50 г., суббота, № 191 (3604)

Е ОФИЦЕРА“”
вВаНоОстТиИ

преврашаютея в бесперспективных лем
слено и механически выполняющих ум.
зания сверху, — То должна обязательь
захиреть вся наша государственная и пу.
тийная paoora».

Эти указания товарища Сталина’ лай
нам право слелать вывод ф том, TM сте.
пень морской культуры советского офипе.
ра определяется знанием марненеты-
Ленинской теории, умением применить apy
знания на практике,

ese & &
	Мы не можем также согласиться и с в.
которыми положениями, вылвинутыми в
статье ‘тов. Годаевекото. Он считает, чт
соворшенствование знаний офиперов лол,
но итти только по линии повышения вх
военно-морской подготовки. пои помощи
групповых упражнений и самостоятельно
учебы. При этом вовсе упускается идей.
но-теоретический роет офипера.

Видимо, тов. Годлевский упускает ю
виду, что эти вопросы прелетаваяют собой
слиное пелое. Они органически связаны
	Mem TY ©00юй и должны рассматриваться я.
	решатьея в едином комплексе, Без илейно-
теоретической подготовки советский офи.
цер не может управлять полчиненными,
совершенно понятно, что тот, кто искус.
ственно отрывает боевую подготовку офи.
церов от политической, допускает серы,
ную ошибку. В жизни и на практике ти
вилы подготовки воинов неотлелимы,

В. И. Ленин и И. В. Сталин учат nae,
что только те кадры хороши и могут №.
‘MaTh без серьезных ошибок поставленные
перед ними задачи, которые умеют полити-
чески подойти к делу, Которые в св
практической работе до конца используйт
великую мобилизующую, организующую 4
преобразующую силу  марксистско-ленин.
ской теории. Это означает, что воветемй
офицер должен быть обучен и воблитая
так, чтобы каждое практическое дело —
болыпое или малое — он поднимал до урв-
ня политических, общегосуларственных 1-
‘дач, вноеил в него илейность, глубокое по-
литическое содержание.

Ели офицер не хочет отстать, недухочет
обречь себя на немипуемый провал, м
должен учитьея неё только по своей сле
циальности, ню и всемерно расти полит
чески. изучать марксистеко-ленинскую то.
рию, внутреннюю и внешнюю политику
налнето государства.

Тов. Годлевский поднимает вопрос 0
великом значении чувства нового, 9
правильно. Но известно, что новое не при:
холит само по себе. Оно рождается 1
	‘борьбе со старым и отживающим. Й 346
‘со всей силой выступает роль большевист-
  ской критики и самокритики. Нельзя 30
стигнуть успехов в учебе и  BOCIHTS-
НИИ офицеров, нельзя успешио предо
левать вотречающиеся па их пути труднс
‘сти. устранять ошибки и недостатки,
ет лвигатьея вперед. если на Флоте не
	  будет в достаточной мере развита бюльше-
вистекая критика и самокритика. Нет и не
  может быть правильного воспитания TaN.
	rie парит обстановка самоловольства И
зазнайства. взаимного восхваления, TRO
тали обывалельекого спокойствия — pasor-
	ники не желают «ссориться» друг 6 дру-
гом и критиковать друг друга,

Стало быть, говоря о чувстве нового,
обязательно следовало сказать о том, что
‘это новое прихолит не самотеком, д зако.
номерню, в результате борьбы между новых
‘и старым. путем большевистской критики
и самокритики. Только такая постановка
вопроса правильно ориентирует офицеров,
дает им ясное понимание того. как можно

воспитать в ©60е чувство нового и Kak
практически ° претворить это HOB 1
 ЖИЗНЬ.
	Капитан 3 ранга И. БАЙДАК,
	ков. Тов. Виноградов, перенимая опыт
лучшего каменщика страны Ф, Шавлюги-
на, перевыполняет в два раза лневные 34.
	дания,
А. НРУГЛИКОВ,

тивное хозяйство. Мало было на селе ah
рономов, зоотехников и других специали-
стов. К тому же тогда было очень м
тракторов и других сельскохозяйственных
машин, Ясно, что в то время нецелесообраз
но было создавать только крупные кол
хозы».

Учитывая конкретную историческую 0
становку того времени и  предупрежуы
партию против увлечения созданием во
хозов-«гитантов», товарищ Салин mace
в 1930 году в статье «Ответ товари
щам колхозникам»: «Теперь внимание 1
ботников должно быть заострено на органи.
зационно-хозяйственной работе колхозов 5
деревнях и сёлах. Когда эта работа покажет
надлежащие успехи, «гиганты» появатя
сами cota» (Соч. том 19. стр. 226).
	С того времени преобладающее больш”
ство колхозов окрепло в организационно

хозяйственном отношении, крупные №!

хозы на деле доказали всло силу и пренму’
щества перет мелкими.
	Исходя из положительного опыта 186
ты крупных колхозов, правительство CCC
приняло постановление 06 укрупнени
мелких колхозов. 0б’единение мелких 87%
лей является могучим фактором дальнейше
го организационно-хозяйственного укроет
ления колхозов, новым шагом в развитий
сопиалистического сельского хозяйства.
	Призыв партии и правительства Balt
горячий отклик, среди колхозников, на оПы
те убедившихся в преимуществе крупный
колхозов. В ряде областей успешно Ope
ходит укрупнение мелких зртелей. 06611’
нение проводатея на добровольных 884
лах: решения о: слиянии принимаются #8
собраниях колхозников  об’единяюшщих”
колхозов в присутствии не менее 1873

третей членов колхозов.
	Вакое огромное значение имеет. укрупие
ние колхозов для повышения их. эконо!“
ческой моши. уболительно показывает пр
	мер подмосковных колхозов. До об’едиве
ma ® Mocronczof oSzacta pyeroce 6.06
	2 августа 19
	АСНЫЙ ФЛОТ

рвостепенной
	таких офицеров мало порядка, а, 00е-
вая `, выучка ‘и воспитание личного соста-
See ene ee eanaara. yyuTero, HagpyMep,
	в» оставляют желать лучшего, пет»
офицер Затольский не занимался BOCIINTA-
нием подчиненных, в кубрики в ним не х9-
дил, © докладами и беселами не выступал.
Результаты не замедлили сказаться. При-
шлбеь вмешаться старшим начальникам.
От тов. Загольского решительно потребовали
резком поворота в сторону воспитания
тичного состава. Он перестроил свою ра-
боту. Значительная Часть недостатков бы-
ла вскоре устранена.

Таким товаришам следует напомнить за-
мечательные слова А. А. Жданова: «Счи-
тают, что если допущен брак в Поизвол-
стве или не выполнена производотвениая
программа по ширпотребу или не вынол-
пен план заготовок леса, — To об’явить
за это выговор естественное дело, a BOT
если допущен брак в отношении воспита-
ния человеческих луш, если лопущен брак
в деле воспитания молодежи, то здесь
можно и потерпеть. Между тем. разве это
не более горшая вина, чем невыполнение
производетвенной программы или срыв
произволетвенного задания?».

Эти слова в полной мере относятся B
нам, офицерам флота. Пусть офицер отлич-
но знает жорабль, технику, умеет. хорошо
маневрировать, знает морской театр, 10
все равно нельзя считать, что этот офи-
цер выполняет свой долг, если он He ва-
нимается воспитанием люлей.

Для того чтобы офицер емог успешно
решить задачи обучения и воспитания под-
‘чиненных, для того чтобы его труд дал
полноценные результаты, он должен опи-
раться на партийную организацию, уметь
  использовать эту решающую силу. Офицер
‘обязан внимательно прислушиваться К
толосу коммунистов, поддерживать UX
инициативу, использовать организующую,
мобилизующую и идейную силу партийной
организации,

Аттор статьи тов. Питерский, говоря ©
морской культуре советского офицера, ма-

10 PORODHT 0 ero MAPECHCTCRO- THT CHOL
	подготовке и идейной закалке. Между тем
без прочного знания  марксистеко-ленин-
ской теории, без идейной закалки офицер-
CRUX кадров нельзя представить себе со-
ветекую морскую культуру,

Натиа партия стремится воепитать кад-
ры так, чтобы они были людьми, умеющи-
ми проявлять дух партийного понимания в
повоедневной работе. А это можно
достигнуть при одном условии — что
офицер постоянно овладевает маркеизмом-
		Мы считаем, что контр-адмирал интер-
ский неполно осветил в своей статье во-  .
прос о советской морской культуре. К ней
‘тов. Питерский отноейт: знание эфицером
‘морского оружия и умение его использо-.
‘вать, искусное управление кораблем, зна-
ние морского театра. уставной порядок и
железную днециплину на корабле.

На наш ваглял, этого лля офицера Со-
ветского Военно-Морекого Флота мало. Всем
‘известно, что‘ степень. боевой выучки и
воспитания матросов и старшин зависит
прежле всего’ от умения офицера учить и
воепитывать подчиненных. Он обязан на-
учить их тому, что необходимо на войне,
научить воевать.

Современный бой требует от война вы-
соких боевых и моральных качеств, хоро-
шей военной и политической подготовки.
Именно эти качества и должны офицеры
прививать старшинам и матросам. Почет-
ная и ответственная задача. Ее могут ре-
шить только те офицеры, которые свладе-
  1H мастерством обучения и воспитания
подчиненных в условиях мирной узебы.
Стало быть, не может итти ‘речь о куль-
туре морского офинера, если он не овла-
дел таким мастерством. если он не рабо-
тает повседневно нал приобретением столь
драгоценного качества.

«Дело воспитания, — говорил М. И.
Калинин, — является одним из трудней-
ших. Лучшие педагоги считают его не
только делом науки, но и. искусетва». Офя-
церу приходится иметь дело се живыми
люльми, с их разнообразными характерами
и привычками. Умение воспитывать —
непременное качество советского офицера,
важнейший элемент его культуры.

Высокой боевой готовности, органязации-
и порядка на корабле или в части можно
достигнуть только при условии, что офи-
  цер воспитает подчиненного в духе точно-
то и беспрекословного выполнения служеб-
ного долга, строгой и сознательной дие-
циплины, беззаветной преданноети делу
партий Ленина — Сталина. Воспитывая
подчиненных, офицер вместе с тем еще
тлубже изучает их индивидуальные каче-
ства, сильные и слабые стороны,  приви-
вает личному составу понимание своих
замыслов, что крайне важно на войне.
Одновременно офицер приобретает уверен-
ность в своих старшинах н матровах, дей-
ствует емело и решительно.

Мне вепоминается один эпизод из Вели-
ent Отечественной войны. Эекалренный

кой Отечественной войны. эскадренный
‘миноносец Н. участвовал в высадке десан-
	та. После успешного выполнения задачи
корабль подвергся сосредоточенным ударам
авиации противника. Ню благодаря тому,
чо личный состав имел отличную выучку
и хорошее воспитание, он хоро понимал
	замысел команлира и четко выполнял Cho
приказания. Командир же, совершая елож-
ные маневры, был уверен в личном соста-
ве, Поэтому корабль вышел из боя победи-
телем, без повреждений и потерь, За голы
Великой Отечественной войны этот мино-
носец провел немало боевых операций, и
все они завершились успешно.
	Таким образом, можно сделать вывод:
роспитательная работа офицера в мирное
время непременно скажется на стойкости
и лисциилине личного состава в военное
время. Офицер должен вдохновлять своих
подчиненных. добиваться от них такого
напряжения моральных и физических сил,
которого требует современный бой. Пре-
одоление трудностей, с которыми связаны
жизнь и учеба матросов и старшин, яв-
ляется лля них лучшей итколой.

К сокалению, у нас еще имеются такие
офицеры, которые плохо занимаются вос-
питанием  лечного состава. Обычно У
	* См. «Красный Флот» от 13 мая, 7, Ш,
23 июня, 27, 99 июля и 8 августа с. г.
		Памятк
	бщественная работа
мен военнослужащих
	В Н-екой часли Черноморского флота
женский совет, руководимый тов. Осиповой,
организовал детский сад. Многие жены
военнослужащих занимаются общественной
работой. Они участвуют в кружках теку-
щей политики, драматическом,  художеет-
венной вышивки, крейки и шитья. Луч-
шие работы жен были представлены на
выставке, посвященной Дню Военно-Мор-
ското Флота.

Под руководством жены военнослужаще-
тд тов. Найленовой еозлана физкультурная
	‘группа. Члены. труппы занимаются плава-
	нием и другими видами спорта.
В ближайшее время женский совет орга-
низует рял лекций по вопросам воспитания
	детей в советекой семье.
Л. ПАВЛОВСКИЙ.
			Общевойсковая подготовка

командира
	Отыт Великой Отечественной войны
показывает, что офицерам флота наряду ©
совершенствованием военно-морских зна-
ний, навыков обучения и воспитания лич-
ного состава необходимо также повышать
свою общевойсковую нолготовку.

К сожалению, встречаются случаи, когда
натти ‘офицеры недооценивают важность
	общевойсковой подготовки. это проявляет-
	ся иногда и в планировании офицерекой
учебы: общевойсковые. предметы почему-то
не включают в планы, а если и включают,
те отведенное для их изучения время не
всегда. используют по назначению. С та-
кими фактами нельзя мириться. Знание 0б-
щевойсковых дисциплин необходимо флот-
скому офицеру. Он обязан знать уставы
Советской Армии, основы тактики сухо-
путных войск, их боевые возможности.
Офицер должен обладать отличной строевой
выправкой, уметь управлять строем. Bee
это, как показывает практика, нужно ему
не только в боевой обстановке, но и в мир-
ное время.
	Лейтенант Недельво усердно изучал ар
тиллерийскую технику, правила стрельбы:

и достиг в этом деле неплохих результатов.
Занятия по специальности с подчиненными.
он проводил интересно и поучительно. Ox-
нако молодой офицер недооценивал обше-
войсковую подготовку. На строевых ваня-
тиях, например, тов. Неделько подавал
команды вяло и зачаетую неверно. От
него можно было услышать; «тверже но-
гу», «повернуть правее», «прибавить шаг»
ит. п. Таких команд, как известно, в уста-
ве нет. Лейтенант их просто выдумал, по-
скольку не заглядывал в устав. В резуль-
тате подчиненные тов. Неделько обучались
неверно, не по-уставному. Плохо знал этот
офицер и стрелковое дело. Стреляя из лич-
ного оружия, он чувствовал себя неуве-
тенно и, как правило, вел огонь неточно.
	< Но общевойсковая  подтотовьа офицера
заключается не только в знании строевого
устава и в умении владеть личным ору-
жием. Опыт войны показывает, что офи-
пер флота должен уметь решать различные
задачи, связанные с боевыми действиями
на суше. Разве мало было случаев, когда
корабсльному командиру прихолилесь BO-
дить в атаку отряды морских пехотинцев?
Успеха в бою добивался тот офицер, кото-
рый хоропю знал тактику, принципы.
взаимодействия различных родов оружия,
умел управлять боевыми порядками подраз-
делений. @

Общевюйсковая подготовка и предусмат-
ривает ознакомление со всеми родами
войск, их боевыми действиями. Эти BO-
просы офицер изучает при помощи соответ
ствующих уставов, наставлений и учеб-
ников.

Основная форма изучения общевойеко-
вых дисциплин — самостоятельная работа.
Олнако она тогла идет плодотворно, Korda
ею руковолят и контролируют ее. В Н-ском

полразделении, например, на занятия вы-
	- Политотлел одного подразделения = Bbl-
пустил листовку © комсомольце— старшине
2-Н статья Крылове, Это — лучший аги-
татор корабля, примерный,  диспиплини-
рованный воин. 3a добросовестное вы-
полнение своего воинского долг он име-
ет 19 поошрений, два  благоларственных
письма посланы командиром корабля его
родителям.

Почет и слава комсомольцу Крылову
Зосталиеь нелегко. Он много работал и
работает над повышением своих полити-
ческих и специальных знаний, активно
участвует в общественной жизни.

Энергичный, любознательный   морях
всегда в курсе событий, происходящих в
нашей стране и за рубежом. Тов. Крылов

HOCHTCA лишь Те вопросы, которые пред-
ставляют наибольшие трудности при само-
стоятельном изучении. По таким темам ор-
ганизуются доклады, лекции. Bee me
остальные темы изучаются самостоятельно.

В плане офицерской учебы на опреде-
ленный промежуток времени указываются
вопросы, подлежащие самостоятельному
изучению. По истечении срока проводится
зачет. Командир выясняет, насколько пло-
лотворно занималел каждый офицер, и на
основании ответов подчиненных выетав-
ляет им оценки.

оачеты, например, по строевому уставу
в этом подразделении производятся путем
проверки практических дейетвий офице-
ра. Командир дает вводные задачи, которые
тут же факфически выполняются. Такая
практика контроля самостоятельной учебы
офицеров полностью 6ебя оправдывает.
Офицер не только хорошю усваивает устав-
ные требования, но и учится повседневно и
на каждом шагу применять их для воспи-
тания подчиненных. Регулярный контроль
за самостоятельной общевойсковой учебой
офицеров приносит хорошие результаты.
Тячный состав указанного подразделения
живет строго по уставам. На высоте нахо-
дятея организация службы и воинская

лиециплина.
	Общевойсковые дисциплины нужно знать
всем офицерам, независимо от специаль-
ностя и должности, Вот почему изучать
их обязан весь начальствующий  состаз..
Причем такая учеба должна вестись не от

случая в случаю, а регулярно. Сейчас на
флоте в разгаре пора боевой и политической

учебы. И наибольшего успеха. добиваются
именно те офицеры, которые сочетают в.
своем личном вовершенствовании изучение.
военно-морских диециплин ¢ общевойско-
ВЫМИ.
	Знание общевойсковых дисциплин pac-
ширяет военный кругозор, повышает воле-
вые качества и методические навыки. В
этом нетрудко убедиться на примере офи-
пера Буханько. Он непрерывно обогащает
свои политические, специальные и обще-
войсковые знания. передает их личному со-
ставу. Офипер Вуханько учит подчиненных
показом и тем самым повышает у них ин-
терее к военному делу. Он тщательно гото-
вихя к каждому занятию. Кажется, не так,

сложно провести урок по уставу, но тов.

Буханько вновь прочитывает нужный раз-
дел. устава, продумывает, как лучше по-.
строить занятие.

В организации. общевойсковой подготов-
ки видная роль принадлежит старшим на-.
чальникам. Они должны постоянно контро-
лировать учебу офицеров, периодичееки
устраивать зачеты, проводить тренировки и
соревнования по стрельбе из личного офу-
жия и, что особенно важно, постоянно
добиваться умелого применения уставов в.
практике воспитония п обучения личного

состава. }
Капитан И. КОТОВ.
	регулярно читает газеты и журналы, вы-
нисывая из них для своей агитационной

работы факты, цифры.
	Темы бесед агитатора разнообразны:
«Бюджет Российской Федерации — бюд-
жет мира», «Подпиеи прогрессивного Jee
ловечества под Стокгольмеким Воззванием
сорвут планы поджигателей войны»,
«Народы Советского Союза возглавляют.

борьбу за мир» и др.
	Агитатор-комсомолец Врылов помогает
командованию мобилизовывать личный ©0-
став на отличное выполнение задач  бое-
рой и политической подготовки. на даль-
	нейшее укрепление дисциплины.
А. ФЕПОРОВ.

Листовка об агитаторе

ВАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 11 августа. (Норр.
«Красного Флота»). В Доме офицеров от-
крылась выетавка художественной вышив-
ки членов семей военнослужащих. Всего
предолаваено 170 работ. 00006 внима-
ние посетителей привлекают портреты
В. И. Ленина и И. В. Сталина, искусно
вышитые тов. Умпелевой, картина «Чапаев
на коне» == работа тов. Сербиной. апли-
кация «Матрос-горнист» девятилетней до-
чери ‘военнослужащего Гладышева и др.

На выставке представлен также рял ра-
бот на темы русских народных сказок. По-
сетители пололгу рассматривают вышивки
тт. Рубиновой и Козиной,
	[ исьма родителей
	моряков-ОтТличнНиков
	Многие матросы и старшины корабля Н.,
отличивиииеся в боевой и политической
полготовке, удостоены высокой чести: 06
	‘образцозом вышюлнении ими долга слум-
	бы официально сообщено командованием их
	‘родным и по месту их прежней работы.
	Родители моряков и работавлиие вместе ©
ними товарищи откликаютея на это вол-
нующими письмами на имя командира ко-
рабля.

«Я бесконечно рада, что мой сын 3a
время своей службы сумел показать себя
как истинвый патриот Советского Союза,
— пишет командиру корабля © Поволжья
мать матроса-отличника работнииа Анна
Козлова, — Я, мать, тоже даю, сю своей
стороны, елово, что своим трудом на про-
изродетве всемерно буду помогать вам и
всему советскому народу отетаивать мир Be
всем мире».

0 тому же говорит в евоем письме мать
Другого моряка-отличника  учительница-_
орленоносец 0. Судницына’ из Уваровекого_
района Московской. области.  Вепоминая,
как она старалась с детеких лет евоето сы-
на развивать в нем преданность советской.
Родине, мать-патриотка благодарит Komal
дование корабля за дальнейшее воспитание
его в духе беззаветной верности сопиали-
стичестой Отчизне,

Писвуа родителей моряков передаются
по корабельной трансляционной сети, Е

читываются на собраниях личного состава.
С волнением слушая эти письма, все вои-
ны воспринимают их как призыв к новым
усилиям в учебе п службе.

Черноморский флот, (Корр. «Красного
Флота»).
	22 мили на веслах
и под парусами
	Крепкие, загорелые гребцы выстроились
на пирсе. Командиры шаюпок еше раз
уточняют маршрут предетоящих крейесер-
ских гонок. Им предетоит пройти 22.мили.

Дружными и сильными гребками быстро
набирается ход. Болыше половины диетан-
ции ялы идут на веслах, затем ставятся
паруса.

Первой финишировала шлюпка офицера
Карпенко. Победа этой команды не случай-
	‘на. Ише ранней весной гребцы тов. Kap-
	пенко начали готовиться в ответетвенным
соревнованиям, ‘регулярно тренируясь в
гребле и управлении парусом,

А. МАЙОРИН.

Балтийский флот.
		Мы ‹читаем. что идейно-теоретический.
	Юст нашего офицера — одна из главных
	его задач. Toro, кто не выполняет эту
задачу, нельзя считать культурным офи-
цером и в морском отношении. Больше
того. вся советская морекая культура лол-
жна рассматриваться именню © этих пози-
	ций. Знание маркеиетско-ленинекой науки
необходимо для каждого специалиста, в

том числе и для офицера флота.
В своем докладе на ХУШ с’езде партии

товарищ Сталин говорил: «Можно удовле-
творительно поставить дело регулирования
состава партии и приближения руковоля-
щих органов к низовой работе; можно
довлетворительно поставить дело выдви-
жения кадров, их подбора, их расстанов-
ки; но если при всем этом начинает по-
чему-либо хромать наша партийная про-
паганда, если начинает хиреть дело марк-
еиетско-ленинского воспитания наших кад-
ров, если ослабевает паша работа по по-
вышению политического и теоретического
	уровня этих кадров, а сами кадры пере-,
	стают в связи © этим, интересоваться пер-
спектирой пашего лвижения вперед, пере-
	стают понимать правоту нашето дела и

и военным строителям
	АР ge ERI GE
	Man
	тельных бригад Созетекого Союза Баюсова
и Ванлукова, о том, как они организовали
поточный метод работ.

Памятки выпущены для военных стром-
телей -—— маляров, штукатурюв, каменщи-

Политическое управление одного из фло-
тов выпустило серию памяток «Опыт
знатных стахановцев страны — военным
строителям». В эдной из них рассказывает-
ся 06 опыте лучших стахановеких етрох-

что в среднем на каждый из колхозов,
имевших менее 15 дворов на 100 гекта-
ров посевной площали, приходилось оонов-
ных средетв всего 32 тысячи рублей, а в
колхозах. гле насчитывается свыше 200
дворов, — 124 тыс. рублей. Мелкие кол-
ховы не в состоянии развивать крупное
общественное животноводство. Из 1.163
мелких колхозов Валужекой области, имев-
ших менее 200 гектаров пахотной  пло-
щади, в среднем на один колхоз прихюди-
лось 6 коров, 1—2 свиноматки, 13 овен.
Большинство этих колхозов не имели ово-
щеродетва, садов. подсобных предприятий,
не располагали накоплениями, чтобы вести
необхотимое строительство.
	B современных условиях, когда механи-
зация труда во всех процессах производет-
вз является решающей силой успешного
развития социалистического хозяйства, мел-
кие колхозы стали тормозить внедрение
машинной техники, a 9710 означает, ITO
они сдерживают. дальнейший под’ем. сель-
ского хозяйства.
	Так, в Московской области до весны ны-
нашнего гола было 66 проп. колхозов © по-
севной плошалью 40 200 гектаров. Еели
в таких колхозах ввести  десятипольный
севооборот, то площадь каждого поля будет
не свыше 20 гектаров. на которых произ-
водитея по 2 — Б культур с участками по
5 — 7 гектаров. Как можно, например, ис-
пользовать на полях такого колхоза COBpe-
менный трактор СТЗ-НАТИ и еще более
мощный трактор ЧТЗ 0-80? Мелкие колхо-
зы не могут использовать комбайны и та-
	кие сложные молотильи, hak, например,
  МК-1100.

Наличие большого количества мелких
колхозов усложняет работу  машинно-
	тракторных станций. Например, в Киров-
ской области в ереднем одной MTC mpaxo-
длилось обелуживать свыше 100 колхозов, а
	отдельные тракторные бригады обелужи-
вали по 15 —- 20 колхозов. Понятно. что
в тзких мелких колхозах невозможно э0-
	фективно применять современные сложные
	маптины, какими оснащаются теперь
шинно-тракторные станции.
	Совершенно Иное положение в крупных
колхозах. Артель «Заря», Ачитского района,
Свердловской области, об’единяет 292 дво-
pa и имеет 7.200 гектаров земли, За пе-
риол е 1930 по 1949 год неделимые фон-
ды артели выроели с 32 тые. рублей до
6.285 тые. рублей. В артели освоено два
десятипольных севооборота, силами колхоз-
ников построена плотина длиною 1.400
метров и гихростанция мощностью 200 ки-
ловатт. Теперь с помощью электричества
производятея электропахота, — молотьба
хлеба. очистка зерна, водоснабжение. дож-
девание посевов; электрифицированы ма-
erepenne и лесопилка. Колхоз ежегодно
получает высокие урожаи и имеет высоко-
продуктивное животноводство, Только В
1949 году он сдал государетву в ечет по-
ставок более 64 тыс. пудов хлеба, свыше
1.600 пудов мяса, более 136 тыс. литров
молока.
	Преимущества крупных колхозов перед
мелкими очевидны. Но до сих пор. у нас еще
былю немало мелких колхозов. Это 0б’яс-
няется тем, что в периол коллективизации
многие колхозы создавались на базе отлель-
ных небольших деревень и хуторов ©
небольшими участками земли, малым коли-
чеством дворов. В то время уровень меха-
низации работ был невысок, обработка зем-
ли производилась простыми машинами,
живым тяглом, Поэтому в ряле централь-
ных, северных и других областей было ор-
ганизовано значительное число мелких. ма-
	лоземельных колхозов из 10 — 20 xo-
ЗЯЙСтТВ.
	«В первый период коллективизации, —
отмечает Н. С. Хрущев в статье «0 некото-
рых вопросах дальнейшего орган изапионно-
хозяйственного укрепления колхозов». —
наши колхозы создавались зачастую на 0^-
нове существующих сел и деревень. И это
было хорошее начало. В то время вновь
организованные колхозы были еще слабы-
ми. Кадры колхозных руководителей толь-
KO начали учиться вести крупное коллек-
	K OHCY A BT AHH SA
	преимупшествах врупных волхо50вВ
	сударетва, уверенно идет по пути под’ема.
Важнейшим условием этого расцвета  яв-
ляется непрестанный pocr механизации
сельскохозяйетвенных работ. В колхозах и
машинно-тракторных станциях выроели
замечательные кадры специалистов ‘и ор-
ганизаторов сельского хозяйства — дирек-
торов МТС, агрономов, председателей колхо-
зов, инженеров, техников, бригадиров,
воспитанных из среды самих колхозников,
способных управлять крупным  социали-
стичееким хозяйством.
	Bee это создает неограниченные в93-
можности для дальнейшего всестороннего
развития колхозов, ПодЕЯтТИЯ производия-
тельности общественного хозяйства, повы-
шения его товарноети и улучшения куль-
турно-бытовых условий колхозникою.
	Между тем опыт показывает, что не
все колхозы в одинаковой мере успешно
используют предоставляемую государетвом
помощь для похема общественного хозяй-
ства. Успешно развиваются, как правило,
крупные колхозы, общественное хозяйство
которых неуклонно идет в гору. Нарялу с
полеводетвом такие колхозы в состоянии
развивать крупное общественное животно-
волетво и различные вспомогательные OT-
расли хозяйства. создавать подсобные пред-
приятия, накапливать необходимые сред-
ства для строительства хозяйственных,
кУлЬьтУрно-бытовых помещений, жилых до-
MOB для колхозников и производить дру-
гие капиталовложения.

Мелкие колхозы. наоборот, не имеют
возможности использовать всех преиму-
щеетв крупного коллективного хозяйства
й. в первую очередь, преимуществ механи-
зации труда, широко применить достиже-
ния науки, а также правильно сочетать
отрасли хозяйства. В мелких колхозах
основные средетва незначительны, Напри-
мер. проверкой большой группы колхозов в
	Ярославской области было установлено,
	Жизнеспособность колхозного строя, пре-
нмущества крупного воцизлистического
сельского хозяйства © особой силой прояви-
лись в годы Великой Отечественной войны
й в послевоенный период. Вюлхозы в пе-
риод войны бесперебойно енабжали Совот-
скую Армию, население городов продоволь-
ствием и промышленность — необхолимым
сырьем. «Конечно, без колхозного строя,
— указывал товарищ Сталин, — без са-
моотверженного трудз колхозников и кол-
хозниц мы не смогли бы решить эту труд-
нейшую задачу».

Несмотря на огромный ущерб, причи-
ненный немецко-фашистскими захватчи-
ками нашему сельскому хозяйству, оно
блатодаря колхозному стюю быстро вета-
ло на ноги. За короткай срок полностью
восстановлены разрушенные врагом  кол-
хозы, МТС, мастерекие, заводы. Малштинно-
тракторные станции в 1949 году выпол-
нили для колхозов тракторных работ на
37.6 млн. гектаров больше. чем выполняли
в довоенное время. В текущем году МТС,
совхозы и колхозы еще лучше оснащены
техникой. чем в прелылущие готы.
	Б результате  самоотверженного труда
колхозников и огромной помощи сельскому
хозяйству со стороны большевистской пар-
тии ий Советского государства уже в 1947
голу был лостигнут довоенный уровень
урожайности зерновых культур. В 1948
году урожайность превысила  довоенную,
з валовой сбор зерна составил 7 млрд. пу-
дов — немногим менее  ловиенного. В
1949 году было собрано уже 7.6 млрд. пу-
дов зерна. то-есть почти столько. сколько
намечено по пятилетнему плану на 1950
rox. Валовой сбор хлопка, льна,  подеол-
нечника и картофеля превысил уровень
1940 гола.

Таким образом. наше сельское хозяйст-
во. опираясь на преимущества колхозного
	строя и пользуясь могучей поддержкой го-
	Создание и укрепление колхозного строя
является величайшим завоеванием совет-
ского народа, партий Ленина-—Сталина.

Под гениальным руководетвом товариша
Сталина наша коммунистическая партия
осуществила коренную перестройку сель-
ского хозяйства. Из раздробленного, мелко-
товарного индивидуального крестьянского
хозяйства в СССР созлано самое крупное,
высокопроизволительное, самое механизи-
рованное в мире социалистическое сельское
	хозяйство. С победой колхозного строя
открылись неограниченные ‘возможности
	для развития производительных Сил
сельском хозяйстве, для внедрения машин-

ной техники и применения достижений
Науки в земледелии.
	Товоря о преимуществах  врупного х90-
зяйства’ в земледелия. Яовариш Сталин
указывал: «Сила крупного хозяйства в
земледелии... состоит в том, что оно, это
крупное хозяйство, имеет возможность при-
менять машины. использовать данные
науки, применять удобрения, подымать
производительноеть труда в давать,  та-
ким образом, нанбольшее количеетво товар-
ного хлеба» (Соч. том 11. стр. 84).
	Преимущества крупного коллективного
хозяйства, оснашенного самой передовой
современной техникой, сказались в первые
же годы колхозного етроительства. Средне-
головой прирост продукции сельского  хо-
зяйства за 1932—1937 годы достиг 8,6
проп.. т. е. увеличился в десять раз про-
тив периюла ло коллективизатии. Товарная
продукция сельского хозяйства в 1938 —
1939 гг, в сравнении © 1926 — 1927 гг.
увеличилась по зерну на 353 проп.. по
хлопку — на 503 проц.. по сахарной
свекле — на 267 проц. по льну — на
239 проп, Таках темпов и масштабов раз-
вития сельского хозяйства не знала и не
может знать ни одна  капиталиетическая
	CT Pa nid.