5 сентября 1950 г., вторник, № 211 (3624)
	КРАСНЫЙ
				Марксистско-ленинская
учеба слушателей академии
	Опыт живого общения премолавателя cy
слушателями дал. много положительного
(0б этом полезно напомнить тем преподава,
телям. которые ечитают своей  обязанно.
стью лишь прочесть лекдию и указать yO.
полнительные материалы, а оказывать по
мощь и направлять самостоятельную py.
боту слушателей считают для себя, необ.
знгельны м.
	Выявились и существенные недостатки,
Многие слушатели, например, готовясь г
семинару, заранее составляли по одному
из вопросов подробный письменный ответ,
и потом его механически зачитывали стр.
буны. Подобный метод, по-моему, неверен,
Такой семинар вместо живого обмена мне.
ниями и закрепления усвоенного превра-
щаетея в довольно неинтересное, не вызы.
ваюнее вопросов и выетуплений чтение
своих записей. Вее последующие  доклат.
чики не следят за тем, что говорит пер.
вый, так как они сами в это время гот
вятея читать ©вои тексты,
	В постановлении ЦЬ БЬб) «0 поста.
новке партийной пропаганды в связи CBE
пуском «Краткого курса истории ВЕ)»
от 14 ноября 1938 г. сказано: «Семинар
не может быть местом для «накачивания»
пропатандиетов. Занятия в семинарах
пропагандиетов надо постазить таким 9
разом, чтобы была обеспечена  творче.
ская работа каждого участника семина-
ра, велось ‘живое обсуждение теорети-
ческих вопросов, чтобы была обеспечена
товарищескал дискуссия по’ теоретических
И метолическим вопросам». Ми кажется,
что это имеет прямое отношение и к в^-
игим семинарским занятиям в академия,
Однако преподаватели кафедры. почему-м
считают чтение на семинарах своих запи-
сей нормальным явлением, несмотря на т,
Что этот мютот приучает слушателя on
	`‘речать на поставленные зопреы толь’
	по конопекту, по бумажке.
	Недавно в нашей академии Проходил
семинар по. курсу «Диалектический и
‘исторический материализм». На обсужде-
ние была поставлена тема  «Маркеизу-
`ленинизм 0. войне». Слушатели показали
хорошее усвоение материала и проявили
‘фольшую активность. В заключение вы-
ступили преподаватели и начальник  1По-
литотдела, которые дали высокую оценъу
успеваемости слушателей.

Марксистско-ленинскому образованию
‘слушателей командование академии и
‘парторганизация и раньше уделяли много
`внималтия. Но недостаток заключался В
TOM, что больнгинство слуанателей стреми-
`лоеь облегчить изучение предмета. Они
‘подыскивали обобщенные и меньшие по
`‘об’ему материалы, за основные произведе-
ния классиков  марксизма-ленинизма He
изучали.

Опубликованные в печати труды
‘товарищь Сталина «Относительно маркоиз-
ма в языкознании», «К некоторым вопро-
сам языкознания» и «Ответ товарищам»
‘со всей остротой еще раз показали  слу-
шателям жизненную необхолимость самого
глубокого изучения трудов классиков
маркеизма-ленинизма. Для всех нас стало
понятным, что только заучивать отдельные
положения нельзя, а нало учиться пони-
‘мать существо вопроса. пользоваться зна-
ниями в своей практической деятельности,
уметь применять марксизм-ленинизи К
вопросам военно-морекой науки. Это по-
могло многим товарищам улучшить ©в06
отнопение к преподаваемым в академии
дисциплинам и серьезней изучать ‘труды
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Положительно сказалось на качестве
маркеистско-ленинской полтотовки изуче-
‘нио слушателями всего рекомендованного
` материала как обязательного, так и допол-
‘нительного. Малериал  конспектировалея
‘индивидуально каждым слушателем. Ши-
‘роко использовались консультации на
кафедре. Затем слушатели собирались
группами по 5—6 человек и в форме жи-
вого обмена мнениями обзуждати изучао-
мые вопросы в соответствии с программой.
Такой метод дал возможность каждому
слушателю еще глубже усвоить материал
и определить, какие вопросы темы оказа-
‘лись у него недоработанными. После соб°-
‘седований все не совсем ясные вопросы
выноенлиеь на групповую консультацию.

Глубоко и полно изучая вопросы, вклю-
ченные в программу, некоторые офицеры
самостоятельно обобщили материалы по
отдельным темам. Так, например, TOR.
Савенко систематизировал материал па
‘тему: «Сталинекое учение о резервах». В
процессе разработки темы тов. Савенко
помогли товариши. В итоге на семинаре
доклад тов. Савенко получил всеобщее
Г одобрение. Некоторые слушатели, исполь-
‚ зуя приобретенные знания по основам
 маркеизма-ленинизма, взялись за перера-
‘ботку отдельных печатных лекций по

другим дисциплинам,  исправлля в них
неточные и устаревшие положения. Этим
они помогают кафедрам создавать учебные
пособия, отвечающие требованиям совре-
менности.

Успенгному усвоению программы способ-
ствовала также активность преподавателя
  ТОВ. Жаковнипкова и начальника кафедры
‘тов. Чапуркина, которые часто приходили в
‘аудитории в часы самостоятельной работы
‘слушателей, больше ‘общались с ними,
‘узнавали их пожелания, вопросы. Особен-
‚но полезными оказались советы о том, что
является главным и основным в том или
ином труде, на что нужно обратить 0собое
внимание, что и как конспектировать,
	Благодарность
3а образцовое выполнение
Задания
	В этом полете лейтенант Цыганков вы-
работал мотороресурсы. Совершив посадку,
он сказал, обращаяеь в авиамеханику Бе-
логлазову:

—* Вот и отлетались. Завтра получайте
мотор; приступайте к ©’емке старого...

Командир экипажа ушел © аэродрома.
Зачехлив самолет, собрались уходить © по-
ля звиамеханик. Белоглазов и моторист
Отрижак. Однако отлохнуть в эту ночь им
не пришлось. Вомандир подразделения при-
казал лейтенанту Цыганкову участвовать
во вскоре намечаемых учебных  поле-
тах. 910 означало, что авиамеханик
Белоглазов должен был за ночь снять ета-
рый мотор, поставить новый. опробовать
erm и к утру полготовить машину к полету.
	У тов. Белоглазова немалый, в том числе
и фронтовой, опыт работы на материальной
чаети, и`его не пугали трудностя. Другое
дело—моториест Стрижак. После напряжен-
ного дня он выглядел усталым. ‚Старшима
Белоглазов предложил ему:
	— Может быть. вы пойдете отдыхать,
	а я попрошу себе в помошь свежего чело-
	века?

раясь па коллектив
	быстро и хорошю решить любую из постав-
ленных перед подразделением задач.

Знакомиться с подчиненными лейтенант
Сухарев начал е их личных дел. в чает-
ности с карточек взысканий и поошрений,
Ето удивило, что последние записи в них
были почти полугодовой давности. Неуже-
ли ва все это время никто из матросов и
старшин не имел ни поотирений, ни взы-
сканий? Недоразумение выяснилось, когда
в конце папки Сухарев нашел  лиеток,
вырванный из блокнота. На нем рядом с
фамилиями некоторых матросов и стар-
шин карандалюм было написано’ «Об’яв-
лена благодарность такого-то» (все даты
псошрений совпадали с праздниками), или
«такого-то числа об’явлен выговор».

Ул:е по одному этому факту можно бы-
ло сделать вывод, что в диециплинарной
практике прежнего командира были вуше-
ственные недостатки. Но лейтенант Су-
харев постарался глубже вникнуть в TO,
как применялись до. него взыскания и по-
ошрения. Офипер установил, что вокруг
каждого из них не велось никакой мас-
совой работы. В результате дисниплинар-
ные меры в известной степени потеряли
свое значение. Требовалось повысить роль
каждого, взыскания и поошрения, сделать
их более весомыми. Лейтенант Сухарев на-
Wal именно с этого, Мало того, что по-
ошрение или взыскание обязательно 0б’яв-
лялось личному составу на вечерней по-
верке, он постаралея сделать. так, чтобы
оно становилось предметом общественного
внимания. 0 проступке наказанного матто-

са велась речь либо на комсомольском, лябо!

на общем собрании. Виновник, сурово овуж-
дался товарищами. Получившему  благо-
дарность воину посвящались статьи в стен-
ной газете или в боевом листке. Такой воин
при всяком улобном случае ставилея в при-
мер сослуживщам. Постепенно воспитатель-
ное значение поошрений и взыеканий повы-
HOCH.

Дейтенант установил и второй сущеет-
венный недостаток в работе евоего пред-
шественника: он не опиралея на старигин,
Они ничем не выделялись срели ряхового
состава и их влияние не ощущалось.

— Да как от меня этого можно требо-
вать, — сказал Сухареву в одном из раз-
говорюв старина 2-й етатьй Ткаченко. —

’ вотда у Нах ло этих Нор никакого разли-
	чия между матросом и статяниной не бы-
ло? Назначают, к примеру, на работу. 06’-
являют: «Идут Колесов, Иванов и Ткачен-
ко». Даже кто старшим идет, не скажут. А
	 Ивачов —= это ученик. Колесов — матрос.
	я — старшина. Важетея, это мелочь? Но
если она становится системой, то это плохо.

Тейтенант Сухарев понимал, что Ткачен-
ко прав. Действительно, в подразделения
мало заботилиеь 00 авторитете старшин. В
первый  Же день ‹ увольнения несколько
матросов прямю обратились к, тов. Сухареву
© просьбой отпустить их Ha берег. Ответ
командира удивил их: он сказал, что уволь-
нение будет проходить только через стаф-
нпин. В свою очередь, старшины были так-
же немало удивлены, когда, проверяя заве-
дырания, лейтенант за каждый недостаток,
спрашивал в первую очередь не с матроса,
а со старшины, Раньше здесь такого не
бывало.

— Это плохо. что так не бывало.-—<ка-

зал однажды Сухарев. — Вот Корабелыный
устав, послушайте, что здесь написано:
«Командир отделения обязан...  тверлю
	онать ВФ всех деталях свои ваведываемые
части, содержать их в полной исправноети
и чистоте и соблюдать все правила ухода
за ними». Устав есть закон, и его надо
ТОЧНО ВЫПОТНЯТЬ.
	Весьма смущенными чувствовали себя
старщины и на первом созещании, которое
проводил Сухарев. Он рассказал 0б очеред-
ных задачах, которые предстояло решить
подразделению, и плетложил высказаться.
	Ка ЛУЧШе, На их взгляд, можно эти зада:
	В кубрике, гле шло комеомольское с0д-
рание, было тесно. Матросы и старшаны
в чистом рабочем платье заняли вое; бан-
ки, а некоторым из них пришлось
устроиться на боковых койках. }
	Быступавпгих было много. Люди говори-
ли страстно, < задором, нисколько не
боясь затронуть самолюбие своих товари-
щей. Было видно, что слава» передового
нохразлеления никому не векоужила голо-
вы. Выетупавшие. меньше всего. говорили
06 успехах. Одни указывали на недостат-
ки своих товарищей. Другие давали слово
сделать все, чтобы работать и служить
еще лучше.
	В уголке кубрика, внимательно слушая
каждого из выетупавших, сидел  мололой
офицер. Словно полбадривая ораторов, он
о хмурилея, то улыбалея. котла слово,
сказанное матросом или старигиной в адрее
кого-либо из своих лрузей, было особенно
метким.

Когла собрание закончилось, лейтенант
Сухатев, изменяя своей постоянной немно-
тословности, возбужденно говорил:

— Что вы скажете?.. Правда, мололцы?..
Ла, с таким народом всякое дело по плечу!
Это же не люди, а золото. Дороже золота!
С ними чуветвуешь себя в десять раз
енльнее. _ +
	В этой вот влюбленности в люлей, в
тражетии к коллективу и в вере в’ него
надо искать «ключ» к успехам мололого

офинера. сумевшего вывести свое подраз-
деление в число передовых.
	Вютла лейтенант Сухафев был назначен
командиром этого полразделения, он не
мог похвастаться большим стажем службы.
Празла, после окончания училища он успел
оелужить на одном из, кораблей, приоб-
рости некоторые навыки в управлении
боерой техникой, в. воспитании подчинен-
ных. Олзако лейтенант считал, что всего
этого недостаточно, тем более, что подраз-
долетие, которое ему предетояло’ принять,
не отличалось особенной дисциплинирован-
ноетью W BbIVUROH.
	в’ беседе е Сухаревым старший начальник,
— но вы не юбратили внимания на, такую
деталь: несколько месяцев назад это пол-
разделение не считалось отетающим, хотя
личный состав был в основном тот же. Так.
в чем же следует усматривать причину
этого отставания? Мне кажется, что. не св
люлях... ,

Лейтенант Сухарев и сам понимал, что.
приглина отставания подразделения не в том,

— Раши опасения понятны, — a

что там собрались «плохие» люди. Очевид-.
но, были промахи в работе прежнего»
команлира. Но в чем они заключались? Что.
нало слелать, чтобы восстановить былую.
славу подразделения?
	— Прежде всего отказаться от мыели
«перевернуть» все сразу, — посоветовал.
заместитель командира по политической
части. — Иначе вы неминуемо наделаете
еще больших ошибок. Не сленга разберитесь
BO всем и постарайтесь найти ‘дейетви-
_ тельные причины, которые мешают под-
разделению итти вперед. Это во-первых.
Во-вторых, постарайтесь быть ближе к
личному составу. Вы — офицер. Имеете
высшее образование. Но не пренебрегайте
возможностью посоветоваться с теми, кто
пе имеет вашего звания и образования.
Всегда помните замечательные слова, ека-
занные товарищем Сталиным на, совещании
стахановцев в 1935 тоду: «Стало быть,
мы, руководители партий и правительства,
должны не только учить рабочих, ни
учиться у них». Применительно к нам,
Это означает: мы должны не только учить
подчиненных, но и учиться у них. И, на-
конец, пгире используйте помошь комео-
мольской организации, старигин, отлични-
ков боевой и политической подготовки. Они

— ваша, опора. Вместе с ними вы сможете
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ $ФлО-
ТИЛИЯ, 4 сентября. (Корр. «Красного
Флота»). Офицер Пинчук недавно команду-
ет котабельным — подразлелением. He-
	чи решить. Правда, смущение старигин бы-
стро прошло, и Сухарев получил от них
много ценных советов.

Подобные совещания молодой офицер на-
чал проводить регулярно. Значение их’
‘можно оценить на следующем примере.
Вепомотательные механизмы выработали.
свою норму, а пля завершения ‘плана боевой
учебы предстояло еще решить порядочное
число задач. Как здесь быть? Этот вопрое
комантир поставил на обсуждение ctap-
шин. И они подсказали выхол. Опытные
специалисты указали на практические
возможности продлить сроки работы  вепо-
могательных механизмов без какого-либо
сушественного ремонта. Возможности были
использованы. В результате. к настоящему
времени эти механизмы отработали ‘уже
вторую «норму» и продолжают безотказно
работать.

Ночувствовав свою личную ответствен-
ность, доверие к себе, осознав свою роль,
старшины ‘все’ больше и больше ста-
новилиеь действительными помощниками
офицера. в укренлении воинской дисципли-
ны, в обучении и воспитании личного со-
става.

Неоценима помощь, которую оказали и
продолжают оказывать молодому офицеру
партийная и комсомольская оотанивапиии,
	Кюмеомольцы, составляющие добрую по-
ловину личного состава полразделения, ру-
ководимые партийной организацией, не на
словах, а на деле являются передовиками
боевой и политической подготовки. Луч-
шие специалисты  старнгина 2-Й статьи
Курашев. старшина 1-й статьн  Шокин,
матрос Иванов и другие — комсомольцы.
Они — в числе передовиков, в чиеле луч-
ших. Комеомольцы не останавливаютея на
IOCTHIHYTOM, продолжают настойчиво г9-
вершенствовать свою воинскую выучку.
Свидетельством тому может служить хотя
бы тот факт, что за. послетлнее время число.
отличников боевой и политической подго-
товки среди комеомольцев подразделения
возроелю почти влвое,

Вомсомольцы помогают в учебе и евоим.
товарищам, Пришел в подразделение матрос
П. Иванов. Заботясь о том, чтобы on быстрее
вошел в дружную семью моряков, лейтенант.
Сухарев обратилея за помощью к комео-
мольцам. Бюро комсомольской организация
поручилю старигине 2-й статьи Штунь ло-
полнительно позаниматься с Ивановым по
специальности, Старшина 1-Й статьи Шо-
БИН познакомил его с историей подразде-
ления. Комсомолец СОтовповой помог ему в
политической подготовке. Теперь матрос
Иванов имеет уже несколько благодарное
стей за успехи в боевой подготовке. Стат-
ний матрос Колесов отставал в политиче-
ской учебе. На помощь ему пришел ком-
сомолец Миропниченко, и Колесов стал
учиться столь же успешно, как и това-
риши.

Комеомольцы выступают организаторами.
спортивно-массовой работы. Личный состав
полразделения сдал нормы на значок ГТО
1-й ступени. Футболисты и волейболисты
вышли победителями в розыгрыше первен.
стра чаети.

Комсомольская юрганизация этого nor
разделения в числе лучших  организапий.
Военно-Морского Флола награждена По
четной грамотой ЦК ВЛКСМ.
	Недавно личный состав  полразделения
отлично едал одну из очередных учебно-
бюевых залам.
	— И они все же недовольны, = гово-
рит лейтенант Сухарев, имея в виду толь-
Ко Что закончившееся комсомольское собра-
ние. — Находят и у самих себя, и у то-
варепцей недостатки, которые мешают нам
добиться еще болыших успехов. В этом по-
стоянном стремлении вперед — наша сила.
	Мапитан П, ПРОШИН.
	(Корр. «Красного Флота»).
	Как ни устал в этот день тов. Стрижак,
HO OH попросилея выполнять работу.
	Успох работы зависел от ортанизации,
	НахотчивостТи и еноровки экипажа. Не те-
	ряя ни минуты драгоценного времени, Т98,
Бэлоглазов приказал старшине Стрижаку
снимать капоты мотора, отсоединять и де-
монтировать бензо- и маслопроводку, тяги
управления мотором и т. д.

Старшина, Белоглазов доставил к самоле-

ту аккумулятор, переносные электролампы
и нвобхотимый инструмент.
	ные лампы. Не обращая внимания Ha
теждь, тт. Белоглазов и Стрижак делали
свое дело. Ночью к самолету был доставлен
новый мотор, прибыл техник-лейтенант
Сорокин, ао ним в помощь еще отлин азиа-
	MOTODHCT. Техник-лейтеначт остался AOBO-
	лен тем, как механик организовал работу.
	К наступлению утра работа подошла К
концу. Авиаторы‘ произволили  послелние
	операции, готовя самолет к опробованию.
Уже при дневном свето техник-лейтенант.
‘Сорокин проверил, как выполнен монтаж.
		Проба мотора убедила его в том, что залание
было выполнено отлично.

К назначенному времени лейтенант Цы-
ганков испытал самолет в воздухе и также
поблатоларил экипаж за хорошую работу.
	Точно в срок лейтенант Цыганков 1020-
	жил командиру о том, что благодаря упот-
ному труду членов экипажа самолет готов
к выполнению задания.
	oa безупречное выполнение приказания.
	командира и проявленные при этом усердие
и находчивость командир подразделения
of’ SBMA экипажу лейтенанта  Цытанкова
	благодарность.
С. РЫБАКОВ.
	РАСТЕТ БОЕВОЕ
МАСТЕРСТВО
	ТИХООКЕАНОКИИ ФЛОТ, 4 сентября.
(Корр. «Красного Флота»). Военные моряки
корабля Н. добиваются новых успехов в по-
вышении евоих военных знаний, крепят бо-
евую готовность флота. Теперь при решении
Задач по боевой подготовке никого из чле-
нов экипажа Не удовлетворяют He только
поередетвенные, но и хорошие оценки.
Учиться только на «отлично» — таков де-
виз моряков этого передового корабля.

Похвальные отзывы заслужили мапейни-
сты. Во время похода они еберегли несколь-
	RO COT КИЛОГграммов топлива и лесятки Ки-г
	лограммов масла. Хоротю действовали также
электрики и тромные.

В третий раз за короткое время отличи-
лись подчиненные статшего лейтенанта Ба-
бочкина. Они хоропю решили очередную
учебную задачу, показали слаженноеть
и расторопность в действиях, их образцовую
работу отметили флагманекий специалист н
командир корабля.
	Слушатели, применяющие ‘этот мет.
	обычно ссылалтотся Ha TO, что они Re Ob-
лалают ораторекими способностями. Bera-
ет законный вопрос: что будет делать
такой офицер, когла ему будут задавать
вопросы на корабле или в части? Бежать
за» конспектом или постоянно носить е№ с
60б0й? В этом-то и заключаются качетни-
чество и заучивение отдельных положений
без глубокого понимания сущности в-
проса,
	Другим серьезным недостатком в п№-
полавании является, на мой вегаяд, слабая
увязка в0просов теории  марксизха-
ленинизма с теоретическими вопросами из
области военно-морекого искуоства и прак-
тической деятельности флотов, Этот недо-
статок присущ в одинаковой мере и лек:
торзм и слушателям. Нужно покончить ‹
ним как можно скорее.
	Глубокое изучение курса диалектиче-
  ского и исторического материализма, кро-
  мо повышения знаний в этой области, по-
ложительно сказывается на качестве всей
учебы слушателей. Недавние зачеты по
различным дисциплинам показали, что Te
товарищи, которые серьезно п глубоко
изучают юсновы маркеизма-ленинизма, тах-
` же успешно осваивают и другие диеципли-
ны, .Натлядным примером тому может слу*
жить отличная учеба юслушателей тт. (а-
BCHKO, а Самеонова, Грачина я мно-
‘гих других. Вывод из этото напрашивается
‘сам: повышать идейно-теоретический уро-
вень слушателей — значит, улучшать ка-
чеетво всей леятельноети офимеров флота.

Конто-апмирал В. ПРОЦЕНИО,
	ВЫСТАВКА О ГЕРОИЧЕСКИХ ПОДВИГАХ ЧЕРНОМОРИЕВ
	черноморцев в героической обороне  Сева-
стополя . 1941-—1942 г.г. и освобожденик
города-героя от Фашистеких захватчиков.
	Выставка наглядно знакомит военных
моряков и населёние торола с героической
борьбой советских воинов в голы Великой
Отечейтвенной войны.
	Севастополь.
	п МИХАЙЛОВ.
	Музей Черноморского флота оборудовал
в Севастополе на улице Ленина большую
витрину, на которой периодически будут
выставляться картины, фотографии, фото-
копии с исторических документов, расска-
зывающие о боевой истории Черноморекого
флота. К экепонатам будут даны  пояени-
тельные текеты.

Сейчас на витрине прелетавлены мате-
	риалыЫ, Посвященные участию MODAKOB-

1 ример честного служения Родине
	\Я ФЛ0-   подразделение выполнило © оценкой «от-
«Красного! лично» и вышло в число передовых.
	Такого успеха молодой офицер-комсомо-
достиг благодаря высокой требова-
	обучению. Передовым воинам подравделе-
ния старшине Калутину, старшим матро-
сам Баганову, Трифонову и другим об’яв-
лена, благодарность.

смотря на это. все учебно-боевые задачи тельности к подчиненным, правильному их

‘тавлять ни малеишей трещины. Вода 1аз-
рушила бы со временем все сооружение.
Грань со стороны верхнего бъефа покры-
ли ‘слоем асфальтобитума. Она оказалась
как бы одетой в водонепроницаемую (pv
НЮ.

Десятки тысяч ` кубометров пострадав
‘шего от взрыва бетона строители возвра-
‘тили в строй, применяя самые различные
‘методы лечения.
	июля 1944 тода специальная брига-
да, составленная из бригалиров бетонши-
	‘ков, заложила первые кубометры нового
‘бетона ‘в восстанавливаемую плотину.
Ipackonne Канцеляриет,  лечившей soe
	‘детище бурением ран, казалось, будто он8
живет вторую жизнь. Пятнадцать лет па-
зад она работала на Диепрострое бригали-
ром бетонщиц, укладывала своими руками
бетон по все блоки гилростаннии; Tort
‘между бригадами развертывалоеь невидан-
ное соревнование. Еще. большей emt ono
достиглю ‚теперь. На восстановлении пло-
тины строительный участок ‘правого 69рс-
га соревновался с левым берегом, бригады
бетонщихов соревновалиеь между ©09й,
монтажниками, землекопами и плотника-
ми. Соревнование рождало  неслыханные
рекорды. Крановый малуиниет Гераелотен-
Ко при бетонировании” плотины в первое ее
рождение за шесть часов сделал 104
пол’ема бадей © бетоном. Это был трудо-
вой рекорд времени перрой пятилетки на
‘строительстве плотины. Машинист крана
Леонид Комаров сделал 342 под’ема @-
дей 3a смену — рекорд  послевоенкой
‘сталинской пятилетки.

Тригорий Хижняк пришел на Лненро-
строй в самый разгар бетонных работ. Нз
‘стройке гремела слава бригад бетонщиц
Полины Шило, Акулины Безродной, Лизы
Недякиной, Дуси Орел, Паши Коробовой,
Маруси Орел и других. На досках показа“
‘телей соревнования их имена занимали
ведущее место, о работе возглавляемых
ими бригад часто писалось. в газетах. У,
юноши затрепетало сердие, захватило дух
и он ринулся ‘со своей бригадой бетон
‚ков точно в бой. Вскоре имя Григория
Хижняк появилось на доске’ знатных лю-
дей. Гришу это растрогало до слез В
1942 году еще 17-летнего подростка гит“

Огни возрожденной Днепрогэс
	М. ВЕЛИЧКО
	Специальный корреспондент
«Красного Флота»
		Бригала Григория Хижняка уложила по-
следний кубометр бетона. в кратере послед-
нето агрегата. Бригадир вывел на сырой
стенке свои инициалы как марку, озна-
чающую, что о он отвечает. за качество,
прочность и долговечность сооружения.

— Шабаш. хлопцы!
	Дюли вылезли наверх. ге у исполин-
	свого. паукататрегать   воПОПиливь, MOH
тажники.

Хижняк подмигнул Борисюку:

‚ — Теперь лело’ва вами..;

За фанерной стеной. отгораживаютщей
	последний монтирующийся агрегат, в свет-
лом машинном зале стоял равномерный гул
работающих турботенезаторов.
	— (Скоро запустим и этот. — прокри-.
	чал Борисюк. — 5 нас все готово, брига-
да бригале на пятки наступает.
	дело
	— Вуда потом думаешь податься?
— Не думал. Монтажнику везде
найлется.
	— А
Я
на учеб
ебу.
	на чудовищные разрушения. И тут, на бе-\
регах Днепра, родилась у народа мысль
написать письмо товарищу Сталину.

По всему Запорожью пошла грамота. в.
которой выражалась и боль народа за рав-
рущения, и радость за освобождение Днеп-
ра, и клятва в том, что энергетическо-
му сердцу Украины будет возвращена.
жизнь и на берегах великой реки вновь
засияют огни радости.

Вскоре со всех концов Советекого Сою-
34 к разрушенной плотине потянулись.
каменщики, плотники, бетонщики, земле-
копы, сварщики, монтажники, инженеры
и техники, узнавшие о решении правитель-
стра восстановить любимое детище, творе-
ние и тордость советекого народа. Люди
приходили на Днепр с Камы и Волги, из
Сибири, Урала и Средней Азии. Среди
желавших приложить срой силы на Дне-
прострое были старики. на груди которых.

‘сверкал значок «Днепрострой», получен-
‘ный за участие в сооружении плотины в
‘годы первой пятилетки: Были юноши и
девушки, колхозники и колхозницы  За-
\порокской области. не имевшие не толь-
	ко профессии, но даже самых элементар-.
	НЫХ 6ТИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
	левшие бычки, шла лодка. За ее кормой   волящую комеомольскую работу». Так, зна-.
	тянулея стальной трое, в лодке было пять чилюсь в ее путевке. но на Днепроетрое
		юношеи и девушка.
С берега молча следили за переправой.
Быстрое течение увлекало лодку к в0ло0-
	сливу, где’ Днепр, переливаясь через гре-
бень плотины, низверталея в безлну. Во-
	допад шумел, точно буря над тайгой, На-
легая на весла, сторожко поглядывая на
кипящий гребень, парни гребли. упорно
	прооиваяеь к бычку. Девупгка сидела за
	рулем. Вогла лодка ткнулась носом в 6бы-
чок, на берегу © облегчением ведохнули.
	— Отчаянный народ!
	Ане Лошкаревой пришлось возглавить 9д-
ну из многочисленных бригад по разбору
завалов. Это и была настоящая рукозодя-
щая работа. где тысячи людей показали
мастерство камоотверженного труда. В
глыбах бетона, связанных паутиной арма-
туры, в развалинах люди копошилиьь,
точно муравьи. Они носили руками, вози-
ли на тачках, подрывали толом, резали
	‘автогеном эти горы железа и бетона,
	Особенно чудовищными былиг нагромож-
дения на месте электростанции. Весь Ge-
тонный массив с агрегатами, металлокон-
струкциями, щитами и кранами силой

взрыва был поднят в воздух и ниовергнут
Торой обломков. /
	Автогенщики забирались на причудли-
вые качающиеся‘ натромождения и там, на
головокружительной высоте,  прицепив-
шись, словно летучие. мыли; резали иска-
леченную арматуру и’ фермы, Над строй-
кой день и ночь’ гремела ‘канонала. Это

саперы  трулового фронта, ‚руководимые
Анастасией Баландиной. сокоушали тотом
	10, что нельзя было взять ни киркой, ни
лЮмом.
	Чем больше ‘ расчищали плотину и
станцию от завалов, тем яснее станови-
лась картина варварского взрыва. Разуу-
	итения уходили глубокю под воду. Для
борьбы с паводками и для том. чтобы
	осмотреть детально все разрушения, CTDOM-
	УЕ AE UU 0 топать пй ПОТ ИЫ на-
сквозь шестнадцать отверстий в пять
квадратных метров каждое. Вода erpewn-
тельными потоками хлынула в эти дон-
ные отверетия. Водохранилище  обмелело.
Когла полностью обнажилиеь вее разру-
шения, строители. приступили к лечению
‘ран. Это был, кропотливый и тяжелый
‘труд. В поврежденных местах строители
‘перфораторами и буровыми станками про-
ке тысячи скважин, нагнетая в
них раствор цемента. Некоторые повреж-
денные конетрукции стягивали специаль-
ными корсетами ‘и заливали цементом.

ETB тысяч квадратных метров напорной
‘грани плотины от взрыва покрылиеь се-
	народа как бы пережило второе рождение,
в котором оно обрело еще большую мощ-
ность и красоту. Нелегко далось строите-
лям возрождение первенца еталинской пя-
тилетки. Восстановление” Днепрогэса, no-
лобно битве за Днепр, было полно герои-
ческих подвигов, борьбы и самоотвержен-
ного труда. Хижняк и тысячи других
строителей с гордостью веломинают о том,
какие пришлось одолеть трудности.
А вепомнить ееть 0 чем.
		vro была бригада Андрея Евграфова.
Вее они — парни и девушка — прибы-
ли на восстановленне Лнепрогэса © Урала
в чиеле первой полусотни строителей.
Чтобы начать работы, надо было налалить
сообщение между. правым и левым бере-
гами. Евграфов вызвалея натянуть тросы
между -уцелевшими бычками и проложить
мостки Hal бурляшщей безтной.
	1 мая 1944 года по подвесным мост-
кам прошли пешеходы. Зыбкие. качаю-
	‚ЩиеСЯ нал. пропастью, еловно люлька, пе-
	‘реправы, строители   прозвали евграфов-
‘скими  мостками. Сооружая эти мостки,
бригада Евграфова нашла на площадке
крайнего к правому берегу одиноко ето-
‘явшего бычка труп воина. павшего во
время штурма’ плотины  советекими вой-
сками. Возможно, это был один из той
‘группы емельчаков-разведчиков. которые
	1944 гол. На берегу Днепра. у плоти-
	ны етолли, онажив головы, люди © котом-
ками. Буйный ветер, неесший запахи ран-
‚ней весны, трепал их одежду и волосы.
 Люди стояли молча, словно окаменевщие.
Нодошла, Прасковья Ванцеляриет,
‘воплеснула руками, да так и застыла
  — Люди добрые! Да правда ли 10,
‘ЧТо я вижу?

Хижняк вышел на плотину. Впервые за.
	годы работы на восстановлении‘ Днепрогэ-
са. OH окинул вВзгляЯлом мастера результаты
	‚труда минототыесячного Боллевтива CTPOnTe-
	лей. реличеетвенное  гидротехничеекое
сооружение поднималось над Днепром в
сиянии бесчисленных огней. (Железобе-
		гонная луга ПЛОТИНЫ, точно PrDpY Ib
	ганта, сдерживала стремительное течение
реки. У левого берега шлюзовалиеь плоты.
	>. tL HSE
	т оолипованного розовым туфом
	машинного зала тлнулась паутина Powe
лов К открытой полетанции, Орла под-
	Провода
	хваченные ажурными  мачтами,
	шли через Хортицу в степи. № проводам,
точно кровь по жилам, текла жизнетворя-
шая энергия на шахты Лонбаеса и руд-
ники Криворожья. к домнам и прокатным
	станам. в гола и Ha HOAXOGH BIC поля.
	[  Ввзворван-
оккупантами
who. Заме-
	Строители подняли из руин B3
ные . неменко-фатиетекими ORK
плотину. Шлюз и электростанцию.
	чательное творение и гость светевого
	Тыеячи людей стекалиеь к плотине.
Стройтелям предетояле разобрать десятки
	В грулах развалин. точно обнаженные тысяч кубометров взорванного железобето-!в’юклябрьские ночи 1945 года перебра-
	MOCTH, торчали. изурюдованные железные
фермы, обломки кранов ий турбин. Только
плотина, израненная взрывом; но еще со-
хранившая евою форму, да лее мачт Ha-
поминали, что именно здесь стояла Днеп-

ровекая гидроэлектрическая станция имени
В И Ленина.
	Не такими оставила эти места Пра:
	лись По разрушенной плотине и обрезали
провода к колоссальному  варяду.  зало-
	„конному противником в Центре плотины.
 Строители позже извлекли сотню ПолУтон-.
	ных авиа00м0 и двалцать тонн тола. Кели
бы не подвиг разведчиков, взрыв этого за-
‘ряда до основания разнес бы плотину.
Уральцы бережно подняли тело воина и
переправили на правый берег, туда, ку-
да тот стремилея, не щадя жизни. Пав-

ero в боях за Лнепрогэе TODREeC TREHIIO

Похоронили Ha территории еТаНЦИиИи.
	Анна Лошкарева прибыла на стройку ©
	Южного Урала. Комсомольская организа-
	  и зу
Ha, почти столько же бетона уложить вновь
	в воестамавливаемые сооружения, демонтя-
‘ровать, а затем смонтировать отромиое хо-
 ‘тичеетво  металлоконструкций и оборудо-
	Звания.
	Стройка начиналась в неимоверных
трудностях военного воемени. Ветер еще
доноеил отдаляющуюся канонаду фронта.
Вокруг вее опустонил враг НЧичего не
	сковья, когла уходила от фашистской 9р- Вокруг все опустошил враг. Ничем не
ды. Лютый враг не пожалел ни красоты, было — ни жилья, ни строительных Ma-
ни усилий труда и разума советских лю- териалов. ни механизмов. Но трудности ле
	TCH. DCO оыло взорвано, все разрушено, испугали строителей. На берегах Днепра
CIOBHO в этом месте пронесся смерч И Пре-   начиналея. творческий созидательный труд.
	вратил все в DYHHDBI, Xadd.
	Буйноюе было в ТУ весну половодье.
	  Сухи и жестки‘ были глава запоожнев, Днепр ревел в развалинах плотины. Rh cte-
‘вернузшихея в родные места и гаядевших   редине реки, туда, где возвышались уце-

ция направляла бывшую заведующую из- тью мельчайших трещин, точно стазче-
бой-читальней комсомолку Аню «на руко-   ское лицо морщинами, но нельзя было ос-