7 сбнтября 1950 г.
		КРАСНЫЙ
	ест Советеного правительства
Правительству США
	ня пб американевим истребителям не от
крывал, & был сбит в результате беспри-
чинного нападения на него одинналиати
американских истребителей.

Советское Правительство категорическя
отвергает американскую версию и заявля-
ет решительный протест Правительству
США против преступления, совершенного
американской военной авиацией.

Советское Правительство возлагает na
Правительство США всю ответетвенноеть
за  престунные действия американских
военных властей, запятнавших себя эти
вопиюзиим нарушением общепризнанных
норм межлунарохного права. и наетанвает
на строгом  раселедовании и наказании
лип. ответственных за указанное  нападе-
ние. а также на возмещении ущерба, при-
чиненного гибелью экипажа 8 составе
трех летчиков и уничтожением советского
самолета.

Советское Правительство считает также
необходимым обратить внимание Прави-
тельства СИТА на серьезные  поеслелствия,
которые могут иметь подобные действия
0 стороны американских военных Bla-
стей». .

Посол ОТША г. Вэрк заявил, что амери-
канские вооруженные силы в районе Ти-
хого океана находятся в подчинении OOH,
что данный вопросе якобы должен раеемат-
риватьея в Организации 06’елиненных па-
ций; а не правительством США, и п
этим предлогом отказалея принять ноту,

A. Я. Вышинсекий указал г. Вэрку +
полную несостоятельность подобного моти-
ва, так как инцидент 4 сентября не имеет
никакого отношения к военным действиях
в Корее. Поскольку советекий самолет был
	сбит американскими Истребителями, от-
вететвенноеть за их действия лежит ис
ключительно на американских военных
	властях, действующих под контролем пра-
вительства СПА.

В тот же лень изложенная выше нота
Министерством Иностранных Дел CCCP
была направлена американскому — посоль-
ству в Москве.
	й экипаж
	- 6 сентября Министр Иностранных Дел
CCCP А. Я. Вышинекий принял Посла
США г. А. Кэрка и передал ему следую-
щую ноту, предварительно огласив текст,
поты:

«Правительство Союза Советских Co-
циалистических Республик считает необ-
ходимым на основании проверенных  дан-
ных заявить Правительству (Сюелиненных
Штатов следующее.

4 сентября в 12 чае, 44 мин. по мест-
ному времени двухмоторный самюлет воен-
но-воздушных сил СССР, не имевший ни
бомбарлировочного, ни торпедного вооруже-
ния, совершавший тренировочный полет
из Порт-Артура в район острова Хайян-
Дао, вхолящего в границы Порт-Артурской
военно-морской базы И находящегося
в 140 км. от берегов Вореи, без веякого
основания п повода был атакован и обетре-
JAH олиннаднцатью истребителями военно-
возлушных сил США, В результате атаки
советский самолет был сбит и упал горя-
щим в море, в 8 вм, южнее острова Хайян-
Дао. Свилетелями этого нападения амери-
ванских истребителей на самолет советеких.
военно-воздушных сил были два лругих
советских самолета, совершавших трени-
ровочный полет еовместно с погибигим са-
молетом, а также советский пост. службы
наблюления и связи на о. Хайян-Даэ,

Чтобы прикрыть это ничем не оправды-
ваемое нападение на советский самолет,
представитель США в организации 0б’ели-
ненных наций пустил в ход лживую вер-
сию 0 том, что советский самолет якобы
прошел над судном, осущеетвлявшим при-
крытие, и направился с явно вражлебны-
ми целями к центру соединения 0Об’еди-
ненных наций и якобы открыл отонь по
американеким истребителям,
	В лействительности же советекий само-
лет не только He проходил нал американ-
CKHM сулном, но и не приближалея к не-
му. нахолясь от него на расстоянии более
10 км.. и совершал, как уже было сказано
выше, тренировочный полет, никакого ог-
	Передово
	рот
	«На учениях
действуй,
как в бою»
	С таким вопросом на-днях проходило в.
нашем подразделении Комсомольское соб-
рание. К собранию комсомольцы тщалель-
но готовились — выпустили боевые лист-
ки, написали лозунги, призывающие лич-
ный состав учитьея тому, что потребует-
ся на ройне.

Собрание проходило оживленно. С содер-
жательным докладом выступил офицер Бу-
ззев. Интересным было выступление ком-
сомольца Конюхова, рассказавшего о пе-
редовых  матросах подразделения, точно.
соблюдающих требования инетрукдий.
Вместе е тем он критяковал комсомоль-
eB Лисютийа в Вартковекого, которые
допускают условности на занятиях.

-— В боевой учебе, — говорит матрос
Гусев, — я беру пример © комсомольцев.
Сафронова и Неклеенова, которые в любой
обстановке к вводным руководителя заяя-
тий относятся серьезно и действуют так,
как им пришлось бы действовать в нз-
стоящем бою.
	—_ Уупрощенчество и условности на 3за-
нятиях ведут к беспомощности в бою, —
сказал выступивиий в прениях коммуниет
Рирюков. Он поставил в пример матросов
Ходкина и Пенькова. Однажды в одном из
походов они в течение суток в условиях
штормовой поголы обеспечивали корабль
бесперебойной и надежной связью. Такую
стойкость они выоабатывали в себе в на-
	пряженной учебе.

Собрание обязало всех комсомольцев
быть примером в боевой учебе и при этом
строго  руковолствоватьея требованием
	сталинской военной науки -—— учиться то-
му, что потребуется на войне.
	В. HAYMUB,
секретарь ‚номсомольсмой организации.
	Бывшие моряки —
	студенты вузов
	ТИХООКЕАНСКИИ ФЛОТ, 6 сентября,
(Корр. «Нрасного Флота»), Воины частей и
подразделений Тихоокеанского флота часто
получают письма и телеграммы, в которых
демобилизованные моряки сообщают о ево-
ем поступлении в высшие учебные заведе-
ния. Многие из них закончили среднюю
школу и получили аттестаты зрелости
еще во время службы на Флоте.
	Матрос Скворцов пришел на корабль Н.
с семилетним образованием. Командование
поддержало стремление воина получить 0б-
разование и разрентило ему посещать ве-
чернюю ‘школу рабочей молодежи. Tos.
Скворцов учился в школе на «хорошо» и
«отлично». Ныне. слав также на «отлич-
но» конкурсные экзамены в Новосибир-
ский инетитут инженеров железнодорожно-
Го транепорта. он зачиелен на 1-й курс.
	Старшина 1-Й статьи Вореов. возглав-
ляя в течение последних двух лет первич-
ную партийную организацию  подразделе-
ния, успешно закончил срелнюю школу и
получил аттестат зоелости, Сейчае бывший
моряк — студент Хабаровского трачепорт-
вого ИНСТИТУТА,
	Следуя примеру старших товарищей,
многие матросы и старшины в этом голу
	поступили в вечерние общеобразователь-
ные школы.
	Инициатива
досфлотовцев
	Бригала проводников Южной железной
дороги— члены Добровольного общества co-
действия Военно-Морскому Флоту, назвала
поезл Москва-—Харьков «ДОСФЛОТ». Бригая
да, возглавляемая тов. Вовший, проводит
среди пассажиров большую  агитационно-
массовую работу.
	Военно-Морской Министр Советского
Союза адмирал Юмашев прислал железно-
дорожникам письмо, в котором одобряет
их патриотическую инициативу и желает
организации ДОСФЛОТ Харьковского резер-
ва проводников новых успехов в самоот-
верженном труде на благо нашей социа-
листичеекой Родины.

Молодые офицеры
обменитраются опытом
	тельно, матрос Мельников нарушал дис-
циплину при увольнениях на берег, отета-
вал и на политических занятиях.

Офицер релгил помочь тов. Мельникову.
Он начал чаше встречаться © матросом,
	‚бесетовать © нлм. помогать ему в поли-
	тической подготовке, в изучении «Арат-
кого курса истории ВАШ)».
	О первых успехах подчиненного тов.
Гайворочекий рассказал на собрании лич-
Horo — состава. Внимание ‘офицера, его
непосредетвенная помощь и забота 000д-
рили матроса. Тов. Мельников начал зани-
матьея  старательнее и ныне являет»
ся кандидатом в отличники. боевой и по-
литической подготовки. Свой рапорт © пе-
реходе в лругое подразделение” он вскоре
взял обратно.
	Большую помощь в воспитательной Da-
боте офицеру оказывают  коммуниеты и
комсомольцы. Коммуниеты  Аивенко. Ep-
маш. Шестеряков — прекраеные спецаа-
листы и высокодиециплинированные = M0-
ряки. Они воспитывают подчиненных
личным примером и большевиетским ело-
вом. Комсомольская организация на свопх
собраниях регулярно обсуждает вопросы
боевой и политической полготовки. вотро-
сы лиспиплины, Тов.’ Гайворонский часто
выступает € докладами Ha собраниях, при-
сутствует на: заселаниях бюро, всячески
помогает комсомольской ортанизатии.
	энание подчиненных, тесная Связь ©
ними, умение опираться в работе на паг-
тийную организацию — все это ‘дало воз-
можность офиперу Гайворонскому добить-
ся роста числа отличников. Среди подчи-
ненных ему матросов и старитин отлични-
ки учебы составляют 70 вроп.
	Опыт передовых воинов широко пропа-
гандируетея. Так, например,. отличникам
учебы тт, Кравченко, Давиденко и Прой-
тохину были посвящены специальные 69-
евые листки. Их опыт обсужлалея на кох-
сомольеких собраниях. Of успехах пере-
ховых моряков сообщалось в письмах в
HX DOTHBIM.

Много поучительного из опыта своей
работы е полчаненными расеказал на ©0-
	вешании и мололой офицер Суворов.
	— Будучи в училище, — сказал он,
—- я недостаточно уделял внимания при-
обретению навыков воспитательной рабо-
ты, думал, что по окончании училища
мне придется только командовать. “ Но,
начав командовать, убедилея, что главное
— это уметь работать © подчиненными,
обучать и воспитывать их.

Тов. Суворов встретился с немалыми
трудностями в практической работе. Моло-
дой офицер умело преодолэвал их, добивал-
ея того, что его подчиненные с честью вы-
полняли все задания командования. Тов.
Суворов раз’яснял войнзм необходимость
быетро и глубоко изучить технику, нау-
читьея ее эксплуатировать. Олновременно
ео специальной учебой прохолила и поли-
тическая. Матросы изучали «Краткий курс
истории ВКП(б)». Офинер добивался, что-
бы его подчиненные не отставали от ус-
тановленных ероков прохождения програм-
мы политических занятий.

В свободные вечера офицер Суворов op-
ганизовывал посещение личным составом
кинотеатра, несколько раз ходил © полчи-
ненными Ha экскуррии. В потразделения
проволили громкие читки газет, хуложе-
ственной литературы, беселы по текущих
событиям политической жизни стравы.

Благодаря большой заботе офицера
личный состав не отстал в учебе от сво-
их товарищей, Подчиненные тов. Суворова
приступили в выполнению задач по плану
боевой подготовки. И, несмотря на то. что
к выполнению плана было приступлено с
некоторым запозданием, вке задачи под-
разделение выполнило с хорошей оценкой.

— Личный состав. вверенный мне, —
	говорит офипер Суворов. — ДРУЖНЫЙ.
сознательный. Среди моих подчиненных
не было случаев нарушения воинской
	лиециплины. Напротив, Многие получили
поощрения. С такими воинами можно вы-
полнять любые, самые сложные задачи.

Совешание обогатило мололых офицеров.
Многие из них просили вомантование п9-
чаще собирать офицеров лля обмена опы-
TOM по отдельным вопросам их работы,
связанной © обучением и воспитанием
ПОЛЧИНеННЫХх. }
	Старший лейтенант И. ГРУНИИ.
	Существенную помошь в пропаганде
успехов передовиков учебы, удостоившихея
благодарноети начальника, могут и холжны
оказывать партийная и комеомольекая ор-
	гализации. На нашем корабле дла этой це-
	JH используются. боевые. листки. стеннал
газета. беседы и политинформации, собра-
ния IWUHOTO cocTaRa.
	В последнее время несколько 006вых
листков были  епециально посвящены
успехам старшего матроса Игнатенко и
старшины 2-й статьи Правливец. Здесь
подробно рассказывалось, как-эти товари-
щи добились успехов. Олно из зобраний
личного состава корабля было посвящено
службе мичмана Пейзнна, Больше пятнал-
цати лет елужит он на флоте и ни разу
не нарушил воинской дисциилины, В кар-
точке взыеканий и поощреняй тов, Пейзи-
на — десятки благодарностей и других
видов поощрения за примерную службу.
Выступавшие на собрании‘ матросы ‘и етар-
шчны благодарили мичмана за помошь, ко-
торую он оказывает им в изучении боевой
техники, говорили, что OH является для
них примером безупречного елужения Ро-
ДИНе.
	Эа, последние месяцы чиело отличников
боевой и политической подготовки на нпа-
шем корабле возроело более чем на одну
треть. У нас ва корабле. служат. такие вон-
ны, как старший matpoc Вриницкий,
заелуживший 20 поощрений, старций мат-
рее Марченко, у которого 18 поошрений.
старигина 2-й статьи Макарычев, имею-
щий 80 поошрений, в том числе — OT
командующего флотом. Эти товарищи вме-
сте © другими матросами и старшинами
составляют золотой фонх корабля, На них
раввяютея весе члены экипажа,
	Капитан М. МЕЛЬНИМОВ.

В леловой, непринужденной обстановке
проходило совещание молодых офицеров
в Н-ском соединении кораблей. Начальник
политотдела напомнил собравшимея цель
совещания и призвал их обменяться опы-
том воспитательной работы © подчинен-
НЫМИ.

Первым выестущил лейтенант Гайвороя-
ский. Это == грамотный, знающий вое
дело командир, хороший руководитель
группы политзанятий.

Офицер Гайворонекий . начал свое вы-
ступление е рассказа о том, как OH изу-
чает подчиненных. И это вполне понятно,
так как знание людей лает возможность
конкретно руководить воспатанием и 09у-
ченнем и правильно использовать с10609-
ности кажлого воина лля успешиого pe-
шения задач, поставленных перед подраз-
делением,

Свою работу в подразделении молодой
офицер и начале изучения личного соста-
pa. Краткую характеристаку кажлого пол-
чиненного он получил от евоего предите-
ственника. С матросами ем знакомили
также мичман Пиренко и старшины. Дехо-
вые качества, характер, наклонности и
способности каждого матроса и старигины
офицер изучал в процесее личного © ними
общения.

Повседневные беседы obanena   © полчи-
ненными сблизили его © личным составом,
Матросы и старшины начали ображаться
к офицеру и 1 вопровам изучения
спепиальности, и по вопросам  поли-
тической подготовки, и по личным вопро-
кам. Матоосы Попов. Воронан о и другие
знакомили его © письмами, полученными
из дому. Офицер старалея внимательно
отнестись к запросам каждого бойца.

Что дают повседневное изучение подчи-
ненных и забота офипера о нуждах и за-
просах каждого воина, ярко вилно на сле-
дующем примере, о котором рассказал тов.
Гайворонский. Сталмний малюе Мельников
подал ему рапорт с просьбой перевести его
в другое полразлеление. Офицера заинте-
реговало такое желание подчиненного. В
беседах с ним он постепенно выяенил. что
матрос недоволен тем, что товарини ечи-
тают его нетиспиплинированным. Дейетви-

Замечать м пропагандировать
успехи подчиненных

Мартемьянов усердно изучает евое завелы-
вание, не стесняется обращаться за по-
мощью к товарищам. В присутствии со-
служивпев матроса старшина похвалил
его п сказал в заключение:

— Только не ослабляйте усилий. това-
риш Мартемьянов.

Похвала начальника еще более воодуше-
вила матроса,
	Через некоторое время личный состав
выполнял одну из учебных залач. Матрое
Мартемьянов нисколько не отетавал от т0-
	варищей. Ему была об’явлена  благодат-
ность командира корабля.

Сейчае в карточке взысканий и по-
	GUILPCHHH тов, Мартемьянова записана не
одна благодарность. вынееенная етарши-
вой, помощником командира и командиром
корабля. Вею свою службу он старается
нести в строгом. соответствии © уставом, с
правилами корабельной службы.
	Ноошрение — действенное средство во-
инекого воспитания не только по отноше-
нию К тому, к кому оно применено, но п
ко всему личному составу подразлеления.
Все зависит от того, как поощрение выно-
ситея (это же можно сказать и отноей-
тельно взыскания). Нередко бывает, что
офицер, заметив усердие матроса или стар-
шины, похвалит его. Однако делает это он
в своей каюте, один-на-один < подчинен-
ным. В этом случае офицер воздействует
только на одного воина. Вуда больше поль-
зы получаелея, если матроса HAH CTap-
шину похвалят на вечерней поверке или
на собрании. Все матросы и етаршины по-
лучают наглядный образен, по которому
они могут равняться. Им как бы говорят:
	— Служите так. как служит он, и вы
тоже удостовтесь благодарноети своего на-
чальника. благоларности Родины!
	Ко Дню танкистов
	Педписываясь под Стоктольмеким Bos-
званием о запрещении атомного оружия,
экипаж нашего катера дал слово еще боль-
ше повысить боевую выучку, добиться то-.
го, чтобы все матросы и старшины стали.
передовиками учебы.

На катере шла кропотливая, напря-
женная Учеба. Матросы № старшины ис-
пользовали малейшую. возможность as
повышения свойх знаний.
	Особенно много дали морякам выходы в
море. С каждым новым походом все уве-
реннее выполняли свои обязанности моло-
ro боцман матрое Сафонов. пулеметчик
	старшина 2-й статьи Шербаков и другие,
	Б моторном отсеке вахту нес старший
матрос Курилкин -—— член бюро комеомоль-
ской организации подразделения, Он не
только сам показывал пример овладения
специальностью, но и вел за собой других
комсомольцев. Моторы катера в походах
действовали безотказно.

Летнее плавание явилось тревосхолной
школой боевой выучки моряков. Экипаж
слержал свое слово, данное при подписа-
нии СОтокгольмекого Воззвания. Приказом
командира все матросы и старшины кораб-
ля об‘явлены отличниками боевой и поли-
тической потготовки.
	Лейтенант А. ТУРНОВ.
	Воспитывая подчиненных. каждый
начальник должен уметь сочетать меры
стротого взыекания к нерадивым. недис-
пиплинированным воинам и пПоошрять
тех. кто проявляет усердие. Этого требует
Диспиплинарный устав.

Приходитея, однако. встречать офине-
ров, которые не оставляют без взыскания
ни одного проступка подчиненных, но вто
же время остаются совершенно разнолуш-
ными к их успехам. Эти офицеры обычно
оправдывают свои лействия тем. что они
якобы требовательны. Чиело взыеканий в
подразделении такого офипера растет, &
общее состояние воинской дисциплины 4
порядка не улучшается.

— Не понимаю. что можно еше сде-
лать? — < удивлением говорит такой
начальник.
	А удивляться здесь нечему. Применяя
только взыскания. офипер не выпелняет
требования Диспиплинарного устава, обя-
зывающего кажлого начальника замечать
не только нелостатки. но и видеть лосто-
инетва, успехи подчиненных,
	Можно показать Ha многих примерах.
	как матрое или старшина, убедившись. что!
	его усердие по служое остается незамечен-
ным, испытывает разочарование. теряет
уверенность в своих силах. С другой сторо-
ны, если начальник внимательно слелит за
повседневной службой подчиненных. отме-
чает каждый их успех, это’ становитея
стимулом для еще большего усердия мат-
Росов и старшин.
	‚ нам на корабль прибыл для продол-
жения боевой службы матрос Мартемьянов.
Здесь сон ветретилея ¢ новой для него
бозвой техникой и некоторой спецификой
в службе. Не весе сразу ему давалось. Но
старигина полразлеления заметил. что тов.

По материалам «Красного Флота»
	«ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ ФЛОТСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ»
	дения. Для устранения недочетов намечены
и претворяются в жизнь конкретные меро-
приятия. В сентябре будет излан альбом пе-
редовой строительной техники, применяемой
на показательных стройках Москвы. Вюро
технической помоши организует выезды
инструкторов стахановских методов трула
на флотекие стройки. Будет принят также
ряд других мер для успешного выполнения
важных залач, стоящих перед флотекими
строителями.
	Под таким заголовком 25 августа ©. г.
в «Краеном Флоте» была опубликована пе-
редовая статья. В ней, в частности, под-
вергалась критике работа учреждения, воз-
главляемого тов. ПГухиным.

Как сообщил в редакцию офицер Корбут:
статья правильно указывает на недостатки
в распространении среди Ффлотеких строи-
телей передовых методов стахановекого
труда. Статья обсуждалась на специальном
совещании работников указанного учреж-
	«О ПОДГОТОБКЕ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЗИМЕ
И НЕРАДИВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННИКАХ»
	наченное для детских яелеи, от жильцов
освобождено. Строители обеспечены необхо-
	димыми материалами, ремонт будет закон-
чен к концу сентября.
	Все отделочные работы во вновь вступив-
шей в строй ваенгекой средней школе за-
кончены своевременно, Активное участие в
подготовке этой школы к новому учебному
году приняли флотские комсомольцы.

Под таким заголовком в «Красном Флоте»
16 августа была опубликована корреспон-
денция о плохой подготовке к зиме  дет-
ских учреждений в Ваенге.
	Вак сообщил в редакцию начальник по-
литуправления флота, факты, изложенные
в корреспонденции, действительно ‘имели

место, В настоящее время ход подготовки.

детских учреждений к зиме взят. под по-
стоянный контроль. Помещение, предназ-
	воторых авиадесантных танках также в
начале 40-х годов. Облегчение работы эки-
пажа по управлению танком В. Д. Менделе-
ева, достигалось применением пневматиче-
еких сервоприводов, механизацией подачи.
В этом же проекте ‘впервые в мире было
предложено противоснарядное бронирование
ий диференцированная броневая защита лля
	танков. В. Д. Менделеев предугадал реше-
ние многих вопросов, которые в практике
	танкостроения были реализованы значи-
тельно позднее.
	В Ленинграде, за Невской заставой, в
селе Александровском на 4-й линии и по
сей день сохранился дом 102, в котором
талантливый русский конструктор В. Д.
Менделеев работал. над первым в мире нро-
ектом танка, Первый опытный образец тан-
ка («Вездеход») был окончен постройкой в
мае 1915 г.. в городе Риге. Он имел одну
широкую, гибкую гусеничную ленту, pac-
полагавштуюеся под днищем корпуса. Перед-
ний конец ленты был приподнят для луч-
шего преодоления препятствий. Поворот
осуществлялея < помощью двух колес,
расположенных в передней части маши-
ны, ло бокам гусеничной ленты, От пора-
жения ходовая чаеть защищалаеь фальни-
бортом. «Вездеход» имел двигатель ав-
томобильного типа и планетарную коробку
передач. На испытаниях, проводившихся
18 мая, 20 июля и 29 декабря 1915 г.
он развил скорость свыше 25 км/час. что в
3—4 раза превосходило скороетные дан-
ные зарубежных танков 1916—1920 гг.

7A
	Вще в период начала работы по поет-
ройке «Вездехола» (зима 1914—1915 г.)
все чертежи этой малины были отправле-
ны за границу. Как известно, первый анг-
лийский опытный танк был поетроен в
сентябре 1915 г., а первый танк М-1 —
в феврале 1916 г. В числе основных кон-
структивных особенностей первых англий-
ских танков бросается в глаза применение
специальных колес лля поворота танков,
под‘ем передней части гусенип для обесло-
чения повышенной <пособности преололе-
	ше, чем за границей, были созданы вее 0-
новные технические предновылки, без ко-
торых было бы невозможно создание танка.

Первое предложение о создании боевой
гусеничной машины, названной впослед-
ствии танком, было сделано в 1911 г. пе-
тербурлеким конструктером Василием Дмит-
риевичем Менделеевым (1886—1922 гг.)
	— младшим сыном знаменитого русского
ученого Д. И. Менделеева. В 1903 —
1906 гг. В. Д, Менделеев учидея в мор-
ском инженерном училище на кораблестро-
ительном отделении. В 1908 — 1916 rr,
работая в качестве конструктора, на петер-
бургеких судостроительных заводах (Вал-
тийский судостроительный и механический,
Невский и др.), он участвует в постройке
для подводных лодок двигателей мошно-
стью в 1000 л, с., изобретает «вентиля-
ционную регулирующую клапанную короб-
ку» для спасательного погружающегося
понтона системы Б. М. Журавлева, рабо-
тает тлавным конетруктором при составае-
нии для морского технического комитета
двух конкурсных проектов подводных л9-
док и т, Д.

Использование опыта русского военного
кораблестроения помогло изобретателю
разработать проект танка, смелость конст-
руктивных решений которого и по сей день
вызывает изумление, По проекту танк дол-
жен был иметь вее около 170 тонн, воору-
	жен 120-мм морекой пушкой и пулеме-
том, Броня; лоб — 150 мм, борта и корма
— 100 мм. Расчетная максимальная ско-
рость — 24 км/час, экипаж — 8 чело-
век.

Для предохранения механизмов транс-
миссия и ходовой части от вредного влия-
ния нагрузок, возникающих пря стрельбе
из пушки, было предусмотрено опускание
корпуса на грунт. Это достигалось приме-
нением пневматической полвески. Как из-
	вать препятствия. Эти факты  свидетель-
ствуют о знакомстве англичан с конструк-
цией «Вездехода» и о прямом заимствования

ими ряда технических решений у русских
инженеров. ,
	PwC TDG TCARERUCCHOH KROCHOCTH В
низкопоклонства перед заграницей воен-
ного министеретва парской России даль-
нейшие работы по совершенетвованию
«Вездехоха» не были провелены.

Над созланием проектов боевых машин
работало независимо друг от друга много
русских изобретателей. 17 марта 1915 го-
да Александр Васильев демонстрировал
техническому комитету Главного Военно-
технического управления молель боевой 1у-
сеничной машины, которая преололевала
канавы, равные по ширине И ее ллины, и
вертикальные препятствия. равные 14 ee
BRICOTHI. .

Технический комитет отклонил предло-
жение, сочтя «предлагаемое приспособление
г-на Васильева... лля военного веломства
неприменимым».

В 1915—1916 гг, на одном из заволов
в гороле Рыбинеке был разработан еше
один русский проект танка. имевший
слелующие данные: вес 20 т, вооружение:

7-мм пушка и пулемет, двигатель в
200 1. с.. максимальная скороеть, —
17 км/чае. броня в 10—19 уу
	Вроме упомянутых работ в 1914—
1916 тг. предложения o постройке танков

поступили OF ряда других  изобретате-
лей (Лебеденко. Быковеп и лр.).

Таким образом. в России был бозлн
первый проект танка и построен первый
в мире танк, Задолго до том, как В
печати (в сентябре 1916 г,) появились
свеления о создании танков за грантией,
русские изобретатели дали больше предл-
жений и проектов танков. чем было сделано
в Англии, Франпии и СИА, вместе взя-
тых.

Отсталость промышленности царской
России. косность и консерватизм высшего
командования парской армип явились 0-
новными причинами, из-за которых рус-
	наша страна—родина танка
	нием цилиндров. lyoko первым разрабо-
fal четырехцилиндровые и шестицилин-
дровые двиталели внутреннего сгорания.

Создателем бескомпрессорного двитателя
внутреннего сгорания высокого сжалия,
работающего на тяжелом топливе, яв-
ляется Я. В. Мамин. Появление бескомпрес-
сорного двигателя с высокой стененью сжа-
тия, работающего на тяжелом топливе,
создало предпосылки для внедрения этого
вида двигалелей в тракторостроение и,
позже, в танкостроение,

В области совершенетвования артилле-
рийского вооружения наиболее значитель-
ные работы Также были выполнены рус-
скими човаторами. Основоположником сов-
ременной скорострельной артиллерии яв-
ляется В. С. Барановский. изготовивший в
1875 г. образец скорострельной пушки. Он
примерно на четверть века опередил зару-
бежных артиллеристов.

Капитальные работы по решению труд-
‘вейших проблем артиллерии были выпол-
‚вены славной плеялой русеких артиллери-
‘стов — А, В. Гадолиным, Н, В. Маиев-
еким, Дроздовым, С. Г. Петровичем и хру-
ГИМИ,

Что касается создания брони, то первые
в мире образцы противопульной брони, из-
готовленной из легированной стали еще в
1855—1856 гг., были сделаны знамени-
тым русским металлургом П, М, Обуховым.
Вак известно. ©1000 изготовления брояе-
	вых плит с помощью проката был предло-
жен в 1859 г. В. С. Пятовым,

В 1899 г. в Росспи был построен
броневой автомобиль. приволившийея в
	вижение с помощью паровой мапгины.
Несмотря на тягчайшие условия и пре-
	пятетвия: воздвигнутые парским режимом
на пути русских новаторов, в России рань-
	Танки были созданы в машинный пе-
рнол войны для преодоления мощной 060-
роны. основой которой являлось автоматя-
ческое и полуавтоматическое оружие в <о-
четании в инженерными сооружениями.
Кроме военной необходимости, выявившей-
ся в ходе первой мировой войны, лля по-
явления танка требовались и технические
прелпосылки: наличие двигателя внут-
реннего сгорания, гусеничного движителя,
брони. автоматического и полуавтомати-
ческого вооружения,

Как теперь документально установлено,
все основные технические предносылки,
необходимые для создания танка. были
впервые осуществлены в работах русских
изобоетателей. Идея применения для п0во-
BOK неколесного хода. значительно повы-
пающего их проходимость и грузопол’ем-
ность. была впервые выдвинута’ в Россий
профессором земледелия Иваном Комовым в
1735 г в книге «0 землелельных ору-
диях» В марте 1837 г. штабе-капитан
Д. Загряжекий. предетавил проект гусенич-
вого экипажа. В этом проекте имелись
вое основные элементы современного гусе-
ничного хода.

Разработкой проектов гусеничного хода
и паровых гусеничных тракторов занима-
лись многие русские изобретатели, Талант-
ливый изобретатель Ф. А, Блинов в 1880 г,
поетройл и успешно испытал работостособ-
ный гусеничный хол. В 1885 — 1887 гг.
	Блинов Построил гусеничный трактор,
который приводилея в движение е по-
MOHIBIO’ IBYX паровых машин, В кон-
пе 90-х голов Блинов начал приепо-
	сайливать евой трактор для YCTAHOBRA на
нем твигателя внутреннего сгорания, Ф, А.
	Блинов. являясь зачинателем гусеничного
Тракторостроения, впервые в мирё создал
		работоепособные металлические гусеницы ий
гусеничный трактор, разработал и прак-
тически осуществил целесообразную схему
управления гусеничным ходом.

Следует отметить, что гусеничный
трактор был построен Ф. А, Блиновым за
двадцать пять лет до появления полугусе-
ничного трактора американской фирмы
Хольг, Нообоснованно претендлующей на
приоритет в постройке гусеничных ма-
шин.

В 1909 г. гаражные мастерекие в Цар-
ском Селе изготовили гибкие гусеничные
ленты, ве помощью которых один из легко-
вых автомобилей был переделан в полугу-
сеничный. Разработав эту конструкцию,
Русско-Балтийский завод © 1913 г. начал
выпускать полугусеничные — автомобили.
Таким образом. русские изобретатели яви-
лись пионерами в создании  гусеначного
движителя,

Русекие работы в области двигателей
внутреннего сгорания также значительно
опережали зарубежные. Ученые нашей
страны, в частности. внесли большой вклад
в разработку теории и в усовершенетвова-
ние. рабочего процесса, двигателей внутрен-
него сгорания,

В 1882 г. изобретатель П. И. Осокин
построил в Нижнем Новгороде первый в
мире хвигалель внутреннего сгорания, ра-
ботавший на керосине. Известный изобре-
татель 0. С. №остаэвич впервые построил
мощный карбюраторный двигатель 6
электрическим зажиганием рабочей eme-
си, Инженер Б, Г. Лункой в 1885 г, екон-
струировал и постропл двигатель внут-
реннего сгорания © вертикальным рас-
положением пилинлра. явившийся прототи-

пом для всех позлнейших. четырехтавтных
двигателей © вертикальным  расположе-
	приволивтийея в  BeCTHO, за рубежом опускание корпуеа на
	грунт при ведении огня было реализовано
в 1942 г. в немецкой самоходной артилле-
рийской установке 6009-мм мортиры, а
пневматические полвескя появились в не-