вторник, № 193 (3606).
	15 августа 1959 r.,

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Актив. учится   [loTOoK приветствий
	Катяектив рабочих; специалистов п елу,
	жащих Обливского  зерносовхоза` Росту»
ской области;

‹з Водхозниды и! колхозники колхоза им
ни Молотова Закатальского района Asep.
‘байлжанекой ССР:

’ Трудящиеся  Мангистауского района

Гурьевской области Казахской ССР;

Исполком” Даугавпилеекого  городевом
Совета депутатов трудящихея;

Слушатели 4 «Б».кудеа, Гадячекого 16
`‘дагогического училища Полтавской обла,
ети,

Колхозники и колхознипы. колх08а, име
nu Шевченко  Зачепиловекого района
Харьковской области,

- Коллектив рабочих. и служащих валяль-
‘з0й фабрики” «Коопвалиром» гор. Харько-
ва;

Коллектив рабочих, служащих и инже-
нерно-технических работников строитель,
ства ШЩекинекого газового завода;

Учащиеся и. педагоги Краснодарского
учебного комбината подготовки счетных р4-
ботников;

Трулящиеея Малоярославецкого › райовз,
Калужекой области;

Коллектив работников Минского область
ного суда;

Рабочие, служащие и инженерно-техни-
ческий персонал Харьковской  межобласт-
пой конторы Главенаба Минмясомолирмь
CCCP; \

Коллектив работников Харьковском 06-
ластного финансового отдела;

Колхозники и колхозницы колхоза име-
ни Ворошилова, Зачепиловского  райола,
Харьковской области;

Коллектив работников лаборатории треть-
его цеха Бакинского  нефтеперерабаты-
вающего завода имени Сталипа;

Рабочие и служащие типографии «у.
хонский ударник»;

Коллектив медицинских работников ту-
беркулезной больницы № 3 Ленинекою
района города Ташкента;

Колхозники и колхозницы сельхозартели
имени Калинина, Олыкекого района, В
лынской области;

Коллекти» работников исполкома Ми.
корского районного Совета, депутатов тру
дяптихея гор. Ташкента;

«Сталинский путь», Никифоровекого р3йо-
на, Тамборекой области;

Собрание комсомольцев и молодежи м
pera Рассказово, Тамбовской области;

Специалисты сельского хозяйства 9:
морниковского района, Ростовской области;

Колхозники и  колхозницы — Колхо
«Ленинская Искра», Николаевского района,
Сталинградекой области;

Коллектив работников Республиканском
‘и Минского областного комитетов ДОСФАОТ
и Минского Военно-морского клуба;

Колхозники и колхоэзницы сельхозартели
«Путь Ильича», Шехманекого района, Там-
бовской области;

Медицинские таботники Бурят-Монтоль-
ской Автономной Советской Социалястиче-
ской Республики;

ни Кирова, Валковского района,  Хатьков-
ской облаети;

Кояхозники и колхозвицы сельхозате-
ли «30 лет ВЛКСМ», Олыкохого района,
Волынекой области:

Коллектив работников  Новосибирекой
промысловой артели «Красный рекорд»;

Офицеры, сержанты, старшины и воль-
нонаемный состав Управления Министерот-
ва внутренних дел Бобруйской области;

Коллектив работников финансового от-
ела Вирумаского ‘уездного исполкома %-
тонокой ССР;

(’езд.о уполномоченных  Платонозекого
райпотребсоюза Тамбовской области;

Учащиеся и учителя Яркуль-Матюш-
кинокой семилетней школы Усть-Таркоко-
го района, Новоси)ирской области;

Рабочие и служащие станции Тамбов-П
Московеко-Рязанекой ж. д.;

Рабочие и служащие Новгородекого гос:
рыбтреста, Облрыбаксотюза, Новгородском
@илиала Вниорх’а и Рыбебыта,
	(Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	помощниху определенный срок, в течение
которого тот обязан ©Яать зачет ва паю
самостоятельного вождения корабля 3
любой навигационной обетановке. Когда Я
впервые был назначен помощником №
один ‘из кораблей, то командир сразу #9
велел мие подготовиться к сдаче зачет #8
самостоятельное управление маневрами ко
рабля и установил для этого конкретный
срок.

Подготовка началась с изучения TATE
ческого формуляра и учебников по манев-
рированию.  Ироме того, я неоднократю
беседовал © инженер-механиком  корабая,
тлавным бопманом и стариной отделения
рулевых. От них я ‘почерииул ‘немало цен
ных сведений. Нажонец, настало ВЯ
сдачи зачета. Командир долго беседовал ©
мной, ставил задачи по маневрирования,
которые я тут же схематически решал #8
бумаге. Он требовал, чтобы я обладал 18
только. знаниями по управлению кораблем
вообще, а именно своим кораблем, В кот
нашей беседы он рассказал мне, как са
` Учился управлять кораблем, привел 1
сколько примеров из личного опыта.
через несколько дней мы вышли нё пра
THUCCKOS маневрирование,
	Перед тем, как передать мне убтравае“
ние кораблем, командир прэдупрелил, 91
бы я был внимательным, осторожных, 2%
рошо обдумывал каждый маневр. dares
оц стал давать вводные: «стать на br
ку», «стать на правый якорь», «отвар
ваться бортом к причалу» ит. д. Вначм
я немного волновался, допускал ошибки,
неточности. Виля, что кораблю опасное
не угрожает, командир не вусшивался
мои действия. Векоре я «почувствов?
корабль и начал маневрировать увереннее,
точнее. Через несколько дней я пражтиче
ски сдал зачет и по маневрированию 3
«боввых» условиях.
	Офицер всегда с благодарностью в
минает командиров, которые научили 6“
управлению кораблем. Однако  миом,
если не главное, зависит в этом деле of
самого офицера, от его настойчивости, тру
долюбия, от понимания. как можно ов
деть искусством маневрирования,
	Капитан 3 ранга Л, CbIPHUH.
	В связи © семидесятилетием товарища
рп. ина нтувететвия с сердечными
	Ч. В. Сталина приветотвия © сера * >
пожеланиями доброго здоровья И долт
лет. жизни теварищу Сталину прислали;

Колхозники И ГОлхоЗНиИПы колхоза име
Кирова Бабынинекого района Валужея

области; .
Torsone Mm колхозницы колхо3а WME
	го края,
Полхозники и колхозницы кол

Молотова Сабирабадекого района
танекой ССР:
	_Колхозники, и. колхозницы, колхоз, т
17 паоте‘еэла Зачелиловского района Харь-
	KORCKOH 001acTH 3
	тол. $ р ‘CHR
Колхозники и колхозницы колхоза име
о а о мые бана Бом
	Тельмана Селентинекого’ аймака
Монтольской АССР;
	Коллектив работников суда и проку во-
о толи та Зана ТЮМРНСКОЙ обла-
	туры Кондинокого района

сти;
Трудящиеея Старо-Ваз:
маильской области;
	(тато-Казацкого района Из-
	на передовом опыте
	Основной Формой практической  Учебы.
секретарей комсомольских организаций У
нас являются постоянно действующие ©е-.
минары, проводимые раз в месяц в полит-
отделе флотилии. Готовясь в проведению
ссминара, политотдел изучает и обобщает
опыт двух-трех комсомольских организа-
ций и затем на этом опыте учит  5омео-
мольекий актив практике союзной работы.
	Олин из последних семинаров был пос-
вящен” обсуждению  опыта коусомольской
организании, где секретарем старшина 1-й
статьи. Горшемов. Эта комсомольская 0ф-
татизащия часто проводит беседы, гром-
Ee WATRH, встоечи 20 зпатными лютьми со-
пиалистической промышленности,  экс-
вурени. :

Большое внимание комсомольская орга-
низация уделяет примерноети KOMCOMOIE-
пев на политзанятиях. Недавно здесь с0-
стоялось специальное собрание ›с. докладом
на тему «Комсомолец — отличник полити-
ческой учебы». Бюро оказало серьезную
помощь в подготовке к политическим замя-
тиям комсомольцу Деогачеву, который был
в числе отстающих, Устеваемость тов, Дер-
тачева в результате оказанной ему помощи

заметно повысилась.

С большим успехом прошло на корабле
открытое комсомольское собрание, посвя;
щенное теме «Наша великая Родина».
собранию были подготовлены карта, схемы
и диаграммы, показывающие экономическое
могущество страны социализма. С доклада-
ми на собрании выступили  Комсомольцы
Черевичный, Яковлев, Алтухов и другие.
Каждый из них рассказал о расцвете своего
фодного края, привел примеры самоотвер-
зкенного. труда советеких людей.

’ Семинар помог комсомольекому активу
перенять: опыт передовых ортанизакий и
применить его в своей практической рабо-
			Напитан-лейтенант М. ЧИНЕНОВ.
	Беседы депутата
	ВЛАДИВОСТОК, 14 августа. (Корр.
«Нрасного Флота»). В дни летней учебы
матросы и старшины боцманекой коман-
ты. корабля Н. добиваются новых успехов
в боевой и политической учебе. Возглав-
Ader эту команду ветеран корабля мичман.
Смеликов, зарекомендовавший себя одним
из лучших мастеров обучения и воепита-
ния подчиненных.

Тов. Смеликов — депутат Ленинского
районного Совета депутатов трудящихся
г. Владивостока. Он часто выступает пе-
ред моряками с беседами и раюсказами о
жизни трулящихея города, о заботе гову-
дарства 06 улучшении быта рабочих и
служащих.

Недавно мичман Смеликов рассказал
воинам корабля о развернувшемся во Вла-
дивостоке строительстве нозых — Школ,
	больниц, коммунальных здании.
		«Серьезные срывы
в творческой деятельности
театра Балтийского флота»
	Под таким заголовком 23 июня В
«Красном Флоте» была опубликована к®ор-
респонденция, Ууказывавшая на недостат-
ки в работе театра Балтийского флота.

Ran coosumia в. редакцию начальник по-
титуправления флота, коуреспонденция об-
сужлалась на собрании личного состава те-
атра совместно е активом кораблей и ча-
стей: Критика газеты признана справедли-
вой. В ходе обсуждения корреспонденции
были векрыты и другие недостатки в учеб-
но-воспитательной работе е актереким во-
стазом и в деятельности партийной орга-
низации театра.

Политуправлением флота приняты KOH-
кретные меры для улучшения работы те-
	атра.
			полготовка к зиме
		неотложная задача тыловых органов
	я *
стро овошей и обеспечила о ими воинов.
Опыт таких передовых интендантов о сле-
дует Беячески распространять, ставить их
в пример всем работникам тыловых ©-
танов,

К сожалению, есть еше у нас и такие
интенданты, которые недобросовестно отно-
сятбя к порученному им делу. Например,
тов. Исаев получил . большое количество
свежей капусты. Вместо того чтобы пюва-
ботиться © ее хранении, он передал часть
капусты другим организациям и взамен
	Е г а с

свежих овощей уже сейчав стал отпускать

личному. составу крупу.

Тыловые органы, командование частей и
начальники произволетвенных  прелприя-
тий должны своевременно подготовить К
зиме жилые помещения военнослужащих
и  вольнонаемных работников. Имеется
много примеров большюто внимания этому
важному делу; Приведем один из них. Под-
ведомственные работнику тыла офицеру
Петкевичу здания уже. подготовлены к зи-
ме. Произведен ремонт помещений, исправ-
лена и проверена отопительная система,
заготовлено и завезено в достаточном  ко-
личестве топливо.

Но так делается еще не везде. Наряду ct
многочисленными фактами хорошей подго-
товки к зиме жилых помещений  некото-
рые командиры и работники №90 не уде-
ляют должного внимания этому вопросу.
В одном из подразделений дома, в которых
размещен личный состав, не только не пох-
тотовлены к зиме, но и вообще плохо го-
держатся. Тов. Иванов халатно относится
к своим обязанностям, не бережет жилой
фонд. Наружные двери в домах раскрыты
настежь. Чего проще сделать пружины или
другие приспособления, закрывающие две-
ри! Но такими «мелочами» тов. Иванов не
занимается. В результате холод свободно
проникает в коридоры и на лестницы, а
затем и в квартиры. Топливом дома не
обеспечены. Вее эти серьезные недочеты
оказались возможными вследствие того, что
командир полразделения недостаточно тре-
бует от своих подчиненных проявления
подлинной заботы о нуждах личного с0-
става.

Перечиеленными здесь мероприятиями
BOBCeE не исчернывается подготовка к зи-
ме. Важно полчеркнуть то, что основная
  работа, в этой области возаожена на Opra-
ны тыла. Им должны по-делорому помогать
командиры частей и соединений. Вею под-
Готовкх к зиме нужно проводить по заранее
составленным и конкретным планам, © точ-
  ным указанием сроков выполнения работ.

В планах следует учитывать местные усло-
вия, использование местных сил и средств,
инициативу личного состава. .
	Болышую помощь в подготовке к зиме
могут оказать командованию, партийные и
комеомольские организации, ° Полезно на
бюро и собраннях специально обсудить
роль коммунистов и комсомольцев в этом
важном деле. От их изициативы, настой-
чивости, непримиримой борьбы с недоче-
тами многое зависит. Воммуниеты и ком-
сомольцы обязаны выступить .в Трали ак-
тивных помощников командования, доби-
ваться того. @тобы все было еделано ©вое-

временно и добротно.
	Зима не должна застать наши корабти
И части врасплох. А для этото нужно сей-
чае. не откладывая HH на один день,
	опрелелить. гле и что еще не сделано Add
	всесторонней подготовки к зиме, и немел-
ленно, взяться за дело. Этого требуют ин-
тересы боевой и политической учебы в
зимний период.
	Генерал-лейтенант М. КУМАНИН.
	редовиков учебы. Старшине 2-й статьи
Мягкову. старшему матросу Михесву, ма-
тросу Сидоренко присвоено звание отлич-
ников боевой и политической подготовки.
Котельпым машинистам тт. Валуйкину
Зарецкому за образцовую службу и отлич-
ные показатели в бозвой и политической
подготовке даны внеочередные  кратко-
срочные отпуска.
	ие нораблем
	эзимние месяцы в учебе военных моря-
ков занимают 060б0е место. В этот период
закрепляются результаты летней учебы,
приобретаются новые знания и навыки, за-
хладывается фундамент для следующей
летней кампании. Согласно Корабельному
уставу. боевая учеба на наших флотах и
флотилиях ведется крутлый год, и только
изменяются ее условия и задачи. А на ряде
наших мореких театров с наступлением зи-
мы не прекращаются и учебные ‘плавания
кораблей.

Успех боевой подготовки в зимние меся-
цы в вначительной степени завиеит от ма-
териально-технического обеспечения кораб-
лей и частей. Позаботитьея о создании всех
необходимых уеловий для учебы личного
состава нужно заблаговременно, и сделать
это должны в первую очередь работники
тыловых органов. }

Вее мероприятия, которыми должны уже
сейчас заняться эти работники, для более
удобного рассмотрения можно разбить на
две группы.

Первая группа охватывает вопросы пед-
тотовки к зиме производетвенных  пред-
приятий, складов, вепомогательных судов
и других средств, входящих в ведение ор-
танов тыла. От них завиеит своевременное
и бесперебойное  материально-техническое
обеспечение кораблей и частей. Вторая
группа мероприятий включает в себя соз-
дание таких уеловий жизни и учебы лич-
Horo состава, которые обеспечили бы ему
плодотворное решение задач боевой и по-
литической подготовки. Понятно, что все
эти мероприятия надлежит выполнять в
едином. комплексе.

Роль производственных предприятий
флотов и флотилий общеизвестна. От них
зависит поллерживание в исправном тех-
ническом состоянии кораблей. Но, чтобы
эти предприятия могли зимой бесперебойно
работать, нужно заранее утеплить здания,
‘застеклить окна. привести в ‘порядок еи-
стему отопления, вентиляцию, заготовить
и завезти топливо и Т. д,

Необходимость всех этих мер подтвер-
жлается многочисленными фактами. Ha
OTHOM из предприятий плохо отапливался

Hex, nie просупгивалась продукция. Иро-
изрРотительность труда здесь была HeBbI-
	сокой. Ио вот в этот цех дати пормальное
отопление. Просушка продукции, лимити-
ровавиная весь технологичеекий процесс,
ускорилась. Производительноеть труда в03-
росла в лесять раз. Повысилось и качество
Продукции.

Насколько важно своевременно позабо-
титьея о подготовке к зиме складов, в ча-
CTHOCTH жилкого топлива. показывает. сле-
дующий пример. На одном из таких скла-
дов векрыли для осмотра трубопровод,
идущий на раздаточный пирс, и своевре-
менне утеплить не успели. Наступили хо-
Лола. Вязкость подаваемого кораблям топ-
лива возросла. Вскоре в трубопроводе 00-
разовались пробки, и полача топлива пре-

_кратилась. Пришлось затратить  дополни-
тельные средства и усилия для приведения
трубопровода в порядок. Bee это, ecrecr-
венно. задержало снабжение кораблей го-
рючим.

Некоторые виды оружия на кораблях и
в частях требуют тшательной подготовки к
зимней эксплуатации, Уенех этой подготов-
ки зависит и от своевременной доставки на
склады таких материалов, как технический
спирт, специальные смазочные масла и
т, п. Потребность в них должна быть 3а-
ранее учтена работниками тыловых офга-
нов. Необходимо еще до наступления холо-
лов обеспечить корабли л части всем, что
требуется для правильной эксплуатации
	РАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 14 августа. (Аорр.
«Красного Флота»). Образцово обслужива-
ют вверенную им технику военные моря-
ки корабля Н. В этом году не было случа-
ев скисания и поломок механизмов. Or-
личное знание своего дела и заботли-
вый уход за техникой позволили лич-
ному составу почти в два раза увели-
чить ерок работы машин без ремонта, до-
	‚прежде всего те, кто работает на откры-
том воздухе.

флотилиях обеспечивается путем подачи

оружия и механизмов в зимних условиях.

Очень важно своевременно обеспечить
производетвенные предприятия теплой
одеждой для рабочих. Нужно так планиро-
вать вымачу одежды, чтобы ее получили

(охранение в ‘исправноети котельных
установок и вспомогательных. механизмов
на кораблях зимой на некоторых флотах и

пара и электроэнергии с берега BAN CO
специально выделенных для этого кораб-
лей-отопителей. Такие корабли нужно как
можно лучше использовать, особенно. там,
rie количество их невелико. Это означает,
что корабли-отопители надо своевременно
и правильно расставить в базах, привести
их в полную готовность кизамней эксплуа-
тации. Все эти мероприятия обязаны пре-
дусмотреть в своих планах штабы. и ты-
ловые органы.

_B течение зимнего периода идет подго-
товка щитового хозяйства. Ona может
быть успешно осуществлена лишь при
условии, что заблаговременно поданы все
необходимые материалы, тщательно спла-
нирована работа предприятий, изтотовляю-
щих мишени для учебных стрельб ко-
раблей.

Страна дает военным морякам все не-
обходимое для плодотворной боевой и‹ по-
титической учебы, Отеческая забота Co-
ветского правительства, большевистекой
партии и лично товарища Сталина о нуж-
дах флота обязывает командиров и полит-
работников, личный состав тыловых орга-
нов лучше удовлетворять нужды и запро-
сы офицеров, старшин и матросов, вести

pry работу так, чтобы она способствовала

повседневному укреплению боевой мощи

флота.

Создание нормальных  материально-бы-
товых условий личного состава — показа-
тель добросовестного отношения к своим
обязанностям работников тыловых органов.
От них зависит, чтобы теплая одежда и
обувь были выданы ва корабли и в части
своевременно, до наступления холодов.
Для этого нужно точно знать потребности

обслуживаемых кораблей и подразделений,
`  заранее и в достаточном количестве завезти

веши на склады.
Олин из важных вопросов подготовки К
зиме — заготовка и хранение свежих

- орощей. Флоту отпускаются свежие овощи
	высокого качества и в полной потребности.
	По-хозяйеки иепользовать эту важную ©9-
ставную часть вкусной и здоровой пищи
личного состава, — первостепенная задача
работников тыла.

Однако еще не везле тыловые  орга-
ны. а также командиры частей и их по-
мощники по  материально-техническому
обеспечению улеляют должное внимание
своевременной заготовке свежих овошей и
правильному их хранению. Они не учиты-
вают, что высокое качество овощей завл-
CHT OT хорошего состояния овощехранилищ,
которые нужно своевременно подготовить,
а кое-где и строить заново. 06 этом 060-
бенно важно позаботиться в тех подразде-
лениях. которые далеко расположены от
веновных продовольственных баз. Овощи
должны хранитьея на территории части.
Тогда отпадет необходимость перевозки их
по морозу, да еще на большие расстояния.

На флотах и флотилиях есть немало
примеров настоящей заботы © том, чтобы
свежие овоши все время включались в
пищу личного состава. Например, проло-
вольственная служба. возглавляемая ©фи-
пером Беляевым, сумела в течение дли-
	тельного вфемени сохранить выеское ваче-
	Военные моряки борются за экономию горючего
	‘биться экономии торючего и смазочных! редовиков учебы.
	Свой вклад в борьбу за экономию горю-
чего’ и ‘маеел. внесли ‘матросы отделения
коммуниста старшины 2-й статьи Жили-
на, старшина отделения трюмных маши-
нистов старший матрос Довгалев и дру-
гие опытные специалисты.

Команлование отмстило достижения пе-

материалов.

Работники потребительской кооперации
	Слонимеко-
	Шитгровского района Курской области;
	Коллектив работников связи U4
го района Варановичекой области;
	РЕ EE

Рабочие, служащие и колхозники Ври-
аа Поттера екай обла-
	ничанского района Днепропетровско
ети: ;
$
	Труляцгиеся Иловатекого района Сталин-
	гралекой области;
Коллектив работников Индусарской 01
торты «Заготскот» Азербайджанской ССР:
	Коллектив сотрудников J allibePp ee
врачебного ‘участка Белолуцкого района
	Вопоттиловгралекой области;
	Коллектив медицинских работников гор.
‘ртитамака;
Котзектив работников Азербайджанского.
	телеграфного агентства гор. Баку:
	Колхозники и  КОлхОЗНИЦЫ = ADNAN
имени В И. Ленина Кяхтинского аймака
	Бурят-Монгольской АССР;
	Коллектив таботников релаклии «№рас-
	ный маяк» Нижне-Амурской области;
	Трудящиеся Синельниковского района,
Днепропетровской области;
Коллектив учащихся, преподавателей.
	рабочих и служащих Ворочанекого сельхоз-
	техникума,
Рабочие, и, и инженерно-техви-

ческие работники Харьковской артели

«Харкоопстрой»; 2
	Коллектив артели имени ХУШ naprt-
с’езла гор. Сызрани;

Коллектив работников  Кузедеевской
центроберкассы Кемеровской области;

Коллектив работников Северном  льно-
треста, гор. Вологда;

Колхозники, рабочие и служащие Вол-
ковского сельского Совета Подлесновекого
района Саратовской области;

Члены колхоза имени Ворошилова  То-
каревекого района Тамбовской области;

Коллектив рабочих, служащих и специа-
листов сельского хозяйства Романовекой
МТС Ростовской области:
	Рабочие и служащие Мафтыновекого
сельсовета, колхозники,  колхозницы И
спепиалисты сельского хозяйства колхозов
«Поаеный путиловен» и имени Калинина.
	Ного-Анненекого района Сталинградской
	области;
Коллектив работников Харьковского пи-

шекомбината Горобиетитау
	Коллектив работников Харьковской меж-
	облэетной базы Союзопткультторг;
	ВКолхозники и колхознипы колхоза имени
Сталина Борисовского района Курской об-
	ласти,
	Волхоезники и колхозницы сельхозартели
	имени Воровского Близвецовекого района
Хапькорской области:
	Трулянтиеся Лозовекого района Харьков-
	ской области:
	Вюлхозники и  колхознищы ROTKOSd
«Киаеный ° поветанец» Зачепиловекого
района Харьковской области;

Члены  сельекохозяйственной — артели
	«Знамя коммуны»  Жерновского района
Сататовской области;
Коллектив рабочих и служащих Елхов-
ской МТС Куйбышевской области;
Колхооники и  колхознипы — колхоза
	KOMXOSa
аймака
	«Красное знамя»  Кулаоинского
	Бурят-Монгольской АССР’
	от ланного места. Перед тем, как подойти   и осторожность должен был проявить
	к причалу, мне следовало приказать Отдать
левый якорь. Прижимной ветер наглядно
подтверждал целесообразность такой меры.
Оттянувшиеь на якоре, корабль был бы
предохранен от ударов © причал и, кроме
того. облегчилаеь бы с’емка ео швартовов.
	Мне стали понятны мои отпибки. Я был
благодарен командиру за тщательный, под-
робный  разбор, за его советы и указания.
После этого у меня He раз возникали
недоуменные вопросы ’и я обращалея ©
ними к командиру. Он охотно ‘отвечал на
них и при каждом удобном случае разре-.
тат мне самостоятельное маневрирование.
	помощник командира корабля. ‘Вак только
погода стала ухулшаться, штурман посове-
товал ему переменить стоянкл, перейти в
	защищенное место. Помощник команхита,
не посчиталея © этим предложением, по-
налеялея на с©в0е умение управлять KO-
раблем. Векоре корабль стало дрейфовать и
нанесло на причал, у которого стояла
баржа. Отойти от нее без посторонней по-
	мощи корабль не смог.
	Самостоятельное управлен
	Несколько советов
молодому помощнику
командира корабля
>
	совпадать GC AUT NUE ea
рабля. :

Никогда нельзя упускать случая самому
управлять Манёврами корабля. На первых
порах может не получиться, скажем, пово-  .
рот на ‘новый курс или швартовка, В этих
случаях следует немедленно найти оптиоку
в расчетах и, если позволяют условия,
производить маневр сначала.

Вот как пришлось мне управлять Ко-
раблем впервые. Корабль стоял у причала
правым бортом. Шо сто нову и корме
вблизи находились другие корабли. Нам
приказали переменить  мбето о стоянки.
Команлир предложил мне самостоятельно
перевести корабль 5 другому причалу.
Меня явно смущала близость соседних ко-
`‘раблей. — как бы с ними не столкнуться.
Кроме того, ветер прижимал нас к причалу
и усложиял отваливание. Замечу кстати,
что наш корабль был не из быстроходных.

Но командир сказал: «Действуйте». Я
подал команлу отдать швартовы, неуверен-
но’взялея за ручки машинного телеграфа,
  поставил левую рукоять на «вперет ма-
 лый», & правую — на «назад малый», Во-
рабль медленно пошел влеред. Корма его
почему-то не отходила от причала. Даль-
нейшее лвикение могло кончиться уларом
по впереди стоящему судну. Я счел 3a
‘самое блаторазумное поставить ручки ма-
принного телеграфа на «стоп» и посмотрел
на командира корабля.

Он понял, что я не знаю, как действо-
вать дальше, и немедленно взял управле-
ние кораблем на себя. Команли» приказал
  завести Ha пал с бака конец так. чтобы.

корабль не Мог двигаться вперел. затем он.
	малый» и.
	Помощник командира корабля (на боль-
ших кораблях старший помощник) должен
чостоянно быть тотовым к тому. чтобы в
	любой момент заменить  командита. Он
обязан неустанно готовитьея в вышолне-
нию этой ответственной задачи.  пПользо-
ваться всеми ‹лучаями, чтобы изучить
корабль, освоить управление им.

Такие знания и умение приходят, разу-
меется. не сразу. Их приобретают путем
кропотливого и наетойчивого труда. Моло-
дым офицерам можно посоветовать овла-
девать самостоятельным управлением ко-
рабля в такой последовательности: сперва
освоить ето тактико-технические данные,
маневренные элементы, влияние на них
работы двигателей. действия ветра и те-
чения, а затем приобретать практиче-
ские навыки. кораблевождения.

Как же накапливать эти навыки?

Прежде  веего нужно внимательно
наблюдать за рееми действиями командира
корабля на мостике во время похода. Вот
вы увидели, что корабль начало выпол-
нять маневр. Постарайтесь глубоко  вду-
маться в лействия командира. понять их,
прелугалать ето дальнейшие намерения,
попробуйте сами мысленно разработать
следующий маневр. Наблюлая за команди-
POM. проверьте правильность евоих ‘ прел-
положений и, если они не совпадут с
действиями командира. то обязательно най-
дите свою ошибку. не стесняйтесь 0бура-
титься за раб’яснением ‘к опытному офи-
церу. . я

В свое время мне довелось служить
вместе. с офицером Кожухарь. Он отлично
управлял кораблем. Заступив на ходовую
	вахту. я весгла внимательно маблюлал за
	его лействиями и задавал себе вопрос: как
бы я сам вытолнил тот же маневр? Пер-
вое время мои прелположения оказывались
лалекими от истины. Я допускал. ошибки,
товорил © них стариим товаршнам. Они
помогали мне разобраться в причинах
моих промахов. Постепенно промахов ста-
	котда конец обтянулея, поставил  i>. a
рукоять телеграфа на «вперел средний»,
правую — на «назад средний».

В результате этих действий корма ото-
шла от причала влево. Вскоре корабль
стал почти перпендикулярно в линии при-
чала. Командир приказал отдать заведен-
ный Ha пал конец, поставил левую ‹ ру+
коять н» «назад средний», и корабль вы-
шел на середину тавани задним ходом.

Подходя к другому месту стоянки,
командир опять перелал мне управление и
предложил стать к причалу правым бор-
том. Манпены работали «вперед малым». Я
повел корабль под острым углом к прича-
лу. Метров за тридцать до него я застопо-
рил машины, дал команду «лево руля».
Корма быстрое пошла рираво. Не дойдя до
указанного места метров пятьдесят.  ко-
рабль прижался веледствие ветра к при-
чалх. Мне пришлоеь протянуться до места
стоянки при. помощи браштиля.
	После’ тивартовки командир вызвал меня
к ©6606 в каюту, На столе лежал чертеж
(ето сделал сам командир) и я увидело во
веех подробностях. что происходило” с ко-
раблем при моем первом и втором управ-
лениях, Командир полробно раз’яенил. что
в первом случае мне следовало сначала
завести на причал конец. Тогда корабль
при работе машин не двигалея бы вперед,
& разворачивалея. Я не учел и того, › что
малый или сретний ход вперед левой ма-
шины Beeria сообщит кораблю движение
втеред. несмотря на то, что правая маши-
на работает назад малым или, средним х9-
дом. Вель задние хола слабее передних. Из
дальнейптего рассказа. командира мне ста-
ли также ясны мои ошибки и при швар-
товке, Я не учел действия ветра, который
и прижал преждевременно корабль к при-
чалу. Да и подводил я корабль под елиш-
ком острым углом,

Затем командир указал, что перед тем,
как швартоваться. нало: всегда тщательно
	пролумать такие вопросы, как воздействие
	На колабль ветра и волн, быстрота отхода
	Старший помощник (вомощник) коман-
дира должен не только уметь управлять
кораблем в мирных условиях; но и в лю-
бой момент заменить комантира в бою. Это
	ee ee ee ee eee ete ee eee  ,

Boe это помогало мне овладевать управае-
‚нием кораблем.

уетавное требование обязывает офицера
‘повседневно совершенствовать знания,
  приобретать необходимый  пуактический
	кораблем в боевой
	опыт по управлению
	остановке.
	Управление кораблем требует исключи-
тельной внимательности и осторожности.
Bor our из примеров. Однажды мне по-
ручили перевести корабль в другое место.
Погола была свежая, а на корабле работа-
ла лишь одна машина. № указанному ме-
сту я подводил корабль носом, как и тре-
бовалось. У причала, прямо по kypcy,
стоял небольшой корабль. Чтобы остано-
вить движение я приказал в машину
тать залний ход, но она не сработала. Вю-
	О том, какое это имеет значение, гово-
рит один из ‘примеров, которыми так бота-
та история Великой Отечественной войны.

Командир корабля Н. офицер Шик
приложил немало CHAN к тому, чтобы
обучить своего старшего, помощника ис-
KYCCTBY маневрировать в различных ye-
ловиях боевой обстановки. Офицер Пи.
	Е чате аа От ат Е

рабль продолжал итти вперед, Тогда _— я ВенЬ с благодарностью воспринимал со-
приказал немедленно отдать 0ба якоря. Веты и указания командира, наетой-
Кетественно корабль потерял инерцию и ЧИво о учился управлять кораблем. Не-
	остановился, Готовность якорей в немед-
ленной отдаче и своевременное их ис-
пользование предотвратили столкновение.
	Ваких бы успехов в управлении кораб-
лем ни достиг офицер, ему не следует ки-
читься ими. Надо настойчиво Учиться,
неустанно перенимать практические Ha-
выки более опытных товарищей. Кичли-

вость и зазнайство ведут. к неприятным
последствиям.
	Охнажды корабль, которым временно ру-
ROBOT помощник командира. стоял в
порту на якоре. Вефер стал крепчать, по-
явился накат.‘ Корабль был высокоборт-
ным, имел большую парусность и одну до-
вольно слабую машину. Если прибавить,
что корабль располатал единственным яко-
рем, а грунт в этом месте слабо его дер-
жал. то станет яено, какую блительность
	обходимость этого очень скоро подтверти-
лась. В одной из боевых операций коман-
дир корабля был тяжело ранен. Тогла офи-
	цор  мибъиь втуцил в AV ede Oba OMB
устетино довел выполнение боевой задачи
	TO конца.
	Прямая обязанность каждого командира
корабля -— < первых же дней вступления
помощника в должность принять вое
меры для его обучения управлению кораб-
лем. Такая учеба должна быть системати-
ческой и продуманной. Вначале ему сле-
дует лично убедиться, что офицер хорото
‘освоил тактико-технические данные и ма-
невренные качества корабля. Затем, пору-
чая помощнику управление кораблем з

простых, & потом в сложных условиах
	командиру надо требовать точного выпол-
	нения мазевров,
	Командир корабля должен установить
	новилось все меныйе, мои наметки начали! дал левой малине ход «вперед