а сентября 1950 г., пятница, № 214 (3627)

ее о

е навыки
		Коллектив медицинских работников Ky.
ратальского района Талды-Бурганской of.
ласти;

Колхозники колхоза имени Сталина Клеть
ского района Сталинградокой области;

Берестовицкий райком ВП(б) Белоруссии
Гролненской области; 4

Козловщинский райком КП(б) Белорус-
вии Варановичекой области;

Коллектив ‚научных работников, рабочих
и служащих Вурекого института эпиде-
миологии и микробиологии;

Члены apreaw «Craxanosen», пр,
Минск;

Колхозники колхоза «Сталинец» Макд-
ровского района Саратовской облаети;

Колхозники колхоза «Красный Восток»
Меркенекого района Джамбулекой области’

Волхозники колхоза «Социализм» Ce.
ленгинского аймака  Бурят-Монгольекой
ACCP; °

Комсомольцы и несоюзная молодежь №
поконовского района Курской области:
	Трудящиеся MHXaHAOBCKOM = района
Амурской области;
Колхозники колхоза имени  Палинина
	Шацкого района Болынекой области;

Исполком Kopenxoro районном Совету
депутатов трудящихся Ровенской области:

Колхозники  сельхозартели — «Кбаесный
Маныч» Веселовского района Ростовевой
области;

Колхозники сельхозартели «Победа» Уж-
городского округа Закарпатекой области:

Коллектив работников Иловлинской zor.
торы связи СОталингралекой области:

Коллектив связистов Лабинского района
Красподарского края;

Коллектив работников Аосихинското 1ее-
ничества Алтайского краевого управления
лесного хозяйства;

Исполком Татарского городеком Совета
депутатов трудящихся Новосибирской of.
ласти;

Хвастовичекий райком ВЕП(б) и испол.
ком районного Совета депутатов трудящих-
ся Валужекой области;

Отрашенский районный комитет АП(б)
Молдавии;

Комсомольпы и несоюзная молодежь Po
говского района Краснодарского края:

Вомеомольцы и несчозная молодежь Пя-
тихатекого района Днепропетровской обла»
сти;
Коллектив работников Изюмекого несчз-
ного карьера Харьковской области:

Волхозники колхоза имени Рюорошилова
о района  Азербайлжанской

Комеомольцы и несоюзная молодежь Сто-
‘рожинецкого района Черновицкой области’

Коллектив работников Уваровской конто-
ры связи Тамбовской области;

Рабочие, инженерно-технические работ.
ники и служащие хлебозавода, № 5 Ления-
ского района, гор. Горького;

Колхозники и колхозницы, рабочие и рз-
ботницы, специалисты сельского хозяйства
и служашие Вулканештекого района Мол-
давской ССР;

’° Колхозники колхоза имени Ленина Змп-
евсхого района Харьковской области:

Трудящиеся  Саратекого района  Изма-
ильской области;

Богатовский райком ВЕП(б) и исполком
районного Советь депутатов  трудящихея
Вуйбышевской области:
	Трудащиеся „Ивенецкого района _ Бара-
НОВИчекой области:
	Комсомольская организация Государет-
венного учительского института, гор, Ar.
дам Азербайлжанекой ССР:
	Собрание  трулящихея села Антипино
	Нижнс-Тавдинского района Тюменской об-
ласти:
	Вомсомольны и несоюзная молодежь Под-

телковекого района Сталинградской обла-
‚сти;

Колхозники колхоза «Большевик» Зель-
ковекого района Полтавской области:

Курпекий райком ВКП(б) и исполком
	районного Совета депутатов  трудямихся
Сереро-Осетинекой АССР.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	доход того же 1913 года, В соответствии $
планом национальный доход СССР в 1950
оду должен составить 177 млрд. рублей и
превысить на 38 проц. довоенный. Однако
ужо в прошлом году благодаря огромным
успехам промышленности и сельского хо-
зяйства уровень национального дохода
превышал довоенный на 36 проц. ‹...Надо
признать, — товорил товарищ Сталин еще
на XVI партийном с’езде, — что твуп ро-
ста народного дохола в CCCP азлаетея
	oh рекордным» ((от., том 12, стр.
2604).
	Неуклонный рост совокупного общест
вонного продукта и национального дохода
CCCP находит свое об’яенение прежде вое-
то в гигантеком размахе социалистическо-
то производства, в увеличении числа, ра-
бочих и служащих, участвующих в нем, п
возрастании В связи © этим маесы общест-
венного’ труда, в применении на, наших с9-
циалистических предприятиях новой т6х-
ники, в последовательной механизации
производства. Социалистическое общество
пе знает TOTO расточения труда, которое в
условиях капитализма приносят кризисы,
безработица, аграрное перенаселение ит, д.
Советские люди ‚ проникнуты сознанием
огромного. общественного знамения ©воего
труда и относятея кю своим предприятиям с
тем чувством близости к ним, которое яв-
ляется, по выражению товарища Сталина,
	«величайшим двигателем всей нашей про-
мышленности».
	Взаимопомощь п товарищеское сотруд-
ничество свободных от экеплуатацил лю-
дей приняли в нашей стране форму шим-
ко развернузлиегося социалиетического г9-
ревнования. Оно охватило рабочий класе
крестьянетво, интеллигенцию, стало массо-
вым движением трудящихся. Руководимые
партией Ленина-—Сталина, они борются 33
повьинение производительноети труда, 3а
высокопроизводительное использование
техники социалистического ирюизволетва.
	Cerne половины (точнее — 56,5 проц.)
всем прироста национального дохода В
первой нятилетке получено в результате
поста произвотительности труда, Повыше-
ние произволительности труда (на 13—15
проц. ежегодно) ложит в оенове значитель-
ного увеличения национального дохода ив
послевоенное время.
	В связи с семидеелтилетием товарища
И В Сталина привететвия © сердечными

ee?
	  пожеланиями доброго здоровья и долги»
	лет жизни товарищу Сталину прислал”.
Коллектив рабочих, инженерно-техничес-
ких работников и служащих вагонного де-
по Филоново Сталинградекой 5. д.;
Партийная организащия Советского райо-
na Курской области;
Исполком. Ильичевекого районного Совета

депутатов трудящихея и Ильичевский рай-
ком партии Южно-Казахстанской области;
Специалисты сельского ‘хозяйства Bpo-
довского района Львовской области;
Тители гор. Старая Загора. Болгария;
Жители сёла Гранит, Чирпансвой око-
лин, Болгария; ,
Пенсионеры гор. Сливен. Болгария;
Сотрудники министерства ирригации Цен-
	тАЗЛЬьНного народного правительства buTaHe
	ской народной республики;

Демократические женщины гор. Портичи,
Италия;

Рабочие муниципалитета гор. Неаполя,
Италия; .

Фехерапия социалистической партии гор.
Болонья, Италия;

Демократическая молодежь острова Сар-
диния, Италия;

Конфедерация трудящихся сельского хо-
зяйства провинции Беневенто. Италия;

Союз итальянеких женщин провинции
Новара, Италия;

Коммунисты-железнодорожники гор. Па-
дуя, Италия;

Коммунисты и демократически настроен-
ные рабочие завода, «Сан-Джорджо», гор.
Пистойя, Италия;

Рабочие и служащие маеслобойного заво-
да гор. Нловдива, Болгария;

Женщины гор. Марица, Болгария;

Студенты высших учебных заведений
гор. Софии, Болгария;

Трудящиеся гор, Толбухин, Болгария;

‚ Рабочие электропромышленноети гор.
Плевен, Болгария: :

Граждане села Нове Место на Мораве,
Чехословакия;

Учашиеея и преподаватели выешей ca-
нитарной школы в Карловых Варах, Чехо-
словакия;

Рабочие и служащие мебельных пред-
приятий в Остраве. Чехословакия;

Рабочие типографии гор. Хеб, Чехосло-
вакия;

Граждане села Боржитов, Чехословакия;

Граждане пограничной деревни Дольни
Светла, Чехословакия;

Коллектив артели «Северный кондитер»,
гор. Вологда;

Коллектив медициневих работников и
технический персонал Знаменской больни-
‘пы Шаталовского района Воронежской‘ 0б-
ласти;

Коллектив медининских работников, ра-
бочих и служащих Курской областной ту-
беркулезной больницы;

Колхозпикя колхоза имени Сталина
Щапкинского района Тамбовской области:

Инженерно-технические работники ип
‘служащие Новосибирекой геологической
экспедиции «Транепроекткарьер» главного
управления путевого хозяйства Министер-
ства путей сообщения:

Коюлхозники колхоза имени 82 головщи-
ны Октября Саркенского района Ровенской
области:

Большевики Тукумского уезда. Латвий-
ской ССР;

Волхозники колхоза «Мировой Октябрь»
Усть-Калманского района Алтайского края:
	Рабочие и инженерно-технические работ-
	ники  Каневском  линейно-техничесного
узла Министерства связи, Краснодарский
край: `
	horxosHukn колхоза «Золотая нива» Ту-
голуковекого района Тамбовекой области:
	Воллектив работников Смоленского обла-
етного комитета радиойнформации:
	Колхозники колхоза имени Кирова
	эзиграевекого аймака Бурят-Монгольекой
АССР:
	Петриковский райком КП(б) Белоруссии
Полесской области:

КРАСНЫЙ
	сть старшинам командирские навыки
			Результаты боевой и политической учебы личного состава кораблей и полраз-
делений в большой степени зависят от повседневной и кропотливой работы офи-
церов со старшинами. Sta работа должна быть направлена на то, чтобы
привить каждому старшине командирские навыки, научить его правильно ру-
ководить матросами, обучать их и воспитывать. Задача офицера — широко про-
пагандировать опыт передовых старшин, умело воздействовать на тех, которые
оу,  внолнамт ‘почетные обязанности непосредственных начальников и
	плохо выполняют почетные
воспитателей матросов.
	Сегодня мы печатаем несколько корреспонденций, в которых рассказывается
о положительной работе со старшинами и распространении их опыта обучения
’ полпитания матросов. Этот опыт заслуживает того, чтобы его использовал
	помощники
	в своей практической деятельности каждый офицер.
			[]ропаганда
передового опыта
	В нашем подразделении старшины Oe
стоянно обмениваются опытом воспитания
и обучения подчиненных. Только 38 п0-
следние два месяца они обсудили такие
вопроеы, как организация и проведение
тренировок, работа © отстающими матро-
сами. воспитание личного состава.

Занятия, па которых етаригины обмени-
ваотея опытом, организуются особенно
тщательно. Офицер Мамчур и другие за-
благовременно назначают из числа стар-
шин— отличников боевой и политичеевой
полтотовки докладчиков, помотают им п-
товиться к выетуплениям. Благодаря это-
му старшины подразделения имеют BO3~
можность проверить свои методы восмита-
ния и обучения матросов, перенять новое
и ценное У товарищей.

Было, например, установлено, что от-
дельные старшины недостаточно хорошо
тотоватся к занятиям, а при проведении
их допуекают условности, не используют
натлялные пособия, мало обращают внима-
ния на ототающих матросов. Аналивируя
работу старшин, офицер Мамчур пришел
к выводу, что не все они владеют мето-
дикой обучения подчиненных, и решил
очередное занятие со старигинами поевя-
тить этому вопросу.

Отличник боевой и политической полго-
TORBEN главный старшина Федоров расска-
вал о том. как хорошо составленный план
помогает ему проводить занятия и трени-
розки. План он составляет за два-три, дня
ло тренировки, причем точно определяет
ее цель, очерелноеть выполнения элемен-
тов, наглядные пособия, место, время
ит т Перел качалом трепировки главный
	старшина проверяет теофетические знания
  матросов. после чего каждому из них дает!
	конкретное задание. С отетающими матро-
сами тов. Федоров запимаетея сам, а 05-
тальных подчиненных разбивает на груп-
пы, назначая старших из числа отлични-
ROB.

Главный старшина Вравцов подчеркнул
важное значение своевременной подтотов-
ви материальной части и Наглядных по-
собий к занятиям. Тов. Кравцов веегда
рассчитывает, сколько матросов будет тре-
нироваться У механизмов. Это помогает
старшине более рационально использовать
учебное время для обучения матросов.

Обмен опытом ‘помог старшинам значи-
тельно улучшить качество тренировок. В
	 боевой учебе изжиты условности, ортани-
	зованы дополнительные занятия с отстаю-
щими.

Особенно большую пользу  старшинам
принес обмен опытом воинекого воепита-
ния подчиненных. Главпый етаршина Co-
колов поделилея © товарищами опытом
изучения личного состава. Он часто быва-
ет среди ‘подчиненных, поэтому знает ин-
дивидуальные особенности кождого матро-
га, ‘его наклонности, нужды и запросы.
Это дает возможность стаушине воепиты-
вать прекраеных смециалиетов,
	Интересным и поучительным было вы-
ступление главного старпины Укрюкова.
Он рассказал о том, как нало прививать
подчиненным любовь к специальности.
Случается, что воины, которые @ огром-
ным желанием берутся за изучение самых
сложных специальностей, е большой Heo-
хотой служат писарями или коками. Так
было, например, с матросами Медведевым
и Any: ловым. Цо прогьбе главного етарши-
ны было проведено комеомольское собра-
ние с повесткой дня «Любая спецниаль-
ность на Флоте важна и почетна». Тов.
Укрюков несколько раз побеседовал с мат-
росами, расеказал им о работе коков в пе-
риод Великой Отечественной войны, на-
помнил, ч10, например, коки могут и
должны стать отличниками.

Работа старшины принесла положитель-
ные ‘результаты.

Капитан Н. ДРОЖДИНОВ,

Освоение методики
занятий
	Обучение мзтросов специальности, HA
занятия на боевых постах проходят под
руководством старшин. Поэтому важнейшей
задачей командиров подразделений явтяет-
ся привитие старшинам методических Ha-
вЫКоВ.

В подразделении тов. Степашкина Bee
занятия прозодятея старшинами по ила-
нам-конспектам. Офицер проверяет подго-
товленность старшин, указывает, на какие
вопросы обратить внимание личного CO-
става, затем утверждает планы-конечекты.
(Следующим условием, определяющим успех
занятия. является учеба непосредственно у
материальной части. Было время, вогда
заведывания изучалиеь по чертежам. Не
уливительно, что практические навыки
изтросов были в то время слабы.

Офицер Степашкин учит подчиненных
использовать каждую переборку механизмов
и систем для глубокого и детального их
изучения. У разобранного механизма легче
понять взаимодействие частей, представить
возможные неисправности и способы нзи-
более быстрого их устранения. Важно и 19,
что занятия непосредственно у материаль-
пой части приучают матросов ориентиро-
ваться ереди механизмов и приборов.

Олнажлы офицер Степаликин присутетво-
зал на занятиях, которые проводил стаф-
шина 1-й статьи Старик. Старшина знает
технику хорошо, к занятиям готовитея до-
бросовестно. Излагая материал, он, однако,
допустил некоторые условности: практи-
чески не показывал, что и как надо делать.
В результате этого при контрольном опросе
матросы Васецкий и Макаров действовали
неуверенно, оптибалиеь, приематривалнсь в
приборам.

Офицер собрал старшин и разобрал атот
случай. Он указал, что во время занятий
необходимо производить практические дей-
CTRILA, причем привлекать этому и матро-
сор. Тотла они глубже усвоят материал и
приобретут уверенность в Своих навыках.

Иногла очень трудно создать Условия
тренировок, приближенные в боезым. В
этом случае нужно шире применять ими-
тирующие средства, мопользуя для обуче-
ния личного состава, учебно-тренировочные
помещения. -

Офицер Степаликнн в своей практике
обучения подчиненных умело ° использует
показательные занятия. Часть личного го-
става фактически выполняет обязанности,
а остальные воины наблюлают за их дей-
стрнями, учатся точно соблюдать инетрук-
нии п наставления. В конце занятия про-
узволитея разбор, в котором принимают
участие все матросы и старшины.

К сожалению, бывают случаи, когда
допускаются условности и упрощенчество,
a. полготовка к ванятиям ведется формаль-
но. Олнажды командир подразделения при-
CYTCTROBA Ha занятиях. которые проводил
главный старина Гурин. Оказалось,. что
план-конспект был воставлен не тов. Гу-
щиным, а другим старшиной еще год
назад. Вею подготовку к занятию старигипа,
свел к тому, что отыскал старый план-кон-
спект. Офицеру пришлось отменить заня-
тия. На партийном собрании коммунисты
указали тов. Гущину на ето формальное
отношение к обучению подчиненных.

Еще раньше партийная организация
указывала офицеру Данеляну нз то, что он
слабо контролировал занятия, которыми ру-
ководили старшины. Офицер Данелян и
тлавный етарпитна Гущин исправили ©вон
ошибки. Сейчас они успентно обучают под-
чиненных. Но инициативе комсомольского
бюро в подразделении организован обмен
опытом работы между старшинами. Благо-
даря заботе коммуниетов я комсомольцев
о боевой учебе воины успешно овладевают
специальностью, а ряды отличников непре-
рывно растут.
	Старший инженер-лейтенант
	Г. БАРШЕВСКНИИ.

Ближайшие
	офицера
	КТ 3
	00 этом, я вызвал старнгину, етрого пого-
ворил с ним и потребовал, чтобы он нало-
жил взыскание своей властью. Я предупре-
хил тов. Халенкого, что если подобное по-
вторитея, то подвергнется наказанию OH
сам. Оптибка тов. Халецкого стала. предметом
обсуждения и на совещании старшин под-
равделения. Он сделал для себя правиль-
ные выводы и впоследствии подобных про-
махов не допускал.
	На совещании обсуждалея также  слу-
чай, имевший место в работе старшины
1-й статьи Шемшуфрова. Его подчиненный
старший матрое Чернышев получил ваы-
скание за плохое поведение на берегу. Не
прошло и недели, как тов. Шемшуров уже
позабыл 05 этом и начал ходатайствовать
© поошрении тов. Чернышева. Пришлось
раз’яенить тов. Шемшурову, а вместе с
ним и другим старигинам, что нельзя столь
легкомысленно относиться к Ноошрению
подчиненных,
	Партийная и комсомольская организации
активно помогают офицерам прививать
старшинам командирские навыки, На. пар-
THRHLIX собраниях острой критике подвер-
тается деятельносвть коммунистов старитин,
допускающих послабления в вопросах
‘дисциплины. В отделении старшины 2-й
статьи Пильщнкова наблюдались недочеты.
Это тревожило и командира подразделения
и партийную организацию. С тов. Пильщи-
ковым несколько раз беседовали на засе-
дании партийного бюро и в конце-концов
за слабую требовательность к подчиненным
вынуждены были привлечь его К партий-
ной ответственности. Эта мера оказала
должное воздействие на коммуниста Пиль-
щикоРва, Он изменил свое отношение & BOC-
питанию матросов, повысил  требоватёль-
ность и в короткий срок добилея резкого
повышения дисциплины в отделении,
	Бюро комсомольской организации систе-
матически слушает. и обсуждает на своих
заседаниях вопросы, связанные в  дея-
тельностью. комеомольцев-старшин: © CO-
стоянки ‘дисциплины, © воспитательной
практике в отделениях и т. дл. Вомеохоль-
скзя организация сумела добитьея от cTap-
	шин — членов БЛАОМ примерноти в
‘учебе и дисциплине,
	Bee aro вовсе не значит, что у нае пол-
ностью изжиты недостатки в вопросах
дисциплинарной практики. Еще многое

предстоит сделать. И решающую роль будет.

играть повеедневная индивидуальная рабо-
та офицеров co старшинами. Командир под-
разделения обязан всегда быть в курсе
состояния дел в отделениях. Только Takada
осведомленность позволит ему действенно
реагировать на вее недосталки.
	Командир подразделения должен строить
свою деятельность так, чтобы старшины
постоянно находились в центре его внима-
ния. Он обязан своевременно подмечать и
поддерживать разумную инициативу етар-
шины отделения, поошрять его правильные
действия и всемерно укреплять его авто-
purer, Только при Этих условиях cTap-
шина будет чувствовать себя полновласт-
ным начальником матросов.
	Старший инженер-лейтенант
Б. ЛАПШИН.
	Старигина-—ближайший помощник офи-
Hepa в обучении и воспитании матросов. Он
несет полную ответственность за состояние
дел в отделении, на боевом посту. Or yue-
ния старшины правильно использовать
свой права, зависит успех воспитательной
работы в отлелении. Практика  деятель-
ности наших старшин полностью  пПод-
	тверждлает этот вывод.
	Старшина отделения котельных мМаши-
нистов, секретарь комсомольской  ортани-
зации подразделения тов. Вощечков — ют-
личный специалиет, требовательный, авто-
ритетный начальник. Старшина 2-й статьи
Рощечков никогда не пропустит какого-ли-
бо отступления от уставного порядка. По-
мимо наложения взыскания на провинив-
птегося, старшина, каждый такой случай
обязательно разбирает в личным составом
отделения. Среди подчиненных старшины
Вощечкова продолжительное время нет
дисциплинарных  проступков. К:
пмеют много поошрений за примерную
службу, большинетво — отличники боевой
и политической подготовки.
	Передовой опыт таких старшин, Rib
тов. Вощечков, мы широко распространяем
среди всего старшинского состава корабля.
На регулярно проводимых совещаниях рас-
сказывается о достижениях в передовых
отделениях. Так, например, в текущем году
старшины дважды обзуждали на, специаль-
ном собрании вопросы дисциплинарной
практики. Деятельность каждого старшины
отделения подробно обсуждалась его това-
рищами, тщательно анализировалиеь ошиб-
ки и промахи, изыскивалиеь пути Е их
устранению.

Когда начинаешь вникать во причины
нерадивого отношения некоторых матросов
к своему заведыванию, неточного соблюде-
ния имп инструкций и наставлений по
уходу ва техникой, то неизменно прихо-
дишь к выводу, что вее эти недостатки
об’ясняютея слабой  требовательностью
старшины отделения, его неумением 06у-
чать и воспитывать подчиненных. У неко-
	торых старшин, особенно из тех, кто вы-
р9е в том же отделении, не изжито пани-
братетво с подчиненными. Старшина под-
чае рассуждает так; как я буду erpord
требовать с матроса, накладывать на него
взыскание, сели я сам недавно был ряло-
вым бойцом? Такие рассуждения непра-
Вильны и велут к ошибкам в дибциили-
нарной практике. Вместо того чтобы от-
дать приказание втастным тоном и чет-
ким команлным языком, во допускающим
возражений, молодой старшина уговари-
вает матроса. Чурствуя послабление, несо-
знательный матрое начиплет обсуждать по-
лученное распоряжение. Бывает и так. (0-
веритил, допустим, матрое проступок. Вме-
сто того чтобы самому воздействовать на
прозинивигегося, старшина идет с жалобой
к вышестоящему начальнику, а т0 и во-
все оставит нарушения дисциплины ‘без
последотвия.

Подобные случаи бывали и в практике
старшин Халешкого, Ананьина, Семенова.
Я вмешался в действия старшин, помог им
исправить ошибку. Однажды матрос. Сучков
грубо ответил стариеине подразделения. Из-
за ложного понимания чувства дружбы
	тов. Халецкий не наказал матроса. узнав
	KOHCYV ЛЬТА ЦИЯ

В процессе общественного производства
воспроизводится и та специфическая обще-
ственная форма, в которой протекает этот
процессе, иначе товоря, воспроизводятся
производственные отношения общества.
Капиталистическое воспроизводство пред-
полагает сохранение буржуазного общества
с его разделением на клаес капиталистов
и класо наемных табочих; предполагает
сохранение капиталистической эксплуата-
ции и всех других уродетв, свойственных
этому обществу. Воспроизводство капита-
листических производственных отношений
сопровождается обострением противоречий
между общественным характером производ-
ству и частно-капиталистической формой
присвоения, усилением противоположноети
между трудом физическим и трудом ум-
ственным, между городом и деревней.

Социатистическое  воспрочзводство в
СОСР также означает воспроизводство всех
присущих социалистическому обществу
преизводетвенных отношеняй. Они воепро-
изводятея в расширенных маештабах на
основе непрерывного роста и укрепления
социалистической собетвенноети — в ре-
вультате капитальных вложений тосудар-
ства A ROAXOZOR, на основе постоянного ро-
ста удельного веба коциалистичееких форм
собственности, на основе укрепления и раз-
вития социалистических приндипов орга-
низации производства и распределения.
Социалистическое общество характеризуют
не разобщенноеть, He глубокие экономиче-
екие и политические противоречия между
социальными группами, мрисущие капита-
листическому обществу, a постепенное
стирание всяких социальных различий И
развитие коммуниетичееких отношений.
	Таким 09разом, расширенное воепрои?-
водетво социалистических произзодствен-
ных отношений являетея могучим факло-
ром строительства нового общества и преж-
ле всего социалистической экономики,
		во-первых, средетва производства и, BO-
вторых, предметы потребления, удовлетво-
ряющие индивидуальные потребности и
общественные нужды трудящихся. В изве-
стной своей части общественный продукт
содержит также и срелетва обороны (воен-
ная техника). Сосуществуя с капиталиети-
ческими государствами, враждебными стра-
не социализма, социалистическое общество
вынуждено производить военную IPPOIYE-
	цию, которая не являетея об’ектом ни
производетвенного, ни личного потребле-
НИЯ.
	Создание общественного продукта тре-
буст затраты на его производетво основных
и оборотных фондов. В основным фонлам
народного хозяйства относятся производет-
венные здания, машины и ‘оборудование,
железнодорожные пути, парк тракторов и
комбайнов, рабочий скот и т. д. Эти еред-
ства производства, изналииваютея постенен-
но, в течение ряда производетвенных цик-
лов. № оборотным фонлам относатся: сырьо,
топливо, семена, корм для кота и проч.
Эти средства производства участвуют в
одном производственном цикле и целиком в
нем потреблпотся.
	Что Касается стоимости общественного
продукта, то она состоит, во-первых, из
стоимости средетв производства, соответет-
вующей стоимости затраченных оборотных
фондов и амортизации основных фондов
(изное машин и оборудования) и, во-вто-
рых, из стоимости, которая создается тру-
дом в течение данного года. Таким обра-
30м, стоимость годового общественного про-
дукта складывается из перенесенной ста-
рой стоимости, равной стоимости потреб-
ленных за год средств произволетва, и
стоимости, вновь созданной. Та чаеть
стоимости ‘общественного - продукта, —ко-
торая вновь создается в течение года, со-
ставляет национальный (народный) доход.
Он используется на потребление и социа-
листичеекое накопление.
	Законом социалистичеелото расширенио-
го воспроизводетва в Советском Союзе яв-
ляется неизменный и быстрый рост нацио-
нального дохода. В 1926 году националь-.
ный доход СССР составил 21,7 млрд. руб-
лей (в ценах 1926/27 года), превысив.
на 3 проц. уровень 1913 года; в 1940 го-
ду он достиг 128,3 млрл. рублей и превзо-
шел в шесть © лишним раз национальный
	Социалистическое
воспроизводство в СССР
	рост совокупного общественного  про-
Дувта, ‚

расширенное  воспроизводетво рабочей
СИЛЫ.
	Процесс ` общественного воспроизводства
в СССР представляет полную противо-
положность процессу воспроизводства при
камитализ ме.
	Вапиталистическое воспроизводство осу-
ществллетея на основе частной собетвен-.
ности на ередства производетва и экеплу-
атации наемных рабочих. Происходит оно
стихийно, и стимулом для его развития
являетея неограниченная и безмерная
жажда прибыли, присущая буржуазии.
Но в условиях капитализма роету ‘произ-
водетва не отвечает платежеспособный
спрос пкироких трудовых масс, за счет 00-
нищания Которых промеходит  капита-
листичеекое накопление  Наталкиваяеь
на ограниченность потребления Mace,
рост  производетва порождает  экономи-
ческий кризис, нарушающий весь про-
цесс воепроизводетва и обращения общеет-
венного капитала. Кризие еменяетея де-
прессией. За ней следует фаза некоторого
оживления, затем под’ема, нового «процве-
тания», на высшей точке которого вновь
внезапно разражаетея экономичеекая ката-
строфа. Катастрофа эта неизбежна, ибо
‘сохранились все противоречия капитализ-
ма, порождающие кризисы, которые обре-
кают на уничтожение огромную маееу про-
изводительных сил общества. В опусто-
шительных экономических кризисах, пе-
риодически прерывающих круг развития
капиталистичеекого хозяйства, с исключи-
телькой яркостью проявляются неприми-
римые противоречия между его производи-
тельными сидами и производетвенными от-
ношениями. Капиталистические произвол-
ственные отношения становятея препятет-
вием лля лальнейнюго пазвытия произво-
	JHTCIbR DIX CHAI.
	Основой социалистического воспроизвод-
ства является общественная собственность
на орудия и ередетва производства. Народ-
ное хозяйство СССР, представляющее собой
единый организм, свободно от антагонисти-
ческих противоречий капиталиетического
хозяйства и ше знает экономических кри-
зисов, причивы которых в корне уничто-
жены. Развитие производства подчинено в
Halle стране не принципу конкуренции и
обеспечения капиталистической прибыли,
а принципу планового руководетва, созда-
ющего возможность непрерывного и быст-
рото пол’ема хозяйственных сил страны, а
также. систематического повышения мате-
риального и культурного уровня, трудя-
щихся.
	Характеризуя особенности социалистиче-
ского общества, товарищ Сталин указы-
вает: «Здесь уже Нет ни Экоплоататоров,
ни экоплоатируемых. Пооязведенные mpo-
	‚дукты распределяются п0 труду согласно
	принцииа: «кто не работает, тот не ест».
Взаимные отношения людей в процессе
производетвая характеризуютея вдесь, как
отнопюния товарищеекого сотрудничества
и социалистической взаимопомощи евобод-
ных от.экеплоатация работников. Здесь
производственные отношения находятся в
полном COOTBETCTBHH е состоянием промз-
волительных сил, ибо общественный ха-
рактер процесса произволелва подкренляет-
ея общественной собственностью на сред-
ства производетва.
	Поэтому социалистическое произволество
в CCCP не знает периодических кризисов
перепроизводства и связанных ¢ ними
неленостей,
	Поэтому производительные силы разви-
ваютея здесь ускоренным темпом, так как
соответствующие им производственные от-
кошения дают им полный простор для та-
кого развития» (Й. Сталин. «Вопоовы
	ленинизма», изл. 11-е, стр. 558).
	Народное хозяйство Советского Союза
развивается по законам  социалистического
раепенренного воспроизводства.

Общественное  воспроизводетво есть
непрерывное возобновление процесса» про-
изводства. Как материальное условие, об’-
ективно необходимое для жизни общества,
оно присуще всякому общественному строю.
«Какова бы ни была общественная форма
процесса производства, — писал В. Маркс,
— он во всяком случае должен быть не-
прерывным, т. е. должен периодически вее
снова и снова пробегать одни и те же ста-
дии. Общество не может перестать произ-
водить, как, не может оно перестать лотреб-
лять. Поэтому всякий процесе обществен-
ного производетва, расематриваемый в по-
стоянной связи и в непрерывном потоке
своего возобновления, является в то же вре-
мя процессом воспроизводелва» (В. Маркс.
«Капитал», том Г, стр. 443, изд. 1935 г.).

Различают воспроизводетво простое в
расширенное.  Шросме воспроизводство
‚предполагает, что производство возобнов-
ляется в неизменяющихея размерах, что
общество производит в определенные.
сроки одну и ту же массу продукции.
Расширенное воспроизводство характери-
зуется все возрастающими  масштаба-
ми производства и, соответственно, поего-
янным ростом производимой продукции.

Закономерноети и особенности воспроиз-
водетва определяютея существующим в
каждом данном обществе способом  произ-
водетва. Еели производетво имеет капита-
листическую форму, то и воспроизводетво
имеет такую же форму. Социалистическому
производству соответетвует и сопиалиети-
ческая форма воспроизводетва,

Социалиетическое расширенное воспро-
изводетво включает в себя:

укрепление и рост свопиалиестических
	производственных отношении,
	В процессе социалистичеекого расширен-
HOM воспроизводства создается обществен-
ный продукт. Этот продукт есть совокуп-
ность материальных благ, произведенных
в течение года.

По своему экономическому назначению
общественный продукт представляет собой,