
чах илеолорической работы в современных
условиях», «История ВКП(б) — маркеизм-
ленинизм в действии».

а спортплощадку
	летать, не еючитаясь со временем. и устзло-
стью. Позднее, продолжая неустанно <о-
вершенствоваться, тов. Кузнепов стал хо-
роним уногоборцем, чемпионом области по
	прыжкам в высоту, в метании копья,
беге с барьерами, в тройнюм прыжке <
‘разбега ит л Он усленно защитах
	‘епортивную честь своего флота на ©спар-
	такиале Вооруженных Сил 1948 года, &
затем на веесоюзном первенстве по легкой
атлетике вошел в десятку сильнейших де-
сятиборцев страны.

‚Закончился напряженный летный
день. Солнце медленно опускаетея к гори-
зенту. Шосле душного, жаркого дня наету-
пает вечерняя прохлада. Старший лейте-
нант Кузнецов с труппой легкоатлетов вы-
холит на тренировку. Опытный опортемен,
он умело передает свои знания и CIOD-
тивные навыки молодежи, готовит ©бор-
ную команду подразделения к предетоя-
им легкоатлетическим соревнованиям.
	Лейтенант В. МАЛЕЕВ.

Черноморский флот.
	Колхозники и интоллигениия колхоза
	имени Стаханова Турковского района
патовекой области;
	Аолхозники и колхозницы артели имени
	Калинина Затурцивского района Болын-
ской области:
	Учителя и учащиеся Светлоозерской нз*
той школы  Изберлеевекого pafiona
	чальной школы
Тамбовской области,
	Продолжение списка поступивших ,
приветствий — в следующих номерах).
	Крепкая дружба
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 3 августа. (Kopp,
«Нрасного Флота»). Есть в Молодечненекой
области Кривичекий детекий лом, В нем
живут и воспитывалотея дети погибших
воинов. Отеюда на корабли Н-ской части
часто приходят письма, которые © интере-
COM читает весь личный состав.

Моряки- балтийлы поддерживают тесную
связь с воспитанниками детехого дома. В
канун Лня Военно-Морского Флота экипа“
жи кораблей направили к своим юных
друзьям делегацию © поздравлением и 1п9-
дарками. Старший лейтенант  Буравекий,
отличник учебы комсомолец старшина, 2-й
статьи Фомичев и Юнга Мусин Два ДНЯ
гостили у ребят; Моряки провели в Пио-
нерских отрядах беседы о нашем флоте,
рассказали, как моряки живут, учатся и
несут почетную вахту по охране советеких
водных рубежей. Они вручили ребятам п9-
дарки -—— библиотечку художественной ли-
тературы, волейбольную ‹етку и несколь-
ко мячей, пакеты со сладостями, патефон-
ные пластинки и Т. д.

Ребята поделились © тостями своими
успехами в учебе, сообщили о том, что их
школа по успеваемости вышла на первое
место в области. На, прощанье дети просм.
ли передать шефам-морякам горячую бла“
голарносеть за вабету и внимание,
	Книга
о русских геодезистах
на Тихом океане

Тосударственное издательство географи-
ческой литературы выпуетило в свет книгу
студента географического факультета Mo-
CKOBCKOTO .тосударственного университета
имени М. В. Ломоносова 0. А. Евтев
«Первые русские геодезиесты на Тихо
океане», .

0. Евтеев несколько лет занимался изу-
чением материалов экспедиции геодезиетов
Евреинова и Лужина на Курильские остро
ва в 1719—1720 гг. Профессор К. А. (*
лищев, под редакцией которого выша
книга, в предиеловии пишет, что до си
пор «обстоятельства подтотовки  экепеди-
ции, ее выполнения, биографии участников
и другие факты оставались неосвещенны-
ми. Не был исполнен и картографический
анализ результатов экепедиции. Этот по
бел восполнен студентом географического
факультета  Московекого  yuupepeuresa
0. Евтеевым»,

Автор на основании многих материалов
и исторических документов раскрывает
огромное значение экспедиции Евреинова 1
Лужина, посланной по личному указанию
Петра Первом. На основании бесепорных
исторических документов он неопровержи-
мо устанавливает приоритет нашей Родины

в научном исследовании  Вуфильских
островов.

тельной работой куреантов», «Самоетоя-
тельная работа курсантов, слушателей над
первоисточниками  марксизма-ленинизма»,
уже запланированы для разработки во
всех военно-морских учебных заведениях.
Тему «Связь и преемственность выешей и
средней школы» предложено разработать
Военно-морскому училищу имени Фрунзе и
Ленииградекому нахимовекому училищу.
Военно-морское инженерное училище имени
Дзержинского получило тему «Содержание,
фофмы и методы работы высшего учебного

заведения с поступающими на первый
‘куре».
	Тлавное внимание ‘училилт, конечно, 00-
ралщаетея на, научное освещение методиче-
ских вотросов, связанных с обучением и
воспитанием дисциилинированных мореких
офицеров, преданных своей социалистиче-
ской Родине. делу партии Денина—
Сталина: офицеров хорошо образованных
в военном и политическом отношении,
умеющих отлично обучать и воспитывать
подчиненных в мирное время, успешно ре-
ать сложные боевые задачи. во время
войны. Поэтому в общеучилулиные планы
научно-методической работы не случайно
включаются темы: «Воспитание маркемет-
ско-ленинокого мировоззрения»,  «Воепи-
тание советского патриотизма», «Воепита-
ние любви к флоту и своей специально-
сти», «Воститание воинского долга и
воинской ‚чести у советского воина», «Вос-
питание боевой дружбы и товарищества»
и Л.
	Дальнейшее повьтшение качества подго-
товки офицереких кадров будет зависеть
главным образом от размаха и правильной
организации научно-методичеехой работы
на каждой кафедре, факультете, в учебном
отделе и в училище в целом. Ценный и
оригинальный методический опыт должен
изучаться и обобщаться, и то; что являет-
ся новым, полезным, =— должею широко
распрортраняться вреди веей массы профес-
сореко-претодавательекото состава.
	Для практического выполнения этой за-
дачи весьма целесообразно проводить кон-
ференции профеосорско-преподавательекого
состава нескольких училищ, а так же ор-
ганизовать общий методический кабинет.
И, безусловно, значителыю оживило бы
обмен опытом по подготовке офицерских
кадров Военно-Морекого Флота издание спе-
циального бюллетеня.
	Капитан 1 ранга Г. ВИЙНК.
	ведения практических занятий. 02000е вни-
мание уделяется комплекеным заданиям, на
которых куреант имеет возможность прак-
тически закрепить и применить теоретиче-
ские знания не только по какой-либо од-
ной учебной дисциплине, а и по другим.
общетехническиим и бопряженным слеци-
альным предметам. а
	В гражданеких выюших учебных заведе-
ниях организованы постоянно действующие
методичеокие органы. Это мероприятие епо-
собетвует оживлению и улучшению учеб-
ного процесса.
	Военно-морские учебные заведения тах-
же стали на путь определенной системы ор-
танизации методической. работы. В нее
вовлекаются широкие! массы профессореко-
преподавательского состава. Из наиболее
опьгиных педагогов создаются методические
комиссии при заместителях начальников
училищ по учебной и научной работе или
методические секции при ученых советах.
При учебных отделах училищ теперь, как
правило, организуются методические каби-
неты, в которых накапливается и 06-
обнтаетея ценный опыт всех кафедр и
отдельных  преполавателей ‘училища, а
также опыт других учебных заведений.
	Bee большее распространение получают
училищные научно-методические конферен-
нии, оправлавшие себя как основная фот-
ма обмена опытом. На конференциях 06-
суждаютея актуальные вопросы дальней-
ше повышения ‘ идейно-политичеекото
воспитания куреантов, улучшения качества
лекций, руководетва  Учебной практикой,
вопросы истории развития отечественной
науки и техники, опыта Великой Отече-
ственной войны. В целях обмена опьимм
в организации учебного прецеееа. и по 0б-
щим вопросам методики практикуются ©о-
вешания начальников учебных отделов.
	_ В Боенно-мореком инженерном учили-
ще имени Ф. 9. Дзержинекого по инициа-
‘Tipe инженер-капитана 2 paura Epmopa
‘организован методический кабинет. Злесь
‘регулярно проводятся совещания по таким
вопросам, как методика курсового проекти-
рования, устранение недостатков в графи-
ческой подготовке курсантов, годержание и
00’ем практических занятий, › проведение
лабораторных занятий я Т. п.
	В порядке обмена опытом между кафед-
рами этого училища в феврале текущего
ота’была проведена специальная конфе-
	ренция. Ирофессора и преполаватели 06еу-
	aa и решили ряд проблем, которые по-
&
	зволили) = YAYHUIATB  RANCOTEO TOA UDOR
офицеров-инженеров корабельной службы.
Были заелушаны доклад об участии кур-
сантов в научно-исследовательской работе
кафедр и сообщения о планировании само-
стоятельных занятий курсантов, о согла-
совании вопросов в преподавании родетвен-
ных диециплин.
	Несмотря на то, что методический ка-
бинет училища организован год назал, в
нем уже накопилея значительный мате-
риал по работе кафедр и отдельных препо-
давателей.
	В кабинете можно ‘видеть образцовые
труды курсантов пю куреовому и диплом-
ному проектированию, методические разра-
ботки. по лекщионным курсам, по практи-
чесвим лабораторным занятиям. Если рань-
‘ше в училище’ педагогический опыт не
‚ обобщалея и не распространялся, TQ теперь
профеогореко-премолавательский состав и
особенно ад’юнкты имеют возможноеть по-
‘учитьея у префесеоров и кандидатов наук.

В результате правильно поставленной
методической работы в училище им. Дзер-
жинокого повысилось идейное и научное
содержание леклий, улучнеилаеь эффектив-
ность пракличееких , занятий в кабинетах
и лабораториях. Теперь здесь более ра-
пионально ислюльзуетея время, отволимое
на самостоятельную подготовку куреантов,
повысилось качество куреовых и: диплом-
ных проектов.
	Развертываетсея научно-метотическая ра-
бота и в других военно-мореких учебных
заведениях. По инициативе офицера Rap-
пикова, например,  ерганизована научно-
методическая комисеия, которая координи-
рует, направляет и обобщает опыт про-
фессорско-преподавательском состава ка-
exp,
	кизнь показывает, что для целеустрем-
ленности методической работы, для со-
глаеования деятельности всех кафедр боль-
moe значение имеет ‚ общеучилищный
план. В нем, как правило,  учиты-
ваются профиль военно-морского учебного
заведения и конкретные задачи, вытекаю-
щие из. состояния учебно-воспитательного
процесса. В качестве руководящего начала
для составления плана ‚ принимаетея при-
мерный перечень тем научно-методичеекой
работы, имеющийся сейчас в каждом выс-
шем учебном заведении,
	Например. такие темы, ках «Солержа-
	‘НИХ, организация и руководство CaMocToad-
	Метолическ
	Бачеетво подготовки офицерских. НЫЙ
Военно-Морских Сил в значительной crene-
Ни зависит от правильной нахчной поета-
новки методической работы в специальных
учебных заведениях.

Вея учебная, исследовательекая, METOTH-
ческая и воспитательная’ работа военно-
морского учебного заведения должна етро-
итьея на высоком научном и идейно-поли-
тическом уровне, на единстве теории и
практики, на органической связи учебного
процеега и научных исследований с за-
ИЕ п требованиями Военно-Морского

10T a.
	№ сожалению, до еих пор далеко He Ha
всех факультетах, кафедрах и в учебных
отлелах правильно разрешались учебно-ме-
тодические задачи. Основной недостаток
завлючалея в том, что это дело велось без
достаточного научного обоснования. Чаето
весе сводилось к чието организационным
мероприятиям. Некоторые товарищи, cka-
жем, считали, что корень зла всех  недо-
статков в обучении и воспитании куреан-
тов заключается в несовершенстве  учеб-
ных планов и программ, а потому ежегод-
50 изменяли их без должного научного
обоснования. Такие «реформы» ни к чему
хорошему, как правило, не приводили.

Бесспорно, учебные планы и программы.
должны отвечать современным требовани-
ям флота, пред’являемым к выпускнику
училища, и их необходимо периодичееки.
пересматривать, Но переемотр следует де-
лать лишь на оенове анализа полноетью.
ваконченного цикла — курса обучения и
учебного процесса в пелом. В чаетноети,
при этом надо учитывать характеристики,
полученные с флотов на молодых офицеров
после их голичной служебной леятельностн.
	Аритические замечания коммунистов,
высказанные ими на партийных конферен-
циях военно-морских учебных заведений,
показывают, FTO в подготовке ‚о офи-
дерсеких кадров имеются еще  существен-
ные недостатки, быстрейшее устранение
которых булет завиееть главным образом
	от правильной научной постатювки мето-
дической работы. Так, например, нельзя
увеличить время на самостоятельную под-
	научную основу.